Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. Социология Социальные сети развиваются и расширяются со скоростью развития глобальной сети. Данная форма общения уже давно обрела миллионы поклонников, единомышленников. Социальные сети позволяют организовывать виртуальные группы по интересам, образовательным учреждениям, где обучались участники социальных сетей, по новостным медиа. Создаются группы для помощи, как происходит вовремя стихийных бедствий, когда необходимо найти людей или помощь. В сетях можно найти даже группы, создаваемые для обсуждения психологических проблем, и вот здесь иногда наблюдается проблема, когда какой-то пользователь группы нуждается в настоящей, а не виртуальной, серьезной психологической помощи, поддержке, и, возможно, даже непрямо, а иносказательно, ищет помощи, участвуя в обсуждениях, дискуссиях по теме вопроса. Потенциально компьютерные коммуникации расширяют возможности для знакомства и общения. Однако не все готовы знакомиться с незнакомцами и переводить виртуальных знакомых в реальные. Объяснения могут заключаться в нежелании участвовать в проблемах незнакомого человека, недостатке времени, компетенции или уверенности в способности помочь. А обращение к психологам в России не настолько развито, как на Западе. В нашей стране в случае обращения за помощью к психологу многим становится неудобно, неловко, стыдно или считается, что просто можно обратиться к друзьям, родным, постараться решить проблему самостоятельно или, как, увы, это иногда происходит, не найдя вовремя помощи, человек способен совершить суицид. [5, Вдобавок, при всех методах анонимности в сети Интернет, в частности обсуждаемых социальных сетях, пользователь все равно не настолько надежно защищен как от положительного, таки отрицательного влияния социума. В виртуальном общении стоит учитывать тот фактор, что никто по-настоящему не знает, почему человек поту сторону монитора ведет себя, так или иначе. Мы по большей части (особенно если точно знаем, что человек, ведущий снами переписку, находится на большом отдалении от нас, вследствие чего мы не сможем контактировать с ним, возможно, даже никогда) не можем суверенностью сказать, что с человеком, который ведет себя неадекватно, на самом деле не произошло какое-то событие, возможно, он получил эмоциональную или физическую травму. Поэтому в сети, пользователи позволяют себе выражать свои мысли и эмоции, не всегда стесняясь в выражениях. К тому же, надо учитывать одно из главных свойств социальной сети, заключающегося в том, что, будучи одним из сервисом Глобальной сети, и не являясь физически обозначенным местом, она существует только в виртуальном пространстве, которое можно покинуть мгновенно, поэтому оскорбление, унижение, презрение будут простым нажатием пары десятков клавиш. Но полученный эмоциональный удар оставит психологическую рану, с которой тем сложнее справиться из-за открытости сети, где (если не велась личная переписка) увидеть напечатанное смогут все. Мне приходилось случайно сталкиваться на просторах сети с пользователями, которые просили меня их выслушать. И этот опыт виртуального общения показал серьезную нехватку отношений людей даже в социальных сетях, состоящих в группах с сотнями других людей, к которым они или не захотели, не смогли или обратились, но безрезультатно, не получив помощь. Социальная сеть должна способствовать сближению людей, но, к сожалению, слишком часто людям приходится смотреть на чужое счастье, оставаясь самому заброшенным проигнорированным. И, если это не личная переписка, то еще и выставленным на обозрение всем пользователям. Проблема одиночества в толпе людей или среди сотен пользователей, пусть и связанных общими интересами, намой взгляд, является одной из основных проблем общения. В сети Интернет мы не сможем увидеть радость, гневили слезы человека поту сторону монитора, а также можем и не успеть предотвратить трагическое окончание проблемной ситуации. Ко мне обратились с просьбой просто прочитать (так как социальные сети не предполагают обязательного личного общения с возможностью поговорить) то, что накопилось у человека в душе. Как правило, пользователи в соцсетях делятся друг с другом эмоциями посредством использования смайлов (благо, ими можно выразить почти любую эмоцию) или цитированием, сочинением стихотворений. Прочитанный мной текст показал одинокого человека в глубоком отчаянии, суицидально настроенного, который видит весь мир сквозь призму ненависти к самому себе, своему месту в мире, своим близким, незнакомцам. Главная причина обращения заключалась в проблеме ситуации слишком легкого ухода от разговора, что для людей, разделенных компьютерами, лишает возможности ответа за поступок. Проблема социальных сетей заключается, главным образом, в том, что человек, создавая аккаунт и ожидая найти единомышленников, друзей или получения помощи, не всегда гарантированно сможет достичь желаемого результата. К сожалению, даже учитывая достоинства возможностей социальных сетей в случаях стихийных, техногенных или иных катастроф, когда есть по-настоящему реальная возможность оказать помощь, в ситуациях, связанных с проблемами недостатка психологической поддержки, помощи, не все могут ее получить. Существенная анонимность пользователя, помогающая ему скрывать истинные желания и намерения, мешает найти среди миллионов участников сети или группы, в которой он состоит, человека, с которым он смог бы поделиться своими истинными проблемами, попросить о помощи и получить ее, так как анонимность предполагает возможность обмана, искажения правды, поэтому не каждый пользователь откликнется на призыв. [15] 679 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон в своих психологических исследованиях написали, что одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе. [12] То есть, несмотря на все развитые, постоянно совершенствующиеся, новые возможности общения, человеку этого все равно может оказаться недостаточно, чтобы не попасть под угрозу поглощения одиночеством. Литература: 1. Аристотель. Сочинения в 4 т. — М, 1984. 2. Douglas Guthrie. 1998. The Declining Significance of Guanxi in China's Economic Transition. Cambridge: Cambridge University Press. 3. The Anatomy of Loneliness. New York: International Universities Press, 1980. 4. Влияние через социальные сети / Под общ. ред. Е. Г. Алексеевой. — М Фокус-Медиа, 2010, 200 с. Дюркгейм, Э. Самоубийство Социологический этюд. М, 1993. 6. Коган, МС. Мир общения проблема межсубъектных отношений. М, 1988. 7. Маслоу, А. Мотивация и Личность. — СПб.: Евразия, 1999.; Мескон М, Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М Дело, 1992. 8. Платон. Федон // Сочинения в 3 т. — Т. 2. — Мс. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М Издательство политической литературы, 1990. 10. Пузанова, Ж. В. Одиночество понятие, феномен, проблема Текст / Ж. В. Пузанова // Обсерватория культуры с. 98–104. 11. Российские интернет-пользователи больше всех остальных проводят время в социальных сетях // http://www. introweb.ru / inews / before / news9222. php 12. Садлер, У, Джонсон, Т. От одиночества к аномии. Лабиринты одиночества / У. Садлер, сост, общ. ред. и предисл. НЕ. Покровского. — М Прогресс, 1989. 13. Фромм, Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1996. — № 1. — с. 11–24. 14. Фурдуй, ФИ. Стресс и одиночество // Стресс и здоровье. — Кишинёв, 1990. 239 с. Цой, НА. Феномен интернет-зависимости и одиночество Текст / НА. Цой // Социологические исследования с. 98–107. — Библиогр. в конце ст. Человек, — М Политиздат, 1991. — с. 96. 17. Эггерс, Д. Сфера / Д. Эггерс. — М Фантом Пресс, Понятие ресентимента и российская ментальность Фролова Юлия Сергеевна, доктор социологических наук, профессор Лебедева Ирэна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент Бичарова Мария Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта (г. Астрахань) В данной статье рассматривается явление ресентимента и его взаимосвязь со многие явлениями жизни общества. Особое внимание уделяется примерам из российской действительности. Явление ресентимента непосредственно связано с такими типами поведения как естественное и ритуальное. Рассматривая ритуальное поведение мы понимаем, что оно подразумевает под собой некую элитность. Элитность была в присуща в большей мере поведению родовой аристократии, где все зацикливались на соблюдении этикета, однако ив наши дни мы также придаем значение этикету, проявляя тем самым ритуальный тип поведения. Естественное поведение, в свою очередь, мы можем назвать квазиэлитным. Ключевые слова элита, элитность, ресентимент, естественное поведение, ритуальное поведение, современность, российский социум. П роблема динамики базовых ценностей россиян в последние десятилетия является одной из актуальнейших. Многочисленные исследования показывают, что приоритетны ценности физической безопасности и материального благополучия, а категории высшего порядка отступают. Говоря о последствиях массового смещения терминальных ценностей у значительной части населения, от Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. Социология метим, что сейчас мы наблюдаем уникальную ситуацию устойчивого неравновесия» своеобразных социокультурных тисков идеальные образцы (все еще живущие в сознании людей) предписывают идти вверх по шкале ценностей, ареальные обстоятельства постоянно тянут вниз. В результате человек балансирует на качелях ценностных норм, вдаваясь из крайности в крайность. В достижении поставленных жизненных целей человек опирается на один из двух типов поведения на естественное и ритуальное. [2] Различия между ними принципиальны. Естественное поведение индивидуально значимо и эгоцентрично, человек естественного поведения стремится достичь своей цели любыми средствами. Такое поведение носит натуральный характер и обращено к обеспечению органических потребностей. В чистом виде естественное поведение в обществе запрещено. В каком-то смысле оно выступает формой девиации по отношению к общепринятым нормам поведения. В тоже время, поведение, демонстрирующее исключительно уступки, — ритуальное, церемонное — есть индивидуально неестественное, элитное поведение, хотя именно благодаря ему общество существует и воспроизводится. В принципе ритуал, во всем многообразии его форм (от повседневного этикета до официальных церемоний, глубоко пронизывает всю социальную жизнь, является присущим не только элите общества, но и всем ее гражданам, соблюдающим нормы поведения. И, соответственно, наоборот — поскольку чистые проявления натурального поведения запрещены, люди подмечают мельчайшие его проявления. В тоже время совсем отменить естественное поведение ни одно общество не может, как бы оно не стремилось к этому. Социум способен лишь до некоторой степени преобразовывать энергию натурального поведения людей в формы ритуального через различные институты социализации. Ограничивая человека в проявлениях естественных общество поступательно заставляет его идти в направлении достижения высших ценностных приоритетов. Восхождение идет от натурального поведения через усвоение ценностных диспозиций все более высокого порядка к идеальному ритуальному, социально ценному поведению. В условиях нарушения стабильного общественного развития, социокультурные регулирующие механизмы начинают давать сбои. «Игра не по правилам, как признак натуральности поведения, начинает вестись тогда, когда социальный кризис приводит к ослаблению давления наличность в вопросе выбора ценностных приоритетов. Начинается ничем не сдерживаемый скат к нижнему ценностному полюсу, к достижению максимальной индивидуальной выгоды человеком, невзирая ни на что и используя любые средства. Такое поведение является проявлением квазиэлитности. Яркие иллюстрации реализации данного процесса наблюдаются в последние десятилетия в нашей стране. Но длительное нахождение в точке нижней ценностной диспозиции оставляет человеку только один смысл жизни — биолого-органический. Органическое же существование несовместимо с социальной жизнью, оно — есть лишь начало формирования общественных отношений. Затяжное пребывание значительной части населения в фазе нижних ценностных приоритетов сказывается на многих сферах жизни общества, на ее духовном обеднении и даже омертвении. Характерным спутником таких периодов бытия социума является феномен ресентимента или, по выражению М. Шелера самоотравления души. [4] Это проявляется в повышенном уровне девиации и акцентуированном внимании к скрываемым обычно сторонам жизни, так называемой чернухе в искусстве и повседневной жизни. Нагнетание СМИ состояния страха, подавленности, самоуничижения, смакование сцен убийства, казней, пыток, вида крови, повышенный интерес к семейным дрязгами бандитским войнам, расползание вовсе структуры языка нецензурной брани и различных жаргонов — все это отравляет душу человека и формирует условия ее латентного существования. В итоге мы получаем рост самоубийств, распад семей, беспрецедентный спад рождаемости и раннюю смертность, те. вырождение нации. Возникает такое состояние, когда душа и глубинные ценностные ориентиры у человека есть, но они так глубоко запрятаны от агрессивной окружающей действительности, что почти не проявляют себя. Фактически ресентимент представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение позитивных душевных качеств человек все глубже погружается в противоположенное позитивным ценностям зло. … что пробуждает у него желание хулиганить, ниспровергать, унижать ион цепляется за любой феномен, чтобы через его отрицание хоть как-то себя проявить. Став самостоятельным фактором социокультурных процессов, ресентимент начинает задавать тон поведению человека в целом и может постепенно преобразовать структуру существующей культуры, маргинализируя ее. В итоге формируется особая картина мира, основанная на фальсификации ценностных таблиц [4] на принижении и отрицании позитивной ценности блага ив конечно счете, его обращении (реверсе. Начинают господствовать перевернутые формы логики, не считающиеся с общими социокультурными нормами. В рамках обычной логики ценным считается то, что сохраняет здоровье, приносит удовольствие, приводит к успеху, дает развитие. Но, поскольку все эти ценности, в силу обстоятельств, для ре- сентиментного человека мало достижимы, то и путь к ним реверсируется. Повседневная жизнь превращается в непредсказуемый лабиринт-игру, правила которой произвольны и могут меняться в любой момент. Это лишает человека последних иллюзий стабильности. В таких условиях религия, философия, теоретическая наука утрачивают актуальность для человека, так как уже ничего не объясняют в его реальной жизни. Ценность приобретают индивидуаль- 681 “Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016 Sociology но-личностные опытные знания, выстраданные тяжелой личной жизнью человека, дающие якобы право на негативное отношение ко всему, что не помогает справиться с трудностями и страданиями бытия (в том числе к науке, образованию и философии. Формируется дивеантно-ре- сентиментальная установка раз пострадал — значит, прав. В каком-то смысле феномен ресентимента — это действительно душевное самоубийство, сопровождаемое порой специфическим наслаждением от духовного падения, от искусной балансировки у бездны мрачной на краю. Процесс этот может быть весьма затяжным. Но ресентиментальный деструктивизм теряет смысл в том случае, если разламывается глубинное культурное ядро и начинается банальный и необратимый личностный и общественный распад. Поэтому можно сказать, что роскошь своеобразного декаденствующего отношения к миру в социуме допускается тогда, когда есть прочное культурное начало, скрытое глубоко, ноне дающее погибнуть всей системе. У России накоплен огромный практический опыт социального деструктивизма и умение держать высокий уровень ресентимента. На протяжении почти всей истории Российского государства поколения людей, живших здесь, привыкали к необходимости постоянно начинать с нуля и строить на пепелище свою жизнь заново междоусобицы, татаро-монгольское нашествие, опричнина, неурожаи, бунты, смуты, войны, революции, репрессии, реформы, дефолты и т. д. — все это не проходило бесследно для национального сознания. Однако эти сущностные силы души российского народа уже неоднократно в истории становились дополнительной причиной саморазрушительных процессов, неоднократно ставивших русскую нацию и российскую государственность на грань уничтожения. Последнее десятилетие ХХ века показало сколь опасно для России слепое, механическое копирование чужого опыта, без учета самобытных особенностей, сколь быстро становится оно детонатором социальной нестабильности. Да, русский народ терпелив и сегодня он безмолвствует. Но вряд ли его молчание стоит принимать за согласие с проводимым над ним антигуманным социокультурным экспериментом. Если присмотреться, то мы увидим, что неприятие нынешнего курса выражается как разв национально-апробированной форме в безропотном несопротивлении, предпочитая нищать, спиваться, вымирать. Даже стихийные протесты, которые население уже не в состоянии подавить в своей душе, оно проявляет в национальной форме — прибегая к умоляющим прошениям в адрес власть имущих, к голодовками самоубийствам. Нона наш взгляд, расценивать народное молчание как дополнительный аргумент в пользу проводимой политики — опасное заблуждение. Поскольку оно опирается на деструктивные моменты национального менталитета, а в такой игре последствия могут оказаться непредсказуемы. Любое реформирование общества только тогда ценно и оправдано, когда оно опирается на созидательный потенциал своего народа, разумно сочетая мировой опыт и национальное сво- еобразие. Литература: 1. Карабущенко, ПЛ. Интеллектуальное превосходство и динамика развития культурной элиты // Гуманитарные исследования. 2009. № 2 (30). с. 10–15. 2. Плюснин, Ю. М. Два полюса ценностного развития личности. http://courier.com.ru / homo / ho0601plusnin. htm 3. Козырьков, В. П. Российский вариант ресентимента (социокультурные истоки кризиса рациональности. Естественнонаучное и гуманитарное знание в цифровой век. Материалы третьей межвузовской научной конференции ННГУ. — Нижний Новгород, 2001. с. 124. 4. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей. — СПб.: Наука, 1999. с. 60. 5. Фролова, ЮС. Социокультурные изменения современной российской полиэтнической провинции. // Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова (МГУ. Москва, 2007. Статьи, поступающие в редакцию, рецензируются. За достоверность сведений, изложенных в статьях, ответственность несут авторы. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов материалов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Материалы публикуются в авторской редакции. Р е да к ц ионная коллегия :bГлавный редактор Ахметов И. Г. Члены редакционной коллегии: Ахметова М. Н. Иванова Ю. В. Каленский А. В. Куташов В. А. Лактионов К. С. Сараева Н. М. Авдеюк О. А. Айдаров ОТ Алиева Т. И. Ахметова В. В. Брезгин В. С. Данилов О. Е. Дёмин А. В. Дядюн К. В. Желнова К. В. Жуйкова Т. П. Жураев Х. О. Игнатова М. А. Коварда В. В. Комогорцев М. Г. Котляров А. В. Кузьмина В. М Кучерявенко С. А. Лескова Е. В. Макеева И. А. Матроскина Т. В. Матусевич М. С. Мусаева У. А. Насимов М. О. Прончев Г. Б. Семахин А. М. Сенцов А. Э. Сенюшкин Н. С. Титова Е. И. Ткаченко И. Г. Фозилов С. Ф. Яхина А. С. Ячинова С. Н. Международный редакционный совет: Айрян З. Г. (Армения) Арошидзе ПЛ. (Грузия) Атаев З. В. (Россия) Бидова Б. Б. (Россия) Борисов В. В. (Украина) Велковска ГЦ. (Болгария) Гайич Т. (Сербия) Данатаров А. (Туркменистан) Данилов А. М. (Россия) Демидов А. А. (Россия) Досманбетова З. Р. (Казахстан) Ешиев А. М. (Кыргызстан) Жолдошев СТ. (Кыргызстан) Игисинов НС. (Казахстан) Кадыров КБ. (Узбекистан) Кайгородов И. Б. (Бразилия) Каленский А. В. (Россия) Козырева О. А. (Россия) Колпак Е. П. (Россия) Куташов В. А. (Россия) Лю Цзюань (Китай) Малес Л. В. (Украина) Нагервадзе МА. (Грузия) Прокопьев Н. Я. (Россия) Прокофьева МА. (Казахстан) Рахматуллин Р. Ю. (Россия) Ребезов М. Б. (Россия) Сорока ЮГ. (Украина) Узаков Г. Н. (Узбекистан) Хоналиев Н. Х. (Таджикистан) Хоссейни А. (Иран) Шарипов А. К. (Казахстан) Руководитель редакционного отдела Кайнова Г. А. Ответственные редакторы Осянина Е. И, Вейса Л. Н. Художник: Шишков Е. А. Верстка: Бурьянов П. Я, Голубцов М. В. Молодой ученый Международный научный журнал Выходит два раза в месяца д Р ес Р еда к ц и и : почтовый: 420126, г. Казань, ул. Амирхана, а, а/я фактический 420029, г. Казань, ул. Академика Кирпичникова, д. 25. E-mail: info@moluch.ru; Учредитель и издатель ООО Издательство Молодой ученый Подписано в печать 10.04.2016. Тираж 500 экз. Отпечатано в типографии издательства Молодой ученый, 420029, г. Казань, ул. Академика Кирпичникова, 25 6 |