|
Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
444 Феноменология и экзистенциальная философия бытие для-себя, напротив, определяется как сущее тем, что оно не есть, и несущее тем, что оно есть. Речь здесь идет, стало быть, о региональном ив качестве такового - о синтетическом принципе. Кроме того, надо противопоставить эту формулу бытие-в-себе есть то, что оно есть, — другой, которая обозначает бытие сознания последняя, как мы это увидим, гласит сознание должно быть тем, что оно есть. Сознание имеет в бытии свое собственное бытие оно никогда не поддерживается бытием, именно только оно поддерживает бытие внутри субъективности, что означает опять-таки, что в нем есть бытие, но оно не является им совсем сознание не есть то, что оно есть Эта тождественность в-себе, взятая как таковая, выражается в простой формуле бытие есть то, что оно есть. Нет в-себе ни одной частицы бытия, которая находилась бы на каком-то расстоянии от себя самой. В бытии, понятом таким образом, нет ни малейшего намека на двойственность; именно такой смысл мы будем вкладывать в выражение, что плотность бытия-в-себе бесконечна. Это заполненное пространство. < Для-себя существует. Оно существует, скажем, как бы в качестве бытия, которое не есть то, чем оно является, и есть то, чем оно не является. В- себе есть то, что оно есть в абсолютной полноте своего тождества» (Сартр Ж. П. Бытие и ничто Опыт феноменологической онтологии. МС, Втрое Ответ 4) ничто - то, что является в бытии • «...Из бытия никогда не получить отрицания. Для того чтобы можно было сказать -нет необходимо постоянное присутствие небытия в нас и вне нас, когда ничто преследует бытие. Бытие предшествует ничто и его обосновывает. Под этим необходимо понимать не только то, что бытие обладает перед ничто логическим первенством, но еще то, что именно из бытия ничто конкретно извлекает свою действенность. Именно это мы и выразили, говоря, что ничто преследует бытие. Это означает, что бытие совсем не нуждается в ничто, чтобы понять себя, и исчерпывающее его рассмотрение не обнаруживает там ни малейшего следа ничто. Но, наоборот, ничто которого нет может иметь только заимствованное существование именно из бытия оно берет свое бытие ничто бытия встречается только в рамках бытия, и полное исчезновение бытия не было бы пришествием царства небытия, но, напротив, сопутствующим исчезновением ничто Нет небытия иначе, как на поверхности бытия Только водном ничто можно подняться над бытием. В тоже самое время с потусторонней миру точки зрения бытие обустраивается в мир, то есть, с одной стороны, появление человеческой реальности есть внезапное возникновение бытия в небытии и с другой - в ничто мир содержится в «ненроявлешюм» состоянии». «...Ничто <...> обосновывает отрицание в качестве акта потому что Ответы, пояснения и приложения оно есть отрицание как бытие Ничто не может быть ничто иначе, как если оно определенно себя ничтожит как ничто мира, то есть, если в своем ничтожении оно направляется точно к этому миру, чтобы кон- ституировать себя как отказ от мира. Ничто носит бытие в своей сердцевине. Я говорю, чго Пьера здесь нег», что у меня нет больше денег и т. д. Нужно ли, в самом деле, подниматься над миром к ничто и возвращаться потом к бытию, чтобы обосновать эти повседневные суждения И как может осуществиться эта операция Речь совсем не идет о том, чтобы заставить мир соскользнуть в ничто, но просто о том, чтобы, находясь в пределах бытия, отрицать какое-либо свойство у предмета. Ничто не может себя ничтожить иначе как на фоне бытия. Если ничто может быть явлено, тоне перед, не после бытия, не, вообще говоря, вне бытия, но только в самих недрах бытия, в его сердцевине, как некий червь. Чтобы в мире существовало отрицание и мы могли, следовательно, спрашивать себя о бытии, необходима каким-то образом данность Ничто. Нельзя понять Ничто еле бытия. Необходимо, чтобы Ничто давалось бы в середине бытия, чтобы мы могли понять тот особый тин реальностей, которые мы назвали отрицательностями. Понятие Бытия как полной положительности не содержит Ничто в качестве одной из своих структур (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. -С. 50-59). Вопрос430твет:4) сознание• «В сознании нет ничего субстанциального - это чистая видимость в том смысле, что она существует лишь в той мере, в какой являет себя. Но именно потому, что оно - чистая видимость, полная пустота (поскольку весь мир вне его, по причине тождества в нем видимости и существования его и можно рассматривать как абсолют». «Все проходит так, как если бы Настоящее было постоянной дырой бытия, сразу же заполняемой и постоянно возобновляемой, как если бы Настоящее было непрерывным бегством от приклеивания к «в-себе», угрожающим ему до окончательной победы в-себе, увлекающим его в Прошлое, не являющееся больше прошлым никакого Для-себя. Именно смерть является этой победой, так как смерть есть радикальная остановка Временности через перевод в прошлое всей системы или, если угодно, захват человеческой Целостности посредством В-себе». Для- себя есть именно пустота, в которой выделяется в-себе. Для-себя находится вне себя в-себе, поскольку определяется посредством того, чем оно не является первичная связь в-себе с для-себя является, стало быть, связью бытия. Но эта связь не выступает ни недостатком ни отсутствием В самом деле, в случае отсутствия я определяю себя посредством бытия, которым я не являюсь и которого нет или нет здесь, то есть то, что меня определяет, выступает как полость в середине того 446 Феноменология и экзистенциальная философиячто я буду называть моей эмпирической полнотой. Качество есть то, что находится непосредственно вне досягаемости, что, по определению, указывает нам на нас самих как пустоту. <...> Качество есть указание на то, чем мы не являемся, и способ бытия, в котором нам отказано» (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - С. 30, 176, 204, Вопрос Ответ 4) человеческое бытие • «...Мы не можем приписать Ничто свойство «ничтожить себя»». «...Должно существовать Бытие, которое не может быть в-себе и которое имеет свойство ничтожить Ничто, поддерживать его из своего бытия, постоянно подкреплять его из своего существования Бытие, посредством которого Ничто приходит к вещам Бытие, посредством которого Ничто прибывает в мир, есть Бытие, в котором, в его Бытии, стоит вопрос о Ничто его Бытия Бытие, посредством которого Ничто приходит в мир, должно быть своим собственным Ничто Человек есть бытие, посредством которого ничто приходит в мир. Но этот вопрос тотчас вызывает другой чем должен быть человек в своем бытии, чтобы посредством него ничто пришло бык бытию Всякий ничто- жащий процесс содержит свой источник только в самом себе. «Ничто... является основой отрицания, поскольку оно прячет его в себе, поскольку оно является отрицанием в качестве бытия. Необходимо, стало быть, чтобы сознающее бытие конституировалось само по отношению к своему прошлому как отделенное от этого прошлого посредством ничто нужно, чтобы оно было сознанием этого отрыва отбытия, ноне как феномен, который оно воспринимает, а как осознающая структура, которой оно является. Свобода и есть человеческое бытие, ставящее свое прошлое вне действия, выделяя свое собственное ничто. Сознание и есть непрерывный процесс ничтожения своего прошлого бытия. Ничто не находят, не раскрывают тем способом, которым можно найти и раскрыть бытие. Ничто всегда находится в другом месте Обязанностью для-себя как рази является всегда существовать в другом месте по отношению к самому себе, существовать как бытие, которое постоянно опечалено непрочностью бытия. Ничто есть та дыра в бытии, то падение в-себе к себе, которым конституируется для-себя. <...> Этот постоянный акт, посредством которого в-себе деградирует в присутствие по отношению к себе, мы будем называть онтологическим актом. Ничто, будучи ничто бытия, может прийти к бытию только через само бытие. И, несомненно, оно приходит к бытию через особое бытие, которым является человеческая реальность. <...> Человеческая реальность, являясь бытием как оно есть в своем бытии и для своего бытия, есть единственная основа ничто в глубине бытия. «...Для-себя постоянно определяется не быть в-себе. Это значит, что оно может основываться, только исходя из в-себе и напротив в-себе. Таким образом, ничтоже-
Ответы, пояснения и приложения 447 ние, будучи ничтожением бытия, представляет первоначальное отношение между бытием для-себя и бытием в-себе. ...Ничтожение лежит в основе трансцендентности, понимаемой как первоначальная взаимосвязь для-себя с в-себе». Ничто, которое отделяет человеческую реальность от нее самой, лежит у истоков времени. Всякий раз, когда мы приступаем к исследованию человеческой реальности с новой точки зрения, мы снова встречаем эту неразделимую пару - Бытие и Ничто. Такое бытие может быть для себя только в перспективе некоторого еще-не, так как оно постигает себя как ничто, то есть как бытие, дополнение которого находится на расстоянии от него, иначе говоря, поту сторону бытия. Следовательно, все то, чем для-себя является поту сторону бытия, есть Будущее. «...Для-себя всегда заброшено в ничтожащую обязанность быть основанием своего ничто (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - С. 59, 60, 61, 64, 65, 111, 118, 134, 150, 156, 158. Подчеркнуто мною. - А. Д.).Вопрос Ответ 2) свобода предшествует сущности человека• «Человеческая свобода предшествует сущности человека и делает ее возможной, сущность человеческого бытия неопределенна в его свободе. То, что мы называем свободой, невозможно, следовательно, отличить отбытия человеческой реальности. Человек совсем не является вначале, чтобы потом быть свободным, нонет различия между бытием человека и его "свободным-бытием"» (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - С. 62. Подчеркнуто мною. - АД Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода. / С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, низа собой, ни перед собой - в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и намнет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создали все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Человек, не имея никакой поддержки и помощи, осужден всякий раз изобретать человека. Человек есть нечто иное, как его нроект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, нечто иное, как совокупность своих поступков, нечто иное, как собственную жизнь. Трус ответствен за собственную трусость. Он таков не потому, что у него трусливое сердце, легкие или мозг. Он таков не вследствие своей физиологической организации, но потому, что сам сделал себя трусом своими поступками. Экзистенциалист же говорит трус делает себя трусом и герой делает себя героем. Для труса 448 Феноменология и экзистенциальная философиявсегда есть возможность больше не быть трусом, а для героя - перестать быть героем. Мы можем говорить о всеобщности человека, которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается. Выбирая себя, я созидаю всеобщее. Человек создает себя сам. <...> Мы определяем человека лишь в связи сего решением занять позицию (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм- это гуманизм). Вопрос Ответ 1) невозможность не выбирать свой поступок самому• «Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. <...> Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем ввиду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в тоже время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество. <...> Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще. Это позволяет нам понять, что скрывается за столь громкими словами, как «тревога», заброшенность, отчаяние. Как вы увидите, в них заложен чрезвычайно простой смысл. Во-первых, что понимается под тревогой. Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, ноя должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю. ...Я несу ответственность за выбор, который, обязывая меня, обязывает в тоже время все человечество (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Яне должен и не могу прибегать ник какой ценности, исходя из факта, что именно я поддерживаю в бытии ценности; ничто не может обезопасить меня от меня самого, отрезанного от мира и своей сущности этим ничто, которым я являюсь я должен реализовать смысл мира и свою сущность я принимаю решения в одиночестве, без оправдания и без извинения (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - С. Вопрос Ответ 2) тревога • «Именно в тревоге человек имеет сознание своей свободы, или, если хотите, тревога является способом бытия свободы как сознания Ответы, пояснения и приложения бытия, как разв тревоге свобода стоит под вопросом для самой себя». «...Нужно согласиться с Кьеркегором: тревога отличается от страха тем, что страх есть страх существ перед миром, а тревога есть тревога перед собой. Головокружение является тревогой в той степени, в которой я опасаюсь не сорваться в пропасть, а броситься туда. Это ситуация, которая вызывает страх, поскольку она подвергает опасности изменить мою жизнь извне, а мое бытие вызывает тревогу в той мере, в которой я не доверяю моим собственным реакциям на эту ситуацию. Страхи тревога исключают друг друга, поскольку страх является неотражаю- щим восприятием трансцендентного, а тревога - рефлексивным восприятием себя Мы хотели бы только показать, что существует специфическое сознание свободы, и у нас было желание показать, что это сознание являлось тревогой. Это означает, что мы хотели определить тревогу в ее существенной структуре как сознание свободы» (Сартр Ж. П. Бытие и ничто. - С. 66, Вопрос Ответ 2) благодаря взгляду другого • «В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме Я мыслю, следовательно, существую. Это абсолютная истина сознания, ностигающего самое себя. Любая теория, берущая человека вне этого момента, в котором он постигает себя, есть теория, упраздняющая истину, поскольку вне картезианского cogito все предметы лишь вероятны, а учение о вероятностях, не опирающееся на истину, низвергается в пропасть небытия. Чтобы определять вероятное, нужно обладать истинным. Следовательно, для того чтобы существовала хоть какая-ни- будь истина, нужна истина абсолютная. Абсолютная истина проста, легко достижима и доступна всем, она схватывается непосредственно. «В противоположность философии Декарта, в противоположность философии Канта, через я мыслю мы постигаем себя перед лицом другого, и другой также достоверен для нас, как мысами. Таким образом, человек, постигающий себя через cogito, непосредственно обнаруживает вместе стем и всех других, ипритом- как условие своего собственного существования. <...> Чтобы получить, какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, также, впрочем, как и для моего самопознания. <...> Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъектив- ностью. В этом мире человек и решает, чем является они чем являются другие (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Другой в принципе есть тот, кто на меня смотрит Взгляд с самого начала является посредником, который отсылает меня ко мне же. Со взглядом другого ситуация ускользает от меня или, используя обычное выражение, которое хорошо передает нашу мысль, можно сказать я не являюсь больше хозяином ситуации Другой - это и есть я сам 450 Феноменология и экзистенциальная философияот которого ничего меня не отделяет, абсолютно ничего, если это не его чистая и тотальная свобода, то есть эта неопределенность себя самого, которую один он имеет в бытии для себя и через себя (Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - С. 280, 282, 288, А Ср. с Кантом Посредством этого Я или Он, или Оно (вещь), которое мыслит, представляется нечто иное, как трансцендентальный субъект мысли = х который познается только посредством мыслей, составляющих его предикаты, и о котором мы, если его обособить, немо- жем иметь ни малейшего понятия Я есть только осознание моего мышления (Кант И. Соч. Т. 3. - С. 371, Вопрос Ответ) воззрение, полагающее,что у человека нет другого законодателя, кроме него самого• «...Слово гуманизм имеет два совершенно различных смысла. Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность. <...> Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. И мы не обязаны думать, что есть какое-то человечество, которому можно поклоняться на манер Огюста Конта. Культ человечества приводит к замкнутому гуманизму Конта и - стоит сказать - к фашизму. Такой гуманизм нам ненужен Но гуманизм можно понимать ив другом смысле. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бога в смысле выхода за свои пределы) и субъективности- в том смысле, что человек незамкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может непутем погружения в самого себя, нов поиске цели вовне (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм- это гуманизм). |
|
|