Главная страница

Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор


Скачать 2.95 Mb.
НазваниеIssn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Дата25.02.2022
Размер2.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmoluch_110_ch6.pdf
ТипДокументы
#372848
страница18 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
. № 6 (110) . Март, 2016 г.
История
Асфандиярханом и опять оставляет отчизну. На этот раз он бежал в Туркестан и нашел убежище у казахского хана
Ишамхана (1598–1628 гг.). Через год, в 1628 году, другой казахский хан Турсурхан увел его в Ташкент и Абулгази здесь прожил до конца 1630 года.
Через некоторое время Абулгази по приглашению хи- винских туркмен возвращается в Хорезм. Однако Асфан- диярхан, обвинив Абулгази во вторжении в Ниса и Да- рунга, заключает его тюрьму, и отправляет к иранскому правителю Сефи I (1629–1642) в качестве залога (согласно средневековым обычаям, подчиненный хан должен отправить один из своих наследников в качестве залога во дворец победителя. Тут приведены примеры. Абул- гази был заключен в крепость Таборак в Исфахане, где пробыл 10 лет. В 1639 году Абулгази бежал с тюрьмы, а в 1642 году, после изнурительных скитаний, прибыл в Хорезм. 1642 году, после смерти Асфандиярхана, Аральские узбеки возвели его на ханский престол, воспользовавшись этим, он устранил всех своих конкурентов году Абулгазихан передал трон сыну Анушахану
(1663–1687 гг.). После этого он всю свою жизнь посвятил науке. 1664 году он умер.
В исторических документах Абулгазихан представляется не правитель, а известным ученым. Он оставил
2 крупных, в тоже время существенных исторических источника. Эта «Шажараи тюрки монгол и «Шажараи тарокима».
Произведение «Шажараи тюрк» было начато в 1664 году ив связи с неизлечимой болезнью Абулгази, оно не было завершено. Продолжение IX главы произведения, те. события, происходившие в 1644–1663 годах, было выполнено по поручению Анушахана. Докончил данную главу Махмуд ибн Мулла Мухаммад Гурганджи, кем были доработаны и I–VI главы произведения.
«Шажараи тюрки могол» состоит из краткого вступления и 9 глав. Во вступлении описывается причины написания данного труда. В I главе повествуется о со- циально-политических событиях связанных до времен монгольских ханов, во II главе — от монгольских ханов до Чингизхана, в III главе — с рождения Чингизхана до его смерти, в IV главе — об Огабай-кагане и его потомках, правящих в Моголистане, в V главе — о Чагатае и его преемниках в Мавераннахре, в VI главе — об эл- ханлидах, в VII главе — о Джучи и его преемниках, правящих в Дашти Кипчаке, в VIII главе — о Шейбанихане и его наследниках, правящих в Мавервннахре, Казахстане, Сибири и Крыму, в IX главе — о потомках Шейбанихана, правящих в Хорезме с 1511 года главы произведения являются компиляциями произведений Рашиддина «Жаме ут-таворих», Шарафид- дина Али Язди «Зафарнамэ», а также 18 других исторических книг. Только IX глава является оригинальным, где описываются социально-политические события Хорезма
1512–1663 годов.
Абулгази и его труд «Шажараи тюрки могол» за короткое время завоевало внимание научной общественности. Труд в XVIII веке был переведен на несколько языков на немецкий и французский (1726 г, русский
(1770 г, английский (1780 г.).
«Таворих-и гузиде нусратнома», произведение Му- хаммад Салиха «Шейбанинамэ», Абулгази «Шажараи тюрки могол» считается важнейшими источниками для изучения событий периода правления монголов. Приведенные там данные являются достоверными.
Литература:
1. Лерх, ПИ. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 г. — СПб., 1870.
2. Таворих-и гузиде нусратнома. Исследование, критический текст. Аннотированное оглавление и таблица сводных оглавлений А. М. Акрамова. — Ташкент, Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал» в отечественной и зарубежной историографии

Сапарбаев Буньяд Хуррамович, магистрант
Ургенчский государственный университет имени Аль-Хорезми (Узбекистан)
Н
а встрече с учеными-историками Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркнул, что впору вступления нашей государственности в период резкого поворота нужно нам четко определить свое место во времени и пространстве, знать своё генеалогическое древо, знать, кто мы есть [1, с. 252]. По мнению главы государства, когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокую научную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком, нет целостной концепции. Самосознание начинается сознания истории. Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики. Далее он подчеркнул, что государственность в настоящее время является важным политическим вопросом».
Мы должны донести до людей истину путём разъяснения исторических событий, деятельности исторических личностей. Ибо идеология нашего общества, формируемая нами, также получает подпитку в исторических источниках.
Одним словом, необходимо, чтобы создание правдивой научной истории нашего государства и нации стало для широкой общественности очень важной и актуальной задачей.
В свете высказанного актуальной является изучение произведений выдающихся ученых Хорезма Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал».
В 1806 году по поручению хивинского хана Эльтузара
Мунис приступил к составлению труда по истории Хо- резма Райский сад благоденствия (счастья — «Фир- давсул-икбал», который имеет второе название — Книга счастья — Икбал-наме; при этом, в соответствии с установившимися традициями историографии, он использовал расспросы современников второй половины XVIII века.
Мунис успел довести изложение событий до 1812 года, а затем по распоряжению Мухаммад Рахимхана переключился на перевод с персидского на узбекский язык сочинения Мирхонда «Раузат ас-сафа». За этой работой
Муниса и застала смерть, последовавшая в 1829 году от холеры.
В 1839 году Мухаммад Риза-мираб Агахи получил от Аллакулихана указание продолжить труд Муниса по истории Хорезма. Ко времени смерти Аллакулихана
Агахи успел довести своё повествование доистории царствования хана Мухаммад Рахима и начать историю царствования Аллакулихана (до 1827 года).
В результате продолжения Агахи труда Муниса образовалось сочинение Муниса-Агахи, известное под названием «Фирдавсул-икбал» (Райский сад счастья) или «Икбал-наме (Книга счастья, повествующее об истории Хивы до царствования Мухаммад Рахимхана включительно.
Труды Муниса и Агахи обратили на себя внимание ещё современных исследователей, положивших начало их изучению, равно как и выяснению биографических данных об авторах. Сведения о Мунисе привел Вамбери по недоразумению усматривавший в Мунисе — ми- рабе двух братьев поэта и переводчика, но первые достоверные известия он м принадлежали ученым, установившим стечением времени, что под литературным прозвищем Муниса скрывался Шермухамад, известный и как автор пятистиший (мухаммес) на газели других поэтов, а также собственных газелей.
Впервые рукописи Муниса — Агахи были обнаружены А. Л. Куном в 1873 году в ханском дворце, ион тогда же дал сведения о них [4, с. Именно труд Муниса — Агахи имел ввиду В. В. Бар- тольд, когда отмечал, что вовремя похода 1873 года А. Л. Куном были приобретены некоторые рукописи, впоследствии купленные у его наследников Азиатским музеем Академии наук. В числе их находится полный экземпляр официальной истории ханства, составленной в XIX веке, несколькими авторами и доведенной до 1872 года, который «остаётся неизданными ещё никем не был использован, с. Сам А. Л. Кун в неопубликованном обзоре своих сборов вовремя хивинской экспедиции 1873 года писал, что обнаруженное им сочинение Юнуса-мираба по истории хи- винских ханов заслуживает особого внимания потому, что она составлялась со времени основания настоящей династии Эльтузархана и, кроме того, представляет сведения об истории за все прошедшее столетие, о которому нас весьма отрывочные сведения. В ней записаны все важнейшие события в ханстве. При отсутствии до сего времени положительных сведений о ханстве книга Юну- са-мираба помогает разрешить не один исторический вопрос о хивинских ханах. Книгу Юнус-мираба продолжили и продолжают вести его потомки По рукописи (исторической летописи) Шермуха- мада Муниса А. Л. Кун составил своих заметки о Хивин- ском ханстве с кратким изложением событий со времени
Абулгази до Мухаммад Рахимхана.
В научном плане вслед за А. Л. Куном первым воспользовался трудами Муниса и Агахи В. В. Бартольд, которому мы обязаны и введением в научный оборот известий
Агахи, имеющих отношение к русским. Позднее Бар- тольд отметит, что подробные хроники Муниса и Агахи…, вероятно, надолго останутся основой наших сведений по истории Хорезма затри последние столетия. Хрониками этими пользовались и более поздние хорезмские авторы, как, например, мулла Бабаджан в «Тарих-и Хо- резм-шахи».
На труды Муниса и Агахи обратил также внимание В. Л. Вяткин, в рукописном собрании которого имелись рукописи Муниса-Агахи «Фирдавсул-икбал» и Агахи
«Зубдат ат-таварих» и «Гульшен-и-девлет».
Сводный узбекский текст «Фирдавсул-икбал» был подготовлен к печати Бартольдом, ноне увидел света.
Извлечения из сочинения «Фирдавсул-икбал» были переведены П. П. Ивановым и опубликованы в 1938 году в сборнике документов Материалы по истории туркмен и Туркмении [8, с. П. П. Иванов назвал труд Муниса и Агахи главнейшим источником по истории Хивинского ханства XVIII–XIX вв». [3, с. Ю. Юсупов подготовил избранные произведения Му- ниса на узбекском языке в 1957 году [11]. НМ. Маллаев защитил кандидатскую диссертацию о творчестве Му- ниса Извлечения из сочинения «Фирдавсул-икбал» были опубликованы в 1969 году в сборнике документов Материалы по истории казахских ханств — XV–
XVIII веков [7, с. 431–475].
«Фирдавсул-икбал», помимо исторических, экономических и политических сведений, содержит множество
Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г.
История
ценнейшего материала, касающегося культурной или- тературной жизни. В книге содержатся ценные сведения о таких известных поэтах и писателях, как Вафои, Саид
Мухаммад Ахунд, Равнак, Кирами, Мирзо Масих Бухари. Здесь также приводятся важные факты, касающиеся их жизни и творчества. Кроме того, в произведении дано множество стихотворений, написанных в форме месневи, китъа, рубаи, касыды, бейта, содержание которых непосредственно связано с освещаемыми историческими событиями. В книге говорится и о различных сооружениях, возведенных в те времена, отмечается дата каждой постройки и её цель.
С данной точки зрения «Фирдавсул-икбал» представляет собой важнейший источник не только при изучении исторических событий, но ив деле исследования и освещения культурной и литературной жизни того периода, когда создавалась книга. Несмотря на свою специфику в качестве исторического произведения, в нём содержится немало преданий, народных пословиц, афористических изречений, а также целый ряд стихотворных жанров. В этой связи повышается литературно-художественная и истори- ко-просветительская значимость данного произведения.
Художественное наследие Агахи представляет собой бесценный источник, из которого черпают духовную силу многие поколения людей.
Данное произведение впервые было издано в сводной форме историком Ю. Брегелем с переводом на английский язык [10]. Наконец, в 2010 году данное произведение в полном виде было представлено узбекским читателям Произведение «Фирдавсул-икбал» состоит из вводной части, пяти основных глав и заключения. Первая глава повествует о событиях, происшедших от времен Адама до Ноя.
Во второй главе говорится о времени господства монголов до воцарения кунградской династии.
Третья глава повествует о родителях Эльтузархана.
В IV–V главах идет речь о событиях, начиная с рождения Эльтузархана, о периоде его правления, правлении Мухаммад Рахимхана, вплоть до времени завершения данного произведения.
Уже названия глав произведения свидетельствуют о том, что в нем имеется множество ценнейших сведений по истории тюркских народов.
«Фирдавсул-икбал» представляет собой бесценный историко-литературный источник. Прославленные историографы Хорезма Мунис и Агахи приложили весь свой талант и умение при создании данного произведения.
Шермухаммад Мунис перенес на страницы истории семилетний период правления Мухаммад Рахим- хана I. Данный период в истории Хивинского ханства отличался особой сложностью и неустойчивостью.
На долю Мухаммад Рахимхана I выпало осуществление таких важных задач, как укрепление целостности государства, формирование сильной государственной политики, преодоление таких отрицательных моментов, как сепаратизм, групповщина, предательство, усиление политической мощи страны, ион весьма достойным образом справился с этими вопросами.
Правитель в целях объединения племени родов, обитающих в стране, совместного ведения государственных дел учредил верховный совет.
Он также жестко отреагировал на политику отдельных стран, направленную на вмешательство во внутренние дела Хивинского ханства. В итоге его политика была признана рядом государств, с которыми были установлены дипломатические отношения. Была налажена торговля. Все более расширялась сфера экономических и культурных связей. Данное явление оказало положительное воздействие на экономику страны.
В связи стем обстоятельством, что на территории Хи- винского ханства проживали узбеки, туркмены, каракалпаки и целый ряд других народов, одной из актуальных задач всегда оставалось обеспечение национального согласия. Для разрешения данной проблемы правитель издал ряд важнейших указов. В своих военных походах он опирался на военачальников, имеющих отношение к указанным нациям. Однако требования и потребности феодализма взывали к жизни проведение жесткой политики, осуществление захватнических действий. В этой связи
Мухаммад Рахимхан I осуществлял свою деятельность в соответствии с принципами, характерными для правителей изучаемого периода.
Мунис, изображая события, происшедшие за семилетний срок деятельности правителя, старался постоянно быть объективным. Он правдиво осветил все злодеяния своего правителя, не утаив как положительных, таки отрицательных сторон. Изображая многочисленные нелицеприятные события, свою горечь выразил посредством поэтического повествования.
По свидетельству Муниса, правителю удалось добиться за первые семь лет своего правления определенной целостности во внутренней и внешней политике страны.
Агахи, завершая описание деятельности Мухаммад Ра- химхана, поставил перед собой главной целью подробное и реальное освещение происходящих событий.
Перенося на бумагу историю Хивы, он навечно запечатлели важнейшие грани истории проживавших в оазисе туркмен, каракалпаков и частично казахского народа. Историк правильно осветил отношение правителя к военачальникам из разных наций и народностей.
Многочисленные войны, феодальные распри, легшие тяжелым бременем на плечи простого народа, переданы историографом на основе реальных картин, в особенности посредством стихотворных отрывков. Наиболее впечатляющими получились изображения внешних вторжений и их последствий.
По заключению обоих историографов, Мухаммад Ра- химхан I последовательно продолжил политику, разработанную его братом Эльтузарханом. Укрепил внешнюю и внутреннюю политику, оживил экономическую и культурную жизнь. Было построено множество ирригационных сооружений, а также возведены новые медресе, заложены города. В конце концов, были налажены хорошие отношения с соседним Бухарским эмиратом. Был положен конец раскольничеству Турамурада суфии из Кунграда. В стране царила относительно спокойная жизнь.
Создание произведения «Фирдавсул-икбал» послужило не только основой для появления истории Хорезма, но и внесло весомую лепту в обогащение староузбекского литературного языка, в развитие национальной прозы. Литературные жанры из его структуры, сведения о деятелях литературы стали для истории литературы весьма ценным источником. В процессе освещения исторических событий было записано множество этнографических сведений, приведены сведения о неповторимом животном мире региона. Многие слова, имеющие отношение к диалектам, топонимике, опомастике, стали важным источником для последующих поколений.
Литература:
1. Каримов, И. А. Без исторической памяти нет будущего. — Ташкент Узбекистан, 1998.
2. Бартольд, В. В. Сочинения. Т. 2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — Мс. Иванов, П. П. Очерки по истории Средней Азии. XVI — середина XIX вв. — Мс. Кун, А. Л. Поездка по Хивинскому ханству в 1873 году // Известия Русского Географического Общества, Петербург. т. Х. вып. 2 — с. 47–58.
5. Личный архивный фонд А. Л. Куна // Институт востоковедения РАН (Архив востоковедов. Маллаев, НМ. Опыт изучения жизни и творчества крупнейшего представителя узбекской литературы 1 половины века Шермухамада Муниса. — Ташкент, 1964.
7. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений. Составители С. К. Ибрагимов, Н. Н. Мингулов, КА. Пищулина, В. П. Юдин. — Алма-Ата, 1969. — с. 431–
475.
8. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Труды Института Востоковедения. Том 2. Иранские, бухарские и хивинские источники. — Мс с. 355–426.
9. «Фирдавсул-икбал». — Ташкент, 2010. (Подг. к изд Н. Жумахўжа, С. Рўзимбоев, А. Ахмедов)
10. Шермухаммад Мунис Хоразмий ва Мухаммадризо мироб алмутахаллис бил Огахий. Фирдавс ул-иқбол. — Лейден, 1988.
11. Шермухаммад Мунис. Избранные произведения. Подготовил к печати Ю. Юсупов. — Ташкент, Проблемы национально-государственного суверенитета в условиях политической глобализации

Худайбергенов Абиджон Адилович
Ургенчский государственный университет имени Аль-Хорезми (Узбекистан)
П
онятие национально-государственного суверенитета является одним из центральных в политической теории. Будучи особым свойством государственной власти, данный институт отражаете верховное и независимое положение в системе политической организации общества. Суверенитет в качестве научного понятия и политико-пра- вового принципа был впервые использован для обоснования верховенства и полновластия государства в XVI веке Жаном Боденом. Исторически суверенитет характеризуется следующими признаками. Во-первых, суверенное государство обладает высшей политической властью и монополией на легитимное применение силы в рамках его территории для защиты власти на внутреннем уровне и для недопущения внешнего вмешательства. Во-вторых, государство формирует свой внешнеполитический выбор и регулирует движение через свои границы.
Однако в середине XX века в мире под влиянием политической глобализации институт национально-государ- ственного суверенитета начинает претерпевать некоторую трансформацию. Одним из важных аспектов глобализации считается процесс экономического объединения, перехода национальных экономик к мировой, развития всемирных финансовых потоков, универсализации экономического пространства. С радикальной трансформацией мировой экономики связывают изменения происходящие с государством не представляется возможным закрыть государственную территорию от других, границы между государствами становятся все прозрачнее, национальным правительствам становится всё труднее контролировать потоки людей, товаров, услуг, денег и информации. Следовательно, пунктирные границы на экономической карте
Молодой учёный»
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта