Главная страница
Навигация по странице:

  • Диоген Лаэртий VII 135-136; 142...

  • Против ученых IX 107.

  • Вопрос Ответ 1) жить согласно с природой. Диоген Лаэртий VII

  • Вопрос Ответ) невозмутимость

  • Вопрос Ответ 4) тропы

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница9 из 43
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   43
    Вопрос Ответ 2) о смерти Привыкай думать, что смерть для нас - ничто ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна не оттого,
    что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому,
    кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет, а потому, что она причинит страдания тем, что придет что присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть несу- ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она самане существует, а другие для нее сами не существуют. / Большинство людей то бегут смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не- жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом»
    (К Менекею, Смерть для нас ничто что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто (Главные мысли, 139).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) Зенон Китионский
    Ш Зенон из Китиона (Ζήνων, ок. 333-262 гг. дон. э. Примерно в 300 г. дон. э. он основал школу в Афинах. Желающие слушать его собирались в портике (στοά, στοιά - крытая колоннада, галерея с колоннами, портик) - отсюда и произошло название школы. После Зенона школой руководили Клеанф и Хрисипп. Стоицизм распространился в эллинско-римском мире, оказался привлекательным для людей из разных социальных слоев. В Риме среди его приверженцев были и видный политический деятель Сенека, и раб Эпиктет, и император Марк Ав- релий.
    Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. Учителем его. был Кра- тет, а потом, говорят, он учился по десять лету Стильпона и у Ксенок- рата... а также у Полемона». По рассказам. он обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом, и бог ответил "Взять пример с покойников Зенон понял, что это значит, и стал читать древних писателей. К Кратету попал он следующим образом. Он плыл из
    Финикии в Пирей с грузом пурпура и потерпел кораблекрушение.
    Добравшись до Афина было ему уже тридцать лет - он пришел в книжную лавку и, читая там II книгу Ксенофонтовых Воспоминаний о Сократе, пришел в такой восторг, что спросил, где можно найти подобных людей В это самое время мимо лавки проходил Кратет; продавец показал на него и сказал "Вот за ними ступай" С тех пор они стал учеником Кратета. Но при всей своей приверженности к философии он был слишком скромен для кинического бесстыдства. Рассуждения свои он излагал, прохаживаясь взад и вперед по Расписной Стое...
    потому что искал места малопосещаемого а именно здесь при Тридцати тиранах было погублено почти 1400 граждан. Сюда стали приходить люди послушать его и за это были прозваны стоиками, равно как и его ученики а до этого они назывались «зеноновцами»... Афиняне оказывали Зенону великий почет они даже вручили ему ключ от городских стен и удостоили его золотого венка и медной статуи. Тоже самое сделали и его соотечественники статую Зенона они почитали украшением своего города (Диоген Лаэртский, VII 1 -Вопрос Ответ 2) вещество и логос. Диоген Лаэртий VII134...
    По их мнению, есть два начала) мироздания - действующее и испытывающее воздействие (το
    ποιούν καί το πάσχον). То, которое испытывает воздействие, - это бескачественная сущность (άποιος ουσία), или вещество (ύλη). А действующее- это присутствующий в ней логос, или бог он вечен и
    Античная философия
    творит все, что в ней существует. Это учение Зенон Китайский излагает в книге О сущности. / <...> Начала (αρχαί) отличаются от элементов (στοιχεία): первые не рождаются и не погибают, вторые же погибают при воспламенении. Кроме того, начала бестелесны и лишены формы (ασωμάτους είναι τάς αρχάς και άμορφους), элементы же обладают формой «Ахилл. Введение к Арату 3,124 е Зенон Китийский говорит, что началами мироздания являются боги вещество, причем бог - начало действующее, а вещество - то, что подвергается воздействию. Из этих двух начал возникают четыре элемента (Фрагменты ранних стоиков. Том I. Зенон и его ученики. -МС. Вопрос Ответ 4) огонь «98. Аристокл...
    Стоики называют огонь основным элементом всего существующего (στοιχείον τών όντων), как Гераклит, а его началами - вещество и бога, как Платон. Но Зенон утверждает, что эти начала - и действующее, и испытывающее воздействие - теле- сны, в то время как Платон говорит, что первая действующая причина бестелесна. Далее, говорит Зенон, в некое назначенное судьбой время весь мир воспламеняется, а затем вновь упорядочивается. Этот перво- огонь представляет собой как бы семя, содержащее логосы и причины всех вещей, которые возникали, существуют и возникнут в будущем.
    А сплетение (επιπλοκή) и последовательность (ακολουθία) этих причин именуется судьбой, знанием, истиной всего существующего, законом неотвратимыми неизбежным. Именно благодаря судьбе все в мире управляется наилучшим образом, как в самом благоустроенном государстве. Стобей... Вот как это в точности объясняет Зенон по истечение определенного промежутка времени (εν περιόδω) должно происходить такое упорядочение мироздания из наличного вещества εκ της ουσίας), когда из огня, переходящего в воздух, образуется вода, часть ее сгущается в землю, а из остатка одна часть остается водою же, другая, испаряясь, становится воздухом наконец, из части воздуха вновь возгорается огонь. А смешение (κράσις) элементов происходит в результате их взаимного превращения друг в друга, когда одно тело целиком проходит через другое тело. / Диоген Лаэртий VII
    135-136; 142... Бог, ум, судьба и Зевс - одно и тоже, ион [бог-огонь]
    называется еще многими другими именами. Поэтому он существует сам по себе и обращает всю наличную сущность вещество через воздух вводу. И как в порожденном находится семя, таки бог, будучи сперматическим логосом мира, остается таковыми во влаге, благоустраивая для себя вещество и готовя его для грядущего порождения. Затем он порождает четыре элемента - огонь, воду, воздух и землю. Обо всем этом говорит Зенон в книге О мироздании 142. А возник мир
    Ответы, пояснения и приложения тогда, когда наличная сущность вещество из огня через воздух перешла во влагу, самые плотные части которой затем сгустились в землю,
    тонкие превратились в воздуха став еще более тонкими, перешли в огонь. И уже в результате смешения (μίξις) всех элементов возникли растения, животные и прочие роды существ. О рождении и гибели мира говорит Зенон в книге "О мироздании «110. Секст Эмпирик.
    Против ученых IX 107. Зенон говорит, что целое - в высшей степени прекрасное творение, сообразное природе и, по всей вероятности,
    одушевленное существо, мыслящее и разумное Цицерон. О природе
    богов Π 22. То, что лишено души и разума, неспособно порождать из себя ничего одушевленного и обладающего разумом. Но мир порождает существа одушевленные и разумные. Значит, мир одушевлен и наделен разумом (Фрагменты ранних стоиков. - С. 50, 52, 58, Вопрос Ответ) действие разума природы как одушевленного существа «175. Дноген Лаэртий VII149... Все происходит согласно судьбе. Так говорили Хрисипп... и Зенон. А судьба - это причинная цепь всего существующего или разум, согласно которому происходит все в мире «176. Аэтий 127,5... Стоик Зенон в книге О природе в том же смысле и таким же образом называет судьбу движущей силой вещества, которую с равным основанием можно называть промыслом и природой «Феодорит Кирский. Врачевание
    эллинских недугов VI14. А Зенон Китайский назвал судьбу движущей силой вещества и ее же поименовал промыслом и природой (Фрагменты ранних стоиков. - С. Однажды он порол раба за кражу. Мне суждено было украсть- сказал ему раб. И суждено было быть битым, - ответил
    Зенон» (Диоген Лаэртский, Вопрос Ответ 1) жить согласно с природой. Диоген Лаэртий VII87. Зенон первый сказал в книге
    «О природе человека, что конечная цель (τέλος) - жить согласно с природой, и это тоже самое, что жить согласно добродетели ведь природа сама ведет нас к добродетели «Стобей. Эклоги Ρ 7,6 ар Что до конечной цели, то Зенон высказался о ней так "жить согласно с природой- а это значит тоже самое, что жить сообразно единому разуму ив согласии с ним, поскольку живущие в раздоре с разумом несчастны Цицерон. О пределах добра и зла IV 14...
    Говорят, что как раз это и есть конечная цель Зенона. — жить согласно) природе Там же Ш 21... Высшее, благо, поскольку оно заключено в том, что стоики именуют согласием (ομολογία) с при

    86 Античная философия
    родой], а мы назовем сообразностью (convenientia) Фрагменты ранних стоиков. - С. Вопрос Ответ 1) неразумное и несогласное с природой движение души «205. Диоген Лаэртий VII НОШ Согласно
    Зенону, страсть в собственном смысле есть неразумное и противное природе движение души, или чрезмерно сильное влечение Цицерон. Тускуланские беседы IV11. Итак, по определению Зенона, страсть, которую он называет πάθος, - это движение души, противоположное верному разуму (recta ratio) и противное природе. Некоторые говорят короче страсть - это чрезмерное влечение. / Там же. Вот Зеноново определение страсти, которым, намой взгляд, он пользуется верно страсть, по его определению, есть противоположное разуму и противное природе движение души, или, если сказать короче, чрезмерно сильное влечение. а чрезмерно сильным оно считается потому,
    что далеко отстоит от постоянства природы (Фрагменты ранних стоиков- С. Вопрос Ответ 3) Пиррон

    Α Πύρρων, ок. 360-270 гг. дон. э «Пиррон Элидский был сын Плистарха... вначале он был живописцем. потом - слушателем Брисона, сына Стильпона... а потом
    Анаксарха, которого сопровождал повсюду, даже при встречах с индийскими гимнософистами и с магами. Отсюда, по-видимому, они вывел свою достойнейшую философию, утвердив непостижимость и воздержание особого рода. Он ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливыми вообще полагал, что истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем, - ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое. / В согласии с этим вел они жизнь свою, ник чему не уклоняясь, ничего не сторонясь, подвергаясь любой опасности, будь то телега,
    круча или собака, но нив чем не поддаваясь ощущениям. От опасностей его уберегали. следовавшие за ним друзья. Впрочем, Энесидем говорит, что воздержание от суждений было для него правилом только в философии, в частных же случаях он вовсе не был неосмотрителен. И
    прожил он до девяноста лет. Держался он всегда ровно, и когда от него отходили, недослушав, он продолжал говорить для себя одного, хоть в молодости и был непоседлив. Не раз он уходил из дому, никому не сказавшись. и бродил с кем попало. А когда однажды Анаксарх попал в болото, Пиррон прошел мимо, не подав руки люди его бранили, но Анак- сарх восхвалял - за безразличие и безлюбие. В другой раз его застиг
    Ответы, пояснения и приложения ли, когда он разговаривал сам с собой, испросили, в чем дело он ответил "Учусь быть добрым. В обсуждениях все на него смотрели снизу вверх, потому что он умел отвечать на вопросы тотчас и очень подробно. А в отечестве своем Пиррону воздавали такой почет, что назначили его верховным жрецом и ради него постановили всех философов освободить от податей. В бездейственности своей он имел многих подражателей оттого и Тимон пишет о нем. так / Старче Пиррон,
    откуда и как измыслил ты способ / Сбросить с шеи ярмо пустомыслен- ных мнений софистов / И отрешиться от уз обмана и всяческой веры Не любопытствовал ты, какие над Грецией ветры / Дуют, откуда, куда,
    и какой направляемы силой (Диоген Лаэртский, IX Вопрос Ответ 3) рассматривающий Σκεπτικός - рассматривающий, исследующий. Ср. с глаголом 1) смотреть, глядеть, взирать 2) разведывать, разузнавать) рассматривать, исследовать, размышлять 4) умозаключать, судить) рассматривать, считать 6) заранее обдумывать, предусматривать,
    готовить (в ответ).
    • «Все они зовутся по имени учителя пирроновцами, а по их догмам (если можно так сказать) апоретиками, скептиками, эфектиками и зететиками. Зететиками, то есть искателями, - потому что они всегда ищут истину скептиками, то есть высматривателями, - потому что всегда высматривают и никогда не находят эфектиками, то есть сомневающимися, - по их настроению в поиске, то есть по их воздержанию от суждения апоретиками, то есть затрудняющимися, - потому что в затруднении находятся даже догматические философы (Дио- ген Лаэртский, IX Вопрос Ответ 1) воздержание от суждений
    • «Скептическая способность (δύναμις) есть та, которая противопоставляет каким только возможно способом явление (φαινόμενον) мыслимому отсюда, вследствие равносильности (в противоположных вещах и речах мы приходим сначала к воздержанию от суждения (εποχή), а потом к невозмутимости (αταραξία). Явлением же мы называем ощущаемое (αισθητά) и поэтому противополагаем ему мыслимое (νοητά). <...> «Равносилием» (мы называем равенство в отношении достоверности и недостоверности, так как ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное. Воздержание от суждения есть такое состояние ума,
    при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем невозмутимость же есть безмятежность и спокойствие души (Секст Эм- пирик. Три книги Пирроновых положений, I 8—10).

    88 Античная философия
    «...Выражение На всякое слово есть и обратное ведет за собою воздержание от суждения Конечной целью скептики считают воздержание от суждений (epoche), за которым, как тень, следует бестре- вожность (ataraxia) (так говорят последователи Тимона и Энесидема).
    <...> Догматики уверяют, будто скептик при своем образе жизни не откажется даже пожрать собственного отца, коли от него того потребуют но скептики на это отвечают, что они при своем образе жизни воздерживаются от вопросов догматических, ноне от житейских и обычных стало быть, в этих последних можно и кое-что предпочитать и кое- что избегать, следуя обычаями соблюдая законы. Впрочем, иные говорят, что конечная цель для скептиков - бесстрастие, а иные - что мягкость (Диоген Лаэртский, IX, гл. А Воздержание от суждения = эпохэ. Ср.: εποχή - 1) остановка,
    задержка, прекращение 2) филос воздержание от суждения 3) задержка лучей (при затмении 4) астр взаимное положение небесных светил, констелляция 5) поздн. эпоха
    Вопрос Ответ) невозмутимость

    А Атараксия (αταραξία, невозмутимость, хладнокровие, спокойствие- термин, употреблявшийся Эпикуром и пирронистами для обозначения невозмутимости духа.
    См. приложение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 4) тропы

    Ш Тропы - способы противопоставления одного явления или чего- то мыслимого другому, так что становится видно, что на всякое слово есть и обратное, и одно ничуть не более достоверно, чем другое, как говорили пирронисты (см Диоген Лаэртский, IX 61,74). По формулировке, данной А. Ф. Лосевым, троп есть способ опровержения догматизма (см Секст Эмпирик. Соч. Т. 1. - С. 35).
    Α Τροπή - 1) поворот 2) перен. поворот, перемена 3) обращение в бегство 4) рит. оборот (речи, троп.
    О Противопоставляем же мы либо явление явлению, либо мыслимое мыслимому, либо попеременно. Так, например, явление - явлению, говоря "одна и та же башня издали кажется круглой, вблизи же четырехугольной, а мыслимое - мыслимому, когда мы выводящему существование Провидения из порядка небесных вещей противопоставляем то положение, что часто добрые несчастны, а злые счастливы, и отсюда заключаем об отсутствии Провидения. Мыслимое же - явлению, как, например, Анаксагор противопоставлял положению, что "снег бел, то, что "снег есть затвердевшая вода, а вода черна, следовательно
    Ответы, пояснения и приложения и снег черен. Обыкновенно, по преданию, идущему от более древних скептиков, тропов, путем которых происходит воздержание, насчитывается десять, и называются они одинаково рассуждениями (λόγοι) и
    «местами» (τόποι). Они следующие первый основывается на разнообразии живых существ, второй - на разнице между людьми, третий- на различном устройстве органов чувств, четвертый - на окружающих условиях, пятый - на положениях, промежутках и местностях, шестой - на примесях, седьмой - на соотношениях величин и устройствах подлежащих предметов, восьмой - на том, относительно чего (προςτι), девятый - на постоянной или редкой встречаемости,
    десятый - на различных способах суждения, обычаях, законах, баснословных верованиях и догматических предположениях. Мы пользуемся этим расчленением предположительно. Над этими тропами возвышаются, обнимая их, следующие три первый происходит от судящего, второй - от подлежащего суждению, третий - оттого и другого.
    Троп от судящего охватывает собой первые четыре, ибо судящее есть либо животное, либо человек, либо восприятие, ипритом в известной окружающей обстановке к тропу от подлежащего суждению восходят седьмой и десятый к тропу оттого и другого - пятый, шестой,
    восьмой и девятый. Эти три тропа опять-таки восходят к одному -относительно чего, так что троп относительно чего есть самый общий, видовые - три, подчиненные им - десять (Секст Эмпирик.
    Три книги Пирроновых положений, I 31-33, Неразрешимые трудности согласования видимого и мыслимого,
    ими указываемые, сведены в десять способов, которыми изменяется видимость предмета. Вот каковы эти десять способов. / Первый исходит из того, что у различных существ различны наслаждение и боль, различны польза и вред от разных вещей. Виноградная лоза для козла съедобна, а для человека горька, или цикута для перепелки питательна, а для человека смертельна, или отбросы годятся в пищу для свиньи и не годятся для лошади. / Второй исходит из человеческой природы и личных особенностей. Так, Демофонт, повар Александра, грелся в тени и мерз на солнце. / Третий исходит из различия в наших чувствующих отверстиях. Так, яблоко зрению нашему представляется желтым, вкусу- сладким, обонянию - душистым. / Четвертый исходит из предрасположений и общих перемен, каковы здоровье, болезнь, сон, бодрствование, радость, печали, молодость, старость, отвага, страх, недостаток, избыток, вражда, любовь, жар, озноб, не говоря уже о легком дыхании и трудном дыхании. / Пятый исходит из воспитания, законов, веры в предания, народных обычаев и ученых предубеждений. Сюда относятся сомнения о прекрасном и безобразном, об истинном и ложном, добром излом, о богах, о становлении и гибели всех видимостей. Шестой исходит из соединений и взаимодействий, по причине которых ничто не является само собой в чистом виде, а только в соединении с воздухом, светом, влажностью, плотностью, теплом, холодом, движени-
    Античная философия
    ем, испарением и другими воздействиями. Так, пурпур выказывает разные оттенки при солнце, при луне и при светильнике. камень, который в воздухе тяжел и для двоих, без труда перемещается вводе. Седьмой исходит из расстояний, положений, мести занимающих их предметов. <...> Так, солнце за дальностью расстояния кажется маленьким горы издали представляются воздушными и легкими, вблизи же они громоздкие солнце на восходе - одно, а в середине неба - другое Восьмой исходит из количества и качества вещей - их теплоты,
    холода, быстроты, медленности, бесцветности, цветистости. Так, вино в небольшом количестве укрепляет тело, в большом - расслабляет также действует и пища, и многое другое. / Девятый исходит из постоянства, необычности, редкости. Так, где землетрясения бывают частотам люди им не удивляются не удивляются они и солнцу, потому что видят его каждый день. <...> / Десятый исходит из соотносительности,
    например легкого с тяжелым, сильного с бессильным, большего с меньшим, верхнего с нижним. В самом деле, правостороннее не является правосторонним от природы, а только мыслится таким по соотнесенности с иными если переместится иное, то и правостороннее перестанет быть правосторонним (Диоген Лаэртский, IX Вопрос Ответ 1) Плотин
    • Возникновение неоплатонизма связывают главным образом с именем Плотина (Πλωτίνος, 205-270 гг., родом из Ликополя). Он,
    не претендуя на создание новой философии, свел в одну систему элементы учений Платона, Аристотеля, элеатов, неопифагорейцев, стоиков и восточной религиозной мистики. Важнейшие понятия в его системе- Единое, Ум и Душа. Учение о Едином является наиболее оригинальной частью трудов Плотина. Свои рукописи Плотин завещал своему ученику Порфирию, который привел тексты в упорядоченный вид. Так получилась книга «Эннеады» (Έννεάδες). Это название образовано от έννεάς, что значит девять, девятка поскольку Порфирий распределил отредактированные им трактаты Плотина на 6 книг, в каждой из которых имеется по девять разделов. Последующие крупные представители неоплатонизма - Ямвлих, Эдесий, Юлиан, Плутарх,
    Сириан, Прокл, Дамаский и др. Учение неоплатоников подготовило теоретическую почву для христианской теологии, схоластики, апофа- тического богословия.
    • «К философии он обратился на двадцать восьмом году и был направлен к самым видным александрийским ученым, но ушел сих уроков со стыдом и печалью, как сам потом рассказывало своих чувствах одному из друзей друг понял, чего ему хотелось в душе, и послал его к Аммонию, у которого Плотин еще не бывали тогда, побывав у
    Аммония и послушав его, Плотин сказал другу Вот кого я искал С
    Ответы, пояснения и приложения этого дня он уже не отлучался от Аммония и достиг в философии таких успехов, что захотел познакомиться и стем, чем занимаются у персов,
    и стем, в чем преуспели индийцы. Поэтому, когда император Гордиан предпринял поход на Персию, он записался в войско и пошел вместе с ним было ему тридцать девять лета при Аммонии он провел в учении полных одиннадцать лет. Гордиан погиб в Месопотамии, а Плотин едва спасся и укрылся в Антиохии; и оттуда, уже сорока лет отроду, при императоре Филиппе приехал в Рим. / С Гереннием и Оригеном Плотин заключил уговор никому не раскрывать тех учений Аммония, которые тот им поведал в сокровенных своих уроках и Плотин оставался верен уговору хотя они занимался с теми, кто к нему приходил, но учения Аммония хранил в молчании Первым уговор их нарушил Ге- ренний, за Гереннием последовал Ориген (написавший, правда, только одно сочинение о демонах, да потом при императоре Галлиене книгу о том, что царь есть единственный творец но Плотин еще долго ничего не хотел записывать, а услышанное от Аммония вставлял лишь в устные беседы. Так он прожил целых десять лет занятия вел, но ничего не писал. Я, Порфирий, приехавши в Рим из Эллады... нашел здесь
    Амелия, который уже восемнадцать лет жили учился у Плотина, но писать еще ничего не решался и вел только записи уроков, да и тех еще до стане набралось. Плотину в тот десятый год царствования Галлиена было около пятидесяти девяти лета мне, Порфирию, при той первой встрече с ним исполнилось тридцать. Когда я, Порфирий, впервые с ним познакомился, у него была уже написана двадцать одна книга, но изданы они были лишь для немногих. Заглавий он на своих сочинениях не ставил, поэтому каждый озаглавливал их по-своему...» За эти шесть лет, многое рассказав нам в наших занятиях, он в ответ на усердные просьбы Амелия и мои написал. перечень названий опущен. - А. Д.]
    Вот какие двадцать четыре книги написал он за эти шесть лет при мне,
    Порфирий, черпая их содержание из рассматривавшихся у нас в это самое время вопросов. Вместе с теми двадцатью одной книгами, которые были написаны до нашего приезда, это составляет сорок пять книг.
    А когда я уехал в Сицилию. то Плотин написал еще пять книги переслал их мне. Вместе с сорока пятью книгами, в два периода написанными ранее, это составляет пятьдесят четыре книги. / Так как писал он их в разное время, одни - в раннем возрасте, другие - в зрелом, а третьи - уже в телесном недуге, то и сила в них чувствуется разная. Написав что-нибудь, он никогда дважды не перечитывал написанное даже один раз перечесть или проглядеть это было ему трудно,
    так как слабое зрение не позволяло ему читать. Писал он, не заботясь о красоте букв, не разделяя должным образом слогов, не стараясь о правописании, целиком занятый только смыслом. Продумав про себя свое рассуждение от начала и до конца, он тотчас записывал продуманное итак излагал все, что сложилось у него в уме, словно списывал готовое из книги. Что же касается расположения и порядка его книг, позабо-
    Античная философия
    титься о котором он мне поручила я ему и другим нашим друзьям обещал еще при его жизни, то прежде всего я почел невозможным сохранить тот случайный порядок, в котором он выпускал свои книги одну за другой Я разделил пятьдесят четыре книги Плотина на шесть эннеад, то есть девяток, радуясь совершенству числа шесть и тем более девятки. В каждой девятке я постарался соединить предметы родственные, в каждой начиная с вопросов менее значительных (Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М, Вопрос Ответ 2) единое Природа внутри самой себя содержит некую жизненную потенцию, энергию, которой она порождает движение и изменение материи. При этом то, что порождает движение, само должно пребывать целостными недвижимым. Природа целостна и ее логосы составляют с ней одно она движется в том смысле, что обусловливает собою движение материи, но она и неподвижна, поскольку неподвижны ее ло- госы». Каким образом из Единого возникает многое Это происходит благодаря тому, что Единое существует повсюду, что нет ни одной точки, где бы его не было. Таким образом, оно наполняет собою все. А это уже кладет начало многому, вернее - всему. Ибо, если бы всюду было одно только Единое, то само Единое и было бы всем. Но так как Единое есть вместе стем и нигде, то оно дает начало многому лишь постольку,
    поскольку оно само есть всюду, и многое это отлично от Единого, именно поскольку Единое есть нигде. Почему же, однако, само Единое существует не только везде, но и нигде Потому, что Единое должно существовать раньше, чем все другое. Наполняя собою и создавая все, Единое не должно быть, однако, всем тем, что оно творит. Хотя Ум и выше Души, но все жене он есть Первое начало, ибо он не есть ни единый, ни простой, между тем, как верховное Начало всего существующего есть абсолютно простое и единое. Выше Ума. стоит само Пер- воединое - дивное, непостижимое, о котором нельзя даже говорить,
    что Оно есть, существует, дабы не подать даже повода помыслить, что слово единый есть лишь атрибут, предикат чего-то другого, и которому, в строгом смысле, не приличествует никакое имя. / Если же, однако, все-таки необходимо называть Его, то лучше всего называть Его единым вообще. Что такое Оно есть в самом себе - это недоступно для нашего познания, познается же Оно через то, что происходит от него, то есть через сущность, через сущее, насколько сущее предполагает
    Ум» (Плотин. Эннеады. - К, 1995-1996. - III 8, 2; 9, Первично сущее благо и то, что есть только благо, предшествует всему, что каким-то образом причастно к благу. Все сущее эмалирует из одной причины, из первой. Начало и первейшая причина всего
    Ответы, пояснения и приложения сущего есть благо. Выше всех тел - сущность души, выше всех душ - мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций - единое. Все производящее способно производить вторичное благодаря своему совершенству и избытку потенции. Всякая эманация совершается посредством уподобления вторичных вещей первичным. Все чем-то непосредственно производимое остается в производящем и эма- нирует из него. Все эмалирующее из чего-то по сущности возвращается к тому, из чего эманирует». Всякое возвращение совершается через подобие возвращающегося тому, к чему оно возвращается (Прокл.
    Первоосновы теологии Гимны. - МИ, Вопрос Ответ 4) эманащт
    • «В результате эманации умопостигаемого мира эйдосов, целостного при всем своем многообразии, возникает, а точнее, как бы висит на нем наш, чувственный мир, уже лишенный целостности и единства».
    «...Ум, сохраняя свое невозмутимое единство, создает, как бы проливая избыток своих энергий на материю, наш космос. И этот божественный дар, эта эманация Ума - мирообразующая Душа, будет существовать дотоле, доколе будет существовать и сам Ум, то есть вечно. Все эти эманации необходимо происходят оттого начала, которое уже не есть эманация, но только принцип эманации, принцип Ума, мышления, жизни, принцип всего сущего. Эманация Ума не есть выход за его пределы, но лишь нисхождение к его границам, его собственному низшему плану. Это движение, как эманация, не может быть направлено в сторону высшего, запредельного. Будучи как бы переполнен всяческими благами, побуждающими его творить нечто новое из своей полноты, Ум действует непременно вовне, и тогда провидение и законы природы приводят Ум к его крайнему пределу - к Душе, на которую возлагается творение всех последующих стадий бытия до тех пор, пока она не возвратится к своим истокам. Ум же целостен и непричастен материи и пространству, а его эманации - неон сам, но его энергии»
    (Плотин. Эннеады, III 2, 2, 9; IV 8, 7; V 7, Как источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого безуханным, так Единое изливается или излучается вне себя от избытка или изобилия своей совершенной полноты, неизменно пребывая в себе. Первое истечение,
    или излияние (эманация, или излучение (радиация) Единого есть ум,
    начальная двоица, те. первое различение в Едином мысли и бытия или его саморазличение на мыслящего и мыслимого (Соловьев В. С. Плотин ФА. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь. -М, 1998).
    Античная философия
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   43


    написать администратору сайта