Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
Скачать 2.24 Mb.
|
Ш Революция - недетская игра, не академические дебаты, где наносятся смертельные удары лишь тщеславию, и не литературное состя- Ответы, пояснения и приложения 377 зание, где проливаются лишь чернила. Революция, это - война, а когда идет война, происходит разрушение людей и вещей. Конечно, очень печально для человечества, что оно не изобрело более мирного способа прогресса, но до сих пор каждый новый шаг в истории рождался лишь в крови (Бакунин. Т. 4. - С. Вопрос Ответ 3) рост солидарности Ф Прогресс как смысл истории, осуществляется вроете ив скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях точно также как в расширении ив уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, насколько это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей (Лавров П. Л. Задачи понимания истории. е изд. - СПб., 1903. - С. Вопрос Ответ 3) общественный инстинкт • «Природа может. быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека Общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем общественным животным, - вот источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности. Животные вообще, начиная с насекомого и кончая человеком, прекрасно знают, что хорошо и что дурно, не обращаясь за этим ник евангелию, ник философии. И причина, почему они знают, - опять-таки в их природных потребностях в условиях, необходимых для сохранения расы, которые ведут, в свою очередь, к осуществлению возможно большей суммы счастья для каждой отдельной особи. Ни муравей, ни птица, ни чукча не читали ни Канта, ни отцов Церкви, ни Моисеева закона. А между тему них у всех тоже понимание добра и зла. Откуда это И если вы подумаете немного над этим вопросом, вы сейчас же поймете, что то называется хорошим у муравьев, у сурков, у христианских проповедников и у неверующих учителей нравственности, что полезно для сохранения рода и то называется злом что вредно для него (Кропоткин ПА. Этика Избранные труды. - МС, 293). Вопрос28 Ответ: 1) конкуренция Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность - таковы последовательные шага восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека. Они представляют органическую необходимость несущую в самой себе свое оправдание Русская философия подтверждаемую всем развитием животного мира, начиная с первых его ступеней (в виде колоний простейших животных) и постепенно поднимаясь до высших человеческих обществ. Говоря образным языком, мы имеем здесь всеобщий, мировой закон органической эволюции вследствие чего чувства Взаимопомощи, Справедливости и Нравственности глубоко заложены в человеке со всею силою прирожденных инстинктов причем первый из них, инстинкт Взаимной помощи, очевидно, сильнее всех, а третий, развившийся позднее первых двух, является непостоянным чувством и считается наименее обязательным (Кро- поткин ПА. Этика. - С. Вопрос 29 0твет:3) науке • «Как можно больше науки в поэзии и как можно меньше поэзии в науке (Ткачев П. Н. Соч Вт. Т. 1. - МС. Вопрос Ответ 2) инициативное меньшинство О Неужели вы не понимаете, что революция (в обыденном смысле слова) тем-то и отличается от мирного прогресса, что первую делает меньшинство, а второй - большинство. Оттого первая проходит обыкновенно быстро, бурно, беспорядочно, носит на себе характер урагана, стихийного движения, а второй совершается тихо, медленно, плавно, "с величественной торжественностью, как говорят историки. Насильственная революция тогда только и может иметь место, когда меньшинство не хочет ждать, чтобы большинство само сознало свои потребности, но когда оно решается, так сказать навязать ему это сознание, когда оно старается довести глухое и постоянно присущее народу чувство недовольства своим положением до взрыва (Ткачев П. Н. Соч В 2 т. Т. 2 . - МС. Вопрос Ответ 2) братство • «Равенство предполагает анархию, анархия - свободу но и равенство, и анархия, и свобода, все эти понятия совмещаются водном понятии, водном слове, в слове - братство (Ткачев П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. III. - МС. Вопрос Ответ 3) личность Христа • «Нравственный образец и идеалу меня - Христос. Спрашиваю сжег ли бы он еретиков - Нет. Ну так, значит, сжигание еретиков Ответы, пояснения и приложения есть поступок безнравственный. / Христос ошибался - доказано Это жгучее чувство говорит лучше я останусь с ошибкой, со Христом, чем с вами (Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского- СПб., 1883. - С. 371, 372, 374. - Цит. по Ба- хтин ММ. Проблемы творчества Достоевского. - Киев, 1994. - С. Вопрос Ответ 3) насилием ф Учение о непротивлении злу насилием не есть какой-либо новый закона есть только указание на неправильно допускаемое людьми отступление от закона любви, есть только указание на то, что всякое допущение насилия против ближнего, во имя ли возмездия и предполагаемого избавления себя или ближнего от зла, несовместимо с любовью (Толстой Л. Н. Путь жизни. - XIV. Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви. Христос не говорит подставляйте щеки, страдайте, а он говорит не противьтесь злу, и, чтобы с вами ни было, не противьтесь злу. Слова эти не противься злу или злому, понятые в их прямом значении, были для меня истинно ключом, открывшим мне все. «Я знал, мы все знаем, что смысл христианского учения — в любви к людям. Сказать подставить щеку, любить врагов - это значит выразить сущность христианства. Я знал это с детства, но отчего же я не понимал этих простых слов просто, а искал в них какой-то иносказательный смысл Не противься злому - значит не противиться злому никогда, то есть никогда не делай насилия, то есть такого поступка, который всегда противуположен любви. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другим. Четвертая простая, ясная, исполнимая заповедь говорит никогда силой не противься злому, насилием не отвечай на насилие бьют тебя - терпи, отнимают - отдай, заставляют работать - работай, хотят взять у тебя то, что ты считаешь своим, - отдавай (Толстой Л. Н. В чем моя вера - I, II, Вопрос Ответ 1) Данилевский Вопрос Ответ 1) культурно-исторический тип Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, - для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-ис- торический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к 380 Русская философия историческому развитию и вышло уже из младенчества (Данилев- ский Н. Я. Россия и Европа Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. - МС. Вопрос Ответ 3) политическая независимость Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному куль- турно-историческому тину, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью (Данилевский Н. Я. - С. 91). Вопрос37 Ответ: 2) каждый тип вырабатывает его самостоятельно Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций (Данилевский Н. Я. - С. 91). Вопрос38 Ответ: 4) разнообразие и независимость этнографических элементов ф Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-ис- торическому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия ибо- гатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств (Данилевский Н. Я. - С. Вопрос Ответ 3) период собственно цивилизации Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу (Данилевский Н. Я. - С- А «...Данилевский выделяет четыре периода в развитии культур- но-исторического тина 1) этнографический период, самый длительный, когда заготавливается запас сил для будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессия, народ строит государство как условие независимого самобытного Ответы, пояснения и приложения развития 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу 4) период конца культуры, имеющий две формы апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего апатия отчаяния - достижение народом неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути (Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. - Мн, 2000. - С. 102-103). Вопрос40 Ответ: 3) никакой Ф Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами, во всех сторонах развития (Данилев- ский Н. Я. - С. 109). Вопрос41 Ответ: 3) сравнительный Ф Только химия, физика и наука о духе могут быть науками теоретическими, <...> не может быть теоретической физиологии или анатомии, а только физиология и анатомия сравнительные. Точно тоже относится к наукам филологическим, к историческими, наконец, к общественным. Общественные явления не подлежат никаким особого рода силам, следовательно, и не управляются никакими особыми законами, кроме общих духовных законов. Эти законы действуют особым образом, под влиянием морфологического начала образования обществ но так как эти начала для разных обществ различны, то и возможно только не теоретическое, а лишь сравнительное обществословие и части его политика, политическая экономия и т. д (Данилевский Н. Я. - С. Вопрос Ответ 4) чувство родства ф Родственность есть и пробный камень, и компас в общем деле...» «В отношении сына к отцу, внука к деду и вообще потомка к предку заключается не одно только знание, но и чувство, которое не может ограничиться представлением, мыслью, а требует видения, личного отношения, требует быть лицом к лицу Из эгоистического cogito ergo sum рождается бездушное знание, тогда как из чувствую утраты, из чувства сиротства, рождается стремление к единению, к оживлению, и знание причин неродственности и смерти (Федоров Н. Ф. Сочинения- МС Русская философии Вопрос Ответ 3) существо, которое погребает Человек есть существо, которое погребает - вот самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано Выражение, которым человеку приписывается, как отличительная его черта, то, что он погребает, будет иметь несравненно обширнейший смысл, чем выражение смертный, - оно будет значить воскреситель, потому что кто погребает, тот, следовательно, оживляет воскрешает. Христос есть воскреситель, и христианство есть воскрешение (Федоров Н. Ф. - С. 207, Вопрос Ответ 4) сфинкс Щ По голове - человек, по туловищу - скот и зверь. Соединение скотского и зверского с человеческим есть, конечно, великая загадка (сфинкс), соединение же божеского с человеческим будет разгадкою. Сфинкс - это изображение человеком самого себя в его нынешнем состоянии это соединение двух природ и двух воль (хотений), человеческой и животной. <...> Не человек (те. нечеловеческое как улучшенное животное, как чувственное, превращенное в эстетическое) есть разгадка, а богочеловек как существо познающее и властвующее над природой, т. е. слепой силой, - точнее же, сын человеческий и божий - есть ответ на вопрос, задаваемый сфинксом (Федоров Н. Ф. - С. А Когда Платон дал определение, имевшее большой успех "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено "И с широкими ногтями"» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов- Кн. 6. - 2. Диоген). «Человек - это канат, натянутый между животными сверхчеловеком (Ницше Ф. Соч Вт. Т. 2. - МС. В этом произведении человек превращен в растение, ноне подумайте, что это вымысел в духе Овидия. Сходство растительного и животного царств заставило меня обнаружить в первом из них основные элементы, находящиеся во втором (Ламетри Ж. О. Человек-рас- тение// Ламетри Ж. О. Соч. - МС. Вопрос Ответ) в преображенном, неживотном теле • «Нынешнее наше тело есть произведение наших пороков, личных иродовых Нужно. не только не рождаться, но и сделаться нерож- денным, те. восстановляя из себя тех, от коих рожден сами себя воссоздать в виде существа, в коем все сознается и управляется волею Ответы, пояснения и приложения Такое существо, будучи материальным ничем не отличается отдуха Отсюда сама собою определяется сущность того организма, который мы должны себе выработать. Этот организм есть единство знания и действия; питание этого организма есть сознательно-творческий процесс обращения человеком элементарных, космических веществ в минеральные, йотом растительные и, наконец, живые ткани. Органами этого организма будут те орудия, посредством коих человек будет действовать на условия, от которых зависит жизнь растительная и животная... Органами его сделаются и те способы аэро- и эфиронавтические, помощью коих он будет перемещаться и добывать себе в пространстве вселенной материалы для построения своего организма. <...> Несмотря на такие, по-видимому, изменения, в сущности человек ничем не будет отличаться оттого, что такое он ныне, - он будет тогда больше самим собою, чем теперь чем в настоящее время человек пассивно тем же он будет и тогда, но только активно то, что в нем существует в настоящее время мысленно или в неопределенных лишь стремлениях, только проективно то будет тогда в нем действительно, явно, крылья души сделаются тогда телесными крыльями Бог созидает человека через самого человека Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он сам будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях у всех поколений - от самых древнейших до самых новейших, во всех мирах, как самых отдаленных, таки самых близких, управляемых всеми воскрешенными поколениями, во всех мирах, которые во всей их целости будут предметом художественного дела "всех поколений в их совокупности, как единого художника (Федоров Н. Ф. - С. 119, 402, 405, 493, Вопрос Ответ 4) преодоление розни и смерти Только тов чем может выразиться высшая степень любви и уважения, дает и смысли цель жизни Объединение сынов для воскрешения отцов <...> дает истинную цель и смысл жизни, <...> в нем именно выражен долг сынов человеческих и оно есть результат знания всеми всего, а не сословного знания в нем - в воссоздании, в замене рождения воскрешением, питания творчеством - мы и чаем чистейшего (бессмертного) блаженства, а не комфорта. Смысла вис- тории и быть не может, пока человек не пришел в разум истинный, но если нет смысла, то будут нелепости, и эти нелепости имеют постоянство, повторяемость, те. они будут иметь вид законов статистическая история и констатирует их. Смысла в истории человеческого рода не будет, пока история, как это очевидно, не есть наше действие, не есть произведение нашего совокупного разума и воли, пока она явление бес 384 Русская философия сознательное и невольное Искание смысла есть искание цели, дела -единого общего дела для недонускающих же такового остается или допустить внешнее для насте. трансцендентное существование (это религиозная философия истории, или же сделаться зооморфистами (это секулярная философия истории) <...>; и первое будет трансформизм, эволюционизм, или же развитие, а второе будет учение о культурно- исторических типах или кастах. Только цель дает смысл жизни человеку же нет надобности искать цель жизни, если он сознает себя сыном и смертным, те. сыном умерших отцов Задача, цель жизни - воскрешение иначе жизнь (история) была бы бесцельною Нужно сближение, воссоединение со всеми в этом путь спасения для Гамлетов и им подобных, этих верных исполнителей философской заповеди познавания самого себя, познавания вечного, безвыходного, приводящего к трем философским добродетелям сомнению - матери философии, вместо веры, и к плодам ее отчаянию, вместо надежды, и бесстрастию, или равнодушию, покою, бездействию, вместо любви (Федоров Н. Ф. - С. 79, 90-91, 197, 202, 206). Вопрос47 Ответ: 2) осознание виновности своего рождения • «Если откровение со стороны Бога есть откровение совершенства и указание на долг, на то, что должно быть, то сознание своей виновности есть открытие человеком своего неподобия Богу. Сознание, что рождение наше стоит жизни отцам, что мы вытесняем их, есть сознание нашей виновности. Если у наших сынов и есть еще любовь к отцам, то эта любовь без знания и силы и не может предохранить отцов от смерти. Долг, следовательно, возникает не из займа только, но и из греха, преступления ибо каждое поколение, рождаясь, тем самым наносит смерть своим родителями потому долг есть вместе и повинность Оплаченный долг есть возвращение жизни своим родителям, т. е. долга своим кредиторами через то - свободы себе (Федоров Н. Ф. -С. 142, Вопрос Ответ 3) всеединство А Философский дар Соловьева проявлялся у него изначально, и первой, исконной формой проявления было видение вещей и явлений, всей целокупности бытия под знаком всеобщего единства всеединства. Эта древнейшая философема возникает у него уже в самом раннем сочинении - Мифологический процесс в древнем язычестве. Наряду с мистическим мотивом Софии философская интуиция всеединства есть первоэлемент творческой личности Соловьева, ее питающий корень и исток Но всеединство далеко не было его открытием, не было новым руслом и обладай он лишь этим питающим истоком, он был бы Ответы, пояснения и приложения обреченна философские повторения. Аналогично будь таким истоком одна София, он находился бы в истории мысли там же, где в ней Гих- тель и Готфрид Арнольд. То, что создало философский феномен Соло- вьева, есть соединение его двух истоков встреча Софии и всеединства» (Хоружий С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя // Журнал Московской Патриархии. - 2000. - № Всеединство, те. единство всего, принимается в двух главных смыслах отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том, что общее всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это общее является различным так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма - самораскрывающаяся логическая идея итак далее. Во втором, положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как в отношение всеобъемлющего духовно-органического целого к живым членами элементам, в нем находящимся. Эта мысль также принимает определенные видоизменения в различных метафизических системах (Соловьев В. С. Философский словарь). |