Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
А «БОЭЦИЙ (Boethius) Анций Манилий Торкват Северин (ок. 480-525 гг.) - римск. философ, теологи поэт. Советник остгот- ского короля Теодориха. Казнен по обвинению в государственной измене. Его переводы и комментарии сочинений Аристотеля и Порфирия предвосхитили схоластический метод. Огромное влияние на средневековую культуру оказало главное сочинение Боэция Утешение философией, посвященное теме свободы человеческого духа. Принадлежность Боэция к христианству нашла отражение только в нескольких богословских сочинениях, но никак не повлияла на его философское учение, продолжавшее античную традицию. Католическая церковь канонизировала Боэ- ция под именем св. Северина» (Христианство Словарь). Вопрос Ответ 4) философия - служанка богословия А Тезис философия - служанка богословия (philosophia ancilla theologiae) сформулировал Петр Дамиани (1007-1072) в книге «De divina omnipotentia» при рассмотрении соотношения между теологией и философией. Насчет одного из важнейших вопросов схоластики - об отношении веры и разума - Петр Дамиани утверждал, что разум ничтожен перед верой. Бог, создавший мири его законы, может нарушать законы природы и законы логики (например, принцип недопустимости противоречия. Ничем неограниченное всемогущество Бога не укладывается в человеческом рассудке. Поэтому философия, поскольку она не имеет права нарушать законы логики, не может быть важнее богословия, но может быть только служанкой богословия». Вопрос Ответ 3) философия - служанка богословия См. приложение к предыдущему ответу. Вопрос Ответ 3) Священное писание Ш В схоластической философии строгая дисциплина мышления сочеталась с недопустимостью критики священных и авторитетных текстов. К таким текстам относились Священное писание, творения отцов церкви, постановления вселенских соборов и др. Таким образом, для схоластики характерно требование безоговорочно доверять авторитетам. Ученые-схо- ласты занимались систематизацией христианского вероучения, создавали своды (суммы) католического богословия, используя философское наследие Аристотеля и неоплатонизма, переосмысленное в христианском духе Философия Средневековья Вопрос Ответ 2) Ансельм Кентерберийский А «АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Anselm) (средневековый богослов-схоласт. Родился в Пьемонте (Италия. С - монах. С 1093 - архиепископ Кентерберийский. Считается первым схоластом. Ансельм Кентерберийский рассматривал веру как необходимую предпосылку рационального знания (верую, дабы уразуметь. Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога, в соответствии с которым само понятие о Боге как всесовершенной сущности предполагает его (те. Бога) бытие. Вера должна предшествовать познанию, она сама по себе исключает всякое сомнение. Тем не менее Ансельм Кентерберийский требовал, чтобы от веры переходили к познаванию. В сочинении «Proslogium» (Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он выводит бытие Бога из случайности конечного, а Троицу - из простых оснований разума. Ансельм Кентерберийский дал догматические обоснования учениям о предопределении и об искуплении. Будучи архиепископом, Ансельм Кентерберийский вел борьбу с королями Вильгельмом Рыжими Генрихом I Английским за инвести- туру, неизменно отстаивая в этом позицию Григория VII. В 1720 Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям (Христианство Словарь). ф Не силюсь, Господи, проникнуть в глубины Твои, непосильные для моего разумения но желаю хоть отчасти разуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце мое. Не ищу разуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь ибо верую ив то, что если не уверую, не уразумею. Но то, более чего нельзя ничего помыслить, никак не может иметь бытие водном только разуме. Ведь если оно имеет бытие водном только разуме, можно помыслить, что оно имеет бытие также и наделе а это уже больше, чем иметь бытие только в разуме. Итак, если то, более чего нельзя ничего помыслить, имеет бытие водном только разуме, значит, то самое, более чего нельзя ничего помыслить, есть одновременно то, более чего возможно нечто помыслить чего явным образом быть не может. Следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существует как в разуме, таки наделе. Вышесказанное справедливо в такой степени, что небытие этой сущности невозможно и помыслить. Ибо мыслимо нечто, о чем нельзя даже помыслить, что его нет, и это больше, чем если о чем-либо можно помыслить, что его нет. Ведь если то, более чего нельзя ничего помыслить, может быть помыслено как то, чего нет, из этого следует, будто бы то самое, более чего нельзя ничего помыслить, не есть то, более чего нельзя ничего помыслить а это явное противоречие. Итак, воистину есть то, более чего нельзя ничего помыслить, ипритом так, что его небытия и помыслить невозможно. И это Ты, Господи, Боже наш <...> Притом все иное, кроме Тебя одно Ответы, пояснения и приложения го, можно помыслить как несуществующее итак, лишь Ты один обладаешь бытием в истиннейшем смысле и постольку в наибольшей степени, коль скоро любая иная вещь пребывает не столь истинно, а, значит, имеет в себе меньше бытия (Ансельм Кентерберийский. Про- слогион, гл. Вопрос Ответ 2) о природе общих понятий (универсалий) Ш В дискуссии о природе общих понятий, или универсалий образовались два направления средневековой схоластики реализм и номинализм. Дискуссию вызвал вопрос о том, существуют ли универсалии реально или всего лишь номинально Почему этот вопрос оказался актуальным В схоластике господствовал дедуктивный метод, который заключается в логическом движении мысли от общего к частному. Дедукция обеспечивает истинность выводов в том случае, если истинными являются исходные общие понятия. Под истиной понималось соответствие знаний, или понятий, реальности самой по себе. Значит, чтобы общие понятия могли считаться истинными, они должны соответствовать чему-то реально существующему. Но каким образом могло бы существовать общее Единичная чувственно воспринимаемая вещь сама по себе не есть общее - она противостоит в своей обособленности другим чувственно воспринимаемым вещам. Можно предположить, что общее существует не как вещь сама по себе, но 1) до вещей (ante геш), как их прообраз, 2) в вещах (in re), как нечто присущее им, 3) после вещей (post rem), как абстракция и обобщение их свойств. Первый вариант соответствует позиции реализма, третий - позиции номинализма, а второго придерживались как умеренные реалисты, таки умеренные номиналисты, Вопрос Ответ 1) до вещей А РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ - направление в средневековой схоластике, которое продолжало линию Платона по вопросу о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного, и являлось философской основой католицизма. С 10 по 14 в. шел спор об универсалиях (общих понятиях, идеях существуют ли они реально и предшествуют ли появлению единичных вещей. Сторонники т. н. крайнего реализма (Эриугена) утверждали, что универсалии существуют идеально, до вещей. Представители умеренного реализма (Фома Ак- винский) считали, что универсалии существуют в вещах. Противоположную реализму точку зрения на универсалии выражали приверженцы номинализма универсалии существуют после вещи (Христианство Словарь Философия Средневековья Вопрос Ответ 4) после вещей А НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen - имя) - одно из главных направлений средневековой схоластической философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники номинализма отвергали положения реализма, признававшего объективное существование общих понятий в божественном уме. Если для крайних номиналистов существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь звук, то для умеренного номинализма последние возникают в человеческом познании в процессе абстрагирования и существование общих понятий признается если не вне человеческого разума, тов самом познающем уме. В применении к христианской теологии номинализм вел к отрицанию единой божественной субстанции трех лиц христианской Троицы. Решение проблемы общих понятий в номинализме было антидиалектично и могло вести к субъективизму. В тоже время номинализм ориентировал познание на отход от богословской проблематики и на изучение мира природных явлений (Христианство Словарь). Вопрос Ответ 4) Эриугена • «ЭРИУГЕНА (Eriugena) Иоанн Скот (ок. 810 - ок. 877) - неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования Священного Писания, считал, что непостижимый Бог открывается для познания в своих творениях. Эриуге- на признавал свободу человеческой воли утверждал, что самопознание - гл. путь к чистейшему созерцанию первообраза, те. Бога. Пантеистические идеи Эриугены были осуждены католической церковью. Основной труд - "О разделении природы (Христианство Словарь). Вопрос23 Ответ 3) Росцелин • «РОСЦЕЛИН (Roscelimis) Иоанн (ок. 1050 - ок. 1120) - средневековый философ. Учился в Реймсе, преподавал в Компьене и Туре. Основатель номинализма - течения в средневековой философии, согласно которому существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) суть наименования (лат. nomina) и не имеют онтологического существования. Отсюда следовало отрицание Росцелином философского обоснования некоторых догматов он отрицал наличие единой божественной субстанции, объединяющей три лица Троицы. В 1092 собор в Суассоне обвинил Росцелина в ереси «тритеизма» (троебожия). Росце- лин нашел убежище в Англии, где подвергся нападкам Ансельма Кентерберийского. Ок. 1120 учение Росцелина снова было подвергнуто критике его учеником Абеляром» (Христианство Словарь Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 1) Абеляр А КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus - понятие, философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе стем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм концептуализм в отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В средневековой философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул Абеляр» (Философский энциклопедический словарь). «АБЕЛЯР Пьер (Abelard, Abailard) (1079-1142) - французский философ-схоласт, теологи поэт. Родился в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В И открыл собственную школу и имел множество учеников. Трагические перипетии судьбы Абеляра, описанные им в сочинении История моих бедствий (1132- 1136), привели его в монастырь, где он провел последние 20 лет жизни. Для воззрений Абеляра характерен рационализм - предварительным условием веры у него выступает разум (понимаю, чтобы верить»). Вера, не выдержавшая проверки разумом, недостойна свободного человека. По Абеляру, церковное предание и догматы также должны быть удостоверены разумом, лишь Священное писание и церковные таинства не нуждаются в этом. Тяга Абеляра к формально-логической стороне процесса познания особенно ярко проявилась в его сочинении Да и нет (1121- 1122). Сопоставляя цитаты из произведений отцов церкви, Абеляр показывал их противоречивость и даже противоположность друг другу. Эти противоречия устранялись им с помощью чисто логических операций, в результате которых абсолютная противоположность превращалась в относительную. Применяя этот схоластический метод при рассмотрении церковных догматов, Абеляр утверждал тем самым право человека на свободную мысль, подчеркивал преимущества разума перед слепой верой. Критерием нравственности Абеляр считал согласие человеческих поступков с совестью, которая сама есть нравственный закон постичь его может каждый. Знание нравственного закона религиозной жизни, содержащегося в Евангелии, препятствует совершению дурных поступков люди жене знакомые с ним, свободны от вины. Учение Абеляра, несмотря на свою религиозную форму, встретило яростное неприятие церковных ортодоксов, в особенности Бернара Клервоского и папы Иннокентия, и было осуждено на соборах в Суассоне (1121) ив Сансе (1140)» (Христианство Словарь). О Тем временем у меня появилась мысль прежде всего приступить к обсуждению самих основ нашей веры путем применения уподоб- лений, доступных человеческому разуму, и я сочинил для моих учеников богословский трактат О божественном единстве и троичности. Учени- Философия Средневековья ки мои требовали от меня человеческих и философских доводов и того, что может быть понято, а не только высказано. Они утверждали при этом, что излишни слова, недоступные пониманию, что нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не поняли что смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом. Сам господь жаловался, что поводырями слепых были слепцы (Абе- ляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь Абе- ляр П. История моих бедствий. - МС. Наука рассуждения больше всего имеет значения для проникновения во всякого рода вопросы, имеющиеся в Священном писании, и для разрешения их. Однако там следует избегать любви к препирательствами известного мальчишеского хвастовства при обмане противников. Ведь существует много так называемых софизмов, или ложных умозаключений, по большей части до такой степени похожих на истину, что это обманывает не только тугодумов, но даже и проницательных людей, если они недостаточно внимательны. По-моему, Писание осуждает этот вид обманчивых умозаключений в том месте, где оно гласит Кто ухищряется в речах, будет ненавистен. А известно, что диалектика и софистика весьма сильно отличаются друг от друга, так как первая заключается в истинности доводов, вторая - в подобии их софистика учит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путем различения истинных доказательств учит опровергать ложные. Однако и то и другое знание, а именно как диалектика, таки софистика, ведут куме- нию различать доказательства, и только тот сможет разобраться в них, кто будет в состоянии отличить ложные и обманчивые доказательства от истинных и требуемых. Никто не познает точне'добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетелям, что легко обманывают многих своим подобием также и ложные доказательства своим сходством с истинными очень многих вовлекают в заблуждение. Поэтому различие мнений имеет место не только в области диалектики. Даже ив христианской вере имеют место многочисленные заблуждения, так как красноречивые еретики сетями своих утверждений завлекают в различные секты многих простаков, которые, не будучи искушены в доказательствах, принимают подобие за истину и ложь за разумное. Бороться с этой чумой в спорах нас побуждают также сами церковные учители, чтобы то, чего мы не понимаем в Писании, мы постигали бы не только молясь господу, но и последуя это при помощи рассуждений. Мы не сможем опровергнуть нападки еретиков или каких-либо неверных, если не будем в состоянии сокрушить их рассуждения и оцровергнуть их софизмы истинными доказательствами того, чтобы ложь уступила место истине, и чтобы диалектики подавили софистов, всегда готовые, как увещевает святой Петр, к удовлетворению всякого спрашивающего у нас доказательств об имеющейся у нас надежде или вере. В этом споре, когда мы победим названных софистов, мы, конечно, выкажем себя диалектиками и тем более будем Ответы, пояснения и приложения верными учениками Христа, который есть истина, чем более будем полны истинных разумных доказательств (Абеляр П. Возражение некоему невежде в области диалектики, который, однако, порицал занятие ею и считал все ее положения за софизмы и обман). Вопрос Ответ 1) Абеляр См. приложения к предыдущему ответу. Ср. с формулой Ансельма Кентерберийского верую, дабы уразуметь». Вопрос Ответ 3) Фома Аквинский • Томизм - направление религиозной философии и католического богословия, сложившееся под влиянием трудов Фомы Аквинского (1225-1274) и получившее название от его имени (Thomas Характерной особенностью томизма является стремление к рациональному пониманию положений христианской веры - насколько такое понимание возможно. Фома полагал, что между верой и разумом не должно быть противоречий. Если выводы разума не согласуются с божественным откровением, то это свидетельствует о неправильном ходе рассуждений. Догматы веры разделяются на рационально постижимые (например, догматы о существовании Бога, о бессмертии души) и рационально непостижимые (например, догматы о сотворенности мира, о троичности Бога. Последние не являются неразумными, но являются сверхразумными они - предметы веры. Положения веры и разума не зависят друг от друга, однако теология использует философию для того, чтобы сделать истины откровения более понятными для человеческого разума. Таким образом, у Фомы Аквинского, как и у других схоластов, философия - служанка богословия. Философско-теологи- ческая система Фомы Аквинского считается вершиной развития средневековой схоластики. Фому Аквинского величали титулами ангельского доктора, всеобщего наставника, князя схоластов, князя философии. В 1323 гон был канонизирован, в г. признан пятым учителем церкви, те. одним из крупнейших авторитетов. Энциклика Льва XIII в 1879 г. провозгласила учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. Так учение князя схоластов стало основой неотомизма. % Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении это было необходимо прежде всего тому, что человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью. Между тем эта цель не поддается постижению разума в соответствии со словами Исайи (гл. 64, ст. 4): Око не зрело, боже, помимо тебя, что уготовал ты любящим тебя. Между тем должно Философия Средневековья чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение (Сумма теол., I, q. 1,1 с. Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как то арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, ипритом высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных геометрией, а теория музыки - на основоположениях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой последняя есть то знание, которым обладает бога также те, кто удостоен блаженства. Итак, подобно тому как теория музыки принимает на веру основоположения, переданные ей арифметикой, совершенно также священное учение принимает на веру основоположения, преподанные ей богом (Сумма теол., I, q.l, I ad 2). Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, ноне потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как подчиненным ей служанкам. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания последнюю легче вести от тех предметов, которые открыты естественному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука (Сумма теол., I, q. 1,5 ad 2). Познание истины двояко это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь двояко: первый вид познания исключительно умозрителен, как то, когда некоторому лицу открываются некоторые божественные тайны другой же род познания связан с чувством и производит любовь к богу. И последнее есть особое свойство дара мудрости (Сумма теол., I, q. 64,1 с. Если бык богопознанию вела одна лишь дорога разума, род человеческий пребывал бы в величайшем мраке неведения в таком случае богопознание, которое делает людей в высшей степени совершенными и добрыми, приходило бы лишь к немногим, да и к ним лишь по прошествии долгого времени (Против язычн., 1,4). Когда человеку предлагаются некоторые истины в боге, выходящие за пределы разума, то через это в человеке укрепляется мнение, что бог есть нечто превышающее все, что можно помыслить (Против язычн.," 1,5). В философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце бог напротив, в вероучении, которое рассматри- Ответы, пояснения и приложения 121 вает творения лишь в их соотнесенности с богом, вначале рассматривается боги затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого бога ведь бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное- (Против язычн., II, 4). (Фрагменты из Боргош Ю. Фома Аквинский. - МС. Вопрос Ответ 2) о существовании Бога См. пояснения к предыдущему и следующему ответам. |