Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос7 Ответ: 1) беспристрастный суд совести

  • Вопрос Ответ 2) Герцен

  • Вопрос20 Ответ: 3) наслаждение

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница35 из 43
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43
    I
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 1) осуществление своего предназначения, неведомою нам
    Ш Что такое абсолютное благо Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению вот все, что мы о нем знаем. Движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия - вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы - большего мы никогда не добьемся (Чаадаев ПЯТ- С. 349-350).
    Вопрос7
    Ответ: 1) беспристрастный суд совести
    • «Я считаю наше положение счастливым, если только мы сумеем правильно оценить его я думаю, что большое преимущество - иметь возможность созерцать и судить мир со всей высоты мысли, свободной от необузданных страстей и жалких корыстей, которые в других мостах мутят взор человека и извращают его суждения. Больше того у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество. Я часто говорили охотно повторяю мы, так сказать, самой природой вещей предназначены быть настоящим совестным судом но многим тяжбам, которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества (Чаадаев ПЯТ- С. 534).
    Вопрос8
    Ответ: 1) единство человека совсем миром Предельной точкой нашего прогресса только и может быть полное слияние нашей природы с природой всего мира, <...> только таким образом может наш дух вознестись к полному совершенству, а это и есть подлинное выражение высшего разума. Назначение человека состоит в разрушении своего отдельного существования ив замене его существованием совершенно социальным, или безличным. Великое действие слияния души различных нравственных сил мира в одну душу, в единую силу. Это слияние - все предназначение христианства (Чаадаев ПЯТ- С. 363, 417, Вопрос Ответ 2) истину
    • «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное - это любовь к игтине. Любовь к отечеству рождает Зак Ш

    370 Русская философия
    героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества.
    Любовь к родине разделяет народы, воспитывает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к
    Божеству. Не чрез родину, а чрез истину ведет путь на небо (Чаада- ев ПЯТ- С. Вопрос Ответ 4) Хомяков

    А Наиболее известные представители славянофильства И. Си К. С. Аксаковы, ДА. Валуев, ИВ. и П. В. Киреевские, АИ. Коше- лев, Ю. Ф. Самарин, АС. Хомяков, В. А. Черкасский и др.
    ф Славянофильство создано коллективными усилиями. Нов этом коллективном, сверхиндивидуальном деле Хомякову принадлежит центральное место то был самый сильный, самый многосторонний, самый активный, диалектически наиболее вооруженный человек школы. И. Киреевский был романтиком славянофильской школы, натурой созерцательной, тихой и мистической, не воинственной, не плодовитой.
    Хомяков - натура наиболее реалистическая в славянофильстве и вместе стем воинственная, боевая, с сильной диалектикой, с талантом полемиста. Они дополняли друг друга. Но если видеть в христианстве душу славянофильства, то первенство нужно будет признать за Хомяковым»
    (Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков // Хомяков АС. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев. Собр. соч. Т. V] -Париж, 1997. - Гл. Вопрос Ответ 4) соборность

    • «Все своеобразие гносеологии Хомякова в том, что он утверждает соборную то есть церковную, гносеологию. Сущее дано лишь соборному, церковному сознанию. Индивидуальное сознание бессильно постигнуть истину. Самоутверждение индивидуального сознания всегда есть вместе стем рассечение целостной жизни духа, отщепление субъекта от объекта. Целостный дух, который только и стяжает высший Разум,
    всегда связан с соборностью Особенно нужно настаивать на том,
    что соборность, общение в любви, не было для Хомякова философской
    идеей, заимствованной у западной мысли, а было религиозным фактом,
    взятым из живого опыта восточной Церкви Только памятуя об этом,
    можно понять славянофильскую философию Соборность ничего общего не имеет с сознанием вообще, со «сверхиндивидуальным субъектом»
    и тому подобными кабинетными измышлениями философов, соборность взята из бытия, из жизни, а не из головы, не из книг. Соборное общение в любви и есть онтологическая предпосылка гносеологии Хомякова.
    Вся его гносеология покоится на этом факте бытия, а не научении о
    Ответы, пояснения и приложения бытии. Касание сущего, интуиция сущего возможны лишь в целостной жизни духа, в соборном общении (Бердяев Н. Алексей Степанович
    Хомяков. - Гл. Слово собор, по Хомякову,] выражает идею собрания, необязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве (Хомяков АС. Соч Вт. Т. 2. - МС. Вопрос Ответ 1) Герцен

    А Виднейшие представители западничества П. В. Анненков,
    В. Г. Белинский, В. П. Боткин, АИ. Герцен, Т. Н. Грановский,
    К. Д. Кавелин, МН. Катков, Н. П. Огарев, И. И. Панаев, И. С. Тур- генев и др.
    Вопрос Ответ 2) Герцен
    • «В крепостной России х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя алгебру революции. Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом... Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. - С. Вопрос Ответ 3) Гегеля
    9 Философия Гегеля - алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя (Герцен АИ. Соч В 2 т.
    Т. 2. - МС, Вопрос Ответ 4) идея свободы личности
    • «Белинский и его друзья не противопоставили славянофилам ни доктрины, ни исключительной системы, а лишь. безграничную любовь к свободе мысли и такую же сильную ненависть ко всему, что ей препятствует к власти, насилию или вере. Им казалось, что одной из наиболее важных причин рабства, в котором обреталась Россия, был недостаток личной независимости отсюда - полное отсутствие уважения к человеку со стороны правительства и отсутствие оппозиции со стороны отдельных лиц отсюда - цинизм власти и долготерпение

    372 Русская философия
    народа». Ненавидя, как и мы, настоящее России, славянофилы хотели позаимствовать у прошлого путы. Они смешивали идею свободной личности с идеей узкого эгоизма они принимали ее за европейскую,
    западную идею и, чтобы смешать нас со слепыми поклонниками западного просвещения, постоянно рисовали нам страшную картину европейского разложения, маразма народов, бессилия революций и близящегося мрачного рокового кризиса. Все это было верно, но они забыли назвать тех, от кого узнали эти истины. Что. делали славянофилы?
    Они проповедовали покорность - эту первую из добродетелей в глазах греческой церкви, эту основу московского царизма. Они проповедовали презрение к Западу, который один еще мог осветить омут русской жизни наконец, они превозносили прошлое, а от него, напротив, нужно было избавиться ради будущего, отныне ставшего общим для Востока и
    Запада» (Герцен АИ. Т. 2. - С. 145, 147, Вопрос Ответ 2) рационализм
    • «Есть два способа исследования истины priori и posteriori, то есть из чистого разума и из опыта. Много было споров о преимуществе того и другого способа, и даже теперь нет никакой возможности примирить эти две враждующие стороны. Одни говорят, что познание, для того,
    чтоб было верным, должно выходить из самого разума, как источника нашего сознания, следовательно, должно быть субъективно, потому что все сущее имеет значение только в нашем сознании и не существует само для себя другие думают, что сознание тогда только верно, когда выведено из фактов, явлений, основано на опыте. Для первых существует одно сознание, и реальность заключается только в разуме, а все остальное бездушно, мертво и бессмысленно само но себе, без отношения к сознанию словом, у них разум есть царь, законодатель, сила творческая, которая дает жизнь и значение несуществующему и мертвому.
    Для вторых реальное заключается в вещах, фактах, в явлениях природы, а разум есть нечто иное, как поденщик, раб мертвой действительности, принимающий от ней законы и изменяющийся по ее прихоти,
    следовательно, мечта, призрак. <...> Непрочность первоначальных философских систем, выведенных из чистого разума, заключается совсем не в том, что они были основаны не на опыте, а напротив, в их зависимости от опыта, потому что младенческий ум берет всегда за основной закон своего умозрения не идею, в нем самом лежащую, а какое-нибудь явление природы и, следовательно, выводит идеи из фактов, а не факты из идей. Факты и явления не существуют сами по себе они все заключаются в нас. <...> Внешние предметы только дают толчок нашему я и возбуждают в нем понятия, которые оно придает им. Мы этим отнюдь не хотим отвергнуть необходимости изучения фактов напротив, допускаем вполне необходимость этого изучения только стем вме-
    Ответы, пояснения и приложения 373
    сте хотим сказать, что это изучение должно быть чисто умозрительное и что факты должно объяснять мыслию, а не мысли выводить из фактов (Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. - МС) Вопрос Ответ 3) революционное насилие
    • «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность Отрицание - мой бог. В истории мои герои - разрушители старого. И настанет время - я горячо верю этому, - настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе казни, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть;
    когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувство, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать неволе, а одной любви. <...> Не будет богатых, не будет бедных,
    ни царей и подданных, но будут братья, будут люди. И это сделается через социальность И потому нет ничего выше и благороднее, как способствовать ее развитию и ходу. Но смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов. «Я
    теперь забился в одну идею, которая поглотила и пожрала меня всего.
    Ты знаешь, что мне не суждено попадать в центр истины, откуда в равном расстоянии видны все крайние точки ее круга, нет, я как-то всегда очутюсь на самом краю. <...> Во мне развилась какая-то дикая,
    бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести. <...> Поняли кровавую любовь Марата к свободе, его кровавую ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется,
    огнем и мечом истребил бы остальную Итак, я теперь в новой крайности, - это идея социализма которая стала для меня идеею идей,
    бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопроса. Она (для меня)
    поглотила и историю, и религию, и философию (Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. - С. 139-140, Вопрос Ответ 2) антропологический
    • «Но мы едва не забыли, что до сих пор остается не объяснено слово "антропологический" в заглавии наших статей что это за вещь

    374 Русская философия
    "антропологический принцип в нравственных науках Что за вещь этот принцип, читатель видел из характера самих статей принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног исключительно, или если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи совсем организмом. Кажется, это требование очень простое,
    а между тем только в последнее время стали понимать всю его важность и исполнять его мыслители, занимающиеся нравственными науками, аи то далеко не все, а только некоторые, очень немногие из них, между тем как большинство сословия ученых, всегда держащееся рутины, как большинство всякого сословия продолжает работать по прежнему фантастическому способу ненатурального дробления человека на разные половины, происходящие из разных натур. Антропология - это такая наука,
    которая о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая часть его происходит в человеческом организме, что этот организм служит материалом, производящим рассматриваемые ею феномены, что качества феноменов обусловливаются свойствами материала, а законы, по которым возникают феномены, есть только особенные частные случаи действия законов природы. Естественные науки еще не дошли до того, чтобы подвести все эти законы под один общий закон, соединить все частные формулы в одну всеобъемлющую формулу (Чернышевский Н. Г. Соч.:
    В 2 т. Т. 2. - МС, Вопрос Ответ 2) развитие знаний
    • «Прогресс основывается на умственном развитии коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс ив этих сторонах. Например, развивается математика, от этого развивается и прикладная механика от развития прикладной механики совершенствуются всякие фабрикации, мастерства и т. д.
    Развивается химия от этого развивается технология от развития технологии всякое техническое дело идет лучше прежнего. Разработывает- ся историческое знание от этого уменьшаются фальшивые понятия,
    мешающие людям устроивать свою общественную жизнь, иона устро- ивается успешнее прежнего. Наконец всякий умственный труд развивает умственные силы человека, и чем больше людей в стране выучивается читать, получает привычку и охоту читать книги, чем больше в стране становится людей грамотных, просвещенных, тем больше стано-
    Ответы, пояснения и приложения 375
    вится в ней число людей, способных порядочно вести дела, какие бы тони было- значит, улучшается и ход всяких сторон жизни в стране.
    Стало быть, основная сила прогресса - наука, успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний.
    Вот что такое прогресс - результат знания. <...> Какая же тут может быть польза для прогресса, то есть для знания, когда люди сколько- нибудь образованные заменяются людьми, еще не вышедшими из животного состояния Какая польза для успеха в знаниях, если власть из рук людей сколько-нибудь развитых, переходит в руки невежд, незнанию и неразвитости которых нет никакого предела (Чернышев- ский Н. Г. Т. 2. - С. 251-252.)
    Вопрос20
    Ответ: 3) наслаждение
    • «Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. Но источники, из которых получаются нами наслаждения, бывают двух родов к одному роду принадлежат мимолетные обстоятельства, независящие от нас или если и зависящие, то проходящие без всякого прочного результата к другому роду относятся факты и состояния, находящиеся в нас самих прочным образом или вне нас, но постоянно при нас долгое время. Из того, что добром называются очень прочные источники долговременных, постоянных, очень многочисленных наслаждений,
    сама собою объясняется важность, приписываемая добру всеми рассудительными людьми, говорившими о человеческих делах. Если мы думаем,
    что добро выше пользы, мы скажем только очень большая польза выше не очень большой пользы, - мы скажем только математическую истину, вроде того, что 100 больше 2, что на олеандре бывает больше цветов,
    чем на фиалке (Чернышевский Н. Г. Т. 2. - С. 222, Вопрос Ответ 4) разумный эгоизм
    • «...Вообще надобно бывает только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе их все-таки лежит та же мысль о собственной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом (Чернышевский Н. Г. Т. 2. - Вопрос Ответ 1) жизнь
    ф Красота статуи не может быть выше красоты живого индивидуального человека, потому что снимок не может быть прекраснее оригинала. Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к явлениям жизни, рассмотреть

    376 Русская философия
    справедливость господствующею мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в объективной действительности и осуществляется только искусством. <...> Исследование вопроса о сущности прекрасного привело автора к убеждению, что прекрасное есть - жизнь 2) Истинное определение прекрасного таково "прекрасное есть жизнь прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает прекрасный предмет - тот предмет, который напоминает ему о жизни. <...> 9) Действительность не только живее, но и совершеннее фантазии. Образы фантазии - только бледная и почти всегда неудачная переделка действительности 12) Искусство рождается вовсе не от потребности человека восполнить недостатки прекрасного в действительности (Чернышев- ский Н. Г. Т. 1. - С. 131-132, 170-172).
    Вопрос23
    Ответ: 3) солидарность и свобода Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества Оба эти закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого,
    составляют сущность человечности. Таким образом, свобода не есть отрицание солидарности, наоборот, она представляет собою развитие и,
    если можно так сказать, очеловечение последней (Бакунин // Антология мировой философии Вт. Т. 4. - МС. Вопрос Ответ 1) государство

    • «Необходимо уничтожение государства, государства, которое с благословения церкви имеет своим назначением одно лишь узаконение,
    укрепление и охранение господства высших классов и эксплуатацию труда народного на пользу богачей. Поэтому необходима реорганизация общества снизу вверх путем свободного основания ассоциаций и федераций производственных и сельскохозяйственных, научных и художественных И я не колеблюсь сказать, что государство есть зло, но зло,
    исторически необходимое. Государство вовсе не однозначаще с обществом, оно есть лишь историческая форма, столь же грубая, как и отвлеченная. Оно исторически возникло во всех странах от союза насилия,
    опустошения и грабежа (Бакунин. Т. 4. - С. 357-358, Вопрос Ответ 4) революгщя
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43


    написать администратору сайта