Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 4) Шпик

  • Вопрос Ответ 4) согласованность с общей системой опыта

  • Вопрос Ответ 1) выражение факта

  • Вопрос Ответ 3) фаллибилизм

  • Вопрос70 Ответ: 4) смена парадигм, понятийной сетки

  • МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ ВОПРОСЫ

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница32 из 43
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   43
    А См Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - 5.6.
    Ср.: «Die Grenzen meiner Sprache bedeuten die Grenzen meiner Вопрос Ответ 2) о чем невозможно говорить, о том следует молчать «Wovon man nicht sprechen kann, dariiber muB man schweigen»
    (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - Вопрос Ответ 4) целое, включающее языки связанные с ним действия

    • «"Языковой игрой" я буду называть также целое, состоящее из языка и тех видов деятельности, с которыми он сплетен (Витгенш- тейн Л. Философские исследования. - § Вопрос Ответ 4) система предложений в ее целостности

    Ф «140. <...> Убедительной для нас становится целокупность суждений. Когда мы начинаем верить чему-то, то верим мы не единичному предложению, но целой системе предложений. (Этот свет постепенно осеняет все в целом «142. И освещается для меня не еди-
    Ответы, пояснения и приложения 335
    ничная аксиома, а система, в которой следствия и посылки взаимно поддерживают друг друга. «410. Наше знание образует огромную систему. И только в этой системе ее определенная часть имеет ту ценность,
    которую мы ей придаем (Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. - 1991. - № Вопрос Ответ 3) позитивизм
    А. Венский кружок, разработавший основы логического позитивизма,
    образовался в 1922 г. вокруг австрийского физика М. Шлика. Виднейшие участники О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, X. Рей- хенбах. Основные идеи Венского кружка сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки, применение принципа верификации.
    Вопрос Ответ 4) Шпик

    См. приложение к предыдущему ответу.
    Вопрос Ответ 2) прояснение традиционных

    философских проблем методом логического анализа Научное миропонимание не знает никаких неразрешимых загадок Прояснение традиционных философских проблем приводит к тому, что они частью разоблачаются как кажущиеся проблемы, частью преобразуются в эмпирические проблемы и тем самым переходят введение опытной науки. В этом прояснении проблем и высказываний и состоит задача философской работы, а вовсе не в создании собственных
    «философских» высказываний. Методом этого прояснения является логический анализ (Карнап Р, Хан X., Нейрат О. Научное миропонимание- Венский кружок / Перс нем. Я. В. Шрамко. 2003. - http://www.philosophy.ru/1ibrary/caraap/wienerkr.html).
    Вопрос47
    Ответ: 1) метод логического анализа Этот метод логического анализа и есть то, что существенно отличает новый эмпиризм и позитивизм от старого, ориентированного больше в биологически-психологическом ключе. Когда кто-то утверждает Бог существует, Первоосновой мира является бессознательное»,
    «Существует энтелехия как последний принцип живого существа, то мы не говорим ему То, что ты утверждаешь, ложно номы спрашиваем Что ты имеешь ввиду под этими высказываниями И тогда

    336 Позитивизм
    оказывается, что существует резкая граница между двумя видами высказываний. К одному виду принадлежат высказывания, как они делаются в эмпирической науке их смысл можно установить посредством логического анализа, точнее - посредством их сведения к простым высказываниям о том, что дано эмпирически. Другие высказывания, к которым относят приведенные выше, оказываются полностью бессмысленными, если принимать их такими, каких видит метафизик (Карнап Р, Хан X., Нейрат О. Научное миропонимание -Венский кружок).
    Вопрос Ответ 4) согласованность с общей системой опыта

    Ср.: Нечто является действительным, если оно встроено в
    общую систему опыта (Карнап Р, Хан X., Нейрат О. Научное миропонимание- Венский кружок).
    Вопрос Ответ 2) верификация Акт верификации, к которому в конце концов приводит путь решения, всегда одинаков это некий определенный факт, который подтвержден наблюдением и непосредственным опытом (Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия Избранные тексты- МС. Вопрос Ответ 3) структура объектов В научном описании речь может идти только о структуре (форме упорядочивания) объектов, а не об их сущности (Карнап Р, Хан X.,
    Нейрат О. Научное миропонимание - Венский кружок).
    Вопрос Ответ 1) выражение факта

    О Всякое познание есть выражение, или репрезентация. А именно познание выражает факт, который в познании сознается (Шлик М.
    Поворот в философии. - С. Вопрос Ответ 4) система утверждений отита Всякая наука. есть система познавательных предложений, т. е.
    истинных утверждений опыта. И все науки в целом, включая и утверждения обыденной жизни, есть система познавании (Шлик М. Поворот в философии. - С. 30).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 4) царица наук Философия не является системой утверждений это не наука. Но тогда что же это Конечно, это не наука, но тем не менее она есть нечто столь значительное и важное, что ее, как и раньше, можно удостоить звания Царицы Наук. Ибо нигде не записано, что Царица Наук сама должна быть наукой (Шлик М. Поворот в философии. - С. Вопрос Ответ 2) возможность решения
    • «Если мы встречаемся с подлинной проблемой, тов теории всегда можно открыть путь, приводящий к ее решению. Ибо очевидно, что указание пути решения совпадает с указанием смысла этой проблемы»
    (Шлик М. Поворот в философии. - С. Вопрос Ответ 1) наделение предложений смыслом Философия - такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений. С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируют- ся. Наука занимается истинностью предложений, а философия - тем,
    что они на самом деле означают. Содержание, душа и дух науки состоят,
    естественно, в том, что именно в действительности означают ее предложения философская деятельность по наделению смыслом есть, таким образом, альфа и омега всего научного знания. В задачу философии не входит формулирование предложений Окончательное наделение смыслом, таким образом, всегда происходит с помощью деяний Именно деяния, или действия, составляют философскую деятельность»
    (Шлик М. Поворот в философии. - С. Вопрос Ответ 3) Поппер

    Ф Рационализм - это расположенность выслушивать критические замечания и учиться на опыте. Это, по сути дела, позиция, которая предполагает, что я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но
    совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине Это позиция, которая не расстается легко с надеждой, что такими средствами, как доказательство и систематическое наблюдение, люди могут достичь соглашения по многим важным вопросам. Приведенные рассуждения. заставили меня занять противоположную иррационализму позицию критического рационализма. Эта позиция, придающая большое значение логической аргументации и опыту и выдвигаю

    338 Позитивизм
    щая лозунг Я могу ошибаться, а ты, возможно, прав, и, приложив определенные усилия, мы можем приблизиться к истине, как я уже говорил, очень близка позиции, которую занимает наука Она связана с идеей, согласно которой каждый способен совершать ошибки. Обнаружить их может сам допустивший ошибку, другие люди или же допустивший ошибку с помощью критики со стороны других. Это означает»
    что никто не должен быть собственным судьей, и предполагает принятие идеи беспристрастности. (Такой подход тесно связан с идеей научной объективности (Поппер К. Открытое общество и его враги.
    Т. II. - МС, Вопрос Ответ 4) метод проб и ошибок

    • «У нас нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок - предположений и опровержений смелое выдвижение теорий, стремление сделать всевозможное для того, чтобы показать ошибочность этих теорий, и временное их признание, если наша критика оказывается безуспешной (Поппер КР. Логика и рост научного знания- МС. Вопрос Ответ 2) проблема демаркации
    • «Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и метафизическими системами- с другой, я называю проблемой демаркации (Поппер К. Р.
    Логика и рост научного знания. - С. Вопрос Ответ 4) критерий фальсифицируемости
    • «Догъсу значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости... Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно - если их можно систематически проверять то есть подвергнуть. проверкам, результатом которых может быть их опровержение. Наш критерий фальсифици- руемости с достаточной точностью отличает теоретические системы эмпирических наук от систем метафизики (а также от конвенционали- стских и тавтологических систем, не утверждая при этом бессмысленности метафизики (в которой с исторической точки зрения можно усмотреть источник, породивший теории эмпирических наук. Поэтому
    Ответы, пояснения и приложения перефразировав и обобщив хорошо известное замечание Эйнштейна,
    эмпирическую науку можно охарактеризовать следующим образом в
    той степени, в которой научное высказывание говорит о реальности,
    оно должно быть фальсифицируемо, а в той степени, в которой оно не
    фальсифицируемо, оно не говорит о реальности (Поппер К. Критерий эмпирического характера теоретических систем // Поппер К. Логика и рост научного знания).
    Вопрос Ответ 3) фаллибилизм

    • «Под учением о погрешимости», или «фаллибилизмом»
    («faliibilism»), я понимаю концепцию, основывающуюся на признании двух фактов во-первых, что мы не застрахованы от заблуждений и,
    во-вторых, что стремление к достоверности знания (или даже к его высокой вероятности) ошибочно. Отсюда, однако, не следует, что мы не должны стремиться к истине. Наоборот, понятие заблуждения подразумевает понятие истины как образца, которого мы, впрочем, можем и не достичь. Признание погрешимости знания означает, что хотя мы можем жаждать истины и даже способны обнаруживать ее (я верю, что во многих случаях это нам удается, мы тем не менее никогда не можем быть уверены до конца, что действительно обладаем истиной (Поп- пер К. Открытое общество и его враги. Т II. - С. Вопрос Ответ 2) интерсубъективность
    О Достижение научной объективности - это задача научного метода. Причем, объективность тесно связана с социальными аспектами научного метода стем фактом, что наука и научная объективность не есть (и не может быть) результатом попыток отдельного ученого стать объективным. Она есть результат дружески враждебного сотрудничества многих ученых Поэтому научная объективность может быть определена как интерсубъективность научного метода. Любое допущение в принципе может быть подвергнуто критике. Научная же объективность состоит в том, что критиковать может любой (Поп- пер К. Открытое общество и его враги. Т. II. - С. 251, Вопрос Ответ 2) ориенттщя социальной науки на историческое
    предсказание
    • Историцизмом Поппер называл такой подход к социальным наукам, согласно которому принципиальной целью этих наук является
    историческое предсказание а возможно оно благодаря открытию ритмов, моделей, законов или тенденций, лежащих в основе разви-

    340 Позитивизм
    тия истории (Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы философии- С. 53). Историцизму Поппер противопоставлял подход, именуемый теорией социальной инженерии Сторонник социальной инженерии не задает вопросов об исторических тенденциях или о предназначении человека. Инженер или технолог предпочитает рациональное рассмотрение институтов как средств, обслуживающих определенные цели, и оценивает их исключительно сточки зрения их целесообразности, эффективности, простоты и т. п (Поп- пер К. Открытое общество и его враги. Т I. - С. 53, Вопрос Ответ 2) открытое общество Магическое, племенное или коллективистское общество мы будем именовать закрытым общством,
    а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, - открытым обществом Закрытое общество характеризуется верой в существование магических табу, а открытое общество в моем понимании представляет собой общество, в котором люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта (Поппер К.
    Открытое общество и его враги. Т. I. - С. 218, Вопрос Ответ 1) Кун Томас

    А Т. S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962;
    Кун Т. Структура научных революций. - М, Вопрос Ответ 3) парадигма
    А Парабегуца (греч) - образец, модель, пример.
    • «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Трудам, задающим парадигму, присущи две особенности Их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований. В тоже время они бьши достаточно открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. / Достижения, обладающие двумя этими характеристиками, я буду называть далее парадигмами, термином, тесно связанным с понятием нормальной науки (Кун Т. Структура научных революций. — С. 11, 28).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 4) нормальная наука
    ф Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти все свое время большинство ученых, основывается на допущении,
    что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир. Многие успехи науки рождаются из стремления сообщества защитить это допущение, и если это необходимо - то и весьма дорогой ценой. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают ее основные установки. В данном очерке термин нормальная наука означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности (Кун Т. Структура научных революций. - С. 22, Вопрос Ответ 3) научное сообщество Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества и наоборот, состоит из людей, признающих парадигму (Кун Т
    Структура научных революций. - С. Вопрос Ответ 2) головоломки
    • «Термины «задача-головоломка» и специалист по решению за- дач-головоломок» имеют первостепенное значение для многих вопросов,
    которые будут в центре нашего внимания наследующих страницах.
    Задачи-головоломки... представляют собой особую категорию проблем,
    решение которых может служить пробным камнем для проверки таланта и мастерства исследователя. В той мере, в какой исследователь занят нормальной наукой, он решает головоломки, а не занимается проверкой парадигм. Проверка парадигмы, которая предпринимается лишь после настойчивых попыток решить заслуживающую внимания головоломку, означает, что налицо начало кризиса (Кун Т. Структура научных революций. - С. 61, 190, Вопрос Ответ 1) аномалии
    О Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки».
    «...Осознание аномалии, то есть явления, к восприятию которого парадигма не подготовила исследователя, сыграло главную роль в подготовке

    342 Позитивизм
    почвы для понимания новшества. «.. Осознание аномалии открывает период, когда концептуальные категории подгоняются до тех пор, пока полученная аномалия не становится ожидаемым результатом. «Когда...
    аномалия оказывается чем-то большим, нежели просто еще одной головоломкой нормальной науки, начинается переход к кризисному состоянию, к периоду экстраординарной науки (Кун Т. Структура научных революций. - С. 80, 86, 94, 117).
    Вопрос70
    Ответ: 4) смена парадигм, понятийной сетки
    О Исключительные ситуации, в которых возникает эта смена профессиональных предписаний, будут рассматриваться в данной работе как научные революции. Научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, вовремя которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой,
    несовместимой со старой. Переход от ньютоновской к эйнштейновской механике иллюстрирует с полной ясностью научную революцию как смену понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир»
    (Кун Т. Структура научных революций. - С. 22, 128, 141).
    ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ
    МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
    ВОПРОСЫ
    1. Какая из книг, изданных Франциском Скориной, появилась первой (в Праге в 1517 г) Апостол) Малая подорожная книжица) Притчи Соломона) Псалтырь. Кто из названных был виднейшим идеологом антитринитаризма в Великом Княжестве Литовском) АниолДовгирд
    2) Сымон Будный
    3) Франциск Скорина
    4) Ян Снядецкий
    3. Кто из белорусских просветителей был воспитателем наследников царя и первым профессиональным литератором России) Афанасий Филиппович) Илья Копиевич
    3) Мелетий Смотрицкий
    4) Симеон Полоцкий. Кто автор трактата О несуществовании Бога) Бенедикт Добшевич
    2) Казимир Лыщинский
    3) Казимир Нарбут
    4) Симеон Полоцкий. Что Казимир Лыщинский считал основной причиной существования религии

    344 Философская и общественная мысль Беларуси
    1) влечение человеческой души к нравственному идеалу) естественный страх человека перед таинственными силами мира) использование религиозной идеологии для власти над верующими) наивность непросвещенных людей. В какой период в трудах профессоров Виленской иезуитской академии к схоластической философии начинает примешиваться но- воевропейская философия) конец XVII в) начало XVIII в) середина XVIII вконец в. Кто автор монографии Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов (Вильно, 1785)?
    1) Иероним Стройновский
    2) Казимир Нарбут
    3) Мартин Почобут-Одляницкий
    4) Ян Снядецкий
    8. Что, на взгляд А. Довгирда, лежит в основе логики, а вслед за ней
    и математики, и философии?
    1)идеи
    2) интеллектуальная интуиция) опыт
    4)психология
    9. Когда была учреждена Полоцкая иезуитская академия с факультетами философии и свободных наук, теологии, языков и литературы) 1573 г) 1579 г) 1803 г) 1812 г. Как называлось тайное студенческое общество, существовавшее в
    Виленском университете в 1817-1823 гг.?
    1) физиократы
    2) филантропы) филистеры) филоматы
    11. Какою была основная цель общества филоматов в начальном периоде деятельности) воссоздание Речи Посполитой
    2) научно-исследовательская и просветительская деятельность
    Вопросы 345 2) независимость Беларуси
    4) свержение самодержавия. Основоположником какой концепции был выходец из Витебской губернии, профессор Петербургского, затем Варшавского университетов ЛИ. Петражиций? .
    1) географическая социология) психологическая теория права) теория борьбы за индивидуальность) теория солидарности. Как называл свою теорию познания выдающийся русский философ НО. Лососий, выходец из Витебской губернии) интуитивизм) реализм) фикционализм
    4)эмпиризм
    14. Какая из указанных работ была написана ММ. Бахтиным в витебский период его творчества (1920-1924)?
    1) Искусство и ответственность) К философии поступка) Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве) Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса
    ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   43


    написать администратору сайта