Главная страница

Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор


Скачать 2.95 Mb.
НазваниеIssn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Дата25.02.2022
Размер2.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmoluch_110_ch6.pdf
ТипДокументы
#372848
страница22 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
. № 6 (110) . Март, 2016 г.
Социология
Немецкая классическая философия конца XVIII начала
XIX века явилась вершиной развития философской мысли, дала толчок исследованию множества социальных проблем.
Она явилась новым этапом в разработке этико-эсте- тических, правовых, социально-политических проблем. И. Кант, Гегель разрабатывают важнейшие проблемы индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще, о свободе и необходимости, об отчуждении, о прогрессе. Немецкая классическая философия создает единую философскую систему, в которой вопросы философии природы, общества и познания представляют в единстве, в виде диалектического процесса. Идеи Канта и Гегеля не утратили своего значения ив наше время, переосмысляются и используются в построении социологических фундаментальных теорий.
Таким образом, краткий обзор развития социальной философии показывает, что многие проблемы социологии ставятся и решаются в рамках философского мышления, составляют неотъемлемую часть философской науки. Однако в XIX веке практическая ориентация науки приобретает главное значение. Социально-философские учения перестают удовлетворять мыслителей, т. конине отвечали этой потребности. Для процветания промышленности, организации и управления требовалась конкретная определенность и конструктивность. Именно поэтому основатель социологии О. Конт начинает свою творческую деятельность с критики философии и ставит задачу создания новой науки, сочетающей теоретический подход к явлениям со строгостью научного метода. В своем главном труде О. Конт пишет Положительная философия характеризуется подчинением воображения наблюдению что дает широкое плодотворное поле для него, но ограничивает его фактами. Само понятие позитивный, давшее название его учению, означает переход от абсолютного к относительному, от умозрительных идей к эмпирическим фактам.
Для того, чтобы отделить новую науку от философии О. Конт первоначально называет ее позитивной философией, а затем социологией и социальной физикой. «… Я употребляю слово философия в том смысле, который придавали древние, ив особенности Аристотель, и обозначаю им общую систему человеческих понятий прибавляя слово положительная, я хочу сказать, что имею ввиду особый способ философского мышления, который признает, что все теории, какой-бы области идей они не принадлежали, имеют целью согласование наблюдаемых фактов. 1. с. С переходом социального познания в положительную стадию по мнению французского мыслителя отпадает необходимость философии как общей умозрительной науки, каждая наука сама будет решать свои философские проблемы. Такое отношение к философии превалирует во второй половине XIX и начале XX века. Вероятно это был необходимый этап развития социологии и ее самоопределения. Вместе стем уже Э. Дюркгейм — последователь и критик позитивизма, отмечает важность философии для социологии.
Социология по Дюркгейму это самостоятельная, общая, те. включающая данные других наук дисциплина.
Однако идеи Дюркгейма не смогли переломить негативного отношения к философии и социология продолжает развиваться согласно логике, заданной О. Контом. Стремясь создать эмпирический базис и эмпирические методы, выделить свой собственный предмет, она начинает утрачивать целостность, что приводит к так называемому распредмечиванию науки. Такие направления, как эмпиризм, бихевиоризм, символический интеракцио- низм начинают отвергать не только философию, но и вообще теоретическое знание. Хотя социология и продвигается по пути самоопределения, она утрачивает целостность охвата социальной жизни, превращается в совокупность ничем несвязанных между собою направлений, изучающих различных сферы жизни общества. Возникает потребность в переосмыслении оснований социологии.
В середине XX века социология вновь обращается к философии в поисках общетеоретических оснований. Возникают экзистенциальное, феноменологическое и другие направления, опирающиеся на философию. Американский социолог Эдвард Тирикъян отмечает негативные последствия разрыва философии и социологии. Характеризуя пути развития философии и социологии, он пишет, что философия стремится создать всеобщее знание высокого уровня обобщения. Но пренебрежение социологией способствует тому, что философия становится антропологической, ибо опирается па антропологию. Что касается социологии, то она не исследует общих проблем, исследования носят накопительский характер. По его мнению необходимо восстановить связи философии и социологии на равноправных началах. Социология может получить отсоединения новый способ концептуализации предмета как целого, строгий и всесторонний угол рассмотрения вещей, присущий философии. Философии это соединение даст новые перспективы в создании всеобщего знания, богатые факты о человеческом существовании в обществе. 2. с. Социология, пройдя путь от полного отрицания философии к признанию ее важного значения, в настоящее время углубляет указанный процесс взаимодействия. Она стремится выработать новые теоретические основания используя самые различные философские идеи, пересматривая идеи Маркса, Вебера, других мыслителей. Это взаимодействие происходит на новом уровне, не за счет поглощения одной науки другой, а путем использования знания для плодотворного развития.
Важное место в процессе становления социологии имеют естественные науки химия, физика и особенно биология. В XIX веке естествознание делает большие успехи. Ученые создают научные теории о строении химических элементов, о физических законах и о законах развития живых организмов. Эти открытия опираются па мощную эмпирическую базу, разработанные эмпирические методы наблюдения, эксперименты. Естествознание представляет в это время своего рода идеал к которому должны стремиться социальные пауки. Естественные науки уже перешли, по мнению О. Конта, в стадию позитивных, этот процесс теперь следует осуществить ив отношении социальных наук. Вся теоретическая деятельность отцов социологии О. Конта и Г. Спенсера направлена на создание новой социальной науки, имеющей аналогичный с естественными науками эмпирический базис и располагающей эмпирическими методами. Все науки О. Конт делит на неорганические и органические и дает их классификацию сточки зрения потребностей человека, как он отмечает, а нес точки зрения необходимой логики развития. Неорганические науки математика, астрономия, физика, химия, предшествуют органическим биологии, физиологии, социальной физике. Социология как бы является завершением перехода наук в стадию положительных.
Согласно О. Конту социология ввиду ее сложности входит в данную стадию позже других наук. Но она является разновидностью естественных наук, изучая человеческую природу, лежащую в основе общества. Ей свойственно социальное чувство, ее развитие — это эволюция ума, умственный прогресс, определяющий общественный. Следовательно, социология первоначально должна развиваться на базе биологии, заниматься приложением биологических законов к социальной жизни.
В конце XIX — начале XX века социология стремится реализовать заданную Контом программу создания новой науки. Доминирующей тенденцией ее развития в это время является натурализм. Возникают позитивистско-натура- листические школы социал-дарвинизм, расово-антропо- логическая, организм, географическая. Эти направления объясняют развитие общества и социальные процессы на основе естественно-природных факторов.
Таким образом, общество по Конту и Спенсеру мыслилось как организм, который необходимо рассматривать через призму биологических концепций.
Неопозитивизм, как уже отмечалось, стоит па позициях методологического натурализма, считая, что хотя в основе социальных процессов и лежат природные факторы, вместе стем, они обладают качественным своеобразием. Следовательно, необходимо, опираясь па естественнонаучные методы, разрабатывать специально социологические понятия. Отстаивая идеал точной и строгой пауки, неопозитивизм разрабатывает математические методы в социологии, применение которых рассматривается как условие объективности и научности исследования.
Натурализм в социологии был справедливо подвергнут критике. Специфика общества по сравнению с природными процессами хорошо вскрыта марксизмом. Это целесообразная деятельность, труд, речь, и, наконец, сознание специфические черты, присущие человеку и отличающие его от животного. Вместе стем, натурализм был важным этапом развития социологии. Он апробировал принципы и методы естественных наук в социальной сфере, позволил установить границы и возможности их применения, создал эмпирические методы. Главный недостаток натурализма сведение социальных процессов к эмпирически наблюдаемым явлениям, недооценка субъективных аспектов человеческого поведения и качественного отличия социальных процессов.
Именно на эти недостатки обращают внимание оппозиционные направления экзистенциальная, феноменологическая социология, которые исходят из того, что социальный мир это социокультурный мир, принципиально отличный от естественно-природного. Вследствие этого принципы и методы биологии, химии и физики неприменимы к исследованию социальных процессов.
Рассмотрим теперь соотношение социологии и точных наук. Как известно, О. Конт называл социологическую науку социальной физикой, тем самым подчеркивая ориентацию на создание таких же методов, какие выработаны в физике. В XIX веке возникает концепция энергетизма, представитель которой Освальд пытался применить физический закон сохранения и превращения энергии в объяснении социальных процессов. Еще раньше, В XVII веке, в связи с успехами классической механики, законы которой рассматривались как универсальные, социальные явления объяснялись механически, те. законами механики.
Последующее развитие науки показывает несостоятельность и ограниченность этих концепций. Но некоторые отголоски этих подходов доходят до XX века. Неопозитивизм, разрабатывая эмпирические методы в социологии, ставит вопрос о применимости математических методов, о понятиях науки и роли физических терминов. В это время, в период широкого распространения эмпирических исследований, наблюдается увлечение точными науками, применение которых считается гарантией истинности. Концепция, согласно которой истинность науки ставится в зависимость от возможности применения языка физики называется физикализмом.
Процессе интеграции наук идет по многим направлениям. Социология должна полнее использовать научный потенциал всех их для разработки собственной теории, методологии и методики.
Литература:
1. О. Конт. Курс положительной философии. СП б, 1910, т. 1.
2. Е. АР. С. Карпинская, С. А. Никольский. Социобиология Критический анализ. МЮ. В. Арутюнян. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М, Наука, 1984.
5. Ю. Борев. Эстетика. М, Полит, л-ра, 1988.
6. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семе- нова. ЛГУ, 1979
Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г.
Социология
Проблема одиночества в социальных сетях
Провоторова Татьяна Геннадьевна, ведущий библиотекарь
Орловская областная научная универсальная публичная библиотека имени И. А. Бунина
Среди стремительно развивающегося сегмента сети Интернет, которое занимают социальные сети, при всех достоинствах данного сервиса, автор рассматривает проблему одиночества, отчуждения в социальных сетях, возникающих благодаря упрощенным возможностям игнорирования проблем пользова-
телей.
Ключевые слова одиночество, отчуждение, изоляция, социальные сети, виртуальное общение, суицид,
отчаяние.
П
сихологи, как и философы, дают разные трактовки понятия одиночества. Вопросам формулировки факторов, способствующих возникновению одиночества уделяли внимание еще с античных времен. Одним из главных качеств, свойственных ощущению одиночества, древние философы определяли особое состояние психики, которое можно охарактеризовать ярко выраженной негативной окраской. Платон и Аристотель в своих трудах называли одиночество злом, избавление от которого видели в наслаждении благом дружбы и любви. [1, 8] Если проследить развитие определения понятия одиночества, то мы увидим, что в истории фи- лософско-психологической мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно от преклонения передним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции.
В современной психологии понятие одиночество определяется тяжелым психическим состоянием, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. [9] Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. Замечено, что у подлинного одиночества есть несколько типичных для него социаль- но-психологических симптомов. Люди, испытывающие чувство подлинного одиночества, воспринимают себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению близких отношений с другими людьми типа дружбы или любви. Одинокая личность это, как правило, депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая, помимо прочего, дефицит умений и навыков об- щения.
Эрих Фромм в своей книге Человек одинок поднимал проблему одиночества, как своего рода отчуждение. Отчуждение человека философ рассматривал как такой тип опыта, когда человек становится, в первую очередь, чужим самому себе. При таком отчуждении человек подчиняется собственным поступкам, своим потребностям. Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как пирамида Абрахама Маслоу. (рис. Потребностью определяется состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта в настоящий момент.
Потребности не являются особыми качествами одного человека, они определяют жизненные приоритеты любого живого существа, их иногда называют генетическими программами эволюции, заложенными в соответствии с уровнем развития и предрасположенностями каждого живого существа. Разумеется, человек в постоянно развивающемся обществе имеет больше всего потребностей из-за чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что ему требуется.
Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самоактуализации. Античные мыслители уже тысячелетиями тому назад размышляли о проблемах потребностей человека, так, например, Платон говорил, что каждый человек нуждается в гармоническом воспитании разума и ярости, которые обученные и подлинно понявшие свое назначение, будут управлять началом вожделеющим — а оно составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства. [16].

677
“Young Scientist” . # 6 (110) . March Согласно классификации Маслоу, третья базовая потребность человека это потребность в общении (социальная. И именно о некоторых проблемах, связанных с этой потребностью, пойдет речь в этой статье.
В горе и радости, в болезни и здравии эта фраза из клятвы, которую дают друг другу женихи невеста у алтаря, приемлема для любого типа отношений, ведь каждый человек ищет общение с соратником, другом, единомышленником, чтобы можно было разделить не только радость, успехи, победы, но и поражения, страдания, горе. Без этого может появиться чувство одиночества, заброшенности, ненужности, что негативно сказывается на общем состоянии психики человека.
Двадцатый век позволил людям получить новые возможности общения, то есть, развивать и улучшать удовлетворение своих базовой, социальной, потребности.
Психологи определяют состояние одиночества, в том числе, как переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром. Оно выражается, например, в нарушении гармонии между желаемыми достигнутым качеством социального общения.
Состояние одиночества имеет ряд модальностей от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия.
В современном развитом и постоянно совершенствующемся информационном обществе наличествуют способы найти возможность общаться с людьми, находящимся в желаемом круге интересов (клубы, кружки, группы по интересам).
Человек, как личность, не может существовать води- ночестве, поэтому ищет людей, группы, разделяющие его интересы. В этом отношении Интернет, в особенности его сегмент, занимаемый социальными сетями, представляет обширные, масштабные возможности. В «Никомаховой этике Аристотель отмечал, что человек по природе существо общественное, Если вспомнить Аристотеля с определением человека, как стадного животного, тоста- новится очевидно, что ему необходимо удовлетворять, помимо всего прочего, социальную потребность, как минимум. Поэтому мы и наблюдаем стремительное развитие форумов, чатов, сети блогов и, сравнительно недавно возникшее и проникающее практически вовсе сферы человеческого общения, социальное медиа-пространство.
Хотя социальные сети считаются инновационным явлением, но надо уточнить, что ему предшествовал ряд философских концепций во многих культурах. Например, китайская концепция guanxi, подразумевающая использование личного влияния. Это сложное понятие, обозначающее связь между двумя людьми, в которой один может что-то сделать для другого. Современные социальные сети в Интернете обладают следующими свойствами:
Идентичность
— Репутация (стена отзывов на «Вконтакте», система репутаций на LiveInternet)
— Присутствие (в каких группах состоишь, где находишься сейчас Отношения (друзья, родственники, имеющие акка- унты в той же сети Группы («френдлента», группы Разговоры, диалоги (переписка с другими пользова- телями)
Социальная сеть предполагает возможность удовлетворить потребность не только в общении, но ив уважении, признании, даже самоактуализации. Социальные сети позволяют вдобавок обрести признание нужности вовремя данный совет, высокая оценка творческих достижений, фотографий и т. д, которое, по каким-то причинам, сложно бывает получить в реальной жизни.
Люди присоединяются к виртуальным социальным сетям по разным причинам. Питер Коллок в 1998 году опубликовал свое исследование Экономика онлайн-вза- имоотношений: подарки и общественный товар в кибер- пространстве, где приводит четыре основные мотивации участия в социальной сети и осуществления ради нее ка- ких-либо действий, не включающих в себя чисто альтруистическую мотивацию Ожидаемая благодарность (или ответные действия. Индивид делится информацией с сообществом, зная (рассчитывая, что потом сообщество поможет ему Увеличение узнавания Чувство нужности. Социальные сети предоставляют индивидам возможность как-то влиять на окружающую среду. Хорошая статья вызовет отклик, интересный рисунок привлечет критиков и поклонников.
Чувство общности. Любой человек ждет отклика на свои действия, достижения, предложения или предположения. Так происходит на форумах, сайтах, на которых есть возможность обсудить новый вышедший в прокат фильм, изданную книгу, найти единомышленников. Подобные сервисы позволяют получать какую-то реакцию на свои действия. Это определяет принадлежность, присутствие в социуме.
Помимо вышеперечисленных модулей сети Интернет, на сегодняшний день мы наблюдаем стремительное развитие сравнительно нового способа общения в виртуальной среде. Современные социальные медиа прошли сложный путь становления от электронных досок объявлений и IRC чатов. Продолжается их развитие, взаимопроникновение и расширение. Эта индустрия будет продолжать своё развитие всё дальше и дальше.
Принимая во внимание развивающиеся возможности компьютерной техники, влияние все более доступной Ин- тернет-среды со все новыми предложениями полноценного общения, пусть и виртуального (хотя можно вспомнить объявления от людей со схожими интересами, когда они приглашают встретиться для совместного отдыха, проведения фестивалей или соревнований, как, например, сборы велосипедистов) казалось бы, сложно представить человека, имеющего проблему с общением и испытывающего феномен одиночества в социальной сети
Молодой учёный»
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта