Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. История ристиками: близостью и равенством. Обе эти характеристики определялись набором факторов, разным для каждого конкретного случая — географической привязкой, родственными отношениями, социальными признаками и т. д. Более того, они носили условный характер, представляя собой некий идеал человеческих отношений. Ведь не все кровные братья имели одинаковое экономическое состояние, а ближний мог оказаться совершенно далеким регионально и социально не равным. В делопроизводственных материалах наша братия также предстает понятием довольно условным, но при этом выполняющим важную маркирующую функцию. Что же такое наша братия В первую очередь, некая формула, подразумевающая или содержащая определенную идентификацию. В этом смысле, все случаи, где мы встречаем понятие наша братия, систематизируются в одиннадцать групп. Первая объединена устойчивым словосочетанием которая наша братия, обозначающим часть братии, противоположную той, куда себя относит челобитчик. Например, в 1649 г. мещеряне дворяне и дети боярские всем городом писали А которые наша братья замо- сковных и украинных розных городов былина твоих государевых службах в Белегороде ив Карпове сторожевье, и на Ельце, и на Осколе, и на Цареве городе ив Симбир- ском, а делали земляное дело с двадцати пяти дворов по сажени, и тем нашей братьи прибавлено окладу и денег а нами крестьянишком нашим досталось земляного дела в те годы на всякой двор по десяти сажени больше, а нам за те службы, и за земляное и валовое дело и за всякия степныя крепости твоего жалованья, поместного окладу и денег не прибавлено, с. 253]. А в 1661 г. нового Землянского города черкасский атаман Оска Докшеев да черкасский сотник Левка Перевенка сообщали о своей братии, что которые наша братия, черкасы, в новых городех черкас ссаживали и перезывали, и тем садчиком твое жалованья давана» [2, с. 435]. Оба примера показывают, что есть, с одной стороны, одна единая, равная братия — представители замосковных и украинных розных городов или черкасы, с другой — часть этой братии, противопоставленная самим челобитчикам, так как только она отмечена милостью государя. И это уже несправедливо, неправильно, а, главное, нарушает установленный принцип равенства. Вторая группа, тесно связанная с первой, выражена формулой наша братия, которая объединяет три смысловые категории такие же, как мыт. е. равные нам часть братии часть братии, противопоставленная другой. Так, именно равенство подчеркивал донковский жилецкий человек Гришка Устинов сын Сомов, жалуясь царю на то, что меня, увечного, моя братья у розбору в драгуны написали заочно [2, с. 442]. В противоположность ему, выделяя социальные различия, свиежане всем городом извещали на из них же свиежан, полных и мно- гопоместных и прожиточных людей, их братья, которые отбывали от своей службы и не хотели быть в дальних службах сними вместе [2, с. Немногим отличается следующая формула многие наша братия, обозначающая большую часть братии а как преж сего бывали на твоей государеве службе в Одоеве, и многия наша братия стали безлошадны, и ссора и тяжба у нашей братии с вотчинники и с помещики про стада [1, с. Четвертая группа явно выделяется на фоне остальных. В челобитной тулян, коширян, торушан и серпуховичей рейтарского строю находим А как нас в рейтарскую службу писали, а про Белогородскую службу в сказке ничего нам не сказано, чтобы отнять у нас поместнаго окладу по пятидесяти четьи; а если бы мыто ведали, что отнять по пятидесяти четьи, и мы в рейтарскую службу не писа- лися, а перед своею братьею в таком позоре небыли, с. 272]. В этом случае, как ив других, братия носит обобщающий характер и обозначает группу социально равных людей. Его особенностью является использование устоявшихся конструкций перед своею братьею в таком позоре не быть, перед своею братьею вконец не погибнуть, перед своею братьею от службы не отбыть, которые, возможно, являются делопроизводственными штампами. Кроме этого, выражение перед своею братьею» использовалось в значении в отличие от кого-то». Так, гостиной сотни полярной избы голова Коземир Позошев- ников просил дать ему жалование, аргументируя тем, что перед прошлыми, своею братью, головами учинил тебе великому государю большие сметы [8, Л. Самой многообразной и противоречивой является группа, объединенная понятием против своей братии. Анализируя челобитные, можно выделить несколько его значений. Полоняник ливенец сын боярский Фомка Самойлов сын Черной просил пожаловать своим государским жалованьем против моей братьи полоня- ников, которые бывают под началом и из-под началу выходят, с. 17]. В данном случае мы легко можем заменить против моей братьи» на уже знакомое в отличие от. Для другого примера, относящегося кг, лучше подходит значение в обход кого-то»: и за тое службу, и за валовое дело пожаловал ты, государь, нас, велено по- местнаго окладу придача учинить против нашей братьи, а поскольку четьи, того не указано [1, с. 265]. Но чаще всего против своей братии употребляется тождественно формуле также, как. Именно против их братьи детей боярских и Красного города Корочи черкас просили пожаловать денежным жалованием детишки боярские Фе- доска Селванов сын Кувлев и с ним 15 человек [1, с. 288]. Стоит отметить, что грань между всеми этими значениями крайне туманна и может быть определена только с опорой на контекст. Сюда же примыкают еще три группы, выраженные формулами против иных таких, против товарищей, мимо моей братии. Первые две были найдены исключительно в пометах и выписках государственных лиц. Так, после челобитной иноземцев, Велижского воеводы Ивана Домашевского с товарищами следует помета, которой установлено а Домашевскому и Шапке поденный 649 “Young Scientist” . # 6 (110) . March корм давать против иных таких, да им же обоим по малому пахолку» [1, с. 428]. Последняя же повторяет значение в обход кого-то», что видно из стоящего впереди моей братии слова «мимо». Совсем нехарактерным для челобитных выглядит сочетание на своего брата, встретившееся лишь один разв прошении острогожских черкас. Они в 1658 г. били челом царю на заможных и богатых людей, которые за- торонясь на своего брата, хотя упродать без суда, вое- водом вклад дают по полтине [1, с. Оставшиеся десятую и одиннадцатую группы можно было бы просто не заметить. Действительно, прочитав вели, государь, в оклад мне прибавить своего государева денежнаго и хлебнаго жалования против сибирских казачих голов [9, Лили вели меня оттого своего дела освободить, чтоб мне напрасно, мимо Земскаго приказу подьячих, будучи у того твоего дела, вконец не погибнуть, с. 385], мы не обнаружим кодовое слово братия. Но если внимательно вглядеться в контекст, то схожесть конструкции и близость смысла станут очевидными. Пожалуй, человеку необязательно было прямо говорить моя братия — это, чтобы обозначить ту группу лиц, к которой он себя причислял или, по крайней мере, с которой он себя сравнивал. Теперь стоит определить сами маркеры идентификации, используемые в формуле наша братия. Для этого проанализируем вступительную часть челобитных, в которой проситель в первый раз так или иначе именует себя. В результате, выделяются несколько маркеров) географическая привязка, (2) социальная группа, (3) должность, (4) экономическое состояние, (5) биографические данные, (6) этническая принадлежность) указание на полк, (8) указание народ) только имя челобитчика. Так, В 1649 г. Алексею Михайловичу о выдаче денежного жалования били челом рязанцы всех станов бедные однодворцы, безкрестьянные, пустопоместные, малопоместные и безпоместные нет- чики, которые былина твоей государевой службе в прошлом г. на Ельце, и на Осколе, и на Усерде с приезду и до отпуску [1, с. 245]. Здесь мы видим и географическую привязку, и социальную группу, и экономическое состояние, и, наконец, биографические данные. А в удивительном по своему многообразию идентификаций извете богомольцев твоих Невеля города попов и дьяконов и хо- лопей твоих, Невельской шляхты, и козаков, и стрельцов, четыреста человек, пятидесятников и десятников и всех рядовых стрельцов и пушкарей и воротников и разсыль- щиков, 40 человек, и невлян посацких людишек, 120 человек, и твоих Невельских дворцовых сели всяких чинов людишек, старостишки и целовальничишки и все кре- стьянишек» [2, с. 530] обнаруживаем упоминания социальных групп, должностей, этнической принадлежности и географической привязки. Эти же маркеры в различных вариациях используются для именования лиц в основном тексте челобитной, в том числе и как пояснение к термину наша братия». Подобными рассуждениями, пожалуй, можно было бы ограничиться, если бы не некоторые противоречия в употреблении названных нами маркеров. Чаще всего самоидентификация просителя соответствовала идентификации нашей братии. Но находятся случаи, когда вначале использовался один маркера потом — другой. Да, они не противоречили друг другу. Нов чем тогда смысл этой вариативности Был ли это осознанный акт челобитчика Или же результат влияния штампов приказного делопроизводства Конечно, мы не можем исключать или уменьшать роль приказных служащих. При написании челобитной за ко- го-либо они, действительно, могли руководствоваться готовыми формулами, терминами законодательства, традицией, собственными представлениями о социальной иерархии и идентичности. Это было им не запрещено и значительно облегчало весь процесс ведения дел. Но отсутствие исследований, посвященных данному вопросу, запутанность и недостаточность источников не дают нам веских оснований делать какие-либо категоричные выводы о достоверности и авторстве тех или иных идентификаций. Поэтому, учитывая роль приказных служащих, обратимся к самим челобитным. В 1660 г. бил челом государю Петр Скуратов о справе за ним придачи, поместной и денежной, за литовские походы. Скуратов сообщал, что которые моя братья, стольники приехали на твою службу в другой поход в Вязьму на указанный сроки которые из другого походу были за тобой до Москвы, и тем придано по 100 четвертей, денег по 12 руб, да им же учинено сверх того за литовские за оба походы по 150 четвертей, денег по 12 руб. А мне только придача учинено за один за первой поход вполы… аза другой литовский поход — 75 четвертей, денег 6 руби за приезд мне придачи не учинено [2, с. 97]. Таким образом, сначала он указывает только свое имя, а затем уже уточняет свою братию — стольников. Примерно также поступали Томило Истомин, который вначале челобитной подчеркивал лишь свою бедность и беззаступность, а в основном тексте уже определял московских дьяков как свою братию [2, с. 577]. Должно быть, такие знатные, родовитые, отличившиеся наго- сударственной службе люди вообще могли себя никак не идентифицировать — все, в том числе и государь, по одному имени прекрасно понимали, какое место в социальной иерархии они занимают. В совсем иной ситуации оказался Аптекарского приказа лекарь Ортюшка Назарьев. Выехав на имя государя, он поступил лекарем в Аптекарский приказ и получил небольшое жалование. В то время, как нашей братье, иноземцом, всем твоя милость, жалованье и кормим дают а отцу моему и материи племянником моим корму нет [2, с. 480]. Ему как раз выгодно, в первую очередь, подчеркнуть свою должность, принадлежность к государевой службе, которая выступает дополнительным аргументом для удовлетворения его прошения, а уже потом сравнить состояние своей семьи с равными ему иноземцами Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. История Особо интересны случаи, связанные с передвижениями по социальной лестнице. Так, в 1661 г. Сергушка Марков, сообщая, что в прошлом 169 г. пожаловал ты меня за мое службишко и за кровь и за рану, велел отпустить в Галича ныне мне велено быть к Москве для твоей службы, просил быть в Галиче против моей братьи, поскольку лет преж сего бывали воеводы [2, с. 469]. В этом же году Васька Солохов из житья был пожалован в дьяки на Денежный Английский двора твоим жалованьем, поместным окладом, против своей братьи не вер- стван» [2, с. 295], равно как и Ивашко Чернев, пожалованный в 1664 г. из подьячих Приказа Большого Прихода в дьяки [2, с. Как мы видим, во всех трех примерах вначале челобитной сообщается только имя просителя, а формула против моей братии не содержит маркера идентификации. Поэтому возникает масса трудностей с определением той социальной группы, к которой себя челобитчик причисляет старое положение или новая должность. И если Сергушка Марков, назначенный на воеводство в Галиче, довольно четко отделяет свою братию от воевод, то остальные не дают нам ясного ответа. Итак, понятие наша братия представляет собой универсальную формулу, используемую для самоидентификации. Эта формула неизменно должна была обладать двумя важными характеристиками близостью и равенством, так как братия всегда виделась чем-то равными социально близким, выражавшим идеальные, корпоративные представления обустройстве общества. Вместе стем, упоминание братии всегда сопровождалось неким противопоставлением одной ее части, просящей в челобитной, другой, отмеченной государевой милостью. А сама просьба была нацелена на установление справедливости, равенства внутри братии, чтобы перед своею братьею в позоре не быть». Идентификация же, заключенная в данной формуле, могла выражаться с помощью различных маркеров, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации и сущности прошения. Чаще всего встречалась ссылка на социальную группу — сословие, должность, чинит. д, что неудивительно, ведь во второй половине XVII в. государство так упорно пыталось структурировать общество. Тем не менее, благодаря наличию нашей братии удается установить не только то, как человек сам себя идентифицировал, но и ток какой группе он себя причисляли с какими людьми себя сравнивал. Литература: 1. Акты Московского государства, изданные Императорской Академии наук. Т. 2: Разрядный приказ. Московский стол. 1635–1659 / под. ред. НА. Попова. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1894. 819 с. URL: http:// www.runivers.ru / lib / book3031 / (дата обращения 28.02.2015). 2. Акты Московского государства, изданные Императорской Академии наук. Т. 3: Разрядный приказ. Московский стол. 1660–1664 / под. ред. Д. Я. Самоквасова. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1901. 674 с. URL: http://www.runivers.ru / lib / book3031 / (дата обращения 28.02.2015). 3. Буйда, Ю. В. Алхимия самозванства // Страна и мир. 1992. № 1. с. 152–160. URL: http://www.vtoraya-literatura. com / pdf / strana_i_mir_1992_1_text. pdf (дата обращения 28.04.2015). 4. Ключевский, ВО. История сословий в России. Минск Харвест, 2004. 208 с. Коллманн, Н. Ш. Соединенные честью Государство и общество в России раннего нового времени. М Древлехранилище с. Кушелев-Безбородко, Г. Памятники старинной русской литературы. Выпуск 3. СПб: Типография ПА. Кулиша, 1862. 180 с. URL: http://exeget.panikarolinka.ru / antik / pypin. pdf (дата обращения 24.12.2015) 7. Леонтьева, ГА. Служилые люди в Восточной Сибири во второй половине XVII — первой четверти XVIII вв.: по материалам Иркутского и Нерчинского уездов. Москва МПГУ, 2012. 320 с. РГАДА., Ф. 214. Оп. 3. Д. 246. 9. РГАДА., Ф. 214. Оп. 3. Д. 343. 10. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 1 (А-Б) / глав. ред. С. Г. Бархударов. М Наука, 1975. 371 с. Соколовский, И. Р. Служилые иноземцы в Сибири XVII века (Томск, Енисейск, Красноярск. Новосибирск бис. Уваров, П. Ю. Социальные именования парижан в эпоху Старого порядка // Социальная идентичность средневекового человека / отв. ред. А. А. Сванидзе, П. Ю. Уваров. М Наука, 2007. с. 180–192. 13. Kamenskii, A. B. Do We Know the Composition of the 18th Century Russian Society // Cahiers du Monde Russe. 2014. Vol. 55. No. 1–2. P. 135–148. 651 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях Нурлигенова Зауреш Нуркеновна, магистр, старший преподаватель Тихонов Александр Дмитриевич, студент Безделов Владислав Игоревич, студент Карагандинский государственный технический университет (Казахстан) В развитии общества есть периоды, когда в основе мировоззрения лежат идеи, обращенные к Родине, когда политические взгляды важны лишь тогда, когда они имеют связь с патриотизмом. Это — эпохи национального испытания, национального возрождения и становления новых государств, эпохи переломных этапов в их политической жизни. В эти периоды, когда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев и групп населения, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни идея- тельности людей, помогает им объединяться. Патриотизм представляет собой особо значимую духовную ценность, являющуюся основой единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе. Ее нельзя свести к узкому, однозначному пониманию. Она сложна, многогранна, неоднородна. Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и вера в собственные силы и силы общества. В конечном счете это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны. Таким образом, патриотизм это идеология и психология, политика и деятельность, выражающая особое, возвышенное, преданное отношение человека к Родине. Неслучайно утрата Родины, утрата чувства Родины всегда воспринимались людьми очень остро и болезненно. Казахстанский патриотизм — явление уникальное, своеобразное. Об этом свидетельствует многовековая и многотрудная история казахского народа, в которой до самой независимости определялась судьба, как страны, таки борьба казахского народа за свободу. Говоря словами президента НА. Назарбаева, это борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков — скифов, гуннов, огузов, саков, уйсуней, канлы, кипчаков — до скорбных событий в декабре 1986 года [1, c. Актуальность проблемы патриотизма для современного общества находит подтверждение в работах философов сегодняшних дней. Не отрицая идеологического влияния на понимание сущности патриотизма в конкретных исторических условиях, необходимо отметить, что непреходящими составляющими этого явления по нашему мнению, были, есть и будут любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Роль патриотизма как объединяющего начала в сложных, противоречивых и неоднозначных процессах, вызванных, с одной стороны, продолжающейся развитием всей системы общественных отношений в нашей стране, с другой стороны, глобальным финансовым кризисом, ставшим серьезным вызовом всему мировому сообществу. Нельзя не учитывать и тот факт, что становление суверенного Казахстана сопровождалось структурными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества — экономике, политике, социальной и духовной сферах. Они не могли не вызвать изменения в сознании людей, выразившиеся в утрате старых ценностей и установок, те. в недостатке мировоззрения. В результате в какой-то момент патриотическое сознание в обществе приобрело неустойчивый и неопределенный характер. Наиболее сильно недостаток мировоззрения и появившаяся нравственно-идеологическая нехватка сказалась, безусловно, на молодежи как наименее защищенной и наиболее подверженной всякого рода идеям части населения. В этих условиях патриотическое воспитание студенческой молодежи, формирование у нее активной гражданской позиции и осознание ею ответственности за свое будущее и будущее своей страны становится важнейшей задачей всего общества. Именно от ее политической воли, ценностей, идеалов во многом зависит, каким образом и насколько успешно будет проходить развитие Казахстана. Как отмечал водном из своих выступлений НА. Назарбаев, нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих поколений, молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры [2]. Важно при этом иметь ввиду, что казахстанский патриотизм явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для всех народов его населяющих, родине. Поэтому сегодня, как никогда, актуальным становится вопрос о том, как ив каких формах следует осуществлять патриотическое воспитание, что должно стать его методической целью. Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народи станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаги герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такая цель ста Молодой учёный» |