Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. История вится перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана. В Конституции Республики Казахстан косно- вополагающим принципам государства относится также и казахстанский патриотизм. На сегодняшний день цели и задачи воспитания студенческой молодежи определяются в соответствии с потребностями общества. Как подчеркнул Глава Государства НА. Назарбаев в своем выступлении на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана историческое сознание казахстанцев должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему На данный момент вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена различной обществен- но-политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями, которые буквально навязываются СМИ как некие общественные идеалы. В этом информационном потоке молодым людям, не имеющим достаточных знаний и необходимого жизненного опыта, бывает очень трудно адекватно добраться до сути и оценить ее. Это повышает роль воспитания как целенаправленного, специально организованного педагогического процесса, направленного на организацию разнообразной деятельности с целью формирования у молодежи политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития ее способностей и духовных сил. Воспитательная функция осуществляется в процессе политической социализации, заключающейся в участии студентов в посильной и доступной общественно-граж- данской деятельности, в том числе участие в различных общественно-политических акциях, конференциях, иных мероприятиях. Входе этой деятельности у студентов происходит формирование таких чувств, как привязанность к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к государственному и родному языку, к государственной символике, забота об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, отстаивание ее свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому Республики Казахстан и унаследованным от него традициям, стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Отчизны, те. всех тех чувств, из которых складывается патриотизм как явление. В Карагандинском государственном техническом университете по инициативе ректора, академика НАН РК Га- залиева А. М. была разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента Республики Казахстан. Интересным представляется мотиваци- онное обоснование этой модели патриотизм, понимаемый как любовь к Родине, как гражданская ответственность за ее судьбу можно формировать разными способами, в том числе через изучение истории страны, ее великих и трагических страниц. В соответствии с разработанной в КарГТУ моделью патриотического воспитания его основой может стать также изучение жизни великих личностей, составляющих гордость страны. Для современного Казахстана такой личностью, безусловно, является НА. Назарбаев. С именем Президента страны НА. Назарбаева казах- станцы связывают стабилизацию и модернизацию экономики страны, повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана. Сего именем казахстанцы связывают демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека в обществе, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия, превращения страны в центр всемирного диалога религиозных конфессий. Следовательно, в жизни нашего государства нет сферы, где так или иначе не прослеживалась бы роль Первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назар- баева. Колоссальная внутренняя энергия, необычайная концентрация воли, решительность и мудрость позволили НА. Назарбаеву стать непросто Президентом страны, а настоящим национальным Лидером, олицетворяющим Казахстан не только в глазах собственного народа, но и за рубежом. Все это позволяет рассматривать личность Президента РК Нурсултана Абишевича Назар- баева как пример служения своей Родине, своему народу, как образец истинного патриотизма. Знакомство с формами и методами реализации Концепции патриотического воспитания на примере Первого Президента страны НА. Назарбаева, разработанной в КарГТУ, показало, что значительная роль в достижении поставленной цели отводится кураторской работе. Для того, чтобы сделать ее более эффективной, в 2009 г. в Университете была подготовлена и издана книга Патриотическое воспитание на примере Первого Президента страны НА. Назарбаева. В помощь кураторам. Она состоит из статей, посвященных основным этапам жизненного пути Главы государства, его вкладу в становление и развитие экономических, политических, социальных и духовных основ суверенного Казахстана, его роли в создании позитивного имиджа страны в мировом сообществе ив превращении Республики Казахстан в регионального лидера. Кроме того, в книге предлагаются тематика кураторских часов, а также методические рекомендации по их организации. Цельность и последовательность в реализации общей Концепции обеспечивают Планы мероприятий по патриотическому воспитанию, разработанные для каждого учебного семестра и предполагающие преемственность воспитательной работы. Традиционной, но от этого не менее значимой формой патриотического воспитания в КарГТУ являются конференции, такие, например, как Президент и современная молодежь — как грань казахстанского пути, Задачи студенческой молодежи по реализации решений Первого съезда Молодежного крыла «ЖасОтан» НДП Ну- рОтан»«, Казахстанский патриотизм состояние, проблемы и пути формирования и т. д. Обращает на себя 653 “Young Scientist” . # 6 (110) . March внимание большое число студентов, участвующих в конференциях, что свидетельствует об их заинтересованности этой деятельностью. Новой, но очень эффективной формой воспитательной работы в университете стало создание на базе телестудии КарГТУ цикла видеолекций по патриотическому воспитанию, которые могут быть использованы при подготовке и проведении кураторских часов. По мнению ректора университета Газалиева А. М, они могут стать особой формой доверительного, живого общения с молодежью. На сегодняшний день можно суверенностью сказать, что есть положительные результаты в проведении патриотического воспитания. «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде, всего гордость за страну и ее достижения, — говорится в послании Назарбаева народу Казахстана Стратегия Казахстан новый политический курс состоявшегося государства, размещенном на официальном сайте главы государства. По его мнению, сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы. Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания, — полагает он. По его словам, к 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле, — подчеркнул Назар- баев. Президент отметил, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе, — добавил глава государства Нона сегодняшний день существует такое понятие как национализм. Не стоит путать с патриотизмом. Оба этих слова используются неопределенно, и любые их толкования оспариваются. В тоже время нельзя смешивать данные понятия. Национализм — это политическая идеология, основная цель которой — защита интересов конкретного народа, его языка, традиций и обычаев. Понятие зарождается в условиях борьбы с глобальной верховной властью, где относительно небольшие социальные общности перемалываются в кругах имперских интересов. Отдельные течения национализма противопоставляют свой этнос другим народам, считая его более развитыми совершенным. На данный момент в данных понятиях представлено множество концепций и идеологий. В основе патриотизма лежит любовь к своей родине и стране, а в основе национализма лежит любовь к собственной нации. Таким образом, у людей разные взгляды, как к согражданам, таки к иностранным гражданам. Патриот будет уважать всех граждан страны, а к гражданам другой страны будет относиться настороженно. В то время как националист косо смотрит на представителей других этносов. Неважно кто это, гражданин страны или иностранец другой цвет кожи, отличное от других произношение, то он автоматически становится врагом человека, а возможно даже и об- щества. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство — гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов защищать все присущие этой нации недостатки и глупости [5, с. В статье Джорджа Оруэлла Заметки о национализме, британский писатель и публицист рассматривает понятие национализм как несвязанное с нацией, те. географическим положением и определенной расой. Он рассматривает людей, как насекомых, и что к каждому из них может быть приклеен ярлык плохой или хороший. Патриотизм носит оборонный характер, как в военном, таки в культурном отношении, но при этом не навязывается силой другим людям. В то время как национализм неотделим от стремления к власти. Каждый стремиться достичь большей власти, ноне для себя, а для нации или группы к которой он себя относит. Автор также подчеркивает, что националистические чувства могут быть только негативными. Националист это тот, кто думает исключительно. Он может быть позитивными негативным, те. использовать свою интеллектуальную энергию для возвеличивания или уничижения, нов любом случае его мысли направлены на победы и поражения, триумфы и унижения. Д. Оруэлл также отмечает три основные черты националистического мышления одержимость, нестабильность, безразличность к реальности. К одержимости относится то, что ни один националист не будет думать, писать и говорить ни о чем, кроме превосходства своей собственной группировки. Тем самым показывая, что он причастен к ней. Прима- лейшей тени на группировку националиста, выводит его из себя, и избавиться от этих чувств он может, только дав решительный отпор. Нестабильность, очень часто основатели националистических движений даже не принадлежат той стране, которую они прославили. Иногда они просто иностранцы, или, чаще всего выходцы провинциальных Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. История районов. И их национальность сомнительна. Например Иосиф Виссарионович Сталин, Адольф Гитлер, Наполеон Бонапарт. В третьем пункте — безразличие к реальности, публицист упоминает, что любое действие националиста будет расцениваться как хорошее или плохое, не по существу, а относительно того, кто осуществляет данные действия. Практически нет нарушений законов — пыток, тюремное заключение без суда, принудительного труда, использование заложников, — если их совершает наша сторона. Националист не только не осуждает преступления, совершаемые его собственной стороной, но обладает замечательным свойством вообще не слышать о них. Целых шесть лет английские обожатели Гитлера предпочитали не знать о существовании Дахау и Бухенвальда. Каждого националиста неотступно преследует убеждение, что прошлое можно менять. Он подолгу живет в некоем фантастическом мире, в котором события совершаются так, каким следовало бы. И националист, если ему представится такая возможность, обязательно перенесет часть своих мечтаний в исторические книги. Таким образом, можно сделать вывод, что национализм провоцирует к разобщенности народа страны, что может привести даже к распаду страны, в то время как патриотизм сплачивает государство, при этом, неважно, какой национальности будет человек, независимо от его вероисповедания и прочих расовых признаков. Национализм это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, нов тоже время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте — Джордж Оруэлл Есть люди, которые мечтают уехать из страны и, мечтая о заграничной жизни, говорят, что у нас всё плохо, что всё не так, как надо, что мы безнадежная страна и ничего уже не изменить. Асами они что-нибудь для того, чтобы это изменить предприняли Так если все будем бежать, тони чего и не улучшиться. Кому всё менять Кому улучшать Люди забывают о судьбе страны, не принимая активного участия в её истории, не ходя на выборы и нарушая закон. Мы считаем, что если уж любить Родину, то любить всем сердцем. И нив коем случае нельзя отворачиваться от не. Да, у нас много минусов и проблемно только любя е, мы можем их исправить. Как говорил й президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди: Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины Как можно говорить о патриотизме, когда нынешняя молодежь даже не знает своей истории, когда нет уважения к старшим. Теряются идеалы и цели. Существование многих людей становится бессмысленным. Поколение наших родителей ещё имеет какие-либо осознанные и полезные ориентиры, анаша молодёжь в большинстве своём этих ценностей перенять не смогла, а в большей степени не захотела. У нового поколения свои взгляды на жизнь. И молод жь расставила приоритеты с точностью наоборот. Сейчас на первом месте стоят модные вещи, машины, деньги, в общем, материальные блага. Учёба отодвигается на второй плана всевозможные развлечения на первый. Люди стали забывать историю Родины, уже не помнят национальных героев, а вместе с этими совсем забывают ценности. Проблема в том, что сознания молодёжи не хватает, чтобы осознать нынешнее критическое положение, и предпринять какие-либо действия, для их исправления. Задача нашего поколения — сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды. В заключение нашей работы хотим процитировать слова великого русского писателя Валентина Пикуля Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы — как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени — сих нелегкой и сложной судьбой Литература. Назарбаев, Н. A. Қазақстан тәуелсіздігіміз: тарихта ғылымыдары және қазіргізаман //Егемен Қазақстан. — 1996. — 17 желтоқсан. 2. Патриотическое воспитание молодежи состояние и перспективы. http://www.parlam.kz / 3. Выступление Президента Республики Казахстан НА. Назарбаева на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана Стратегия Казахстан — 2050»: один народ — одна страна — одна судьба. http://www.akorda.kz / 4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. http://enc. mangystau.gov.kz / 5. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости (сборник. — М Философия, 2015. — с. 403. 6. Оруэлл, Д. Заметки о национализме. http://www.orwell.ru 7. Инаугурационная речь президента Джона Фитцджеральда Кеннеди. http://www.jfklibrary.org / 8. Пикуль, В. Полёт и капризы гения. http://mreadz.com / 655 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Об описании событий периода правления монголов в источниках на староузбекском языке Отамуротова Робияжон Олимбоевна, преподаватель Отамуротов Дилшод Олимбоевич, студент Нураддинова Севара Жамоладдиновна, студентка Ургенчский государственный университет имени Аль-Хорезми (Узбекистан) В недавнем прошлом было под запретом говорить о великих людях, их статусе, подвигах, а также их трудах, занимавших достойное место в длительном историческом периоде, так как, всестороннее обсуждение деятельности лиц, правящих обществом, и одновременно занимавшихся другими отраслями, требует глубокого осмысления и потенциала, быть лицом с широкими и прочными знаниями. Особенно нужно обращать внимания на тех, кто оставил блестящий след в истории узбекской национальности и писал об истории монголов в период царствования монгольских правителей. В трудах нашли своё отражение не только история монгольских правителей, но и своеобразия того времени. Ценнейшими произведениями, обладающими богатыми данными для изучения истории Средней Азии, в частности, период монголов считается произведение «Таво- рихи гузидан нусратнамэ», исторический труд Мухаммад Салиха «Шейбанинамэ», труд Абулгази «Шажараи тюрки монгол». По словам ПИ. Лерэса, произведение «Таворихи гу- зида нусратнамэ» написано Султан Валадом, который был сыном известного просветителя, поэта Джалалиддина Руми [1, с. Однако Султан Валид жил 300 лет раньше (1226– 1312 гг.) до появления данного труда. А. А. Семенов, Р. Г. Мукнинова и В. П. Юдин считают, что «Таворихи гу- зида нусратнамэ» написано Шейбаниханом или по его активному участию [2, с. Во вступительной части произведения автор именует себя странником. Далее пишет, что ему поручили выбрать исторические факты с книг «Тарихи джаханнамаи», написанный о Мунке, «Таворихи гузида» посвященный дочери Казахана, а также включить в новый труд и историю о Шейбанихане и, после этого, он составил сборник которому он дал название «Таворихи гузида, нусратнамэ» Книга о победах. Избранные годы. Значит, произведение было написано одним из приближенных историков Шейбанихана [2, с. 14]. «Таворихи гузидаи нусратнамэ» написано в период между 1502–1505 годами и состоит из 2 самостоятельных частей «Таворихи гузида» и «Нусратнамэ». Впервой части описываются события, связанные с тюрками, Чингизханом и его потомками. В нее включены рассказы об их правлении в Моголистане, Дашти-Кип- чаке, Средней Азии и Иране. Во второй части рассказы охватывают период с рождения Шейбанихана до завоевания им Дашти Кипчака, также описывается соци- ально-политической обстановка Средней Азии того пе- риода. Вторая часть труда «Нусратнамэ» представляет собой научную ценность. Здесь полностью и правильно описываются строение войск Шейбанихана, его этнический состав, события о вторжении кочевых племен в Каракуль, Гисар, Чаганиян, Уратюбе и Ходжент. Кроме того, в труде все события точно датируются. И только в «Нусратнамэ» полностью освещается захват Шейбаниханом Ферганы. До нас дошли только 2 письменных копий «Таворихи гузида, нусратнамэ». Одна из них хранится в Санкт-Пе- тербурге, другая же — в Великобритании (в Британском музее). Фототексты источника с необходимыми разъяснениями и исследованиями в 1967 году опубликованы в Ташкенте. Автором произведения «Шейбанинамэ» является Му- хаммад Салих, выходец из тюркской племени билкут, который был внуком Шахмалика, авторитетного амира периода Шахруха и Улугбека. Отец амир Нурсаид служил вначале у Улугбека, затем у султана Абу Саид Мирзы. В 1464–1467 гг. был хакимом Хорезма ив году казнен по приказу султана Абу Саида. Мухаммад Салих в 1494 году служил в Самарканде Дервиш Мухаммад тархану и Ходжи Мухаммад Яхё сыну Ходжи Ахрора, а в 1500 году перешел к Шейбанихану. Мухаммад Салих оставил стихотворный труд, рассказывающий о жизни Шейбанихана и его кровавых войнах. Он ведет дискуссию о событиях, начинающихся с рождения Шейбанихана, а также о социально-политическом положении Дашти-Кипчака, Мавераннахра и Хорезма вначале Х века. В произведении имеются ценнейшие данные о зверствах войск Шейбанихана, об обременительном положении простого народа, о восстаниях населении Каракуля, Карши и Гузара. Труд обладает также ценнейшими географическими и этнографическими данными. Произведение «Шейбанинамэ» написано после 1505 года. Рукописные экземпляры данного труда почти не сохранились. До нас дошли лишь 2 варианта одна из них хранится в Вене, вторая — в Санкт-Петербурге в университетской библиотеке. Произведение было издано четыре раза (1885, 1908, 1961, 1989 гг.). Крупный ученый-историк, Хивинский хан Абулгазихан (1644–1663) родился 23 августа 1603 года в Ургенче и жил здесь до 1619 года. Затем, проиграв бой за трон в борьбе с братьями Хабаш и Эльбарс, бежал за убежищем в Бухару к Имамкулихану (1611–1642). Ноне пройдя много времени, (1627 г) потерпел поражение в борьбе с братом |