Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос3 Ответ: 3) механика

  • Вопрос5 Ответ: 4) чувственный опыт

  • Вопрос Ответ 4) Френсис Бэкон

  • Вопрос7 Ответ: 3) индукция

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница16 из 43
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   43
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 1) Галилео Галилей В XVII в. возникла наука нового типа - экспериментально- математическая. Она обособилась от традиционной философии и теологии, опиравшихся на умозрительные представления и авторитетные мнения. Для смягчения противоречий между старой философией
    (схоластикой) и новой наукой, использовалась концепция двух книг»,
    или двух истин, или двух откровений, согласно которой Бог открывает себя людям двумя способами. Первый - это боговдохновенные тексты, прежде всего Священное писание второй - это природа как творение Бога. Природу нужно изучать иными методами, чем тексты. А именно - путем ее испытания те. наблюдения и эксперимента, и перевода данных на бесстрастный язык математики. Поэтому новая наука называется естествознанием, а ее приверженцы - естествоиспытателями. Для разработки и обоснования методов новой науки образовалась также и новая философия. В истории философии начался новый этап, называемый философией Нового времени. Зачинатель новой науки - Галилео Галилей (1564-1642). Его принципиальное новаторство состоит в том, что вместо умозрительных рассуждений о естественных стремлениях вещей он сделал основой познания природы наблюдение, эксперимент и математические формулировки закономерных связей. Он заложил основы классической механики, сформулировал принцип относительности движения,
    законы инерции, свободного падения тел, открыл при помощи построенного им телескопа горы на Луне, спутники Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Защищал гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Придерживался доктрины двух книг

    168 Философия Нового времени
    Вопрос2
    Ответ: 3) Исаак Ньютон
    А Второй основоположник классической механики - Исаак Ньютон. Он сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения, исследовал оптические явления, разработал дифференциальное и интегральное исчисления.
    Вопрос3
    Ответ: 3) механика
    • Механика первой среди естественнонаучных дисциплин достигла теоретической зрелости и стала образцом науки как таковой. Законы механики используются для расчетов машин, механизмов, строительных сооружений и т. п. Благодаря достижениям науки стал возможен промышленный переворот, начавшийся в Англии в е годы XVIII в.,
    суть которого состоит в переходе от мануфактуры к машинному производству. Он знаменует полную победу капиталистического хозяйствования над феодальным. Конструирование фабричных машин требует знания законов механики. Таким образом, потребности капитализма стимулировали развитие новоевропейской науки, а наука способствовала утверждению капитализма.
    Вопрос4
    Ответ: 4) разработка и обоснование методов научного познания Для новоевропейской науки основная задача состояла в познании свойств природных вещей, чтобы эффективно использовать их. Благодаря знаниями точным расчетам можно получать от вещей наибольшую пользу и сводить к минимуму затраты и потери. Знать нужно именно сами вещи, а не чьи-то авторитетные мнения и предрассудки.
    Однако чем отличается знание от предрассудков На первый взгляд кажется, будто достаточно прибегнуть копыту, чтобы подтвердить подлинные знания и отсеять предрассудки. Однако это не так. Например, миллиарды людей ежедневно видят, что солнце описывает на небе дугу относительно неподвижной земли, но теперь мы знаем, что этот общеизвестный опыт внушает нам представление, несоответствующее действительности. Еще примерна основании повседневного опыта люди обычно думают, будто тяжелая вещь должна падать на землю быстрее,
    чем легкая, однако специальные исследования Галилея показали, что все тела падают с одинаковым ускорением независимо от их массы. Таким образом, просто видеть вещи и иметь опыт обращения сними- это еще не значит иметь действительное знание о них. Нужны специальные процедуры, или методы, для установления истины и разоблачения заблуждений. Разработкой методов познания и занялась философия Ново
    Ответы, пояснения и приложения го времени. Получение знаний о действительных вещах теперь стало делом положительной, позитивной науки (естествознания, а на долю философии осталась задача разработки методов достижения подлинного знания. Передав часть своих функций положительной науке, философия стала заниматься уже не познанием как таковым, а в основном
    теорией познания В философии Нового времени сформировались два принципиальных подхода по вопросу об адекватном методе научного познания эмпиризм и рационализм.
    Вопрос5
    Ответ: 4) чувственный опыт
    А Эмпиризм (от греч. £цяЕ1р(а - опыт, практика, ремесло) - направление в философии Нового времени, утверждающее, что в основе познавательного и других отношений человека к миру лежит чувственный опыт.
    Вопрос Ответ 4) Френсис Бэкон

    Основатель эмпиризма - Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ. В противовес умозрительной схоластической учености он утверждал необходимость опытного познания природы и использования знаний для практических целей. По словам Бэкона, задачей научной деятельности является познание причини скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным. (Бэкон Ф. Соч Вт. Т. 2. - МС. Он придерживался теории двойственной истины, которая позволяет разграничить компетенцию науки и религии. Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. / И. Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше,
    чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, таки умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его. /
    III. Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом. Среди указаний, или признаков, нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий. И вот из всех философий греков и из частных наук, происходящих из этих философий, на протяжении стольких лет едва ли можно привести хотя бы один опыт, который облегчал бы и улучшал положение людей и который действительно

    170 Философия Нового времени
    можно было бы приписать умозрениям и учениям философии. Что в действии наиболее полезно, то ив знании наиболее истинно (Бэ- кон Ф. Соч. Т. 2. - С. 12, 37, 82).
    Вопрос7
    Ответ: 3) индукция
    • «В обычной логике почти вся работа строится вокруг силлогизма. Об индукции же диалектики, кажется, едва ли и подумали серьезно,
    ограничиваясь поверхностным упоминанием о ней, чтобы поспешно перейти к формулам рассуждений. Мы же отбрасываем доказательство посредством силлогизмов, потому что оно действует неупорядоченно и упускает из рук природу. Хотя мы оставляем за силлогизмом и тому подобными знаменитыми и прославленными доказательствами их права в области обыденных искусств и мнений (ибо здесь мы ничего не затрагиваем, однако по отношению к природе вещей мы во всем пользуемся индукцией как для меньших посылок, таки для больших. Индукцию мы считаем той формой доказательства, которая считается сданными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею. Но ив самой форме индукции, ив получаемом через нее суждении мы замышляем великие перемены. Ибо та индукция, о которой говорят диалектики и которая происходит посредством простого перечисления, есть нечто детское, так как дает шаткие заключения, подвержена опасности от противоречащего примера, взирает только на привычное, и не приводит к результату. / Между тем для наук нужна такая форма индукции, которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы. Но если тот обычный способ суждения диалектиков был так хлопотлив и утомлял такие умыто насколько больше придется трудиться при этом другом способе, который извлекается из глубин духа, но также и из недр природы (Бэкон Ф. Т. 1. - С. Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слова слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего,
    спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, тонет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда - в истинной индукции. «CV. Для построения аксиом должна быть придумана иная форма индукции, чем та, которой пользовались до сих пор. Эта форма должна быть применена не только для открытия и испытания того, что называется началами, но даже и к меньшими средними наконец ко всем аксиомам. Индукция, которая совершается путем простого перечисления,
    есть детская вещь она дает шаткие заключения и подвергнута опасности со стороны противоречащих частностей, вынося решения большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов, ипритом только тех, которые имеются налицо. Индукция же, которая будет полезна для открытия и доказательства науки искусств, должна разделять природу
    Ответы, пояснения и приложения посредством должных разграничений и исключений. И затем после достаточного количества отрицательных суждений она должна заключать о положительном. <...> Но чтобы хорошо и правильно строить эту индукцию или доказательство, нужно применить много такого, что до сих пор не приходило на умни одному из смертных, и затратить больше работы, чем до сих пор бьио затрачено на силлогизм. Пользоваться же помощью этой индукции следует не только для открытия аксиом, но и для определения понятий. В указанной индукции и заключена, несомненно, наибольшая надежда (Бэкон Ф. Т. 2. - С. 13-14, 61-62).
    Вопрос8
    Ответ: 1) идолы природы На первой позиции в бэконовском списке идолов - идолы рода. Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении науки будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно. / XXXIX. Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их,
    дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода второй - идолами пещеры третий - идолами площади и четвертый - идолами
    театра. / XL. Построение понятий и аксиом через истинную индукцию есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы. Но и указание идолов весьма полезно. Учение об идолах представляет собой тоже для истолкования природы, что и учение об опровержении софизмов - для общепринятой диалектики. / Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, таки ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. /
    XLII. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книги от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей оттого, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам.
    Так что дух человека, смотря потому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых
    Философия Нового времени
    мирах, а не в большом или общем мире. / XLIII. Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея ввиду порождающее их общение и сотоварищество людей идолами площади Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы.
    Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустыми бесчисленным спорами толкованиям. / XLIV. Существуют,
    наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра ибо мы считаем, что, СКОЛЬКО есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим это не только о философских системах, которые существуют сейчас или существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и составлены во множестве ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. Однако о каждом из этих родов идолов следует более подробно и определенно сказать в отдельности, дабы предостеречь разум человека (Бэкон Ф. Т. 2. - С. 18-20).
    Вопрос9
    Ответ: 4) на пчелу. Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.
    Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей- опыта и рассудка (Бэкон Ф. Т. 2. - С. Вопрос Ответ 4) Фрэнсис Бэкон

    А Неоконченную книгу Новая Атлантида (New Atlantis) Бэкон писал в 1623-1624 гг.
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) росту человеческого могущества
    иумножениюжшненныхблаг
    Томас Гоббс (1588-1679), как и Бэкон, считал, что наука и философия должны служить росту человеческого могущества и умножению жизненных благ. Важнейшее дело философии - познание связей между причинами и их следствиями, благодаря чему мыс пользой для себя можем предвидеть следствия. Все наши знания основаны на ощущениях. Гоббс отверг учение Декарта о врожденных идеях. Идеи производны от чувственных образов. Эти образы не зависят от сознания человека. Они не могут быть ложными. Не ложны и не истинны также имена (слова) которыми люди обозначают свои чувственные представления. Истина имеет место тогда, когда имена в утверждениях соединены так, как соединены в действительности сами вещи, а если связи слов не соответствуют связям вещей, то высказывание ложно. Все мышление представляет собой связывание и разделение, сложение и вычитание имен, те. мышление по сути есть счет. Все явления в мире нужно изучать сточки зрения механики и геометрии, чтобы наши слова имели точный научный смысл. Бесполезно изучать философию природы, - писал Гоббс, - не начав с изучения геометрии (Гоббс Т.
    Соч.: Вт. Т. 1. - МС. Цель, или назначение, философии заключается, таким образом,
    в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предви- димые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ. / Ибо молчаливая радость и душевное торжество от преодоления трудностей или открытия наиболее сокровенной истины не стоят тех огромных усилий, которых требует занятие философией я и не считаю возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого. Знание есть только путь к силе. Теоремы (которые в геометрии являются путем исследования)
    служат только решению проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие или практический успех. / Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза философии,
    особенно физики и геометрии, если наглядно представим себе, как она может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ жизни тех народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен ее благ. Своими величайшими успехами человеческий род обязан технике,
    т. е. искусству измерять тела и их движения, приводить в движение тяжести, воздвигать строения, плавать по морям, производить орудия для всякого употребления, вычислять движения небесных тел, пути звезд, календарь и чертить карту земного шара Какую огромную пользу извлекают люди из этих наук, легче понять, чем сказать. Этими блага
    Философия Нового времени
    ми пользуются не только все европейские народы, но и большинство азиатских и некоторые из африканских народов. Народности Америки,
    однако, равно как и племена, живущие поблизости от обоих полюсов,
    совершенно лишены этих благ. В чем причина этого Разве первые более даровиты, чем последние Разве не обладают все люди одной и той же духовной природой и одними и теми же духовными способностями Что же имеют одни и не имеют другие Только философию!
    Философия, таким образом, является причиной всех этих благ. Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства civilis) можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько потому ущербу, который наносит их незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война гражданская. Последняя приносит с собой убийства, опустошения и всеобщее обнищание. Основной причиной войн является нежелание людей воевать, ибо воля человека всегда стремится к благу или по крайней мере к тому, что кажется благом нельзя объяснить гражданскую войну и непониманием того, насколько вредны ее последствия, ибо кто жене понимает, что смерть и нищета - огромное зло. Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо только очень немногие занимались исследованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение мира, те. исследованием истинных законов гражданского общества. Познание этих законов есть философия морали (Гоббс Т. Т. 1. - С. Вопрос Ответ 1) война всех против всех

    • Авторы других высказываний 2) Никколо Макиавелли, 3) Эразм
    Роттердамский, 4) Лев Троцкий.
    • Выражение Т. Гоббса война всех против всех (bellum omnium contra omnes) характеризует естественное состояние человечества, которое, сего точки зрения, предшествовало созданию - путем общественного договора - искусственного тела, левиафана, те. государства При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
    «Власть суверена в государстве должна быть абсолютной. Таким образом, как доводы разума, таки Священное писание ясно свидетельствуют, намой взгляд, что верховная власть независимо оттого, принадлежит ли она одному человеку, как в монархиях, или собранию людей, как в народных и аристократических государствах, так обширна, как только это можно себе представить. И хотя люди могут воображать, что такая
    Ответы, пояснения и приложения неограниченная власть должна вести ко многим дурным последствиям,
    однако отсутствие таковой власти, а именно беспрестанная война всех против всех, ведет к значительно худшим последствиям. Состояние человека в этой жизни никогда не будет свободно от невзгод, но наибольшие невзгоды, которые имеют место в каком-либо государстве, всегда проистекают из-за неповиновения подданных и из-за нарушения договоров, от которых государства берут свое начало. А если кто-либо, полагая, что верховная власть слишком обширна, пожелает ограничить ее,
    то он должен будет подчиниться власти, могущей ее ограничить, т. е.
    признать над собой большую власть (Гоббс Т. Левиафан, XIII, Вопрос Ответ 2) государство Человеческое искусство (искусство, при помощи которого Бог создал мири управляет им) является подражанием природе как во многих других отношениях, таки в том, что оно умеет делать искусственное животное. Искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State),
    по-латыни - Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерами более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом
    Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу,
    есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, - его занятие советники, внушающие ему все, что необходимо знать,
    представляют собой память справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, и гражданская война - смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых бьши первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или сотворим человека, которое было произнесено Богом при акте творения»
    (Гоббс Т. Левиафан. - Введение).
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   43


    написать администратору сайта