Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. Политология на определенной территории в мозаичную целостность. Субэтнос состит из консорций — малые группы людей, нестойкие объединения с одной исторической судьбой и конвиксий — группы людей с «однохарактерным бытом и семейными связями, которые позднее сами становятся субэтносами. Суперэтносы возникают из группы этносов, связанных экономически идеологически и политически, определяются степенью межэтнической близости. Этническая мозаичность не является препятствием для развития суперэтноса. По мнению Л. Гумилева на территории находилось семь суперэтносов, привязанных к собственному ландшафту. Целостность самой этносистемы связана с конкретной фазой этногенеза. Этнические системы не являются тождественным понятием государству, поскольку народы могут существовать и вне его. Этнические системы делятся на несколько типов на дискретные и жесткие, на открытые и замкнутые. В отсутствии контактов с другими народами в этносе возникает упрощение системы, идет стабилизация отношений внутри общности, образуется застойная структура. Исходя из этого, выделяются два вида народов статический — народ испытывающий малое воздействие среды, и динамический, который превращается в первый тип только через длительное время. Ни один этнос не может войти на основе собственного желания в другой этнос. Также как этого не могут сливаться и суперэтносы. Этому мешает несогласие принимающей общности, а самосознание членов этносов и различная традиция, во всех случаях инкорпорация превратиться в этнический контакт. Невозможно одно- моментно изменить сознание всех членов суперэтноса. Может произойти только насильственный отрыв одного из этносов от родного суперэтноса, но его вхождение вот- личный суперэтнос на равных правах нереализуемо. Слияние суперэтносов по какому-либо унифицированному образцу может привести только к тотальному геноциду и переделке всех земных вмещающих ландшафтов в один вид [2, с. 59–61]. Именно благодаря мозаичности мировой культуры возможна необходимая для проживания на земле пластичность человечества. Как следствие общечеловеческая культура уничтожила бы народы. Особое место в неоевразийской концепции Л. Гумилева отводится изучению пассионарности в этногенезе. Пассионарность выражается в характере людей, является проявлением человеческих страстей, в одних случаях толкая людей на преступления, в других заставляя жертвовать жизнью во имя своего народа [2, с. 60]. Количество имеющейся в этносе пассионарности, распределенное между всеми членами общества, Гумилев называл пассионарным напряжением. Растрата пассионарности (диссипация) проявляется в возрастании инертности индивидов в обществе, пассионарность противоположна инстинкту самосохранения человека. Вычисление количества пассионарности в этносе заключается в расчете числа исторических событий на единицу времени. Утрата пассионарности идет постепенно с утратой генов пассионариев, происходит это вследствие войн, но еще быстрее вовремя глубокого мира. Число пассионариев в этносе чрезвычайно мало, большинство людей гармоничные особи, уравновешивающие интенсивное развитие этноса. Существуют также индивиды с отрицательной пассионарностью или субпас- сионарии, поступками которых управляют импульсы [1]. Л. Гумилев отмечает, что большинство субпассионариев являлись бандитами или людьми, стремящимся только к собственной выгоде. Следуя логике этой теории, для того чтобы этнос смог удерживать большую территорию необходимо небольшое количество людей ее населяющих, а высокая пассионарность небольшой группы. Так, для удержания территории Евразии достаточно всего лишь одного небольшого народа, нос больной пассионарной энергией, которая заставила бы другие народы объединиться вокруг него в суперэтнос. Только при большой энергии государство образующего народа возможно существование единого евразийского государства. Личные качества правителя не могут переломить и нарушить ход истории, они могут только создать краткосрочные завихрения в процессе жизни своего этноса [2, с. Для понимания исторических стадий развития этноса, ученым была разработана теория фаз пассионарного подъема. Так каждый этнос проходит несколько фаз становления стадия пассионарного толчка, инкубационный период, пассионарный подъем, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, обскурация, мемориальная фаза. Каждая фаза длится от 100 до 300 лет, каждый этнос живет не более 1300 лет. После смерти исходного этноса его дело продолжает его потомки, впитывающие культуру и достижения предка, но являясь уже совершенно другими народами. Для выживания этноса необходимо развитие «альтруэстической этики, когда интересы коллектива ставятся выше интересов личных. Естественный отбор в этносе ведет к сокращению числа альтруистов и возрастанию числа эгоистов, что приводит к ослаблению и поглощению этноса соседями. Также Гумилевым была создана теория антисистемы». Согласно ей этническая антисистема» основана на наличии индивидов с негативным мироощущением, которые нанося удар изнутри, стремятся к моральному разложению, уничтожению или включению собственного народа в другой суперэтнос. В зависимости от фазы развития этноса количество и эффективность деятельности людей с негативным мироощущением различно. Только после появления социальных институтов, обеспечивающих доведение отрицательных мыслей до масс, начинается разрушение системы. Политические идеи евразийства, в том числе Л. Н. Гу- милева, постепенно начинают реализовываться на практике. Создание таких международных организаций, как ЕАЭС, «ШОС», нового китайского Шелкового путине только полностью укладывается в данную концепцию, но и черпает из нее теоретическую базу для обоснования неизбежности дальнейшей экономической и политической интеграции 669 “Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016 Political Литература. Гумилев., Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. // ДИ-ДИК. — 1997. — 640 с. Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии Эпохи и цивилизации / Лев Гумилев. — М. АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. — 606 с Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. Социология СО Ц И ОЛ О Г И Я Проблема этических норм развития науки в трудах мыслителей средневековой Средней Азии Жумаева Шахло Суюновна, старший преподаватель Каршинский инженерно-экономический институт В этой статье рассматривается роль нравственных идеалов и норм в познавательной деятельности че- ловека.Соотношение нравственности и познания, место нравственности в системе человеческой деятельности рассматривается на примере Среденеазиатских ученых как Абу Наср Фараби, Ибн Сино, Беруни, А. Навои. В о все времена и эпохи концепции, теории науки должны быть человечески измеримыми и этически соразмерными, соотнесенными с общечеловеческим гуманистическими ценностями. Культурное, гуманистическое значение фундаментальной науки, включающей философские и этические компоненты, делают ее необходимой для человечества. Эти параметры науки сформировались еще в древности. Соотношение нравственности и познания, место нравственности в системе человеческой деятельности всегда интересовало ученых Востока. Решение этих проблем мы находим в трудах мыслителей средневековой Средней Азии. Одной из особенностей рассматриваемого периода было то, что нравственность человека являлась центральной проблемой в их исследованиях. Так, например, мыслители Средней Азии были глубоко убеждены в том, что наука, научные знания способствуют развитию лучших нравственных качеств ученых, которые в конечном итоге ведут к духовному совершенству, к развитию таких компонентов этой сферы, как интеллект, разум, сознание, мышление, психика, нравственность, воля и т. д. Проблема соотношения знания и нравственности ставилась в философском учении Фараби. Вопросы нравственности он тесно связывает с интеллектуальными качествами человека, сего разумностью, и поэтому рассматриваемые им этические категории воплощают в себе не только определенные нормы и правила нравственных отношений, но ив некоторой степени результаты разумной деятельности людей в течение всей истории их существования. В книге Указание пути к счастью Фараби пишет Хороший нрав и сила ума, оба вместе, являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве в ней самой ив ее действиях [1]. Разумная деятельность рассматривается им как естественное свойство человека, этические нормы и правила он выводит из опыта повседневной общественной жизни человека. Соответственно и этические категории возникают из конкретных отношений между конкретными людьми. Они могут изменяться и развиваться. Необходимым условием для достижения счастья, считает Фараби, является изучение наук, овладение теоретическими знаниями. Человек, приступающий к изучению теоретических знаний, вначале должен подготовить себя, а затем очистить свой нрав от природных страстей, чтобы осталась только страсть к истине, а не к наслаждениями вместе стем обострить силу говорящей души, чтобы она стала его верным желанием. Нравственное, по Фараби, немыслимо без интеллектуального. Исходя из этого, он требует органичного сочетания ума, учености, научной зрелости ивы- соких нравственных качеств. Тот, кто приступает к изучению наук, должен быть молодыми скромным, иметь хорошее здоровье, быть нравственными воспитанным, принципиальным, далеким от хитрости и обмана и воздерживающимся от дурных поступков, с уважением относиться к людям науки. Фараби считает, что знание должно быть украшено хорошим поведением. Вся деятельность, навыки, обычаи, знания и стремления человека подытоживаются нравственностью, подобно тому, как плодом увенчивается (все то, что происходит) в дереве. Достижение общественного совершенства осуществляется в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки. Интеллектуальные достоинства, по Фараби, неотделимы от этических умный — значит добрый, нравственный. Для достижения совершенства необходима полнейшая искренность по отношению к себе, 671 “Young Scientist” . # 6 (110) . March в особенности касающаяся знания того лучшего, чем ты обладаешь. В условиях совершенного общества индивид достигает совершенства посредством изучения наук. Достижение же совершенства требует настойчивых интеллектуальных усилий, научно-философского постижения мира. Люди должны по мере возможности достигать добродетельного образа жизни в своем сообществе, выстроить Добродетельный город, основанный на началах Разума, Добра, Справедливости. Так, Фараби считает, что человек, не обладающий высокими нравственными качествами и добродетелями, не может достичь заметных успехов в науке. По Фараби, знание и добрые нравы, знание и воспитание взаимосвязаны. Он различает разумного и нравственного человека, характеризуя их свойственными им чертами [4]. Нравственный человек обладает двенадцатью прирожденными качествами. Глубокое овладение философским знанием, считает Фараби, возможно при сочетании разума и высокой нравственности. Он пишет тот, кто хочет приступить к изучению (наук, должен по природе иметь предрасположение к теоретическим знаниям. Человек должен обладать прекрасным пониманием и представлением сущности вещей, он должен быть сдержанными стойким в процессе овладения (науками, должен по природе своей любить истину и ее поборников, справедливость и ее приверженцев, не проявлять своенравия и эгоизма в своих желаниях, не быть жадным Он должен быть благовоспитанным, легко подчиняться добру и справедливости и с трудом поддаваться злу и несправедливости, обладать большим благоразумием Если этими качествами обладает юноша, который к тому же приступил к изучению (философии) и изучил ее, то тогда, возможно, он не станет ложным, ненастоящим, несостоятельным философом. А ненастоящий философ тот, кто не совершает добродетельных действий, а, напротив, во всем следует своим страстями желаниям. Высокий уровень развития науки и философии в Средней Азии можно объяснить не только высоким для своего времени уровнем используемых абстракций, но и этическими отношениями между учеными. Уделяя большое внимание логико-методологическим проблемам, они не оставляли вне поля своих интересов проблемы нравственности, уважительного отношения к коллегам, культурному наследию прошлого, не забывая о преемственности в развитии науки. В этом плане интересна переписка Ибн Сины и Беруни, являющаяся примером научного и нравственного отношения ученых как друг к другу, таки к ученым предшествующих эпох. Так, Бе- руни подчеркивал, что ученому следует очистить свою душу от (дурных) свойств, которые портят большинство людей, и от причин, делающих человека слепым для истины, то есть от укоренившихся привычек, пристрастия, соперничества, покорности страстям, борьбы за власть Способ, который он упомянул, наилучший путь следования, чтобы прийти к истинной цели, и сильнейший помощник для устранения затемняющих истину пятен сомнения и неуверенности. Ученый ставит проблему определенных критериев, норм взаимоотношений в познавательном процессе между сменяющимися поколениями читатель неизбежно будет (либо) подобным мне и тогда он меня похвалит и возблагодарит за мое усердие, либо степень (его знаний) будет выше моей степени, тогда он будет милостив, исправив проблемы, и извинит за возможно случившиеся ошибки [6]. Эта мысль находит свое дальнейшее развитие в науке. В современный период сформулирован определенный этос науки, предписаниями нормам которого должен следовать ученый. Беруни считал, что человек по своей природе склонен к страстному желанию познать все, что скрывается от его взора в силу тех или иных объективных и субъективных факторов. Поскольку страсть к познанию неизвестного присуща человеку от природы как похвальное качество, то ученый рассматривает ее в качестве этического принципа справедливости, добродетели, а всякое сопротивление приобретению знаний — как зло и несправедливость. Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей ей красотой, точно также обстоит и с правдой [7]. Важный стимул и рычаг прогрессивного развития науки, по мнению Бе- руни, — это обращение людей к многочисленным областям знаний, искреннее уважение к науками их представителям. Забота о приумножении знаний — прямой долг тех, кто управляет людьми, так как именно их дело — освободить сердца ученых от тревоги обеспечить всем необходимым для земной жизни. Лишь тогда можно возбуждать дух к снисканию возможно больших похвали одобрений, ведь сердца созданы для того, чтобы любить истину и ненавидеть ложь. Свое концептуальное выражение идея взаимосвязи знания и гуманизма находит у Ибн Сины. Мысль о единстве человеческого разума, его высоких нравственно-гу- манистических качествах нашла свое яркое отражение в ней и выступает как четко выраженный этико-гносеоло- гический феномен. Так, мудрость, по Ибн Сине, это основа и источник не только получения человеческого знания, но и нравственных отношений между людьми. Ибо человек наделен такой силой, посредством которой он способен отделить добро от зла, интеллектуальную зрелость, совершенство от заблуждения, лжи [8]. Человек как разумное существо занимает особое место в природе. Благодаря разуму он становится личностью, свободной от довлеющего влияния случайных и стихийных сил природы и подчиняющей свою практическую и теоретическую деятельность требованиям весов мудрости». В философской мысли Средней Азии знанию отводилось центральное место. Благодаря этому наука мусульманского мира достигла больших успехов и внесла свой вклад в историю человечества. Знание как центр укрепляет цивилизацию. Знание в целом считается выше действия. Знание, — считает ал-Газали, — есть корень корней, поскольку действие приобретает форму только через знание того, каким образом это действие можно осуще- Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. Социология ствить»5. Ал-Хорезми считал, что, только познавая тайны природы, устанавливая истину, можно решать практические задачи. Любое действие не может быть без знания. Но общественно полезно то знание, результатом которого является разумное действие. Знание и действие диалектически взаимосвязаны Если бы не было действия, люди бы не стали стремиться к знанию, а если бы не было знания, люди не стремились бык действию В духовном мире человека А. Навои уделяет особое внимание разуму, апелляция к которому дает возможность обосновать ценность и высокую степень совершенства человека. Вместе стем разум служит также обоснованию идеи утверждения приоритета духовного начала, где он играет роль вспомогательного фактора в беспрерывном самосовершенствовании человека. В этом плане разум выполняет регулирующую, контролирующую функцию, ограничивая действия человека и помогая ему преодолевать страсти души, отрицательные наклонности. Человеческий разум в процессе познания сущего совершенствуется сами приходит к познанию высшей истины. Поэтому А. Навои рассматривает научное знание в неразрывном единстве с духовными нравственным совершенством человека. Однако для приобретения знания требуются не только трудолюбие, но и определенные нравственные качества — скромность, терпение (сабр), довольство малым (каноат), благовоспитанность. Вместе стем в науке необходимо воздержание от надменности, гордости Человек, который не скрывает своего незнания, расспрашивает обо всем, со временем станет ученым, а тот, кто из гордости не обращается к другим, вредит сам себе. Постоянно накапливая знания, человек становится мудрым. Знание подобно реке, образующейся из ручейка Кто своим трудом приобретает знание, тот станет мудрым. Кто лишает себя знания, тот в народе слывет своевольным невеждой. Кто прилагает усилие и старание в приобретении знания, тот станет в мире (знатными ученым. Таким образом, гуманистический идеал А. Навои — это совершенный человек (ал камил инсон), воплощающий в себе единство интеллектуального и нравственного совершенства. Мыслители данного периода видели несоответствие между деятельностью человека и его нравственностью и пытались решить эту проблему. Так, А. Навои, видевший мощь разума и пороки безнравственности, считал, что нравственные свойства человека превыше всего, они определяют его деятельность в обществе, его взаимоотношения с другими людьми. Стремление великого гуманиста к нравственности, понимание ее значения в развитии общества обратило его внимание на суфизм, поскольку в нем созданы учения, ведущие к нравственному очищению человека, пути достижения высокой нравственности. Суфизм оставляет человека наедине с совестью, заставляет думать о себе, самосовершенствоваться, воспитывает в духе справедливости и нравственной чистоты. Проблема нравственности и познания извечна. История развития науки, если вспомнить создание атомной и водородной бомбы, современную генную инженерию, экологическую ситуацию и т. д, свидетельствует об ее актуальности на всех этапах развития человеческой цивилизации. Представляется, что суфизм не только обратил внимание на эту проблему, но и создал свою концептуальную конструкцию. Ступени познания связаны со ступенями постижения Истины Шариат, Тарикат, Маърифат, Хакикат. По мере восхождения к Истине суфий все более и более и психически, и нравственно приближается к тому состоянию, когда у него появляется предсказательное (каромат) свойство, когда ему открываются божественные, необычные, сверхъестественные явления. Вот именно на этой ступени человек только при помощи разума не может познавать божественный мир. И здесь необходима интуиция, свойственная только избранным (орифам), которые приобретают свойство предвидения (каромат). Идеи суфизма открывали большие возможности для человеческого мышления, для свободы, простора человеческой мысли, для самосознания человека. И вместе стем была поставлена проблема познания мира. Она не сводилась лишь к одному разуму, а представляла собой сложную систему, высшим элементом которой является интуиция. Мы не должны исходить из того, что объективно существующий мир исчерпывается только миром материальной эмпирической действительности. Сущность суфизма, занявшего место в сердце народа, выражается в идеалах Честности, Истины, Красоты, Совершенства, идеях Гуманизма, которые дали вдохновение великим ученым, писателям, литераторам. Суфизм как философ- ско-религиозное учение, его концепции оказали большое влияние на дальнейшее развитие культуры и духовности не только Средней Азии, но и многих других стран. Познавательная и практическая деятельность человека основана на рациональности. Разум, рациональность — это не только орудие познания, но и орудие социальной практики. В основе любой деятельности лежит знание, которому отводится ведущая роль. На Востоке знание является мотивом к действию, индивидуализирующему субъект. Интерес к знанию научному, светскому, ведущая роль разума как в интеллектуально-образовательной, таки в религиозно-этической деятельности, социально-по- литическая, культурная среда в целом, детерминировали развитие науки на Востоке в IX–XV вв. Научно-философские концепции ученых, в том числе естсствоиспытателей изучаемого периода, характеризуются близостью к современной интерпретации мыслительного процесса, глубоким пониманием роли нравственных идеалов и норм в познавательной деятельности. На переднем крае развития науки, в связи с освоением сложных саморазвиваюшихся систем, возникают точки роста новых нравственно-гуманистических ценностей и мировоззренческих ориентаций, которые открывают перспективы для диалога культур. Этот диалог необходим для выработки новых стратегий жизнедеятельности человека в условиях глобализации, для выхода из глобальных кризисов, порожденных современной техногенной цивилизацией Литература. Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. — с. 11. 2. Хайруллаев, ММ. Абу Наср ал Фараби. — Мс. См Абу Наср Фаробий. Фозил одамлар шахри. — Ташкент 2014. с. 182–184. 4. См Абу Наср Фаробий. Фозил одамлар шахри. — Ташкент 2014. с. 182–186. 5. Ал-Фараби Социально-этические трактаты. — с. 345, 346. 6. См. Беруни. Памятники минувших поколений. — Ташкент, 1957. Т. 1. — с. 414. 7. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. — Ташкент, 1963. Т. 2. — с. 58. 8. Насыров, РНК проблеме единства и нравственности по произведению Ибн Сины «Тадбири манзил» Общественные науки в Узбекистане. — 1991. № 8. — с. 45. 9. Ибн Сина. Избранные философские произведения. — Мс Режим доступа Социология в системе наук Курбанова Маргуба Болтаевна, старший преподаватель Каршинский инженерно-экономический институт В статье рассматривается социология как наука, формирование социологии и соотношение с философией. Ф ормирование социологии в самостоятельной области знания происходит на основе ив тесном взаимодействии с другими науками. Начнем с рассмотрения соотношения с философией занимающей особое место в процессе становления социологической науки. Возникновение социологии в современном понимании науки связывают с именем О. Конта и XIX веком, однако многие проблемы ставились и решались значительно раньше, в период зарождения научного знания, в рамках социальной философии. Основоположником научного социологического знания известный советский философ Фролов считает Ге- раклита, который первый ставил вопрос о роли сознательного, творческого начала в развитии общества и культуры. Гераклит делал важные открытия о личностных качествах человека как социального существа. Первыми профессиональными социологами называют также софистов, которые не только выдвигали важный тезис о человеке как мере всех вещей, заключающий глубокий гуманистический и научный смысл, но и стремились выработать практические выводы относительно путей управления обществом. В целом социально-философская мысль античности явилась важным вкладом в разработку многих социологических проблем о месте и роли личности в истории и обществе, о роли этико-эстетических норм, о характере и формах мышления человека и другие. В средние века общественная мысль также не стоит на месте несмотря на общую теологическую направленность. Социальная философия углубляется субъективную сферу личностного сознания. Философы ставят и решают проблемы свободы выбора и свободы воли и веры, соотношения веры и разума, веры и истине. Центральное звено размышлений — вера, что дает импульс исследованиям чувственного восприятия, психологических процессов. Особенностью средневековой общественной мысли было отвлечение от эмпирической социальной действительности рассмотрение ее как предопределенной свыше. Новое время знаменует новый этап ив развитии со- циально-философской мысли. Период XV–XVI столетия в Западной Европе называют Эпохой Возрождения, имея ввиду возрождение. В этом время античной культуры. В этом время делаются важные открытия, создаются естественнонаучные методы познания, богословие отделяется от философии. Выделяются две линии в социальной мысли этого периода естественнонаучная утопическая. Первая основывается на открытиях законов вращения планет, формировании специально-научного знания. Законы механики переносятся на более широкую область явлений. Так возникает механицизм в философии. Общество представляется как с механический агрегат различных элементов, взаимодействующих между собою. Жизнь — есть движение механизмов, — писал Гоббс. Вначале века возникают утопическая учения Т. Мора и Т. Кампанеллы, в которых создаются идеальные проекты общественного устройства. В этот период появляется рационалистическая линия в социальной философии, суть которой в выдвижении разума, интеллектуальной деятельности познании, таки в общественном развитии. Известное изречение Декарта если я мыслю — существую, становится основой последующих социально-философских поисков век — век просвещения. Основной тезис просветительства идеи правят миром, следовательно, необходимо, чтобы они пыли научные, высоконравственные и прекрасные. Именно на реализацию этого направлена вся научная и практическая деятельность просветителей. Молодой учёный» |