Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 2) полисная демократия Ш

  • Ответ: 3) первичное бесформенное состояние мира 1) хаос, первичное бесформенное состояние мира 2) бесконечное пространство (см Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь).Вопрос4

  • Ответ: 4) физиками

  • Вопрос Ответ 4) Фалеса

  • Вопрос7 Ответ: 4) Фалес

  • Вопрос Отвели 4) из огня

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница2 из 43
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 2) полисная демократия
    Ш Особо важную роль в возникновении и развитии греческой философии сыграла полисная демократия. В демократических полисах граждане на собраниях обсуждали проблемы общественной жизни и сообща принимали решения. Практика политических и судебных дебатов способствовала выработке норм аргументированной речи и рационального мышления. Тем самым формировались важнейшие предпосылки философского мышления.
    • «Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. Итак как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа,
    то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, тона почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешает человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве мы живем свободно. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним...»
    «Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами частными и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то,
    что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбирается в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, а бесполез-
    Ответы, пояснения и приложения 23
    ным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против. В отличие от других мы,
    обладая отвагой, предпочитаем вместе стем сначала основательно обдумывать наши планы, а потом уже рисковать, тогда как у других невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет- нерешительность. Город наш - школа всей Эллады...» (Фу- кидид. История. Речь Перикла] // Античная литература. Греция.
    Антология. ЧМ- С. Вопрос Ответ 4) порядок Κόσμος: 1) упорядоченность, порядок 2) надлежащая мера, благопристойность) строение, устройство 4) государственный строй,
    правовой порядок 5) (на Крите косм, носитель высшей государственной власти 6) мировой порядок, мироздание, мир (впервые названный
    так Пифагором как выражение высшего порядка 7) небесный свод,
    небо; 8) мир, свет, земля 9) перен. свет, люди, народ 10) украшение,
    наряд; 11) перен. украшение, краса, честь, слава 12) прикраса (см.:
    Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь. - М, 1958).
    Вопрос3
    Ответ: 3) первичное бесформенное состояние мира 1) хаос, первичное бесформенное состояние мира 2) бесконечное пространство (см Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь).
    Вопрос4
    Ответ: 4) физиками
    • Ранних греческих философов называют физиками, физиологами или натурфилософами. Важное место в их учениях занимает вопрос об «архэ» (αρχή - начало, основание, происхождение, первопричина, основа, принцип, управление, власть).
    О Из тех, кто полагает одно движущееся начало (их [Аристотель]
    называет физиками в собственном смысле слова, одни считают его конечным, как, например, Фалес, сын Эксамия, милетец, и Гиппон
    [гл. 38], которого считают безбожником. Они полагали, что начало - вода, причем на это их навело чувственное восприятие. Так, теплое живет за счет влажного, умирающее высыхает, сперма всех живых существ влажная, всякая пища пропитана соками. А из чего каждое
    [существо] состоит, тем оно и питается. Между тем вода - основа) всякой жидкости и то, без чего не может существовать ни одно

    24 Античная философия
    [существо]. Поэтому они приняли за начало всего воду и объявили, что
    Земля покоится на воде. / <...> Физиками Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики, приняв в качестве субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-ни- будь элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например,
    Фалес - воду, Анаксимен и Диоген - воздух, Анаксимандр - среднее между водой и воздухом Одни физики принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные сгущением и разрежением, а другие утверждают, что противоположности наличествуют в Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно как и вое, кто принимает одно и многое, как, например, Эмпедокл и
    Анаксагор: ведь и по их мнению, также как и по мнению Анаксиманд- ра], остальные тела выделяются из смеси (Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - МС, Вопрос Ответ 4) элейская

    Вопрос Ответ 4) Фалеса

    А СЕМЬ МУДРЕЦОВ, древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных сентенциях (гномах) на темы
    «житейской мудрости, но отличающихся от фольклорных пословиц) подчеркнутым авторским характером, 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип семи мудрецов восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. семь мудрецов в Вавилоне и Др. Индии. По-видимому, уже в VI в. дон. э. название семь мудрецов закрепилось за группой исторических лиц (гл. обр. политических деятелей й пол. VI в. дон. э. Состав семи мудрецов, также как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях неизменное ядро составляют Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон
    Афинский. <...> Образцы гном из собрания Деметрия Фалерского
    (авторство во всех случаях условно мера - лучше всего (Клеобул),
    «ничего слишком (Солон, поручись - и беда тут как тут (Фалес),
    «что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам (Питтак), большинство людей - дурны (Биант), наслаждения смертны, доброде-
    Ответы, пояснения и приложения 25
    тели бессмертны (Периандр);... "Познай самого себя (Философский энциклопедический словарь. - МС. щ «...Кое-кто из нынешних, да и из древних догадались, что подражать лаконцам - это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения они поняли, что уменье произносить такие изречения свойственно человеку в совершенстве образованному. К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считается лаконец Хилон. Все они были ревнителями, любителями и последователями лаконского воспитания и всякий может усвоить их мудрость, раз она такова, что выражена каждым из них в кратких и достопамятных изречениях. Сойдясь вместе, они посвятили их как начаток мудрости Аполлону, в его храме, в Дельфах,
    написавши то, что все прославляют "Познай самого себя" и "Ничего сверх меры (Платон. Собр. соч Вт. Т. 1. - МС. 455
    [Протагор, 343 а]).
    «"Изречения Семи мудрецов. 4. ФАЛЕС, сын Эксамия, миле- тец, изрек / 1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя с теми, кто пользуется твоим доверием. 6. Не стесняйся льстить родителям. 7. Не перенимай от отца дурного. 8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. 9. Что трудно - познать самого себя. 10. Что самое приятное [?] - достичь того, чего желаешь. 11. Что утомительно [?] - праздность. 12. [Что]
    вредно [?] - невоздержанность. 13. Что невыносимо [?] - невоспитанность. Учи и учись лучшему. 15. Праздным не будь, даже если ты богат, 16. Плохое прячь в доме. 17. Лучше вызывай зависть,
    чем жалость. 18. Блюди меру. 19. Не верь всем подряд. 20. Находясь у власти, управляй самим собой (Фрагменты ранних греческих философов- С. 92-93).
    Вопрос7
    Ответ: 4) Фалес
    Α Θαλής, ок. 625- ок. 547 гг. дон. э.
    Вопрос8
    Ответ: 3) вода - начало всего существующего Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает материальное начало водой (поэтому они утверждал, что земля - на воде. Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех
    [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а то, из чего все возникает, - это, по определению, и есть начало всех вещей. Вот почему он принял это воззрение, а также

    26 Античная философия
    потому, что сперма всех живых существ имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу существ - вода. Все из воды, говорит они вводу все разлагается. Заключает он об этом, во- первых, из того, что начало (άρχη) всех животных - сперма, а она влажная таки все вещи, вероятно, берут свое начало из влаги. Во- вторых, из того, что все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь
    Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. Влажное вещество, с легкостью преображаясь [собств. «перелеп- ливаясь»] во всевозможные тела, принимает пестрое многообразие форм.
    Испаряющаяся часть его обращается в воздуха тончайший воздух возгорается в виде эфира Выпадая в осадок и превращаясь вил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом (Фрагменты ранних греческих философов- С. 109, 110).
    Вопрос9
    Ответ: 4) Земля плавает на воде подобно дереву Это древнейшая теория неподвижности Земли, которую мы унаследовали по преданию говорят, что ее высказал Фалес Милетский.
    Она гласит, что Земля остается неподвижной потому, что она плавает как дерево или какое-нибудь другое подобное вещество (ни одному из них несвойственно по природе держаться на воздухе, а на воде свойственно (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 3) все полно богов Некоторые говорят, что душа размешана во Вселенной. Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все полно богов»
    (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 1) доказал несколько геометрических теорем

    • «То, что круг делится диаметром пополам, говорят, впервые доказал знаменитый Фалес». Древнему Фалесу мы обязаны открытием многих теорем, в том числе и следующей теоремы. Как сообщают, он первым установили сказал [= сформулировал, что-де во всяком равнобедренном треугольнике углы при основании равны Эта теорема доказывает, что при пересечении двух прямых вертикальные углы равны. Как говорит Евдем, она была впервые открыта Фалесом». Ев- дем в Истории геометрии возводит эту теорему два треугольника равны, если два утла и одна сторона одного из них равны двум углами одной стороне другого к Фалесу». «Фалес Милетский изобрел способ
    Ответы, пояснения и приложения измерения высоты пирамид путем измерения их тени в час, когда
    [наша тень равна росту тела (Фрагменты ранних греческих философов- С. Вопрос Ответ 2) апейрон

    • «Он утверждал, что начало и элемент - бесконечное (τό
    άπειρον), не определяя это бесконечное как воздух, воду или ка- кой-нибудь другой определенный элемент что части изменяются, а
    Целое [ = универсум неизменно что Земля покоится посредине космоса, занимая центральное местоположение в силу шарообразности, а также что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце
    [по величине не меньше Земли и есть чистейший огонь (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 2) бесконечное «...Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемники ученик
    Фалеса, началом и элементом сущих вещей полагал бесконечное (то, первым введя это имя начала. Этим началом он считает неводу и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы миры и находящиеся в них космосы. А из каких начал вещам рожденье. назначенный срок времени [12 В, как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять егоза субстрат остальных, но признал субстратом нечто иное,
    отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 2) воздух «Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, который был учеником
    Анаксимандра, также, как ион, полагает, что субстратная естественная субстанция одна и бесконечна, нов отличие от него считает ее не неопределенной, а [конкрегао-]определенной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к разреженности и плотности. Разрежаясь,
    [воздух] становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком, сгустившись еще больше - водой, потом землей, потом камнями, а из них — все остальное. «Анаксимен, тоже милетец, сын Эвристрата,
    полагал, что начало - бесконечный воздух (άήρ άπειρος), из которого

    28 Античная философия
    рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а все прочие вещи - от его потомков (Фрагменты ранних греческих философов. - С. 129, Вопрос Ответ 4) опирается на воздух Земля плоская и оседлала воздух равным образом и Солнце, и
    Луна и прочие звезды - все состоящие из огня - плавают по воздуху [собств. ездят верхом вследствие плоской формы. По их словам, Земля запирает своей плоской поверхностью лежащий под ней воздуха он, лишенный пространства, достаточного для перемещения, остается неподвижен всем своим подземным скопом - нечто подобное происходит с водой в клепсидрах. «Анаксимен: Земля плавает сидит верхом на воздухе вследствие плоской формы (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 3) Пифагор Пифагор первый назвал Вселенную космосом по порядку, который ему присущ (Фрагменты ранних греческих философов- С. 147).
    Вопрос17
    Ответ: 1) любомудрие Пифагор называл свое учение любомудрием (φιλοσοφία), а не мудростью (σοφία). Упрекая семерых мудрецов, он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)»
    (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 4) с числом

    • «...Божественнейший Пифагор скрывал тлеющие искорки истины для тех, кто сумеет их разжечь под своим краткословием он прятал,
    словно сокровище, необозримое и неисчерпаемое по объему богатство умозрения, как, например, в изречении / Числу все вещи подобны, которое он чаще всего повторял всем Из сочинения Теано "О благочестии И многие эллины, как мне известно, думают, будто Пифагор говорил, что все рождается из числа>(1о это учение вызывает недоумение каким образом то, что даже не существует, мыслится порождающим Между тем он говорил, что все возникает не из числа, а согласно
    Ответы, пояснения и приложения числу, так как в числе - первый порядок, по причастности которому ив счислимых вещах устанавливается нечто первое, второе и т. д (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 1) переселяется в другое тело
    • «...Наибольшую известность среди всех получили следующие положения во-первых, что душа, по его словам, бессмертна, во-вторых,
    что она переселяется в другие виды животных, кроме того, [в-треть- их, что все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и, [в-четвер- тых], что все живые [собств. обладающие душой существа следует считать родственными друг другу. Очевидно, первым, кто принес эти учения в Элладу, был Пифагор (Фрагменты ранних греческих философов- С. Вопрос Ответ 2) Гераклит
    • «Частности его учения таковы. Огонь - первоэлемент, и все вещи - обменный эквивалент огня В 90] - возникают из него путем разрежения и сгущения. Впрочем, ясно он не излагает ничего. Все возникает в силу противоположности, и все течет подобно реке В. Вселенная конечна, и космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (зон) [54/93], происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса],
    называется войной и распрей Вата, что - к сгоранию (экпи- розе) - согласием и миром, изменение - путем вверх-вниз, по которому и возникает космос. (9) Сгущаясь, огонь увлажняется и, сплачиваясь, становится водой вода, затвердевая, превращается в землю это путь вниз. Земля, в свою очередь, снова тает плавится, из нее возникает вода, а из воды - все остальное причины почти всех этих явлений он возводит к испарению из моря это путь вверх. На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды».
    «Гераклит говорит где-то, что все движется и ничто не остается на месте, и, образно сравнивая сущее стечением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и туже реку. Из этого взгляда развилось [букв,
    «расцвело»] крайнее воззрение упомянутых философов, а именно воззрение тех, кто считал себя последователями Гераклита; подобного воззрения держался и Кратил, который под конец пришел к мнению, что не следует ничего высказывать утверждать, и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита зато, что тот сказал нельзя дважды войти в одну и туже реку, поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз (Фрагменты ранних греческих философов. - С. 177,209,210).

    30 Античная философия
    Вопрос Отвели 4) из огня
    • «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов,
    никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь,
    мерно возгорающийся, мерно угасающий. «...Гераклит говорит, что все вещи некогда становятся огнем «Гераклит полагал, что все вещи состоят из конечного огня ив него все вещи разлагаются. Космос один.
    Рождается он из огня и снова сгорает дотла подвергается экцирозе]
    через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности. «Гераклит говорит, что космос то обращается в огонь, то снова образуется из огня через определенные периоды времени Под залог огня все вещи, - говорит Гераклит, - и огонь под залог всех вещей, словно как под залог золота - имущество в под залог имущества- золото. Огонь - первоэлемент, и все вещи - возмещение огня. Путь в гору начинается с земли расплавляясь, земля превращается вводу, вода, испаряясь, - в воздух, воздух, разрежа- ясь, - в огонь путь под гору - с вершины угасая, огонь осаждается в воздух, воздух через сжатие осаждается вводу, а избыток воды путем сгущения превращается в землю (Фрагменты ранних греческих философов- С. 217, 218, 222, Вопрос Ответ 1) война Война (Полемос) - отец всех, царь всех одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными (Фрагменты ранних греческих философов. - С. Вопрос Ответ 1) борьба противоположностей
    • «Тайная гармония лучше явной. Сопряжения целое и нецелое,
    сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего - одно, из одного - все. Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой перевернутое соединение (гармония, как лука и лиры».
    «Прекраснейший космос [- украшение. - словно слиток, отлитый как попало (Фрагменты ранних греческих философов. - С. 192,
    198-199, Вопрос Ответ 4) логос
    • «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди нешшимают и прежде,
    чем выслушать ее, и выслушав однажды. Ибо, хотявсе люди сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом, они подобны незнаю-
    Ответы, пояснения и приложения 31
    щим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их согласно природе истинной реальности и высказывая их так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие. И с чем они в самом непрестанном общении (с логосом, управляющим всеми вещами, стем они в разладе. Кто намерен говорить [— изрекать свой логос с умом (ξύν νόω), те должны крепко опираться на общее (ξονφ) для всех, как граждане полиса - на закон, и даже гораздо крепче. Ибо всечеловеческие законы зависят от одного,
    божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и все превосходит. «Гераклит сущностью судьбы полагал разум (логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Герак- лит. определял судьбу как разум (логос, творящий все вещи через
    [их] "бег-в-противоположные-стороны"». «Гераклит, полагавший, что человек снабжен двумя орудиями познания истины ощущением и разумом, ощущение, подобно упомянутым выше физикам, считал недостоверным, а разум (логос) признавал критерием истины. Изобличая чувственное восприятие, он говорит дословно следующее следует фр. В, что равнозначно утверждению Варварским душам свойственно верить иррациональным ощущениям. Разум (логос) же он полагает критерием истины не всякий, но общий и божественный (Фрагменты ранних греческих философов. - С. 189, 191, 197, 201, Вопрос Ответ 2) Парменид
    «...Парменид впервые поставил вопрос о бытии (Хайдеггер М.
    Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998. - С. Первое открытие бытия сущего Парменидом отождествляет бытие с внимающим пониманием бытия (Хайдеггер М. Бытие и время. -МС. Вопрос Ответ 3) Парменид
    • Παρμενίδης, акмэ 504-501 гг. дон. э, уроженец Элей ('Ελέα,
    Velia) в Италии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


    написать администратору сайта