Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
Вопрос4 Ответ: 3) схоластика Вопрос5 Ответ: 4) Финино А Фичино (Ficino) Марсилио, 1433-1499. Учреждение платоновской академии во Флоренции санкционировал в 1459 г. Козимо Медичи, глава Флорентийской республики, испытавший, вероятно, влияние Плетона (Шифона, ГЩвюу, ок. 1355-1452), византийского философа, энтузиаста возрождения античной культуры Идя по намеченному нами пути, а именно по пути растущего отхода от средневековой ортодоксии, в эпоху Ренессанса мы прежде всего наталкиваемся на замечательное явление не только в истории итальянской культуры, но и вообще в истории европейской культуры, которое носит название Флорентийской академии, во главе с неоплатоником Марсилио Фичино. <...> Неоплатонизмом в эпоху Ренессанса пронизаны творения не только Николая Кузанского, но и почти всех представленных выше деятелей этой эпохи. Но нигде имя Платона не превозносится так, как во Флоренции второй половины XV в. Почитание Платона было здесь превращено почтив религиозный культ. Перед его бюстом ставились лампады, и, собственно говоря, он почитался наряду с Христом». Расцвет Флорентийской академии приходится на период гг., те. на предгрозовые годы Италии. Именно в этой Академии меньше всего процветали какой-нибудь академизм и какая 134 Философия эпохи^Вафождения нибудь абстрактная система неоплатонизма. Это не было какое-нибудь официальное учреждение, юридически связанное с государством или с церковью. Это небыли какой-нибудь университет, где читались бы регулярные лекции и где слушатели обучались бы тем или другим науками получали бы на этом основании какие-нибудь ученые или учебные права. Это было вольное общество людей, влюбленных в Платона ив неоплатонизм, собравшихся из разных сословий и профессий, из разных местностей. Эта Академия была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Сюда входили Кристофоро Ландино, комментатор Вергилия, Горация и Данте; Лоренцо Великолепный Пико делла Мирандола, расширивший интеллектуальный горизонт платонической семьи знакомством с восточными источниками Франческо Каттани, Анджело Полициано и др Время протекало здесь в разного рода привольных занятиях, прогулках, пирушках, в чтении, изучении и переводах античных авторов. Сам Фичино перевел всего Платона, всего Плотина, Порфирия, Ямвлиха и Прокла. Он же переводил античную так называемую герметическую литературу и Ареопагатики». «...Марсилио Фичино добился того, что великая языческая философия и современная ему христианская идеология достигли слияния, сохранив каждая свою цельность. Земная красота, по воззрениям флорентийских неоплатоников, не может быть совершенной ввиду рассеяния животворящих лучей божественного блага в подлунном мире. Человек занимает в этой системе исключительное положение. Он разделяет способности своей низшей Души с бессловесными живыми существами он разделяет свой Ум с божественным разумом, ион не разделяет своего рассудка ни с чем во Вселенной его рассудок принадлежит исключительно человеку, это - способность, недостижимая для животных, уступающая чистой интеллигенции Бога и ангелов, но могущая обращаться к ним. Таков смысл определения человека у Фичино как разумной души, причастной божественному уму и использующей тело (In Plat. Alcib. I Epitome). Это определение означает, что человек есть связующее звено между Богом и миром (Theol. Plat, III 2). Человек выходит в высшие сферы, не отвергая низшего мира, и может нисходить в низший мир, не оставляя высшего (Theol. Plat., II 2)...» Вся философия Фичино вращается вокруг идеи любви в которой он объединяет платоновский эрос и христианскую caritas, почти не делая между ними различия. «Амор» - это у Фичино просто другое название духовного кругового тока, исходящего от бога во Вселенную и возвращающегося к богу. Любить - значит занять место в этом мистическом круговращении Философия Фичино не сложилась в самостоятельную школу и не нашла видных продолжателей. Но она оказала огромное влияние на художников и «поэтов-мыслителей» - от Микеланджело до Джордано Бруно, Тассо, Спенсера, Дж. Дойна и даже Шефтсбери». Язычество и христианство сливаются у Фичино в неделимый потоки в человеческом переживании, ив самом бытии Ответы, пояснения и приложения Языческая нагота признается вся целиком. Нов тоже время эта человеческая нагота чрезвычайно одухотворяется и зовет в высшие сферы духа и бытия. Это какой-то, если говорить кратко, вполне светский неоплатонизм...» Согласно Фичино, мы живем в храме всемогущего архитектора каждый должен внутри его круга проводить свой собственный круг, восславляя бога. Человек стоит на вершине творения не потому, что он может постичь его механику и его гармонию, но прежде всего благодаря своему собственному творческому динамизму. Великая божественная игра находит свое повторение в человеческой игре и труде, которые с точностью подражают богу и соединяются с ним. Человека тоже можно определить как вселенского художника. Фичино пишет: «Повсюду человек обращается со всеми материальными вещами мира так, как если бы они находились в его распоряжении стихии, камни, металлы, растения. Он многообразно видоизменяет их форму и их вид, чего не может сделать животное ион не обрабатывает только одну стихию зараз, он использует их все, как должен делать господин всего». «Бог существует, как убежден Фичино. Но этот бог есть разума разум по самой своей природе везде одинаков, даже и человеческий разум есть только отражение божественного разума. Значит, этот всеобщий разум мы должны находить в этих религиях, а все историческое и специфическое в них просто игнорировать. Любопытно, что все такого рода мысли Фичино провозглашал с церковной кафедры. Флорентийский неоплатонизм является меньше всего какой-нибудь теорией. Эти неоплатоники были чрезвычайно ученые люди, много всего знали, знали много языков, очень многое из древних мифологий, Библию, христианство, всю мировую философию и всю мировую литературу. Но дело здесь было вовсе не в теории. Флорентийский неоплатонизм - это прежде всего определенного типа жизнь, какое-то своеобразное братство людей, у которых было общее все, включая мелочи жизни, включая все занятия и решительно всю обстановку жизни. Флорентийский неоплатонизм был необычайно человечен, он отличался сердечностью, интимностью, оправдывая и обосновывая собою как раз эти легкие, большей частью лирические, но никогда не приторные, глубочайше дружественные и почти, можно сказать, романтические людские отношения». «...Марсилио Фичино не меньше, чем Николай Кузанский, является провозвестником и даже первым представителем именно Высокого Ренессанса (Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. См. гл. Платоновская академия во Флоренции»). Вопрос Ответ 4) возможность бессмерпшядушинедоказуема О Вопрос о бессмертии души, как и вопрос о вечности мира, есть проблема, не допускающая однозначного суждения. Ибо мне представляется, что никакие естественные доводы не могут быть приведе- Философия эпохи Возрождения ны для доказательства бессмертия души и еще менее для доказательства ее смертности Окончательный ответ принадлежит одному Богу Но все жене кажется мне приличными полезным, чтобы человек оставался в неуверенности по столь важной проблеме. Ведь если он в этом будет сомневаться, то и поступки его будут лишены уверенности и цели, поскольку, не ведая своей цели, он неизбежно не будет знать путей ее достижения. Ведь если душа бессмертна, должно презирать земные блага и стремиться к вечным если же она смертна, то следует поступать противоположным образом. Если какие-либо доводы как будто бы доказывают смертность души, - они ложны и призрачны... А если какие-либо доводы как будто бы доказывают ее бессмертие, то они верны и светлы, ноне суть свети истина. Всякое искусство должно пользоваться подходящими и присущими ему способами действия, иначе оно впадает в заблуждения. Но бессмертие души есть догмат веры, как явствует из Апостольского Символа и из «Символа Афанасия»; следовательно, оно должно доказываться средствами, присущими вере. Средство жена которое опирается вера, есть откровение и каноническое писание. / Следовательно, бессмертие души истинно и собственно может быть доказано только верой. Все прочие доводы чужеродны и опираются на средство, не доказывающее того, что они стремятся доказать. Неудивительно поэтому, что философы спорят между собой о бессмертии души, раз они опираются на доводы, ложные и чуждые тому выводу, которому они служат. А все последователи Христа согласны между собой, поскольку пользуются доводами неколебимыми и свойственными предмету, и все это может быть истолковано только однозначно. Так что следует вне сомнений считать, что душа бессмертна, и не следует идти тем путем, по которому пошли мудрецы сего века, каковые, именуя себя мудрыми, оказались глупцами. Ибо всякий, кто движется этим путем, я полагаю, всегда будет пребывать в неуверенности и смятении. Ноте, что движутся по пути верующих, пребывают тверды и непоколебимы, о чем свидетельствует их презрение к богатствам, почестям, наслаждениями ко всему мирскому и, наконец, мученический венец, к которому они страстно стремятся, а достигнув, с величайшей радостью приемлют (Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души, О причинах естественных явлений. - МС. 119-123). Вопрос7 Ответ: 2) Помпошщци А Пьетро Помпонацци (Pomponazzi, 1462-1525) - крупнейший представитель ренессансного аристотелизма. Испытал влияние латинского аверроизма. Помпонацци признавал учение о двух истинах. Важнейшее его произведение - трактат О бессмертии души», в котором утверждается, что бессмертие души невозможно доказать Ответы, пояснения и приложения 137 Вопрос8 Ответ: 1) понятие бесконечности Ш Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus, Николай Кребс, Krebs, 1401-1464) - крупнейший мыслитель эпохи Возрождения. От схоластики он перенял стремление к строгой логичности своих построений. Однако в рассуждениях он исходил не из сакральных догматов, а из понятия бесконечности, которую называл абсолютным максимумом и Богом. В философии Николая Кузанского принципиальную роль играет различение актуальной и потенциальной бесконечности. Можно представить множество вещей или чисел, которое всегда может быть увеличено прибавлением новых единица процесс прибавления никогда не завершается. Такое бесконечно расширяемое множество называют потетциалъной бесконечностью. Но это - не подлинная бесконечность: такое множество состоит из очень большого, все время растущего, но все же конечного в любой данный момент числа единиц. Подлинная бесконечность, называемая актуальной есть сразу вся. Ее нельзя ни увеличить путем прибавления (°° + пни уменьшить вычитанием (°о - п = °°). Она не зависит ни от каких конечных множеств. Наоборот, любые множества могут существовать только в ней. Сама же она всегда одна, единая, единица, не возникающая и неисчезающая. Поскольку она не может быть увеличена, она есть абсолютный максимум; поскольку ее нельзя уменьшить, она есть в тоже время абсолютный минимум. Таким образом, в ней тождественны крайние противоположности. Совпадение противоположностей Николай демонстрировал на примерах с геометрическими фигурами треугольник, растянутый за одну из вершин в бесконечность, становится неотличимым от линии окружность, расширенная до бесконечности, превращается впрямую линию. Я утверждаю, - писал Николай, - что если бы существовала бесконечная линия, она была бы прямой, она была бы треугольником, она была бы кругом, иона была бы шаром равным образом, если бы существовал бесконечный шар, он был бы кругом, треугольником и линией и тоже самое надо говорить о бесконечном треугольнике и бесконечном круге (Об ученом незнании, 135). В бесконечности совпадают все противоположности, в ней есть все, что только может быть. Она - вечное начало всему сущему. Такая бесконечность, или абсолютный максимум, или просто максимум, по выражению Николая Кузанского, есть то, что называют словом «Бог». • «Собираясь говорить о высшем (maxima) искусстве незнания, я обязательно должен разобрать природу самой по себе максимальности. Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если такое единство универсальными абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью, то ему ничего и не противоположно по 138 Философия эпохи Возрождения его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все в нем все, поскольку он максимума поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем в качестве абсолюта он есть актуально всевозможное бытие и не определяется ничем вещественным, тогда как от него - все. Этот максимум, в котором, несомненно, и видит Бога вера всех народов, я постараюсь. исследовать как превышающую человеческий разум непостижимость Абсолютный максимум есть бесконечность, которой ничто не противостоит и с которой совпадает минимум». «...Множества вещей, происходящие от бесконечного единства, обязательно предполагают его в качестве необходимого начала своего существования. И в самом деле, как бы они существовали без бытия А. абсолютное единство есть бытие У конечного и определенного обязательно есть начало и предел, и, поскольку нельзя сказать, что они больше данной вещи, - это значило бы, что они сами конечны, причем пришлось бы постоянно восходить так в бесконечной прогрессии, потому что через превышения и превышаемые к актуальной бесконечности прийти нельзя, иначе природа максимума оказалась бы тоже конечной, - то началом и концом всего конечного с необходимостью оказывается актуальный максимум И еще. Ничто не могло бы существовать без максимума просто. В самом деле, поскольку всякий не-максимум конечен, он имеет и начало, причем начало обязательно от чего-то иного, иначе, имей он начало от самого себя, он существовал бы, когда его еще не было. Но путем причини следствий прийти к бесконечности невозможно. Следовательно, должен существовать максимум просто, без которого ничего не может быть. Существование единого максимума - высшая истина (Николай Кузанский. Об ученом незнании, 15,12,14,15,17). Вопрос9 Ответ: 3) бесконечность есть бесконечно расширяемое множество См. пояснение к предыдущему ответу. • «Хоть при числовом восхождении мы и приходим актуально к максимуму из-за конечности конкретного числа, однако к такому максимуму, больше которого ничего не может быть, прийти нельзя, ведь это будет уже бесконечное число числовое восхождение поэтому актуально конечно, и любое число в нем несет возможность другого (Николай Кузанский. Об ученом незнании, Вопрос Ответ 4) бесконечность постигается через ее непостижимость • «...Все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего) сравнивания с чем-то уже знакомым Всякое Ответы, пояснения и приложения разыскание состоит в более или менее трудном сравнивающем соразмерении. По этой причине бесконечное, как таковое, ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным. Поскольку максимум просто, больше которого абсолютно ничего не может быть, как бесконечная истина превышает всякую способность нашего понимания, мы постигаем его только через его непостижимость. Не принадлежа по природе к вещам, допускающим превышение и превышаемое, он выше всего, что мы способны себе представить все воспринимаемые чувством, рассудком или разумом вещи так отличаются от него и друг от друга, что между ними никогда нет точного равенства, и тем самым максимальное равенство, ни для чего не иное и ни отчего не отличное, превосходит всякое понимание (Николай Кузанский. Об ученом незнании, I Вопрос Ответ 4) ученым незнанием А Латинское docta ignorantia - ученое незнание. • «...Последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании...» «Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание. Корень знающего незнания - в понимании неуловимости точной истины. Об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима Суть) вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине. И только человеку, который хочет в умудренном незнании допытаться от них, что они суть, как и для чего существуют, все вещи отвечают "От себя мы ничто, и от себя не можем тебе ничего же и ответить, потому что даже сами себя не понимаем и лишь тот один, чьей мыслью мы суть то, чего он в нас хочет, повелевает нами и знает нас. Мы все немые, только он говорит во всех настолько Создатель наш знает, что мы суть, как и для чего. Если хочешь что-то узнать о нас, спрашивай у нашего Основания и нашей Причины, не у нас там найдешь все, ища одного. Даты и самого себя не можешь найти иначе как в нем (Николай Кузанский. Об ученом незнании, 14,8,10; Вопрос Ответ) отрицательную Бесконечность не может быть буквально выражена никакими конечными образами и понятиями, которыми пользуется человеческий рассудок. Она понимается интуитивно, или мистически. Бесконечное. ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным. По Философия эпохи Возрождения словам Николая Кузанского, максимум как бесконечная истина превышает всякую способность нашего понимания, мы постигаем его только через его непостижимость. О нем ничего нельзя утверждать с достоверностью, кроме одного он непостижим. А это значит также, что ни об одной другой вещи мы не можем иметь совершенного знания, поскольку истина всякой вещи коренится в непостижимом максимуме. Знание о том, что точная истина непостижима, Николай называл ученым незнанием». Человек, незнающий о своем незнании, не обладает ученостью. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подступим к истине. Николай, таким образом, развивал «отрицательную», или апофатинескую теологию в противоположность «утвердительной», катафатической, приписывающей Богу некоторые определения. А Апофатическая теология (от гого<р(тк6<; - отрицательный) - богословское учение, признающее принципиальную непознаваемость Бога. Противоположное направление - катафатическая теология (от катафйпкб^ - утверждающий, утвердительный, допускающая возможность некоторого знания о Боге по результатам его творения идей- ствия, оказываемого на мир. • «Святое незнание научило нас, что Бог несказанен и таков потому, что бесконечно выше всего именуемого. Ввиду бесспорной истинности этого мы ближе к истине, когда высказываемся о Боге через отстранения и отрицания, подобно великому Дионисию, утверждавшему, что Бог не есть ни истина, ни умни свет, ни вообще чтобы тони было выражаемое в словах рабби Саломон и все мудрые мужи следуют ему. По отрицательной теологии, Бог не есть ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух, он только бесконечность, бесконечность же как таковая и не порождает, и не порождаема, и не имеет исхождений» (Николай Кузанский. Об ученом незнании, Вопрос Ответ 3) математические Ш Хотя бесконечность непостижима, мы все же пользуемся символами и сравнениями, говоря о Боге. Наиболее подходящими для этого являются математические символы и понятия, так как они, в отличие от чувственных вещей, наименее текучи и неопределенны. При помощи логических и математических понятий Николаю Кузанскому удалось даже рационально истолковать христианские положения о троичности божества и о божественном творении (см Об ученом незнании, гл. 7) - то, что Фома Аквинский считал рационально непостижимым. • «Поскольку разыскание ведется все-таки исходя из подобий, нужно, чтобы в том образе, отталкиваясь от которого мы переносимся к неизвестному, не было по крайней мере ничего двусмысленного ведь путь к неизвестному может идти только через заранее и несомненно известное. Но все чувственное пребывает в какой-то постоянной шат- Ответы, пояснения и приложения кости ввиду изобилия в нем материальной возможности. Самыми надежными и самыми для нас несомненными оказываются поэтому сущности более абстрактные, в которых мы отвлекаемся от чувственных вещей, - сущности, которые и не совсем лишены материальных опор, без чего их было бы нельзя вообразить, и не совсем подвержены текучей возможности. / Таковы математические предметы. Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе сними, что если приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности (Николай Кузанский. Об ученом незнании, Вопрос Ответ 2) в каждой части мира идеально представлены все другие и все целое • Много споров вызвала формула Николая Кузанского все - во всем (подобные тезисы формулировали ранее Анаксагор, Прокл, Дионисий Ареопагит). Это значит также Бог - в вещах, а вещи - в Боге. По словам самого Кузанца, Бог. существуя в единой Вселенной. через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной - в Боге (Об ученом незнании, II116). По этим словам можно думать, будто их автор отождествляет Бога с природой и, значит, он - пантеист. Однако это не так. Все во всем присутствует непрямо, а опосредованно. Так, например, в глазе присутствуют и рука, и нога, и все органы единого тела, но невещественно, а идеально глаз как орган является представителем всего организма в том числе и руки, и ноги, и прочего. В этом смысле в нем представлено все, как ион представлен во всем, а без этого единого организма не было бы ни глаза как такового, ни руки, ни ноги. Подобным же образом связаны между собой Бог (абсолютный максимум, Вселенная (конкретный максимум) и множество вещей, все сущее. Единое присутствует во всем множестве ив каждой мельчайшей частице оно существует посредством этого множества. Но это не значит, что единое тождественно с множеством единое не складывается из множества, но содержит его в себе - подобно тому, как актуальная бесконечность не тождественна с потенциальной и не образуется нескончаемым расширением конечного множества. Итак, Николай Кузан- ский не отождествлял Бога со Вселенной и всем множеством вещей, и подозревать его в пантеизме можно только при огрубленной трактовке его философии. Из сказанного понятно также, что всякое существо, всякая малая частица уникальна и необходима. Бог существует посредством всех вещей и существ, творя их как органы своего существования. Это, разумеется, относится и ко всякому человеку. Таким образом, философия Николая Кузанского утверждает ценность не только божественного бытия, но и природы, и человека, и всякой малости в этом мире Философия эпохи Возрождения ф Как абстрактное существует в конкретном, так абсолютный максимум мы видим прежде всего в определившемся максимуме, так что во всех частных вещах он пребывает уже в порядке следствия, абсолютным образом пребывая в том, что конкретно определенным образом есть все. Бог - абсолютная чтойность мира, или Вселенной Вселенная - та же чтойность как конкретно определившаяся. Конкретность означает определенность во что-либо, скажем, в то, чтобы быть тем или этим. Бог, который един, пребывает в единой Вселенной Вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог, простейшее единство, существуя в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной - в Боге». Если внимательно рассмотришь сказанное, тебе будет нетрудно увидеть истину анаксагоровского каждое - в каждом, может быть, глубже самого Анаксагора. Если, как ясно из первой книги, Бог во всем так, что все - в нема теперь выяснилось, что Бог во всем как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, все - во всеми каждое - в каждом. / В самом деле, Вселенная как бы природным порядком, будучи совершеннейшей полнотой, заранее всегда уже предшествует всему, так что каждое оказывается в каждом в каждом творении Вселенная пребывает в качестве этого творения итак каждое вбирает все вещи, становящиеся в нем конкретно им самим не имея возможности из-за своей конкретной определенности быть актуально всем, каждое конкретизует собой все, определяя все в себя самого. Соответственно, если все - во всем, то все явно предшествует каждому. Это все не есть множество, ведь множество не предшествует каждому, поэтому все предшествует каждому в природном порядке без множественности не множество вещей актуально присутствует в каждом, а вселенское все без множественности есть само это каждое. / Опять-таки Вселенная существует только в конкретной определенности вещей и всякая актуально существующая вещь конкретно определяет собой вселенское все так, что оно становится актуально ею самой. В свою очередь все актуально существующее пребывает в Боге, поскольку он есть актуальность всех вещей. Но акт есть завершение и конечная цель потенции. Значит, если Вселенная конкретизуется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает ив каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге в качестве [конкре- тизуемой ею Вселенной. Поэтому сказать, что каждое - в каждом, значит тоже самое, что Бог через все - во всеми все через все - в Боге. Тонкий ум ясно схватывает эти глубочайшие истины что Бог вне различий пребывает во всем, поскольку каждое в каждом, и все в Боге, поскольку все во всем. Но поскольку Вселенная пребывает в каждом так, что каждое - в ней, то она есть в каждом конкретно то самое, чем оно конкретно является, а каждое во Вселенной есть сама Вселенная, хотя Вселенная в каждом пребывает различно и каждое во Вселенной - тоже раз Ответы, пояснения и приложения лично. Каждое пребывает в каждом не в своей актуальности Единство всех вещей, или Вселенная, пребывает в их множестве, и, наоборот, их множество - в ее единстве. / Вглядись внимательнее и увидишь, что каждая актуально существующая вещь успокаивается благодаря тому, что все вещи суть в ней она сама, а она сама в Боге - Бог. Вот чудесное единство вещей, их удивительное равенство и чудодейственная связь, благодаря которым все пребывает во всем Здесь, как ты понимаешь, коренится и разнообразие и связь вещей. Поскольку каждая вещь не смогла быть актуально всем, иначе она стала бы Богом, так что все пребывает в каждом по мере возможности соответственно сути каждого, и поскольку каждое не могло во всем уподобиться другому, как изложено выше, то все расположилось на разных ступенях и все вещи суть то, что они суть, потому что не смогли быть другими и лучшими скажем, то бытие, которое не смогло быть сразу бессмертным, стало бессмертным во временной последовательности. Поэтому все успокаивается в каждом, ведь одна ступень не смогла бы существовать без другой, как в теле каждый член способствует каждому другому и все удовлетворяются всеми хотя глаз не может быть рукой, ногой и всем остальным актуально, он доволен тем, что он глаза нога - тем, что нога, и все члены взаимно способствуют друг другу, чтобы каждый наилучшим возможным для него образом был тем, что он есть. И ни рука, ни нога не пребывает в глазе в качестве руки или ноги, нов глазе они - глаз постольку, поскольку сам глаз - непосредственно в человеке, и точно также все члены - в ноге, поскольку нога - непосредственно в человеке каждый член через каждый другой непосредственно пребывает в человеке, а человек, то есть целое, через каждый член пребывает в каждом члене. Так [вселенское] целое через каждую из своих частей пребывает в каждой. / Если человечество будешь рассматривать в виде некоего абсолютного бытия, ни с чем не смешивающегося и ни во что не конкретизуемого, и рассмотришь человека, в котором это абсолютное человечество пребывает абсолютным образом и от которого происходит конкретное человечество отдельного человека, то абсолютное человечество будет как бы подобием Бога, а конкретное - подобием Вселенной. Как то абсолютное человечество пребывает в человеке изначально, или первично, и, значит, в порядке следствия пребывает ив каждом члене ив каждой части, так конкретное человечество есть в глазе - глаз, в сердце - сердце итак далее, благодаря чему в каждом члене пребывает каждый другой. Здесь найдем подобие Бога в его отношении к миру (Николай Кузанский. Об ученом незнании, II Вопрос Ответу вселенной нет центра и периферии Понятие бесконечности предполагает, что у нее не может быть ни центра, ни периферии. Отсюда Николай Кузанский сделал важные 144 Философия эпохи Возрождения выводы относительно устройства Вселенной Раз Земляне может быть центром, она не может быть совершенно неподвижной, а обязательно движется. И как Земляне центр мира, так сфера неподвижных звезд не есть его окружность Кроме того, в небе нет неподвижных и фиксированных полюсов Ни Солнце, ни Луна, ни Земля, никакая бы тони было сфера не может описывать в движении истинный круг, хотя бы нами казалось иначе (Об ученом незнании, Словом, возьми эти разные картины воображения в свернутом единстве, чтобы центр был зенитом и наоборот, - и умозрением, которому так помогает ученое незнание, ты увидишь, что мир, его движение и его фигуру постичь невозможно, потому что он оказывается как бы колесом в колесе и сферой в сфере, нигде не имея ни центра, ни окружности, как сказано. Нам уже ясно, что наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна В связи с этим, поскольку каждому, будь он на Земле, на Солнце или на другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется, он обязательно будет каждый раз устанавливать себе разные полюса, одни - находясь на Солнце, другие - находясь на Земле, третьи - на Луне, на Марсе итак далее. Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде. Кроме того, наша Земляне шарообразна, как некоторые говорили, хотя тяготеет к шарообразности. Дело в том, что Земля в своих частях конкретизует фигуру мира и его движения но самая совершенная и всеобъемлющая конкретизация бесконечной линии есть круг. так что более совершенное движение круговое, а более совершенная из телесных фигур - сферическая. <...> Одно движение при этом кругообразнее и совершеннее другого, итак же различаются между собой фигуры. Итак, фигура Земли благородна, то есть шаровидна, и ее движение кругообразно, но могло бы быть еще совершеннее. Поистине, Бог благословенный сотворил все так, что каждая вещь, стремясь сохранить свое бытие, словно некий божественный дар, делает это в общении с другими. Служа только для хождения, нога служит не только себе, но и глазу, и руками телу, и всему человеку тоже самое - глаз и остальные части. Таки части мира. Недаром Платон назвал мир живым существом и многое из сказанного нами станет тебе ясным, если душой мира - только не погруженной в мирты помыслишь Бога». «В отношении других звездных областей мы равным образом подозреваем, что ни одна из них не лишена обитателей, и у единой Вселенной, по-видимому, столько отдельных мировых частей, сколько звезд, которым нет числа (Николай Кузанский. Об ученом незнании, II 161-164, 166, 172). Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 4) он занимал высокие посты в католической иерархии • Учение Николая Кузанского, появившееся вначале эпохи Возрождения, повлияло на последующую ренессансную мысль. На него опирались Николай Коперник и Джордано Бруно Однако эти последователи не превзошли своего предшественника, по глубине, логичности и радикальности идей. Тем не менее, книгу Коперника церковь объявила запрещенной, Джордано Бруно приговорила к сожжению заживо, тогда как Николай Кузанский успешно двигался по службе, был кардиналом, епископом, ближайшим советником папы римского. Почему Философия Кузанца - сложная, утонченная, диалектичная, недоступная для суда профанов, тогда как астрономическая модель Коперника сравнительно проста, наглядна и понятна даже ребенку. О ней можно судить сточки зрения обывательского здравого смысла. Но именно поэтому она оказалась способной произвести переворот в сознании многих людей. |