Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 4) трансцендентальная эстетика

  • Вопрос Ответ 4) чувственные образы вещей (явления, феномены)

  • Вопрос Ответ 3) пространство и время

  • Вопрос Ответ 3) категории меры

  • Вопрос Ответ 3) рассудок

  • Вопрос Ответ 1) апперцепция

  • Вопрос30 Ответ: 2) схема

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница22 из 43
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   43
    Вопрос Ответ 2) путем априорного синтеза
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 4) априорные синтетические
    • «Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат
    априорные синтетические суждения как принципы «Всематема-
    тические суждения - синтетические Это положение до сих пор, по
    Ответы, пояснения и приложения видимому, ускользало от внимания аналитиков человеческого разума Настоящие математические положения всегда априорные, а не эмпирические суждения, потому что они обладают необходимостью, которая не может быть заимствована из опыта. Если же с этим не хотят согласиться, то я готов свое утверждение ограничить областью чистой математики само понятие которой уже указывает на то, что она содержит не эмпирическое, а исключительно только чистое априорное знание На первый взгляд может показаться, что положение 7 + 5 = чисто аналитическое суждение, вытекающее по закону противоречия из понятия суммы семи и пяти. Однако, присматриваясь ближе, мы находим, что понятие суммы 7 и 5 содержит в себе только соединение этих двух чисел водно и от этого вовсе не мыслится, каково то число,
    которое охватывает оба слагаемых. Точно также ни одно основоположение чистой геометрии не есть аналитическое суждение Естествознание (Physica) заключает в себе априорные синтетические суждения

    как принципы. Метафизика даже если и рассматривать ее как науку,
    которую до сих пор только пытались создать, хотя природа человеческого разума такова, что без метафизики и нельзя обойтись, должна заключать в себе априорные синтетические знания ее задача состоит вовсе не в том, чтобы только расчленять и тем самым аналитически разъяснять понятия о вещах, a priori составляемые вами в ней мы стремимся a priori расширить наши знания и должны для этого пользоваться такими основоположениями, которые присоединяют к данному понятию нечто не содержавшееся еще в нем при этом мыс помощью априорных синтетических суждений заходим так далеко, что сам опыт не может следовать за нами, как, например, в положении мир должен иметь начало и т. п. легким образом, метафизика, по крайней мере по своей

    цели, состоит исключительно из априорных синтетических положений»
    (Кант. Т. 3. - С. Вопрос Ответ 4) на априорных формах чувственного восприятия

    • Математическое знание основано, помысли Канта, на априорных формах чувственного восприятия (или созерцания) вещей. Этими формами являются пространство и время. Науку об априорных формах чувственности Кант назвал трансцендентальной эстетикой».
    «...Посредством чувственности, - отмечал Кант, - предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания (Т. 3. - С. Созерцания возникают в сознании благодаря тому, что чувственность
    «аффицируется» (те. возбуждается) вещами, которые существуют вне и независимо от нее.
    Чувственные образы вещей Кант называл явлениями и считал,
    что только они (а не вещи сами по себе, или «вещи-в-себе») могут быть предметами научного познания

    232 Классическая немецкая философия
    Мы представляем вещи расположенными в пространстве и времени. Однако сами по себе пространство и время не существуют.
    Они - только априорные формы чувственного восприятия вещей,
    «субъективные условия созерцания. Они нереальны, а трансценден- тально-идеальны. По определению Канта пространство есть априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний, или форма всех явлений внешних чувств Время - представление, лежащее в основе вообще всех созерцаний, или непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений (Там же. - С. По мнению Канта, пространственные представления являются априорной основой геометрии, а временные представления - априорной основой арифметики. Таким образом, Кант пришел к заключению,
    что уже на первой ступени познания - чувственной - имеются априорные представления, независимые от случайностей опыта и, значит, способные служить основой всеобщих и необходимых знаний. Если чувственные качества являющихся нам вещей (цвет, вкусит. п) индивидуальны и случайны, то формы явления вещей (пространство и время, напротив, всеобщи и необходимы.
    Вопрос Ответ 4) трансцендентальная эстетика

    См. пояснение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 2) вещами, которые существуют вне нас сами по себе
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 4) чувственные образы вещей (явления, феномены)
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 4) пространство
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 1) время
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 3) пространство и время
    См. пояснения выше
    Ответы, пояснения и приложения 233
    Вопрос22
    Ответ: 2) временные
    См. пояснения выше.
    Вопрос Ответ 4) рассудка Восприимчивость нашей душите способность ее получать представления, поскольку она каким-то образом подвергается воздействию, мы будем называть чувственностью рассудок же есть способность самостоятельно производить представления, т. с спонтанность
    познания. Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, те. содержат в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дана без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными (те. присоединять к ним в созерцании предмета свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (те. подводить их под понятия. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой. Поэтому мы отличаем эстетику, те. науку о правилах чувственности вообще, от логики, те. науки о правилах рассудка вообще. Логику в свою очередь можно рассматривать двояко:
    как логику или общего, или частного применения рассудка. Первая содержит безусловно необходимые правила мышления, без которых невозможно никакое применение рассудка, и потому исследует его, не обращая внимания на различия между предметами, которыми рассудок может заниматься (Кант. Т. 3. - С. Вопрос Ответ 4) понятия

    • «Мышление есть познание через понятия. Понятия же относятся как предикаты возможных суждений к какому-нибудь представлению о неопределенном еще предмете (Кант. Т. 3. - С. Кроме чувственной имеется также и рассудочная ступень познания Рассудок Кант определил как способность мыслить предмет чувственного созерцания. Чувственность и рассудок - две способности, в одинаковой мере необходимые для познания не следует думать,
    будто одна из них важнее другой (см. приложение к предыдущему вопро-

    234 Классическая немецкая философия
    су). Важное различие между ними состоит в том, что чувственные представления возникают под воздействием внешних вещей, а рассудок способен самостоятельно производить представления, те. наделен спонтанностью.
    Мышление, по Канту, есть функция рассудка, познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное (Там же. - С. 166). Посредством понятий рассудок судит. Суждение - опосредованное знание о предмете оно относится не к предмету непосредственно, а к представлению о предмете (чувственному или понятийному, те. оно есть
    представление о представлении о предмете оно по сути есть рефлексия.
    Суждения могут иметь различную форму. Кант констатировал,
    что в принципе возможны всего четыре формы суждений. А именно суждения различаются по 1) количеству (общие, частные, единичные) качеству (утвердительные, отрицательные, бесконечные 3) отношению (категорические, гипотетические, разделительные 4) модальности (проблематические, ассерторические, аподиктические).
    Вопрос Ответ 3) категории меры

    А На третьей позиции у Канта - категории отношения.
    • Среди множества понятий, используемых в суждениях, Кант выделил чистые рассудочные понятия, которыми рассудок располагает априорно, независимо от опыта, и которые к тому же являются основными,
    не произведенными от других понятий. Эти основные понятия) чистого рассудка Кант назвал категориями используя термин Аристотеля. Категории - это понятия о предмете вообще, благодаря которым созерцание его рассматривается как определенное сточки зрения одной из логических функций суждения (Кант. Т. 3. - С. Категории классифицируются по той же схеме, что и суждения. В
    принципе возможны четыре группы категорий 1) количества (единство, множественность, целокупность 2) качества (реальность, отрицание, ограничение 3) отношения (присущность и самостоятельное существование, или акциденция и субстанция причинность и зависимость, или причина и действие общение, или взаимодействие 4) модальности (возможность-невозможность, существование-несуще- ствование, необходимость-случайность).
    Таким образом, согласно Канту, имеется всего двенадцать категорий, априорно упорядоченных определенным образом. Каждая из четырех групп представляет собой триаду. Первые две категории в каждой группе являются противоположностями они взаимно определяют друг друга путем отрицания своей противоположности. Третья категория представляет собой синтез первых двух.
    Значение понятий и категорий для познания состоит в том, что сих помощью рассудок приводит множество представлений к осмыслен
    Ответы, пояснения и приложения ной связи и единству. Ведь созерцания сами по себе ничего не значат.
    Понимание их значения состоит в подведении созерцаний под то или иное понятие. Этим подведением под понятия и категории занимается рассудок.
    Вопрос Ответ 3) рассудок
    См. пояснение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 3) трансцендентальное единство апперцепции Кант полагал, что все многообразные содержания чувственного восприятия, возникающие вследствие аффинирования нашей чувственности вещами, сами по себе не связаны, не соотнесены друг с другом, не составляют единства. Тем не менее, в созерцании нам являются не хаотические разрозненные восприятия, а некие предметные единства,
    объекты. Это соединение, или синтез, отдельных содержаний в объекты является результатом деятельности нашего сознания, которое упорядочивает многообразные содержания чувств согласно формам пространства и времени. Но пространство и время в отличие от вещей сами по себе не действуют на нашу чувственность, мы не получаем созерцания пространства и времени извне, они принадлежат нашему собственному сознанию. Будучи априорными созерцаниями, пространство и время обеспечивают синтез, соединение многообразных содержаний восприятия в пространственно-временные единства, те. объекты, предметы чувственного созерцания.
    Благодаря синтетической деятельности нашего чувственного восприятия объекты уже даны нам в созерцании еще до того как рассудок начнет мыслить о них. Рассудок не создает их, но определяет их значение, ведь являющиеся предметы, объекты сами по себе значения не имеют. Они получают значение благодаря связыванию (синтезу, соотнесению) различных представлений в суждениях.
    Рассудок не созерцает предметы опыта, но мыслит о них при помощи категорий, подводя представления под категории. Категории - это правила для деятельности рассудка (см Кант. Т. 3. - С. Согласно этим правилам приводятся к единству различные представления. Таким образом, все связи представлений обусловлены нашим сознанием, а не вещами. По словам Канта, всякая связь - сознаем ли мы ее или нет, будет ли она связью многообразного в созерцании или в различных понятиях, и будет ли созерцание чувственным или нечув- ственным - есть действие рассудка, которое мы обозначаем общим названием синтеза чтобы этим также отметить, что мы ничего немо- жем представить себе связанным в объекте, чего прежде не связали сами среди всех представлений связь есть единственное, которое не

    236 Классическая немецкая философия
    дается объектом, а может быть создано только самим субъектом, ибо оно есть акт его самодеятельности (Там же. - С. Все синтезы, соединения представлений в сознании возможны благодаря тому, что сознание со всеми его представлениями изначально есть единство. Это единство - я сам. Именно я присоединяю одно представление к другому и сознаю их синтез (Там же. - С. 192). Всякому акту моего сознания предположено, что это я мыслю. Осознание самого себя как мыслящего Кант называл апперцепцией Сознание самого себя
    (апперцепция) есть простое представление о Я (Там же. - С. Положение я мыслю не зависит от опыта - оно априорно. Оно не выводится из понятий. Оно постоянно подразумеваемо при любых представлениях. Я - предпосылка любых представлений. В качестве такой предпосылки я, единое, одно и тоже по отношению к любым представлениям, тождественное только самому себе, а не чему-то другому, трансцендентально. Это трансцендентальное я (в отличие от эмпирического, данное самому себе в самосознании, - одно и тоже не только в чьем-то индивидуальном сознании, ново всяком сознании вообще. Это трансцендентальное я, выраженное в положении я мыслю и именуемое у Канта как трансцендентальное единство апперцепции (самосознания, есть основа всех синтезов, высшее основоположение во всем человеческом знании (Там же. - С. По Канту, апперцепция есть основание возможности категорий...»
    Апперцепция, или самосознание, вообще есть представление о том, что служит условием всякого единства, но само не обусловлено. О мыслящем Я (душе, которое мыслит себя как простую и численно тождественную во всякое время субстанцию и как коррелят всякого существования, от которого должно заключать ко всякому другому существованию,
    можно сказать, что оно не столько себя познает посредством категорий,
    сколько познает категории и посредством них все предметы в абсолютном единстве апперцепции, стало быть через самое себя Хотя в акте самосознания я имеет в качестве предмета само себя, а не внешнюю вещь, тем не менее представляемое при этом я отличается от «я»
    самого по себе также, как явление отличается от вещи самой по себе:
    «определяющееЯ(мышление) отличается от определяемогоЯ(мыслящего субъекта, как познание от предмета (Там же. - С. 753-754). Здесь можно обратить внимание на то, что в философской литературе, в том числе учебной, встречается недостаточно обоснованное мнение, будто
    «классическая» философия в отличие от современной «неклассической»,
    или «постклассической», отождествляет действительное человеческое «я»
    с познающим субъектом, трансцендентальным я, сознанием вообще.
    Это мнение не согласуется с приведенными суждениями Канта.
    Вопрос Ответ 1) апперцепция
    См. пояснения выше
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) продуктивное воображение Чтобы объяснить, каким образом вообще возможно соотнесение чувственных созерцаний и рассудочных понятий, Кант ввел понятие схемы. Трудность, преодолеваемая при помощи понятия схемы, состоит в том, что чувственные представления и рассудочные понятия различны по своей сути, и для их связывания нужна еще некая способность,
    общая и чувственности, и рассудку. Такой способностью Кант считал
    «продуктивное воображение, которое создает схемы, те. посредствующие представления, имеющие отношение и к чувству, и к интеллекту. Это возможно потому, что все акты сознания - и интеллектуальные, и чувственные - протекают во времени, относятся ко времени,
    имеют временное определение. Поэтому применение категорий к явлениям становится возможным при посредстве трансцендентального временного определения, которое как схема рассудочных понятий опосредствует подведение явлений под категории. Схемы, - пояснил
    Кант, - суть нечто иное, как априорные определения времени подчиненные правилами относящиеся (в применении ко всем возможным предметам согласно порядку категорий) к временному ряду к содержанию времени к порядку времени и, наконец, к совокупному времени (Кант. Т. 3. - С. 221, 226). Так, ссылаясь на понятия схемы и воображения, Кант уточнил, каким образом осуществляется синтетическая деятельность сознания Синтез вообще. есть исключительно действие способности воображения, слепой, хотя и необходимой, функции души без этой функции мы не имели бы никакого знания, хотя мы и редко осознаем ее (Там же. - С. 173).
    Вопрос30
    Ответ: 2) схема
    См. пояснение к предыдущему ответу.
    Вопрос31
    Ответ: 3) протекают во времени
    См. пояснения выше.
    Вопрос32
    Ответ: 4) понятия и категории
    См. пояснения выше.
    Вопрос33
    Ответ: 3) на категориях рассудка Вышеизложенное позволяет ответить на вопрос, каким образом естествознание оказывается способным непросто фиксировать фак-

    238 Классическая немецкая философия
    ты и обобщать их, но формулировать всеобщее и необходимое знание
    (законы природы. Это возможно потому, что познание явлений есть,
    по Канту, подведение созерцаний под понятия и категории. Явления подчиняются категориям, упорядочиваются, связываются согласно им.
    Поскольку сами категории априорно упорядочены, а явления, подчиняясь категориям, подчиняются также и их порядку, постольку между всеми явлениями природы имеются закономерные связи. Вывод Канта таков Категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, стало быть, природе как совокупности всех явлений Категории не выводятся из природы и не сообразуются с ней как с образцом Все явления природы, что касается их связи, должны подчиняться категориям, от которых природа. зависит как от первоначального основания ее необходимой закономерности (Кант. Т. 3. -С 212, Вопрос Ответ 2) коперниканский переворот Кант полагал, что его теория познания совершила «коперникан- ский переворот в философии. Смысл переворота состоит в следующем. В свое время Коперник обнаружил, что расчеты движения планет окажутся проще если предположить, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, а не Солнце с планетами и звездами - вокруг
    Земли, как было принято считать. Подобным же образом и Кант выдвинул предположение, что в процессе познания не понятия должны приспосабливаться к предметам опыта, как считалось до Канта, а, наоборот, предметы опыта должны сообразовываться с априорными понятиями. Иначе говоря, центром, вокруг которого вращается процесс познания, являются не предметы, а категории. Такое аналогичное гипотезе Коперника изменение в способе мышления (Кант. Т. 3. - С. позволило Канту проще объяснить, как возможны всеобщие и необходимые знания (математика и естествознание).
    Здесь следует четко уяснить когда Кант говорило природе, что она подчиняется категориям, он имел ввиду нету природу, которая существует сама по себе, а лишь совокупность наших представлений о ней. Каковы природа и вещи сами по себе мы знать не можем, - считал Кант, занимая тем самым позицию агностицизма. Мы имеем в своем сознании только явления Но явление, имеющееся в сознании,
    никогда не тождественно с вещью самой по себе. Явления «аффициро- ваны» (инициированы) воздействием вещей на чувственность, но «вид»
    или форму они приобретают благодаря чувственной и рассудочной деятельности сознания. То, что нам видится (феномены, явления, это не вещи сами по себе явления суть лишь представления о вещах, относительно которых остается неизвестным, какими они могут быть сами по себе (Там же. - С. 213).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 4) к эмпирическому созерцанию
    • В результате исследования чувственной и рассудочной ступеней познания Кант получил два вывода, необходимых для дальнейшего хода рассуждений. Во-первых, чистая математика и чистое естествознание способны формулировать всеобщие и необходимые знания потому, что опираются не на опыта на априорные знания и на априорный синтез представлений. Во-вторых, чистые понятия рассудка (категории) применимы только к эмпирическому созерцанию они служат для подведения созерцаний под понятия, в чем, по Канту, и состоит процесс познания. Кант подчеркнул, что это положение имеет чрезвычайно важное значение оно определяет границы применения чистых рассудочных понятий в отношении предметов (Кант. Т. 3. - С. Всякое абстрактное понятие нужно сделать чувственным (sinnlich), т. е.
    показать соответствующий объект в созерцании, иначе это понятие было бы бессмысленным (ohne Sinn), лишенным значения.
    Предметы, данные как явления, чувственно воспринимаемые объекты, Кант называл феноменами (Sinnenwesen, Phaenomena). Им он противопоставлял возможные вещи, «умопостигаемые объекты, которые не являются объектами чувств, но только мыслятся рассудком, и называл их ноуменами (Verstandeswesen, Последующий ход мысли в Критике чистого разума показывает,
    что причина заблуждений и неудач прежней метафизики кроется в попытках применения рассудочных понятий к таким предметам (душа,
    мир, Бог, которые не являются предметами человеческого опыта. То есть причиной заблуждений является нарушение границ применения чистых рассудочных понятий.
    Но почему познание стремится выйти за рамки опыта, есть ли в этом необходимость Дело в том, что, познавая то или иное явление, мы стремимся найти то, чем оно обусловлено. Однако, найдя обусловливающее, ищем также и то, чем оно в свою очередь обусловлено - и этот процесс ведет в бесконечность. Познание не может успокоиться, пока не найдет последнюю причину всего ряда условий. По словам Канта, «то,
    что необходимо побуждает нас выходить за пределы опыта и всех явлений, есть безусловное которое разум необходимо и вполне справедливо ищет в вещах в себе в дополнение ко всему обусловленному, требуя таким образом законченного ряда условий (Там же. - С. Вопрос Ответ 1) ноумены

    См. пояснения выше, а также:
    • «Если под ноуменом мы разумеем вещь поскольку она не есть
    объект нашего чувственного созерцания так как мы отвлекаемся от

    240 Классическая немецкая философия
    нашего способа созерцания ее, то такой ноумен имеет негативный смысл.
    Если же под ноуменом мы разумеем объект нечувственного созерцания,

    то мы допускаем особый способ созерцания, а именно интеллектуальное созерцание, которое, однако, несвойственно нами даже сама возможность которого не может быть усмотрена нами такой ноумен имел бы
    положительный смысл. Следовательно, то, что мы назвали ноуменами,
    мы должны понимать исключительно лишь в негативном смысле. Все остальное, на что не распространяется чувственное созерцание, называется ноуменами именно для того, чтобы показать, что область чувственного познания простирается не на все, что мыслится рассудком Следовательно, понятие ноумена есть только демаркационное понятие служащее для ограничения притязаний чувственности и потому имеющее только негативное применение (Кант. Т. 3. - С. Вопрос Ответ 4) явление

    См. пояснения выше.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   43


    написать администратору сайта