Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ) все небесные тела, кроме «неподвижныхзвезд»

  • Вопрос Ответ 4) стремление (любовь) к божественности

  • Вопрос22 Ответ: 4) судьба - женщина, чтобы владеть ею, надо ее бить и толкать

  • Вопрос Ответ 1) все

  • Ответ:3) Томмазо Кампанелла

  • Вопрос Ответ 3) в себялюбии

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница15 из 43
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   43
    Вопрос 17 Ответ 4) Коперник
    Ш Николай Коперник (1473-1543), польский философ-астроном известен как творец учения о вращении Земли вокруг Солнца. Принято говорить, что Коперник совершил тем самым революцию, или переворот. Вероятно, поводом для этого выражения является не только значимость его теории, но и слово revolutionibus в названии его работы «De revolutionibus orbium coelestium» (О вращении небесных сфер. В ней говорится, что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности,
    что вмещающая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные тела имеют круговое движение. что Земля обладает некоторыми вращениями. (Коперник НО вращении небесных сфер. МС. Теория Коперника не согласуется с Библией, в которой говорится, что созданный Богом мир состоит всего из двух частей, тверди земной и тверди небесной, и земля (а это целых полмира) отдана во владение человеку. Согласно Копернику, Земляне является ни половиной мира, ни центром мира, вокруг которого вращались бы небесные сферы с Солнцем, Луной, планетами и звездами,
    как считалось со времен Аристотеля и Птолемея. Для человеческого сознания это головокружительная и жуткая новость земля под ногами не является незыблемой опорой - она мчится по орбите вокруг Солнца да еще вращается вокруг собственной оси. К тому же она крохотная в безмерном пространстве Вселенной. В качестве эпиграфа к своему труду
    Коперник взял слова, когда-то написанные у входа в Платоновскую
    Академию: Да не войдет сюда никто, незнающий математики - вероятно, он опасался нападок невежд. Он допускал даже, что его гипотеза не соответствует действительности, но является всего лишь сред

    146 Философия эпохи Возрождения
    ством для составления более точных астрономических таблиц и кален- даря.
    Вопрос Ответ) все небесные тела, кроме «неподвижныхзвезд»

    См. пояснение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 2) каждая частица причастна к духу, даже не обладая

    душой или жизнью Джордано Бруно (1548-1600) поддерживал идеи Николая
    Кузанского и Коперника, отстаивал учение о бесконечности Вселенной и о бесчисленном множестве миров. Ему обычно приписывают (в учебниках по философии) пантеизм и гилозоизм. Я (А. Демидов) не встретил убедительных доказательств правомерности этих интерпретаций.
    Бруно, несомненно, утверждал, что единое бесконечное мировое тело
    «есть живое существо и заключает в себе всю душу. Однако он не говорил подобного о камнях, табуретках или атомах. Тем не менее, верно то, что и камни, и атомы, не имея в себе жизни или души, одушевлены в том смысле, что все материальные частицы причастны к действию духа или души. Причастны - в качестве органов или орудий живого тела. Возьмем, например, наше собственное человеческое тело.
    Нелепо было бы утверждать, что рука или нога сами по себе волос сам по себе, зуб или пломба на нем обладают душой или жизнью. Верно обратное душа или жизнь обладают ими, образуют, формируют их в качестве своих органов и орудий В этом смысле безжизненные и бездушные сами по себе вещи проникнуты жизнью и духом, причастны к нему, определены (ограничены) им. Если же говорить о едином и бесконечном мировом теле как opi анизме, то, естественно, всякая без исключения частица этого тела проникнута духом, причастна к духу,
    одушевлена в истолкованном смысле. Что же касается так называемого
    «пантеизма Джордано Бруно», то просто наивно подозревать у выдающегося мыслителя столь плоский образ мысли и приписывать ему отождествление Бога с природой. Всякий студент-первокурсник, даже если он не выдающийся мыслитель, должен знать, что целое не равняется сумме входящих в него частей. Единое целое больше, чем подчиненное ему множество. И я, например, больше, чем все множество органов и частей моего тела я не тождествен моему живому, одушевленному телу, хотя и существую посредством него. Также и Богу Джордано
    Бруно существует посредством бесконечной и единой вселенной, ноне тождествен вселенскому телу или множеству имеющихся в нем вещей.
    • «Филотей. Я говорю, что это бесконечное и безмерное тело есть живое существо, хотя оно не имеет определенной формы и чувств
    Ответы, пояснения и приложения которые относились бык внешним вещам ибо оно заключает в себе всю душу и охватывает все одушевленное и есть все это (Дж. Бруно. О
    бесконечности, вселенной и мирах. Диалог второй).
    «Мне кажется, что преуменьшают божественную доброту и превосходство этого великого одушевленного подобия первого начала те, кто не хочет понять и утверждать, что мир одушевлен вместе сего членами как если бы бог завидовал своему подобию, как если бы строитель не любил своего отдельного произведения. Я утверждаю, что ни стол как стол неодушевлен, ни одежда, ни кожа как кожа, ни стекло как стекло но как вещи природные и составные они имеют в себе материю и форму. Сколь бы незначительной и малейшей ни была бы вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субъект, стремится стать растением, стать животными получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным, потому что дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое бы не заключало в себе возможности стать одушевленным. Не все вещи, обладающие душой, называются одушевленными. Я допускаю,
    что вещи имеют в себе душу, обладают жизнью, сообразно субстанции,
    но несообразно акту и действию в том смысле, какой им придают все перипатетики и те, кто жизнь и душу определяют сообразно известным, слишком грубым основанием. Я утверждаю не правдоподобное,
    но истинное, так как этот дух находится во всех вещах, каковые, если не суть живые, суть одушевленные если они в действительности не обладают одушевленностью и жизнью, все же они обладают ими сообразно началу и известному первому действию. И я не утверждаю большего,
    так как в данном случае я не хочу говорить о свойствах многих камешков и драгоценных камней будучи отшлифованными и гранеными и живописно расположенными в оправе, они имеют известную способность возвышать духи возбуждать новые чувства и страсти не только в теле, но ив душе. И мы знаем, что подобные следствия не происходят и не могут происходить от чисто материального качества, нос необходимостью относятся к символическому жизненному и душевному началу кроме того, тоже самое мы чувственно наблюдаем в мертвых сучьях и корнях, которые, очищая и собирая соки, изменяя жидкости, с необходимостью проявляют признаки жизни. Я оставляю в стороне тот факт,
    что не без причины некроманты надеются произвести многое при помощи костей мертвецов и полагают, что эти кости удерживают если не тоже самое, то все же то или другое жизненное действие, которое в известных случаях и приводит к необычным следствиям. Я еще буду иметь случай пространно рассуждать относительно духа, души, жизни,
    ума, который вовсе проникает, во всем находится и приводит в движение всю материю, наполняет ее полноту и превышает ее скорее, чем ею превышен, принимая во внимание, что духовная субстанция немо- жет быть превзойдена материальной, но скорее ее ограничивает (О причине, начале и едином. Диалог второй
    Философия эпохи Возрождения
    Вопрос Ответ 4) стремление (любовь) к божественности
    • «...Я заявляю, что мое первое и основное, главное и дополнительное, последнее и окончательное намерение заключалось и заключается в том, чтобы показать в этом сочинении божественное созерцание и представить слуху и взору других людей не вульгарные страсти, но героическую любовь Героическая любовь есть мука, ибо она не пользуется настоящим, как животная любовь, но она испытывает влечение, зависть,
    подозрение и страх в отношении того, что будет итого, чего нет, и того,
    что им противоположно. Всякая любовь (если она героическая, а нечисто животная, именуемая физической и подчиненная полу, как орудию природы) имеет объектом божество, стремится к божественной красоте,
    которая прежде всего приобщается к душами расцветает в них, а затем от них, или, лучше сказать, через них сообщается телам поэтому-то благородная страсть любит тело или телесную красоту, так как последняя есть выявление красоты духа. И даже то, что вызывает во мне любовь к телу, есть некоторая духовность, видимая в нем и называемая нами красотой и состоит она не в больших или меньших размерах, не в определенных цветах и формах, нов некоей гармонии и согласности членов икра- сок. Героический дух довольствуется скорее достойным падением или честной неудачей в том высоком предприятии, в котором выражается благородство его духа, чем успехом и совершенством в делах менее благородных и низких. Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф. Движимые чувством собственного благородства, они вновь принимают собственную и божественную форму,
    равно как и героический энтузиаст, который, поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли, возвышается до божества, покидая форму более низкого существа. Поэтому и сказано, что из субъекта более низкого, я делаюсь богом, меня любовь преображает в бога из низшей вещи. Так же,
    как Актеон, становящийся добычей своих псов, преследуемый собственными мыслями, бежит, направляясь новым путем, таки Энтузиаст обрел обновление, действуя божественно и более легко, то есть проворнее и бодрее, в чаще лесов, в пустынях, в области вещей непостижимых. Из человека низменного и обыкновенного он становится редкими героическим, обладателем редкого поведения и понимания, ведущим необычайную жизнь. Тут-то ему и причиняют смерть большие псы, свои и чужие тут он кончает свою жизнь, по мнению мира, безумного, чувственного, слепого, фантастического и начинает жить интеллектуально он живет жизнью богов, питаясь амброзией и опьяняясь нектаром. Для людей героического духа все обращается во благо, и они умеют использовать плен как плод большой свободы, а поражение превратить иной разв высокую победу. Героический дух всегда будет идти впереди подвергаться испытаниям, пока не увидит себя поднявшимся до желания божественной
    Ответы, пояснения и приложения красоты в ней самой, без уподобления, очертания, образа и вида, если это возможно. И даже больше он сможет достигнуть этого (Бруно Дж. О
    героическом энтузиазме. - М, Вопрос Ответ 2) по возможности, держаться добра, но уметь
    вступитышпутьзла
    • «Многие измыслили республики и княжества, никогда невиданные и о которых наделе ничего не было известно. Но так велико расстояние оттого, как протекает жизнь в действительности, до того,
    как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того, что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасенье. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться этим, смотря по необходимости. «...Князь,
    и особенно князь новый, не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать против верности, против любви к ближнему, против человечности, против религии. Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря потому, как велят ветры и колебания счастья, и, как я говорил выше, не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо (Макиа- велли Н. Государь. - М, 1996. - Гл. XV, XVIII).
    Вопрос22
    Ответ: 4) судьба - женщина, чтобы владеть ею,
    надо ее бить и толкать
    • «Итак, я заключаю, что раз судьба изменчива, а люди в поведении своем упрямы, то они счастливы, пока судьба в согласии сих поведением, и несчастны, когда между ними разлад. Полагаю, однако, что лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба - женщина,
    и, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать. Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется задело холодно. И, наконец, как женщина, судьба всегда благоволит к молодым,
    потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают (Государь, Вопрос Ответ 4) Цезаря Борджа

    • «Я никогда не побоюсь сослаться на Цезаря Борджа и его образ действий. Цезарь Борджа слыл беспощадным, тем не менее его жесто-

    150 Философия эпохи Возрождения
    кость восстановила Романью, объединила ее, вернула ее к миру и верности. Если вдуматься как следует, то окажется, что он был гораздо милостивее Флорентийского народа, который, чтобы избегнуть нареканий в жестокости, допустил разрушение Пистойи. Итак, князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих подданных в единстве и верности. Ведь, показав, в крайности,
    несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам,
    вызывающим убийства или грабежи это обычно потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека Государь, Вопрос Ответ 2) Томас Мор

    А Термин утопия происходит от названия книги Томаса Мора, английского мыслителя-гуманиста. Он описал идеальный строй фантастического острова Утопия. На этом острове у людей нет частной и даже личной собственности, средства производства обобществлены, все трудоспособные жители трудятся. Рабочий день длится всего 6 часов, а наиболее тяжелые работы выполняют осужденные преступники. Все живут в достатке, получая продукты по потребности и не стремясь к излишествам. Наибольшим почетом пользуются люди трудолюбивые, образованные и добродетельные. Томас Мор считается одним из предшественников теории социализма.
    Вопрос Ответ 1) все
    Вопрос Ответ 2) допустимы различные религиозные верования и даже
    атеизм
    Вопрос27
    Ответ: 1) для изготовления оков для преступников и ночных
    горшков
    Вопрос28
    Ответ:3) Томмазо Кампанелла
    Томмазо Кампанелла (1568-1639), итальянский философ-гу- манист, изложил свой утопический проект в книге Город Солнца».
    Книга написана в тюрьме, где автор провел почти 27 лет по обвинению в организации заговора против испанского господства в Италии
    Ответы, пояснения и приложения Там же были написаны еще десятки сочинений по философии, теологии,
    астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Город Солнца - это идеальная община, в которой упразднены институты частной собственности и семьи, поскольку они возбуждают в людях эгоизм и алчность. Руководство всей жизнью в городе осуществляют ученые-жрецы во главе с Метафизиком, у которого три ближайших помощника Мощь, Мудрость и Любовь. Они используют для мудрого правления научные знания и астрологические расчеты. Все жители заняты общественно-полезным трудом. Труд облегчается благодаря технике. Рождение детей также поставлено на научную основу ученые- жрецы производят специальный подбор временных половых партнеров, чтобы в результате улучшалась человеческая порода. Воспитанием и образованием детей занимается государство. У детей нет своих персональных родителей - родителями являются все взрослые. Так пресекаются частнособственнические наклонности. В городе нет денежного оборота, презирается роскошь. Жители Города Солнца ведут безбедную, здоровую и радостную жизнь.
    Вопрос Ответ 3) в себялюбии
    • «...У них всеобщее Распределение всего находится в руках должностных лиц но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить. / Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем,
    что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жени детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство,
    ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине. «Себялюбье - корень главных зол»
    (Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. Из сонетов
    Кампанеллы. - МС, Вопрос Ответ 1) для всех
    • «Самым гнусным пороком считают они гордость, и надменные поступки подвергаются жесточайшему презрению. Благодаря этому никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т. д. / Всякую службу называют они учением, говоря при этом, что одинаково почтенно ногам ходить, заду испражняться, а глазам видеть и языку говорить ведь по необходимости и глаза выделяют слезы, а язык - слюни, подобно испражнениям

    152 Философия эпохи Возрождения
    Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную. Рабов, развращающих нравы, у них нет они в полной мере обслуживают себя сами, и даже с избытком. Ноу нас, увы,
    не так в Неаполе семьдесят тысяч душ населения, а трудятся из них всего какие-нибудь десять или пятнадцать тысяч, истощаясь и погибая от непосильной и непрерывной работы изо дня вдень. Да и остальные,
    пребывающие в праздности, пропадают от безделья, скупости, телесных недугов, распутства, ростовщичества и т. д. и множество народа портят и развращают, держа его у себя в кабале, под гнетом нищеты,
    низкопоклонства и делая соучастниками собственных пороков, чем наносится ущерб общественным повинностями отправлению полезных обязанностей. Обработкой полей, военной службой, искусствами и ремеслами занимаются кое-как и только немногие и с величайшим отвращением Нов Городе Солнца, где обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов вдень остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме, прогулках, развитии умственных и телесных способностей, и все это делается радостно. Не разрешается лишь играть в кости, камешки, шахматы и другие сидячие игры, а играют там в мяч, в лапту, в обруч, борются,
    стреляют в цель из лука, аркебузов, метают копья и т. д. / Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. да богатство - надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками,
    хвастунами, черствыми, обидчиками и т. д. Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе стем бедными богатыми - потому что у них есть все, бедными - потому что у них нет никакой собственности и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. И
    поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов (Город Солнца. - С. Вопрос Ответ) поклонение небиблейскому Богу-троице
    • «Солнце и звезды они почитают как живые существа, как изваяния бога, как храмы и живые небесные алтари, ноне поклоняются им.
    Наибольшим же почетом пользуется у них Солнце. Но никакое творение не считают они достойным поклонения и обожания, которое воздают одному лишь Богу, и потому ему одному служат, дабы не подпасть,
    в возмездие за служение творениям, под иго тирании и бедствия. И
    под видом Солнца они созерцают и познают бога, называя Солнце образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага.
    Поэтому и алтарь у них воздвигнут наподобие Солнца, и священнослу-
    Ответы, пояснения и приложения жители их поклоняются Богу в Солнце и звездах, почитая их за его алтари, а небо - за его храм, и взывают к добрым ангелам как к заступникам, пребывающим в звездах - живых их обиталищах ибо, говорят они, Бог явил свое нескончаемое великолепие в небе и Солнце - своем трофее и изваянии. Они отвергают Птолемеевы и Копернико- вы эксцентрики и эпициклы и утверждают, что существует только одно небо. При этом, однако, они не уверены нив том, является ли
    Солнце центром нижнего мира, нив том, неподвижны или нет центры орбит других планет, нив том, обращаются ли вокруг других планет луны, подобные обращающейся вокруг нашей Земли, но непрестанно доискиваются тут истины. Они признают два физических начала всех земных вещей Солнце - отца и Землю - мать. <...> Мир - это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям,
    живущим в нашем чреве. И мы зависим, не от промысла звезд, Солнца и Земли, а лишь от промысла божия, ибо в отношении к ним, не имеющим иного устремления, кроме своего умножения, мы родились и живем случайно, в отношении же к богу, которого они являются орудиями,
    мы в его предведении и распорядке созданы и предопределены к великой Цели. Поэтому единственно Богу обязаны мы, как отцу, и памятуем, что всем ведает он. Они непреложно веруют в бессмертие душ,
    которые после смерти присоединяются к сонму добрых или злых ангелов, в зависимости оттого, каким из них уподобились в делах своей земной жизни, ибо все устремляется к себе подобному. Начал метафизических полагают они два сущее, то есть вышнего Бога, и небытие...
    ...От наклонности к небытию рождаются зло и грех грех имеет, таким образом, недействующую причину, а причину недостаточную. Изумительно то, что они поклоняются Богу-троице, говоря, что Бог есть высшая мощь, от которой исходит высшая мудрость, которая точно также есть Бога от них - любовь, которая есть и мощь и мудрость ибо исходящее непременно будет обладать природой того, отчего оно исходит. При этом, однако, они не различают поименно отдельных лиц троицы, как в нашем христианском законе, потому что они лишены откровения, но они знают, что в Боге заключается исхождение и отнесение самого себя к себе, в себя и от себя (Город Солнца. - С. 111-115).
    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    ВОПРОСЫ
    1. Кто зачинатель экспериментально-математического исследования природы) Галилео Галилей) Джордано Бруно
    3) Исаак Ньютон) Френсис Бэкон
    2. Кто автор трех законов, лежащих в основе классической механики) Галилео Галилей) Иоганн Кеплер) Исаак Ньютон) Николай Коперник. Какая наука вначале Нового времени играла лидирующую роль в естествознании) астрономия) биология) механика) химия. Какая задача философии становится главной в период становления естественных и гуманитарных наук Нового времени) определение смысла существования) познание начал всего существующего) познание сущности вещей) разработка и обоснование методов научного познания. Что, сточки зрения эмпиризма, должно быть основой научного знания) априорные принципы разума) интуиция
    Вопросы 155 3) логика и математика) чувственный опыт. Кто основоположник эмпиризма) Галилео Галилей) Джон Локк
    3) Рене Декарт) Френсис Бэкон
    7. Какой метод познания природы Ф Бэкон считал основным) анализ) дедукцию
    3)индукцию
    4) синтез. Ф. Бэкон указывал на четырех идолов, искажающих познание.
    Что из перечисленного не входит в бэконовский список идолов) идолы природы) идолы пещеры) идолы площади) идолы театра. На кого, согласно образному сравнению Ф. Бэкона, должен быть похож настоящий ученый) на муравья) на стрекозу) на паука) на пчелу. Кто автор утопии Новая Атлантида) Томас Гоббс
    2) Томас Мор) Томмазо Кампанелла
    4) Фрэнсис Бэкон
    11. Чему, помысли Т. Гоббса, должны служить наука и философия) очищению души) познанию гармонии природы) росту человеческого могущества и умножению жизненных благ) умению не огорчаться и не проклинать, а понимать. Какое из приведенных выражений принадлежит Томасу Гоббсу?
    1) война всех против всех) кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне
    Философия Нового времени) начать войну легко, а закончить трудно) ни мира, ни войны, а армию распустить. Какое искусственное тело Т. Гоббс сравнил с библейским чудищем левиафаном) армию
    2)государство
    3) промышленность) церковь. На какие два вида Джон.Локк подразделял опыт) внешний и внутренний) обыденный и научный) полезный и бесполезный) чувственный и сверхчувственный. Согласно Дж. Локку, во внешнем опыте нам даны качества вещей.
    На какие два вида Локк подразделял качества вещей) внешние и внутренние) первичные и вторичные) полезные и бесполезные) существенные и несущественные. Что думал Дж. Беркли насчет различеннных Локком первичных и вторичных качеств вещей) объективно существуют только первичные качества) объективно существуют только вторичные качества) объективно существуют и первичные, и вторичные качества) объективно не существуют ни первичные, ни вторичные качества. Какой изданных тезисов выражает воззрения Джорджа Беркли) бытие есть неопределенное непосредственное) бытие определяет сознание) быть - значит быть воспринимаемым) есть - бытие, а ничто - не есть. Дж. Беркли, критикуя учение Дж. Локка о первичных и вторичных качествах, утверждал, что материя не может быть причиной) вещей) идей) изменений) реальности. Рассуждения Дж. Беркли ведут к заключению, что мы не вправе утверждать существование чего-либо кроме собственных идей и души (я. Как называется такая позиция
    Вопросы 157 1) индивидуализм) психологизм
    3)скептицизм
    4)солипсизм
    20. Дэвид Юм, стремясь строже, чем Дж. Беркли, соблюсти принцип сенсуализма, добавил к списку того, существование чего недоказуемо,
    еще один предмет. Какой Бог) материальные вещи) материя) субстанция. Какие причинно-следственные связи доступны, сточки зрения
    Д. Юма, научному исследованию) между материальными вещами) между вещами и их перцепциями или идеями) между идеями) такие связи вообще не могут быть познаны
    22. Д. Юм констатировал, что человеческому уму непосредственно даны только перцепции и идеи. Что является их причинами, по мнению Юма?
    1)Бог
    2) вещи) другие идеи) это в принципе непознаваемо
    23. Д. Юм пришел к выводу, что вещи и причинно-следственные связи между ними непознаваемы. Как называется такая философская позиция) агностицизм) иррационализм) пессимизм
    4)скептицизм
    24. Д. Юм констатировал нам остается только выбор между ложным знанием (reason) и отказом от знания вообще. Как называется отказ от притязаний на истину (воздержание от суждений) агностицизм) прагматизм) релятивизм
    4)скептицизм
    25. Что, сточки зрения новоевропейского рационализма, следует считать первоосновой научного знания

    158 Философия Нового времени) общеобязательные принципы разума) общепризнанные мнения
    3)практику
    4) чувственный опыт 6. Кто основоположник рационализма в философии Нового времени) Бенедикт Спиноза
    2) Николай Кузанский
    3) Рене Декарт) Френсис Бэкон
    27. Что, по мнению Р. Декарта, нужно для достижения подлинного знания, позволяющего распоряжаться силами природы) жизненный опыт) изучение мудрости древних) научный метод) проницательность, прозорливость. Научный метод, предложенный Р. Декартом, требует начинать исследование с очевидных и достоверных положений. Какое положение Декарт считал наиболее достоверным) 2 x 2 = 4 2) cogito ergo sum (мыслю, значит существую) ex nihilo nihil fit (из ничего не происходит ничего) omne verum omni vero consonat (все истины согласуются друг с другом. Что, согласно Р. Декарту, является необходимыми достаточным для установления первой самоочевидной истины (мыслю, значит существую) естественный свет разума) жизненный опыт) научное наблюдение) научный эксперимент. На чем основано у Р. Декарта положение, что я - нематериальная субстанция не содержащая в себе ничего телесного) оно основано на опыте самонаблюдения (рефлексии) оно основано на показаниях внешних чувств) оно постигается в опыте общения с другими) оно уже содержится в тезисе я мыслю, значит существую. На чем основано у Декарта утверждение, что Бог существует) на авторитете Священного писания) на данных научного наблюдения
    Вопросы 159 3) на необходимости причины я, более совершенной, чем я) это самоочевидная истина. Каким тезисом Р. Декарт обосновывал доверие к врожденным идеям) Бог - не обманщик) Бог всеведущ
    3) истина - одна) разум непротиворечив. Декарт полагал, что самыми достоверными идеями должны быть те, которые исходят от самого Бога. По каким признакам опознаются эти идеи) по их красоте) по их общепонятности) по их предельной ясности и отчетливости) по их целесообразности. Каким словом Р. Декарт называл ту очевидность (ясность, отчетливость, которая является признаком достоверности идей?
    1)апперцепция
    2)тенденция
    3)трансценденция
    4)эвиденция
    35. Каким словом у Р. Декарта называются акты усмотрения очевидных (эвидентных) идей) интуиция) констелляция
    3)конституция
    4) контингенция
    36. По определению Декарта, под субстанцией мы можем разуметь лишь ту вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи. Что из перечисленного не называется у
    Декарта субстанцией?
    1)Бог
    2) мышление) природа) протяжение. Какой из этих терминов характеризует учение Декарта о субстанции

    160 Философия Нового времени
    3)монизм
    4) плюрализм. Р. Декарт, исходя из своего дуалистического учения о соотношении мышления и протяжения, утверждал, что человеческое тело есть) астральное тело) машина) мыслящее тело) храм Божий. Какой из приведенных тезисов не принадлежит к числу фундаментальных положений картезианства) врожденные идеи, вложенные Богом, истинны) мыслю, значит существую) нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях) существуют две субстанции - мыслящая и протяженная. Как называется одна из ветвей картезианства, главные представители которой - Арнольд Гейлинкс и Николай Мальбранш?
    1) номинализм) окказионализм
    3)сенсуализм
    4)эмпиризм
    41. Б. Спиноза, критикуя Декарта, утверждал, что не может быть двух субстанций. Сколько должно быть субстанций, помысли Спинозы1)одна2) три) бесконечное множество) субстанций нет вообще. Какое понятие является основным в философской концепции
    Б. Спинозы?
    1)бесконечность
    2) дух) материя) субстанция. Какое определение дал Б. Спиноза понятию субстанция Субстанция- это) материя) объективная реальность) причина самой себя) то, из чего состоят все вещи
    Вопросы 161 44. Что, согласно Б. Спинозе, является сущностью субстанции) бытие) материальность
    3)объективность
    4) протяженность. Что из перечисленного присуще субстанции, согласно учению
    Б. Спинозы?
    1) бесконечность) ограниченность) производность
    4)трансцендентность
    46. Какая познавательная способность- человека позволяет, согласно
    Б. Спинозе, постигать субстанцию) воображение (imaginatio)
    2) интуиция {intuitus)
    3) разум (intellectus)
    4) чувство (sensus)
    47. Сколько, по мнению Б. Спинозы, должно быть атрибутов у субстанции) ни одного) один
    3)два
    4) бесконечное множество. Согласно Этике Б. Спинозы, душа имеет тем большую власть

    над аффектами. тем менее страдает от них чем более) очищается от греха) познает вещи как необходимые) упражняется в воздержании) упражняется в медитации. В чем, согласно учению Б. Спинозы, состоит человеческая свобода) в избавлении бессмертной души от бренного тела) в любви к Богу (= в любви Бога к людям) в отсутствии принуждения) в следовании естественным влечениям души. Существуют ли реально, согласно Этике Спинозы, добро и зло) да они - реальные свойства вещей) да они являются определенными наклонностями людей) нет зло нереальная сила, а только отсутствие добра) нет они всего лишь ложные истолкования приятных и неприятных чувств, имеющихся только в душе Зак 3032

    162 Философия Нового времени. Какой образ действия, согласно учению Б. Спинозы, дает человеку спасение и высшее блаженство) борьба со своими греховными наклонностями и подготовка к загробному существованию) переустройство мира на благо человека) познание Бога и любовь к Богу) стоическая апатия, равнодушие ко всему происходящему. Какое понятие основное в философской концепции Готфрида Вильгельма Лейбница) бесконечность) идея) материя) монада. Что такое монада по определению Г. В. Лейбница) единая, всеобъемлющая субстанция) микроорганизм, видимый под микроскопом) простая субстанция, не имеющая частей) элементарная частица, объект физики. По мнению Лейбница, материальные тела двигаются благодаря тому, что) Бог при творении мира привел его в движение) вечное движение передается толчками от одного тела к другому) всякое тело стремится к своему естественному положению) повсюду в материи рассеяны души. Сколько существует субстанций, согласно Лейбницу?
    1)одна
    2) две) бесконечное множество) ни одной. Как называется тот вариант решения вопроса о количестве субстанций, который предложил Г. В. Лейбниц) монизм) дуализм) плюрализм
    4)релятивизм
    57. Монада, согласно Лейбницу, является) единством идеального и материального) идеальной) материальной) трансцендентной по отношению к идеальному и материальному
    Вопросы • 163 58. Лейбниц писал Монады вовсе не имеют окон, через которые что- либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Какое из приведенных толкований этого выражения верное) между монадами возможно телесное взаимодействие, но души нив каком отношении друг к другу не состоят) между монадами нет телесного взаимодействия, хотя есть общение душ) монады абсолютно никак не соотнесены друг с другом) монады могут взаимодействовать телесно, души не влияют друг на друга, но они соотнесены и скоординированы Богом. Согласно характеристике Лейбница, каждая монада является) единством мыслящей и протяженной субстанций) живым зеркалом универсума) лучшим из миров) скоплением атомов. В чем состоит суть теодицеи (оправдания Бога) у Лейбница) Бог намеренно допускает существование зла, чтобы люди учились ценить добро) если бы Бог устроил мир иначе, чем есть, то было бы хуже, чем есть) зло в мире не от Бога, а от человека, злоупотребляющего своей свободой, которая дарована Богом) зло в мире происходит не от Бога, а от дьявола. Что имел ввиду Лейбниц, утверждая, что мы живем в лучшем из миров) наряду с нашим существуют другие миры, где живется хуже,
    чем в нашем) наш мир, созданный Богом, - это осуществление наилучшего соотношения всех монад по сравнению с другими возможными вариантами) наша историческая эпоха лучше по сравнению с дикими мрачным прошлым человечества) нужно внушать себе и другим, что все прекрасно, и тогда на душе станет легче 2. Какую приписку сделал Лейбниц к тезису эмпириков нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах) и быть не может) за исключением врожденных идей) за исключением самих чувств) за исключением самого разума. Как называется идейное течение, высший подъем которого пришелся на XVIII в, отводившее разуму роль движущей силы, которая обеспечит человечеству всесторонний прогресс

    164 ' Философия Нового времени) возрождение) материализм) просвещение
    4)рационализм
    64. По определению И. Канта, Просвещение - это выход человека из какого состояния) невежества) несовершеннолетия
    3)рабства
    4) религиозного самообмана. Что имел ввиду И. Кант под словом несовершеннолетие, давая определение эпохе Просвещения) невоспитанность) необразованность) неспособность пользоваться своим рассудком без постороннего руководства) социальную, нравственную незрелость 6. Идея прогресса является лейтмотивом какой эпохи?
    1)эпохи Античности) эпохи Средневековья) эпохи Возрождения) эпохи Просвещения. Какое из приведенных выражений И. Кант считал девизом Просвещения- Познай самого себя) Fiat lux! - Да будет свет) Medice, cur te ipsum! - Врач, излечи себя сам) Sapere aude! - Осмелься разуметь. Как называется распространенное в эпоху Просвещения воззрение, что Бог, создав мир, больше не вмешивается в естественное течение его событий) атеизм
    2)деизм
    3)пантеизм
    4) теизм. Кто считается основателем деизма и сопутствующей ему естественной религии) Антони Шефтсбери
    2) Джон Локк
    Вопросы 165 3) Томас Гоббс
    4) Эдуард Чербери
    70. Кто автор фразы раздавите гадину) Вольтер
    2) Дидро
    3)Кондильяк
    4) Ламетри
    71. Кто первым выдвинул теорию общественного договора, популярную среди сторонников философии Просвещения) Гуго Гроций
    2) Джон Локк
    3) Жан Жак Руссо
    4) Томас Гоббс
    72. Кто из просветителей был основателем и редактором Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел) Вольтер
    2)Д'Аламбер
    3) Дидро
    4) Руссо
    73. Кто автор сочинения «Человек-машина» (1747), в котором человеческий организм представлен как самозаводящийся механизм) Гельвеции
    2) Гольбах
    3)Кондильяк
    4) Ламетри
    74. Жан Жак Руссо, критикуя теорию общественного договора Г. Гро- ция, утверждал, что люди, заключающие общественный договор»,
    отчуждают свою свободу в пользу) ближайшего начальника
    2)государя
    3) общины) церкви. Согласно теории общественного договора Ж. Ж. Руссо, верховным руководством в обществе является) государственный аппарат
    2)государь
    3) общая воля
    4)парламент

    166 Философия Нового времени. Ж. Ж. Руссо считал, что для разных народов наиболее подходящими являются разные типы правительства (демократия, аристократия, монархия. По какому критерию он предлагал судить об адекватности правительства своему народу) по приросту населения в стране) по результатам голосования) по результатам социологических опросов) по уровню доходов надушу населения. Считал ли Ж. Ж. Руссо религию необходимой для общественной жизни) обществу безразлично отношение граждан к религии) религия вредна и нежелательна для общественной жизни) религия желательна для общественной жизни, ноне является необходимой) религия необходима для общественной жизни
    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   43


    написать администратору сайта