Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос31 Ответ: 1) различение бытияи сущего

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница41 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43
    Вопрос Ответ 4) техника
    • «Название "техника" понимается здесь настолько сущностно, что в своем значении оно совпадает с рубрикой законченная метафизика. В
    нем содержится воспоминание о греческой τέχνη, которая есть вообще
    Феноменология и экзистенциальная философия
    одно из основных условий развертывания существа метафизики. Это название позволяет также помыслить нланетарность законченной метафизики и ее господмтво безотносительно к ее исторически прослеживаемым вариантам у разных народов и на разных континентах. Воля к воле навязала Возможному невозможное в качестве цели. Интрига,
    организующая это насилие и поддерживающая его господство, возникает из существа техники, если понимать здесь это слово как идентичное понятию законченной метафизики. Абсолютное единообразие всех человеческих масс земли под господством воли к воле делает ясной бессмысленность человеческого действия, возведенного в абсолют. Когда мысль подходит к концу, выпадая из своей стихии, она компенсирует эту потерю тем, что отвоевывает себе статус в качестве τέχνη, инструмента воспитания, те. в качестве некой школы, позднее - в качестве дела культуры. Философия понемногу превращается в технику объяснения из первопричин. Люди уже не думают, они "занимаются философией (Хайдеггер М. Время и бытие. - С. 182, 192, Вопрос Ответ 1) воспоминание о самом бытии

    • «Когда... при развертывании вопроса об истине бытия говорится о преодолении метафизики, то это означает воспоминание о самом
    Бытии». Преодоление метафизики мыслится бытийно-исторически.
    Оно - предвестие начального нревозмогания забвения бытия. Преодоление метафизики оказывается достойным делом мысли лишь в той мере, в какой мысль помнит о нревозмогании забвения бытия. Та же неотступная мысль думает одновременно и о преодолении. Такая мысль-память осмысливает то единственное событие лишения сущего своей собственной сути, в котором просвечивает и прощально озаряет человеческое существо бедственное положение истины бытия, а тем самыми начало истины. Это ире-одоление есть предание метафизики ее истине. Разговоры о преодолении метафизики могут, далее, иметь еще и тот смысл, что название "метафизика" присваивается платонизму, выступающему перед современным миром в интерпретации-Шо- пенгауэра и Ницше. Перевертывание платонизма, когда для Ницше чувственное становится соответственно истинным миром, а сверхчувственное неистинным, целиком остается еще внутри метафизики. Такого рода преодоление метафизики, какое имеет ввиду Ницше, причем в смысле позитивизма XIX столетия, есть, хотя бы ив своем высшем превращении, лишь окончательное увязание в метафизике. Создается,
    конечно, видимость, будто "мета, трансцендирование в сверхчувственное, отменяется в пользу опоры на чувственно-вещественную стихию,
    в то время как наделе просто завершается забвение бытия и сверхчувственное разнуздывается и хозяйничает в виде воли к власти (Хай- деггер М. Время и бытие. - С. 28, 181).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 2) забвение различия бытия и сущего Забвение бытия есть забвение различия бытия и суш/его*.
    «Однако это забвение различия никоим образом не есть следствие некоей забывчивости мышления. Забвение бытия принадлежит к укутанному в самом этом забвении существу бытия. То забвение различия, с которого начинается, чтобы в нем завершиться, судьба бытия,
    не есть все же недостаток, но есть богатейшее и огромнейшее происшествие, в котором решается мироистория. Это есть происшествие метафизики. Теперь то, что есть уже стоит в тени предшествовавшей судьбы забвения бытия (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге- С. 62).
    Вопрос31
    Ответ: 1) различение бытияи сущего
    • «Чтобы сделать темой нашего исследования нечто такое, как бытие, мы должны суметь недвусмысленно провести различие между бытием и сущим. Это различение вовсе не первое встречное, но именно то самое, посредством которого онтология, а вместе с ней- и сама философия, впервые обретают свою тему. Мы обозначаем это различие как онтологическую дифференццю,
    те. как разведение (бытия и сущего (Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. -С. Вопрос Ответ 4) экзистенция

    Субстанция человека есть не дух как синтез души и тела, но
    экзистенция*. Субстанция человека есть экзистенция* (Хайдег- гер М. Бытие и время. - С 117, Вопрос Ответ 3) пастух бытия

    Ср.: Человек - пастух бытия. Только к этому подбирается мысль в "Бытии и времени, когда экстатическое существование осмысливается там как "забота" (ср. § 44 ас и ел. Человек настолько же больше, чем animal rationale, насколько он, наоборот, меньше по отношению к человеку, понимающему себя из субъективности. Человек не господин сущего. Человек пастух бытия. В этом меньше человек ни с чем не расстается, он только приобретает, прикасаясь к истине бытия. Он приобретает необходимую бедность пастуха, чье достоинство покоится на том, что он самим бытием призван к сбережению его истины (Хай- деггер М. Время и бытие. - С. 202, 208).

    438 Феноменология и экзистенциальная философия
    А Авторы прочих выражений 1) канат над пропастью -Ф. Ницше, 2) мыслящий тростник - Б. Паскаль, 4) проект самого себя - Ж. П. Сартр.
    Вопрос Ответ 3) философия бытия человека Экзистенциальная философия - это философия бытия человека (Ясиерс К. Смысли назначение истории. - МС. Экзистенциальная философия" - это мышление, использующее все конкретное знание о реалиях, но выходящее за его пределы это мышление, благодаря которому человек хотел бы стать самим собой. Это мышление, которое постигает не предметы науки, а проясняет бытие того, кто мыслит таким образом и одновременно оказывает реальное воздействие на это бытие. Как философская мироориентация, это мышление выводит из привычного равновесия, поскольку решительно перешагивает все границы и рамки, установленные тем познанием мира,
    которое предполагает фиксированное понимание бытия как прояснение экзистенции, оно апеллирует к своей свободе как метафизика, оно создает пространство своего безусловного воплощения в деянии, взывая к трансценденции...» (Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия итоги тысячелетия. - Екатеринбург, Бишкек, 1997. -С. Вопрос Ответ 2) пограничные ситуации

    • «Эти основополагающие ситуации нашего существования мы называем пограничными Это ситуации, из которых мы не можем выйти, которые не можем изменить. Осознание этих ситуаций, вслед за удивлением и сомнением, является глубочайшим истоком философии».
    «Пограничные ситуации - смерть, случай, вина и ненадежность мира - обнаруживаются для меня как ситуации провала. Исток философии хотя и лежит в удивлении, сомнении и опыте пограничных ситуаций, нов конце концов все это замыкается в воле к подлинной коммуникации (Яснерс К. Введение в философию. - Мн, 2000. -Гл. 2). Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях (Ясперс К. Смысли назначение истории. - С. 322). Ситуация означает не только ириродно-законо- мерную, но скорее смысловую действительность, которая не выступает никак физическая, никак психическая, а как конкретная действительность, включающая в себя оба эти момента, - действительность, приносящая моему эмпирическому бытию пользу или вред, открывающая возможность или полагающая границу (Jaspers К. Philosophie. Bd. П. -
    Berlin, Gottingen, Heidelberg, 1956. - S. 202. Цит. по Гайденко П. П
    Ответы, пояснения и приложения Человек и история в свете философии коммуникации К. Ясперса Человек и его бытие как проблема современной философии. - МС. Вопрос Ответ 4) вера человека в свои возможности
    • «Там, где религия утрачена, - а она может быть только церковной, называть же что-либо другое религией не более чем бескомпромиссный обман - существует либо фантазия и фанатизм суеверия,
    либо философствование. Но последнее есть вера лишь на основе своего понимания себя и благодаря ему мыслящая философия стремится систематически доводить эту веру до ясности и связно сказать то, что действительно может быть узнано лишь в экзистенции, а не во всегда склонном оторваться от нее мышлении. Упомянутые фантазии не нуждаются в философии. Церковная религиозность может обойтись без нее,
    но может и искать ее, чтобы довести себя в своей сокровенности до полной ясности церковная вера, как таковая, нуждается в своем существовании в качестве сообщества только в теологии. Философия же нужна индивиду как таковому, те. его свободе, пусть даже она сточки зрения теологии не более чем безумный риск, высокомерное притязание или иллюзия несчастных людей, отвергнутых Богом и неспособных найти спасение вне церкви. Философствование стало основой подлинного бытия человека. Сегодня оно обретает свой характерный образ человек,
    ввергнутый из субстанции стабильных условий в аппарат массового существования, пребывающий, утратив свою религию, в неверии, решительнее мыслит о собственном бытии. Если мы назовем состояние перед лицом ничто неверием, то сила самобытия порождает в неверии
    внутреннюю деятельность во взлете. <...> Она - вера, философская
    но своему характеру, которая вцепи отдельных людей, передающих друг другу факел, способна к новому созиданию. Веру никоим образом не следует воспринимать как нечто иррациональное. Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе сознанием. Философскую веру надо характеризовать негативно. Она не может стать исповеданием ее мысль не становится догматом. Подлинная вера есть акт экзистенции, осознающий трансценденцию в ее действительности. / Вера есть жизнь из объемлющего, есть руководство и наполнение посредством объемлющего. В философствовании человек совершает прорыв своего естества,
    но посредством собственной сущности. То, что он в этом прорыве схватывает как бытие и как самого себя, и есть его вера. Верой называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией». Бог есть.
    Трансценденция над всем миром или до всего мира называется Богом».
    «Доказанный Бог уже не Бог. Поэтому только тот, кто исходит из Бога,
    может Его искать. Уверенность в бытии Бога, какой бы зачаточной и

    440 Феноменология и экзистенциальная философия
    непостижимой она ни была, есть предпосылка, а не результат философствования. Философскую веру можно назвать также верой в коммуникацию Философская вера есть вера человека в свои возможности,
    в ней дышит его свобода (Ясиерс К. Смысли назначение истории. -С. 375, 376, 412, 422, 423, 425, 428, 431, 433, 434, 435, 442, Вопрос Ответ 2) коммуникация
    • «Национал-социализм привел к радикальнейшему разрыву коммуникации меж людьми, а в результате человек перестал быть самим собой.
    Стало очевидно, что разрыв коммуникации, на смену которой приходит своеволие насилия, вовсе времена представляет собой угрозу существованию личности и подлинную опасность утраты себя. / Философствовать означало теперь - работать над созданием условий, в которых станет возможна универсальная коммуникация. <...> Она есть условие для максимального прояснения самосознания - в споре-беседе с другим. Увеличить коммуникацию, обеспечить непрерывность - великое дело,
    достойное человека, и прежде всего - философии, которая есть эхо жизни и подготовка ее. Сколько я себя помню, толчком к развитию для меня всегда был опыт взаимопонимания и взаимонепонимания с другими людьми Я страстно желал коммуникации, в которой преодолевалось бы любое непонимание, которая была бы выше 1феходящего, сиюминутного и выходила бы за пределы чересчур самоочевидного, само собой разумеющегося.
    Человек обретает самого себя лишь в коммуникации с другими, что никогда не достигается только через посредство одного знания. Мы становимся самими собой лишь в той мере, в какой становится самим собой другой, и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу «другой».
    Поэтому со школьных лет для меня вопрос о коммуникации между двумя людьми был прежде всего вопросом практическими лишь во вторую очередь- подлежащим философскому осмыслению основным вопросом нашей жизни. В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один критерий способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине истина - то, что нас связывает. Можно сказать иначе ценность истины следует измерять истинностью той связи, которую она делает возможной. Лишь с моей женой я нознап, что такое исполненная любви борьба, вступив на путь оберегающей жизнь, никогда не кончающейся, незнающей сдержанности, а потому неисчерпаемой коммуникации. Поскольку в моем философствовании главным было движение к разуму, проистекающее из идеи возможной коммуникации, я больше старался достичь логической ясности (которую ценю высоко и стремлюсь, номере сил, к ее достижению, чем ясности экзистенциальной, и предпочитал убедительность мысли красоте поэтического слога (Яснерс К. Философская автобиография. - С. Только в коммуникации достигается та цель философии, в которой все
    Ответы, пояснения и приложения цели находят свое последнее основание и смысл внятие бытию (das
    Innewerden des Seins), просветление любви, совершенство покоя (Ясперс К.
    Введение в философию. - Гл. 2). Разум требует беспредельной коммуникации он сам - тотальная воля к коммуникации. Требование коммуникации таково /1) принимать исторически другое, сохраняя верность собственной историчности / 2) подвергать сомнению объективность того,
    что становится общезначимым, не ослабляя притязания правильного на значимость / 3) отказаться от притязания на исключительность веры из- за того, что это ведет к разрыву коммуникации, не теряя при этом безусловности собственной основы / 4) вступать в неизбежную борьбу с исторически другим, но все время превращать борьбу в борьбу-любовь, в союз на основе истины, которая возникает в общности, не в изоляции, не в исключении себя из общности, не в обособленности / 5) находить направление в глубину, которая открывается только в расщеплении на многообразие историчности, одной из которых принадлежу и я, которые все меня касаются и сообща ведут в эту глубину Безграничная готовность к коммуникации- не следствие знания, а решение вступить на путь человеческого бытия. Идея коммуникации - не утопия, а вера (Ясперс К. Смысли назначение истории. - С. 442, 507, Вопрос Ответ 3) открытие личности
    • «Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. <...> Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет дон. эк тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. дон. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа,
    какой сохранился и но сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим посей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Человек уже незамкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Впервые появились философы.
    Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители
    Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга но своей вере,
    содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В осевое время произошло открытие того, что позже стало на

    442 Феноменология и экзистенциальная философия
    зываться разумом и личностью. Все это можно резюмировать следующим образом осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. <...> Осевое время ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру и единство, способные сохраниться во времени, и, во всяком случае, сохранившиеся до сегодня. В осевое время основным является именно общее в историческом развитии, прорыв к сохранившимся но сей день принципам человеческой жизни в пограничной ситуации».
    «Лишь здесь, в осевое время, обнаруживается параллельность, возникающая не как следствие некоего общего закона, напротив, здесь собственно историческая, единичная данность носит всеохватывающий характер, включает в себя все духовные явления. Только в осевое время существовал универсальный во всемирно-историческом смысле параллелизм в целостности культура непростое совпадение единичных явлений. Отдельные явления еще не составляют параллелизма, который мы имеем ввиду, говоря об осевом времени. Видеть фактические данные осевого времени, обрести в них основу для нашей картины мировой истории означает найти то, что, невзирая на все различия в вере, свойственно всему человечеству Одно дело видеть единство истории и верить в него, руководствуясь только своим внутренним убеждением, и совсем иное - мыслить единство истории в коммуникации со всеми другими людьми, соотнося свою веру с сокровенной глубиной всех людей, объединяя собственное сознание с чужим. В этом смысле о веках между 800 и 200 гг. дон. э. можно сказать они составляют эмпирически очевидную для всех людей ось мировой истории».
    «Поскольку в проявлении осевого времени существует троякая историческая модификация, оно как бы призывает нас к безграничной коммуникации Способность видеть и понимать других помогает уяснить себе самого себя, преодолеть возможную узость каждой замкнутой в себе историчности, совершить прыжок вдаль. Эта попытка вступить в безграничную коммуникацию - еще одна тайна становления человека, и не в недоступном нам доисторическом прошлом, а в нас самих (Ясперс К.
    Смысл и назначение истории. - С. 32-35, 38-40, 42, Вопрос Ответ 2) Бытие и ничто L'etre et le Neant, Вопрос Ответ 3) существование предшествует сущности
    • «...Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую
    Ответы, пояснения и приложения среду и человеческую субъективность. Существуют две разновидности экзистенциалистов во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габ- риэля Марселя и, во-рторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Что это означает существование предшествует сущности Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии,
    причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, ион не только такой, каким себя представляет,
    но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта,
    нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. <...> Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен зато, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Экзистенциализм - это нечто иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. <...> Экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения.
    Это не значит, что мы верим в существование бога, - просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм - это оптимизм, учение о действии (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - МС. Вопрос Ответ) сознание Бытие есть то, что оно есть Эта формула <. .> обозначает особенную область бытия это область бытия-в^себе. Мы увидим, что

    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта