Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос2 Ответ: 1)

  • Вопрос4 Ответ: 4) субстанция

  • Вопрос5 Ответ: 2) априорные

  • Вопрос Ответ 2) знания, к которым

  • Вопрос7 Ответ: 2) разум

  • Вопрос8 Ответ: 4) необходимость и всеобщность

  • Вопрос9 Ответ: 1) априорные

  • Вопрос Ответ 1) аналитическое

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница21 из 43
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   43
    КЛАССИЧЕСКАЯ
    НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 2) Канта Классическая немецкая философия - это ряд выдающихся по своему значению теорий, разработанных немецкими философами Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем. В русскоязычной литературе к этому ряду обычно причисляют также и Фейербаха. Термин классическая немецкая философия применен Ф. Энгельсом в работе Людвиг Фей- ербах и конец классической немецкой философии. В немецкоязычной литературе обычно используют название немецкий идеализм, в котором различают трансцендентальный идеализм (Кант) и абсолютный идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель); разумеется, что Фейербах,
    критик идеализма, в этот ряд не включается.
    • «Счастливое объединение нескольких духовных течений вызвало в Германии в конце XVIII ив начале XIX века расцвет философии,
    который можно сравнить только с великой эпохой греческой философии,
    начавшейся Сократом и завершившейся Аристотелем. Развиваясь с одинаковой силой как вглубь, таки вширь, немецкий ум создал в течение короткого промежутка четырех десятилетий (1780-1820) целый ряд величественных и всеобъемлющих систем философского миропонимания, возникавших друг за другом с небывалой еще быстротой (Вин- дельбанд В. История философии. - К, 1997. - С. После революции 1848 г. образованная Германия дала отставку теории и перешла на практическую почву. <...> Нов той же мере,
    в какой спекуляция, покидая кабинеты философов, воздвигала себе храм на фондовой бирже, в той же мере и образованная Германия теряла тот великий интерес к теории, который составлял славу Германии в эпоху ее глубочайшего политического унижения, - интерес к чисто научно

    224 Классическая немецкая философия
    му исследованию, независимо оттого, будет ли полученный результат практически выгоден или нет, противоречит он полицейским предписаниям или нет. <...> Что же касается исторических наук, включая философию, то здесь вместе с классической философией совсем исчез старый дух ни перед чем не останавливающегося теоретического исследования. Его место заняли скудоумный эклектизм, боязливая забота о местечке и доходах, вплоть до самого низкопробного карьеризма. Официальные представители этой науки стали откровенными идеологами буржуазии и существующего государства, нов такое время, когда оба открыто враждебны рабочему классу. / И только в среде рабочего класса продолжает теперь жить, не зачахнув, немецкий интерес к теории
    Здесь уже его ничем не вытравишь. Здесь нет никаких соображений о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве сверху. Немецкое рабочее движение является наследником немецкой классической философии (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. - С. ИДЕАЛИЗМ. < ..> Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал) идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности
    (пространством и временем, категориями рассудка и идеями разума;
    таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания
    (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального И 8) субъективный идеализм Фихте,
    9) объективный идеализм Шеллинга и 10) абсолютный идеализм Геге- ля. Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или як постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund ив самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объекта тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что проти-
    Ответы, пояснения и приложения 225
    воречие между идеальными реальным, между внутренними внешним,
    мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, те. все примирено только в отвлеченной мысли, а не наделе (Соловьев В. С. Идеализм // ФА. Брокгауз, И. А. Ефрон.
    Энциклопедический словарь).
    Вопрос2
    Ответ: 1) догматизм Свою критику Кант направлял главным образом против догматизма, который представляет собой некритическое использование принципов (без предварительной проверки состоятельности этих принципов. Однако Кант полагал, что не следует путать догматизм с догматическим методом, который совершенно необходим в науке он требует строгой логичности, последовательности в рассуждениях и доказательствах. Но если этот метод опирается на недостаточно обоснованные принципы, принимаемые на веру (догмы, тона этой основе появляются хотя и правдоподобные, но противоречащие друг другу учения, а из-за этого подрывается доверие к науке.
    • «Было время, когда метафизика называлась царицей всех наук...
    В наш век, однако, вошло в моду выражать к ней полное презрение...
    ...Из-за внутренних войн господство метафизики постепенно выродилось в полную анархию В настоящее время, когда (по убеждению многих) безуспешно испробованы все пути, в науке господствует отвращение и полный индифферентизм Науки из-за дурно приложенных усилий сделались темными, запутанными и непригодными. Свою критику мы противопоставляем не догматическому методу разума в его чистом познании как науке (ибо наука всегда должна быть догматической, те. должна давать строгие доказательства из верных априорных принципов, а догматизму те. притязаниям продвигаться вперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно уже применяемым разумом, не осведомляясь оправах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них. Таким образом, догматизм есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума (Кант И. Соч. Т. 3. - С. 74-75, Вопрос Ответ 3) метафизика Метафизика совершенно изолированное спекулятивное познание разумом. целиком возвышается над знанием из опыта, а именно познание посредством одних лишь понятий (но без применения их к созерцанию, как в математике Философия чистого разума есть или
    пропедевтика (предварительное упражнение, исследующая способность разума в отношении всего чистого априорного знания, и называется Зак 3032

    226 Классическая немецкая философия
    критикой, или же эта философия есть система чистого разума (наука),
    т. е. все (истинное и мнимое) философское знание, основанное на чистом разуме в систематической связи, и называется метафизикой впрочем, этим термином можно называть также всю чистую философию,
    включая и критику, чтобы охватить и исследование всего, что может быть познано a priori, и изложение всего, что составляет систему чистых философских знаний этого рода, отличаясь от всякого эмпирического, а также математического применения разума. Всякое чистое априорное знание благодаря особой познавательной способности, служащей для него единственным источником, образует особое единство, и метафизика есть философия, которая должна изложить это знание в таком систематическом единстве. Метафизика есть также и завершение всей
    культуры человеческого разума, необходимое даже ив том случае, если мы будем игнорировать ее влияние как науки на некоторые определенные цели. В самом деле, она рассматривает разум сточки зрения его начали высших максим, которые должны лежать в основе самой возможности некоторых науки применения всех наук. Как чистая спекуляция, она служит больше для предотвращения ошибок, чем для расширения знаний, но это не наносит никакого ущерба ее ценности, а скорее придает ей достоинство и авторитет, как цензуре, которая обеспечивает общий порядок, согласие и даже благополучие в мире науки и требует, чтобы мужественная и плодотворная разработка ее не отвлекалась от главной цели - от всеобщего блаженства (Кант. Т. 3. - С. 86,
    685-686, 688, 692).
    Вопрос4
    Ответ: 4) субстанция
    • Кант разделял трансцендентальные идеи натри класса «первый

    содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта второй - абсолютное единство ряда условий явлений, а третий - абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще. Соответственно этим классам идей в метафизике должно быть три дисциплины Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии (Кант. Т. 3. - С. 363). Проще говоря, три предмета метафизики это - душа, мир, Бог.
    Вопрос5
    Ответ: 2) априорные
    • «...Мы будем называть априорными знания безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые оттого или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только a posteriori, те. посредством опыта. В свою очередь из априорных зна-
    Ответы, пояснения и приложения 227
    ний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение всякое изменение имеет свою причину есть положение априорное, ноне чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта (Кант.
    Т. 3. - С. Когда говорится, что некоторые знания априорны, это не означает, будто они являются врожденными, встроенными или вложенными в человеческое сознание.
    Встречается ложная интерпретация, отождествляющая понятие
    априорности у Канта с понятием врожденности Эта ошибка имеется даже у такого признанного знатока философии Канта, каковым является В. Ф. Асмус (см, напр Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - МС. У Канта есть прямые указания на то, чтобы априорность не смешивали с врожденностью (см Т. 3. - СТ- С. 151, 476). Например, по словам Канта, категории - это созданные нами самими первые априорные принципы нашего знания»
    (Т. 3. - С. 215). Слова созданные нами самими здесь можно было бы подчеркнуть. Вульгарная интерпретация кантовских a priori как врожденных структур нервной системы сыграла важную роль в физиологическом направлении неокантианства (Г. Гельмгольц, ФА. Ланге). Так,
    Ланге, огрубляя и искажая мысль Канта, утверждал, что физиология органов чувств - это развитое или исправленное кантианство F. A. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart. - Frankfurt a. M., 1974. - S. Некоторые наши знания априорны в том смысле, что мы создаем представления, понятия, идеи, не обращаясь для этого копыту, но обращаясь лишь к собственному воображению, суждениям, умозаключениям, интуиции, эмоциям причем возникают эти априорные знания одинаковым образом и с необходимостью у всякого разумного существа.
    Например, мы заранее знаем, что всякая вещь, которая могла бы встретиться нам в чувственном опыте, будет относиться к пространству и времени. Или, например, мы наперед знаем, что у всякого явления должна быть причина, хотя она может быть нами неизвестна.
    Априорные знания всеобщи и необходимы они имеют силу всегда,
    везде и для всех. Напротив, те знания, которые невозможны без опыта,
    не являются всеобщими и необходимыми, они зависят от случайных обстоятельств, которые могут быть, а могут и не быть то, что имело место в опыте одного существа, может не встретиться в опыте другого.
    Опытные знания правомерны только для тех случаев, которые имелись в опыте о них нельзя сказать, что они правомерны всегда и для всех. На их основе нельзя сформулировать ни одного всеобщего закона. Так, на основе данных опыта нельзя было бы утверждать, что действующая и противодействующая силы всегда равны и имеют противоположную направленность, но следовало бы утверждать, что такое соотношение сил имело место лишь в уже наблюдавшихся случаях, а будет ли таки в

    228 Классическая немецкая философия
    дальнейшем, никому неизвестно. Тем не менее, положение о равенстве действующей и противодействующей сил является всеобщими необходимым, те. законом, а не констатацией факта, поскольку оно обосновывается априорно.
    У Канта речь идет о том, что наука тогда выполняет свою основную функцию, когда дает всеобщие и необходимые знания, а таковыми могут быть только априорные знания. Эти знания никогда не могут быть опровергнуты опытом потому, что не зависят от него.
    Вопрос Ответ 2) знания, к которым

    не примешивается ничто эмпирическое
    См. пояснения к предыдущему ответу, а также:
    • «Способность познания из априорных принципов можно назвать
    чистым разумом а исследование возможности и границ подобного познания вообще - критикой чистого разума, хотя под этой способностью понимают только разум в его теоретическом применении, как это и сделано в первом сочинении под указанным названием, где еще не имелось ввиду подвергнуть исследованию способность его как практического разума в соответствии с особыми принципами последнего (Кант.
    Т. 5. - С. 163).
    Вопрос7
    Ответ: 2) разум
    • «Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания. Мы определяли рассудок как способность давать правила здесь мы отличаем разум от рассудка тем, что называем разум способностью давать принципы Под разумом же я понимаю здесь всю высшую познавательную способность (Кант.
    Т. 3. - С. 120, 340, 682).
    Вопрос8
    Ответ: 4) необходимость и всеобщность
    • «...Необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания и неразрывно связаны друг с другом (Кант. Т. 3. -С. 107).
    Вопрос9
    Ответ: 1) априорные
    См. пояснения выше
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 2) познание видов априорного познания предметов Поскольку Кант исследовал априорные условия познавательной деятельности, он называл свою концепцию трансцендентальной Понятие трансцендентальное™ определено следующим образом Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией Трансцендентальная философия <...> представляет собой систему всех принципов чистого разума (Кант. Т. 3. - С 121, Заметим, что понятие трансцендентального (того, что имманентно сознанию) Кант отличал, от трансцендентного, лежащего за пределами сознания. Оба слова произведены от латинского transcendens -выходящий за пределы. Слово трансцендентный в философии означает выходящий за пределы опыта и чувственно-познаваемого мира,
    сверхчувственный, сверхъестественный. Слово «трансцендентальный»
    означает: предшествующий всякому опыту и обусловливающий возможность познания предметов. Поскольку трансцендентальное (априорное знание) это - предпосылка, условие опыта, оно не является непосредственно данным в опыте предметом и лежит за пределами непосредственно данного в опыте.
    Вопрос Ответ 1) аналитическое

    Ш Можно ли на основе априорных знаний получать новые знания и таким образом развивать науку Выводить из понятий можно только то, что в них уже содержится. Знание (суждение, полученное путем дедуктивного вывода, является аналитическим оно не прибавляет ничего нового, но лишь поясняет или уточняет содержание исходного понятия. Новое же знание можно получать путем синтеза те. объединения разнообразных представлений. Именно синтетические суждения продуктивны, дают прирост знания. Кант характеризовал аналитические суждения как поясняющие, а синтетические - как «расширяющие»
    знание.
    Синтез представлений и получение новых знаний может основываться на опыте, но может быть и априорным. Канту важно показать,
    что это возможно достижение новых знаний путем априорного синтеза представлений, те. необходимого сочетания представлений без обращения копыту. Такая возможность важна для науки потому, что если бы синтез понятий происходил не иначе как постфактум, то знание,
    полученное в результате такого синтеза, не было бы всеобщими необходимым Классическая немецкая философия

    Кант сформулировал тезис Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы (Кант. Т. 3. - С. 114). Справедливость этого тезиса подтверждается наличием чистого математического и естественнонаучного знания.
    • «Во всех суждениях, в которых мыслится отношение субъекта к предикату (я имею ввиду только утвердительные суждения, так как вслед за ними применить сказанное к отрицательным суждениям нетрудно, это отношение может быть двояким. Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (вскрытом виде) в этом понятии А или же В целиком находится вне понятия А хотя и связано с ним. В первом случае я называю суждение аналитическим а во втором синтетическим Следовательно, аналитические - это те (утвердительные) суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество, а те суждения, в которых эта связь мыслится без тождества, должны называться синтетическими. Первые можно было бы назвать поясняющими а вторые - расширяющими суждениями,
    так как первые через свой предикат ничего не добавляют к понятию субъекта, а только делят его путем расчленения на подчиненные ему понятия, которые уже мыслились в нем (хотя и смутно, между тем как синтетические суждения присоединяют к понятию субъекта предикат,
    который вовсе не мыслился в нем и не мог бы быть извлечен из него никаким расчленением. Но откуда бы суждения ни брали свое начало и какую бы логическую форму они ни имели, они различаются по содержанию, в силу чего описывают или лишь поясняющими и не прибавляют ничего к содержанию познания, или расширяющими и умножают данное познание первые можно назвать аналитическими вторые синтетическими суждениями (Там же. - СТ- С. Вопрос Ответ) синтетическое

    См. пояснения и приложения к предыдущему ответу.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   43


    написать администратору сайта