Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 2) Гуссерль

  • Вопрос Ответ 4) солипсизм

  • Вопрос8 Ответ: 2) жизненный мир

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница39 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43
    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
    И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
    ФИЛОСОФИЯ
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 2) Гуссерль
    • Феноменология - философское течение, основанное вначале века Эдмундом Гуссерлем (1859-1938). Его идеи оказали влияние почти на все направления современной философии. Феноменология не представляет собой единообразной школы, поэтому трудно дать ей однозначное определение. Уже ближайшие последователи Гуссерля занялись разработкой собственных вариантов феноменологии, да и сам
    Гуссерль на протяжении жизни постоянно модифицировал свое учение.
    Макс Шелер, один из крупнейших сторонников феноменологии, охарактеризовал эту ситуацию так Нет никакой феноменологической
    «школы», которая бы представляла общепризнанные тезисы. Есть лишь круг исследователей, которых одушевляет общая позиция и установка
    по отношению к философским проблемам (Шелер М. Избранные произведения - МС. Труды Гуссерля явились ядром, вокруг которого образовались другие версии феноменологии. Разные варианты феноменологии сходятся в том, что считают непосредственным объектом исследования феномены а задачей - усмотрение сущностей, те. идеального содержания явлений.
    Вопрос Ответ 1) обоснование логики эмпирическими законами психологии Психологизм во второй половине XIX века был распространенным воззрением, согласно которому психология (эмпирическая) явля-
    Феноменология и экзистенциальная философия
    ется основой всех наук, в том числе математики, логики, философии;
    ведь наука есть познание, а познание - это функция психики следовательно, законы функционирования психики, изучаемые психологией,
    являются законами любых наук. Против психологизма Гуссерль выдвинул следующие возражения. 1) У психологии и логики разные предметы. Психология изучает факты, явления, изменяющиеся во времени,
    а логика занимается устойчивыми и неизменными смысловыми соотношениями предметов. Предмет психологии - реальный психический процесс предмет логики - идеальные соотношения, не меняющиеся во времени Например, процесс размышления над арифметической задачей) может протекать по-разному у каждого человека, но его смысловое содержание и истинный ответ всегда одинаковы. 2) Психологические законы устанавливаются опытным путем с использованием индукции и имеют вероятностный характер. Логические законы не выводятся из фактов, они идеальны. Они априорны и познаются непосредственным усмотрением. 3) Различаются также психический процесс признания какой-то истины и сама истина. Истину можно признавать или не признавать, но сама истина от этого не меняется.
    Она не возникает и не исчезает из-за ее знания или незнания.
    Процесс познания и его содержание не одно и тоже логика и математика имеют дело только с содержанием познания, которое не зависит от психики. Логические истины принадлежат сфере идеального, миру чистых сущностей и не имеют реального существования во времени.
    Познание идеальных, абсолютных истин невозможно при помощи психологии или другой эмпирической науки. Этим должна заниматься феноменология, чтобы создать чистую логику (априорную, независимую от опыта. На ней, как на прочном фундаменте, должна стоять
    «философия как строгая наука, которой неопасны скептицизм и реля- тивизм.
    • «Так он [Локк] стал основателем психологизма, науки о разуме,
    или, говоря в более общем плане, трансцендентальной философии, покоящейся на фундаменте психологии, исходящей из внутреннего опыта»
    (Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. - № 5. - 1994. -
    § 10). Обе формы релятивизма суть подразделения релятивизма в более широком смысле, как учения, которое каким-либо способом выводит чисто логические принципы из фактов. Факты случайны, они могли бы также хорошо не быть или быть иными. Я понимаю под чисто логическими законами все те идеальные законы, которые коренятся исключительно в смысле (в сущности, содержании) понятий истины,
    положения, предмета, свойства, отношения, связи, закона, факта и т. д ..> Борясь с релятивизмом, мы, конечно, имеем ввиду психологизм.
    И действительно, психологизм во всех своих подвидах и индивидуальных проявлениях есть нечто иное, как релятивизм, ноне всегда распознанный и открыто признанный (Гуссерль Э. Логические исследования' Пролегомены к чистой логике. - К, 1995. - С. 121-122).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) феноменология
    • «С самого момента своего возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой ипритом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностями в этически- религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую чистыми нормами разума. <...> Притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетворить нив одну эпоху своего развития.
    ...Господствующей чертой новой философии является именно те, что она вместо того, чтобы наивно предаться философскому влечению, стремится, наоборот, конституироваться в строгую науку, пройдя сквозь горнило критической рефлексии и углубляя все дальше и дальше исследования о методе. Яне говорю, что философия - несовершенная наука, я говорю просто, что она еще вовсе не наука, что в качестве науки она еще не начиналась Нижеследующие соображения проникнуты мыслью, что великие интересы человеческой культуры требуют образования строго научной философии что, вместе стем, если философский переворот в наше время должен иметь свои права, то он во всяком случае должен быть одушевлен стремлением к новообоснованию философии в смысле строгой науки. Вообще психология как наука о фактах не приспособлена к тому, чтобы создать фундамент тем философским дисциплинам, которым приходится иметь дело с чистыми принципами всякой нормировки, те. чистой логике, чистой аксиологии и практике. Глубокомыслие есть знак хаоса, который подлинная наука стремится превратить в космос, в простой, безусловно ясный порядок' Подлинная наука не знает глубокомыслия в пределах своего действительного учения. Каждая часть готовой науки есть некоторая целостная связь умственных поступков, из которых каждый непосредственно ясени совсем не глубокомыслен. Глубокомыслие есть дело мудрости отвлеченная понятность и ясность есть дело строгой теории. Превращение чаяний глубокомыслия в ясные рациональные образования - вот в чем заключается существенный процесс новообразования строгих наук (Гус- серль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск 1994.
    -С. 129, 130, 136, 172). ФЕНОМЕНОЛОГИЯ означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана /1) априорная психологическая наука, способная обеспечить единственно надежную основу, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология. / 2) универсальная философия, которая может снабдить нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук (Гуссерль Э. Феноменология // Логос. -
    1991. - № 1. - СВ принципе правильно понятая феноменология указывает маршрут к трансцендентальному идеализму - подобно тому, как вся феноменология есть нечто иное, как первая строго научная форма этого идеализма («Husserliana». В. VIII. - S. 181. Цит.

    416 Феноменология и экзистенциальная философия
    по: Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - МС. Философия достигается в качестве строгой науки вследствие того, что лишь очевидность является направляющим принципом (Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. - Томск, 1999. - Гл. Вопрос Ответ 3) преодоление естественной установки Феноменология должна исследовать и описывать чистое сознание, усматривать в потоке сознания структуры, независимые от опыта и предрассудков, изначальные и непосредственные. Для этого нужно очистить сознание от всего привходящего, вынести за скобки все, что возможно, но так, чтобы оставалось только самосознание. Первым делом нужно избавиться от естественной установки Это - наша привычка думать, будто мы имеем дело с реальными вещами. На самом деле мы имеем дело с представлениями и переживаниями насчет вещей. Эти представления и переживания - то, что непосредственно дано нашему сознанию. А существуют ли реальные вещи как источник представлений и переживаний - Такой вопрос надо оставить за скобками и сосредоточиться лишь на том, что имеется непосредственно, те. на представлениях и переживаниях. Ненужно думать, что они - явления чего-то другого. Достаточно того, что они сами но себе есть, даны сознанию независимо оттого, существуют ли реальные вещи. Так мы избавляемся от естественной установки и наивного реализма. Эта процедура называется «эпохэ» (екоут\ - остановка, задержка, воздержание от естественной установки. Так начинается феноменологическая редукция сведение представлений и переживаний до уровня простых, далее неразложимых идеальных сущностей.
    • «Наше универсальное эпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир, (который просто здесь есть, из поля субъекта,
    представляющего на его месте так-то и так-то переживаемый-воспри- нимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый -оцениваемый и пр. мир как таковой, заключенный в скобки мир. Является не мирили часть его, но смысл мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам "заключенным в скобки (Гуссерль Э. Феноменология. - § 2).
    [Эпохэ -] радикальный и универсальный метод посредством которого я в чистоте схватываю себя как Я вместе с чистой жизнью собственного сознания (Гуссерль Э, Картезианские размышления. - СПб.,
    1998. - С. 77).
    • «Проблематизировав несомненную значимость мира, мы уже оставили естественную установку. Первый методический шаг Гуссерль называет эпохэ. Переводы этого понятия через заключение в скобки
    Ответы, пояснения и приложения ^^^fo&tmsm^ и приостановку мира не позволяют понять специфику этого методического шага в полном объеме. Ибо в результате него отрицается не существование мира, анаши допущения и наши предварительные знания о мире заключаются в скобки. Это значит, что вопрос об истинности (или ложности) наших суждений и допущений мы поначалу оставляем нерешенным. С заключением в скобки несомненной значимости бытия мира, он предстает взору как конституированный мир консти- туирующего сознания (Прехтль П. Введение в феноменологию Гус- серля. - Гл. Вопрос Ответ) интенциональпость
    Ш Останется ли сознание в результате феноменологической редукции в конце концов пустым, беспредметным Нет. Не бывает пустых мыслей. Сознание всегда есть «сознание-оь (чем-то). Это - его основополагающее свойство, которое Гуссерль называл шнтенциоиалъ-
    иостыо», те. предметностью, направленностью на предмет. Сознание предметно, оно «конституирует* (учреждает) предметы независимо оттого, существуют ли в мире реальные вещи. Мыслящее «я»
    способно конституировать целый мир предметов.
    Вопрос Ответ 4) солипсизм
    • «...Нам следует возвратиться. к возражению против нашей феноменологии, вызванному тем, что она с самого начала выдвинула притязание на то, чтобы быть трансцендентальной философией и, следовательно, как таковая, разрешить проблемы возможности объективного познания. Возражение состоит в следующем. Как исходящая из трансцендентального ego, полученного в результате феноменологической редукции, и неразрывно связанная с ним, феноменология будто бы уже неспособна привести к такому познанию сама того не замечая, она впадает в трансцендентальный солипсизм В широком смысле вполне можно сказать, что я как ego, как размышляющий истолкователь, в результате самоистолковаиия (а именно истолкования того, что я нахожу в себе самом) все-таки получаю трансцендентность, причем как трансцендентальным образом конституированную, а непросто принятую в своей наивной позитивности. Видимость солипсизма рассеивается,
    хотя сохраняет свою фундаментальную значимость положение, гласящее, что все, что есть для меня, может почерпнуть свой бытийный смысл исключительно из меня самого, из сферы моего сознания. Феноменологическое истолкование. не занимается ничем иными это нужно неустанно подчеркивать, кроме истолкования смысла, которым этот мир обладает для всех нас до всякого философствования, черпая его, по-ви- димому, только из нашего опыта, - смысла, который может быть фи

    418 Феноменология и экзистенциальная философия
    лософски раскрыт, но никогда не может быть изменен (Гуссерль Э.
    Картезианские размышления. - § Вопрос Ответ) объективизм

    • «Я также уверен в том, что кризис Европы коренится в заблуждениях рационализма. Однако это не означает, что рациональность во зло как таковая Универсальная философия с отдельными науками представляет собой, конечно, частичное явление европейской культуры. Смысл всего моего доклада заключается, однако, в том, что часть эта представляет собой, так сказать, распоряжающийся мозг, от нормального функционирования которого зависит подлинная здоровая европейская духовность. Человечеству высшей гуманности или разума нужна поэтому подлинная философия. Путь философии лежит через наивность. Самое общее имя этой наивности - объективизм,
    проявляющийся в различных формах натурализма, в натурализации духа. Старые и новые философии были и остаются наивно объективистскими. Естественный человек (скажем, дофилософской эпохи) во всех своих делах и заботах ориентированна мир. <...> Философия видит мир как универсум сущего, и мир превращается в объективный мир, противостоящий представлениям о мире (различным, национально и субъективно обусловленным, истина становится, следовательно,
    объективной истиной. Эта установка на окружающий мир предопределила исторический путь развития. <...> Из землемерного искусства рождается геометрия, из искусства счета - арифметика, из повседневной механики - математическая механика и т. д. Наглядные природа и мир превращаются в математический мир, мир математического естествознания В твердо объективистской установке на окружающий мир все духовное казалось приложенным к физическим телам В результате понимание мира сразу и повсеместно обретает дуалистическую, а именно психофизическую форму. Та же самая причинное, нов двух формах охватывает единый мир, смысл рационального объяснения повсюду один и тот же, но при этом любое объяснение духа, если оно должно быть единственным, а потому универсально философским, приводит к физике. <...> На вопрос об источнике всех наших проблем нужно ответить этот объективизм. Реальность духа как якобы реальных придатков к телам, его якобы пространственно-вре- менное бытие внутри природы - бессмыслица. Улучшения немо- жет наступить, пока непонята наивность объективизма, порожденного естественной установкой на окружающий мири пока не прорвется в умы понимание извращенного характера дуалистического мировоззрения, где природа и дух должны трактоваться как реальности сходного рода, хотя каузально закрепленные одна на другой. Я совершенно серьезно полагаю объективной науки о духе, объективного учения о душе -
    Ответы, пояснения и приложения объективного в том смысле, что оно считает души и сообщества личностей существующими внутри пространственно-временных форм, - никогда не было и никогда не будет Духи даже только дух, существует в себе самом, и для себя самого, независим, ив этой независимости,
    и только в ней может изучаться истинно рационально, истинно и изначально научно Что же касается природы в ее естественнонаучной истине,
    то она только но видимости самостоятельна. Ибо истинная природа в ее естественнонаучном смысле есть продукт исследующего природу духа,
    а следовательно, предполагает науку о духе. Науки о духе извращаются в борьбе за равноправие с естественными науками. <...> Именно отсутствие. истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего собственного существования и собственных бесконечных задач. Я убежден, что интенциональная феноменология впервые превратила дух как таковой в предмет систематического опыта научного изучения и тем самым осуществила тотальную переориентацию задачи познания. Универсальность абсолютного духа охватывает все сущее в абсолютной историчности, в которую включается и природа как духовное образование. Чтобы постичь противоестественность современного кризиса, нужно выработать понятие Европы как

    исторической телеологии бесконечной цели разума нужно показать,
    как европейский мир был рожден из идеи разума, те. из духа философии. Затем кризис может быть объяснен как кажущееся крушение

    рационализма. Причина затруднений рациональной культуры заключается, как было сказано, не в сущности самого рационализма, но лишь в его овнешнении, в его извращении натурализмом и «объективизмом»
    (Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - С. 119-126).
    Вопрос8
    Ответ: 2) жизненный мир
    Ср.: Из неопределенных, всеобщих форм пространства и времени, присущих жизненному миру, из свойственных ему эмпирически созерцаемых форм она математика. - АД создала объективный мир в подлинном смысле слова, а именно бесконечную тотальность идеальных предметиостей, определяемых методически и всегда и для любого человека однозначно Решающей процедурой которая в соответствии с общим смыслом естественнонаучного метода делает возможным систематически упорядоченные и вполне определенные предсказания в сфере непосредственно чувственного опыта и всего возможного опытного знания, выходящего за пределы преднаучного жизненного мира,
    является действительное упорядочивание математических идеальных сущностей...» Было бы ошибочным искать в этих формулах ив их смысле истинное бытие самой природы. Жизненный мир как забытый смысловой фундамент естествознания. Нередко любое случайное
    (и даже философское) переосмысление технически искусного труда

    420 Феноменология и экзистенциальная философия
    останавливается на выявлении специфического смысла идеализованной природы, не достигая радикального осмысления конечных целей естествознания нового времени и связанной с ним геометрии, целей, которые вырастают из преднаучной жизни и ее мира. С самого своего возникновения естествознание и связанная с ним геометрия должны служить целям, которые заключены в этой жизни и должны быть соотнесены с жизненным миром. Человек, живущий в этом мире, в том числе и человек, исследующий природу, может ставить все свои практические и теоретические вопросы, только находясь внутри этого мира может теоретически относиться к нему лишь в бесконечно открытом горизонте непознанного. <...> Конечно, повседневная индукция предшествует индукции, осуществляемой в соответствии с научным методом, но иона по сути не изменяет смысл предданнога мира как горизонта всех форм индукции, исполненных смысла Мы сталкиваемся с этим миром как миром известных и неизвестных нам реалий. К миру действительного, опытного созерцания принадлежат и форма пространства-време- ни, и все формы организации тел, среди которых мысами живем в соответствии с телесным способом существования личности. Однако здесь мы не сталкиваемся ни с геометрическими идеальными сущностя- мини с геометрическим пространством, ни с математическим временем во всех его формах. В геометрической и естественнонаучной математизации мы осуществляем примерку одеяния идей, адекватных жизненному миру - миру, данному нам в нашей конкретно мирской жизни как действительный мир, с открытой бесконечностью возможного опыта, примеряем одеяние так называемых объективно-научных
    истин, те. конструируем числа-индикаторы, определяемые с помощью постоянно проверяемых методов, действительно (как мы надеемся) осуществляющихся порознь, с реальной и возможной полнотой смысла кон- кретно-чувственных форм жизненного мира. Тем самым мы получаем возможность предсказания конкретных, еще несуществующих или уже несуществующих в реальности мировых событий, созерцаемых в жизненном мире. Это предсказание намного превосходит процедуры повседневного предсказания / Одеяние идей, присущее математике и математическому естествознанию, или же одеяние символов характерное для символическо-математических теорий, охватывает все конструкции, с помощью которых ученые замещают жизненный мир придавая ему покров объективной, действительной и истинной природы Одеяние идей создает то, что мы принимаем за истинное бытие,
    которое наделе есть метод - сего помощью действительно опытные и опытно постигаемые внутри жизненного мира предсказания (вначале весьма грубые совершенствуются научным образом до бесконечности- покров идей приводит к тому, что подлинный смысл методов, формул, теорий остается непонятым а при наивном объяснении возникновения метода никогда и не может быть понятым К большим трудностям этого способа мысли, который пытается дать оценку пер
    Ответы, пояснения и приложения 421
    воначального созерцания и, следовательно, дать оценку пред- и внена- учного жизненного мира, охватывающего собой всю нынешнюю жизнь,
    в том числе и жизнь научной мысли, и являющегося живительным источником всех самых утонченных смыслообразований, - к этим трудностям принадлежит то, что мы вынуждены избрать наивный язык жизни, использование которого вполне оправдано и для очевидности доказательств / Действительное возвращение к наивности жизни, осуществляемое, правда, в рефлексии, поднимающейся над ней, - это единственно возможный путь преодоления философской наивности,
    воплощенной в научности традиционной объективистской философии, это путь, приводящий к постепенному и полному прояснению и открытию новых неоднократно предсказанных измерений. Многие пребывают в счастливой убежденности в том, что путь познания - это путь от ближнего к дальнему, от более или менее известного к неизвестному, путь расширения знаний с помощью непогрешимого метода,
    где все сущее действительно должно быть познано в своем полном «са- мом-по-себе-бытии», те. в бесконечном прогрессе познания. К этому же относится и прогресс в приближении чувственно данного жизненного мира к математическому идеалу, а именно в усовершенствовании всегда сугубо приблизительной процедуры, заключающейся в подведении эмпирических данных под понятие идеала, что достигается с помощью разработанной методики, более точных измерений, усиления мощи измерительных инструментов и т. д Исследователь природы не уясняет себе, что постоянным основанием все же субъективной работы его мысли является окружающий жизненный мир он постоянно предполагается как почва, поле его деятельности, в котором только и имеют смысл его проблемы и способы мышления. <...> Но каким образом формулы вообще, математическое объективирование вообще обретают смысл на почве жизни и наглядного окружающего мира - об этом мы ничего не знаем Поскольку наглядный мир, это просто субъективное, упущен тематикой науки, забытым оказывается сам работающий субъект, и ученый не становится темой (Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - С. 73, 81, 82, 86-89, 94, 99, А Понятие жизненного мира восходит к Эдмунду Гуссерлю. Оно имеет в контексте феноменологической философии своеобразную двусмысленность. С одной стороны, жизненный мир подразумевает универсум самопонятного как антропологический фундамент всякого определения отношения человека к миру, ас другой стороны, означает практический, наглядный и конкретный жизненный мир. / Эта двусмысленность растягивает понятие жизненного мира в напряжении между противоположностями аисторического и исторически изменчивого, универсального и конкретного, сингулярного и исторически разнообразного.
    Так оно становится одновременно поводом для критики и предметом для объяснения. / На этой основе развивались различные варианты значения этого понятия, прежде всего благодаря его переносу и приме

    422 Феноменология и экзистенциальная философия
    нению в социологии (Lebenswelt // [Electronic resource] — Mode of access: http://www.knowlex.org/lexikon/Lebenswelt.html).
    . Понятие жизненного мира восходит но существу к работам Эд- мунда Гуссерля и Альфреда Шюца. У Гуссерля жизненный мир -стиль мира опыта как способ бытия, "мир чувственности" - место субъективно-относительных опытов, которые являются как самононят- ность. Гуссерль рассматривает жизненный мир как "сферу первоначальных очевидностей (Evidenzen)". Он - "универсум принципиальной наглядности. / Следовательно, понятие жизненного мира определено, с одной стороны, онтологически, однако, с другой стороны, оно имеет также трансцендентальный характер. Жизненный мир - это руководство "для всемерного трансцендентального самоосмысления сознания. Он может стать полезным для так называемой объективной науки.
    Разумеется, жизненный миру Гуссерля как независимый от культуры мир восприятия естественно-сущего имеет характер фундаментального исполнения человеческого сознания. Гуссерль сделал, хотя и согласно своему понятию, субъективное освоение и оформление объективного мира действующими субъектами предметом научного исследования. Но действующие субъекты в этом понятии жизненного мира еще не определены общественно. / Только у Альфреда Шюца и Томаса Лукмана понятие жизненного мира находит социологическое применение (Lebenswelten //
    Medialexikon [Electronic resource]. - Mode of access: http://
    medialine.focus.de/GLO Вопрос Ответ 2) десимволизация мира
    • «...Первое, чем должна отличаться основанная на феноменологии философия, - это живейший, интенсивнейший и непосредственней-
    ший, происходящий в переживании контакт с самим миром - тес теми вещами, с которыми в томили ином случае имеют дело. Причем вещи рассматриваются так, как они совершенно непосредственно дают себя в переживании, в акте переживания, как они сами присутствуют в нем и только в нем. В жажде бытия, данного в переживании, феноменологический философ повсюду стремится пить из самих
    «источников», в которых раскрывает себя содержание мира «Само-

    данным может быть лишь то, что дано уже не только через символ како- го-либо рода, те. так, что оно лишь предполагается в качестве исполнения какого-либо знака, который заранее определен тем или иным образом. В этом смысле феноменологическая философия есть постоянная десимволизация мира Естественное мировоззрение переполнено символами а вместе с символами появляется и трансцендентность символизируемого». Феноменология же - этот тот вид познания, который шаг за шагом прослеживает весь процесс совершения этих запутанных сделок до его начала ив итоге погашает все векселя И
    Ответы, пояснения и приложения когда все трансцендентное и лишь предполагаемое стало имманентным переживанию и созерцанию, только тогда феноменология - в некоторой мере - достигла своей цели там, где нет больше никакой трансцендентности и никаких символов. Все, что там - формально,
    здесь становится материей созерцания То, что делает феноменологию неким единством, - это неопределенная предметная область,
    например, психическое, идеальные предметы, природа и т дно лишь
    самоданность во всех возможных предметных областях. Феноменологический опыт. может быть строго отличен от всякого иного рода опыта, например, от опыта естественного миросозерцания и науки, с помощью двух признаков. Только он дает сами факты непосредственно, те. без опосредования через символы, знаки, указания какого-либо рода. В тоже время только он - чисто имманентный опыт. Всякий нефеноменологический опыт по самому своему принципу является
    «трансцендирующим» свое содержание, данное в созерцании, как, например, естественное восприятие реальной вещи. В нем предполагается то, что в нем не дано. Но феноменологический опыт - тот, в котором уже не присутствует никакого разделения между предполагаемыми данным. В совпадении полагаемого и данного обшру-
    живает себя для нас содержание феноменологического опыта В этом совпадении, в точке встречи исполнения положенного и данного являет
    себя феномен. Там же, где данное превосходит полагаемое, или полагаемое не дано само — те. полностью - там еще нет чисто феноменологического опыта (Шелер М. Избранные произведения. - С. 199,
    204, 205, 206, 269, Вопрос Ответ 1) аннулирование жизненного порыва
    • «Быть человеком - значит бросить мощное «item» этому виду действительности. <...> И тоже самое имеет ввиду Э. Гуссерль, связывающий познание идей с феноменологической редукцией т. е.
    «зачеркиванием» или заключением в скобки (случайного) коэффициента существования вещей в мире, чтобы достигнуть их Правда, в частностях я не могу согласиться с теорией этой редукции у
    Гуссерля, но должен признать, что в ней имеется ввиду тот самый акт,
    который, собственно, и определяет человеческий дух. Что значит ctepe- ализовать или «идеировать» мир Это не значит, как думает Гуссерль,
    воздерживаться от суждения о существовании напротив, это означает попытку снять, аннигилировать сам момент реальности, целостное,
    нерасчлененное, властное впечатление реальности сего аффективным коррелятом - устранить тот страх земного, который, как глубокомысленно замечает Шиллер, уходит прочь лишь в тех сферах, где
    формы чистые живут. Если наличное бытие есть сопротивление, то этот в основе своей аскетический акт дереализации может состоять

    424 Феноменология и экзистенциальная философия
    лишь в снятии, в аннулировании именно того жизненного порыва относительно которого мир являет себя прежде всего как сопротивление и который одновременно является условием всего чувственного восприятия случайного так-здесь-и-теперь. Но этот акт может совершить лишь бытие, называемое нами духом Только дух в форме чистой воли может деактуализировать тот центр чувственного порыва, который мы распознали как открывающий доступ к действительности действительного. Задачей философии должно быть не какое-то мнимое построение содержаний созерцания из ощущений, но как раз наоборот - наиболее полное очищение их от всегда сопровождающих эти содержания ощущений органов, которые только и являются подлинными ощущениями и одновременно - устранение тех моментов содержаний созерцания, которые, собственно говоря, и не являются со- держаниями чистого созерцания, но лишь потому примешались к ним,
    что эти созерцания вошли в тесную связь с ощущениями органов и благодаря им приобрели смысл символов ожидаемого изменения состояния тела (Шелер М. Избранные произведения. - С. 163, 164,
    2 7 8 - 2 7 9 ) А Хотя Шелер перенял у Гуссерля метод усмотрения сущностей,
    однако побуждения для своих позитивных содержательных воззрений он получил из иных источников. Можно сказать, что для мышления
    Шелера определяющими были три поля философия жизни, немецкий
    идеализм и христианство К первому восходит центральное положение
    эмоционального, всюду предоставляемое ему. Так, собственно реальное жизни не есть для него духовное бытие, но иррациональный слой влечения и чувства. Но ив области познания и прежде всего на предельных вершинах философского созерцания эмоциональное сохраняет - воду- хотворенной, разумеется, форме - руководящую роль. Собственно философский процесс познания совершается не в интеллектуальных процессах сознания. Скорее любяще участие самого сокровенного ядра

    личности в существенном вещей является опосредующим нервознани- ем философского духа. Вместе стем для него должно было измениться
    понятие феноменологии атак же и редукция уже не могла, как у Гус- серля, оставаться чисто теоретическим делом (StegmiiUer W.
    Hauptstromungen der Gegenwartsphilosophie: eine kritische Einfiihrung.
    Bd. 1. 7. Aufl. - Stuttgart, 1989. - S. 97, Существенное различие обоих мыслителей нужно видеть как разв том, что они придали различные значения эмотивному (слою сознания. У Шелера каждому восприятию настоящего MfoAmehmung) предшествует конституирующее себя в пассивном синтезе восприятие ценности ( Wertnehmung), благодаря чему мы вновь можем получить некоторую ясность о различных функциях и понятиях ценности, имеющихся у обоих философов. Вместе стему Шелера уже совершенно иначе, чему Гуссерля, определяется то, что мы называем духом, поскольку Гуссерль говорит о духе. / Феноменологически
    Ответы, пояснения и приложения дух (как термин) есть вся сфера акта, целое интенционалыюсти, которое всегда есть персональное целое. Личность есть форма существования
    духа как тотальность всех интенционально направленных актов».
    «Обычная манера говорить, будто Шелер ученик Гуссерля, противоречит уже ранним сочинениям Шелера начала нашего столетия. Хотя
    Шелер, как и Мартин Хайдеггер, был очень заинтересован шестым логическим исследованием Гуссерля, из этого, однако, нельзя делать вывод, что Шелер разделял феноменологический подход Гуссерля и соответственно следовал за ним. ...Шелер... вполне решительно противился тому пониманию феноменологической редукции, которое представлено
    Гуссерлем» (Frings М. Max Scheler: Drang und Geist // Philosophic der
    Gegenwart. II (Grundprobleme der groBen Philosophen). - Gottingen,
    1991. - S. 12, Вопрос Ответ 1) акт

    • «...Современная метафизика не является более космологией и метафизикой предмета - она есть метаантропология
    и метафизика
    акта. Руководящая идея при этом такова высшая основа всего того, что способно быть предметом, самане может быть предметом, но есть лишь чистая совершаемая актуальность как атрибут вечно созидающего самого себя бытия. Единственным доступом к Богу является поэтому не теоретическое, те. опредмечивающее, размышление, а личное активное участие человека в Боге ив становлении его самоосуществления, совершение вечного акта (Шелер М. Избранные произведения. - С. Вопрос Ответ 4) способность различать существование и сущность
    • «В конечном счете есть три основных определения к которым можно свести подлинно человеческие духовные и разумные функции. /
    1. Способность субъекта быть определенным только содержанием вещи - в противоположность определенности влечениями, потребностями и внутренними состояниями организма. / 2. Свободная от вожделения
    любовь к миру как нечто возвышающееся над всяким отношением к вещам, определенным влечением. / 3. Способность отличать сущность) от DaB-sein (наличного бытия) ив этой сущности открывающейся, когда мы как бы анатомируем и устраняем наше вожде- леющее отношение к миру и когда отступает связанное с этим отношением давление наличного бытия, усматривать то, что сохраняет значимость и истинность для всех случайных вещей и событий, имеющих туже самую сущность (усмотрение априори. Поэтому тот, кто отрицает у человека способность к априорному суждению, сам того не ведая,
    низводит его до уровня животного Способность к разделению существования и сущности составляет основной признак человеческого

    426 Феноменология и экзистенциальная философия
    духа, который только и фундирует все остальные признаки (Ше- лер М. Избранные произведения. - С. 29-30, Вопрос Ответ 1) любовь
    • «Ведь сущностное созерцание - специфическая для метафизического познания установка но отношению к бытию - прежде всего необходимо связано с пассивной, страдательной позицией, временно
    приостанавливающей активность жизненного центра. Также и подлинное ириродо-«ведеше» требует - в противоположность научному

    «знанию» о природе сего познавательной целью, направленному на господство над природой, - позиции любящей самоотдачи Любит ли человек некую вещь, некую ценность, как, например, ценность познания, любит ли он природу в томили ином ее образе, любит ли он человека как друга или же как еще что-то - это всегда означает, что в своем личностном центре он выступил за пределы себя как телесного единства и что он сопричастен акции чуждого предмета, соиричастен,
    благодаря ей, этой тенденции чуждого предмета утверждать собственное совершенство, содействовать ей, поощрять ее, благословлять ее. /
    <...> Итак любовь всегда пробуждает к познанию и волеиию,
    более того, любовь - матерь самого духа и разума. Но это Единое, что участвует таким образом во всем, без чьего воления ничто реальное не может быть реальными чрез что и посредством чего неким образом
    (духовно) участвуют друг в друге и солидарны друг с другом все вещи,
    то Единое, что создало их и к чему они совокупно друг с другом устремляются в сообразных и предписанных им границах, - это Единое есть вселюбящий, а потому также и всепознающий и всеволящий Бог -личностный центр мира как Космоса и целого. Цели и сущностные идеи всех вещей вечно предлюбимы, нредмыслимы в нем. / Итак, ordo amoris есть сердцевина миропорядка как порядка божьего. Тождественная как в актах любви, таки ненависти заинтересованность в - которая в конечном счете управляет и руководствует даже актами внимания, еще слепыми к ценностям, - оказалась у нас фундаментальным условием совершения любого акта познавания, будь тов сфере образной или мыслительной, и лишь поскольку сама заинтересованность изначально в большей мере есть заинтересованность любви, чем ненависти, мы могли также говорить о примате любви относительно познания (Шелер М.
    Избранные произведения. - С. 118-119, 351-352, Вопрос Ответ 3) предпочтение Всему царству ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг к другу образуют некую
    «иерархию», в силу которой одна ценность оказывается более высокой
    Ответы, пояснения и приложения или более низкой, чем другая. <...> / То, что некая ценность является более высокой, чем другая, постигается в особом акте познания ценностей, который называется предпочтением То, что ценность является более высокой, но своей сущности дано только в самом
    предпочтении». Сама иерархия ценностей есть нечто абсолютно неизменное, в то время как правила предпочтения, возникающие в истории, принципиально вариабельны...» Иерархия ценностей никак
    не может быть дедуцирована или выведена. Какая ценность является
    «более высокой - это нужно постигать каждый раз заново в акте предпочтения или пренебрежения. Для этого существует интуитивная

    «очевидность предпочтения которая не может быть заменена никакой логической дедукцией. Само различие ценностей «приятно-не- приятно остается абсолютным То, что приятное предпочитается неприятному, также не является положением, обоснованным наблюдением и индукцией. Оно покоится насущности этих ценностей и насущности чувственного чувства (Шелер М. Избранные произведения. - С. 305, 306, 308, Вопрос Ответ 2) любовь и ненависть
    • «Подлинное место всякого ценностного Apriori (как и нравственного- это познание - соответственно усмотрение ценностей которое выстраивается вчувствовании, предпочтении, в конечном счете- в любви и ненависти равным образом - и познание связей ценностей как более высоких или более низких, те «нравственное
    познание». В самом чувственном [fiihlender], живом контакте с миром (психическим, физическим или каким-то еще в предпочтении и пренебрежении в самих любви и ненависти, те. входе осуществления этих интенциональных функций и актов вспыхивают ценности и
    их порядки Ив том, что дано таким образом, имеется также и априорное содержание. Дух, ограниченный только восприятием и мышлением,
    был бы в тоже время абсолютно слепым к ценностям сколько бы развитыми ни были его способности к внутреннему восприятию, тек восприятию психического. Напротив, символы ценностей служат только (всегда искусственной квантификации ценностей а тем самым - измерению их большей или меньшей величины - различие, которое не имеет ничего общего с высотой ценности. Идея правильного и истинного ordo amoris есть для нас идея строго объективного и независимого от человека царства, где упорядочено достойное во всех вещах любви нечто такое, что мы способны лишь познавать, ноне полагать, творить, создавать Одна закономерность пронизывает всякую ненависть. Она состоит в том, что основой каждого акта ненависти является

    акт любви без которого первый терял бы смысл Наше сердце первично предопределено любить, а не ненавидеть ненависть есть лишь

    428 Феноменология и экзистенциальная философия
    реакция на в некотором смысле ложную любовь. Ненависть всегда и повсюду есть восстание нашего сердца и души против нарушения ordo

    amoris...» (Шелер М. Избранные произведения. - С. 287, 323, 345-
    346, 366, 368, Вопрос Ответ 1) Бытие и время Sein und Zeit, Вопрос 17
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта