Главная страница
Навигация по странице:

  • 194 Философия Нового времени Вопрос Ответ 1) бытие

  • Вопрос48 Ответ: 2) познает вещи как необходимые

  • Вопрос Ответ 3) простая субстанция, не имеющая частей

  • Вопрос

  • Вопрос Ответ 4) монады могут взаимодействовать телесно, дугии не

  • Вопрос Ответ 2) живым зеркалом универсума

  • Вопрос Ответ 2) наш мир, созданный Богом, - это осуществление

  • Вопрос Ответ 4) за исключением самого разума

  • Вопрос 64 0твет:2) несовершеннолетия

  • Вопрос Ответ 4) эпохи Просвещения

  • Вопрос Ответ 4) Эдуард Чербери

  • Вопрос71 Ответ: 1) Гуго Гроций

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница19 из 43
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   43
    Вопрос Ответ 4) субстанция
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 3) причина самой себя
    См. пояснение выше 3ак 3032

    194 Философия Нового времени
    Вопрос Ответ 1) бытие

    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 1) бесконечность

    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 3) разум (См. пояснение выше.
    Вопрос47
    Ответ: 4) бесконечное множество
    См. пояснение выше.
    Вопрос48
    Ответ: 2) познает вещи как необходимые
    См.: Спиноза Б. Этика. - Часть пятая. Теорема Вопрос Ответ 2) в любви к Богу (= в любви Бога к людям)

    См.: Спиноза Б. Этика. - Часть пятая. Теорема Вопрос Ответ 4) нет они всего лишь ложные истолкования приятных
    и неприятных чувств, имеющихся только в душе
    См. пояснение выше.
    "Вопрос Ответ 3) познание Бога и любовь к Богу
    См. пояснение выше.
    Вопрос52
    Ответ: 4) монада Воззрения немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница, явились в значительной мере реакцией на картезианство и спинозизм. В своей философской концепции он стремился снять картезианский дуализм души и тела, а также вернуть Богу цель, а
    Ответы, пояснения и приложения единичным существам самостоятельность и значимость (упраздненные
    Спинозой). , Против картезианского представления об инертной телесной субстанции, приводимой в движение только посредством внешней силы,
    Лейбниц выдвинул тезис о том, что материальные тела в самих себе имеют силы и источники движения, а значит, повсюду в материи рассеяны и души (Лейбниц Г. В. Соч Вт. Т. 1. - С. 385).> Например, если перерезать нить, на которой подвешен груз, то груз придет в движение без внешнего толчка. Всякое тело содержит в себе некую действенность, или энтелехию... она сама по себе направлена к осуществлению и не нуждается во вспомогательных средствах Эта способность действовать присуща всякой субстанции и из нее всегда порождается какое-то движение и поэтому сама телесная субстанция
    (равно как и духовная) никогда не прекращает действовать (Там же. - С. 246. Понятие «энтелехия», заимствованное у Аристотеля,
    Лейбниц определил следующим образом «...Аристотелева энтелехия,
    вызвавшая так много споров, есть нечто иное, как сила или активность,
    т. е. состояние, для которого естественным является действие, если ничто ему не препятствует Там же. - СВ телесной субстанции должна находиться первая энтелехия...
    те. первичная двигательная сила. Это и есть субстанциальное начало, которое в живых существах называется душой в других же - субстанциальной формой а поскольку оно составляет с материей действительно одну субстанцию,
    или единое само по себе, оно образует то, что я называю монадой...»

    (Там же. - С. 300).
    . Монада (от греч. ЦОУОС; - единица, единое) - основное понятие концепции Лейбница, а его философское учение называют монадологией По определению Лейбница монада есть нечто иное, как простая
    субстанция, которая входит в состав сложных простая, значит, не имеющая частей (Там же. - СВ противовес утверждению Спинозы, будто есть лишь одна субстанция, Лейбниц считал, что существует бесконечное множество суб- станций-монад. Ведь если бы существовала только одна субстанция, то все вещи были бы пассивны, а неактивны. Такое воззрение позволило
    Лейбницу отстаивать значимость, уникальность и необходимость всякого существа во вселенной. Любая из бесчисленного множества монад играет свою незаменимую роль в мировой гармонии. О Спинозе Лейбниц писал ошибка этого автора лишь в том, что он довел до крайности учение, отнимающее у тварей силу и действие (Там же. - С. Каждая монада является единством идеального и материального.
    Идеальная сущность монады неделима и неразрушима. Она не подвержена воздействиям со стороны других монад это положение Лейбниц образно выразил фразой Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти (Там же. - С. 413—
    414). Вместе стем каждая монада связана со всеми и с каждой. Они

    196 Философия Нового времени
    связаны, с одной стороны, телесно тело одной монады действует на тело другой, через него на третье и т. д. до бесконечности. С другой стороны, все монады связаны идеально, хотя эта связь осуществляется только через посредство Бога, верховной субстанции Бог сравнивает монады и находит в каждой из них основания, побуждающие его приспособлять одну к другой Благодаря такому соотнесению каждая монада является постоянным живым зеркалом универсума (Там же. -С. 422). Бог таким образом уже в акте творения монад предопределяет их соотношения друг с другом, благодаря чему среди монад имеется
    «предустановленная гармония».
    Людям может казаться, будто Бог кого-то обделяет по сравнению с другими и допускает таким образом зло и несправедливость, однако
    Лейбниц доказывал, что Бог взвешивает всевозможные соотношения монад и реализует самое лучшее из возможных. А если бы мир был устроен иначе, так, как кому-то хотелось бы, то общее устройство мира оказалось бы хуже, чем есть в действительности. По словам Лейбница,
    «если бы мы могли в достаточной мере понять порядок универсума, то мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших и что нельзя сделать его еще лучше, чем он есть, не только в общем ив целом,
    но и для нас самих в частности (Там же. - СВ этой мысли
    Лейбница состоит его теодицея (от греч. Geoq - Боги б1кт| - справедливость, те. оправдание Бога, доказательство, что Бога нельзя упрекать за кажущееся несовершенство мира. Вместе стем Лейбниц отверг и утверждение Спинозы, что Бог действует бесцельно напротив,
    «Бог всегда ставит себе целью наилучшее и наиболее совершенное (Там же. - С. 144). Таким образом, Лейбниц вопреки тому, что большинство философов Нового времени стремилось изгнать из науки понятие цели, или целевой причины, отстаивал правомерность телеологии.
    В своем учении опознании и методах познавательной деятельности Лейбниц в целом придерживался рационалистической позиции. В
    противовес эмпирикам и особенно Локку, полагавшим, что нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, он сформулировал известный афоризм Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума (Там же. Т. 2. - С 111,
    Хотя на первый взгляд может показаться, будто Лейбницу удалось преодолеть дуализм и картезианского, и спинозовского типа, но эта видимость рассеялась бы при более глубоком анализе, который вскрыл бы в сочинениях Лейбница эклектическое соединение разнородных представлений вместо строгого логического следования понятий (на это указал, например, Гегель в своих Лекциях по истории философии»).
    Вопрос_Ответ_3)_простая_субстанция,_не_имеющая_частей'>Вопрос Ответ 3) простая субстанция, не имеющая частей
    См. пояснение выше
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 4) повсюду в материи рассеяны души
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 3) бесконечное множество
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 3) плюрализм "См. пояснение выше.
    Вопрос57
    Ответ: 1) единством идеального и материального
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 4) монады могут взаимодействовать телесно, дугии не
    влияют друг на друга, но они соотнесены и скоординированы Богом
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 2) живым зеркалом универсума
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 2) если бы Бог устроил мир иначе, чем есть, то было
    бы хуже, чем есть
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 2) наш мир, созданный Богом, - это осуществление
    наилучшего соотношения всех монад по сравнению с другими
    возможнымивариантами
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 4) за исключением самого разума
    См. пояснение выше

    198 Философия Нового времени
    Вопрос Ответ) просвещение
    Ш Просвещение - идейное течение, лейтмотивом которого является вера в человеческий разум как силу, способную обеспечить всесторонний прогресс человечества. И. Кант в статье Ответ на вопрос, что такое Просвещение определил его как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, заключающегося в неспособности пользоваться своим разумом без чьего-либо руководства (см Кант И. Соч В 6 т.
    Т. 6. - МС. Своего высшего проявления это течение достигло в XVIII в, который образно называют веком Просвещения. Идеология Просвещения как комплекс воззрений сформировалась прежде всего в Англии,
    которая в XVIII в. дальше других стран продвинулась по пути развития капитализма. Значительный вклад в формирование идеологии Просвещения внес Дж. Локк, которого нередко называют основоположником Просвещения, хотя просветительские идеи высказывались и до него.
    Помимо Англии Просвещение получило значительное распространение и влияние во Франции, Германии, Испании, Польше (в том числе в Великом Княжестве Литовском. Сторонники Просвещения были ив России, в которой даже императоры (Екатерина II и Александр были склонны слыть просвещенными монархами и покровительствовать просветителям (особенно иностранным, таким, как Вольтер и Дидро).
    Во Франции век Просвещения увенчался буржуазной революцией, которая повлекла значительные перемены во всей Европе иуда- ленных от нее странах. Однако кровавые события и последствия этой революции возбудили сомнения в справедливости идеалов просветителей и обозначили конец золотого века Просвещения, и влияние этой идеологии пошло на убыль.
    К числу виднейших представителей Просвещения относятся в
    Англии Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд,
    А. Э. Шефтсбери; во Франции - Вольтер, Ш. Монтескье,
    Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, КА. Гельвеции, ПА. Гольбах; в Германии -
    X. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер; в США - Т. Джефферсон,
    Б. Франклин, Т. Пейн; в России -
    НИ. Новиков, АН. Радищев,
    В.Г.Белинский; в Великом Княжестве Литовском - К. Нарбут,
    И. Стройновский, А. Довгирд.
    Это течение не было однородным его сторонники по-разному относились к религии, придерживались разных философских принципов.
    Идейное единство Просвещения покоилось на уверенности, что главное естественное достояние человека - разум, что человек имеет естественное право жить согласно суждениям разума и отклонять требования, не согласующиеся сними. Принцип главенства разума подразумевает эмансипацию разума от всяческих ограничений, связанных,
    например, с социальными имущественным неравенством людей, про
    Ответы, пояснения и приложения 19&
    изволом властей, религиозными запретами, людскими предрассудками,
    невежеством. Сторонники Просвещения были склонны считать, что все люди равны как носители разума, ведь принципы рационального мышления одинаковы для всех независимо от расовых, психологических и культурных особенностей, обстоятельств времени и места.
    Задача эмансипации разума заострила внимание просветителей на вопросах религии, воспитания, просвещения, устройства общества.
    Просветители стремились найти естественные принципы жизни, в том числе принципы естественной религии, естественного права,
    «естественной» экономики (физиократы). Сточки зрения разумности и естественности подвергались критике существующие порядки. Тяга к преобразованиям актуализировала идею прогресса человечества.
    Вопрос 64
    0твет:2) несовершеннолетия
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 3) неспособность пользоваться своим рассудком без
    постороннего руководства
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 4) эпохи Просвещения
    См. пояснение выше.
    Вопрос Ответ 4) Sapere audel - Осмелься разуметь Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия в котором он находится по собственной вине Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом - таков, следовательно, девиз Просвещения. / Леность и трусость - вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства (naturaliter maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у

    200 Философия Нового времени
    меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п, то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить этим скучным делом займутся вместо меня другие. То, что значительное большинство людей (и среди них весь прекрасный пол)
    считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию- это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством. После того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо оберегли оттого, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на которых их водят, - после всего этого они указывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно. Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений в конце концов они научились бы ходить однако такое обстоятельство делает их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток»
    (Кант И. Соч. Т. 6. - С. 27-28).
    Вопрос68
    Ответ: 2) деизм По отношению к религии многие просветители занимали деис- тическую позицию Деизм (от лат deus - Бог) - религиозно-фило- софское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, более не вмешивается в естественное течение событий, те. мир развивается по своим законам безучастия Бога. Основателем деизма и сопутствующей ему естественной религии является английский мыслитель Эдуард Чербери (1583-1648). Под естественной религией понимается совокупность религиозных представлений, основанных на разуме и естественных чувствах человека без посредства церковной догматики и обрядности. Вовремя Великой французской революции была попытка создать государственный культ на основе естественной религии. К
    числу видных представителей деизма относятся в Англии Дж. Толанд,
    А. Коллинз, А. Шефтсбери; во Франции - Вольтер, Ж. Ж. Руссо; в
    Германии - Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг; в Северной Америке -Т. Джефферсон, Б. Франклин.
    Вопрос Ответ 4) Эдуард Чербери

    См. пояснение выше.
    Вопрос70
    Ответ: 1) Вольтер
    А Вольтер (1694-1778, настоящее имя Мари Франсуа Аруэ),
    просветитель, сыгравший значительную роль в идейной подготовке
    Ответы, пояснения и приложения Французской революции, известен выступлениями против католической церкви. Он обличал церковь как защитницу сословных привилегий, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки, просвещения, прогресса. Он - автор знаменитой фразы раздавите гадину (церковь).
    Однако он же утверждал, что если бы Бога не существовало, то его следовало бы выдумать, поскольку религия освящает необходимые нравственные и социальные нормы. Вольтер признавал Бога в качестве творца вселенной, который однако не нарушает естественного хода вещей. Вольтер отвергал христианский провиденциализм. В России с именем Вольтера было связано распространение так называемого вольтерьянства (духа свободомыслия, иронии, ниспровержения авторитетов).
    Вопрос71
    Ответ: 1) Гуго Гроций
    В социальных воззрениях просветителей важную роль сыграли понятия естественного права и общественного договора. Эти понятия существовали уже в античной мысли, однако именно в эпоху Просвещения они приобрели особую значимость. Под естественными правами

    подразумевалась совокупность принципов и прав, вытекающих из неизменной природы человека и независимых от переменчивых социальных условий. Таковыми представлялись, например, право индивида на самоопределение, на жизнь, на частную собственность. Сторонники теории естественного права полагали, что законы, установленные в обществе могут считаться справедливыми в той мере, в какой они не противоречат естественным правам человека. Идея естественного права развивалась в произведениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо,
    Ш. Монтескье, Д. Дидро, АН. Радищева и др.
    Теория общественного договора примыкает к понятию естественных прав. Согласно этой концепции, государство образуется в результате договора между людьми, в котором отдельные лица, исходя из собственных интересов, добровольно отказываются отчасти своих естественных прав в пользу государственной власти. Например,
    отказываются отличной мести и передают это право правителю или органам власти. В Новое время теория общественного договора впервые была выдвинута нидерландским ученым Г. Гроцием (Наибольшего распространения эта теория достигла в XVIII-XIX вв.
    Важный вклад в ее разработку внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо.
    Т. Гоббс рассматривал государство как искусственное тело и сравнивал его с мифическим библейским чудовищем Левиафаном. По мнению Гоббса, до образования государства люди жили в естественном состоянии войны всех против всех (ЬеШап omnium contra omnes),
    когда каждый считался только с собственными интересами и действовал по принципу человек человеку волк (homo homini lupus est, автор этого выражения - древнеримский комедиограф Плавт). Однако люди осоз-

    202 Философия Нового времени
    нали, что свою жизнь и благополучие легче обеспечивать в условиях мира, поэтому они путем договора объединились в государство и подчинились государю, обязанному заботиться о мире и благе народа. Законы, утверждаемые в государстве, должны по существу совпадать с естественными моральными принципами, а по форме отличаться от них как законы писаные от неписаных. Основой тех и других законов должно быть золотое правило, выраженное в Библии И как хотите,
    чтобы с вами поступали люди, таки вы поступайте сними (Лк. 6,31;
    ср.: Мф. 7, Вопрос Ответ 3) Дидро

    А Дени Дидро (Diderod, 1713-1784).
    Вопрос73
    Ответ: 4) Ламетри
    А Ламетри Жюльен Офре де (Lamettrie, Вопрос Ответ 3) общины Жан Жак Руссо (1712-1778) внес существенные новшества в теорию общественного договора Он подверг критике трактовку, выдвинутую Гроцием. Суть критики в следующем. Неверно мнение, будто народ путем договора отчуждает свою свободу в пользу государя.
    Ведь отчуждение подразумевает, что нечто отдается добровольно, например, как человек продает себя в рабство, меняя свободу на средства существования. Однако государь не доставляет средств существования своим подданным, значит, здесь нет акта отчуждения свободы. Покорение какого-либо народа тоже не дает завоевателю права распоряжаться им силане создает права (Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре,
    или Принципы политического права. - МС. Целью общественного договора не может быть подчинение народа,
    являющегося сувереном, государю. Есть только один договор в государстве это договор ассоциации (Там же. - С. 85). По мнению
    Руссо, основная проблема, которая должна быть решена путем общественного договора, следующая Найти такую форму общественной ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника ив которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше (Там же. - С. 12). Решение проблемы Руссо видел в соблюдении условия, что каждый участник договора полностью отчуждает себя со всеми своими правами в пользу
    всей общины (communaute). Поскольку это отчуждение одинаково для
    Ответы, пояснения и приложения всех, ни у кого не будет интереса делать его тягостным для других к тому же каждый, отдавая себя всем, не отдает себя никому в отдельности.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   43


    написать администратору сайта