Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
позитивизм ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ Вопрос Ответ 2) позитивизм ф Здоровая философия коренным образом изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые но, мотивируя необходимость отбрасывать их, она избегает надобности в томили ином смысле их отрицать, что было бы противно тому систематическому упразднению, в силу которого должны пасть все мнения, действительно неподдающиеся обсуждению. Более беспристрастная и более терпимая относительно каждого из них ввиду ее общего безразличия (отношение, которым не могут похвастать их разно- мыслящие приверженцы, она задается целью исторически оценить их взаимное влияние, условия их продолжительного существования и причины их упадка. При этом она никогда ничего безусловно не отрицает, даже там, где речь идет об учениях, наиболее противных современному состоянию человеческого разума у избранной части народов. Именно таким образом она отдает сугубую справедливость не только различным системам монотеизма вроде той, которая на наших глазах доживает свои последние минуты, но также верованиям политеизма или даже фетишизма, относя их всегда к соответственным фазисам основной эволюции. С догматической стороны она, сверх того, держится того взгляда, что всякие какие бы тони было концепции нашего воображения, по своей природе неизбежно недоступные никакому наблюдению, не могут поэтому подлежать ни действительно решительному отрицанию, ни такому же утверждению. Никто, без сомнения, никогда логически не доказал ни несуществования Аполлона, Минервы и т. дни небытия восточных фей или различных героев поэтических вымыслов тем не менее это обстоятельство нисколько не помешало человеческому разуму безвозвратно оставить древние учения, когда они, наконец, перестали соответствовать его состоянию (Конт О. Дух позитивной философии // Антология мировой философии Вт. Т. 3. - МС Позитивизм Вопрос2 Ответ: 3) Конт А Конт Огюст (Comte, Вопрос Ответ 4) на наблюдения • «Со времен Бэкона все здравомыслящие люди повторяют, что истинны только те знания, которые могут опираться на наблюдения» (Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. - СПб., 1899. - С. Вопрос Ответ 2) как Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов другими словами - в замене слова почему словом как (Антология мировой философии. Т. 3. - С. Вопрос Ответ) математика Ш В своей классификации Конт расположил науки в порядке убывания их простоты и абстрактности, те. от общего и абстрактного к частному и конкретному. Вопрос Ответ 4) эзотерическая О Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, таки родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная (Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1910. - § 2). В силу самой природы человеческого разума всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти последовательно три различные теоретические состояния состояние теологическое или фиктивное состояние метафизическое или абстрактное, наконец, состояние научное, или позитивное (Родоначальники позитивизма. Вып. 2. - СПб., 1910. - С. 105). Вопрос7 Ответ: 1) метафизическое О Метафизическое состояние нужно. в конечном счете рассматривать как своего рода хроническую болезнь, естественно присущую Ответы, пояснения и приложения эволюции нашей мысли - индивидуальной или коллективной — на границе между младенчеством и возмужалостью (Конт О. Дух позитивной философии. - § 10). Вопрос8 Ответ: 1) метафизическую • «Первая стадия теологическая, фиктивная, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная вторая метафизическая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей научной именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным. По своей природе оно метафизическое мышление] само по себе способно лишь проявлять критическую или разрушительную деятельность даже в области теории ив еще большей степени, в области социальных вопросов, не будучи никогда в состоянии создать что-либо положительное, исключительно свойственное ему (Конт О. Дух позитивной философии. - § 2, Вопрос Ответ 4) предвидение явлений на основе познанных законов • О. Конт подчеркивал, что накопление фактов само по себе - без познания закономерной связи между ними - не является целью науки. Факты - это лишь сырой материал. Истинный положительный дух. не менее далек от эмпиризма, чем от мистицизма Факты нужны для познания законов, а знание законов нужно для рационального предвидения которое и является подлинной целью научного познания. Способность к рациональному предвидению составляет главную характерную черту положительной философии, а истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть (Конт О. Дух позитивной философии. - § 15). Задача ученого состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий (Конт О. Курс позитивной философии. - СПб., 1900. - С. Вопрос Ответ) научное • «Не только наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначение, но кроме того, важно понять, что это изучение явлений вместо того, чтобы 328 Позитивизм стать когда-либо абсолютным, должно всегда оставаться относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения (Конт О. Дух позитивной философии. - § Вопрос Ответ 3) систелштизсщшчеловеческого существования О Истинная философия ставит себе задачей по возможности привести в стройную систему всечеловеческое личное ив особенности коллективное существование, рассматривая одновременно все три класса характеризующих его явлений, именно мысли, чувства и действия. Со всех этих точек зрения основная эволюция человечества представляется необходимо самопроизвольной, и только точная оценка ее естественного хода единственно может дать нам общий фундамент для мудрого вмешательства. / Однако систематические видоизменения, которые мы можем ввести в эту эволюцию, имеют тем не менее чрезвычайную важность, так как они в состоянии значительно уменьшить частичные уклонения, гибельные замедления и резкую несогласованность, могущие иметь место при столь сложном движении, когда оно всецело предоставлено самому себе. Беспрерывное осуществление этого необходимого вмешательства составляет главную задачу политики. Но правильное представление о нем может дать только философия, которая постоянно совершенствует его общее определение. / Для выполнения этого своего основного и общего назначения философия должна заботиться о согласовании всех частей человеческого существования, чтобы привести его теоретическое понятие к полному единству. Это единство может быть действительным лишь постольку, поскольку оно точно представляет совокупность естественных отношений таким образом, тщательное изучение последних становится предварительным условием этого построения Если бы философия пыталась влиять на действительную жизнь не посредством этой систематизации, а каким-либо иным путем, она несправедливо присвоила бы себе существенную роль политики, являющейся единственной законной руководительницей всей практики эволюции (Антология мировой философии. Т. 3. - С. Вопрос Ответ) объединенное знание О Рассматривая вопрос о содержании философии, сравнивая разные понятия о ней стем, чтобы, отбросив элементы, в которых они несогласны между собой, увидеть тов чем они согласны, мы во всех них нашли подразумеваемую мысль, что философия вполне объединенное знание. Помимо всех частных схем объединенного знания и помимо всех методов, которые предлагались для объединения его, мы во всех определениях философии нашли убеждение, что объединенное знание возможно и что цель философии - достижение его. / Приняв этот вывод, мы Ответы, пояснения и приложения перешли к вопросу о том, какие данные должны служить основанием философии. Фундаментальные положения, те. положения, которые не- выводимы из более глубоких, могут быть обоснованы только обнаружением полного согласия между собой всех результатом, достигнутых через их допущение. И сделав оговорку, что они будут так установлены, мы приняли в качестве основных данных те организованные компоненты нашей мысли, без которых не могут осуществляться умственные процессы, подразумеваемые философским мышлением (Антология мировой философии. Т. 3. - С. Вопрос Ответ 4) эволюция ф Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения ив течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение (Спенсер Г. Соч. Т. Основные начала. - СПб., 1899. - Вопрос Ответ 3) постоянная возможность впечатлений/ошущений • Милль определил материю как постоянную возможность способность вызывания впечатлений (permanent possibilities of sensation)» (Милль Д. С. Обзор философии сэра Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях. - СПб., 1869. - С. Вопрос Ответ 4) представление о последовательности и сосуществовании явлений • «Знание последовательности и сосуществования явлений есть единственное доступное нам знание (Милль Д. С. Опост Конт и позитивизм- МС. Вопрос Ответ 3) состоянием интеллектуальной жизни • Милль считал, что все стороны жизни людей, в том числе экономика и политика, определяются состоянием мыслительных способностей и содержанием умственной жизни, зависят от последовательных изменений в человеческих мнениях (Милль Д. С. Система логики сил- логистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. - МС Позитивизм Вопрос Ответ 3) эмпириокритицизм Вопрос Ответ 2) очищение опыта от неопытных компонентов к. Под чистым у Авенариуса подразумевается такой опыт, к которому ничего не примешано, что само не было бы опытом (Avenarius R. Kritik der reinen Erfahrung. I. Bd., 2. Auflage. Leipzig, 1907. S. 4-5. [Цит. по Буржуазная философия кануна и начала империализма. -МС. Вопрос Ответ 2) принципиальная координация • «Каждому конкретному Я приурочено специальное не-Я; каждому конкретному не-Я приурочено индивидуальное Я. Или, выражаясь обычным языком, Я и Среда являются не только оба первоначально находимыми водном и том же смысле но и всегда оба - первоначально находимы вместе (Авенариус РО предмете психологии. - МС. Вопрос Ответ 4) совокупность ощущений • «Всякое бытие по содержанию должно мыслиться как ощущение, а по форме - как движение. Таково, следовательно, то понятие, под которое можно подвести все сущее (Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. Пролегомены к критике чистого опыта. - СПб., 1912. - С. Вопрос Ответ 3) совокупность индивидуального опыта • «Я - это комплекс воспоминаний, настроений, чувствований, с изменением их меняюсь и я, но малозаметно, поскольку постоянно. Не может быть абсолютной самотождественности Я (Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. - МС. Вопрос Ответ 2) принцип наименьшей меры силы А Так этот принцип называется у Р. Авенариуса, ау Э. Маха -принцип экономии мышления». • «В случае присоединения новых впечатлений душа сообщает своим представлениям возможно меньшее изменение или, другими слова Ответы, пояснения и приложениями, после новой апперцепции содержание наших представлений оказывается возможно более сходным сих содержанием до этой апперцепции. На новую апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько необходимо, а в случае множества возможных апперцепции она отдает предпочтение той, которая совершает туже работу с меньшей затратой силы (Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. Пролегомены к критике чистого опыта. -С. Вопрос Ответ 4) принцип экономии мышления См. приложение к предыдущему ответу. Вопрос 24 0твет:2) Богданов Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873- 1928) разработал вариант махизма под названием «эмпириомонизм» (от греч. E|j.7teipia - опыт и ^ovoc; - один, согласно которому мир - это единый организованный опыт. Вопрос 25 0твет:3) неопозитивизм Вопрос Ответ 2) логический атомизм А Неопозитивизм выступил сперва как логический атомизм», затем стал называться логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом, затем он присвоил себе название "аналитической философии (Зотов А. Ф, Мельвиль Ю. К. Западная философия века. - М, 1998. - Гл. Вопрос Ответ 1) логика ф Я утверждаю, что логика является фундаментальной для философии и поэтому школы должны скорей характеризоваться своей логикой, чем метафизикой (Рассел Б. Логический атомизм // Аналитическая философия становление и развитие. Антология / Общ. ред. и сост. А. Ф. Грязнова. - М, Вопрос Ответ 2) логический атомизм Ср.: Моя собственная логика является атомистической и именно этот аспект я хотел бы подчеркнуть в ней. Таким образом, я предпочи- 332 Позитивизм таю называть мою философию скорее "логическим атомизмом, чем "реализмом, с некоторым прилагательным или без него (Рассел Б. Логический атомизм). Вопрос Ответ 1) ведение логического анализа до неразложимого предела На вопрос интервьюера Что это значит, логический атомизм- Б. Рассел ответил Это значит, по моему мнению, что способом постигнуть суть любого изучаемого вами предмета является анализ. Вы можете анализировать до тех пор, пока не дойдете до вещей, которые дальше уже не могут быть проанализированы, и они будут логическими атомами. Я называю их логическими атомами, потому что .они не являются мельчайшими частицами материи. Они, если можно так выразиться, идеи, из которых создается предмет (Рассел Б. Что такое философия. Логика, которую я буду отстаивать, является ато- мистичной в противоположность монистической логике тех, кто более или менее следует Гегелю. Говоря, что моя логика атомистична, я имею ввиду, что разделяю убежденность здравого смысла в существовании многих отдельных предметов. Причина, по которой я называю свою доктрину логическим атомизмом, состоит в том, что атомы, которые я хочу получить как конечный результат анализа, являются логическими, а не физическими (Рассел Б. Философия логического атомизма). Вопрос Ответ 1) логический анализ, критика и разъяснение понятий • «Задача философии, как я считаю, в сущности, заключается в логическом анализе, сопровождаемом логическим синтезом. Хотя широкие построения и составляют часть задачи философии, я не считаю, что это наиболее важная ее часть. Важнейшая ее часть, по моему мнению, заключается в критике и разъяснении понятий, которые склонны рассматривать как фундаментальные и некритически принимать. В качестве примеров я могу упомянуть такие мысль, материя, сознание, познание, восприятие, причинность, воля, время. Я полагаю, что все эти понятия неточны и приближенны, существенно заражены неопределенностью и потому неспособны составить часть любой точной науки (Рассел Б. Логический атомизм). Вопрос Ответ 3) размышление о том, чего мы не знаем О В интервью 1959 г. Б. Рассел дал такой ответ Философия представляет собой размышления о предметах (matters), точное знание о которых еще невозможно. Наука - это то, что мы знаем, а философия- то, чего мы не знаем (Рассел Б. Что такое философия Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ) неопределенности О Обсуждение неопределенностей (indefinables), составляющее главный предмет философской логики, имеет целью ясно увидеть и прояснить для других соответствующие сущности, чтобы разум мог быть сними знаком также, как с красным цветом или вкусом ананаса» (Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия: Избранные тексты. - МС. Вопрос Ответ 4) теория типов Не настаивая на той конкретной форме, которая придана этому учению в "Principia Mathematical я остаюсь при полном убеждении, что без теории типов парадоксы разрешить невозможно (Рассел Б. Мое философское развитие. - С. Вопрос Ответ 1) теория дескрипций % Теория дескрипций... впервые была изложена в моей статье "О денотации" в журнале "Майнд" (1905). <...> Впоследствии статья получила широкое признание и стала считаться моим важнейшим вкладом в логику (Рассел Б. Мое философское развитие. - С. Вопрос Ответ 4) фактов Мир есть совокупность фактов, а не вещей (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М, 1958. - Вопрос Ответ 1) изображаемое ф То, что образ изображает, есть его смысл. Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность. Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка (Витгенштейн Л. Логико- философский трактат. - 2.221, Вопрос Ответ 4) критика языка Вся философия есть "критика языка (Витгенштейн Л. Ло- гико-философский трактат. - 4.0031). 334 Позитивизм Вопрос Ответ 2) остается все как есть • «Философия не может вмешиваться в фактическое употребление языка, она может в конечном счете только описывать его. / Ибо она все равно не может дать ему никакого обоснования. / Она оставляет все как есть (Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. - М, 1985. - § Вопрос Ответ 2) логическое прояснение мыслей • «Цель философии - логическое прояснение мыслей. / Философия не теория, а деятельность. / Философская работа состоит по существу из разъяснений. / Результат философии - не некоторое количество философских предложений, но прояснение предложений. / Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого являются как бы темными и расплывчатыми (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - Вопрос Ответ 1) Витгенштейн |