Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит два раза в месяц 6 (110) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.95 Mb.
|
. № 6 (110) . Март, 2016 г. История мира заметно отличаются от четких административного- сударственных традиционных границ. Со второй половины прошлого века многие страны начинают добровольно ограничивать себя в, казалось бы, наиболее суверенных вещах. Среди них право устанавливать пошлины и налоги и определять их размеры запрещать и поощрять ввози вывоз товаров (капиталов) и какие-то виды деятельности печатать деньги устанавливать правила содержания заключенных провозглашать или ограничивать те или иные политические свободы фундаментальные правила выборов, а также еще масса других важных вещей. В конце концов, главное в суверенитете право войны и мира — под международным контролем. И все это, безусловно, означает, что внутренние дела государства, в которые никто не вмешивается и которые регулируются только национальным правом и условиями, сужаются, а международное или союзное право расширяется. Развивая положения теорий постиндустриального и информационного общества, теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающие целостность суверенных государств. Фундаментальные изменения захватывают всю сферу социально-политических отношений, которая вынуждена подстраиваться под новые реалии. Все большее значение и актуальность приобретает вопрос об эволюции роли государств и их взаимоотношений в стремительно меняющемся мире. Мнения исследователей в этом вопросе расходятся кардинально от картины полной гомогенизации мира под знаменем распространившейся повсеместно западной либерально-демократической модели, до глобальной дифференциации и столкновения цивилизаций В современном мире государства всё в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии тех или иных политических решений. Главным, сточки зрения проблемы государственного суверенитета, следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы — с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых факторов — межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних. Многие международные проблемы перешли в глобальное измерение, и государство уже не может справиться сними в одиночку, а включенность в систему мирохозяйственных связей, принимающих ныне глобальный характер, не позволяет малым государствам в полной мере реализовать свой суверенитет — что вызывает объективную необходимость государств к интеграции, к созданию экономических, военно-политических и региональных блоков и союзов. Таким образом, влияние политической глобализации на суверенитет государств приводит к следующим результатам появление на политической сцене новых мощных политических субъектов, таких как ТНК 1 и неправительственные организации, международные организации и международный капитал, вынуждает потесниться традиционных субъектов политики политическая глобализация ведёт к заметному укреплению основ международного права, что также имеет эффектом частичную утрату правового суверенитета государств на своей территории проблема безопасности не является больше исключительной проблемой национальных государств, проблема рационального распределения и расходования земных ресурсов выходит за пределы их компетенции. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о том, кому будет принадлежать политическая власть в будущем, кто будет управлять глобализированным обществом и кому будет дано право вмешательства вдела независимых государств. Сохранит ли государство свой национальный и территориальный суверенитет и свои полномочия главного фактора в международных отношениях, или делегирует их новым властным структурам кому будет принадлежать верховная власть в XXI веке — эти вопросы приобретают сегодня особую актуальность в связи с обострением обстановки в мире, усилением угрозы терроризма и нерешенностью глобальных проблем стоящих перед человечеством. Таким образом, изучение тенденций трансформации суверенного государства в условиях политической глобализации, чрезвычайно важно, поскольку эти процессы напрямую затрагивают судьбы всего человечества. С началом демократических преобразований в Узбекистане её стратегическим курсом остаётся активное участие в процессах интеграции и либерализации мировой экономики. Президент И. А. Каримов неоднократно подчёр- кивал приверженность руководства страны дальнейшей интеграции экономики страны в мировое хозяйство и ра- 1 Под транснациональной корпорацией (ТНК) понимается компания или предприятие, работающее в нескольких странах и имеющее 25% и более производственных мощностей вне страны происхождения 661 “Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016 History ционального участия в международном разделении труда. И вместе стем, постоянно отмечал, что в нынешних условиях, когда на международной арене сталкиваются различные политические интересы, только тот народ, который имеет собственное мнение, твёрдую жизненную позицию, становится непоколебимой силой, способной построить будущее своими руками, своим интеллектуальным потенциалом Литература. Каримов, И. А. Человек, его права и свободы — высшая ценность XIV том. Т, 2007. 2. Фукуяма, Ф. Конец истории — М, 1989. 3. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994. № 1. Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. Политология П ОЛ И ТОЛ О Г И Я Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве Бафоев Феруз Муртазаевич, кандидат политических наук, доцент Бухарский инженерно-технологический институт (Узбекистан diplomacy in the system of international relations in the post-society Одно из самых распространенных в мировой политической мысли определений культурной дипломатии обмен идеями, информацией, образцами искусства, других видов культуры, в целях содействия взаимопониманию между народами, реализации политических и экономических целей по цепочке позитивный взгляд — побуждение к большему сотрудничеству — изменение общественных настроений — предотвращение, управление и смягчение конфликтов. При этом система объектов культурной дипломатии включает в себя кинематографию, хореографию, музыку, живопись, скульптуру, выставочную деятельность, образовательные программы, научные обмены, открытие библиотек, перевод литературных произведений, трансляцию культурных программ, межрелигиозный диалоги т. п. [20, Р. 74; 19, Р. 38]. Среди субъектов культурной дипломатии, как правило, называются органы государственного управления, хозяйствующие субъекты, привлекаемые государством, как монополистом во внешнеполитической деятельности, неправительственные организации. Данное определение, при всех своих преимуществах, имеет и определенные издержки, например, в частях, касающихся всей совокупности целей (таких, как формирование культурно-исторической привлекательности страны на международной арене и др отличия указанного понятия от смежных (внешней культурной политики, гуманитарной дипломатии, др) [18, Р. 5]; состава и организации (культурная дипломатия — это, прежде всего, комплексная, научно обоснованная система мер [11, с. 105]); границ и пределов (расширительных толкований, связанных с защитой прав человека, привлечением нетрадиционных конфессий и т. п. Думается, все это следует учитывать при анализе специфике культурной дипломатии той или иной страны. Культурная дипломатия водном из самых дезинтегри- рованных районов мира, — на постсоветском пространстве все еще малоизученная область научных исследований. Ей посвящено немало научных работ, других публикаций, но теоретико-практические попытки привести в цивилизованную систему программы, проекты, акции культурной дипломатии, реализуемые бывшими странами СССР, таки остаются, на наш взгляд, абсолютно безуспешными, хотя и крайне желанными. В нашей работе предпринята попытка с использованием традиционной схемы состояние — проблемы — перспективы и рекомендации вернуться к анализу рассматриваемой проблемы, применяя для этого политологические, культурологические, правовые подходы, сосредоточившись при этом на специфике данной проблемы в странах СНГ * Начать следует, очевидно, с того, что вопросы культурной дипломатии находят свое, более или менее адекватное отражение в национальных законодательствах законах, концепциях, стратегиях внешнеполитической деятельности и обеспечения национальной безопасности. За последние 25 лет в каждой из бывших советских республик сложился специфический политический лексикон, накладывающий опечаток на характер исследуемого нами феномена. (Например, в официальных документах Казахстана больше говорится о «культурно-гуманитарном измерении внешней политики, духовной дипломатии [12], Туркменистана — о культурной дипломатии как общественном институте, эффективном внешнеполитическом механизме, сфере дипломатической деятельности, форме народной дипломатии [7]. Определенные отличия имеются в официальных позициях Беларуси, Армении, Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана 663 “Young Scientist” . # 6 (110) . March 2016 Political Одним из первых правовых документов, регулирующих многостороннюю культурную дипломатию, было подписанное мая 1992 г. в г. Ташкенте 11 странами СНГ Соглашение о сотрудничестве в области культуры. При всех своих недостатках Соглашение, к примеру, призывает к развитию самодеятельного народного творчества, созданию национальных культурных центров и т. п. В тоже время трудно назвать выполняемыми статьи о свободном обмене и распространении на своих территориях теле, радио- и видеопрограмм (1); взаимной поставке в национальные фондохранилища обязательных экземпляров печатной продукции, фото- и фондодокументов, создании интегрированных библиотечно-информационных систем, сводных каталогов и межбиблиотечных абонементов (2) и т. п. Как требующие или конкретизации, или вовсе изъятия можно рассматривать статьи о совершенствовании системы эстетического воспитания и художественного образования организации на взаимовыгодной основе поставок оборудования и технических средств для учреждений культуры и искусства (2) и др. За годы существования Содружества в практическом плане сделано и делается немало. Так, в рамках СНГ функционирует Межгосударственный Фонд гуманитарного сотрудничества, проводятся форумы научной и творческой интеллигенции, фестивали (театральный Встречи в России, школьного спорта, «Киношок» и т. п, учреждены премии (Звезды Содружества, Содружество дебютов и т. п. Хотя, если анализировать состав участников, номинантов, лауреатов, он не является представительным, авторитетным, весомым, что лишь подтверждает необходимость теоретической подпитки культурной дипломатии * В странах СНГ нет если не единообразного, то хотя бы схожего отношения к культурной дипломатии как инструменту мягкой силы. В Центральной Азии, например, из соответствующего российского концептуального определения большинству нероссийских экспертов, откровенно, импонирует лишь вторая его сторона, связанная с рисками деструктивного и противоправного использования мягкой силы и правозащитных концепций в целях оказания политического давления, вмешательства во внутренние дела, дестабилизации обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека [1]. (То есть о кулаке говорят больше, чем о добре. Остаются открытыми вопросы о том, что считать культурным доминированием, гегемонией, господством, экспансией За два с половиной постсоветских десятилетия власти большинства рассматриваемых стран таки не смогли противопоставить что-либо действенное обрушившимся на новые независимые государства сакрализации, культу богатства и силы, пропаганде наживы, аморальности и вседозволенности, свободному, уродливому и лицемерному западному менталитету, зацикленному на идее повелевания миром и изнурительной, бессмысленной погоне за успехом, деньгами см. Кроме того, после событий 2001 г, начала вооруженных миротворческих операций в различных частях мира, значение истинной культуры, цельной и конструктивной национальной культурной дипломатии в целом, как справедливо пишет один из авторов, последовательно уменьшается на фоне драматических проявлений военной мощи Общая идея, культурный код, объединяющие культурные дипломатии стран СНГ до сих не найдены Такому поиску никак не способствуют излишние ссылки на досоветскую историю, выдвижение первенства той или иной религии, выпячивание негативных аспектов колониального прошлого и т. п. Трудно не согласиться с одним из российских авторов, который пишет культура не должна быть частью имиджа, она должна быть вкладом в обогащение человечества, поддержание глобального мира и культурного разнообразия [16]. (На наш взгляд, любая культурная дипломатия должна воспитывать — путем пропаганды собственных материальных и духовных ценностей, материальной, моральной, интеллектуальной, эмоциональной специфики общества — жизнеутверждающий, разумный и здоровый образ мышления, чувств и действий [см.:8]). Формами мимикрии привносимой извне и выполняющей функции социального регулятора массовой культуры, перед которыми культурная дипломатия стран СНГ продолжает пасовать, являются различные проявления западной индустрии субкультуры детства навязывание собственных образцов досуга в общеобразовательной школе социальная мифология (фашизм, религиозный экстремизм, ксенофобия и т. п некоторые жанры кассового кино художественный кич, политизи- рованные или провоцирующие межрелигиозную рознь карикатуры, комиксы синтетические виды шоу-инду- стрии; профессиональный спорт (как зрелище) и многое другое [15]. Между тем, культурная дипломатия, используя выражение одного из культурологов, должна переходить из состояния слушающих, концертирующих к состоянию репетирующих [9], солирующих, дирижирующих. Не найден и ответ на вопроса что именно, в какой мере и каким образом должна пропагандировать, прежде всего, культурная дипломатия элитарную, народную или массовую культуру На наш взгляд, к этому вопросу надо подходить дифференцированно, в зависимости от времени и места события, аудитории и т. п. Попытки занизить экспортный культурный продукт, оборачиваются пропагандой шаблонности, примитивизмом, развлекаловкой, пропагандой культа посредственности, культом сильной личности, успеха. Известно, что цифровая культурная дипломатия, пропаганда культурных достижений через Интернет-телеви- дение, социальные сети и мобильные телефоны предоставляет много новых возможностей. Вместе стем, Сеть, ее потенциал, особенно в англоязычном контенте, используется не в полной мере. Другая сторона вопроса Сеть, Молодой учёный» . № 6 (110) . Март, 2016 г. Политология ее национальные сегменты, при всех своих достоинствах может рождать ряд непредвиденных рисков и угроз Власти странна постсоветском пространстве работают в свободном рыночном обществе, фактически не имея возможности контролировать все информационные потоки, коммуникационные технологии в других сферах. (Пример Одноклассники, служащие мощным каналом культурного влияния и которые зачастую используются как канал распространения религиозного экстремизма, вербовки наемников в ряды арабских боевиков, терроризма). Другая заметная проблема — разное отношение к диаспорам как объекту и субъекту культурной дипломатии. Вряд ли кто станет отрицать, что все страны, отправляющие и принимающие, просто обязаны создавать необходимые условия для возрождения национальных традиций и обычаев, изучения родного языка, сохранения самобытной и колоритной культуры того или иного национального меньшинства. Но вместе стем, во-первых, принимающая сторона, кроме всего прочего, должна создавать условия для активного участия соответствующей диаспоры во всех сферах экономической, политической, культурной, социальной жизни экзогенной страны (так поступала, к примеру, ФРГ с поволжскими немцами в Казахстане. И, во-вторых, диаспоры не должны быть заложниками глубоко продуманной и хорошо организованной акции со стороны третьих сил (как это случилось с узбекской диаспорой в 2010 г. в Кыргызстане). В-тре- тьих, речь не может идти только о диаспорах титульной нации отправляющей стороны (позитивный пример сотрудничество правительств Татарстана и Башкортостана с соответствующими диаспорами за рубежом). Многие исследователи справедливо подчеркивают, что культурная дипломатия — это всегда улица с двусторонним движением. И здесь большую роль играет профес- сионально-личностный потенциал дипломатического работника. Чтобы быть эффективным, дипломат должен знать язык, культуру и историю страны, в которой работает, быть, грубо говоря, слугой двух культур. Данная профессия обязывает иметь особую толерантность к чужой культуре, быстро адаптироваться к инокультурной среде, соблюдать особые правила и нормы поведения в стране пребывания [10], привлекать к дипслужбе талантливых молодых людей с особыми языковыми навыками. Другие, связанные с личностью диппредставителя, проблемы культурной дипломатии — проблемы ответственности, лояльности дипломатов своему начальству, бюрократизации внешнеполитических структур, страх потери работы, невозможность высказывания собственного мнения и т. п. Упомянутые проблемы рождают и другие — адресности, дифференцированных подходов, точечности, результативности, общей эффективности культурной дипломатии, создания «creative diplomacy». Простой анализ сайтов многих представительств разных стран подтверждает, что дипломатическая работа — не всегда постоянная, системная и рутинная работа (в том числе ив далеких провинциях, с привлечением авторитетных представителей общественности, а, к сожалению, элитарная, кабинетная деятельность. (Используемые своими правительствами в качестве форпостов культурного влияния представительства Британского совета, институты Гете, обладая более скромными возможностями, проводят работу, подчас более объемную по сравнению с другими аналогами [14] В случае с культурной дипломатией речь во многом должна идти о регионах. Существуют определенные издержки того, что |