Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос78 Ответ: 1) учение о божественном

  • Вопрос79 Ответ: 3) все стремится к божеству как к цели

  • Вопрос87 Ответ: 2) демократия

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница7 из 43
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   43
    Вопрос76
    Ответ: 1) идея
    Вместо идеи должно быть начало движения».
    • «Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах ведьмы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем, что нам известна первая причина. А о причинах говорится в четырех значениях одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи ведь каждое почему сводится в конечном счете к определению вещи, а первое почему и есть причина и начало другой причиной мы считаем материю, или субстрат третьей - то, откуда начало движения четвертой - причину, противолежащую последней, а именно то, ради чего, или благо ибо благо есть цель всякого возникновения и движения Метафизика, а Причиной называется [1] то содержимое вещи, из чего она возникает например, медь - причина изваяния и серебро - причина чаши,
    а также их роды суть причины [2] форма, или первообраза это есть определение сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраза
    (например, для октавы - отношение двух к одному и число вообще, и составные части определения [3] то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя например, советчик есть причина,
    и отец - причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющее - причина изменяющегося [4] цельте. то,
    ради чего, например, цель гулянья - здоровье. В самом деле, почему человек гуляет Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что указали причину (Там же, V а 20-30).
    Вопрос77
    Ответ: 4) полная действительность Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле - в таком, как знание, ив таком, как деятельность созерцания. Не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать ни относительно воска и отпечатка на нем, ни вообще относительно любой материи итого, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле. Раскалывание для топора]
    и видение для глаза суть энтелехия... душа есть такая энтелехия, как зрение и сила орудия...»-(О душе, II 1, а 5-10, 412Ь5-413а).
    Ответы, пояснения и приложения 67
    Α Εντελέχεια - «έν-τελ-έχεια ή филос энтелехия, полное раскрытие внутри заложенной целите законченная (полная) действительность, осуществленность: του δυνάμει δντος λόγος ή έ. (έστιν) основание того, что существует в возможности, есть энтелехия; ενέργεια
    συντείνει προς την έντελέχειαν Arst. деятельность тяготеет к действительности. яйцо является птенцом в возможности, ноне энтелехи- ально» (Дворецкий И. X. Древнегреческо-русский словарь).
    Вопрос78
    Ответ: 1) учение о божественном
    О Имеются три умозрительных учения математика, учение о природе, учение о божественном (совершенно очевидно, что если где- то существует божественное, то ему присуща именно такая природа),
    и достойнейшее знание должно иметь своим предметом достойнейший род сущего. Так вот, умозрительные науки предпочтительнее всех остальных, а учение о божественном предпочтительнее других умозрительных наук. В самом деле, мог бы возникнуть вопрос, занимается ли первая философия общим или каким-нибудь одним родом [сущего],
    т. е. какой-нибудь одной сущностью (physis): ведь неодинаково обстоит дело ив математических науках геометрия и учение о небесных светилах занимаются каждая определенной сущностью (physis), а общая математика простирается на все. Если нет какой-либо другой сущности (oysia), кроме созданных природой, то первым учением было бы учение о природе. Но если есть некоторая неподвижная сущность,
    то она первее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее знание в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее - что оно такое и каково все присущее ему как сущему. Хотя математик на свой лад и пользуется общими положениями, но начала математики должна исследовать первая философия (Метафизика, а 15-30; XI
    4, 1061b А что касается начала в отношении формы, то. подробное рассмотрение этих вопросов есть дело первой философии Но как обстоит дело с отделимостью от материи и что она такое - определить это надлежит первой философии (Физика, I 9, а 30-35; II Ь 10-15).
    Вопрос79
    Ответ: 3) все стремится к божеству как к цели,
    любя его совершенство
    Ш Все движущееся приводится в движение чем-нибудь другим,
    а другое - третьими т. д. Этот причинный ряд, по мнению Арис-

    68 Античная философия
    тотеля, не может уходить в бесконечность, его увенчивает первое движущее или божество Сам же перводвигатель неподвижен, вечен,
    един и единствен. Бессмертное и божественное существо наделено движением, но только таким движением, которому не поставлено никакой границы и которое скорее само граница других движений. Ведь быть границей - свойство объемлющего, а это движение в силу своего совершенства объемлет движения несовершенные и имеющие границу и остановку, само оно при этом не имеет ни начала, ни конца и,
    будучи безостановочным в продолжение бесконечного времени, выступает по отношению к прочим движениям как причина начала одних и восприемник остановки других (О небе, II 1, а Божество движет, само будучи неподвижным (Метафизика, XII7,
    1072b 5). Перводвигатель приводит все в движение не «давлением»,
    а своей притягательностью. Бог-перводвигатель - это причина целевая, а недействующая, те. привлекающая, а не принуждающая.
    Все стремится к нему, поскольку любит его как совершенство. Само же^божество неподвижно, поскольку нив чем не нуждается и ник чему не стремится. Божество - это высший ум, блаженный, вечный, мыслящий сам себя.
    • «...Целевая причина находится среди неподвижного Движет она, как предмет любви любящего, а приведенное ею в движение движет остальное. Так как есть нечто сущее в действительности,
    что движет, само будучи неподвижным, тов отношении его перемена никоим образом невозможна. Первое движущее есть необходимо сущее Бог есть деятельность и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог. Первая суть бытия не имеет материи, ибо она есть полная осуществлен- ность». Ум мыслит самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям, ибо изменение его было бы изменением к худшему, и это уже некоторое движение. Ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении. Однако совершенно очевидно, что знание, чувственное восприятие, мнение и размышление всегда направлены на другое, а на себя лишь мимоходом.
    И если, наконец, мыслить и быть мыслимым не одно и тоже, тона основании чего из них уму присуще благо Ведь быть мыслью и быть постигаемым мыслью не одно и тоже. Ноне есть ли в некоторых случаях само знание предмет знания в знании о творчестве предмет - сущность, взятая без материи, и суть бытия, в знании умозрительном- определение и мышление. Поскольку, следовательно, постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга у того, что не имеет материи, то они будут одно и тоже, и мысль будет составлять одно с постигаемым мыслью (Метафизика, XII 7,1072b; XII а 35; XII9,
    1074Ь25-1075а5).
    Ответы, пояснения и приложения 69
    Вопрос80
    Ответ:4) энтелехия тела Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же как форма есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела Энте- лехия же имеет двоякий смыслили такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания совершенно очевидно, что душа есть энтеле- хия в таком смысле, как знание. Душа неотделима от тела (О
    душе, а 20, 413а).
    Вопрос81
    • «..Душа есть начало указанных способностей и отличается растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и движением. Одним животным присущи все способности, другим лишь некоторые, иным - только одна Душа не может существовать без тела и не есть какое-либо тело. Ведь душа есть не тело, а нечто принадлежащее телу, а потому она и пребывает в теле, и именно в определенного рода теле Душа есть некоторая энтелехия и смысл того, что обладает возможностью быть таким одушевленным существом. Что касается упомянугък способностей души, то, как мы уже сказали, одним существам они присущи все, другим - некоторые из них, иным - только одна. Мы назвали растительную способность, способности стремления,
    ощущения, пространственного движения, размышления. Растениям присуща только растительная способность, другим существами эта способность, и способность ощущения и если способность ощущения, то и способность стремления. У одушевленных существ в последующем всегда содержится в возможности предшествующее, например. в способности ощущения - растительная способность. Поэтому надлежит относительно каждого существа исследовать, какая у него душа, например какова душа у растения, человека, животного. Далее нужно рассмотреть, почему имеется такая последовательность. В самом деле, без растительной способности не может быть способности ощущения. Между тему растений растительная способность существует отдельно от способности ощущения. В свою очередь без способности осязания не может быть никакого другого чувства,
    осязание же бывает и без других чувств. Действительно, многие животные не обладают ни зрением, ни слухом, ни чувством обоняния. А из наделенных ощущениями существ одни обладают способностью перемещения,
    другие нет. Наконец, совсем немного существ обладают способностью рассуждения и размышления. А именно тем смертным существам, которым присуща способность рассуждения, присущи также и все остальные способности, а из тех, кому присуща каждая из этих способностей, не всякому присуща способность рассуждения, ау некоторых нет даже воображения

    70 Античная философия
    другие же живут, наделенные только им одним. Что касается созерцательного ума (noys theoretikos), то речь о нем особая. Душа есть как бы рука:
    как рука есть орудие орудий, таки ум - форма форм, ощущение же - форма ощущаемого (О душе II
    2,3; Вопрос Ответ 2) логика

    • Аристотель создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание которое необходимо исходит из истинных, первых, неопосредствованных, более известных и предшествующих посылок (Вторая аналитика, Итак, о томна скольких и на каких основаниях получаются пара- логизмы в рассуждениях, как мы должны изобличать ложное и заставлять говорить не согласующееся с общепринятым, из чего следует погрешность в речи, как надо ставить вопросы ив каком порядке следует их ставить, для чего полезны все такого рода доводы, как вообще следует отвечать и как надо раскрывать доводы и погрешности в речи, - обо всем этом было сказано нами. Остается еще напомнить первоначальное намерение, коротко сказать об этом и завершить исследование. / Итак, мы замыслили найти некоторое средство строить умозаключения относительно предложенных для обсуждения проблем на основе наиболее правдоподобных из имеющихся посылок. Ибо это и есть дело диалектики, как таковой, и искусства испытыва- ния. Атак как из-за сходства с софистикой у диалектики прибавляется еще и задача - уметь подвергать испытанию рассуждения собеседника]
    не только диалектически, но и наподобие сведущего, то целью исследования было не только выполнение названной задачи, а именно умение выслушивать чужие доводы, но и умение, защищая свои доводы, таким же образом отстаивать тезис при помощи как можно более правдоподобных [посылок]».
    «Что касается настоящего учения, то дело обстояло не так, что частью оно было заранее разработано, а частью нет в наличии не было ровно ничего».
    «Что же касается учения об умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил (О софистических опровержениях, 34).
    Вопрос83
    Ответ: 3) умозаключение на основе правдоподобных положений Умозаключение есть речь, в которой если нечто предположено,
    то через положенное из него с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного. Доказательство имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых положений или из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных [положений].
    Диалектическое же умозаключение - это то, которое строится из прав
    Ответы, пояснения и приложения 71
    доподобных положений. Истинные и первые положения - те, которые достоверны не через другие положения, а через самих себя. Ибо о началах знания ненужно спрашивать почему, а каждое из этих начал само по себе должно быть достоверным. Правдоподобно то, что кажется правильным всем или большинству людей или мудрым - всем или большинству из них или самым известными славным. Эристическое же умозаключение исходит из положений, которые кажутся правдоподобными, нона деле не таковы, или оно кажется исходящим из правдоподобных либо кажущихся правдоподобными положений. Когда возможно сомнение в правильности той или другой стороны, нам легче будет замечать в каждом отдельном случае истинное и ложное. Исследование полезно еще для познания первых начал всякой науки. Ибо исходя из начал, свойственных лишь, данной науке, нельзя говорить что-нибудь о тех началах, поскольку они первые начала для всех наук. Поэтому их необходимо разбирать на основании правдоподобных положений в каждом отдельном случае, а это и есть задача, свойственная диалектике или наиболее близкая ей. Ибо, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений (Топика, 11,2).
    Вопрос84
    Ответ: 2) в деятельности души сообразно добродетели Если назначение человека - деятельность души, согласованная с суждением или не безучастия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека породу тождественно назначению добропорядочного) человека, как тождественно назначение кифариста и изрядного) кифариста, и это верно для всех вообще случаев, а преимущества в добродетели - это лишь добавление к делу так, дело кифари- ста - играть на кифаре, а дело изрядного кифариста - хорошо играть- если это так, то мы полагаем, что дело человека - некая жизнь, а жизнь эта - деятельность души и поступки при участии суждения, дело же добропорядочного мужа - совершать это хорошо (to еу) и прекрасно в нравственном смысле (kalos), и мы полагаем, что каждое дело делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей) ему добродетели если все это так, то человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то сообразно наилучшей и наиболее полной и совершенной. Поступки, сообразные добродетели, будут доставлять удовольствие сами по себе (Никомахова этика, а а Вопрос Ответ 3) в обладании серединой Добродетель - это способность поступать наилучшим образом
    [во всем, что касается удовольствий и страданий Добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании середи-

    72 Античная философия
    ной по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя видами порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка. А еще и потому добродетель означает обладание серединой, что как в страстях, таки в поступках пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо и сторону недостатка, добродетель же
    [умеет] находить середину и ее избирает. / Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, ас точки зрения высшего блага и совершенства обладание вершиной (Никомахова этика, 1104b 25,1106Ь36-1107а5).
    Вопрос Ответ 3) существо общественное φύσει
    ζώον Совершенное благо считается самодостаточным. Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек - по природе
    [существо] общественное. Вероятно, нелепо также делать блаженного одиночкой, ибо никто не избрал бы обладание благом для себя одного;
    действительно, человек - общественное существо, и жизнь сообща прирождена ему (Никомахова этика 1097b 7-13, 1169b Государство принадлежит к тому, что существует по природе,
    и... человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек (Политика, а 2-5).
    Вопрос87
    Ответ: 2) демократия
    Ш Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделил шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства 1) монархия, 2) аристократия, 3) политая. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы уклоняющиеся от правильных 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. Какая из правильных форм лучше, - зависит от конкретных обстоятельств Только те государственные устройства, которые имеют ввиду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными имеющие же ввиду только благо правящих - все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных они основаны на
    Ответы, пояснения и приложения началах господства, а государство есть общение свободных людей. Государственное устройство означает тоже, что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек,
    или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются ввиду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями Монархическое правление, имеющее ввиду общую пользу,
    мы обыкновенно называем царской властью власть немногих, но более чем одного - аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется ввиду высшее благо государства и тех, кто в него входит а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства- полития. <...> И такое разграничение оказывается логически правильным один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большинства - дело уже трудное, хотя легче всего - в военной доблести, так как последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. <...> Отклонения от указанных устройств следующие от царской власти - тиранния, от аристократии - олигархия, от политии - демократия. Тиранния - монархическая власть,
    имеющая ввиду выгоды одного правителя олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан демократия - выгоды неимущих общей же пользы ни одна из них ввиду не имеет. Из трех видов государственного устройства, какие мы признаем правильными, наилучшим,
    конечно, является тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших (Политика, 1279а17-Ь10, а 32-34).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   43


    написать администратору сайта