Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX - НАЧАЛА XX в. ВОПРОСЫ

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница27 из 43
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   43
    Вопрос98
    Ответ: 2) развитие
    • «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния одно есть то, что известно как задаток,
    способность, в-себе-бытие (как я это называю, potentia дищид, второе есть для-себя-бытие, действительность (actus, evspyeia). Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше в этом смысле человек обладает от рождения и даже во чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей. Но так как дитя обладает, таким образом, лишь способностью или
    реальной возможностью разума, то выходит тоже самое, как если бы оно совсем не обладало разумом последний еще не существует в нем (an ihm), ибо дитя еще неспособно совершать что-либо разумное и не обладает разумным сознанием. Лишь тогда, когда то, что человек, таким образом, есть в себе становится для него следовательно, когда оно становится разумом для себя, человек обладает действительностью в ка- ком-нибудь отношении лишь тогда человек действительно разумен, лишь тогда он существует для разума. / Что это, собственно, означает То
    Ответы, пояснения и приложения что есть в себе, должно стать для человека предметом, должно быть им осознано так оно становится для человека. То, что для него стало предметом, есть тоже самое, что он есть в себе лишь благодаря тому, что это в-себе-бытие становится предметным, человек становится для себя самого, удваивается, сохраняется, но другим не становится. Человек, например, мыслит, а затем он мыслит об этой мысли таким образом, в мышлении предметом является лишь мышление, разумность производит разумное, разум является своим собственным предметом. Что мышление может затем впасть в неразумие, это - дальнейший вопрос, который нас здесь не касается. Но если на первый взгляд человек,
    разумный в себе, не продвинулся ни на шаг вперед после того, как он стал разумным для себя, так как то, что было в нем в себе, лишь сохранилось, то разница все же огромная никакого нового содержания не получается, и все же эта форма для-себя-бытия есть нечто совершенно отличное. На этом различии зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории. Этим одним только и объясняется, почему у многих народов существовало и частью еще существует рабство, и эти народы были им довольны, несмотря на то что все люди от природы разумны, а формальная сущность этой разумности именно и состоит в том, чтобы быть свободным. Единственное различие между африканскими и азиатскими народами, с одной стороны, и греками, римлянами и современными народами, с другой, состоит именно в том, что последние знают, что они свободны и свободны для себя первые же лишь
    суть свободные не зная что они свободны, не существуя, следовательно, как свободные. В этом заключается огромное изменение состояния.
    Всякое познание и изучение, наука и даже действование имеют своей целью нечто иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, нечто иное, как становление для себя предметом. / То, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе стем остается одними тем же,
    ибо оно управляет всем ходом изменения. Растение, например, не теряет себя в непрестанном изменении. Из его зародыша, в котором сначала ничего нельзя разглядеть, возникают разнообразные вещи, но все они содержатся в нем, правда, не в развитом, а в свернутом и идеализо- ванном виде. Причиной того, что он полагает себя в существование,
    является то, что зародыш не может мириться стем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие он существует лишь в себе и вместе стем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом его развития, является плод, те. порождение зародыша - возвращение к первому состоянию. Зародыш хочет породить лишь самого себя, раскрыть то, что есть в нем, чтобы затем снова возвратиться к себе, снова возвратиться в то единство, из которого он изошел. В
    царстве природы дело, разумеется, происходит так, что субъект, кото-

    276 Классическая немецкая философия
    рый выступает как начало, и существующее, которое представляет собою конец - семя и плод, являются двумя особыми индивидуумами;
    удвоение по внешности имеет своим кажущимся результатом распадение на два индивидуума, которые, однако, по своему содержанию представляют собою одно и тоже. Точно также в области животной жизни родители и дети суть различные индивидуумы, хотя природа их одна и та же. / В царстве духа дело обстоит иначе он есть сознание, он свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. Верно то, что, подобно зародышу в природе, также и дух, после того как он сделал себя иным,
    снова концентрируется в себя, снова возвращается в единство. Однако существующее в себе становится существующим для духа, и таким образом он становится для самого себя. Плоди новое содержащееся в нем семя становится существующим, напротив, не для первого зародыша, а лишь для нас в духе же плоди зародыш не только суть одной и той же природы в себе но здесь есть еще, кроме того, бытие друг для друга, и именно вследствие этого здесь есть для-себя-бытие. То, для чего есть другое, есть тоже самое, что и само другое лишь благодаря этому дух находится у самого себя в своем другом. Развитие духа состоит, следовательно, в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе стем его возврат к себе. / Это нахождение духа у себя, этот возврат его к себе, можно признать его высшей абсолютной целью. Все то, что совершается - вечно совершается - на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя, стал для самого себя, объединился с собой он есть удвоение, отчуждение, но он есть это отчуждение лишь для того, чтобы он мог найти самого себя,
    лишь для того, чтобы он мог возвратиться к самому себе. Лишь посредством этого дух достигает своей свободы, ибо свободно то, что не имеет отношения к другому и не находится в зависимости от него. Лишь здесь появляется подлинная собственность, подлинное собственное убеждение во всем другом, кроме мышления, дух не достигает этой свободы (Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1. - С. Вопрос Ответ 1) антропологический Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология,
    ни психология истина - только антропология (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. - МС. То, что в этом сочинении доказывается, так сказать, априори, а именно, что тайна теологии есть антропология давно уже доказано и установлено апостериори историей теологии. История догмата, говоря проще, история теологии вообще, есть критика догмата, критика теологии в целом. Теология давно сделалась антропологией. История реализовала, сделала предметом сознания то, что было сущностью теологии
    Ответы, пояснения и приложения самой в себе. Здесь метод Гегеля оказался совершенно верными исторически обоснованным. Я доказываю, что истинный смысл теологии есть антропология, что между определениями божественной и человеческой сущности, следовательно, между божественными человеческим субъектом или существом нет различия, что они тождественны Предмет моего сочинения заключает в себе общечеловеческий интерес, и не подлежит сомнению, что его основные мысли - хотя пне в том виде,
    в каком они выражены здесь и могут быть выражены при существующих отношениях - сделаются некогда достоянием человечества, так как в наше время им можно только противопоставить нелепые, бессильные, противоречащие истинной сущности человека иллюзии и предрассудки. Ноя отнесся к своему предмету, как к научному вопросу, как к объекту философии, и не мог отнестись к нему иначе. Исправляя заблуждение религии, теологии и умозрения, я должен был употреблять их выражения и даже пускаться в метафизику, тогда как я, собственно,
    отрицаю умозрение и свожу теологию к антропологии. Моя книга заключает в себе, как я уже сказал, конкретно развитое начало новой философии, не школьной, а человеческой. Но так как она извлекает этот новый принцип из недр религии, тоновая философия отличается от старой католической и современной протестантской схоластики тем, что ее согласие с религией не обусловливается согласием с христианской дог- матикой. Будучи порождена самой сущностью религии, она носит эту истинную сущность в себе и сама по себе, как философия, является религией. Низводя теологию к антропологии, я возвышаю антропологию до теологии, подобно христианству, которое, унизив бога до человека, сделало человека богом - хотя и далеким от человека, трансцендентным, фантастическим богом. Поэтому и самое слово антропология понимается мною не в смысле гегелевской или иной старой философии вообще, а в бесконечно более высоком и всеобщем смысле. Антропология не усматривает в воплощении особой, необычайной тайны, подобно ослепленной мистическим призраком умозрительной философии она,
    напротив, разрушает иллюзию, будто в воплощении заключается особая, сверхъестественная тайна она критикует догмат и сводит его к его
    естественным, прирожденным человеку элементам к его внутреннему началу и средоточию - к любви (Фейербах Л. Избранные философские произведения. ТИС. Фей- ербах в ответ на критическую статью М. Штирнера:] Ф. облекает свой материализм s доспехи идеализма. О, как голословно это утверждение Пойми, "Единственный, что Ф. ни идеалист, ни материалист!
    Для Ф. бог, дух, душа, Я - пустые абстракции, но такие же пустые абстракции для него - тело, материя, вещество. Истина, сущность,
    действительность для него только в чувственности. Разве ты когда- нибудь воспринимал, разве видел тело, материю Ведь ты видели воспринимал только вот эту воду, вот этот огонь, вот эти звезды, эти камни, эти деревья, этих животных, этих людей - всегда лишь вполне

    278 Классическая немецкая философия
    определенные чувственные индивидуальные вещи и существа, но никогда не видел ни тела и ни души, ни духа и ни вещества как таковых.
    Но в еще меньшей степени является Ф. приверженцем философии абсолютного тождества, которая объединяет обе абстракции в третьей.
    Стало быть, ни материалистом, ни идеалистом, ни философом тождества нельзя назвать Ф. Что же он такое Он в мыслях тоже, что ив действительности, в духе тоже, что и воплотив чувственном своем существе он человек или, вернее, - ибо существо человека Ф. полагает только в общественности, - он общественный человек Коммунист (Там же. - С. Вопрос Ответ 4) человека

    ф Чем больше человек отрицает чувственность тем чувственнее становится его бог, в жертву которому приносится эта чувственность».
    «Человек приписывает богу то, что он отрицает в себе Религия отвлекается от человека и от мира, но она может абстрагировать только от действительных или воображаемых, недостаточных или ограниченных,
    ничтожных явлений, а не от сущности и не от положительных свойств

    мира и человечества Поэтому в ее абстракции и отрицании снова проявляется то, отчего она абстрагирует или предполагает абстрагировать. Таким образом, религия снова бессознательно приписывает богу все то, что она сознательно отрицает, разумеется, в том случае, если она отрицает что-нибудь существенное, истинное, чего поэтому нельзя
    отрицать. В религии человек отрицает свой разум из себя он ничего не знает о боге, его мысли носят светский, земной характер он может только верить в божественное откровение. Но зато богу свойственны земные,
    человеческие помыслы он строит планы, подобно человеку, приспособляется к обстоятельствами умственным способностям людей, как учитель к своим ученикам, точно рассчитывает эффект своих благодеяний и откровений наблюдает за всеми действиями и поступками человека и знает все, даже самое земное, самое пошлое, самое дурное. Одним словом, человек отрицает ради божества свое знание, свое мышление, но зато приписывает это знание, это мышление богу. Религиозный человек ведет жизнь уединенную, сосредоточенную в боге, тихую, лишенную радостей мира. Но он отчуждается от мира только потому, что сам бог есть существо, отчужденное от мира, вне- и сверхмировое,
    - выражаясь строго и абстрактно философски, - есть небытие мира.

    Однако бог как внемировое существо есть нечто иное, как сущность человека свободная от всяких связей и соотношений с действительностью, возвысившаяся над миром реализованная и рассматриваемая как объективная сущность. Чем бессодержательнее жизнь, тем полнее,
    тем конкретнее бог. Бог преисполняется по мере того, как опустошается действительный мир. Только бедный человек имеет богатого бога. Бог
    Ответы, пояснения и приложения возникает из чувства недостатка бог есть то, чего определенно, то есть сознательно или бессознательно недостает человеку. Так, безотрадное чувство пустоты и одиночества нуждается в боге, который для него есть
    общество, союз искренне любящих друг друга существ. Чем больше человек отчуждается от природы, чем субъективнее, то есть сверхъесте- ственнее или противоестественнее становится его созерцание, тем больше он боится природы или, по крайней мере, тег естественных вещей и процессов, которые не нравятся его фантазии и раздражают его. На этом процессе самоотчуждения основано умозрительное учение Гегеля,
    которое со питие человека о боге делает самосознанием бога Деятельность и благодать бога есть отчужденная самодеятельность человека, объективированная свободная воля (Фейербах Л. Избранные философские произведения. ТИС, Вопрос Ответ 4) любовь к человеку Если мы в лучшую жизнь больше не верим но ее хотим, -хотим не в одиночку, а соединенными силами, - то мы и создадим
    лучшую жизнь, то мы и устраним, по крайней мере, самые грубые,
    самые вопиющие и терзающие несправедливости и бедствия, от которых до сих пор страдало человечество. Но чтобы этого хотеть и это осуществить, мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в бога - веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным богом человека является человек. / Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю лишь, чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в этих лекциях и которую я изложил еще в самом начале курса, а именно - превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих - в мыслителей, из молельщиков - в работников, из кандидатов потустороннего мира - в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются наполовину животными, наполовину ангелами, -в людей в цельных людей (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. ПС. Вопрос Ответ 2) человек человеку бог

    • Авторы других выражений 1) Ницше, 3) Плавт, 4) Ламетри.
    • «...Другой индивид сам по себе есть посредник между мной и священной идеей рода. "Человек человеку бог. Мы доказали, что со

    280 Классическая немецкая философия
    держание и предмет религии совершенно человеческие доказали, что
    теологическая тайна есть антропология а тайна божественной сущности есть сущность человеческая. Но религия не сознает человеческого характера своего содержания она даже противополагает себя началу человеческому, или, по крайней мере, она не признает что ее содержание человечно. Поэтому необходимый поворотный пункт истории сводится к открытому признанию что сознание бога есть нечто иное, как сознание рода, что человек может и должен возвыситься над пределами своей индивидуальности или личности, ноне над законами и существенными
    определениями своего рода что человек может мыслить, желать, представлять, чувствовать, верить, хотеть и любить, как абсолютное, божественное существо, - только человеческое существо. / Поэтому наше отношение к религии не является только отрицательным, но критическим мылишь отделяем истинное отложного- хотя, конечно,
    отделенная от лжи истина является всегда, как истина новая, существенно отличная от старой истины. Религия есть первое самосознание человека. Религии потому и священны, что они - предания первоначального сознания. Номы уже показали, что то, что для религии является первым, то есть богом, на самом деле, согласно свидетельству истины, является вторым, так как бог есть только объективированная
    сущность человека а что религия признает вторым, то есть человека,
    мы должны установить и признать как первое. Любовь к человеку не должна быть производной она должна стать первоначальной Только тогда любовь будет истинной, священной, надежной силой. Если человеческая сущность есть высшая сущность человека, то и практически
    любовь к человеку должна быть высшими первым законом человека.
    Человек человеку бог - таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории. Отношение ребенка к родителям, мужа к жене, брата к брату, друга к другу, вообще человека к человеку, короче моральные отношения сами по себе суть истинно

    религиозные отношения Вообще жизнь в своих существенных отношениях- всецело божественной природы (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. - С. 193, 308-309).

    ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ
    ИРРАЦИОНАЛИЗМ
    XIX - НАЧАЛА XX в.
    ВОПРОСЫ
    1. Что рекомендовал С. Кьеркегор для осознания себя самого в своем вечном значении) не поддавайся отчаянию) обратись к Богу) помни о смерти) предайся отчаянию. Что, по утверждению С. Кьеркегора, является нервом его мировоззрения) понятие о трех стадиях существования) понятие экзистенции
    3) признание абсурда) требование выбора. Какая из различавшихся С. Кьеркегором трех стадий человеческого существования является первой) религиозная) эстетическая
    3)этическая
    4) ювенальная. Какое состояние духа является, согласно С. Кьеркегору, переходным звеном между эстетической и этической стадиями) благоговение
    2)ирония
    3) умиление) юмор

    282 Западноевропейский иррационализм XIX - начала XX в. Какое состояние духа является, согласно С. Кьеркегору, переходным звеном между этической и религиозной стадиями) благоговение
    2)вдохновение
    3)ирония
    4) юмор. Какое действие души, по С. Кьеркегору, непосредственно предшествует вере) бесконечное самоотречение) мольба) размышление
    4)умиление
    7. Что, по С. Кьеркегору, является основой религиозной веры?
    1)абсурд
    2) нравственное воспитание *
    3) философия
    4)чудо
    8. Что, по утверждению С. Кьеркегора, освобождает человека, делает его господином природы) вера) наука и техника) нравственность) труд. Кто автор книги Мир как воля и представление) Гегель
    2) Кант) Ницше
    4) Шопенгауэр
    10. К какому направлению относится философия А. Шопенгауэра?
    1) волюнтаризм) интеллектуализм) пантеизм) позитивизм. Что такое мир, по Шопенгауэру?
    1) инобытие идеи) мое представление и моя воля) совокупность всего сущего) творение Бога. Что, по А. Шопенгауэру, является сущностью человека
    Вопросы 283 воля) жизнь) разум) экзистенция
    13. К чему стремится воля По определению А. Шопенгауэра, воля есть) воля к власти) воля к жизни
    3)воля к ничто
    4)воля к свободе. Какая беда, по мнению А. Шопенгауэра, грозит человеку, когда его желания удовлетворены) пресыщение) самодовольство
    3)скука
    4)эгоизм
    15. Что такое жизнь, по определению Ф. Ницше?
    1) воля к власти
    2)долгое сновидение) способ существования белковых тел) торжествующее свинство. Чего или кого днем согнем искал безумец, персонаж из Веселой науки Ф. Ницше?
    1)Бога
    2) смысл жизни
    3)счастья
    4)человека
    17. Что означает выражение Ф. Ницше великий полдень) дионисийское празднество) торжество победы высшей расы над чернью) точка высшего подъема и начало заката человека) явление Заратустры людям. Что означает у Ф. Ницше выражение вечное возвращение) бесконечное и бессмысленное повторение того же самого мира) неистребимость воли к жизни) реинкарнация Заратустры
    4) уходы и возвраты Заратустры
    19. Что или кто, сточки зрения Ф. Ницше, является смыслом существования человека

    284 Западноевропейский иррационализм XIX — начала XX в) власть над миром) любовь
    3)сверхчеловек
    4)счастье
    20. Кто такой сверхчеловеку Ф. Ницше?
    1) безжалостный истребитель всего слабого и болезненного) повелитель над чернью) представитель высшей расы, наделенный сверхмогуществом
    4) тот, кто осознал волю к власти как предельное основание ценностей. Что означает у Ф. Ницше слово нигилизм) воля к Ничто) дух противоречия) обесценивание высших ценностей) сомнение во всем. Что, согласно В. Дильтею, является основой познания в науках о духе) интеллектуальная интуиция) переживание) усмотрение сущностей
    4) чувственное восприятие. В. Дильтей выделил три типа философского мировоззрения. В
    каком из приведенных пунктов названо направление, не являющееся одним из этих типов) идеализм свободы) материализм) объективный идеализм) экзистенциализм. Посредством чего, по мнению В. Дильтея, следует познавать, что такое человек) диалектической логики) интроспекции) истории) психологических экспериментов. К какому из указанных направлений относится философия А. Берг- сона?
    1) интуитивизм) позитивизм) прагматизм
    4)структурализм
    Вопросы 285 26. Что такое жизнь, по определению А. Бергсона?
    1) воля к власти) способ существования белковых тел) тенденция действовать на неорганизованную материю) хронически задерживаемое умирание. Как у А. Бергсона называется общество со статической моралью»
    и ориентацией на авторитарное правление) автохтонное) закрытое) открытое) традиционалистское
    28. Как у А. Бергсона называется общество с динамической моралью»,
    ориентацией на прогресс, творчество, свободу) буржуазное) закрытое) коммунистическое) открытое. Что собой представляют культуры, по определению О. Шпенглера?
    1) ассоциации индивидов) исторически сложившиеся способы жизнедеятельности сообществ) организмы) ступени развития человечества. "Какова цель исторического существования человечества, по мнению О. Шпенглера?
    1) воспитание человечества) нет цели) прогресс разума) самопознание духа. Какой фактор, по О. Шпенглеру, обусловливает облик культуры) ландшафт) общественный договор) предшествующая культура) способ производства. Как у О. Шпенглера называется завершающая стадия существования культуры) империя
    2)нация
    3) цивилизация) этнос

    286 Западноевропейский иррационализм XIX - начала XX в. Как изменяется культура, по О. Шпенглеру?
    1) не изменяется) поступательно (проходя определенные стадии) стохастически (вероятностно или непредсказуемо) циклически (кругообразно, повторяя одни и те же стадии. Какова, по представлениям О Шпенглера, идеальная продолжительность жизни каждой культуры) 0,5 тысячи лет) 1 тысяча лет) 2 тысячи лет) 3 тысячи лет. Каким термином, заимствованным из биологии, О. Шпенглер обозначил историческую одновременность сходных явлений враз- ных культурах) гомология) гомостилия
    3) гомотетия) гомотипия
    36. Какое из перечисленных действий О. Шпенглер не причислял к методам исторического исследования) вживание) непосредственная внутренняя уверенность) сравнение) установление причинно-следственных связей. Что, по мнению О. Шпенглера, лежит в основе порядка, наблюдаемого в истории) причинно-следственные законы) провидение) прогресс разума) судьба, органическая необходимость. Какой жизненной фазе культуры соответствует, согласно
    О. Шпенглеру, период переоценки всех ценностей) юность) восхождение) расцвет
    4)старость

    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   43


    написать администратору сайта