Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. История на дальнейшее изучение и борьбу с этими болезнями. Так, к 1940 году в Узбекистане заболеваемость малярией была снижена враз. Резко сократилось число больных пен- динской язвой, зобом и др. Однако успешная работа органов здравоохранения Узбекистана по изучению и борьбе с краевой патологией была частично прервана начавшейся Второй Мировой войной гг.). Но несмотря на трудности военного времени мероприятия по борьбе с местными болезнями не прекращались. На пятом этапе (1945–1957 гг.) изучением и борьбой с краевой патологией занимались почти все научные медицинские силы республики. Результатом этого была ликвидация малярии как массового заболевания. Важнейшую роль в ее ликвидации сыграли осушение болот, борьба с переносчиками малярии, иррациональное лечение больных. Новые методы лечения были апробированы в клинике, руководимой профессором Т. Х. Наджи- митдиновым. Кроме того, в эти годы были изучены джойлангарский энцефалит, триходесмотоксикоз, туляремия, лихорадка Ку, желудочно-кишечная патология в жарком климате, влияние жаркого климата на сердечно-сосудистую систему и др. В разработке научных проблем важную роль играли научные учреждения, открытые на территории Узбекистана. Особенно большие успехи были достигнуты в области изыскания и внедрения в практику новых лечебных средств. В этом направлении значительная работа была проделана сотрудниками Ташкентского фармацевтического института, Института химии растительных веществ АН Республики Узбекистан. Так, сотрудниками фармацевтического института изучено более 400 видов местных растений. Усовершенствованы технология изготовления лекарственных веществ. Изучено действие мумие, применяемого в узбекской народной медицине с давних времени установлена его эффективность при травматических поражениях костной системы. В развитии медицинской науки в республике важное значение имели общества врачей. Первое общество врачей и естествоиспытателей в Туркестане было образовано г. в г. Ташкенте. Его организатором и первым ученым секретарем был известный естествоиспытатель А. П. Федченко. В 1892 г. врачи, работавшие тогда в Туркестане, образовали Ферганское общество врачей. Затем были созданы медицинские общества в других городах, а также общества врачей по отдельным специальностям — терапии, хирургии, офтальмологии, дерматологии и венерологии, гигиене и т. д. В 1957 г. было организовано общество историков медицины Узбекистана. В развитии медицинской науки и практического здравоохранения важную роль играли съезды и симпозиумы, проходившие в городах Узбекистана. Первый научный съезд врачей Туркестана состоялся 23–28 октября 1922 г. в Ташкенте. В нем участвовали 188 врачей-деле- гатов из разных городов Туркестана (Центральной Азии. На съезде было заслушано 82 научных доклада по различным вопросам медицинской науки и практики февраля 1927 г. в г. Самарканде проходил I съезд врачей Узбекистана. Это был первый съезд врачей создания Узбекистана. На нем рассматривались важные актуальные научные и организационные проблемы, стоящие перед здравоохранением республики. В 1948 г. состоялся республиканский съезд гигиенистов, эпидемиологов и инфекционистов, в июле — III съезд врачей Узбекистана. В 1954 г. в Ташкенте состоялся съезд враче и сессия АМН СССР, где были обсуждены актуальные вопросы краевой патологии Центральной Азии. 20–22 мая 1991 г. в Ташкенте состоялся V съезд молодых ученых-медиков и врачей Узбекистана. Важнейшими задачами, решенными на территории Узбекистана в ХХ веке было создание не только научной, но и учебной базы для подготовки медицинских кадров, улучшение состояния здоровья населения, укрепление материально-технической базы здравоохранения, совершенствование системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, продолжение реформ в системе здравоохранения, внедрение новых форм и методов организации медицинской помощи населению. Такие ученые, как Р. С. Гершенович, А. А. Коган, Б. Х. Магзумов, В. В. Вахидов, У. А. Арипов, КА. Зу- фаров, НМ. Мажидов, АН. Николаев, А. М. Максудов, Л. М. Исаев, ДМ. Ниязов, В. П. Широкова-Диваева, С. С. Сабиров, МА. Мирзамухамедов, У. А. Каримов, ОС. Махмудов и многие другие внесли свой огромный вклад в становление и развитие медицинской науки во взаимосвязи с практическим здравоохранением в Узбе- кистане. Литература: 1. Абдуллаев, А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент Медицина. 1980. 162 с. Абдуллаев, ИК. Формирование системы охраны материнства и детства в Узбекистане (1865–1941). Дисс… канд. мед. наук. Москва, 1991. 3. Исмаилов, О. И, Ещанов Т. Б, Бабаджанов АС. Развитие здравоохранения в Республике Каракалпакстан. Нукус Билим, 1997. 116 с. Кадыров, А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент Медицина. 1990. 41 с. Кадыров, А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент Ибн-Сина, 1994. 233 с. Махмудова, НМ. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент Медицина, 1969, 242 с 645 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Тамга Амира Темура Мисрбекова Махлиё Мисрбек кизи, студент Гулистанский государственный университет (Узбекистан) В изучении истории узбекской государственности тамги, гербы, печати, тавра, клейма и другие знаки и метки имеют большое историческое значение. Тамги и похожие на тамги другие знаки, являющиеся знаками принадлежности к какому-либо роду или племени, благодаря своим особенностям, входят в число важных исторических источников. Интерес к тамгам, которые широко распространены в тюркском мире, не иссякает вот уже два столетия. Несмотря на это, до настоящего времени нет общего заключения об их появлении, классификации и функциях. Тамга считается родовым знаком у тюркских и у других народов. Тамги оттискивались на домашних животных, которые были общим имуществом рода у древних кочевых скотоводческих народов, или на изделиях, производимых представителями рода. Обычно, определенное поколение рода наследовало тамгу от своих предков и присоединяло к нему дополнительный знак или же изменяло её. Однако было бы неправильно толковать тамгу только как знак принадлежности, оттискиваемый на скоте. Тамга служила также и магическим знаком, который был связан с божественной религией (поклонение Тенгри) тюрков. Позднее тамги превратились, как гербы и печати, в знак семейной и личной (частной) собственности, а иногда даже ив государственный символ. В истории нашей Родины идея великой государственности Амира Темура нашла своё выражение в различных символах, знаках и изображениях, в том числе в его тамге. Арабский историк Ибн Арабшох и направленный в 1403 году королем Кастилии и Леона во дворец Амира Темура испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо в своих произведениях оставили сведения о государственных символах и тамге Сахибкирана (один из титулов Амира Темура, означающий Счастливец, Рожденный под счастливой звездой. Клавихо приводит сведения о печати, монетах и отчеканенной на различных изделиях тамге, состоящей из трех колец [1, б. 147–148]. Ибн Арабшох писал Тамга на его конях и лошадях, знак, отчеканенный на него монетах и золотых изделиях, представляет собой вот такие три кольца [2, б. 65]. Нов тамге, изображенной Ибн Арабшохом, два кольца расположены внизу, а одно кольцо наверху. Тамги, вытисненные на монетах Амира Темура, встречаются двух видов, однако, описанный Ибн Арабшохом вид встречается чаще. В серебряных мири, отчеканенных от имени Амира Темура и Махмуда в 793 году хиджры (1391 год) в Самарканде ив году хиджры (1394 г) в Хорезме наверху изображено одно кольцо. В серебряной монете, отчеканенной от имени Амира Темура и Мухам- мада Султона в 805 году хиджры (1402 г) в Язде (Йазд), в медных фулусах, отчеканенных от имени Амира Темура, одно кольцо изображено снизу [3, приложения. Вокруг изображения тамги написаны слова «Рости — русти», которые означают Сила — в справедливости. На монетах Амира Темура, хранящихся в Британский музеях, также вытиснен этот девиз (лозунг. Это можно увидеть также на печати письма Амира Темура, отправленного королю Франции Карлу До Темура точно такие же знаки использовали и Кара- ханиды (XII век. В монете Аргуна (1284–1291 гг.) из династии Хулагуидов, отчеканенной в Мерве, также имеется аналогичная тамга стремя кольцами. Хотя в годы правления Мирзо Улугбека, внука Те- мура, в Самарканде ив Бухаре выпускались серебряные монеты, они чеканились не от его имени, а от имени его отца Шохруха Мирзо. Лишь после смерти своего отца Шохрухa Мирзо, Улугбек стал чеканить серебряные монеты от своего имени. На серебряных монетах Шохруха Мирзо нет тамги и имени Сахибкирана, которые встречаются на монетах Амира Темура. А на монетах Мирзо Улугбека кроме его имени есть также имя Амира Темура и тамга государства Темура. Кроме Мирзо Улугбека никто из поколения Темуридов не чеканила на монетах вместе со своим именем имени Амира Темура. Мирзо Улугбек чеканил такие же монеты в 851 году хиджры (1447 г) в Хо- резме, в 852 году хиджры (1448 г) в Герате [3, б. 64]. Эту традицию продолжил внук Темура Абу Саид (1451– 1469 гг.) [4, с. До настоящего времени не выяснено, какой смысл хотел отразить Амир Темур в этом символе. По мнению Клавихо, эта тамга означает, что Темурбек — властитель трёх частей света. Его трактовка основана на том, что ван- тичное время Ойкумена — вся территория, где проживают люди — состояла из взаимосвязанных между собой трёх частей, омываемых водами Внешнего океана Европы, Азии и Африки. По этой причине считалось, что можно реализовать идею овладения всегм миром. Эту идею стремился осуществить Алексадр Македонский, а затем претендовавшие на господство всем миром римляне. Это определение оказало сильное влияние на взгляды античных и европейский путешественников средних веков вплоть до Великих географических открытий. Хильда Хукхэм в своей документально-исторической повести, посвященной Амиру Темуру, писала, что в треугольном знаке, состоящем из кругов, спрятано значение, что Сахибкиран — властитель трех благожелательных планет [5, б. По мнению некоторых ученых, эта тамга является символом черепа вола (быка, то есть изображение двух его глаз и рта. Вол (бык) в традиции народов Древнего Востока считался символом плодородия, упрямства и твёр- Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. История дости, терпения и непоколебимости, ярости (свирепости) и силы [6, с. Различные народы и традиции по разному трактовали этот символ. Три кольца трактуются и как магический символ мира, олицетворяющий трицикла жизни — прошлое, настоящее и будущее [7, с. 95]. Круг, кольцо, свернувшаяся в клубок змея в греческом языке называются «ki-klos», и слово цикл произошло от этого названия. Жрецы древнетюркской религии — тенгрианства изображали свой символ в виде двух змей, обвившихся вокруг столпа мира (дерева) [8, с. История тамги Амира Темура имеет свое продолжение. В конце XIX века Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда, который был утвержден 31 января 1890 гс Знак триады в гербе Самарканда заинтересовал знаменитого философа и художника Н. К. Рериха. В своем исследовании о символе Трех Сфер он выяснил, что данный символ существует во многих культурах и традициях он встречается в орнаментах, нанесенных на глиняные (керамические) изделия эпохи неолита в знаке древнего мировоззрения о мировом счастье — чинтамани, распространенном в Индии в изображении в Храме Неба в Китае в изображении на щите крестоносцев в символах на флагах Будды и т. д. [10, с. 39–40]. В результате своих исследований, Рерих назвал этот символ Знаменем Мира. В 1929 году он предложил в качестве символа Культурного Пакта (Международное соглашение о защите культурных памятников вовремя войн и столкновений) изображение трёх красных кругов (прошлое, настоящее и будущее) внутри большого круга (Вечность). Знамя (флаг) Амира Темура — символ своеобразной гармонии тамги и хоругви. Знамя государства Амира Те- мура было голубого цвета. Голубой цвет — символ вечного неба и животворящей воды, олицетворяющих содержание жизни. На языке символов это означает добро, мудрость, добросовестность, славу и преданность. На знамени есть изображение трех колец, как ив тамге Амира Темура. В заключение следует сказать, что своеобразный знак власти, использовавшийся в эпоху Амира Темура — тамга в виде изображения трех колец имеет древнюю историю. Эта тамга служила в качестве символа могущества государства, основанного нашим великим предком. В 1996 году Республика Узбекистан отмечала 660-летие Амира Тимура, который при жизни носил почетный титул Сахибкирана. Для ознаменования этого события, 18 октября года был открыт Государственный музей истории Тимуридов. В этих целях было построено новое здание в форме огромного амфитеатра, украшенного голубым куполом. При строительстве здания были учтены не только особенности национальной архитектуры времен Амира Тимура, но и воспроизведен его Знак Триединства изображение трех колец, заключенных водно большое кольцо, — являющийся частью наружного декора музея [12]. В настоящее время ведется подготовка к празднованию 680-летия Сахибкирана. Литература: 1. Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга — Амир Tемур саройига саёҳат кундалиги. (1403–1406 йиллар). — Т Ўзбекистон, 2010. 2. Ibh Arabshoh. Amir Temur tarixi. — T.: Mehnat, 1992. 3. Тухтиев, И. Амир Темур ва темурийланинг молия-пул сиёсати. — Т O'zbekiston, 2006. 4. Бартольд, В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — А Jalin, 1993. 5. Ҳукҳэм, Х. Етти иқлим султони. — Ташкент Адолат, 1999. 6. Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики. — М Центрполиграф, 2007. 7. Форти, С. Символы. Энциклопедия. — М, 2005. 8. Аджи, М. Европа, тюрки, Великая Степь. — М, 2004. 9. Фон-Винклер, П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — С.-Петербург, 20 Июля, 1899 года. Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова, С.-Петербург. Типография ИМ. Комелова, Пряжка д. 3, 1899. URL //http://blazon-arms. narod.ru / spr / vinkler / vin001. htm 10. Рерих, Н. К. Знак Знамени Мира // Знамя Мира. — Москва, 1999. 11. Сергеев, В. Тамга — знаменья — трезубец — гербы. Электронный ресурс http://vasily-sergeev.livejournal. com / 1273666. html 12. Расулова, Т. С. Тимур — Светоч Азии, или знаки судьбы Амира Тимура в свете культурно-исторической концепции Н. К. Рериха. // Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиат- ской экспедиции Н. К. Рериха (1924–1928)». 9–11 октября 2008 г. Электронный ресурс http://lib.icr. su / node / 1794. 647 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Что такое наша братия формы групповой идентификации служилых людей в России во второй половине XVII в. Накишова Марина Тазабаевна, студент Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Вопросы социальной истории России требуют пересмотра и критики в соответствии с тенденциями новой исторической науки. Известно, что социальность охватывает все стороны жизни общества и имеет различные формы своего выражения. Как служилые люди второй половины XVII в. понимали свое место в общественной иерархии Как характеризовали себя и людей вокруг Кого считали за своих а кого за чужих И какие формулы для этого использовали На все эти вопросы попытался ответить автор данной статьи. Ключевые слова социальны история, новая социальная история, служилые люди, самоидентификация, наша братия, маркеры идентификации. В опросы социальной структуры русского общества второй половины XVII в. на первый взгляд кажутся довольно понятными и изученными. Еще ВО. Ключев- ский отмечал, что именно в этот период московские законодатели начинают твердо формулировать комплекс прав и привилегий отдельных социальных групп и согласно сними перестраивать прежнюю чиновную иерархию общества в новую сословную [4, с. 158]. Так, в Уложении 1649 г. выделяются три обособленные друг от друга сословные группы — служилые, посадские и крестьяне. Теперь лицо, прежде чем войти в известное состояние, должно каким-либо способом приобрести право на это, а прежде чем приняться за известное занятие, обязано вступить в тот общественный класс, которому это занятие было присвоено законодательством как его сословное преимущество [4, с. 164]. И вроде бы все это звучит достаточно обосновано и убедительно. Нов подобной схеме невидно человека не того, кто создает закон, основываясь на собственных властных амбициях, а того, кто живет и действует в обществе, взаимодействует с другими, постоянно испытывает давление тех или иных сте- реотипов. Действительно, изучая общество раннего Нового времени, мы привыкли рассматривать крупные абстрактные структуры, связанные между собой или волей власти, или некой коллективной инерцией, коллективным сознанием. Поэтому же нередки суждения, что всякое внешнее проявление личности допускалось лишь с санкции власти, а это затрудняло или делало невозможной самореализацию человека, который был лишен возможности распоряжаться по своему усмотрению собою, душой и телом [3, с. 155]. Проявления индивидуальности, свобода выбора, желание изменить свою жизнь воспринимаются, как ан- типоведение, тогда как, на самом деле, у человека всегда существовал выбор сразу между несколькими шестками и то, какой именно он займет на сей раз, зависело и от него самого, и от его окружения, и от стечения обстоятельств, с. Безграничное пространство для размышлений открывают нам делопроизводственные материалы. Исследователями, в том числе и такими авторитетами, как А. Б. Ка- менский, Н. Ш. Коллманн, П. Ю. Уваров и др, давно подчеркивался богатый научный потенциал данного вида исторических источников [6, 7, 11, 12, 13]. Рассматривая эмпирический материал различных эпохи стран, ученые в последние годы сделали заметный шаг вперед в изучении социальной идентификации и самоидентификации, заложили методологическую основу. Опираясь на их опыт, обратим свое внимание на термин наша братия, часто встречающийся в челобитных служилых людей, и, должно быть, представляющий исключительную важность для них самих. Прежде всего, остановимся назначении слова братия. Согласно словарю русского языка XI–XVII вв. братия представляет собой собирательную форму понятия брат, которое, в свою очередь, толкуется четырьмя способами [10, с. 318]. Во-первых, это родственник, лицо, находящееся в одинаковой степени родства по отношению к общему предку. Так, после Валуйского города конных стрельцов и полковых казаков остались дети и братья и племянники и зятья [2, с. 183]. Во-вторых, это монах, живущий в обители, вместе с братией. В-третьих, ближний по отношению к другому (в обобщающем, философском смысле злато и серебро погубите брата своего радии примете сокровище неоскудно вдень суда [6, с. 17]. Кроме того, братом назывался любой человек, равный в каком-либо отношении (того же социального положения, рода занятий и т. д. Это видно из примера как ково приберут к рукам нашева брата, беднова человека, так высосут и из костей мозг, нежели кровь из-за кожи [10, с. Таким образом, мы можем заметить, что брат и братия неизменно обладали двумя важными характе- 1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 14-18-01873 Границы и маркеры социальной стратификации в России XVII–XX вв.» Молодой учёный» |