Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
Вопрос Ответ 3) общая воля Верховным руководством в обществе, основанном на общественном договоре, является общая воля Власть, управляемая общей волей, называется. суверенитетом (Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре- С. 25). Те, кто не соблюдает общую волю, будь то монарх, правительство, партия, господствующее большинство или даже все члены общества, выступают лишь как частные лица по отношению к общей воле. Даже воля всех, будучи совокупностью всего лишь эгоистичных индивидуальных воль, может не совпадать с общей волей. Общая воля имеет ввиду только общие интересы. Соответственно и закон никогда не касается частных поступков и человека как индивида а распоряжения власти насчет частных предметов - это не заколы, а декреты. Обязательства, связывающие нас с общественным организмом, таковы, что нельзя работать для другого, не работая в тоже время и для себя. Значит, участники общественного договора не подчиняются никому, кроме собственной воли. В этом смысле они свободны, а суть свободы состоит в соблюдении общей (те. и своей собственной) воли. Но «если кто-то откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмом его силой заставят быть свободным (Там же. - С. Общая воля всегда справедлива, хотя решения народа не всегда одинаково правильны. Источником абсолютной всеобщей справедливости является Бог или разум. Ведь общее благо очевидно для всех, и нужен только здравый смысл, чтобы видеть его (Там же. - С. Чтобы найти наилучшие правила общественной жизни для народов, был бы нужен высший разум, который видел бы всечеловеческие страсти и не испытывал бы ни одной из них, который не имел бы никакого отношения к нашей природе ив тоже время в совершенстве знал бы ее, счастье которого было бы независимо от нас и который в тоже время охотно заботился бы о нашем счастье, который, наконец, уготовляя себе отдаленную славу в будущем, мог бы работать водном веке и видеть результаты своих трудов в другом. Нужны боги, чтобы давать законы людям (Там же. - С. 33-34). Этот высший разум, который находится вне сферы понимания заурядных людей, и есть тот разум, решение которого законодатель влагает в уста бессмертных, чтобы увлечь авторитетом божества тех, на кого не могло бы подействовать человеческое благоразумие. Ноне всякий человек может заставить говорить богов, ни заставить верить себе, когда он объявляет себя их толкователем. Великая душа законодателя есть единственное чудо, которое должно доказывать его миссию (Там же. - С. 36-37). Философия Нового времени Идеи Руссо (критика цивилизации, призыв к естественности, «назад к природе и др) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Руссо противопоставлял первобытное естественное равенство людей современному социальному неравенству, выдвинул вопрос о тяжкой цене прогресса, ведущего к дегуманизации человеческих отношений. В области воспитания он считал нужным защищать естественные нравственные чувства от разлагающего влияния цивилизации. Разработанная Руссо теория общественного договора послужила идейной опорой для французских революционеров, в том числе, якобинцев, которые обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но также диктатуру и террор. Принципиальный изъян теории общественного договора Руссо связан с ее базовым понятием общей воли. Концепция Руссо не указывает надежных методов для выявления общей воли в какой-либо ситуации, тем не менее Руссо выражал уверенность, что у общества или правительства есть право принуждать кого угодно к исполнению общей воли, те. принуждать к «свободе». Вопрос Ответ 1) по приросту населения в стране • Целью системы законодательства является наибольшее благо всех, а именно свобода и равенство. Законодательная власть принадлежит народу и только ему, тогда как исполнительная власть немо- жет принадлежать целому обществу, так как она выражается только в частных актах. Законное отправление функций исполнительной власти называется правительством. Руссо выделил три типа правительств демократия, аристократия, монархия. Насчет демократии он полагал, что если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлялся бы демократически. Такое совершенное правительство не годится для людей (Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре- С. 58). Не всякая форма правительства пригодна для всякой страны наилучшей является та, при которой народонаселение прибавляется. Правительство движется к вырождению, когда направляет усилия против суверенитета. При этом демократия вырождается в охлократию, аристократия - в олигархию, монархия - в тиранию. Общая воля объединившихся людей заботится о сохранении этого единства. Общая воля может выявляться путем голосования, но может, напротив, и затеняться им, когда начинают преобладать частные интересы. Если при подсчете голосов мое мнение оказывается в меньшинстве, значит, я ошибся в своем понимании общей воли подчинение большинству не лишает меня свободы, но только освобождает меня от ошибочного понимания общей воли Ответы, пояснения и приложения 205 Вопрос77 Ответ: 4) религия необходима для общественной жизни Ш Руссо признавал необходимость религии для общественной жизни. Он писал Государству важно, чтобы каждый гражданин имел религию, которая заставила бы его любить свои обязанности (Рус- со Ж. Ж. Об общественном договоре. - С. 119). Однако, по его мнению, христианская религия может быть весьма вредной для целости общества и государства, поскольку она признает двойную власть - земную и небесную она не привязывает сердца граждан к государству и вообще к земным делам. Поскольку христианство проповедует рабскую покорность, эта религия выгодна для тирании. Для хорошо устроенного общества нужна гражданская религия, которая обеспечивала бы любовь граждан к своим обязанностями позволяла бы иметь сверх того любые убеждения в той мере, в какой они не противоречат интересам общества. Простые и немногочисленные догматы гражданской религии должны утверждать существование могущественного, предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, справедливое воздаяние за добро и зло, святость общественного договора и законов отрицать же должны только одно нетерпимость. Необходимо терпеть все те религии, которые терпят другие, по крайней мере в той степени, в какой догматы этих религий не заключают ничего противного обязанностям гражданина. Но тот, кто осмеливается сказать вне церкви нет спасения, должен быть изгнан из пределов государства, если только государство не есть в тоже время и церковь (Там же. -С. 121). КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ 1. С чьих трудов начинается явление в истории философии, называемое классической немецкой философией) Гегеля 2) Канта) Фихте 4) Шеллинга 2. Как называется способ мышления, против которого в основном направлена кантовская Критика чистого разума) догматизм) материализм 3)рационализм 4)эмпиризм 3. Какая дисциплина, по определению Канта, есть спекулятивное познание посредством одних лишь понятий и без применения их к созерцанию? 1)гносеология 2) математика) метафизика 4)онтология 4. Кант назвал три основных предмета метафизики. Какой из перечисленных предметов не входит в их число? 1)Бог 2) душа) мир) субстанция Вопросы 207 5. Как у Канта называются знания безусловно независимые от всякого опыта) апостериорные) априорные) аналитические 4)синтетические 6. Какие знания И. Кант называл чистыми) знания о возвышенном) знания, к которым не примешивается ничто эмпирическое) знания, очищенные от иллюзий) те знания, которым свойственна интуитивная ясность, очевидность. Каким словом у Канта называется способность, дающая нам прин- щпы априорного знания) воображение) разум) рассудок) чувство. Каковы, согласно Канту, признаки априорного знания) врожденность) интуитивная очевидность) логическая непротиворечивость) необходимость и всеобщность. Какие знания обладают, согласно Канту, свойством всеобщности и необходимости? 1)априорные 2) логически непротиворечивые) общепризнанные) полученные путем эксперимента i 0. Какое познание Кант называл трансцендентальным) познание вещей самих по себе) познание видов априорного познания предметов) познание своего я) познание трансцендентных сущностей 11. Как у Канта называется знание (суждение, полученное путем дедуктивного вывода, поясняющее содержание исходного понятия) аналитическое) синтетическое 3)априорное 4) апостериорное 208 Классическая немецкая философия. Как у Канта называется знание (суждение, полученное путем объединения разнообразных представлений и дающее прирост знания) аналитическое) индуктивное) синтетическое 4)трансцендентальное 13. Каким образом, согласно Канту, возможно достижение новых всеобщих и необходимых знаний) путем апостериорного синтеза) путем априорного синтеза) путем дедуктивного вывода) путем интуитивного проницания 14. Какие принципы, согласно Канту, должны содержаться в любой теоретической науке, основанной на разуме) апостериорные аналитические) апостериорные синтетические) априорные аналитические) априорные синтетические. На каких принципах основано, помысли Канта, математическое знание) на апостериорных понятиях рассудка) на апостериорных формах чувственного восприятия) на априорных понятиях рассудка) на априорных формах чувственного восприятия. Как у Канта называется наука об априорных формах чувственности) трансцендентальная диалектика) трансцендентальная логика) трансцендентальная математика) трансцендентальная эстетика. Чем, по утверждению Канта, аффинируется (те. возбуждается) наша чувственность, доставляющая нам созерцания) Богом) вещами, которые существуют вне нас сами по себе) нашим воображением) рассудочными понятиями и принципами. Что, согласно Канту, является предметом научного познания) вещи сами по себе (вещи-в-себе) 2)ноумены 3) суждения о вещах) чувственные образы вещей (явления, феномены Вопросы 209 19. Что Кант определил словами необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний»? 1)время 2)движение 3) материя) пространство. Что Кант определил как априорное условие всех явлений вообще? 1)время 2)природу 3) пространство) субстанцию. Какие характеристики являющихся нам вещей всеобщие и необходимые, согласно Канту? 1)длина и ширина) плотность и непроницаемость) пространство и время) скорость и масса. Какие представления, согласно Канту, являются априорной основой арифметики) абстрактно-понятийные 2) временные) образные) пространственные. Без чего, по словам Канта, нельзя было бы мыслить ни один предмет, данный нам в чувственности) вдохновения) воображения) настроения) рассудка. Кант утверждал, существуют два способа познания созерцание (чувственное) и мышление. По определению Канта, мышление есть познание через - Через что) дедукцию 2)индукцию 3) интуицию 4)понятия 25. Чистые рассудочные понятия - категории - составляют у Канта 4 группы. Какой из перечисленных ниже четырех пунктов не соответствует кантовскому списку категорий) категории количества) категории качества 210 Классическая немецкая философия) категории меры) категории модальности 6. Какая познавательная способность, согласно Канту, приводит множество представлений к единству при помощи понятий и категорий) интуиция) медитация) рассудок) созерцание. Каким термином Кант обозначил я как априорную предпосылку любых представлений и синтезов, всякого единства, высшее основоположение во всем человеческом знании»? 1)субъект 2) супер-эго 3) трансцендентальное единство апперцепции 4)трансцендентальное эго 28. Каким термином у Канта называется сознание самого себя, простое представление о Я»? 1)апперцепция 2) аппрезентация 3) интроекция 4)перцепция 29. Как у Канта называется та способность, общая и чувству, и рассудку, которая обеспечивает возможность связывания между собой чувственных представлений и рассудочных понятий, разных по своей сути) ассоциирование 2) вживание) продуктивное воображение) интуитивное проницание 30. Что, согласно Канту, создается продуктивным воображением для связывания между собой чувственных представлений и рассудочных понятий? 1)дилемма 2)схема 3) теорема) энтимема 31. Согласно Канту, общим между интеллектуальными и чувственными актами сознания, благодаря чему возможна их связь посредством схемы, является то, что они) идеальны) отображают объективную реальность Вопросы 211 3) протекают во времени) спонтанны. Процесс познания природных явлений представляет собой, по Канту, подведение созерцаний под. Под что) идеи разума) категорический императив) перцепции и апперцепцию) понятия и категории. На чем, согласно Канту, основаны всеобщие и необходимые законы природы) на замысле Бога) на идеях разума) на категориях рассудка) ни на чем. Каким выражением Кант охарактеризовал то изменение в способе мышления, которое позволило ему объяснить, как возможны всеобщие и необходимые знания (чистая математика и чистое естествознание) деструкция истории философии) коперниканский переворот) переворачивание с головы на ноги) переворачивание с ног наголову. По отношению к чему, по Канту, мы имеем право применять чистые понятия рассудка (категории, ноне вправе выходить за эту область применения) к идеям разума) к области логики) к самосознанию) к эмпирическому созерцанию 6. Каким словом Кант называл возможные вещи, «умопостигаемые объекты, в том числе и вещи сами по себе (вещи-в-себе)? 1)ноумены 2)трансценденталии 3) фантазмы 4) феномены. Кант установил, что причиной заблуждений и неудач прежней метафизики является нарушение границ применения чистых рассудочных понятий. К какому роду предметов мы вправе применять рассудочные понятия Классическая немецкая философия 1)Бог 2) душа) мир (в целом) 4)явление 38. Что, по словам Канта, познание стремится найти за рамками опыта (и потому выходит за эти рамки, нарушая границы компетенции рассудка) безусловное) желанное) полезное 4)чудесное 39. Каким термином у Канта называются представления о последних причинах, о безусловном (о том, что уже ничем другим не обусловлено)? 1)трансцендентальные идеи) универсалии) чистые рассудочные понятия) эмпирические созерцания. Кант называл три уровня знания. Какой из приведенных пунктов не входит в их число) разум) рассудок) чувства 4)эмоции 41. Каким словом Кант называл последовательность умозаключений, ведущую к видимости а не к действительным объектам) диалектика) дедукция 3)индукция 4)сорит 42. Что такое диалектика, по определению Канта) взаимопереход моментов, кажущихся обособленными друг от друга) логика видимости) умение ставить вопросы и давать ответы) учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития. Как Кант называл ошибку, на которой основываются доказательства бессмертия души в рациональной психологии) трансцендентальная аналитика) трансцендентальная диалектика Вопросы 213 3) трансцендентальный идеализм) трансцендентальный паралогизм 44. Каким термином Кант назвал такое состояние разума в диалектических заключениях, когда из-за противоречивости одного представления о безусловном синтетическом единстве делают некорректный вьюод о правильности противоположного ему представления) антиномия) антонимия 3) шизогония 4) шизофрения. Как Кант называл противоречия между догматическими по виду знаниями, из которых ни одному нельзя отдать предпочтения перед другим) антитетика 2) диалектика) контингенция 4) контрадикция 4 6 . В которой их четырех антиномий, подвергнутых Кантом критике, речь идет о человеке поскольку ему без противоречия могут быть приписаны два взаимоисключающих определения Тезис Мир имеет начало (границу) во времени ив пространстве Антитезис Мир во времени ив пространстве бесконечен Тезис Все в мире состоит из простого Антитезис Нет ничего простого, все сложно Тезис В мире существуют свободные причины Антитезис: Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы Тезис В ряду причин мира есть некая необходимая сущность. Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно. Что у Канта подразумевается под идеалом чистого разума, представляющим собой одну из диалектических видимостей? 1)Бог 2) Добро) Истина) Красота. Кант показал, что возможные способы рационального доказательства бытия Бога сводятся к трем основным. В котором из четырех пунктов приписан лишний способ) космологическое доказательство) экзистенциальное доказательство) онтологическое доказательство) физико-теологическое доказательство 214 Классическая немецкая философия. Как называется критикуемый Кантом способ доказательства бытия Бога, утверждающий, что Бог - совершенство, и, следовательно, у него нет недостатков, в том числе и такого, как небытие) космологическое доказательство) экзистенциальное доказательство) онтологическое доказательство) физико-теологическое доказательство. Как называется критикуемый Кантом способ доказательства бытия Бога, утверждающий, что если нечто существует, то должна существовать также и безусловно необходимая сущность (Бог) космологическое доказательство) трансцендентальное доказательство) онтологическое доказательство) физико-теологическое доказательство. Как называется критикуемый Кантом способ доказательства бытия Бога, утверждающий, что целесообразная упорядоченность, соразмерность всего существующего не могла возникнуть случайно, без Творца) космологическое доказательство) этическое доказательство) онтологическое доказательство) физико-теологическое доказательство. Кант в Критике чистого разума обосновал вывод, что метафизика совершенно бесполезна в качестве конститутивного (основополагающего) знания, однако она необходима в качестве. - Какого знания) деструктивного 2)конструктивного 3) позитивного) регулятивного. В Критике чистого разума Кант писал, что ему пришлось ограничить знание чтобы освободить место. - Чему? 1)абсурду 2) вере) любви) надежде. Что у Канта относится к сфере практического По его словам, это - все то, что возможно благодаря - Чему) необходимости) познанию) реальности 4)свободе Вопросы 215 55. Что охарактеризовано у Канта как способность определять самое себя к совершению поступков сообразно с представлением о законах) автономия 2)воля 3)долг 4) целесообразность 6. Каким термином Кант обозначал субъективные практические правила, тете, которые значимы для того или иного человека) кредо) максимы 3)принципы 4) сентенции. Какой термин использовал Кант для обозначения объективных практических правил, те. значимых для воли каждого разумного существа) закон) идеал) парадигма 4)эталон 58. Как Кант называл правило, выражающее объективное принуждение к поступку, который неизбежно совершался бы поэтому правилу, если бы разум полностью определил волю) императив) максима 3)норма 4) указ. Каким термином Кант обозначал практическое правило, которое определяет только волю, а не поводы, условия и результаты ее действия и, следовательно, не зависит ни от каких обстоятельств) гипотетический императив) категорический императив) максима благоразумия) максима добродетели 0. Какое практическое правило, по Канту, должно быть нематериальным, но только формальным) гипотетический императив) категорический императив) максима добропорядочности) максима смирения 216 Классическая немецкая философия. Какую волю Кант называл свободной) не принуждаемую чем-то или кем-то извне) отвергающую любые правила) следующую естественным влечениям) соблюдающую лишь чистую законодательную форму максимы 2. Что, согласно Канту, является основным условием морального закона) божественная заповедь) естественный порядок вещей) общество 4)свобода 63. Что, согласно Канту, дает человеку возможность осознать свою свободную волю) божественное откровение) интроспекция) моральный закон) правильное воспитание. Что сформулировал Кант словами Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства) гипотетический императив) золотое правило) категорический императив) моральное правило, в котором обобщен общечеловеческий опыт. Все встречающееся в мире имеет относительную ценность, кроме одного. Что (кто, согласно Канту, представляет собой абсолютную ценность? 1)Бог 2) жизнь) любовь) разумное существо. К чему (кому, согласно Канту, никогда нельзя относиться всего лишь как к средству, но всегда нужно относиться как к целик Богу) к живому существу) к прогрессу человечества) к человеку. Что такое нравственный долг, по определению Канта) необходимость исполнять взаимные обязательства) необходимость соблюдать нравственные нормы Вопросы 217 3) обязанность исполнять общую волю) принуждение к поступкам только лишь законом разума. С каким чувством, согласно Канту, человек относится к моральному закону) с любовью) с неприязнью) с уважением) со страхом 9. Каким словом Кант характеризовал поступок, который совершается сообразно с долгом, но без чувства долга, а исходя из каких-то других побуждений) аморальный) легальный) моральный) целесообразный. Что, согласно Канту, является источником долга, который возвышает человека над самим собой) личность) общепризнанные нормы морали) общечеловеческие ценности) религиозная вера. Как, по мнению Канта, соотносятся нравственность и счастье) исполнение нравственного долга исключает возможность счастья) исполнение нравственного долга не гарантирует счастья, ноне исключает его) исполнение нравственного долга обязательно вознаграждается счастьем) исполнение нравственного долга само по себе уже есть счастье. По Канту, достижимость для человека высшего блага, совмещающего в себе нравственность и счастье, подразумевает три постулата практического разума. В каком из четырех пунктов приписан лишний постулат) постулат бессмертия) постулат Бога) постулат воздаяния) постулат свободы. Каким, сточки зрения Канта, должно быть соотношение между разумом и религиозной верой) разум должен подчиняться религиозной вере 218 Классическая немецкая философия) разум исключает религиозную веру) религиозная вера и разум не мешают друг другу (две истины) религиозная вера необходима в пределах только разума. Что такое способность суждения, по определению Канта) наличие у человека собственного мнения) умение выразить мысль словами) умение подчинять страсти рассудку) умение подводить подправила. Что, согласно Канту, является средним звеном между рассудком и разумом) познавательная способность) способность желания) способность ощущения) способность суждения. Вкус, по определению Канта, - это способность на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса, и без посредства понятия судить) о должном) о прекрасном) о приятном 4)об истинном. Какое понятие, возможное благодаря способности суждения, служит, согласно Канту, посредником между понятиями природы и свободы) понятие бытия 2)понятие истины) понятие красоты) понятие целесообразности. Что или кто, согласно Канту, является идеалом красоты) божество) небо 3)природа 4)человек 79. Что или кто, согласно Канту, является идеалом совершенства в мире? 1)Бог 2) вселенная 3)человек 4) человечество Вопросы 219 80. Что определено у Канта как форма целесообразности предмета, воспринимаемая в нем без представления о цели? 1)добро 2)истина 3) красота) совершенство. Каким термином Кант в своей эстетике обозначал то, что безусловно велико) божественное) величественное) возвышенное) превосходное. Что такое культура, по определению Канта) приобретение разумным существом способности ставить любые цели) совокупность материальных и духовных ценностей) совокупность проявлений жизни и творчества народа) степень общественного и умственного развития индивида. Что или кто, по Канту, является конечной целью, которой телео- логически подчинена вся природа»? 1)Бог 2) гармония 3)идея ,4) человек. Кто называл свою философскую систему «наукоучением»? 1) Гегель 2) Кант) Фихте 4) Шеллинг 85. Какая философия, по определению Фихте, не является догматичной) та, которая способна воспринимать новое, передовое) та, которая обусловливает я вещами) та, которая опирается на научный опыт) та, которая полагает вещи в я. Какой тезис Фихте принял за первое совершенно безусловное основоположение своей философской системы) Я полагает не-Я 2) Я полагает Не-Я как ограниченное через Я) Я полагает Я) Я противополагает в Я делимому Я делимое Не-Я 220 Классическая немецкая философия. Благодаря чему или кому, сточки зрения Фихте, появляется Я) благодаря Богу) благодаря воспитанию) благодаря самому себе) благодаря созреванию организма. Который из аспектов философии Шеллинга был разработан им в самый ранний период творчества) натурфилософия) положительная философия) трансцендентальный идеализм) философия тождества. В чем Шеллинг видел недостаток системы Фихте? 1) в абстрактности основоположений) в недостоверности исходного пункта системы) в обособленности системы от практических задач) в представлении, что природа есть только в сознании. Что, по Шеллингу, предшествует акту самосознания Я есмь Я и обусловливает его) возрастное созревание мозга) интеллектуальная интуиция) ничто не предшествует и не обусловливает) трансцендентальная история ЯНа чем, по определению Шеллинга, основан его метод построения системы) на диалектической логике) на законе единства и борьбы противоположностей) на индуктивной логике) на соотнесении объективного Я и философствующего Я. Что у Шеллинга является исходным пунктом философской системы) бесконечный объект) бесконечный субъект) материя) мыслящее Я. Что есть истина, по определению Гегеля? 1)идея 2) предмет, соответствующий представлению) представление, соответствующее предмету) соответствие между предметом и его предметом Вопросы 221 94. Что у Гегеля обозначается термином идея) единство понятия и реальности) какое-либо представление в человеческом сознании 3)понятие 4) представление, которому не соответствует никакое созерцание. Каким основным методом пользовался Гегель при построении своей философской системы) аксиоматическим) гипотетико-дедуктивным 3) диалектическим) индуктивным. Какое понятие является исходным в философской системе Ге- геля) бытие) идея) субстанция) сущность. В каком направлении разворачивается у Гегеля философская система) от абсолютного к относительному) от абстрактного к конкретному) от сложного к простому) от явлений к сущности. Какой процесс представлен Гегелем как движение от состояния в- себе-бытия (возможности) к состоянию для-себя-бытия (действительности) отчуждение) развитие) скачок 4)труд 99. Какой принцип Фейербах положил в основу своей философии) антропологический) атеистический 3)теологический 4) феноменологический. Сточки зрения Фейербаха, сущность Бога есть отчужденная сущ- ность... 1)государства 2) мира 222 Классическая немецкая философия) общественных отношений 4)человека 101. Что предлагает новая философия Л. Фейербаха взамен любви к Богу) любовь к прогрессу) любовь к разуму) любовь к реальности) любовь к человеку. Какое из приведенных выражений принадлежит Фейербаху? 1) человек - канат, натянутый между животными сверхчеловеком) человек человеку бог) человек человеку волк) человек-машина |