Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 1) всегда един в трех лицах

  • Вопрос Ответ 2) люди, живущие любовью к Богу

  • Вопрос Ответ 4) он сохраняет земной град и ведет его к небесной цели

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница11 из 43
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   43
    Символ веры (употребляемый ныне в Православной Церкви ста
    пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского (Никео-Цареградский символ веры)
    Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всеми невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не со- творенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем
    Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца и паки грядущего со славою судитюкивым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Ив Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего
    Ответы, пояснения и приложения пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
    Афанасьевский символ веры (Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую
    [кафолическую] христианскую веру. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обреченна вечную погибель. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества - Отец,
    другая - Сын, третья же - Дух Святой. Но Божество - Отец,
    Сын и Святой Дух - едино, слава всех Ипостасей] одинакова, величие всех Ипостасей] вечно. Каков Отец, таков же и Сын и таков же
    Дух Святой. Отец не сотворен, Сын не сотворен и Дух не сотворен.
    Отец непостижим, Сын непостижим и Святой Дух не постижим.
    Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным Божеством. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотво- ренный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ,
    Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. Но все жене трое Всемогущих,
    но один Всемогущий. Также Отец есть Бог, Сын есть Боги Святой
    Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
    Точно также, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть
    Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, таки всеобщая кафолическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
    Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.
    Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит от Них. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сына не три Сына, один Святой Духане три
    Святых Духа. Ив этом Триединстве никто не является ни первым,
    ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. Итак во всем,
    как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
    Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков и Человеком,
    от естества матери Своей рожденным в должное время. Совершенным
    Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным
    Философия Средневековья
    Отцу по Своей человеческой сущности. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
    Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.
    Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек,
    так же Боги Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда
    Он придет судить живых и мертвых. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло - будут посланы в вечный огонь. Это - всеобща^ кафолическая вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.
    Вопрос Ответ 1) всегда един в трех лицах
    См. пояснение и приложения к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ) человек -венец творения и владыка земли И сказал Бог. сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею,
    и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Боги сказал им Бог. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владыче- ствуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог. вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя вам сие будет в пищу а всем зверям земными всем птицам небесными всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт. 1, Вопрос Ответ 4) Тертуллиан

    А Тертуллиан Квинт Септимий Флорент (Tertullianus Quintus
    Septimius Florens, ок. 160 - после 220 г, подчеркивал принципиальное различие между живой библейской верой и абстрактной греческой философией. Рассудок неспособен обосновать принципы, утверждаемые верой, поэтому веру нельзя подменить философией. Вера прево-
    Ответы, пояснения и приложения сходит пределы рассудка. Знаменитое изречение Тертуллиана достоверно, ибо нелепо (credidile est qwia ineptum) широко известно виска- женной передаче верую, ибо абсурдно (credo, qwia absurdum). Тер- туллиан сформулировал принцип триединства Бога, ввел понятие
    «лиц» (ипостасей) христианской Троицы.
    • «...И умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо и, погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно (Тер- туллиан. О плоти Христа, 5).
    Вопрос8
    Ответ: 3) создан Богом из ничего Вот земля и небо они кричат о том, что они созданы ибо они меняются и облик их различен. В том же, что не сотворено и, однако,
    существует, в том нет ничего, чего не было раньше, тенет изменения и различия. Кричат они также, что не сами они себя создали мы существуем потому, что мы созданы нас ведь не было, пока мы не появились;
    и мы не могли возникнуть сами собой. И самой очевидностью подтвержден этот голос. Итак, Господи, Ты создал их Ты прекрасен, - и они прекрасны Ты добр, - и они добры Ты - Сущий, - и они существуют. Они не так прекрасны, не так добры и не так существуют, как Ты, их Творец. По сравнению с Тобой они не прекрасны, недобры и их не существует. Мы знаем это и благодарим за это Тебя;
    наше знание, по сравнению с Твоим знанием, невежество. Как же создал Ты небо и землю, каким орудием пользовался в такой великой работе Ты ведь действовал не так, как мастер, делающий одну вещь с помощью другой. Душа его может по собственному усмотрению придать ей тот вид, который она созерцает в себе самой внутренним оком.
    А почему может Только потому, что Ты создал ее. Иона придает вид веществу, уже существующему в каком-то виде, например земле, камню, дереву, золоту и тому подобному, а если бы Тыне образовал всего этого, откуда бы оно появилось Мастеру тело дал Ты душу, распоряжающуюся членами его тела, - Ты вещество для его работы - Ты;
    талант, с помощью которого он усвоил свое искусство и видит внутренним зрением то, что делают его руки, - Ты телесное чувство,
    которое объясняет и передает веществу требование его души и извещает ее о том, что сделано, - Ты пусть она посоветуется с истиной,
    которая в ней живет и ею руководит, хороша ли работа. И все это хвалит Тебя, Создателя всего. Но как Ты это делаешь Каким образом.
    Боже, создал Ты землю и небо Не на небе же, конечно, и не на земле создавал Ты небо и землю, не в воздухе и не на водах они ведь связаны с небом и с землей. И не во вселенной создал Ты вселенную ибо не было ей, где возникнуть, до того, как возникло, где ей быть. И ничего не держал Ты в руке Своей, иэ чего мог бы сделать небо и землю. И откуда могло быть у Тебя вещество, которого Тыне сделал раньше, чтобы по
    Философия Средневековья
    том сделать из него что-то? Все, что есть, есть только потому, что Ты есть. Итак, Ты сказали явилось и создал Ты это словом Твоим (Ав- густин Аврелий. Исповедь, кн. 11, IV 6, V Но почему же Богу вечному пришла в данное время мысль сотворить небо и землю, которых Он прежде не творил Если говорящие так желают представить мир вечным, без всякого начала, и не сотворенным от Богато они далеко уклонились от истины и безумствуют в смертной болезни нечестия. Ибо, помимо пророческих слов, сам мир некоторым образом молчаливо, своею, в высшей степени стройною подвижностью и изменяемостью и прекраснейшим видом всего видимого,
    вещает как о том, что он сотворен, таки о том, что мог быть сотворенным,
    только не изреченно и невидимо великими неизреченно и невидимо прекрасным Богом (Августин Аврелий. О Граде Божием, 11, IV).
    Вопрос9
    Ответ: 3) Священное писание Вера моя была иногда крепче, иногда слабее, но всегда верил я ив то, что Ты есть, ив то, что Ты заботишься о нас, хотя и не знал,
    что следует думать о субстанции Твоей, и не знал, какой путь ведет или приводит к Тебе. Не имея ясного разума, бессильные найти истину, мы нуждаемся в авторитете Священного Писания я стал верить,
    что Тыне придал бы этому Писанию такого повсеместного исключительного значения, если бы не желал, чтобы сего помощью приходили к вере в Тебя и сего помощью искали Тебя. Услышав правдоподобные объяснения многих мест в этих книгах, я понял, что под нелепостью,
    так часто меня в них оскорблявшей, кроется глубокий и таинственный смысл. Писание начало казаться мне тем более достойным уважения и благоговейной веры, что оно всем было открыто, ив тоже время хранило достоинство своей тайны для ума более глубокого по своему общедоступному словарю и совсем простому языку оно было Книгой для всех и заставляло напряженно думать тех, кто не легкомыслен сердцем оно раскрывало объятия всеми через узкие ходы препровождало к Тебе немногих, - их впрочем горазда больше, чем было бы, не вознеси Писание на такую высоту свой авторитет, не прими оно такие толпы людей в свое святое смиренное лоно. Кто, как не Ты,
    Боже наш, создал над нами твердь авторитета Твоего - Твое божественное Писание Небо свернется, как свиток, а теперь оно, как кожа, простерто над нами. Авторитет Твоего божественного Писания стал еще выше с тех пор, как умерли этой смертью те смертные, через которых Ты нам его дал. И Ты, Господи, знаешь, каким образом одел
    Ты людей кожами, когда, согрешив, стали они смертны. И тогда, как кожу, простер Ты твердь Книги Твоей, слова Твои, всегда с собой согласные, которые утвердил Ты над нами, действуя через смертных слуг Твоих. Голоса вестников Твоих носились над землей под твер-
    Ответы, пояснения и приложения 109
    дью Книги Твоей, защищавшей авторитетом полет их, куда бы они ни направлялись. Духовные же люди, руководят ли они, повинуются ли руководителям, судят духовно. Не о духовных истинах, сияющих
    «в тверди, - они столь авторитетны, что о них судить не положено- не об этой книге Твоей, хотя и есть в ней места темные мы подчиняем ей свой ум и уверены, что и то, что закрыто от глаз наших,
    сказано правильно и правдиво (Августин Аврелий. Исповедь, 6 V 8,
    13 XV 16, 13 XX 26, 13 XXIII Никто не сомневается, что учиться нас побуждает двойная сила:
    сила авторитета и сила разума Но для меня решено одно что я никогда не уклонюсь от авторитета Христова, ибо не нахожу более сильного.
    Что же касается исследований чистого разума, то я уже так настроен,
    что если бы особенно сильно пожелал уразуметь что-либо истинное не только верой, но и пониманием, убежден, что найду это у платоников между тем, что не противоречит нашей религии (Августин Аврелий.
    Против академиков, Он, говоривший, насколько считал достаточным, сначала через пророков, потом сам лично, после же чрез апостолов, произвел также и
    Писание, называемое каноническими обладающее превосходнейшим авторитетом. Этому Писанию мы доверяем в тех вещах, незнание которых вредно, но и знания которых мы не в состоянии достигнуть сами.
    Ибо если на основании собственного свидетельства может быть познано нами то, что не удалено от наших чувств, внутренних или даже внешних, и что поэтому называется подлежащим чувствам (praesenfia)
    в том смысле, как называется подлежащим зрению то, что находится пред глазами тов отношении того, что удалено от наших чувств, поколику мы не можем знать его при помощи собственного свидетельства, мы непременно требуем постороннего свидетельства, и верим тем, относительно которых не сомневаемся, что оно не удалено или не было удалено от их чувств. Итак, как относительно предметов видимых, которых мы невидим сами, мы доверяем видевшим их, и также точно поступаем ив отношении остальных вещей, подлежащих тому или иному телесному чувству, таки в отношении того, что чувствуется душою или умом
    (ибо и это совершенно справедливо называется чувством - откуда происходит и само слово sententia), те. в отношении тех невидимых вещей, которые удалены от нашего внутреннего чувства, мы должны верить тем, которые познали поставленные в оном бестелесном свете и созерцают в нем пребывающее (Августин Аврелий. О Граде
    Божием, кн. 11, гл. Вопрос Ответ 1) Августин Аврелий

    А Трактат Ограде Божием» (De civitate Dei) написан в 413-
    426 гг. под впечатлением от захвата Рима вестготами в 410 г
    Философия Средневековья
    Вопрос Ответ 2) люди, живущие любовью к Богу
    • «Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а неслучайно производимыми впечатлениями на человеческие души, покорило себе всякого рода умы человеческие. В этом Писании говорится Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86,
    9). Ив другом псалме читается Велий Господь, и хвален зело во граде
    Бога нашего, в горесвятой его, благопокоренным радованием всея земли В том же псалме немного ниже Якоже слыша хом, тако и видехом
    во граде Господа сил, во граде Бога нашего Бог основа ив век (Пс. 47,
    2, 3, 9). И еще вином псалме Речная устремления веселят град Божий освят и несть селение свое Вышний Бог посреди его и не подви-

    жется (Пс. 45, 5, 6). Из этих и других того же рода свидетельств,
    которые все приводить было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих Богов этому Основателю Града
    Святого, не ведая, что Он есть Бог богов, - богов не ложных, т. е.
    нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные самодержавства и от обольщенных подда- ных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих более удовольствия в том, чтобы себя самих подчинить одному
    Богу, чем многих себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми за Бога. Итак, два града созданы двумя родами любви, - земной любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный любовью к
    Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава Бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу Слава моя, и
    возносяй главу мою (Пс. III, 4). Над тем господствует похоть господ- ствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами в этом по любви слузкат взаимно друг другу и предстоятели,
    руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу Возлюблю тя, Господи, крепосте моя (Пс. XVII, 2). Поэтому в том граде мудрые его,
    живя по человеку, добивались благ тела или души своей, или того и другой вместе, а которые могли познать Бога, те Его не яко Бога про-

    славиша или благо дариша, но о суетишася цо мышлениями своими, и
    омрачися неразумное их сердце глаголющеся быти мудрите. превозносясь под влиянием гордости своею мудростию, объюродеша, и из-
    мениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и
    Ответы, пояснения и приложения птиц, и четверо ноги гад ибо в почитании идолов этого были или вождями народов, или последователями и почтишаи послужиша твари
    паче Творца, иже есть благословен вовеки (Рим. I, 21-25). В Граде же этом нет человеческой мудрости, кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, нелюдей только, но и ангелов, той награды да будет Бог всяческая во всех (1 Кор.,
    XV, 28)» (Августин Аврелий. О Граде Божием, кн. 11, гл. II; кн. гл. См. также приложение к следующему ответу.
    Вопрос Ответ 4) он сохраняет земной град и ведет его к небесной цели

    • «Но дом людей, не живущих верою, домогается от вещей и выгод временной жизни мира земного. Дом же людей верою живущих ожидает того, что обещано в будущем, как вечное, а вещами земными и временными пользуется, как странствующий, не для того, чтобы увлекаться ими и забывать свои стремления к богу, а для того, чтобы находить в них поддержку для более легкого перенесения тягостей тленного тела, которое обременяет душу (Прем. IX, 15). Таким образом и те и другие люди, и тот и другой дом, одинаково пользуются вещами, необходимыми для этой смертной жизни, но цель пользования у каждого своя собственная, и весьма различная. Также точно и земной град,
    который верою не живет, стремится к миру земному, и к нему направляет согласие в управлении ив повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них был до известной степени одинаковый образ мыслей и желаний. Град же небесный,
    или, вернее, та часть его, которая странствует в этой смертности и живет верою, поставлен в необходимость довольствоваться и таким миром, пока минуется самая смертность, для которой он нужен. Поэтому, пока он проводит как бы пленническую жизнь своего странствования в областях земного града, хотя, получив уже обетование искупления ив виде залога его дар духовный, он не колеблется повиноваться законам земного града, которыми управляется то, что служит для поддержания смертной жизни, чтобы, поколику обща сама смертность, в вещах, к ней относящихся, сохранялось согласие между теми другим градом. <...> Итак, этот небесный Град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается, ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога. Пользуется таким образом и

    112 Философия Средневековья
    Град небесный в этом земном странствовании своим миром земными в предметах, относящихся к смертной человеческой природе, насколько то совместимо с благочестием и религиею, сохраняет и поддерживает единство образа человеческих мыслей и желаний, направляет этот земной мир к миру небесному. <...> Пока странствует, он имеет этот мир в вере и по этой вере живет праведно, когда направляет к достижению оного мира все доброе, что совершает для Бога и ближнего, так как жизнь
    Града во всяком случае есть жизнь общительная (Августин Аврелий.
    О Граде Божием, кн. 19, гл. Вопрос Ответ 3) провиденциализм

    • «...Всем управляет Промысел. Ибо если все, что существует,
    никоим образом не будет освобождено от формы, сама неизменная форма, посредством которой все изменяемое пребывает, так что исполняется и направляется (ведется) числами своих форм, сама есть их Провидение (Промысел. Ибо всего не было бы, если бы не было бы ее (Авгу- стин Аврелий. О свободе воли, XVII, Итак, поскольку Божественное провидение промышляет не только об отдельных людях, как бы частным образом, но и о всем человеческом роде вообще, то как проявляется действие его в отдельных людях, об этом ведают Боги те, о которых Он промышляет, а как проявляется промыслительное действие во всем человеческом роде, это угодно было
    Ему передать через историю и пророчества (Августин Аврелий. Об истинной религии, Возможно, то, что мы обыкновенно называем фортуной, управляется некоторым сокровенным повелением, и случаем в событиях считается нечто иное, как то, основание и причина чего нам попросту неизвестны,
    и ничего не случается выгодного или невыгодного в частности, что не было бы согласовано и соотнесено с общим. Эту мысль, высказанную в основных положениях самых плодотворных учений и столь трудно постигаемую людьми непосвященными, и обещает доказать своим истинным любителям философия, к занятиям которой я тебя и приглашаю. Поэтому,
    если и случается с тобой многое, недостойное твоего духане спеши презирать самого себя. Коль скоро божественное провидение простирается и на нас, - в чем сомневаться не следует, - то, поверь мне, если с тобой что-нибудь происходит, то так оно и должно происходить. «Итак,
    те твои достоинства, в силу которых ты всегда стремился к прекрасному и честному, хотел скорее быть щедрыми справедливым, нежели богатыми могущественным, никогда не поддавался бедствиями мерзостям- то самое, говорю, божественное, что было усыплено в тебе, ужине знаю, каким сном этой жизни, какой летаргией, - таинственное провидение вновь пробудило разнообразными и суровыми потрясениями (Августин Аврелий. Против академиков, Предисл, 1).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 2) Боэций
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   43


    написать администратору сайта