Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
0твет:3) скука Подобно тому как наша ходьба есть, как известно, только постоянно задерживаемое падение, таки жизнь нашего тела - это лишь хронически задерживаемое умирание, все новая и новая отсрочка смерти наконец, и деятельность нашего духа - это хронически отодвигаемая скука. Если же у человека не оказывается объектов хотения, потому что их сейчас же отнимает у него слишком легкое удовлетворение, то им овладевает страшная пустота и скука, те. его существо и сама жизнь становятся для него невыносимым бременем. С одной стороны, жизненные невзгоды и муки легко могут возрасти до того, что самая смерть, в уклонении от которой состоит вся жизнь, становится желанной и человек добровольно устремляется к ней, - ас другой стороны, лишь только нужда и страдания дают человеку отдых, сейчас же так близко подходит скука, что он непременно должен как-нибудь "проводить время. <...> Скука же далеко немаловажное зло она в конце концов налагает налицо печать настоящего отчаяния. Это она делает то, что существа, столь мало любящие друг друга, как люди, все- таки очень ищут друг друга, и это она, значит, становится источником общественности. Противнее, как и против других общественных бедствий, всюду принимаются официальные меры. Как нужда - постоянный бич народа, так скука - бич знатных. В гражданском быту скука символизируется воскресеньем, нужда - шестью днями недели. Желание по своей природе - страдание удовлетворение скоро насыщает, цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме являются опять желание и потребность, а если нет - наступает тоскливость, пустота, скука, с которыми борьба также мучительна, как и с нуждой. Между страданием и скукой мечется каждая человеческая жизнь (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление- С. 407-412 [IV, § Вопрос Ответ 1) воля к власти) Физиологам следовало бы поразмыслить насчет взгляда на инстинкт самосохранения как на кардинальный инстинкт органического существа. Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу - сама жизнь есть воля к власти самосохранение есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого. (Ницше Ф. Соч В 2 т. Т. 2. - МС Поту сторону добра и зла, 13]). Ответы, пояснения и приложения 297 2) Жизнь - долгое сновидение (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - С. 46 [I, § 5]). 3) Жизнь есть способ существования белковых тел (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 82). 4) Я сравнивал жизнь с закваской, с дрожжевым грибком, который пожирает жизнь, чтобы жить самому, и утверждал, что жизнь - это просто торжествующее свинство. Сточки зрения спроса и предложения жизнь самая дешевая вещь на свете. Количество воды, земли и воздуха ограничено, но жизнь, которая порождает жизнь, безгранична. Природа расточительна. Возьмите рыб с миллионами икринок. И возьмите себя или меня В наших чреслах тоже заложены миллионы жизней. Имей мы возможность даровать жизнь каждой крупице заложенной в нас нерож- денной жизни, мы могли бы стать отцами народов и населить целые материки. Жизнь Пустое Она ничего не стоит. Из всех дешевых вещей она самая дешевая. Она стучится вовсе двери. Природа рассыпает ее щедрой рукой. Где есть место для одной жизни, там она сеет тысячи, и везде жизнь пожирает жизнь, пока не остается лишь самая сильная и самая свинская (Лондон Дж. Морской волк. - М, 1984. - Гл. Вопрос Ответ 1) Бога Безумный человек Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал Я ищу Бога Я ищу Бога - Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? - сказал один. Он заблудился, как ребенок, - сказал другой. Или спрятался Боится ли он нас Пустился ли он в плавание Эмигрировал- так кричали и смеялись они вперемешку. Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. Где Бог - воскликнул он. - Я хочу сказать вам это Мы его убили - вы и я Мы все его убийцы Но как мы сделали это Как удалось нам выпить море Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего горизонта Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца Куда теперь движется она Куда движемся мы Прочь от всех солнц Не падаем ли мы непрерьшно? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях Есть ли еще верхи низ Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто Не дышит ли на нас пустое пространство Не стало ли холоднее Не наступает ли все сильнее и больше ночь Не приходится ли средь бела дня зажигать фонарь Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога Разве не доносится до нас запах божественного тления - и Боги истлевают Бог умер Бог не воскреснет И мы его убили Как утешимся мы, убийцы из убийц Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами - кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься Какие искупительные празднества 298 Западноевропейский иррационализм XIX - начала XX в. какие священные игры нужно будет придумать Разве величие этого дела не слишком велико для нас Не должны ли мысами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история - Здесь замолчал безумный человек и снова стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. Я пришел слишком рано, - сказал он тогда, - мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам - весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно время, свету звезд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, - и все-таки вы совершили его - Рассказывают еще, что в тот же день безумный человек ходил по различным церквами пел в них свой Requiem aeternam deo. Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и тоже "Чем же еще являются'эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога (Ницше Ф. Соч. Т. 1. - С. 592- 593 Веселая наука III, Вопрос Ответ 3) точка высшего подъема и начало заката человека • «Великий полдень - когда человек стоит посреди своего пути между животными сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду ибо это есть путь к новому утру. / И тогда заходящий сам благословит себя зато, что бьш он переходящий и солнце его познания будет стоять у него на полдне. / Умерли все боги теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек - такова должна быть в великий полдень наша последняя воля - / Так говорил Заратустра» (Ницше Ф. Соч. Т. 2. - С. 56-57 Так говорил Заратустра I, О дарящей добродетели, Вопрос Ответ 1) бесконечное и бессмысленное повторение того же самого мира • «...Жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного ничто - 'вечный возврат (Ниц- ше Ф. Воля к власти. - МС Вопрос Ответ) сверхчеловек • «Я хочу учить людей смыслу их бытия этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком (Ницше Ф Ответы, пояснения и приложения Соч. Т. 2. - С. 14 Так говорил Заратустра I, Предисловие Зарату- стры, Вопрос Ответ 4) тот, кто осознал волю к власти как предельное основание ценностей ф Сущность сверхчеловека состоит в выхождении сверх прежнего человека. Тот требует и ищет сверх себя еще каких-то идеалов и желанностей. Сверхчеловек, напротив, больше не нуждается в этом «сверх» и там. Безусловная определенность ницшевской идеи сверхчеловека заключена как разв том, что Ницше познал сущностную неопределенность безусловной власти, хотя не высказал ее таким образом (Хайдег- гер М. Время и бытие. - МС. НО. См. также с. Вопрос Ответ 3) обесценивание высших ценностей ф Что означает нигилизм - То, что высшие ценности теряют свою ценность Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем (Ницше Ф. Воля к власти. - С. 35 [§ 2]). Вопрос22 Ответ:2) переживание ф Переживание связи лежит в основе всякого постижения фактов духовного, исторического и общественного порядка (Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1995. - С. Вопрос Ответ 4) экзистенциализм ф Из пестрой многосложности подобных нюансов миросозерцания обладают значительностью лишь последовательные, чистые, действенные его типы. От Демокрита, Лукреция и Эпикура до Гоббса, от последнего до энциклопедистов и современного материализма, равно как до Канта и Авенариуса можно, несмотря на большие различия систем, проследить связь, объединяющую все эти группы систем в единый тип; начальная его форма может быть названа материалистической или натуралистической, а дальнейшее развитие последовательно, при условии критического сознания, ведет к позитивизму в духе Конта. Гераклит, строгие стоики, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Гете, Шеллинг, Шлей- ермахер, Гегель знаменуют собой этапы объективного идеализма. Платон, эллинистически-римская философия жизненных понятий, представителем которой является Цицерон, христианское умозрение, Кант, Фихте, Мэн де Биран и родственные ему французские мыслители, Карлейль образуют ступени развития идеализма свободы. Разделение 300 Западноевропейский иррационализм XIX - начала XX в. метафизики на такие группы систем вытекает из изложенной внутренней закономерности, проявляющейся при образовании метафизических систем (Дильтей В. Сущность философии. - МС. Вопрос Ответ 3) истории Что такое человек, можно узнать непутем размышлений над самим собой, и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории (Дильтей В. Описательная психология. - С. Вопрос Ответ 1) интуитивизм • Бергсон Анри (Bergson, 1859-1941) французский философ, один из виднейших представителей философии жизни и интуитивизма. Интуитивизм - философское направление, признающее интуицию важнейшей познавательной способностью человека. Вопрос Ответ 3) тенденция действовать на неорганизованную материю • «...ЖИЗНЬ - это прежде всего тенденция действовать на неорганизованную материю (Бергсон А. Творческая эволюция. - СПб., 1914. - С. 86). Вопрос27 Ответ: 2) закрытое Вопрос Ответ 4) открытое Вопрос Ответ 3) организмы Культуры суть организмы Всемирная история - их общая биография (Шпенглер О. Закат Европы. - МС. Вопрос Ответ 2) нет цели • «Но у человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, как нет цели и у вида бабочек или орхидей. Человечество - это зоологическое понятие или пустое слово. Достаточно устранить этот фантом из круга проблем исторических форм, и глазу тотчас же предстанет поразительное богатство действительных форм. <...> Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории, лодцерживать которую мож- Ответы, пояснения и приложения но лишь закрывая глаза на подавляющую груду фактов, я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющих каждая собственную идею собственные страсти собственную жизнь, юления, чувствования собственную смерть. <...> Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветви и листья, нонет никакого стареющего «человечества». У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются. Есть многие, в глубочайшей сути своей совершенно друг от друга отличные пластики, живописи, математики, физики, каждая с ограниченной продолжительностью жизни, каждая в себе самой замкнутая, подобно тому как всякий вид растений имеет свои собственные цветки и плоды, собственный тип роста и увядания. Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле. Подобно растениями животным, они принадлежат к живой природе Гёте, а не к мертвой природе Ньютона Я вижу во всемирной истории картину вечного образования и преобразования, чудесного становления и прехождения органических форм. Цеховой же историк видит их в подобии ленточного глиста, неустанно откладывающего эпоху за эпохой (Шпенглер ОС. 'Вопрос Ответ 1) ландшафт , Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, науки таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но ее исполненное жизни существование, целая череда великих эпох, в строгих контурах очерчивающих поступательное самоосуществление, представляет собою сокровенную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне, против бессознательного, распирающего изнутри, куда силы эти злобно стянулись. Не только художник борется с сопротивлением материи и с уничтожением идеи в себе. Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяженностью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет 302 Западноевропейский иррационализм XIX - начала XX в. отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией (Шпенглер ОС. Вопрос Ответ 3) цивилизация См. приложение к предыдущему ответу. Вопрос Ответ 2) поступательно (проходя определенные стадии) О Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость (Шпенглер ОС. Вопрос Ответ 2) 1 тысяча лет Идеальная продолжительность жизни водно тысячелетие для каждой культуры (Шпенглер ОС. Вопрос Ответ 1) гомология • «Я называю одновременными два исторических факта, которые выступают, каждый в своей культуре, в строго одинаковом - относительном - положении и, значит, имеют строго соответствующее значение (Шпенглер ОС. Вопрос Ответ 4) установление причинно-следственных связей • «Вживание, созерцание, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия - таковы средства историческою исследования вообще Других не существует (Шпенглер ОС. Вопрос Ответ 4) судьба, органическая необходимость • «Математика и принцип каузальности ведут к естественному упорядочению явлений, хронология и идея судьбы - к историческому» (Шпенглер ОС. 134). Вопрос38 Ответ: 4) старость • «Переоценка всех ценностей - таков сокровеннейший характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что перечеканивает все формы предшествовавшей культуры, иначе толкует их, иначе ими пользуется. Она ничего уже не порождает, она только дает новые интерпретации (Шпенглер ОС ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА ВОПРОСЫ 1. Вопрос о чем Ф. Энгельс называл основным вопросом философии) о бытии сущего) о смысле жизни) об основных законах природы, общества и мышления) об отношении мышления к бытию. Что, по определению К. Маркса, является сущностью человека? 1)свобода 2) совокупность всех общественных отношений) способность постигать сущность вещей) способность производить орудия. Какой способ преодоления отчуждения человека от его сущности предложил К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях года) воспитание людей в духе товарищества и коллективизма) уничтожение эксплуататоров) упразднение христианской религии) упразднение частной собственности на средства производства. Что К. Маркс называл главным недостатком всего предшествующего материализма? 1)абстрактность 2) необъективность) созерцательность) утилитарность. Что в марксистской теории познания считается важнейшим критерием истины 304 Философия марксизма) логическая согласованность знаний) очевидность исходных принципов 3)практика 4) чувственный опыт. Что, согласно К. Марксу, является основой развития политической и идеологической жизни общества) классовые противоречия) производительные силы) производственные отношения) товарно-денежные отношения. Какая общественно-экономическая формация, по утверждению К. Маркса, завершает предысторию человечества) первобытная) рабовладельческая) капиталистическая) социалистическая. Что, по К. Марксу, должно оказаться неизбежным результатом классовой борьбы) диктатура пролетариата) распространение исторического материализма) рост численности пролетариата) упразднение религии. Что, согласно прогнозу К. Маркса, должно произойти после установления диктатуры пролетариата) отмена демократии) отмена денег) построение бесклассового общества) усиление классовой борьбы. Что, по словам Ф. Энгельса, явилось основным фактором в процессе превращения обезьяны в человека) мутация) речь) самосознание) труд. Что, сточки зрения марксизма, явилось причиной возникновения частной собственности и разделения общества на антагонистические классы) насильственные захваты имущества) общественное разделение труда Вопросы 305 3) различия в трудолюбии и предприимчивости людей) частнособственнические инстинкты. Какая позиция, по утверждению В. И. Ленина, обеспечивает марксистскому мировоззрению подлинную объективность и научность? 1)внепартийность 2)объективизм 3) пролетарская партийность 4)субъективизм 13. Что такое материя, по определению В. И. Ленина) комплекс элементов, образующих тела) объективная реальность, отображаемая сознанием) совокупность атомов, из которых состоят все вещи) чувственно переживаемое представление о реальности. В какой мере, согласно В. И. Ленину, критерий практики способен подтвердить или опровергнуть какое-либо представление) обеспечивает абсолютное доказательство) обеспечивает абсолютное опровержение) не обеспечивает ни доказательства, ни опровержения) дает доказательство или опровержение, но лишь относительное. Что такое диалектика, по определению В. И. Ленина) искусство беседы, спора) логика видимости) учение о единстве и борьбе противоположностей) учение о формах правильного мышления. Что, по утверждению В. И. Ленина, является основной причиной существования государства) естественная необходимость организации жизни общества) естественное стремление одних людей властвовать над другими) непримиримость классовых противоречий) общественный договор. По какому основному критерию, согласно В. И. Ленину, различаются группы людей, называемые классами) пожизненным возможностям) по месту в системе общественного производства) по социальному уважению (статусу) по уровню доходов ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА |