Главная страница

Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


Скачать 2.24 Mb.
НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
АнкорТест Демидов История филос.pdf
Дата04.05.2017
Размер2.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
ТипДокументы
#6921
страница40 из 43
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43
0твет:3) феномен
• «Как значение выражения феномен надо поэтому фиксировать само-по-себе-себя-кажущее, очевидное, cpmvonEva, «феномены»
суть тогда совокупность того, что лежит на свету или может быть выведено на свет, что греки временами просто отождествляют с сущее. Мы отводим титул феномен терминологически позитивному и исходному значению (paw6|i£vov и отличаем феномен от видимости как привативной модификации феномена. Явление как проявление «чего-то» означает соответственно как раз не показывание самого себя, но давание знать о себе чего-то, что себя не кажет, через нечто,
что себя кажет. Явление есть себя-не-казание.» Явление есть давание
знать о себе через нечто, что себя кажет. Феномены поэтому никогда

не явления, но конечно никакому явлению не обойтись без феноменов».
«Феномен - себя-в-себе-самом-показывание - означает особый род встречи чего-то (Хайдеггер М. Бытие и время. - МС. Вопрос Ответ 1) наука о бытии сущего

• «Феноменология значит тогда ajtocpaiveaeaiTaepaivoueva: дать увидеть то, что себя кажет, из него самого так, как оно себя от самого себя кажет. Это формальный смысл исследования, дающего себе имя феноменологии. Так, однако, получает выражение нечто иное, как сформулированная выше максима К самим вещам / Титул феноменология в плане своего смысла поэтому другое, чем обозначения теология и т. п. Последние именуют предметы соответствующей науки в их конкретной объективной содержательности. Феноменология ни предмета своих исследований не именует, ни ее титул не характеризует их объективного содержания. Это слово дает только справку о как способа
выявления и обработки того, что в этой науке должно трактоваться.
Наука о феноменах значит такое схватывание ее предметов, что все подлежащее в них разбору должно прорабатываться в прямом показывании и прямом доказывании. Бытие сущего всего менее способно
Ответы, пояснения и приложения 429
когда-либо быть чем-то таким, зачем стоит еще что-то, что не проявляется За феноменами феноменологии не стоит по их сути ничего другого Взятая предметно-содержательно, феноменология есть наука о бытии сущего - онтология. В данном прояснении задач онтологии возникла необходимость фундаментальной онтологии, которая имеет темой онтологически-онтически особенное сущее, присутствие, а именно так, что ставит себя перед кардинальной проблемой, вопросом о смысле бытия вообще. Из самого разыскания выяснится методический смысл феноменологической дескрипции есть толкование Лбуод феноменологии присутствия имеет характер epiiTieuetv, герменевтики через которую бытийная понятливость, принадлежащая к самому присутствию,
извещается о собственном смысле бытия и основоструктурах своего бытия. Феноменология присутствия есть герменевтика в исконном значении слова, означающем занятие толкования (Хайдеггер М. Бытие и время. - С. 34-37).
Ср. также с Шелером: Нет никакой феноменологической школы, которая бы представляла общепризнанные тезисы. Есть лишь круг исследователей, которых одушевляет общая позиция и установка по отношению к философским проблемам, но которые за все то, что, как они полагают, было открыто ими с помощью этой установки, как и за теорию относительно природы этой установки, принимают и несут ответственность каждый по отдельности. Феноменология - это не название какой-то новой науки и не другое наименование философии, но название такой установки духовного созерцания, в которой удается усмотреть или ухватить в переживании нечто такое, что остается скрытым вне ее а именно некую область фактов особого вида. Я говорю установка- а не метод. Первое, чем должна отличаться основанная на феноменологии философия, - это живейший, интенсивнейший и не-
посредственнейший, происходящий в переживании контакт с самим
миром — тес теми вещами, с которыми в томили ином случае имеют дело. Причем вещи рассматриваются так, как они совершенно непосредственно дают себя в переживании, в акте переживания, как они сами присутствуют в нем и только в нем. В жажде бытия, данного в переживании, феноменологический философ повсюду стремится нить из самих источников, в которых раскрьшает себя содержание мира (Шелер М. Избранные произведения - С. 198, Вопрос Ответ 1) бытие

• «Философия есть универсальная феноменологическая онтология,
которая, исходя из герменевтики присутствия, как аналитика экзис-
тенции закрепила конец путеводной нити всякого философского воиро- шания в том, из чего оно возникает и во что оно отдает (Хайдег- гер М. Бытие и время. - С. 38. Эго же определение повторяется на

430 Феноменология и экзистенциальная философия
с. 438). В этом определении прежде всего говорится о том, что философия есть онтология, те. учение о бытии. Это отличает философию от науки, которая имеет своим предметом какую-либо область сущего, ноне бытие. Наука объясняет сущее исходя из сущего, философия понимает и интерпретирует сущее исходя из бытия. У науки. есть та характерная особенность, что она присущим только ей образом подчеркнуто и деловито дает первое и последнее слово исключительно самому предмету (Там же. - С. 17). Наука не принимает во внимание не- предметное, непредставимое. Ею принимается за существующее только то, что. становится предметом. До науки как исследования дело доходит впервые только тогда, когда бытие сущего начинают искать в такой предметности (Там же. - С. 48). Что касается экзистенции,
то «сущностно определить это сущее через задание предметного, что нельзя (Там же. - С. Так понимаемая наука - как исследование сущего - принадлежит сущности Нового времени. Наука не вникает, не «вслушивается»
в бытие, а стремится господствовать над сущим, над тем, что представимо. Представление - уже не выслушивающее восприятие присутствующего, к чьей непотаенности принадлежит и само это восприятие, а именно как особенный род присутствия при непотаенном присутствующем. Представление - уже не раскрытие себя вещам, а схватывание и постижение. Не власть присутствующего, а господство хватки. Для науки только вычислимость представляемого гарантирует заведомую и постоянную уверенность в нем (Там же. - С. Наука обеспечивает господство над сущим. Однако вместе стем она питает заблуждение, будто все сущее ей доступно и подвластно.
Научное исследование не охватывает всего сущего. Во-первых, оно не имеет всего сущего в целом во-вторых, оно не усматривает того своеобразного сущего, каковым является Dasein, непредметное бытие человека. Бытие как непредставимое не есть «что-то», значит, сточки зрения науки оно - ничто. Но о Ничто наука знать ничего не хочет»
(Там же. - С. Наука необходима. Однако было бы заблуждением сводить всезнание к научному, а философию ограничивать рамками науки (в новоев- ропейском смысле этого слова. Философию никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки (Там же. - С. 26). Таким образом, у философии есть свой предмет, который у нее не может отнять никакая наука- бытие.
Вопрос Ответ 1) априоризм Хайдеггер отмечал, что эмпирическое познание не постигает бытия.
Философия должна иметь своей темой априори, а не эмпирические обстоятельства. Ее бытийный вопрос нацелен. на априорное условие
Ответы, пояснения и приложения возможности науки онтологии, располагающихся прежде онтических науки их фундирующих». Всякое размыкание бытия как transcendens'a есть трансцендентальное познание. Таким образом, априоризм" есть метод всякой научной философии, понимающей саму себя (Хайдег- гер М. Бытие и время. - С. 229, 11, 38, Вопрос Ответ 4) в ужасе отшатывания от ничто
• Хотя бытие сущего само не есть сущее, оно всегда относится к сущему - нет бытия, обособленного от сущего Бытие есть всякий раз бытие сущего. Бытие нельзя интерпретировать никак сущее, никак сверхсущее. Бытие вообще не есть (как есть сущее, но «имеется»
(у сущего. Но оно имеется благодаря пониманию того, что оно имеется. Бытие есть посредством понимания того сущего, которому присуща бытийная понятливость, те. человека. Бытие открыто человеку и понимаемо им, понимаемо уже до каких-либо концепций в настроении присутствие (Dasein) разомкнуто себе самому до всякого знания и желания и вне рамок их размыкающего диапазона (Хайдег- гер М. Бытие и время. - С. 6, 9, 136). Бытие постигается человеком в опыте «отшатывания» от ничто, в настроении ужаса возможного небытия, смерти В ужасе происходит отшатывание от чего-то... Отша- тывание исходит от Ничто. Опыт бытия как Другого всему сущему дарится ужасом, который настраивает нас на «отшатывание перед бездной. Бытие постигается как противоположность так понятого ничто.
«Только человек среди всего сущего видит, позванный голосом бытия,
чудо всех чудес что сущее есть (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - МС, Вопрос Ответ 4) трансцендентное Бытие нельзя определить обычными способами - ни путем выведения из более общего понятия, ни путем приписывания бытию тех свойств, которыми описывают то, что встречается в мире. Хайдег- гер отмечал Бытие" действительно нельзя понимать как сущее бытие" не может прийти к определенности путем приписывания ему сущего. Бытие дефиниторно невыводимо из высших понятий и не- представимо через низшие. Бытие. не род сущего. Бытие и бытийная структура лежат над всяким сущими всякой возможной сущей определенностью сущего Бытие есть transcendens простор (Хайдег- гер М. Бытие и время. - С. 4, Бытие имеется только до тех пор, пока есть Dasein («присутствие»,
«вот-бытие»), так как бытие предполагает понимание бытия «Конечно,
лишь пока присутствие, те. онтическая возможность бытийной понятности есть бытие имеет место (Там же. - С. 212). Бытие

432 Феноменология и экзистенциальная философия
сущего означает присутствие присутствующего, наличие наличествующего (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - МС. Напротив сущее независимо от понимания Сущее есть независимо от опыта, знания и постижения, какими оно размыкается, открывается и определяется. Поэтому без понимающего присутствия
«сущее будет еще и дальше быть (Хайдеггер М. Бытие и время. -С. 183, Таким образом, различие сущего и бытия следующее Сущее есть все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем такое-то и такое-то отношение, сущее и то, что и как мысами суть. Бытие лежит в том, что оно есть и есть так, в реальности, наличии, состоянии, значении, присутствии, в "имеется (Там же. - С. Вопрос Ответ 2) сущее, которое всегда я сам
Ш Термину М. Хайдеггера не обозначает некое что, как какую-то вещь, но выражает способ бытия этого сущего. Оно существует способом понимания, или «экзистирования», экстаза, выхождения к другому (см Бытие и время. - Сел Время и бытие. - С. 23). Поэтому существование человека {Dasein) следует понимать не как вещное что, а как свершение, актуальность, процесс,
как происходящее, длящееся событие.
• «...Вот-бытие есть сущее, которое всегда еемь я сам к бытию которого я как сущее причастен это сущее, которое всегда существует тем способом, каким я имею быть в качестве этого сущего. Само бытие-в-мире есть понимание представляющее собой не вид познания,
но первичный способ, каким существует само бытие-в-мире...» Теперь мы можем дать более отчетливую формулировку вот-бытие существует иначе, нежели мир бытие вот-бытия - это не наличное, не подручное бытие чего-то, и равным образом небытие субъекта, ибо таковое всякий раз неявно понимается как наличное бытие в формальном смысле. Если уж придерживаться этой ориентации на мири субъекта, то скорее следовало бы сказать, что бытие вот-бытия - это как раз-таки бытие между субъектом и миром. Это между, которое во всяком случае не возникает в результате сближения субъекта и мира,
есть само вот-бытие, - но опять жене как свойство субъекта Поэтому строго-то говоря, вот-бытие нельзя трактовать как такое «между»,
т. к. говоря о некотором между субъектом и миром, мы всегда предполагаем, что даны две вещи, между которыми должно быть какое-то отношение. Бытие-в - это не между двух реальных вещей, но бытие самого вот-бытия, которому всякий раз принадлежит также и мир,
которое всегда мое, и которое прежде всего и чаще всего есть «некто»
(Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск. - С. 159, 255, 264-265). Отношения к сущему присущи
Ответы, пояснения и приложения со своей стороны, некоторому определенному сущему, которое есть мысами, человеческому Dasein» (Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии- СПб, 2001. - С. 19). Присутствие есть своя разом-
кнутость» (Хайдеггер М. Бытие и время. - С. Вопрос Ответ 3) разоласнутость, открытие ираскрытость
• «Три тезиса характеризуют традиционное толкование существа истины и мнение о ее первоначальной дефиниции 1. «Место»
истины есть высказывание (суждение. 2. Существо истины лежит в
«согласованности» суждения со своим предметом. 3. Аристотель, отец логики, приписал истину суждению как ее исходному месту, он же и пустил вход дефиницию истины как "согласования (Хайдеггер М.
Бытие и время. - С. 214). Это толкование истины Хайдеггер отклонил Познание по своему онтологическому смыслу есть раскрывающее бытие к самому реальному сущему. / Высказывание истинно значит оно раскрывает сущее в нем самом. Оно высказывает, оно показывает, оно дает увидеть (шго<рауац) сущее в его раскрытое™.
Бытие-истинным (истинность высказывания должно быть понято как
бытие-раскрывающим. Истинность имеет таким образом никак не структуру согласованности между познанием и предметом в смысле приравнивания одного сущего (субъекта) к другому (объекту. / Бы- тие-истинным как бытие-раскрывающим опять же онтологически возможно только на основе бытия-в-мире. Этот феномен, в котором мы опознали основоустройство присутствия, есть фундамент исходного феномена истины. Раскрытие есть бытийный способ бытия-в-мире.
Усматривающее или также и пребывающе-наблюдающее озабочение раскрывают внутримирное сущее. Оно становится тем, что раскрыто Первично истинно, те. раскрывающе, присутствие. Истина во втором смысле значит не бытие-раскрывающим (раскрытие, но бытие-раскрытым (раскрытость Истина имеется лишь поскольку

и пока есть присутствие Сущее лишь тогда открыто и лишь до тех
пор разомкнуто пока вообще присутствие есть Законы Ньютона, правило о противоречии, всякая истина вообще истинны лишь пока есть
присутствие. До бытия присутствия, и когда его вообще уже не будет,
не было никакой истины и не будет никакой, ибо тогда она как разомк- нутость. открытие и раскрытость не сумеет быть (Там же. -С. 218-219, 220, 226. Подчеркнуто мною. - АД Истина не изначально обрела себе место в предложении. Бытие как присутствие присутствующего уже есть в себе истина, коль скоро мы мыслим ее существо как просветляюще-оберегающий сбор, - при условии, что мы держим себя свободными от позднейших и самопонятных сегодня предрассудков метафизики - обнаруживается, что истина есть некое свойство сущего или бытия, пока это бытие (это слово теперь уиотреб-
15 3ак 3032
Феноменология и экзистенциальная философия
ляется как продуманное) есть eivcn как присутствие, те. сокровенным образом некое свойство истины, не истины, разумеется, как некоего характера познания, божеского или человеческого, и не свойство, разумеется, в смысле некоего качества (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - МС. Существо истины является метафизике всегда лишь в уже производном облике истины познания и ее выражения. Между тем от метафизики на протяжении ее истории от Анаксимандра до Ницше истина бытия остается скрытой (Хай- деггер М. Время и бытие. - С. Вопрос Ответ 3) Платон Сточки зрения Хайдеггера, первые философы еще небыли метафизиками. Они не предполагали начала вещей за пределами сущего,
не обособляли истину от вещей, оттого, что казало себя само по себе»
(Хайдеггер М. Бытие и время. - С. 212-213). Не был метафизиком и Парменид, который впервые поставил вопрос о бытии (см Хай- деггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - С. 155). Метафизика началась с философии Платона, считавшего, что подлинное бытие присуще идеям, обособленным от вещей. По Платону, идеи, а не вещи суть истина. Метафизика начинается с истолкования бытия как идеи, - констатировал Хайдеггер. - Вся философия после
Платона есть идеализм в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном. Глядя от основателя метафизики, позволительно поэтому сказать также вся западная философия есть платонизм. Метафизика, идеализм, платонизм означают но существу одно и тоже. По словам Хайдеггера, история западной философии от Платона вплоть до Ницше есть история метафизики»
(Хайдеггер М. Время и бытие. - С. Вопрос Ответ 4) учение о трансцендентном сущем
• О метафизике у Хайдеггера говорится в разных значениях. В
общем плане Метафизика - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем после этого сущее для понимания как таковое ив целом (Хайдеггер М. Время и бытие. - С. Это общее значение слова метафизика охватывает более узкие. Метафизика как учение а) трансцендентальная наука о бытии
(^онтология), б) вульгарная метафизика. Метафизика как событие.
• «Мы преодолеваем, превосходим сущее, чтобы прийти к бытию.
В этом иревосхождении мы не превозносимся снова до некоторого сущего, которое как бы лежит поту сторону знакомого сущего как некий потусторонний мир. Трансцендентальная наука о бытии не имеет ни
Ответы, пояснения и приложения чего общего с вульгарной метафизикой, которая занимается неким сущим ноту сторону известного сущего. Но научное определение метафизики тождественно понятию философии вообще это -| критически трансцендентальная наука о бьпии, те. онтология (Хайдеггер М.
Основные проблемы феноменологии. - С. 21). Человеческое бытие может вступать в отношение к сущему только потому, что выдвинуто в Ничто. Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выходи есть метафизика в собственном смысле слова.
Тем самым подразумевается метафизика принадлежит к природе человека. Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиции. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие (Хайдеггер М. Время и бытие. - С. Вопрос Ответ 2) метафизика не дает слова самому бытию
• «...Метафизика не дает слова самому бытию, потому что продумывает бытие не в его истине, истину - не как непотаенность и эту последнюю - не в ее существе. Существо истины является метафизике всегда лишь в уже производном облике истины познания и ее выражения. Однако непотаенность, может быть, что-то более исконное,
чем истина в смысле veritas. Αλήθεια, может быть, слово, которое дает какой-то еще непонятый намек на непродуманное существо esse. Если это так, то, по-видимому, представляющая мысль метафизики никогда не сможет достичь существа истины, как бы ревностно ни усердствовала над историографией досократической философии ибо дело идет не о " каком-то ренессансе досократической мысли, подобное предприятие было бы пустыми нелепым, но о внимании к наступлению еще невысказанного существа непотаенности, в качестве которой дало о себе знать бытие. Между тем от метафизики на протяжении ее истории от Анакси- мандра до Ницше истина бытия остается скрытой (Хайдеггер М. Время и бытие. - С. 29).
• Αλήθεια: 1) правда, истина 2) действительность, подлинность) истинность, верность 4) правдивость, прямота, искренность 5) истина сапфировое украшение, которое, как символ истинности их
учения, носили верховные жрецы в Египте Дворецкий И. X. Древ- негреческо-русский словарь.]
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


написать администратору сайта