Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ) человека

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница8 из 43
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   43
    Вопрос88
    Ответ: 1) Антисфен
    Α Αντισθένης, ок. 450- ок. 360 гг. дон. э Сперва он учился у ритора Горгия: из-за этого так заметен риторический слог в его диалогах Потом он примкнул к Сократу...
    Жил он в Пирее и каждый день ходил за сорок стадиев, чтобы послушать Сократа. Переняв его твердость и выносливость и подражая его бесстрастию, он этим положил начало кинизму». Часто он говорил "Я
    предпочел бы безумие наслаждению. На вопрос, почему он так суров с учениками, он ответил "Врачи тоже суровы с больными. Его попрекали, что он водится с дурными людьми он сказал "И врачи водятся с больными, носами не заболевают. Не пренебрегай врагами они первыми замечают твои погрешности. Свои беседы он вел в гимна

    7 4 Античная философия
    сии Киносарге, неподалеку от городских ворот по мнению некоторых,
    отсюда и получила название киническая школа. Сам же он себя называл
    Истинный Пес. Он первый. начал складывать вдвое свой плащ, пользоваться плащом без хитона и носить посохи суму Он был искусный оратор и сладостью своей речи мог приворожить кого угодно. <...>
    По-видимому, именно он положил начало самым строгим стоическим обычаям Он был образцом бесстрастия для Диогена, самообладания для Кратета, непоколебимости для Зенона это он заложил основание для их строений. Известны десять томов его сочинений (Диоген
    Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М, 1986. - Кн. VI, гл. 1).
    Α Κυνόσαργες - Киносарг, холм в Афинах с гимнасием, посвященным Гераклу - 1) собачий 2) кинический; 3) киник, последователь учения киников.
    Вопрос Ответ 1) дал определение понятию Он первый дал определение понятию "Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет (Диоген
    Лаэртский, VI, гл. 1).
    «...Антисфен был чрезмерно простодушен, когда полагал, что обод- ном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование (logos), откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй, что и говорить неправду - тоже».
    «...Имеет некоторое основание высказанное сторонниками Антисфена и другими столь же малосведущими людьми сомнение относительно того,
    можно ли дать определение сути вещи, ибо определение - это-де многословие, но какова вещь - это можно действительно объяснить например, нельзя определить, что такое серебро, но можно сказать, что оно подобно олову так что для одних сущностей определение и обозначение иметь можно, скажем, для сложной сущности, все равно, воспринимаемая ли она чувствами или постигаемая умом а для первых элементов,
    из которых она состоит, уже нет, раз при определении указывают что- то о чем-то и одна часть должна иметь значение материи, другая - формы (Метафизика, 1024b 32-34, 1043b Вопрос Ответ 4) труд

    • «Он утверждал, что труд есть благо, и приводил в пример из эллинов великого Геракла, а из варваров - Кира». Мнения его были вот какие. Человека можно научить добродетели. Благородство и добродетель- одно и тоже. Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым для этого ничего ненужно, кроме Сократовой силы. Доб
    Ответы, пояснения и приложения 75
    родетель проявляется в поступках и не нуждается нив обилии слов, нив обилии знаний. Мудрец нив чем и нив ком не нуждается, ибо все,
    что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо,
    равно как и труд. В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели (Диоген Лазртский,
    VI, гл. Вопрос Ответ 2) Диогену

    Διογένης, ок. 400- ок. 325 гг. дон. э «Диоге>1 Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге О Диогене» говорит, что и сам Диоген занимался этими потом скитался вместе с отцом. И сам
    Диоген в сочинении Барс признает, что он обрезывал монеты. Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему сделать переоценку ценностей, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, асам он бежал, явился в Дельфы испросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться тут- то они получил ответ, о котором было сказано. [* Примечание По- гречески одно и тоже слово (nomisma) означает ходячую монету и
    «общественное установление «Кто-то попрекал его порчей монеты.
    "То было время, сказал Диоген, - когда я был таким, каков ты сейчас;
    зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать (Диоген Лазртский,
    VI, гл. 2).
    • Νόμισμα - 1) установившийся обычай, общепринятый порядок, сложившаяся традиция, правовая норма 2) монета 3) (о мерах и
    весах) законная норма, полная мера.
    Вопрос Ответ) человека
    • «Однажды он закричал "Эй, люди" - но, когда сбежался народ,
    напустился на него с палкой, приговаривая "Я звал людей, а не мерзавцев. Выходя из бани, на вопрос, много ли людей моется, он ответил "Мало, а на вопрос, полна ли баня народу "Полна. Когда Платон дал определение, имевшее большой успех "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив "Вот платоновский человек Среди бела дня он бро-
    Античная философия
    дил с фонарем в руках, объясняя "Ищу человека. Однако афиняне его любили так, например, когда мальчишка разбил его бочку, они его высекли, а Диогену дали новую бочку. Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много литам было народу, он ответил "Народу много, а людей немного (Диоген Лаэртский, VI, гл. Вопрос Ответ 4) мира

    • «На вопрос, откуда он, Диоген сказал "Я - гражданин мира"».
    «Единственным истинным государством он считал весь мир (Диоген
    Лаэртский, VI, гл. Вопрос Ответ 2) киренашя школа
    Ш Гедонизм — этическое учение, которое признает наслаждение целью жизни, высшим благом и критерием правильности поступков.
    От греч ηδονή
    - удовольствие, наслаждение, удовлетворение, ра- дость.
    • «Те из них, которые сохранили верность учению Аристиппа и назывались киренаиками, придерживались следующих положений. Они принимали два состояния души - боль и наслаждение плавное движение является наслаждением, резкое - болью. Между наслаждением и наслаждением нет никакой разницы, ни одно не сладостнее другого.
    Наслаждение для всех живых существ привлекательно, боль отвратительна. Однако здесь имеется ввиду и считается конечным благом лишь телесное наслаждение <...>, а не то, которое восхваляет и считает конечным благом Эпикур и которое является спокойствием и некоей безмятежностью, наступающей по устранении боли. / Кроме того, они различают конечное благо и счастье именно конечное благо есть частное наслаждение, а счастье совокупность частных наслаждений, включающая также наслаждения прошлые и будущие. К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью — не ради него самого,
    но ради частных наслаждений. Доказательство того, что наслаждение является конечным благом, в том, что мыс детства бессознательно влечемся к нему и, достигнув его, более ничего не ищем, а также в том, что мы больше всего избегаем боли, которая противоположна наслаждению.
    Наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами <...>: именно даже если поступок будет недостойным,
    все же наслаждение остается благом, и к нему следует стремиться ради него самого. Разумение, по их мнению, есть благо, ценное не само по себе, а лишь благодаря своим плодам. Друзей мы любим ради выгоды,
    так же как заботимся о частях своего тела лишь до тех пор, пока владеем ими. Страсти постижимы, но причины их непостижимы. Физика отвергается, ибо природа явно непостижима, но логика признается, ибо
    Ответы, пояснения и приложения она приносит пользу. ...Киренаики одинаково не видят пользы нив физике, нив диалектике по их мнению, достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы и говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти. / Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе все это определяется установлением и обычаем. Однако знающий человек воздерживается от дурных поступков, избегая наказания и дурной славы, ибо он мудр. Они признают успехи философии и других наук. Они учат, что один человек страдает больше, чем другой, и что ощущения иногда обманывают (Диоген Лаэртский, II, гл. 8).
    «...Киренаики утверждают, что критериями являются только аффекты (рЬиз), что только они постигаются и оказываются неложными.
    Из того же, что создают аффекты, ничто непостижимо и ничто не безошибочно. Можно безошибочно, говорят они, твердо, прочно и неопровержимо сказать, что мы имели белый цвет или слабый вкус. Номы не в состоянии произнести суждение, что бело или сладко то, что способно вызвать соответствующую аффекцию. Наиболее благоразумно признать, что и мы не можем ничего воспринимать больше наших собственных аффекций. <...> / И если мы говорим, что являются аффекции, то все являющееся надо назвать истинными постижимым. / <...> Возникающая относительно нас аффекция не показывает нам ничего больше себя самой. Только аффекция есть то, что нам является. Тоже, что вне
    [нас] и что способно вызвать аффекцию, может быть, и существует, ноне есть то, что нам является. <...> Отсюда, говорят они, не существует у людей и никакого общего критерия, а только создаются общие имена для вынесения суждений. / Хотя, все говорят киренаики], и называют что-нибудь вообще белыми сладким, но чего-нибудь одного белого и сладкого они не имеют. Каждый, действительно, четко воспринимает собственную аффекцию, но возникает ли для него и для ближнего эта аффекция от белого предмета, этого ни сам он не может сказать, не испытывая аффекцию ближнего, ни этот ближний, не испытывающий аффекцию того. На вещи мы налагаем общие имена, аффекции же мы имеем во всяком случае только свои собственные. / ...Аффекции простираются и на цели. Из аффекций одни приятны, другие доставляют страдание и третьи нейтральны. При этом доставляющие страдание,
    говорят они, дурны их цель - страдание. Приятные же аффекции благи: их цель - неложное удовольствие. <...> Поэтому для всего существующего аффекции суть критерии и цели. И живем мы, говорят они, следуя им, пользуясь очевидностью и одобрением - очевидностью относительно хороших аффекций, одобрением относительно удовольствия (Секст Эмпирик. Против ученых, VII Вопрос Ответ 2) Аристшш
    Α Αρίστιππος, умер после 366 г. дон. э
    Античная философия «Аристипп был родом из Кирены, а в Афины он приехал,
    привлеченный славой Сократа Занимаясь софистикой, он первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей и отсылать деньги учителю. Сократ сказал, что демоний запрещает ему принимать их. / Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой.
    ...Он извлекал наслаждение из того, что было в этот миг доступно, и не трудился разыскивать наслаждение в том, что было недоступно».
    «Он был любовником гетеры Лайды... Тем, кто осуждал его, он говорил "Ведь я владею Лайдой, а неона мною а лучшая доля не в том,
    чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Однажды в дороге у Аристиппа утомился раб, который нес его деньги. "Выбрось лишнее, - сказал ему Аристипп, - и неси сколько можешь. В другой раз, когда он плыл на корабле и увидел, что корабль этот разбойничий, он взял свои деньги, стал их пересчитывать и потом, словно ненароком, уронил в море, асам рассыпался в причитаниях. Некоторые добавляют,
    будто он при этом сказал, что лучше золоту погибнуть из-за Арис- типпа, чем Аристиппу - из-за золота. Когда преподавание принесло ему много денег, Сократ спросил его "За что тебе так много?"
    А он ответил "Зато же, за что тебе так мало. Конечным благом он объявлял плавное движение, воспринимаемое ощущением (Дио- ген Лаэртский, II, гл. См. также приложение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 3) спорщики - спорщики, те. философы Мегарской школы. Ср:
    εριστικά - эристика, искусство спора εριστικός - склонный к препирательствам, любящий повздорить. Основатель Мегарской школы -Евклид (Ευκλείδης) из Мегары (умер после 369 г. дон. э, ученик
    Сократа.
    Евклид из Мегар Истмийских... Последователи его назывались по нему мегариками, потом эристиками, потом диалектиками. за их обычай представлять рассуждения в вопросах и ответах. <...> Он заявлял, что существует одно только благо (agaton), лишь называемое разными именами иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями. А противоположное благу он отрицал, заявляя,
    что оно не существует. / Оспаривая доказательства, он оспаривал в них не исходные положения, а выведение следствий. Так, он отрицал умозаключения по аналогии, потому что они опираются или на сходное,
    или на несходное если на сходное, то лучше уж обращаться не к сходному, а к самому предмету, а если на несходное, то неуместно само их сопоставление (Диоген Лаэртский, II, гл. 10).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 1) для безмятежности духа Самое главное смятение в человеческих душах возникает оттого, что одни и те же естества считаются блаженными и бессмертными ив тоже время, напротив, наделенными волей, действиями, побуждениями оттого, что люди всегда ждут и боятся вечных ужасов, как они описываются в баснях, и пугаются даже посмертного бесчувствия,
    словно оно для них зло оттого, наконец, что все это они испытывают даже не от пустых мнений, а от какого-то неразумного извращения, и если они не положат предела своему страху, то испытывают такое же или даже более сильное смятение, чем те, кто держатся пустых мнений.
    Между тем безмятежность состоит в том, чтобы от всего этого отрешиться и только прочно помнить о самом общем и главном. <...> Если мы этого будем держаться, то мы правильным образом отведем и отменим причины возникновения смятения и страха, так как сможем судить о причинах и небесных явлений, и всех остальных событий, до такой крайности пугающих прочих людей. Прежде всего надобно помнить, что, подобно всему остальному, наука о небесных явлениях, отдельно ли взятая или в связи с другими, не служит никакой иной цели,
    кроме как безмятежности духа и твердой уверенности. Поэтому здесь ненужно прибегать к невозможным натяжкам, ненужно все подгонять под одно и тоже объяснение, как это мы делаем при обсуждении образа жизни или при освещении других вопросов о природе, таких, например, как о том, что все состоит из тел и неосязаемой пустоты, или что- нибудь иное, допускающее только одно объяснение, соответствующее явлениям. Нет, небесные явления не таковы они допускают много причин своего возникновения и много суждений о своей сущности, которые все соответствуют ощущениям. А природу исследовать надо не праздными предположениями и заявлениями, но так, как того требуют сами видимые явления, потому что в жизни нам надобно не неразумие и пустомыслие, а надобно бестревожное житье и вот, вопросы, с должной убедительностью допускающие многообразные объяснения, соответствующие видимым явлениям, как рази оставляют наш покой непотрево- женным, а кто одно объяснение принимает, а другое, столь же соответствующее явлению, отвергает, тот, напротив, с очевидностью соскальзывает из области науки о природе в область баснословия (К Пифоклу,
    8 1 - 8 2 , 8 5 - 8 7 ) Если бы нас не смущали подозрения, не имеют лик нам какого отношения небесные явления или смерть, и если бы не смущало неведение пределов страданий и желаний, тонам незачем было бы даже изучать природу. / Нельзя рассеивать страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то все-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы (Главные мысли, 142-143).
    Античная философия
    Вопрос Ответ 2) безмятежность духа Заниматься философией следует и молодому и старому первому- для того, чтобы они в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму - чтобы он были молоди стар, не испытывая страха перед будущим. Стало быть, надобно подумать о том, что составляет наше счастье, - ведь когда оно у насесть, то все у насесть, а когда его у нас нетто мы на все идем, чтобы его заполучить. Среди желаний наших следует одни считать естественными, другие - праздными а среди естественных одни - необходимыми, другие - только естественными а среди необходимых одни - необходимые для счастья,
    другие - для спокойствия тела, третьи - просто для жизни. Если при таком рассмотрении не допускать ошибок, то всякое предпочтение и всякое избегание приведет к телесному здоровью и душевной безмятежности, а это - конечная цель блаженной жизни. Ведь все, что мы делаем,
    мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги Наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни его мы познали как первое благо,
    сродное нам, с него начинаем всякое предпочтение и избегание и к нему возвращаемся, пользуясь претерпеванием как мерилом всякого блага. Так как наслаждение есть первое и сродное нам благо, то поэтому мы отдаем предпочтение не всякому наслаждению, но подчас многие из них обходим,
    если за ними следуют более значительные неприятности и наоборот,
    часто боль мы предпочитаем наслаждениям, если, перетерпев долгую боль,
    мы ждем следом за нею большего наслаждения. Стало быть, всякое наслаждение, будучи от природы родственно нам, есть благо, ноне всякое заслуживает предпочтения равным образом и всякая боль есть зло, ноне всякой боли следует избегать а надо обо всем судить, рассматривая и соразмеряя полезное и неполезное - ведь порой мы и на благо смотрим как назло и, напротив, назло- как на благо. Поэтому когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники, не наслаждение мальчиками и женщинами или рыбным столом и прочими радостями роскошного пира делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе. Начало же всего этого и величайшее из благ есть разумение оно дороже даже самой философии, и от него произошли все остальные добродетели. Это оно учит, что нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь неотделима от них (К Менекею, 122, См. также приложение к предыдущему вопросу
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 1) атомы и пустота
    Ш Иные из тел суть сложные а иные - такие, из которых составлены сложные. Эти последние суть атомы, неделимые и неизменяемые. В самом деле, не всему, что есть, предстоит разрушиться в небытие Беспредельна Вселенная как по множеству тел, таки по обширности пустоты. Движутся атомы непрерывно и вечно <...> одни - поодаль друг от друга, а другие - колеблясь на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами. Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, неспособна оказать им сопротивление а твердость, присущая атомам, заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала этому не было,
    ибо и атомы и пустота существуют вечно. Далее, миры бесчисленны,
    и некоторые схожи с нашим, а некоторые несхожи. В самом деле, так как атомы бесчисленны (как только что показано, они разносятся очень и очень далеко, ибо такие атомы, из которых мир возникает или от которых творится, не расходуются полностью ни на один мир, ни на ограниченное число их, схожих лис нашим или несхожих. Стало быть, ничто не препятствует бесчисленности миров. Душа есть тело из тонких частиц, рассеянное по всему нашему составу оно схоже с ветром, к которому примешана теплота Те, кто утверждает, что душа бес- телесна, говорят вздор будь она такова, она не могла бы ни действовать, ни испытывать действие, между тем как мы ясно видим, что оба эти свойства присущи душе (К Геродоту, 41-45, 63, Вопрос Ответ 3) ощущения

    • «...Если только мы хотим свести к чему-то наши разыскания,
    недоумения, мнения, тонам необходимо при каждом слове видеть его первое значение, не нуждающееся в доказательстве. И затем мы должны во всем держаться ощущений, держаться наличных бросков мысли или любого иного критерия, держаться испытываемых нами претерпе- ваний - и это даст нам средства судить об ожидающем и неясном. А
    уже разобравшись с этим, следует переходить к рассмотрению неясного. Существуют оттиски, подобовидные плотным телам, но гораздо более тонкие, чем видимые предметы. В самом деле, вполне могут возникнуть в окрестном воздухе и такие отслоения, и такие средства для образования полых и тонких поверхностей, и такие истечения, которые сохраняют без изменения положение и движение твердых тел. Эти оттиски называем мы "видностями"». Именно оттого, что в нас входит нечто извне, мы способны и видеть формы, и мыслить их. В самом деле, ведь внешние предметы ни через воздух между ними и нами

    82 Античная философия
    ни через лучи или иные истечения от нас к ним не могут отпечатлеть в нас свой природный цвет и форму так, как могут это сделать через оттиски, сохраняющие цвет и форму предметов, проникающие по мере величины своей в наше зрение и мысль и движущиеся с большой скоростью (К Геродоту, 38, 46, Если ты оспариваешь все ощущения до единого, тебе не на что будет сослаться даже когда ты судишь, что такие-то из них ложны»
    (Главные мысли, Вопрос Ответ 1) диалектику
    О Разделяется его философия натри части канонику, физику и этику. <...> Обычно, впрочем, каноника рассматривается вместе с физикой каноника - как наука о критерии и начале в самых их основах, а физика - как наука о возникновении и разрушении и о природе этика же - как наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели. / Диалектику они отвергают как науку излишнюю- в физике, говорят они, достаточно пользоваться словами,
    соответствующими предметам (Диоген Лаэртский, X 30 и ел.).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   43


    написать администратору сайта