Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. Государство и право a foundation) необходимость и важность доказательства) ходатайствовать о приобщении экспонируемого доказательства к материалам дела. Экспонируемые доказательства делятся натри вида вещественные (real) доказательства, наглядные (demonstrative) доказательства и документы. К вещественным относится все, что является реально существующим материальным объектом, наглядные доказательства — это то, что не может быть представлено в зале суда, например схемы здания документальные доказательства — это письменные записки, договорные соглашения и т. п. Экспонируемым доказательствам присяжные, как правило, придают большее значение, чем показаниям свидетелей. В отличие от свидетельских показаний такие доказательства не субъективны и демонстративны. Также присяжным разрешено вновь и вновь обращаться к экспонируемым доказательствам в совещательной комнате, смотреть, и если это разрешено, прикасаться к ним, в то время как свидетельские показания хранятся в памяти присяжных. Когда все доказательства представлены суду, сторона защиты (или ответчик) может ходатайствовать о вынесении вердикта по указанию суда (directed verdict) ввиду характера доказательств, представленных обвинением (или истцом, это может быть сделано даже до представления позиции ответчика (или защиты) см. правило 50 (a) ФПГП]. Такое ходатайство направлено на прекращение дела ввиду недостатка доказательств, для того чтобы присяжные могли вынести вердикт по делу. Если судне принял ходатайство, рассмотрение дела переходит в стадию заключительных прений сторон. На этой стадии адвокатам разрешено напрямую обратиться к присяжным, чтобы убедить их решить дело в пользу представляемой стороны. Стадия заключительных прений позволяет адвокатам суммировать и аргументировать все доказательства, которые были получены входе судебного разбирательства. Стоит отметить, что при выступлении адвокат должен соблюдать некоторые ограничения. Не допускается апеллирование к страстями предубеждениям. Например адвокат не должен утверждать или намекать, что обвиняемый виновен, поскольку он является афроамериканцем или азиатом. Как правило, если до заключительных прений адвокатам неуда тся создать мощную доказательственную базу, то даже грамотное заключительное выступление положение не спасёт. После того как исследование доказательств завершено и прозвучали заключительные речи, судья обращается к присяжным с напутственным словом (Jury instructions) в некоторых юрисдикциях напутствие присяжным предшествует заключительным речам, например, правило 51 ФПГП и правило 30 ФПУП]. В большинстве юрисдикций приняты стандартные тексты или шаблоны напутственного слова. Судья, произнося напутственное слово, ставит перед собой задачу объяснить присяжным применимые в деле нормы. Напутственное слово также разъясняет правовые нормы, регулирующие действия присяжных в оценке доказательств и решении дела. Существуют критерии доказанности, которые разъясняются присяжным. Так в уголовном деле критерием до- казанности считается доказанность вины вне всякого сомнения. При помощи такого критерия присяжным разъясняется, что они могут признать обвиняемого виновным в совершении вменяемого ему преступления только в том случае, если они установят это вне всякого разумного сомнения. В противном случае обвиняемый должен быть оправдан. По гражданским делам критерий доказанности — это наличие более веских доказательств (preponderance of the evidence). Существует мнение, что критерий доказанности можно выразить в процентном отношении, по уголовным делам он равен 95 процентов доказанной вины, а по гражданским для удовлетворения иска достаточно 51 процента обоснованности исковых требований. После этого в напутственном слове судья просит выбрать старшину (foreperson) коллегии, задачей которого будет председательствование в совещательной комнате. Теперь присяжные должны удалиться из зала суда в совещательную комнату, где они вынесут вердикт. Средняя продолжительность обсуждения вердикта присяжными — четыре часа, как по уголовным, таки по гражданским делам. [3]. Вовремя совещания присяжные обсуждают доказательства, их задача достичь единого мнения касательно вердикта по делу. По уголовным делам в федеральных судах и во всех штатах, кроме пяти, вердикт должен быть вынесен единогласно, а по гражданским делам требуется простое большинство голосов или квалифицированное большинство в две трети. Если же этого добиться не удалось, коллегия становится коллегией присяжных в тупике (deadlocked jury). После этого присяжные сообщают председательствующему судье о том, что коллегия не пришла к единому мнению. Судья даёт совет преодолеть разногласия, отправляет присяжных обратно в совещательную комнату, также возможно, что присяжным будет дано дополнительное напутствие. Если присяжные смогли преодолеть разногласия, то они выносят вердикт. Форма вердикта зависит оттого, какое дело рассматривается, по всем уголовным делами большинству гражданских дел выносится генеральный вердикт (general verdict), то есть вердикт по существу дела, в нем присяжные указывают только вывод. По уголовным делам присяжные получают формуляр генерального вердикта, в котором они должны пометить галочками в специальной графе, виновен или невиновен обвиняемый по каждому пункту обвинения. По гражданскому делу в формуляре присяжными указывается, в пользу кого они решили дело, если дело решено в пользу истца, то проставляется сумма возмещения убытков. Стоит отметить, что по гражданскому делу судья может использовать специальный вердикт (Special verdict) (смотреть правило 49 ФПГП). В формуляре специального вердикта присяжные отвечают на вопросы, решение которых составляет суть генерального вердикта. Судья, основываясь на ответах присяжных, решает, каким будет окончательное решение по делу. Когда 633 “Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016 State and вердикт оглашён судьёй, сторона защиты может воспользоваться своим правом и подать несколько ходатайств на эту тему см. William, Burnham. Introduction to the Law and Legal System of the United State, глава 3 стр. 205]. Рассмотрев процессуальные особенности в функционировании суда присяжных в США, можно сделать вывод, что данный институт позволяет осудить виновных и оправдать тех, кто невиновен. Литература: 1. William Burnham «Introduction to the Law and Legal System of the United States»‒ West Group Company. 2. eJournal USA, июль 2009 года / том 14 / № 7, http://iipdigital.usembassy.gov / st / russian / publication / 2012 / 10 / 2 0121002142814x9.653437e-02. html#axzz42CHF7C7x 3. Исследование с целью усовершенствования института судов присяжных на уровне штатов апрель 2007 года Национальный центр судов штатов. Данную информацию можно посмотреть на информационном портале государственного департамента США http://iipdigital.usembassy. gov / st / russian / publication / 2009 / 09 / 20090915115805ebyessedo0.0313074. html#axzz42CHF7C7x 4. Конституция Соединённых Штатов Америки / United States Constitution. 5. Федеральные правила о доказательствах США//Федеральные правила гражданского процесса США//Феде- ральные правила уголовного процесса США Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. История И СТО Р И Я Раскол русской православной церкви в XVII веке Визавитин Олег Игоревич, студент Таякин Сергей Дмитриевич, студент Логинова Дарья Алексеевна, студент Московский технологический университет Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории России — церковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсо- лютизма. Ключевые слова православная церковь, старообрядчество, церковная реформа, церковный раскол, Ав- вакум, абсолютизм, XVII век. В истории русского государства одну из самых значительных ролей играет русская православная церковь. Во времена противостояния монголо-татарскому игу, например, именно православная вера определяет религиозное самосознание русских. Невозможно переоценить роль христианства в объединении русских земель и создании объединённого Московского государства. Церковь всегда обладала значительной экономической мощью. Храмы обычно строили в стратегически важных для обороны страны местах. Учитывая тот факт, что церковь была в состоянии выставить на военную службу до 20 тысяч ратников, несложно догадаться, что данное обстоятельство позволяло церкви иметь значительный авторитет. В середине XVII века в отношениях между церковью и высшей властью государства произошла переориентация. Во многих исторических источниках бытует мнение, что лишение церкви феодальных привилегий и подчинение её государственной власти было неизбежным следствием становления абсолютизма в России. Таким образом, церковный раскол, произошедший в XVII веке, как результат церковной реформы, проведенной во времена патриаршества Никона, можно считать одним из важнейших факторов русской истории. В 988 г. Русь принимает христианство от Византии, вместе со всеми его обрядами и богослужебными книгами. С того момента русская православная церковь ставила перед собой цель оставить все это наследие в его первозданном виде. Основной проблемой для церкви было то, что в процессе переписывания рукописных церковных книг в них неизменно стали появляться различного рода ошибки и неточности. Начиная с XVI века несколько раз предпринимались попытки исправить все церковные книги, путем сравнения их с греческими. Все эти начинания активно поддерживались государственной властью, однако их было недостаточно, потому что они были непоследовательны и не принимали массового характера. К тому же усложняло ситуацию постоянно увеличивающееся количество церквей в России, территория которой становилась все больше В 1653–1656 гг., во времена правления Алексея Михайловича, проводится церковная реформа. Главой церкви в то время являлся патриарх Никон. Реформа была направлена, прежде всего, на то, чтобы провести всеобщую унификацию церковных обрядов и исправить по греческим образцам богослужебные книги. Также вовремя проведения церковной реформы были поставлены задачи по централизации церковного управления, укреплению власти патриарха и увеличению налогов, которые взимались с низшего духовенства. Внешнеполитические мотивы реформы были в том, чтобы произвести сближение российской и украинской церквей из-за присоединения к России в 1654 г. Левобережной Украины. До момента присоединения украинская церковь подчинялась Константинопольскому греческому патриарху и аналогичную реформу уже успешно провела. Реформа по установлению единообразия церковной службы и обрядов была начата патриархом Никоном, который опирался на их греческие аналоги. Главными нововведениями Никона были следующие замена двуперстия (теперь крестное знамение следует творить тремя пальцами крестный ход теперь необходимо совершать не востока на запада с запада на восток вовремя богослужения теперь вместо земных поклонов следует делать поясные, славословие Богу нужно произносить не дважды, а трижды, и многие другие 635 “Young Scientist” . # 6 (110) . March Далее патриарх Никон подверг критике иконописцев, использующих приёмы живописи, перенятые из Западной Европы. Все богослужебные книги по требованию патриарха доставили на перепроверку в Москву. Если в книгах обнаруживались ошибки или расхождения с греческими образцами, то они уничтожались, а вместо них издавали и рассылали их исправленные варианты. Несмотря на то, что новшества, привнесенные реформой, были чисто внешними и не затрагивали саму православную веру, простыми набожными людьми реформа воспринималась как попытка посягательства на веру отцов и их предков, так как изменялись многие устоявшиеся традиционные обряды. На самом деле, церковная реформа имела довольно ограниченный характер. Но все эти незначительные по большей степени перемены изрядно потрясли общественное сознание, стали довольно враждебно восприниматься крестьянами, купцами, казаками и ремесленниками. Даже некоторые аристократы, такие, например, как боярыня Р. П. Морозова и её сестра Е. П. Урусова отрицательно отнеслись к реформе. Все это привело к возникновению церковного раскола. Церковь распалась на сторонников реформы — никони- анцев (к ним принадлежала, в основном, вся церковная иерархия и верующие, привыкшие подчиняться верховной власти) и противников реформы — старообрядцев, которых никонианцы прозвали церковными раскольниками. Одним из самых активных противников проведения никонианской церковной реформы был протопоп Ав- вакум. Он был одним из основателей старообрядческого движения. Этот человек обладал невероятной силой духа, за счет того, что приучался с детства к аскетизму и умерщвлению плоти. Широкая осведомлённость в церковной литературе и природный дар к проповедованию способствовали быстрой карьере Аввакума в церкви — в 23 года он становится попом, а в 31 год его назначают протопопом в г. Юрьеве-Польском. Аввакуму было довольно сложно жить в окружении простых людей. Он считал своё стремление к святости и отвращение от мира естественным для человека, и это не давало ему возможности уживаться в каком-либо приходе из-за неустанного преследования им отступлений от обычаев церкви и мирских потех. В среде старообрядцев Аввакум является почитаемой фигурой, даже считается святым мучеником. Гонимый паствой Аввакум переезжает в Москву, где происходит его знакомство с придворным духовенством и молодым царем Алексеем Михайловичем. Его определяют в церковь Казанской Божьей Матери, где вновь проявляется его необычайный дар к проповедованию — слушать его проповеди стекается огромное количество верующих. Именно Аввакум возглавляет движение сопротивления церковной реформе Старообрядцы, как приверженцы старой веры, начинают прятать, спасая от уничтожения неправильные, по мнению сторонников реформы, церковные книги. Их начинают преследовать за это как светские, таки духовные власти. Защитники старой веры начинают уходить в леса, спасаясь от гонений власти, где объединяются в общины, создают в глуши скиты. Одним из главных оплотов старообрядчества был Соловецкий монастырь. Он находился в осаде в течение восьми лет с 1668 по 1676 год, пока воевода Мещеряков не взял его штурмом и не повесил всех мятежников. Сам процесс церковного раскола был социальным движением, который подпитывался социально-апока- липтической утопией. Смысловой аспект сопротивления раскольников состоял непросто в привязанности кот- дельным обрядовым мелочам. Старообрядцы возродили в своей среде древние мифы и легенды об Антихристе и наступлении конца света». Произошло это из-за того, что русская православная церковь долгое время внушала обществу, что русское православие это единственное оставшееся хранилище христианской истины после падения главного оплота христианства Византийской империи. Русская местная церковная обрядность много веков признавалась неприкасаемой святыней. Вследствие этого, реформа, вносившая изменения сугубо частного характера, вызывала широкий общественный резонанса все эти изменения были восприняты как попытка посягнуть надо сих пор неприкасаемую религиозную традицию. Большинство старообрядцев видели в царе Алексее Михайловиче уже пришедшего Антихриста. Протопоп Ав- вакум, как главный идеолог старообрядческого движения, мечтал, что еще до Страшного суда собственноручно сумеет наказать своих главных врагов. Он говорил А царя Алексея велю Христу на суде поставить. Того мне надобно шелепами медными попарить. Антихриста видели в молодом царе потому, что на самом деле церковная реформа готовилась именно во дворце. Вокруг царя сложился круг очень влиятельных людей, в котором наиболее выделялись благовещенский протопоп и царский духовник Стефан и боярин Ф. М. Ртищев. Среди этих людей и был изначально придуман план по исправлению богослужебных книги унификации религиозных обрядов по греческим образцам. Таким образом, не патриарх Никон был прародителем церковной реформы — его привлекли к делу, начатому еще во дворце, и посвятили в уже разработанные планы проведения реформы Позитивная политическая программа у движения раскола отсутствовала, равно как и у практически всех других подобных движений в Средние века. Значение церковной реформы в социально-политическом плане состояло, в конечном счете, в усилении абсолютизма в России. Единому централизованному государству с одной государственной религией должны были соответствовать и общие внешние формы культа — одинаковый текст молитв, один и тот же чин богослужения, одни и те же формы религиозных обрядов. Старообрядцы не расходились в догматах (основных положениях вероучения) с православной церковью, а лишь не признавали изменения некоторых старых об Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. История рядов, а также отмены Никоном некоторых из них, поэтому и назвались они не еретиками, а только раскольни- ками. Правительство, встретив сопротивление противников реформы, начало активные репрессии против старообрядцев. Аввакума, попа Лазаря, монаха Епифания, дьякона Фёдора и других вождей раскольнического движения сослали в город Пустозёрск. Каждому из них, кроме Авва- кума, вырвали языки и отрезали пальцы на правой руке, чтобы они не могли больше проповедовать старые идеи, не могли креститься двуперстно, а также писать. Царица Мария Ильинична, вместе с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной заступились за протопопа Аввакума, и тот избежал этой страшной казни [2]. В Пустозёрске вожди старообрядцев были заключены налет в земляную тюрьму, а потом были сожжены. После смерти идеологических лидеров раскола многие старообрядцы стали принимать огненное крещение — сжигать самих себя. Священный собор, который был проведен в 1666– 1667 гг. одобрил результаты проведенной реформы церкви. Никона сместили с поста патриарха, а все старообрядческое движение прокляли за непокорность высшей духовной власти. Защитники старой веры больше не признавали церковь, которая отлучила их от себя. По этой причине в 1674 году раскольники принимают решение прекратить молитвы о здоровье царя. Это означало полный разрыв отношений старообрядцев и существующего в те времена общества, в среде раскольников началась борьба за сохранение идеалов правды лишь внутри своих скитов и общин. В XVII веке данный разрыв, сильно ослабив влияние церкви, послужил предпосылкой для последующего полного подчинения церкви власти государства Церковная реформа, проведенная в XVII веке, в конечном счете, значительно укрепила абсолютизм в России. Церковный раскол, как и сама реформа церкви, стали одними из крупнейших в истории России социальных и духовных переворотов, которые не только отразили тенденции церкви к унификации, единообразию и централизации, но и привели к возникновению резонанса в обществе и повлекли за собой обширные социокультурные последствия. Раскол потряс сознание миллионов людей, которые в итоге усомнились в легитимности существующего миропорядка, проявил разрыв между светской официальной властью и властью духовенства, начал пробуждать общественную мысль и приготовил плацдарм для грядущих реформ и преобразований. Литература: 1. Деревянко, А. П. История России / А. П. Деревянко, НА. Шабельникова — е изд, перераб. и доп. — М ТК Велби, 2006. — 560 с. Гудзий, Н. К. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., коммент. Н. К. Гудзия и др. — Иркутск Вост.-Сиб., 1979. — 368 с. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. — М Эксмо, 2010. — 768 с. |