Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос2 Ответ: 2) СымонБудный

  • Вопрос3 Ответ: 4) Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629— 1680)

  • Вопрос4 Опи>ет:2) Казимир Лыщинский

  • Вопрос Ответ) использование религиозной

  • Вопрос7 Ответ: 1) Иероним Стройновский

  • Вопрос Ответ 4) 1812 г.

  • Вопрос Ответ 2) научно-исследовательская

  • Вопрос Ответ 2) психологическая теория права

  • Вопрос Ответ 2) К философии поступка

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница33 из 43
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   43
    МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 4) Псалтырь Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Белару- си связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины
    (ок. 1490-1541). Он родился в Полоцке в купеческой семье. Окончил
    Краковский университет (1506), получив степень бакалавра свободных наук. Экстерном сдал экзамен в Падуанском университете (1512) и стал доктором лекарских наук. В 1517 г. Скорина в Праге издал на церковнославянском языке Псалтырь - книгу, по которой в средневековье учились грамоте. Тем самым было положено начало отечественному книгопечатанию. Затем Скорина первым перевел на свой родной языки издал два десятка библейских книг, которые сопроводил своими предисловиями и послесловиями. При переводе он опирался натри источника:
    старославянские книги, Чешскую Библию 1506 года, и Вульгату (латинский текст Библии. Вначале х гг основал типографию в Вильно,
    издал Малую подорожную книжицу и Апостол. В Библии Скори- на видел важнейший источник просвещения народа. Возможность улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы «прироженые» (естественные) и писаные. Естественный закон написан есть в сердце каждого человека, согласно ему нужно того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети». Поскольку некоторые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учредить таковые для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою. Деятельность Скорины способствовала формированию белорусского Литературного языка, распространению в северо-западной Руси образованности и гуманистической идеологии Возрождения
    Ответы, пояснения и приложения 347
    Вопрос2
    Ответ: 2) СымонБудный
    Ш С середины XVI в. на территории Великого Княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений
    Реформации - антитринитаризма - был Сымон Будный
    (1533-
    1593). Он - один из наиболее оригинальных мыслителей в истории белорусской мысли. Антитринитарии (от лат. trinitas - троица, или унитарии, - это противники догмата о Троице, о единосущности трех ипостасей Бога. Сымон Будный организовал типографию в Несвиже и издал на белорусском языке Катехизис, свое сочинение Оправдание грешного человека перед богом, свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. В лосской типографии Сымон Буд- ный издал свой труд О главнейших положениях христианской веры, социально-политический трактат О светской власти (По существу в этих трудах он подверг Священное писание и христианский Символ веры пересмотру и критике. Он отрицал догмат обо- жественной природе Христа, называл вздором софистов утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. По мнению С. Будного, Христос - выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу. Наряду с этим С. Буд- ный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию
    Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала.
    Взгляды С. Будного уже в х годах XVI в. получили известность не только в Речи Посполитой, но и за ее пределами, стали предметом обсуждения в среде западноевропейских реформаторов.
    Вопрос3
    Ответ: 4) Симеон Полоцкий Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629—
    1680) оставил значительный след в истории белорусской и российской культуры. Он родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии ив Виленской иезуитской коллегии. Приняв в 1656 г. монашество, Симеон стал преподавателем Полоцкой братской школы. Он утверждал, что российский, белорусский и украинский народы происходят из единого корня - из российского роду, считал белорусов выходцами из этого рода, а белорусскую землю - «давной русской. В г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. Он учил латинскому языку подьячих приказа тайных дел, готовившихся к дипломатической службе, был наставником царских детей, написал для будущего царя Петра I Букварь. Открыл в Москве типографию и издал в ней все свои основные произведения богословско-философские трактаты, стихи, драмы

    348 Философская и общественная мысль Беларуси
    комедии, учебники, проповеди и первый в России трактат по вопросам искусства. В мировоззрении С. Полоцкого христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах - материальном (земля,
    вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам.
    С. Полоцкий выделял ступени бытия бытие вообще присуще всем вещами существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. Насчет познания
    С. Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, нов него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей,
    полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.
    А «Литератор-профессионал появился на московском «феатре» при царе Алексее Михайловиче. Возглавил цех «трудников слова Симеон
    Полоцкий, переселившийся в Москву в 1664 году. <...> Симеон Полоцкий в Москве учредили занял) должность придворного поэта и все шестнадцать отпущенных ему судьбою зрелых лет жил припеваючи.
    Государи Алексей Михайловичи Федор Алексеевич щедро его жаловали. У нищего белоруса завелись слуги, собственный выезд (сено получалось с лугов села Коломенского, столько всякого добра, что Симеону отвели погреб в стене Китай-города. И денег у него было в достатке,
    несколько мешков в монастырском подвале, он их и не трогал, так что мешки погнили. Умер Симеон в славе ив почете, удостоился пышного погребения (Панченко А. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема // Звезда. - 2002. - № 9).
    Вопрос4
    Опи>ет:2) Казимир Лыщинский
    Казимир Лыщинский (1634-1689), дворянин, получил начальное образование в Бресте, затем учился в Виленской академии, стал преподавателем водной из иезуитских школ. В дальнейшем он отрекся от духовного сана, вернулся в имение Лыщицы Брестского повета, женился и посвятил себя педагогической, общественной и научной деятельности. В своем имении открыл школу и сам преподавал в ней. Подосланный к Лыщинскому провокатор в 1687 г. выкрал часть его трактата О несуществовании Бога и переслал виленскому епископу.
    Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью. Трактат Лыщинского, написанный на латинском языке и содержавший 265 листов, до нас не дошел, но о его содержании можно
    Ответы, пояснения и приложения судить по материалам судебного разбирательства. Лыщинский отрицал существование Бога не верил в воскресение из мертвых и страшный суд. По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе.
    Вопрос Ответ) использование религиозной

    идеологии для власти над верующими
    • «Религия установлена людьми безрелигиозными для того, чтобы они почитались. Вера в Бога введена безбожниками. Страх божий внушен неимущими страха, чтобы их боялись. Вера, которую считают священной, это человеческая история. Учение, философское или логическое, объявляющее себя правильным учением о Боге, - ложно. И,
    наоборот, то, что осуждено как ложное, есть правдивейшее. Простой народ обманут в своем угнетении более мудрыми лживой верой о Боге,
    и они так поддерживают ее в его (народа) угнетении, что если мудрые хотят их (народ) освободить с помощью правды от этого угнетения, они народом (же и) подавляются (Euhemer. Warszawa, 1957. № 1. S. 74-
    75. - Цит. по История философии в СССР Вт. Т. 1. - МС. Вопрос Ответ 3) середина XVIII в Виленская иезуитская академия (университет) была основана в г. и служила главным теоретическим центром и проводником идей
    Контрреформации в Великом Княжестве Литовском. В ее состав входили факультеты теологии и философии, в 1644 г. к ним добавился юридический факультет. В XVII в. в академии основными дисциплинами были теология, схоластическая философия, латинский язык. Во второй половине XVIII в ч Речи Посполитой распространилась так называемая эклектическая философия - сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии. Видным ее представителем был профессор Виленского университета Бенедикт Добшевич (род. в г. Как и схоласты, он много внимания уделял логике, но связывал ее уже не столько с теологией, сколько с наукой, считая ее фундаментом всех наук, в том числе и философии. Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала утрачивать свои позиции. В трактатах по философии пошлина убыль споры об универсалиях, все чаще обсуждались философские взгляды философов Нового времени. Идеи просветительской философии стали влиятельными в
    Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738-1807). Он

    350 Философская и общественная мысль Беларуси
    родился в Лидском повете, образование начал в Щучине, продолжил в
    Вильно, затем в Италии, Германии, Франции. Нарбут оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике,
    естествознанию и т. д. Писал свои произведения по-польски. Издал в
    Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута настроение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера. Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе стем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нар- бут придерживался теории общественного договора.
    А К. Narbutt. Logica czyli... 1769; S. Wereszczaka, S. Godkwski... pod nauczycielem K. Narbuttem. Z filozofii wybrane Zdania. Vilno; A. Skondski.
    Commentariorum philosophiae, logicae, asilicet, metaphysicae et phisicae. Vilnae,
    1755; B. Dobszewicz. Placita recentiorum philosophorums. Vilnae, 1760;
    B. Dobszewicz. Praelectiones logicae... Vilnae, 1761 (см История философии в СССР. Т. 1. - С. 428-431).
    Вопрос7
    Ответ: 1) Иероним Стройновский
    • Иероним Стройновский (1752-1815) сыграл важную роль в распространении идей Просвещения в Великом Княжестве Литовском.
    В 1799-1806 гг. И. Стройновский занимал должность ректора Ви- ленской Главной школы, преобразованной при его участии в 1803 г. в университет. В 1785 г. в Вильно вышла его книга на польском языке
    «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов, получившая широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений. (В 1809 г.
    в русском переводе она была издана в Петербурге) В гносеологии
    И. Стройновский придерживался позиции сенсуализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения
    И. Стройновского основаны на теории естественного права. Он считал, что законы, устанавливаемые в обществе, должны приближаться к естественным. Нравственный порядок он рассматривал как часть мирового порядка. Люди в своих заблуждениях способны уклоняться от естественных порядков, но тогда их настигают несчастья. Стройновс- кий, будучи сторонником теории общественного договора, не разделял,
    однако, представление, будто возникновению государства предшествовало естественное состояние (война всех против всех. Он считал естественным именно общественное существование людей, а вот государство, по мнению Стройновского, возникло исторически увеличение численности людей вынудило их ради пропитания заняться земледелием, появилась частная собственность на землю, а вместе стем и потребность в защите частной собственности, и тогда в результате общественного договора было учреждено государство
    Ответы, пояснения и приложения 351
    Н. Stroynowski. Nauka prawa przyrodzonego, politycznego, ekonomiki politycznej i prawa narodow. Wilno, 1785. Рус. перевод И. Стройновский.

    Наука права природного, политического, государственного хозяйства и права народов. - СПб., 1809.
    Вопрос8
    Ответ: 3) опыт Аниол Довгирд (1776-1835) разрабатывал концепцию генезиса мышления и языка. Он родился в Юрковщине под Мстиславлем в семье обедневшего помещика. Сгон преподавал логику и философию в Виленском университете. Написал на польском языке ряд произведений по философии, логике, психологии. Логика, по мнению Дов- гирда, предшествует философии в генетическом и методологическом плане. Самой же логике предшествуют опытные знания. Еще до открытия законов логики люди использовали их на практике, поскольку опирались на естественную логику, а потом уже появилась искусственная логика, те. логика как наука, основанная на опыте и обобщениях.
    Возникновение и развитие мышления, как полагал Довгирд, обусловлено общением и совместной деятельностью людей. Мышление человека неразрывно связано с языком.
    Вопрос Ответ 4) 1812 г.

    А Из указа Александра I от 12 января 1812 г Во уважение представленного Нам желания Белорусского дворянства и пользы для наук от соревнования между несколькими училищами равной степени, признали Мы за полезное возвести Полоцкую иезуитскую коллегию на степень Академии с присвоением ей преимуществ, дарованных университетам. Академия имеет право возводить в ученые степени, как- тов достоинство магистров и докторов свободных науки философии,
    также в доктора богословия и права. Все здания, принадлежащие академии, равно и загородный дом, близ Ьолоцка состоящий, дабы профес- соры и самые ученики могли во всякое время ходить туда для пользования чистым воздухом и отдохновением от тягостных ученых занятий,
    будут свободны от военного постоя. В академии позволено будет пользоваться знаками отличия, введенными в употребление во всех академиях европейских (Цит. по Арлоу У. А. Таямнщы полацкай псторьп. -Мн, 1994. - С. Вопрос Ответ 4) филоматы

    А Тайная организация Общество филоматов» (любителей наук)
    действовала в Виленском университете в 1817-1823 гг. В состав

    352 Философская и общественная мысль Беларуси
    руководящего ядра общества входили Юзеф Ежовский, Томаш Зан,
    Адам Мицкевич, Ян Чечет, Франтишек Малевский, Казимир Пясец- кий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский.
    Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд.
    Вопрос Ответ 2) научно-исследовательская
    и просветительская деятельность
    Ш Первоначально над проектом статута общества филоматов работали Томаш Зан и Адам Мицкевич. Устав нацеливал членов общества на два основных направления деятельности - научное и организационное. Первое подразумевало самосовершенствование,
    изучение возможно большего числа наук, иностранных языков, написание собственных работ, овладение методологией исследования,
    приобщение к вершинам человеческой культуры, а также создание учебников для начального обучения, энциклопедий отдельных наук,
    чтение курсов для студентов университета, издание и комментирование античных авторов и т. д. Второе направление связано с деятельностью на благо отечества, к которой требовалось готовить молодежь. Филоматы разрабатывали планы детального изучения и описания природных богатств, земледелия, ремесел, населения, культуры, искусства, фольклора и т. д. родного края, под которым они понимали в первую очередь территорию Виленской, Минской,
    Гродненской, Волынской, Подольской, Киевской, Могилевсдгай, Витебской губерний и Белостокской области. Филоматы считали себя первыми из людей нового поколения, не принявших систему ценностей феодально-сословного общества, осознавали свою роль зачинателей нового движения, стремившегося к перестройке отношений между людьми.
    Вопрос Ответ 2) психологическая теория права
    А Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) был одним из крупнейших российских юристов и социологов, главой целой научной школы в области права. Разрабатывая психологическую теорию права, Петражицкий предпринял широкое исследование психологических понятий, стремясь построить новую, "эмоциональную психологию. В
    итоге ученый приходит к выводу, что социологическое понятие "мотив"
    имеет научный психологический синоним - понятие "эмоция. Эмоция же есть прототип психической (социальной) жизни вообще, интерпретируемой Петражицким в духе бихевиористской психологии (Ми- ненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. - Мн. - С. 243, 247-248).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 1) интуитивизм
    • «Лосский называет свою теорию познания интуитивизмом Этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Подобного рода созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе,
    возможно потому, что мир есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я - некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром. Интуитивизм Лосского глубоко отличается от интуитивизма Бергсона.
    Согласно Бергсону, реальное бытие иррационально, тогда как Лосский считает рациональную, систематическую структуру бытия существенной стороной реальности, наблюдаемой путем интеллектуальной интуиции (Лосский НО. История русской философии. - МС и ел.).
    Вопрос Ответ 2) К философии поступка
    А Годы жизни и работы М. Бахтина в Витебске - важная веха в его научно-теоретическом развитии, в формировании его творческого облика. Здесь, в Витебске, он не изменил своей приверженности к философии, именно - к исследованию проблем нравственной философии. К философии поступка, Автор и герой в эстетической деятельности, Субъект нравственности и субъект права, исследование творческого наследия Достоевского - таковы основные работы, начатые (отчасти, может быть, продолженные) им в эти годы (Конкин С. С,
    Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества. -Саранск, 1993. - С. 76).
    1
    Злк И
    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   43


    написать администратору сайта