Главная страница

Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


Скачать 2.24 Mb.
НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
АнкорТест Демидов История филос.pdf
Дата04.05.2017
Размер2.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
ТипДокументы
#6921
страница37 из 43
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   43
Вопрос Ответ 1) все
• «...Единственным возможным ответом на вопрос что есть Бог,
является уже известный нам, именно, что Бог есть все, те. что все в положительном смысле или единство всех составляет собственное содержание, предмет или объективную сущность Бога и что бытие, действительное бытие Божие есть утверждение или положение этого содержания, этой сущности, а в ней и самого полагающего, или сущего»
(Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч. -МС. Вопрос Ответ 4) тело Божие

А = душа мира, = идеальное человечество
• «Это индивидуальное существо, или осуществленное выражение безусловно-сущего Бога, и есть Христос. / Во всяком организме мы имеем необходимо два единства <...> единство производящее и единство произведенное. / В божественном организме Христа действующее единящее начало. есть Слово, или Логос. / Единство второго вида,
единство произведенное, в христианской теософии носит название Софии. Если в абсолютном вообще мы различаем его как такого, то есть как безусловно-сущего, от его содержания, сущности или идеи, то прямое выражение первого мы найдем в Логосе, а второй - в Софии,
которая, таким образом, есть выраженная, осуществленная идея София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом бо-

386 Русская философия
жественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос, и София. Если в божественном существе - в Христе первое, или производящее, единство есть собственно Божество - Бог как действующая сила, или Логос, и если, таким образом, в этом первом единстве мы имеем Христа как собственное божественное существо, то второе, произведенное единство, которому мы дали мистическое имя Софии, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек. <...> / Итак, София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе. Это второе произведенное единство, противостоящее первоначальному единству божественного Логоса,
есть, как мы знаем, душа мира, или идеальное человечество (София),
которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души. Представляя собою реализацию Божественного начала, будучи его образом и подобием, первообразное человечество, или душа мира,
есть вместе и единое и все она занимает посредствующее место между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание ее жизни, и безусловным единством Божества, представляющим идеальное начало и норму этой жизни. Как живое средоточие или душа всех тварей и вместе стем реальная форма Божества - сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия причастная единству Божию и вместе стем обнимая всю множественность живых душ, все единое человечество, или душа мира, есть существо двойственное;
заключая в себе и божественное начало и тварное бытие Поскольку она воспринимает в себя Божественного Логоса и определяется им, душа мира есть человечество - божественное человечество Христа - тело
Христово, или София. Слово, ставшее плотью, или тело Христово,
София...» (Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. - С. 110, 115,
131, 132, Вопрос Ответ 1) связующее звено

между божественными природным миром Это связующее звено между божественными природным миром есть человек Человек, в сознании своем имея способность постигать разум или внутреннюю связь и смысл (kbyoq) всего существующего, является в идее как все ив этом смысле есть второе всееди- ное, образ и подобие Божие. В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием,
проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность- устроителем и организатором вселенной (Соловьев В. С. Соч. - С. 114, 140).
Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) реализация идеального всеединства
ф Постепенная реализация идеального всеединства составляет смысли цель мирового процесса. Первоначально мировая душа совершенно не знает всеединства, она стремится к нему бессознательно,
как слепая сила, она стремится к нему как к чему-то другому содержание этого другого для насесть нечто совершенно чуждое и неведомое, и если бы это содержание, те. всеединство, во всей своей полноте было разом сообщено или передано ей, то это для нее явилось бы только как внешний факт, как что-то роковое и насильственное а для того чтобы иметь его как свободную идею, она должна сама усвоивать или овладевать им, те. от своей неопределенности и пустоты переходить все к более и более полным определениям всеединства. Таково общее основание мирового процесса (Соловьев В. С. Соч. - С. Вопрос Ответ 3) нарушение солидарности и равновесия частей и целого
• «Всякое зло может быть сведено к нарушению взаимной солидарности и равновесия частей и целого и к тому же в сущности сводится всякая ложь и всякое безобразие (Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Соч. - С. Вопрос Ответ 4) проблему человека
• «В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поэтому моя философия в высшей степени антропологична.
Поставить проблему человека - это значит в тоже время поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории. Основной проблемой философии является проблема человека (Бердяев НА. Мое философское миросозерцание // НА. Бердяев: pro et contra. Антология.
Кн. 1. - СПб, 1994. - С. 23, Вопрос Ответ 3) свобода первична, бытие вторично
• «Исходная точка моего мировоззрения есть примат свободы над бытием. Это придает философии динамический характер и объясняет источник зла, также как и возможность творчества в мире чего-то нового. Свобода не может детерминироваться бытием, свобода не определяется даже Богом. Она укоренена в небытии. Бытие открывается через субъекта не через объект. Поэтому философия с необходимостью антроиологична и антропоцентрична. Экзистенциальная философия является познанием смысла бытия через субъект. Субъект зкзистен-

388 Русская философия
ционален. В объекте, напротив, внутреннее существование закрывается В этом смысле философия субъективна, а необъективна. Она основана на духовном опыте (Бердяев НА. Мое философское миросозерцание- С. Вопрос Ответ 4) творчество
• «Проблема творчества занимает центральное место в моем мировоззрении. Человек был создан для того, чтобы стать в свою очередь творцом. Он призван к творческой работе в мире, он продолжает творение мира. Смысли цель его жизни не сводятся к спасению. Творчество всегда есть переход от небытия к бытию, те. творение из ничего.
Творчество из ничего есть творчество из свободы. Однако в отличие от
Бога человек нуждается в материале, для того чтобы творить, ив творчество включается элемент, проистекающий из свободы человека. В своем истоке творчество есть взлет, победа над тяжестью мира. Нов результатах, продуктах творчества, обнаруживается тяга книзу. Вместо нового бытия создаются книги, статуи, картины, социальные институты,
машины, культурные ценности. Трагедия творчества состоит в несоответствии творческого замысла сего осуществлением. Творчество представляет собой полную противоположность эволюции. Эволюция есть детерминизм, следствие. Творчество же есть свобода (Бердяев Н. А.
Мое философское миросозерцание. - С. Вопрос Ответ 3) персоналистический социализм
• «Фундаментальной проблемой является проблема отношений между личностью и обществом. Общество представляет собой объективацию человеческих отношений. В обществе я может остаться одинокими не встретиться с ты. Для социологии личность есть ничтожная часть, подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии, напротив, общество является частью личности, ее социальной стороной. В
личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом. Человек принадлежит двум сферам царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и свобода человека. Таким образом, существуют пределы власти государства и общества над человеком. Общество не есть организм. Реальность общества онределяется реальностью человеческого общения. Объективированное общество, подавляющее личность, возникает из разобщения людей, из их греховного эгоцентризма. В таком обществе существует коммуникация между людьми, нонет общения. Высшим типом общества является общество,
в котором объединены принцип личности и принцип общности. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом. В таком обществе за каждой человеческой личностью была бы при
Ответы, пояснения и приложения 389
знана абсолютная ценность и высочайшее достоинство как существа,
призванного к вечной жизни, тогда как социальная организация обеспечивала бы каждому возможность достижения полноты жизни. Необходимо стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей (Бердяев НА. Мое философское миросозерцание. - С. Вопрос Ответ 1) этика власти Основой этики является персонализм. Нравственные суждения и акты всегда личностны и индивидуальны, они не могут определяться понятиями и выбором коллектива или общества. Различение между добром излом есть последствие грехопадения. Райское существование находится выше добра и зла. Существуют три вида этики:
этика закона, этика искупления и этика творчества. Этика закона наиболее распространена среди греховного человечества. Этика закона есть этика социальной обыденности, она основана на подчинении человека нормам, для нее не существует человеческой индивидуальности. У нее человек для субботы. Однако добрые, которые соблюдают закон, оказывались часто злыми. В этой этике господствует идея абстрактного добра. Этика закона нашла свое крайнее выражение в фарисействе. Это нормативная этика. Этика искупления исходит из живого человеческого существа, а не из абстрактной идеи добра. Этика творчества основана на творческих дарованиях человека. Творческий акт имеет нравственное значение, и нравственный акт есть творческий акт. Истинный нравственный акт уникален, он не может повториться.
Нравственный акт есть невыполнение закона, нормы, а творческая новизна в мире. Всякий творческий акт имеет нравственное значение,
будь то творчество познавательных или эстетических ценностей. Этика связана с эсхатологической проблемой, проблемой смерти и бессмертия, ада и неба. Ад находится в субъективном, а не в объективном, ион остается во времени, в бесконечном времени, не переходит в вечность.
Онтология вечного ада невозможна (Бердяев НА. Мое философское миросозерцание. - С. Вопрос Ответ 1) интуитивизм
• «Лосский называет свою теорию познания интуитивизмом Этим словом он обозначает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания (Лосский НО. История русской философии. - Гл. XVIII, 1).
Русская философия
Вопрос Ответ 3) непосредственное восприятие чужого бытия «Трансцендирование каждого деятеля за пределы себя, охватывающее всех других деятелей и их проявления, не есть еще сознание внешнего мира, но оно есть важное условие для развития такого сознания и потому может быть названо предсозпапием... Благодаря этому строению бытия, на высших ступенях развития жизни возможно возникновение сознания и знания, в теоретической деятельности возможна интуиция те. акт непосредственного созерцания и опознания чужого бытия, а в практической жизни, в жизни чувства и воли возможна симпатия и любовь те. принятие к сердцу чужих переживаний в подлиннике и борьба за них, как если бы они были нашими собственными (но отсюда также возникает возможность и той глубокой антипатии и ненависти, которые направляются непосредственно против самых корней жизни другого существа. На низших ступенях это практическое отношение выражается в элементарном психоидном приятии или неприятии чужого бытия, которое можно назвать предчувствомь.
«...Каждое лицо способно сознавать и познавать в подлиннике (не виде копии или символа и т. пне только свои душевные состояния, но и состояния всех других лиц. Такое непосредственное восприятие не только своей, но и чужой жизни я называю словом интуиция (Лосский Н. О.
Бог и мировое зло. - МС, Вопрос Ответ 2) полнота бытия

• «Конечная цель жизни всякой личности - абсолютная полнота бытия. Первое и основное условие реализации этой цели состоит в участии тварной личности в совершенной полноте жизни самого господа
Бога. <...> Эта полнота достигается приобщением к божественной благости посредством собственного личного творчества, свободного от всякого налета эгоизма и посвященного созданию абсолютных ценностей - моральной добродетели, красоты и истины (Лосский НО. История русской философии. - Гл. XVIII, 1). Конечная цель всех существ есть абсолютная полнота бытия, которая может быть не иначе как соборною (Лосский НО. Боги мировое зло. - С. Вопрос Ответ 2) непостижимое
ф Начало непостижимого.мы пытаемся проследить в трех слоях бытия 1) в окружающем нас мире или - шире говоря - в том, что предстоит нам как предметное бытие и что нам надлежит проследить в самых его корнях и основах 2) в нашем собственном бытии - как оно, с одной стороны, обнаруживается как внутренняя жизнь каждого
Ответы, пояснения и приложения из нас и как оно, с другой стороны, проявляется в отношении к внутренней жизни других людей и к более глубоколежащей «духовной»
основе нашей душевной жизни, ив том слое реальности, который в качестве первоосновы и всеединства как-то объединяет и обосновывает оба эти различные и разнородные мира Всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем и
за что мы его принимаем - более того есть нечто большее и иное,
чем все, что мы когда-либо сможем о нем узнать а что оно подлинно есть во всей своей полноте и глубине - это и остается для нас непостижимым. То, что есть источники первооснова всего нашего знания, само но себе, в своем собственном существе есть нечто несказанное и непостижимое (неизъяснимое) - ипритом не вследствие слабости или ограниченности наших познавательных способностей, а по самому своему существу. Реальность, которая через свое причастие иррациональному, трансдефинитному имеет характер конкретности, теме- талогического единства, именно поэтому - по самому своему существу, а не только по слабости нашей познавательной способности - есть то, о чем мы уже говорили выше нечто большее и иное, чем все,
что мы можем познать в пей (Франк С. Л. Соч. - МС, Вопрос Ответ 4) человек есть существо,
укорененное в сверхчеловеческой почве Своеобразие человека в томи состоит, что он есть больше, чем что он есть. Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого - таково самое точное определение человека, усматривающее своеобразный признак, которым человек отделяется от всех других существ на свете. Истинный человек есть нечто большее,
чем только человек. Можно сказать, что человечное в человеке есть именно

его богочеловечиость» (Франк С. Л. Духовные основы общества. МС «Человечно в человеке нечисто человеческое,
а именно богочеловеческое его существо. <...> Человек есть существо,
укорененное в сверхчеловеческой почве, - таково единственное значимое определение существа человека (Франк С. Л. Соч. - С. Человек есть именно образ и подобие Божие и не может быть превращен в вещь или в механическую силу, действующую только под ударом или давлением извне. Всякая попытка парализовать индивидуальную волю, поскольку она вообще осуществима, приводит к потере человеком своего существа, как образа Божия, тем самым ведет к параличу и омертвению жизни, к гибели общества, вместе с человеком. Всякий деспотизм может вообще существовать, лишь поскольку он частичен, и со своей стороны опирается на свободную волю. Вот почему социализм в своем основном социально-философском замысле - заменить

392 Русская философия
целиком индивидуальную волю, волей коллективной, как бы отменить самое бытие индивидуальной личносш, поставить на его место бытие
«коллектива», общественного целого, как бы слепить или склеить монады водно сплошное тесто массы - есть бессмысленная идея, нарушающая основной, неустранимый принцип общественности и могущая привести только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной мечте, что человек ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства, своей материальной жизни, способен добровольно отказаться от своей свободы, от своего я и стать целиком и без остатка винтом общественной машины, безличной средой действия общих сил. Человек есть сын Божий, существо, родственное Богу и укорененное в Нем его жизнь в последней, глубочайшей своей основе утверждена в Боге, как и Бог живет в нем (Франк С. Л.
Религиозные основы общественности // Путь. - 1925. - № 1. -С. 14, Вопрос Ответ) непостижимое, сверхрациональное,

свободное существо человека
О Личность есть непостижимое, сверхрациональное, нив какие внешние рамки не укладывающееся, свободно-спонтанное существо человека- тот глубочайший корень души, который сам человек сознает как некую абсолютно ценную, несказанную и непередаваемую тайну и подлинную реальность своего "я. Христианская мораль учит, что человеческая личность как таковая вообще не подлежит человеческому суду,
выходит за его пределы людям и дано и необходимо судить человеческие поступки но сама личность человека - единственная сфера осуществления истинного добра и зла - неподсудна никому кроме
себя самой и Бога будучи чадом Божиим», как бы посланником и представителем иного мира, Царства Божия, в этом мире, она экстеррито- риальна в отношении всего мира. Личность есть нечто более глубокое и ценное, чем всякая мораль (Франк С. Л. Духовные основы общества- С. 302, 304, 305). Непостижимое и непонятное в нас - все, чем мы в направлении вверх или вниз не совпадаем с уровнем того, что зовется "нормальным человеком, - составляет, собственно говоря, наше подлинное существо. Сама по себе, вне связи с предметными суждениями о других, любовь не ослепляет, а впервые открывает глаза, делает зрячим А именно, впервые открывая нам ты в его реальном глубинном средоточии - ты как личность, - любовь тем самым впервые делает нас доступными откровению святыни личности- святыни, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном, озверелом человеке. «То,
что мы называем в человеке личностью есть, как мы видели (гл. VII,
4), единство его субъективной, внутренне беспочвенной и безосновной
Ответы, пояснения и приложения самости с объективностью значимого в себе духовного бытия - форма человеческого бытия в его необходимом трансцендировании вовнутрь,
вглубь, в запредельную ему глубинную гферу реальности»
(Франк С. Л. Соч. - С. 191, 375, Вопрос Ответ 2) разумное осуществление жизни

Ср.: Последняя цель общественной жизни, как и человеческой жизни вообще, одна - осуществление самой жизни во всей всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии и свободе ее божественной первоосновы,
во всем, что есть в жизни истинно-сущего. Из этой общей цели общественной жизни вытекает иерархическая структура тех отдельных начал,
которые в своей совместности ее выражают. Наиболее общими и первичными из таких начал является триединство начал служения, солидарности и свободы. Смысл" есть разумное осуществление жизни, а не ход заведенных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего Я, анаше Я немыслимо вне свободы, ибо свобода, спонтанность требуют возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает, что не все идет гладко само собой»,
что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград. Эмпирическая бессмыслица жизни, с которой должен бороться человек, против которой он должен в максимальной мере напрягать свою волю к подвигу, свою веру в реальность Смысла, не только не препятствует осуществлению Смысла жизни, но загадочным, до конца не вполне постижимыми все же опытно понятным нам образом есть само необходимое условие его осуществления. Бессмысленность жизни нужна, как преграда, требующая преодоления, ибо без преодоления и творческого усилия нет реального обнаружения свободы, а без свободы все становится безличными безжизненны так что без нее не было бы ни осуществления нашей жизни самого моего Я, ни осуществления самой его
жизни, в ее последней, подлинной глубине. Смысл жизни" нельзя,
так сказать найти в готовом виде раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления. Ибо смысл жизни не дан - он задан Жизнь же есть действенность,
творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин. Если бы мы могли найти вне нас готовый смысл жизни, он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас мысами своею жизнью должны являть его. Найти смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения, более того, для его осуществления. Искание смысла жизни есть, таким образом, собственно осмысление жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действенности не только не мог бы быть найден, нов эмшри-

394 Русская философия
ческой жизни и не существовал бы (Франк С. Л. Духовные основы общества. - С. 107, 196, 197, Вопрос Ответ 4) панпсихизму
• «Я не только материалист, но и наннсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует. Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях, может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя в зачатке (потенциально)
жива» (Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Русский космизм:
Антология философской мысли. - МС. Вопрос Ответ 2) вопрос пока неразрешим, но может быть решен позже
• [Циолковский] Эти вопросы зачем все это Если мы задали себе вопрос такого рода, значит мы непросто животные, а люди с мозгом, в котором есть непросто сеченовские рефлексы и павловские слюни,
а нечто другое, иное, совсем непохожее ни на рефлексы, ни на слюни Зачем существует мир, Вселенная Космос Зачем Зачем Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики - это дело нашего дня, а вот ночью мы живем другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос - просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят - даже преступно. Согласен с такой трактовкой. Ну, а если он, этот вопрос, все же задастся...
Что тогда делать Отступать, зарываться в подушки, опьянять себя,
ослеплять себя Только они, эти умнейшие люди, не объяснили, почему он ненаучен. Я подумал так всякий вопрос может быть научным,
если на него рано или поздно будет дан ответ. Да. чтобы ответить на этот вопрос почему - человек должен быть вооружен знаниями до зубов, иначе он не сможет дать исчерпывающего ответа. Я поделился с вами, Александр Леонидович, своими сокровенными мыслями, которые нельзя опубликовать, ибо еще не пришло время для их восприятия.
Я даже не записываю их. Для чего (Чижевский А. Л. Теория космических эр // Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. - Тула, Вопрос Ответ 3) принцип разумного эгоизма
• «В сущности, основанием всех наших поступков всегда будет любовь к самому себе. <...> Конечно, это разумно, ив душе каждый придерживается такого основания. <...> В сущности, каждое существо начинено себялюбием. Нельзя осуждать это желание себе величайшего
Ответы, пояснения и приложения возможного добра. Лицемерно сущее гво может не заботиться о себе, а в тайнике своего мозга он всегда эгоист. В этих стремлениях и заключается истинное себялюбие. Короче, оно в том, в таких наших поступках, при которых всякому атому Вселенной было бы только хорошо»
(Циолковский К. Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие. -М, 1992). Во Вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то,
что ведет к вечному благосостоянию каждого атома. Разум есть высший
или истинный эгоизм (Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. -С. Вопрос Ответ 4) счастье для каждого атома вселенной
• «Надо всем стремиться к тому, чтобы не было несовершенных существ, например насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т. п. Они не должны давать потомства. Так безболезненно,
в возможном счастье, они угаснут. / Не должно быть в мире несознательных животных, но и их нужно не убивать, а изоляцией половили другими безболезненными способами останавливать их размножение / Когда ни на суше, нив океанах, нив воздухе не будет страданий, тони один атом, блуждающий на Земле или в небесах, не может попасть в дурной организм и восприять его страдания на Земле. В этих стремлениях и заключается истинное себялюбие. Короче, оно в том, в таких наших поступках, при которых всякому атому Вселенной было бы только хорошо. Счастье Вселенной есть счастье атома и обратно счастье атома, те. мое счастье, зависит от счастья Вселенной.
Если атом может попасть только в совершенное существо, если во Вселенной будут только такие, если в ней нет никакого зла, никаких страданий, то как же атом может быть несчастлив Он всюду натыкается на одно счастье (Циолковский К. Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие. Сознательные и совершенные существа во всей вселенной стремились из истинного эгоизма везде устанавливать счастье и уничтожать горе (Циолковский К. Э. Живая вселенная // Вопросы философии. - 1992. - № 6. - СВ новой жизни останется только счастье и довольство (Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. -С. Вопрос Ответ 3) лучевом
• [Циолковский] Неужели выдумаете, что я так недалек, что не допускаю эволюцию человечества и оставляю его в таком внешнем виде,
в каком человек пребывает теперь с двумя руками, двумя ногами и т. д. Нет, это было бы глупо. Эволюция есть движение вперед. Человечество как единый объект эволюции тоже изменяется, и, наконец, через

396 Русская философия
миллиарды лет превращается в единый вид лучистой энергии «И
вот, когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужными перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания,
которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство. Перейдя в лучистую форму высокого уровня, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве (Чижевский А. Л. Теория космических эр).
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   43


написать администратору сайта