Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 3) рациональное

  • Вопрос Ответ 4) боги существуют

  • Вопрос

  • Вопрос Ответ 4) Протагор

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница4 из 43
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
    Ш Философское учение об атомах как первооснове всего существующего создали Левкипп (даты жизни неизвестны) и его друг и ученик
    Демокрит (ок. 460-370 гг. дон. эВ дальнейшем крупными представителями атомизма были Эпикур и его римский последователь Тит
    Лукреций Кар.
    Вопрос Ответ 4) неделимый οίτομος - 1) нескошенный, несжатый 2) неделимый (см Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь. - М, Вопрос Ответ 1) вечны и неизменны. Они приверженцы Левкиппа и Демокрита] считают первотела не испытывающими воздействия извне, (некоторые из них, а именно приверженцы Эпикура, говорят, что атомы нерасторжимы вследствие твердости, другие же, а именно приверженцы Левкиппа,
    говорят, что они неделимы вследствие малости. По их учению первотела не могут нив каком отношении изменяться, они не могут подвергаться таким изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта так, например, ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни су
    Ответы, пояснения и приложения хим, ни влажными тем более не становится ни белым, ни черными вообще не принимает никакого иного качества вследствие [полного]
    отсутствия изменения в атоме (Демокрит в его фрагментах и сви- детельствах).
    Вопрос Ответ 4) бесконечно многообразны по форме. Левкипп же и его друг Демокрит элементами признают
    «полное» и пустое, говоря, что одно есть сущее, а другое - несущее.
    Именно полное и плотное они считают сущим, а пустое и разреженное- небытием (поэтому-то они и утверждают, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее действительна, чем тело. Эти элементы они признавали причиною всего существующего как материю. И подобно тому как принимающие лежащую в основе вещей сущность за единое, все прочее выводят из ее состояний, полагая плотное и разреженное началами изменений, точно таким же образом и эти мыслители утверждают, что основные различия в атомах суть причины всего прочего. А этих различий они считают три вида - форма, порядок и положение. Именно, они говорят, что сущее различается только очертанием, соприкосновением и поворотом,
    причем очертание - это форма, соприкосновение - это порядок и поворот - это положение. Так А отличается от N формой, AN от порядком, а N от Ζ положением. «74. Левкипп же элеат или милетя- нин, ибо о нем говорят и то и другое, приобщившись к философии
    Парменида, пошел в учении о сущем не по одной дороге с Парменидом и Ксенофаном, но, как кажется, по противоположной. А именно, между тем как те считали вселенную единой, неподвижной, невозникшей и ограниченной и не позволяли даже искать небытия, он предположил атомы неделимые частицы, бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их, так как этому числу нет никаких оснований быть скорее таким-то, чем иными так как он усматривал в сущем непрерывное возникновение и изменение. Притом же бытие существует нисколько не более, чем небытие, и оба они одинаково являются причинами для возникновения вещей. А именно, предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, он называл их бытием и учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что последнее существует не менее, чем бытие. Точно'
    так же и приятель его <Левкиппа> абдеритянин Демокрит признал началами полное и пустое, называя первое бытием, второе - небытием. А именно, они, считая атомы как бы материей сущего, все прочее выводят из их различий. Различий же их три очертание, повороти iiсоприкасаниеi это значит форма, положение и порядок. Ибо, по природе, подобное приводится в движение подобными, и сродные вещи несутся друг к другу, и каждый из атомов, вступая в иное соединение

    44 Античная философия
    производит другое расположение. Таким образом они заявляли, что при
    [принятии] бесконечного числа начал разумно объясняются все состояния и сущности, отчего и как это возникает. Поэтому они говорят, что только тем, кто считает элементы бесконечно многими, удается всему дать разумное объяснение. И они утверждают, что число форму атомов бесконечно разнообразно по той причине, что оно нисколько не

    больше такое, чем иное Так вот какую причину бесконечности числа атомов и форм их они указывают (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах).
    Вопрос Ответ 3) рациональное

    • «Демокрит же, отвергая возможность явного для внешних чувств, утверждает, что даже ничто из этого не явствует в истинном смысле, но только в смысле мнения, а истинным оказывается бытие атомов и пустого. Именно, он говорит. По установленному обычаю) сладкое и по обычаю горькое, по обычаю теплое, по обычаю холодное, по обычаю цветное, в действительности же - атомы и пустота. Те. чувственные предметы просто устанавливаются по смыслу и мнятся, в истинном же смысле не существуют, но существуют только атомы и пустота. Он говорит В действительности мы ничего достоверно не постигаем, но лишь меняющееся в зависимости от установки нашего тела и оттого, что в него входит или ему сопротивляется. И опять говорит он Было во многих местах показано, что мы не постигаем, какова есть в действительности (έτεη) каждая вещь или какова она не есть. В сочинении же Об идеях он говорит Человек должен познавать на основании того правила, что он далек от действительности. И опять Также это рассуждение, очевидно, показывает, что в действительности мы ничего ни о чем не знаем, ноу каждого мнение есть результат притекания атомных образов. И еще:
    «Все-таки должно быть ясно, что трудно узнать в действительности,
    какова каждая вещь. Ясно из этих слов, что Демокрит колеблет почти всякое постижение, даже если он имеет дело по преимуществу с чувственными восприятиями. / В Правилах он говорит о двух видах знания, об одном при помощи чувственных восприятий и о другом при помощи рассуждения (διάνοια). Из них знание при помощи рассуждения он называет подлинным (γνησίη), приписывая ему достоверность для суждения об истине, а знание при помощи чувственных восприятий он именует темным (σκοτίη), лишая его постоянства в отношении распознавания истинного. Он говорит дословно Существуют две формы познания, подлинная и темная. К темной относится следующее целиком зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Подлинная же отлична от нее. Затем, оказывая предпочтение подлинной форме перед темной, он прибавляет слова Всякий раз, как темное
    Ответы, пояснения и приложения познание не имеет возможности ни видеть более малое, ни слышать,
    ни обонять, ни воспринимать через вкус, ни ощущать в области осязания, надо обращаться к более тонкому Следовательно, и по Де- мокриту, разум есть критерий, который он называет подлинным познанием (Секст Эмпирик. Соч Вт. Т. 1. - МС) Вопрос Ответ 3) скопление атомов,

    которое рассеивается после смерти тела
    • «...Демокрит утверждает, что душа есть некий огонь и тепло. А
    именно: из всего бесконечного множества фигур и атомов шаровидные атомы, говорит он, - это огонь и душа, они подобны так называемым пылинкам в воздухе, которые видны в солнечных лучах, проникающих через узкую щель образуемую ими смесь всякого рода семян он называет элементами всей природы. Подобным же образом толкует Лев- кипп. Оба они считают шаровидные атомы душой, потому что атомы такой формы больше всех в состоянии проникать повсюду и, сами будучи приведенными в движение, двигать и остальное при этом оба полагают, что именно душа сообщает живым существам движение. Поэтому с дыханием, по их мнению, кончается жизнь. Именно, когда окружающий воздух сжимает тела и вытесняет атомы (schemata), которые сообщают живым существам движение тем, что сами они никогда не находятся в состоянии покоя, возникает защита - благодаря дыханию входят извне другие атомы, которые препятствуют выходу содержащихся в живых существах атомов, противодействуя этому сжатию и затвердению. И живые существа живут до тех пор, пока они в состоянии это делать (Аристотель. Соч. Т 1.
    — С. Вопрос Ответ 2) микрокосмосом
    • «223. Но и животные есть как бы некоторый микрокосм, как говорят древние мужи, искусные в познании природы [Демокрит и др. «247. И подобно тому как во вселенной мы видим, что одни [вещи]
    только управляют, как, например, божественные, другие - и управляют и управляются, как, например, человеческие а именно - они и управляются божественными и управляют неразумными животными, третьи же - только управляются, как, например, неразумные животные, таки в человеке, который есть, по Демокриту, микрокосм,
    наблюдается тоже самое. Ив человеке одни части только управляют,
    как разум, другие же повинуются и управляют, как сердце. третьи же только повинуются, как вожделение (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах
    Античная философия
    Вопрос Ответ 4) боги существуют
    как материальные не вечные существа
    • «Демокрит говорит, что некоторые образы (είδωλα) приближаются к людям, что одни из них благодетельны, другие вредоносны (почему они молился о получении счастливых образов они велики и необыкновенны, трудно истребимы, ноне нетленны, предвещают людям будущее, видимы и издают звуки. Поэтому древние, восприняв представление от них, предположили существование бога, имеющего такую же точно природу, как эти образы, но притом нетленного. Он говорит "Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, громи молнию, перуны и соединения звезд, затмения солнца и луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений"»
    (Секст Эмпирик. Соч. Т 1. - С. Вопрос Ответ 2) демократия. "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах).
    Вопрос Ответ 4) хорошее настроение. Он сказал, что есть единая цель у всего и что хорошее расположение духа есть самое лучшее, печали же являются границами дурного. «493. Высшее благо он называет хорошим расположением духа и часто также неустрашимостью, те. состоянием души,
    свободным от страха. «498. Но и абдеритские философы учат, что цель существует. Демокрит в сочинении О цели считает целью жизни хорошее расположение духа, которое он называет также душевным благосостоянием. «510. "Счастие и несчастие - в душе. "Невыносимое страдание души, пораженной скорбью, изгоняй разумом. «522. Цель (жизни) - хорошее расположение души),
    которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв,
    как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никакими страхами, ни боязнью демонов, ни каким-либо другим страданием. Он называет такое состояние также счастьем и многими другими именами. Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия.
    Следовательно, кто еще нуждается, тот небогат, кто нив чем не нуждается, не беден. «528. "Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при
    Ответы, пояснения и приложения больших средствах не имеет душевного веселия"». «559. "Самое лучшее для человека проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа и наивозможно меньшей печали. А это может быть
    [достигнуто], если делать свои удовольствия независящими от преходящих вещей. «611. "Тот, у кого хорошее состояние духа, всегда стремится к справедливыми законным делам, поэтому они наяву и во сне бывает радостен, здоров и беззаботен. И тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о всем таком (Демокрит в его фрагментах и свидетельствах).
    Вопрос Ответ 4) платных учителей риторики

    • Граждане демократических полисов, в большинстве своем участвовавшие в органах общественного самоуправления, нуждались ври- торической подготовке, чтобы одерживать победы в дискуссиях. Вот- вет на общественную потребность появились и учителя, которые заплату обучали риторике и мудрости. Их прозвали софистами (от греч. σοφιστής - искусник, мудрец).
    • «...Охота за богатыми и славными юношами должна быть названа софистикою. «...Во-вторых, софистика оказалась искусством приобретать, менять, продавать, торговать вообще, торговать духовными товарами, а именно рассуждениями и знаниями, касающимися добродетели. И тот род приобретающего искусства, который занимается меной и продажей чужих или собственных изделий, в обоих случаях,
    коль скоро оно занимается продажей познаний о таких вещах, ты, очевидно, всегда будешь называть софистическим. Софист, видно, есть нечто иное, как род людей, наживающих деньги при помощи искусств словопрения, прекословия, спора, сражения, борьбы и приобретения».
    «...Софист принадлежит не к знающим, а к подражающим. Мудрецом его невозможно назвать ведьмы признали его незнающим. Будучи подражателем мудреца, он, конечно, получит производное от него имя,
    и я почти уже понял, что он действительно должен называться во всех отношениях подлинным софистом. Этим именем обозначается основанное на мнении лицемерное подражание искусству, запутывающему другого в противоречиях, подражание, принадлежащее к части изобразительного искусства, творящей призраки и с помощью речей выделяющей в творчестве не божественную, а человеческую часть фокусниче- ства...» (Платон. Собр. соч Вт. Т. 2. - МС, Софисты подделываются под философов (ибо софистика - это только мнимая мудрость. Действительно, софистика и диалектика занимаются той же областью, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своей способности, а от софисти-
    Античная философия
    ки - выбором образа жизни. Софистика - это философия мнимая,
    а недействительная. (Аристотель. Соч. Т. 1. - С. Имеются умозаключения и опровержения, которые только кажутся таковыми, не будучи ими. Атак как некоторые заботятся больше о том, чтобы слыть мудрыми, чем быть мудрыми и не слыть ими (ведь софистика - это мнимая мудрость, а недействительная, и софист - это тот, кто ищет корысти от мнимой, а недействительной мудрости),
    то ясно, что для них важно скорее казаться исполняющими дело мудрого, чем действительно исполнить его, но при этом не казаться исполняющими его. Дело же знающего - каждый раз, сопоставляя одно с другим, говорить правду относительно того, что он знает, и уметь уличать лжеца. А это означает, с одной стороны, уметь высказывать свои доводы,
    а с другой - выслушивать другие (Там же. - Т. 2. - С. Из сказанного ясно, каков философ. Софист отличается от него,
    во-первых, обычаем, например, тем, что обучает юношей заплату и больше стремится к тому, чтобы казаться хорошими добрым человеком,
    чем быть таким. Во-вторых, предметом занятий, потому что философ занят тем, что обладает вечно тождественными неизменным бытием, а софист хлопочет о небытии, удаляясь туда, где мрак не позволяет ничего разглядеть (Альбин. Учебник платоновской философии // Платон.
    Диалоги. - МС. Вопрос Ответ 2) ложное умозаключение
    Ш Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все что угодно, те. для них нет незыблемых истин, всезнания не абсолютны, а относительны. Они разработали множество риторических уловок, псевдологических доказательств, так называемых софизмов, цель которых - сбить собеседника с толку,
    запутать. Σόφισμα - хитрая уловка, ложное умозаключение. Пример софизма То, чего тыне терял, у тебя есть. Рогов тыне терял.
    Следовательно, ты - рогатый. Софистов, в отличие от более ранних греческих философов, интересовали не столько вопросы о первонача- лах и строении космоса, сколько практическое умение влиять на мнения людей. Софисты способствовали переключению внимания философов с космоса на человека и общество, обострению вопроса о способности человека знать истину и отличать ее от мнения или заблуждения.
    Если первые греческие философы полагали, что в космосе существуют объективные законы, независящие от человеческих мнений и произвола, то софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, причем в зависимости от их индивидуальных особенностей,
    склонностей и интересов. Тем самым софисты заострили проблему различения того, что существует по природе итого, что существует
    по установлению
    Ответы, пояснения и приложения Когда приведенный довод есть доказательство чего-то, тогда, в случае если доказывается нечто другое, совершенно не относящееся к заключению, которое должно быть выведено, умозаключения об этом не будет если же оно кажется умозаключением, то это софизма не доказательство. Софизм - эристическое умозаключение (Аристотель. Соч. Т. 2. - С. А Эристика (εριστικά) - искусство спора, допускающее любые приемы ради победы.
    Вопрос Ответ 4) Протагор
    А Протагор (Πρωταγόρας, ок. 481-411 гг. дон. э) - один из самых известных софистов.
    Вопрос Ответ 2) мера всех вещей Некоторые сопричислили к хору философов, отрицающих критерий, и Протагора Абдерита, поскольку он утверждает, что все представления и мнения истинны и что истина относительна, ввиду того что всякое явление или мнение у кого-нибудь уже само по себе связано отношением к этому последнему. Действительно, вначале своих Ниспровергающих речей он провозгласил Человек - мера всех вещей,
    существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют. И доказывается это, как получается, при помощи того,
    что противоположно этому суждению если кто-нибудь скажет, что человек не есть критерий всех вещей, то он все равно подтвердит, что человек - критерий всех вещей, потому что тот самый, который это утверждает, есть человек и кто допустил явление в качестве отнесенного к человеку, тот тем самым признал, что и само явление принадлежит к тому, что отнесено к человеку. Поэтому и безумный в отношении того, что является в безумии, есть верный критерий и спящий - в отношении к тому, что является во сне и младенец - к тому, что случается в младенчестве и старик - к тому, что в старости. Не подобает на основании одних обстоятельств принижать других, как бы они между собою ни различались, те. на основании того, что случается в здравом уме, принижать то, что является в безумии на основании того, что бывает наяву, - то, что во сне и оттого, что в старости, - то, что в младенчестве. Подобно тому как первые члены в этих противоположностях не являются вторыми, также в свою очередь и явление в пределах вторых членов не доходит до первых. Вследствие этого если безумный или спящий что-нибудь видит, то, находясь в известном состоянии, он не есть надежный судья в том, что ему является, - равно и человек, находящийся в здравом уме или бодрствующий, поскольку он находится в известном состоянии, опять-таки не может быть
    Античная философия
    уверенным в распознании того, что является передним в качестве реального. / Значит, если нельзя ничего взять вне субъективного состояния, то надо доверять всему, что воспринимается согласно соответствующему состоянию (Секст Эмпирик. Соч. Т. 1. - С. Вопрос Ответ 2) всякое мнение выражает истину

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


    написать администратору сайта