Главная страница

Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор


Скачать 2.95 Mb.
НазваниеIssn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Дата25.02.2022
Размер2.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmoluch_110_ch6.pdf
ТипДокументы
#372848
страница20 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
cultural diplomacy зачастую формируется на общенациональном уровне, сосредоточена в основном в столицах, численно ориентирована на небольшой процент населения, не зависит таким образом от подлинной специфики и истинных потребностей страны. (Такая позиция объясняется в основном недостатками финансирования посылающей стороны. Близкая к данной проблеме — проблема действенной
субнациональной культурной дипломатии, культурного взаимодействия приграничных регионов, разумеется, при законодательно оформленном праве регионов на установление международных связей, наличии соответствующих структур, кадров для такого рода деятельности * Говоря о перспективах культурной дипломатии, важно, как нам представляется, выработка общей для стран СНГ, системной, скоординированной кратко, средне- и долгосрочной стратегии, модели поведения на тех или иных этапах международных отношений. Они должны, во-первых, основываться на концепциях внешнеполитической деятельности, национальной безопасности (разумеется, в части, касающейся духовной сферы) той или иной страны во-вторых, учитывать степень влияния кризисных явлений на внешнюю политику, дипломатию, культуру примеры — цветные революции в Грузии, Украине, Кы- ргызстане, августовская война 2008 г, нынешний украинский кризис и т. п в-третьих, исходить из культурно-по- литической тактики иных мировых центров силы (прежде всего, США, Евросоюза в-четвертых, не представлять собой некую застывшую догму и т. п. В этом плане большое значение имеют регулярные встречи министров иностранных дели культуры вовлеченных стран, выработка общих позиций.
Для использования потенциала культурной дипломатии требуется вполне естественное совершенствование нор Данные блога Twiplomacy за 2014–2015 гг., относящегося к социальной сети Twitter, показывают, что культурная дипломатия стран СНГ склонна к консервативному подходу в использовании потенциала. Возможности эффективного дипломатического инструмента сведены лишь к дополнительному информационному каналу в пределах Интернет-пространства.
2
Другие примеры малые гранты посольств США, Японии для стран, где культурные артефакты находятся под угрозой исчезновения, уже самим фактом показывающие и подтверждающие позитивную культурную политику в упомянутых странах

665
“Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016
Political Science
мативно-правовой базы заключение дополнительных многосторонних договоров, соглашений, резолюций, деклараций, рекомендаций, заявлений, протоколов, заключительных документов и т. п. Понятно, что данный процесс обязан базироваться на уже существующем юридическом фундаменте, проходить при соблюдении принципов консенсуса, уважения интересов всех вовлеченных сторон, содержать механизмы эффективного исполнения.
Также естественно и увеличение доли, значимости в финансировании программ и проектов как существующих, так вновь создаваемых (государственных, полугосударственных, частных, общественных) культурных фондов. Такое финансирование может включать в себя исследовательские, издательские проекты, межрегиональное и международное культурное сотрудничество, организацию фестивалей, концертов, экспедиций, семинаров, конференций, круглых столов, обменные программы, премии, проекты создания информационных систем, приобретение литературы, библиотеки, видео-ау- диотеки, стипендии и т. п.
Определение дальнейших перспектив объединенных культурно-дипломатических усилий требуют дальнейшей консолидации исследований ученых, специалистов, экспертов самых различных сфер знания (в частности, культурологии. В смежном русле лежит и целенаправленная, в рамках национальных программ, подготовка и переподготовка специализированных кадров в рассматриваемой сфере — в академиях государственного управления, дипломатических академиях, других учебных заведениях. Как один из подходов — это издание коллективных монографий, защита кандидатских и докторских диссертаций по указанной тематике, открытие специализации Культурная дипломатия в рамках магистерских программ подготовки специалистов в сфере международных отношений. Важную роль могут сыграть краткосрочные курсы повышения квалификации для дипломатических сотрудников.
В плане мобильности, оперативности, действенности речь может идти о
межстрановых кратко- и среднесрочных проектах. Как предложение можно назвать, например, возможные акции, связанные с творчеством Расула
Гамзатова, Анны Ахматовой, Резо Чхеидзе, Рашида Бей- бутова, Василя Быкова, Чингиза Айтматова, Юрия Нику- лина, Батыра Закирова, других культовых мастеров, достижения которых бесспорны для всех субъектов культурной дипломатии. Среди перспективных мы бы назвали также перекрестные Годы туризма, проведение ежегодных куль- турно-туристических форумов, региональных и местных туристических ярмарок в исторических городах, ряда др.
Очевидно, необходима оптимизация существующих и, при необходимости, создание новых институциональных структур, также работающих при соблюдении интересов всех вовлеченных сторон, уважении прав меньшинства (в том числе неправительственных организаций — посредников)
4
Консенсус властей, бизнеса и гражданского общества (пер- вого-второго-третьего секторов) в культурно-информаци- онной области обеспечивает эффективное продвижение национальных интересов на международной арене. Требуется также дальнейшее повышение роли дипломатических представительств (посольств, консульств, посольских резиденций, атташе по вопросам культуры) в плотном проведении за рубежом культурной политики (ибо их роль и значимость в целом, к сожалению, пока превышает веси значимость аккредитованных неправительственных структур, различных фондов. При этом, разумеется, надо учитывать вполне специфический характер упомянутых представительств (ведь культуру создают не сами правительства, хотя культурная дипломатия в основе своей демонстрирует возможности и силу государства, нации и власти).
Достаточно большой потенциал кроется в деятельности на близких к основному параллельных или даже чужих дипломатических потоках (не только в рамках СНГ, но и, например, ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ,
ШОС, ОБСЕ
6
, ПАСЕ, других международных институтов
1
Огромные средства выделяются на цели внешней культурной политики в Германии, Франции, Китае, Италии, Японии, Великобритании и других крупных и менее крупных странах, осознающих, что государственная репутация стоит дорого (см Шмагин Е. А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. — 2002. — № 3) .
2
Известно, что одним из последних актов Б.Клинтона в Белом доме стало проведение 28 ноября 2000 г. конференции по культурной дипломатии. Тогдашний президент США обратился к Конгрессу с призывом увеличить ассигнования на указанные нужды больше ассигнования, а к Госдепартаменту эффективнее ими распоряжаться Так, в ведущем негосударственном университете Варшавы (Польша) «Collegium Civitas» открыта специальность культурная дипломатия в форме последипломных студий. Задачей является формирование образа Польши как современной европейской страны, родины выдающихся художников и людей, открытых к восприятию других культур В Европейском Союзе функционируют работающие на консенсусной основе Европейский культурный парламент (European Cultural Parliament), Совет (The Council for Cultural Diplomacy Studies), Академия (The Academy for Cultural Diplomacy), Институт (Institute for Cultural Diplomacy) и Центр исследований (The Center for Cultural Diplomacy Studies (CCDS)) культурной дипломатии, издаются специальные словари (где, кстати, есть статьи о культурной дипломатии в Оттоманской империи, Л.Брежневе, Шелковом пути, ряд др В рамках известной программы Искусство в посольствах, проводимой Госдепом США отбираются и демонстрируются произведения искусства, купленные или временно экспонируемые в посольствах, консульствах и посольских резиденциях. Программа выставляет американские произведения искусства рядом с работами художников принимающей страны. Несколько схожий пример Посольство мастерства – уникальный проект
Санкт-Петербургского Дома музыки и Россотрудничества, проводящийся при поддержке министерства культуры РФ, включающий в себя гастроли молодых солистов в Российских центрах науки и культуры в странах Европы Примечательны в этой связи проведенный 11-17 июля 2010 г. в г.Берлине семинар Искусство как культурная дипломатия форум для молодых лидеров, а также состоявшаяся 2 мая 2013 г. в г.Стамбуле в филиале Института Гете конференция Роль культурной дипломатии в достижении взаимопонимания и примирения (она проводилась ОБСЕ, при поддержке постоянных миссий США и ФРГ при ОБСЕ; входе дискуссий участники обсудили вопрос востребованности культурной дипломатии в мире, уже объединенном Интернетом, социальными сетями и другими СМИ разные точки зрения были высказаны по поводу того, должна ли культура стать частью государственной публичной дипломатии, или же ею будут заниматься лишь негосударственные акторы: творческие работники, артисты, ученые
Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г.
Политология
или даже страновых проектов. Так, к примеру, более плодотворным может быть сотрудничество СНГ и ЮНЕСКО в рамках охраны и сохранения нематериального культурного наследия. Или, например, развитие побратим- ских связей может развиваться при деятельном участии как Всемирной федерации породненных городов (офис — г. Париж, таки Международной ассоциации Породненные города (г. Москва участвуют более 180 городов России и стран СНГ. Еще один пример культурная дипломатия постсоветских республик может использовать возможности культурных проектов ШОС, КНР, Индии, Вьетнама, Монголии по возрождению Шелкового, Чайного и других исторических путей.
Не менее значимое место должно, на наш взгляд, отводиться постоянному мониторингу культурно-политической ситуации на постсоветском пространстве, выявлению рейтинга эффективности деятельности субъектов культурной дипломатии и проводимых акций, исследованию общественного мнения в стране пребывания, изучению исторического и современного опыта внешней культурной политики других стран, тенденций мирового культурного процесса и т. п.
Литература:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена 12 февраля 2013 г. // Веб-сайт МИД РФ — mid.ru
2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. 18 декабря 2010 г. // Веб-сайт МИД РФ — mid.ru
3. Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан. 10 сентября 2012 г. // Веб-сайт Национальной базы законодательства Республики Узбекистан — www.lex.uz.
4. Астахов, ЕМ. Мировая практика культурной дипломатии / ЕМ. Астахов // Диалог культур и партнерство цивилизаций Международные Лихачевские научные чтения. 22–23 мая 2008 г. — СПб.: Изд-во СПБГУП,
2008.
5. Банщикова, Н. В. Внешняя культурная политика, публичная дипломатия и культурная дипломатия концептуализация различия // Семья. Общество. Государство история и современность. Сб. материалов международной научно-практической конференции (21 декабря 2012 г) / Под ред. РФ. Гударенко, НА. Ряснянской. — Ставрополь. Гринчева, Н. Культурная дипломатия 2.0.: перспективы использования в международной музейной практике // Вопросы музеологии. — 2013. — № 1 (7).
7. Гурбангельдыев Дж. Культурная дипломатия — язык межнационального диалога. 21 марта 2012 г. // Электронная газета Туркменистан золотой век — www.turkmenistan.gov.tm
8. Косенко, СИ. Мягкая сила как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение. —
2014. — № 1.
9. Костина, А. В, Флиер А. Я. Куда история влечет культуру (от общества концертирующих к обществу репетирующих Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2009. — Т. 20. — № 4.
10. Медведева, СМ. Национально-культурная идентичность и личность дипломата // Право и управление.
XXI век. — 2011. — № 4.
11. Мухаметов, Р. С. Культурная дипломатия России // Дискурс-Пи. — Екатеринбург. — 2010. — № 1–2.
12. Назарбаев, НА. Встреча с главами зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане. 5 февраля 2014 г. // Веб-сайт Президента Республики Казахстан — www.akorda.kz.
13. Савинков, В. И. Культурная дипломатия в странах СНГ глобализационный контекст // Евразийская интеграция экономика, право, политика. — 2010. — № 8.
14. Шмагин, Е. А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. — 2002. — № 3.
15. Флиер, А. Я, Костина А. В. Культура между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 3.
16. Эпова, МА. Культурная дипломатия Японии // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 2 (30).
17. Finn, H. K. The Case for Cultural Diplomacy: Engaging Foreign Audiences // Foreign Affairs. — 2003. — Vol.
82. — No. 6.
18. Fokin, V. I. Development of the concepts «foreign cultural policy» and «public diplomacy» in the international affairs of modern states // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2003. — № 2.
19. Nissim Kadosh Otmazgin. Geopolitics and Soft Power: Japan's Cultural Policy and Cultural Diplomacy in Asia //
Asia-Pacific Review. — Vol. 19. — No. 1. — 2012.
20. Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy // Strategic Influence: Public Diplomacy, Counter propaganda, and Political Warfare / Ed. by M. Waller. — Washington: Institute of World Politics Press, 2009.

667
“Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016
Political Политические идеи концепции Л. Н. Гумилева
Новиков Андрей Вадимович, лаборант
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
В
России в связи с новым поворотом на Восток начали активно популяризироваться идеи неоевразийства, так как именно это течение многим политиками философам представляется наиболее подходящим для формирования нового идеологического стержня для создания евразийского союза. Переживая расцвет в начале-середине х гг. ХХ века евразийство постепенно км годам сходило на нет. Явившись реакцией на сложные ибо- лезненные перемены, течение стало постепенно угасать к концу х годов, и вновь обрело продолжение только в конце ХХ века, став одним из мощнейших направлений новой антилиберальной мысли, стремившейся занять освободившееся место ведущей идеологии, отстаивающей консервативный порядок и право на особый путь для евразийских этносов. В конце х годов ХХ века, несмотря на то, что научную деятельность продолжали П. Савицкий и Г. Вернадский, классическое эмигрантское евразийство практически прекращает свое существование. Новый расцвет евразийства был связан с деятельностью советского историка Л. Н. Гумилева.
Значительно преобразив изначальную концепцию, Л. Н. Гумилев ввел в нее собственную пассионарную теорию этногенеза. В своей работе Этнос и биосфера Земли, ученый развивает особый взгляд на историю формирования этносов (народов) [1]. Этногенез — процесс жизни и смерти этноса. Этнос он считал особой формой существования человеческого вида, который является единым видом с множеством вариаций (рас, каждый человек соотносит себя с определенным коллективом и немыслим вне его. С рождения каждый индивид ощущает себя и воспринимается другими народами как часть отличной общности, поэтому объединиться в этнос невозможно. Этнос не может считаться обществом, не определяется ни расой, ни популяцией. Во всех крупных народах имеется несколько этнографических типов, отличающихся социальной структурой и составляющих единую систему. Целостность этноса определяется количеством
«внутриэтнических группировок, которые не подрывают, а поддерживают единство этноса. На формирование этноса влияет географическая среда, нов гораздо большее влияние играет традиция и взаимодействие с этническим окружением. Этнос является производной от исторического процесса, а через экономическое хозяйство он связан с биоценозом собственного ландшафта. Этническая культура также связана с вмещающим ландшафтом, территорией, где проживает и развивается этнос. Однако вот- личие от классического географического детерминизма, который сам ученый считал в корне неверным, Л. Гумилев признает, что в большинстве случаев этнос сам выбирает ту климатическую среду, где он хотел бы развиваться. Как следствие — не только географическая среда влияет на этнос, формируя особую культуру, но и этнос влияет на среду, подстраивая ее под себя [2, с. Любой этнос образуется минимум от двух предшествующих этносов, но каждый разными способами (на основе религии, войны, родства. Скрещение этносов может привести как к подъему или образованию устойчивой формы, таки к деградации этноса. Существует четыре варианта этнического контакта. Сосуществование, когда этносы совместно проживают, ноне смешиваются. Ассимиляция — поглощение одного этноса другим. Метисация, при которой сохраняются традиции всех предшествующих этносов, такие образования быстро распадаются. Слияние, происходит полное забвение традиций первичных этносов, образуется совершенно новый этнос. Теория этнических контактов Л. Гумилева заключается в том, что этносы являются процессами, поэтому при столкновении двух и более отличных этносов может происходить нарушение исходных черт. Под влиянием положительной комплиментарности этносов могут образовываться устойчивые структуры — симбиоз (в России выражалась соборностью) и ксения (изоляция. Положительная комплиментарность этносов вовсе не означает их бесконфликтного взаимодействия, а лишь указывает на возможность их существования в едином государстве или суперэтносе [1]. Существуют также этнические химеры — неустойчивые образования (особенно опасные в фазах надломав которых происходит смешивание без ассимиляции пришлого этноса. В химерическом образовании появляется желание этноса чужака перестроить под себя всю этническую структуру коренного народа. Химерой является формой неорганического контакта на уровне суперэтносов с взаимной отрицательной комплиментарностью [1]. В целом следует отметить, что изданной концепции ученого логично вытекает идея обязательной разрушаемости границ, которые меняются вместе с развитием этносов, нерушимость границ ведет к еще более серьезным обострениям конфликтов.
У каждого этноса существует собственный стереотип поведения. Это определенная норма отношений индивида и коллектива, внутриэтнических групп, индивидов, этноса и внутриэтнических групп. Из этих норм выстаиваются этнические стереотипы. Стереотипы поведения изменяются вмести с развитием этноса. В становлении этноса ученый выделяет четыре фазы (фазы восприятия времени пас- сеизм, актуализм, игнорирование, футуризм.
Структура этноса строится из нескольких групп [1]. Каждый этнос состоит из субэтносов, покидая этнос, они погибают. Крупнейшей единицей этноса является су- перэтнос, иерархичное подчинение отдельных этносов
Молодой учёный»
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта