Главная страница
Навигация по странице:

  • ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ Вопрос Ответ) Гавриил, архимандрит (В. Н. Воскресенский)

  • Вопрос Ответ 2) приоритет правды перед истиной

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница34 из 43
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   43
    ВОПРОСЫ
    1. Кто считается первым историком русской философии) Амвросий, архиепископ Московский) Гавриил, архимандрит (В. Н. Воскресенский) Радищев
    4) Чаадаев
    2. Какая из перечисленных характеристик присуща скорее русской философской мысли, чем западной) движение мысли от абстрактного к конкретному) приоритет правды перед истиной) стремление к построению систем) требование строгой логичности. Кто автор « Философических писем » (1829-1831)?
    1) Белинский
    2) Герцен
    3) Одоевский
    4) Чаадаев
    4. Что, помысли П. Я. Чаадаева, определяет ход истории) воля великих личностей) закон трех стадий) провидение) прогресс разума. Какую роль играла Россия, по мнению П. Я. Чаадаева, в предшествующей истории) дала миру выдающуюся философию) ничего не дала человечеству) породила великую религиозную идею) создала передовой общественный строй
    Вопросы 355 6. Что есть высшее благо, по П. Я. Чаадаеву?
    1) осуществление своего предназначения, неведомого нам) самопознание духа) счастье всего человечества) счастье своего народа. Каково, по мнению П. Я. Чаадаева, историческое назначение русского народа по отношению к друпщ народам ,
    1) беспристрастный суд совести ? ' .
    2) бич Божий) прилежный ученик Запада) тормоз общечеловеческого прогресса. Какова цель прогресса, по П. Я. Чаадаеву?
    1) единство человека совсем миром) подчинение природы нуждам человека) преодоление неверия в Бога) счастье человечества. По словам П. Я. Чаадаева, не чрез родину, а чрез...[что?] ведет путь на небо»?
    1)добро
    2) истину
    3)красоту
    4)святость
    10. Кто среди названных - один из главных представителей славянофильства) Белинский
    2) Герцен
    3) Грановский
    4) Хомяков. Какое из приведенных понятий выражает специфику воззрений
    А. С. Хомякова?
    1) гражданственность) индивидуализм
    3)коллективизм
    4) соборность. Кто среди названных - один из виднейших представителей западничества) Герцен
    2) Самарин
    3) Хомяков) Черкасский

    356 Русская философия. Оком В. И. Ленин написал, что он вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом » ?
    1) Белинский
    2) Герцен
    3) Писарев
    4) Чернышевский
    14. Чью философию АИ. Герцен охарактеризовал как алгебру революции) Бакунина
    2) Белинского
    3) Гегеля
    4) Маркса. Какова, по мнению АИ. Герцена, принципиальная идея западников, превратно истолкованная и отвергнутая славянофилами) идея космополитизма) идея ликвидации сельской общины) идея правильности западного пути развития) идея свободы личности. Как следует назвать философскую позицию В. Г. Белинского, выраженную его словами факты должно объяснять мыслию, а не мысли выводить из фактов) агностицизм) рационализм) релятивизм
    4)эмпиризм
    17. Каким представлялся В. Г. Белинскому способ перехода общества к социализму) бойкот государственной власти) естественная мирная эволюция) революционное насилие) реформы сверху. Как Н. Г. Чернышевский называл принцип, на котором он основывал свои воззрения) антиномический) антропологический
    3)антропоцентрический
    4) онтологический. Что является, но представлениям Н. Г. Чернышевского, основой прогресса человечества
    Вопросы 357 1) развитие государственности) развитие знаний) развитие нравственности) развитие производительных сил. Что является, но определению Н. Г. Чернышевского, основной целью всех человеческих стремлений?
    1)власть
    2) истина) наслаждение) самосохранение. Что, сточки зрения Н. Г. Чернышевского, движет человеком, который поступает альтруистично?
    1) вера в загробное воздаяние) инстинкт солидарности) любовь к ближнему) разумный эгоизм. По выражению Н. Г. Чернышевского, прекрасное есть - что) жизнь
    2)иллюзия
    3) искусство) истина. Что, по определению МА. Бакунина, составляет сущность человечности и нравственность) сознание и язык) солидарность и свобода) труд и семья. Что, по представлениям МА. Бакунина, является злом социальной жизни, подлежащим уничтожению?
    1)государство
    2) община) товарно-денежные отношения) частная собственность. Что, по утверждению МА. Бакунина, на протяжении истории неотвратимо оказывалось средством социального прогресса?
    1)критика
    2) нравственное совершенствование) просвещение) революция

    358 Русская философия. Что является сутью исторического прогресса, согласно ПЛ. Лаврову?
    1) рост благосостояния народа) рост производительности труда
    3)рост солидарности) рост численности населения. Что, с течки зрения ПА. Кропоткина, является источником нравственных понятий и развития нравственности) божественное откровение) любовь) общественный инстинкт) разум. Согласно всеобщему закону органической эволюции, сформулированному ПА. Кропоткиным, в социальной жизни последовательно развиваются три настроения. В каком из приведенных ниже пунктов приписана лишняя ступень этой эволюции) конкуренция) взаимопомощь
    3)справедливость
    4) нравственность. Какое слово завершает афоризм П. Н. Ткачева: Как можно больше науки в поэзии и как можно меньше поэзии в [...]»?
    1) жизни) искусстве) науке) политике. Что должно быть, по мнению П. Н. Ткачева, главной движущей силой революции) большинство всего населения) инициативное меньшинство) крестьянство) рабочий класс. Каким словом, по мнению П. Н. Ткачева, должна выражаться самая существенная черта будущего общества?
    1)анархия
    2) братство) равенство
    4)свобода
    32. Что Ф. М. Достоевский принимал за основу нравственности) библейские заповеди) категорический императив
    Вопросы 359 3) личность Христа) народные традиции. К словам Иисуса не противься злому (Мф. 5.39) какое выражение добавил Л. Н. Толстой в качестве пояснения) без крайней нужды
    2)злорадно
    3) насилием) чрезмерно. Кто автор книги Россия и Европа (1869)?
    1) Данилевский
    2) Леонтьев
    3) Хомяков) Чаадаев
    35. Каким термином Н. Я. Данилевский обозначил племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою) культурно-исторический тип
    2)нация
    3) общественно-экономическая формация
    4)этнос
    36. Что, согласно второму закону исторического развития Н. ЯДа- нилевского, является необходимым условием образования цивилизации) общественный договор) пассионарность) политическая независимость) соответствие производственных отношений производительным силам. Откуда, согласно третьему закону исторического развития
    Н. Я. Данилевского, берется начало (принцип) цивилизации определенного культурно-исторического типа) дается провидением) каждый тип вырабатывает его самостоятельно) перенимается у других современных цивилизаций) перенимается у предшествующей цивилизации. Что, согласно четвертому закону исторического развития Н. ЯДа- нилевского, является условием полноты, разнообразия и богатства цивилизации, свойственной определенному культурно-историче- скому типу

    360 Русская философия) высокий уровень экономического развития) идейное единство общества) наличие богатых природных ресурсов) разнообразие и независимость этнографических элементов. Какой период развития культурно-исторических типов является,
    по Н. Я. Данилевскому, самым коротким) этнографический период) государственный период) период собственно цивилизации) период конца культуры. Какой из культурно-исторических типов достиг, по мнению Н. ЯДа- нилевского, наивысшего развития по сравнению с остальными) греческий
    2)европейский
    3) никакой
    4)славянский
    4 1 . Какой научный подход к познанию общественных явлений Н. ЯДа- нилевский считал наиболее адекватным) объяснительный) описательный) сравнительный) теоретический. Что является исходным пунктом или ядром философии общего дела Н. Ф. Федорова?
    1) понятие бесконечности) понятие небытия) самосознание) чувство родства. Что такое человек, по определению Н. Ф. Федорова?
    1) существо политическое) существо эксцентрическое) существо, которое погребает) существо, производящее орудия. По образному сравнению Н. Ф. Федорова, кто (или что) есть человек) двуногое без перьев) канат) растение) сфинкс
    Вопросы 361 45. В каком виде, но мысли Н. Ф. Федорова, должен существовать воскрешенный и бессмертный человек) в виде бестелесной души) в преображенном, неживотном теле) в своем теле, но омоложенном) в том теле, в каком застала человека смерть. Есть ли смысл жизни, по мнению Н. Ф. Федорова, ив чем он заключается) нет смысла жизни) обеспечение достатка и комфорта всем людям) покорение космоса) преодоление розни и смерти. Что, по Н. Ф. Федорову, является источником нравственного долга) заповеди Божий) осознание виновности своего рождения) ценности, определенные опытом народа) чувство ответственности перед окружающими людьми. Какое из приведенных понятий играет основополагающую роль в философии В. С. Соловьева?
    1) абсолют) бытие) всеединство) идеал. Что есть Бог, по В. С. Соловьеву?
    1) все) духовная субстанция) сумма всего существующего) трансцендентное существо. Что есть София, по В. С. Соловьеву?
    1) абсолютное всеединство) мудрость Божия) Слово Божие) тело Божие. Что такое человек в своей сущности, по В. С Соловьеву?
    1) связующее звено между божественными природным миром) существо общее гвенное
    3) сущей во, производящее орудия) существо, существование которого предшествует его сущности

    362 Русская философия. Что является целью мирового процесса, но В. С. Соловьеву?
    1) нет цели и смысла) прогресс разума) реализация идеального всеединства) счастье всех людей. Что такое зло, по В. С. Соловьеву?
    1) нарушение библейских заповедей) нарушение прав человека) нарушение солидарности и равновесия частей и целого) чувство неудовольствия. Какую проблему НА. Бердяев называл основной проблемой философии) проблему единства мира) проблему отношения мышления к бытию) проблему познаваемости мира) проблему человека. Какой из приведенных тезисов НА. Бердяев называл исходным пунктом своего мировоззрения) бытие первично, мышление вторично) бытие первично, свобода вторична) свобода первична, бытие вторично) сознание первично, бытие вторично 6. Что, помысли НА. Бердяева, является призванием, целью и смыслом человеческой жизни) прогресс разума) спасение души
    3)счастье
    4) творчество. Как НА. Бердяев предлагал называть высший (по его представлениям) тип общества) анархическая кооперация) гуманистический капитализм) персоналистический социализм) царство божие. НА. Бердяев различал три вида этики. В каком из пунктов приписан лишний вид) этика власти'
    2)этика закона
    3)этика искупления) этика творчества
    Вопросы 363 59. Каким термином НО. Лосский называл свою теорию познания) интуитивизм) мистицизм) символизм
    4)трансцендентализм
    60. Что такое интуиция, пошределению НО. Лосского?
    1) внезапное озарение) легкое и отчетливое понимание) непосредственное восприятие чужого бытия) представление, не требующее доказательств. Что является конечной целью всякой жизни, в понимании
    Н. О. Лосского?
    1)власть
    2) полнота бытия) спасение души
    4)счастье
    6 2. Что является источником и первоосновой всего нашего знания, по
    С. Л. Франку) врожденные идеи) непостижимое
    3)откровение
    4) чувственные восприятия. Какое из определений сущности человека выражает воззрения
    С. Л. Франка) человек есть ансамбль общественных отношений) человек есть существо эксцентрическое) человек есть существо, производящее орудия) человек есть существо, укорененное в сверхчеловеческой почве. Что такое личность, по С. Л. Франку) индивид как субъект социальных отношений <
    2) индивид, способный к самосознанию) непостижимое, сверхрациональное, свободное существо человека) устойчивая совокупность индивидуальных качеств человека. Что является целью и смыслом жизни, но С. Л. Франку) нравственное совершенствование личности) разумное осуществление жизни) спасение души
    4)счастье

    364 Русская философия 6 . К. Э. Циолковский говорило принадлежности своего воззрения не только материализму, но и) витализму) гилеморфизму
    3) панлогизму
    4) панпсихизму. Каково отношение К. Э. Циолковского к вопросу о смысле жизни) вопрос о смысла жизни вообще бессмыслен и ответ тоже) вопрос пока неразрешик, но может быть решен позже) нет смысла жизни) смысл жизни состоит в прогрессе разума
    н » '
    68. Какой принцип лежит в основе этических воззрений К. Э. Циол- ковского?
    1) принцип любви к ближнему) принцип непротивления злу) принцип разумного эгоизма) принцип свободы. Какова цель разума, по К. Э. Циолковскому?
    1) всеединство) покорение космоса) самопознание) счастье для каждого атома вселенной. На каком субстрате, по представлениям К Э. Циолковского, могло бы существовать человечество спустя миллиарды лет) вещественном неорганическом) вещественном органическом
    3)лучевом
    4) чисто духовном, имматериальном. Каким образом, по мнению К. Э. Циолковского, разумные существа, достигшие высокой степени совершенства, должны поступать с неразумными и несовершенными существами) гармонизировать отношения всех существ во вселенной) заботиться о них лишь как об источнике питания) ликвидировать несовершенные формы жизни) преумножать разнообразие форм жизни
    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ) Гавриил, архимандрит (В. Н. Воскресенский)

    А Гавриил. История философии. Архимандрита Гавриила. Ч. 1-
    6. - Казань, Книга арх. Гавриила является повремени первой историей русской философии. Большой цены работа арх. Гавриила не имеет, но преимуществом книги является подробный перечень философских произведений, вышедших в России в конце го и первого десятилетия
    XIX-го века. Автор без всяких оснований включает в число философов ряд духовных писателей, ничего не писавших по философии (Зеньков- ский В. В. История русской философии ВТ, ч. 1. - Л, 1991. -СВ особую заслугу архим. Гавриилу поставляют иногда то, что он явился первым историком русской философии которой он посвятил шестой том своей "Истории философии. Однако не было ли это предприятие преждевременным И не пришлось ли только благодаря этому возвестив основоположники русской философии Владимира Мономаха и Даниила Заточника, а к его высшим достижениям отнести гений любомудрия Сергия Семеновича Уварова, современного автору министра народного просвещения «Новицкий упрекал "Историю философии" архим. Гавриила в несамостоятельное- ш Гавриил просто-напросто списывал у Новицкого...» «Трудно,
    в конце концов, отличить, где Новицкий, где Гавриил, где Михне- вич, Карпов, где сам Уваров?» (Шнет Г. Г. Очерк развития русской философии // Введенский АИ, Лосев А. Ф, Радлов Э. Л.,
    Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск. - С. 345, 495, 496).

    366 Русская философия
    Вопрос Ответ 2) приоритет правды перед истиной

    Ш А. Ф. Лосев обобщил особенности русской философии в следующих пунктах «1. Русской философии, в отличие от европейской, ибо- лее всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики «3. В
    связда с этой живостью русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии (Лосев А Ф Русская философия // Введенс- кий АИ, Лосев А. Ф, Радлов Э. Л, Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. - С. Помимо уже сказанного исследователи русской философии указывают также следующие ее особенности- Русские философы склонны к так называемому онтологизму,

    т. е. отодвигают гносеологию на второстепенное место, считая, что познание не является первичными определяющим началом в человеке
    (С. Л. Франк, В. В. Зеньковский).
    - Для русских мыслителей правда не менее важна, чем истина
    (С. Л Франк, В. В. Зеньковский, НО. Лосский). Слово правда означает не только данность некоторого предмета и соответствие между ними мыслью, но и его оценку сточки зрения справедливости или несправедливости- Русские философы стремятся к идеалу целостности единства всех сторон реальности и человеческого духа (В. В. Зеньковский,
    Н. О. Лосский, Н. В. Мотрошилова).
    - Русская философия антропоцентрична. Это значит, что больше всего она занята проблемой человека, смысла его существования
    (В. В. Зеньковский, А. А. Галактионов, ПФ. Никандров).
    - Русская мысль историософичиа, те. обращена к вопросам о смысле истории и смысле современных социальных процессов
    (С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, Г. Я. Миненков).
    - Русская философия ориентирована на практику прежде всего
    этическую практику (Э. Л. Радлов, С. Л. Франк, Н. В. Мотрошилова).
    - Практическая ориентация русской философии сосредоточила внимание на теории преобразования общества (А. А. Галактионов,
    П. Ф. Никандров).
    - Для русской философии характерна идея богочеловечества

    (С. Л Франк- Русской философии свойственны идея соборности (ИО. Лос- ский), поиск иного, чем на Западе, синтеза индивидуального и общественного (Н. В. Мотрошилова). Если западное мировоззрение исхо-
    Ответы, пояснения и приложения 367
    дит из Я, то русское - из Мы. Русская философия - «Мы-
    философия» (С Л. Франк- Для русских философов характерно негативное отношение к
    буржуазному строю (А. А. Галактионов, ПФ. Никандров).
    - Русская философия тесно связана с общественной идеологией

    (А. Ф. Замалеев).
    Кроме благосклонных оценок русской философии, даваемых русскими философами, следует принять во внимание и негативную характеристику, данную русским феноменологом Г. Г. Шпетом:
    «История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история донаучной философской мысли - история философии, которая не познала себя как философию свободную, не подчиненную, философию чистую философию-знание, философию как искусство. Русская философия - по преимуществу философствование, в котором переживание оказывается важнее знания «...Русская
    философия -утопична насквозь Задачи ее - всемирные. Тут и специфическая национальная психология самоедство. суетливое беспокойство о вечном. самовлюбленность. разнузданно-добродушная уверенность в превосходной широте, размахе, полноте, доброте души и
    «сердца» русского человека, в приятной невоспитанности воображающего, что дисциплина ума и поведения есть узость, сухость и односторонность (Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. -С. 258, 259, См Введенский АИ, Лосев А. Ф, Радлов Э. Л, Шпет Г. Г.
    Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991; Замале- ев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1995; За- малеев А. Ф. Курс истории русской философии. - М, 1996; Зень- ковский В. В. История русской философии Вт- Л, 1991; Лос- ский НО. История русской философии. - М, 1991; Миненков Г. Я.
    Введение в историю российской социологии. - Мн, 2000; Мотроши- лова Н. В. Основные проблемы и дискуссии в философии России конца в. // История философии Запад-Россия-Восток. Кн. 3. -М, 1998; Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии Философы России XIX-XX столетий. - М, Вопрос Ответ 4) Чаадаев

    Вопрос Ответ 3) провидение
    ф Нельзя рассматривать движение веков так, каких рассматривает вульгарная история. Приходится. признать, что провидение, или совершенно мудрый разум, не только управляет ходом событий, но и непосредственно и постоянно воздействует на разум

    368 Русская философия
    человеческий». Я очень желал бы, сударыня, чтобы вы могли усвоить себе этот отвлеченный и религиозный способ осознавать историю ничто так не расширяет нашей мысли и не очищает нашей души так, как эти неясные замыслы провидения, властвующего в веках и ведущего человеческий род к его конечному назначению. И не только для своей нации работал великий человек. Эти люди, отмеченные Провидением,
    всегда посылаются для всего человечества. Вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мыс этой силой, или противимся ей, - все равно, мы вечно под ее властью. Поэтому нам остается только стараться дать себе возможно верный отчет в ее действии на нас и, раз мы что-либо об этом узнали, отдаться ей со спокойной верой эта сила, без нашего ведома действующая на нас, никогда не ошибается, она-то и ведет вселенную к ее предназначению (Чаада- ев П. Я. Поли. собр. соч. и избр. письма. Т. 1. - МС, Вопрос Ответ 2) ничего не дала человечеству

    • «Иностранцы ставили нам в заслугу своего рода беспечную отвагу, особенно замечательную в низших классах народа То самое начало, которое делает нас подчас столь отважными, постоянно лишает нас глубины и настойчивости свойство, делающее нас столь безразличными к превратностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи, именно вследствие такой ленивой отваги, даже и высшие классы, как ни прискорбно, несвободны от пороков, которые у других свойственны только классам самым низшим По отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мыслимы нив чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь. В крови у насесть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс. Мы составляем пробел в интеллектуальном порядке. Нам не было никакого дела до великой всемирной работы. Выдающиеся качества, которыми религия одарила современные народы. - все это прошло мимо нас (Чаадаев ПЯТ. -С. 328-332).
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   43


    написать администратору сайта