Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос Ответ 4) об отношении мышления к бытию

  • Вопрос Ответ 2) совокупность всех общественных отношени

  • Вопрос3 Ответ: 4) упразднение частной собственности на средства

  • Вопрос7 0твет:3) капиталистическая

  • Вопрос Ответ 4) труд

  • Тест Демидов История филос. История философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеИстория философиив тестах с ответами,пояснениямии хрестоматийными
    АнкорТест Демидов История филос.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТест Демидов История филос.pdf
    ТипДокументы
    #6921
    страница30 из 43
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   43
    ОТВЕТЫ, ПОЯСНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
    Вопрос Ответ 4) об отношении мышления к бытию
    • «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным дух или природа, - этот вопрос, игравший,
    впрочем, большую роль ив средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму создан ли мир богом или он существует от века / Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому,
    как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира. составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное сражение действительности На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос. Так, например, у
    Гегеля утвердительный ответ на этот вопрос подразумевается сам собой в действительном мире мы познаем именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него. Само собой понятно, что мышление
    Ответы, пояснения и приложения может познать то содержание, которое уже заранее является содержанием мысли. Но рядом с этим существует ряд других философов,
    которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере,
    исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант, и они играли очень значительную роль в развитии философии. Решающее для опровержения этого взгляда сказано уже
    Гегелем, насколько это можно было сделать с идеалистической точки зрения. Добавочные материалистические соображения Фейербаха более остроумны, чем глубок. Самое же решительное в опровержении этих,
    как и всех прочих, философских вьгеертов заключается в практике, именно в эксперименте ив промышленности Если мы можем доказать пра- вильностьнашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской, неуловимой вещи в себе приходит конец. Философов толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное,-все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности (Маркс К, Эн- гельс Ф. Соч. Т 21.
    - Си ел.).
    Вопрос Ответ 2) совокупность всех общественных отношени
    ф «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К.,
    Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 3).
    Вопрос3
    Ответ: 4) упразднение частной собственности на средства
    производства
    # Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело

    человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Отчужденный труд человека, отчуждая от него) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни. Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую

    308 Философия марксизма
    в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме. / Дело в том, что, во-первых, сам труд, сама жизнедеятельность сама производственная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь.
    В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида,
    его родовой характера свободная сознательная деятельность как рази составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь
    средством к жизни. / Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность- сознательная. <...> Отчужденный труд переворачивает это отношение таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность,
    свою сущность только лишь в средство для поддержания своего существования Животное, правда, тоже производит. <...> Но животное производит лишь тов чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, ив истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу;
    продукт животного непосредственным образом связан сего физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку в силу этого человек строит также и по законам красоты Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо Это производство есть его деятельная родовая жизнь. <...> Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека Поэтому отчужденный труд отнимая у человека предмет его производства, тем самым отнимает у него его родовую жизнь. /
    Подобным же образом отчужденный труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования».
    «Таким образом, отчуждение труда приводит к следующим результатам Родовая сущность человека - как природа, таки его духовное родовое достояние - превращается в чуждую ему сущность, в
    средство для поддержания его индивидуального существования Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и
    Ответы, пояснения и приложения природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность) Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек.
    То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, тоже можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека. / Вообще положение о том, что от человека отчуждена его родовая сущность, означает, что один человек отчужден от другого и каждый из них отчужден от человеческой сущности « Чем больше человек благодаря своему труду подчиняет себе природу и чем больше чудеса богов становятся излишними благодаря чудесам промышленности, тем больше человек должен был бы в угоду этим силам отказываться от радости, доставляемой производством, и от наслаждения продуктом Если продукт труда не принадлежит рабочему, если он противостоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в результате того,
    что продукт принадлежит другому человеку, нерабочему Если деятельность рабочего для него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждение и жизнерадостность. Не боги и не природа, а только сам человек может быть этой чуждой силой, властвующей над человеком. Если человек относится к продукту своего труда,
    к своему опредмеченному труду, как к предмету чуждому, враждебному могущественному, от него независящему, то он относится к нему так, что хозяином этого предмета является другой, чуждый ему, враждебный, могущественный, от него независящий человек. Если он относится к своей собственной деятельности как к деятельности подневольной, то он относится к ней как к деятельности, находящейся на службе другому человеку, ему подвластной, подчиненной его принуждению и игу. / Всякое самоотчуждение человека от себя и от природы проявляется в том отношении к другим, отличным от него людям, в которое он ставит самого себя и природу. <...> Подобно тому как он свою собственную производственную деятельность превращает в свое выключение из действительности, в кару для себя, а его собственный продукт им утрачивается, становится продуктом, ему не принадлежащим, точно также он порождает власть того, кто не производит, над производством и над продуктом. Отчуждая от себя свою собственную деятельность, он позволяет другому человеку присваивать деятельность, ему не присущую Частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда внешнего отношения рабочего к природе и к самому себе Хотя частная собственность ивы- ступает как основа и причина отчужденного труда, в действительности она, наоборот, оказывается его следствием, подобно тому как боги первоначально являются не причиной, а следствием заблуждения человеческого рассудка. Позднее это отношение превращается в отношение

    310 Философия марксизма
    взаимодействия». Отчужденный труд есть непосредственная причина частной собственности. Поэтому спадением одной стороны должна пасть и другая (Маркс К, Энгельс Ф. Т. 42 - С. Вопрос Ответ 3) созерцательность

    ф Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта или в форме созерцания а не как человеческая чувственная деятельность,
    практика, не субъективно Философы лишь различным образом объясняли мирно дело заключается в том,-чтобы изменить его (Маркс К.,
    Энгельс Ф. Т. 3. - С 1, Вопрос Ответ) практика Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В
    практике должен доказать человек истинность, те. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Споро действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос (Маркс К, Энгельс Ф. Т. 3. - С. 1-
    2). Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления - образы их. Проверка этих образов, отделение истинных отложных дается практикой. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания (Ленин В. И. Поли. собр.
    соч. Т. 18. - С. 109-110, 145). От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике -
    таков диалектический путь познания истины познания объективной реальности (Ленин В. И.
    Т. 29. - С. Вопрос Ответ 3) производственные отношения
    • «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, также точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет гражданским обществом, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. <...> В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соот-
    Ответы, пояснения и приложения 311
    ветствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. <...> Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. <...> В
    общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества (Маркс К,
    Энгельс Ф. Т. 13. - С. 6-8).
    Вопрос7
    0твет:3) капиталистическая
    См. приложение к предыдущему ответу.
    Вопрос8
    Ответ: 1) диктатура пролетариата Классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата (Маркс К, Энгельс Ф. Т. 28. - С. Вопрос Ответ) построение бесклассового общества Диктатура пролетариата. - АД сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов (Маркс К, Энгельс Ф. Т. 28. - С. 427).

    312 Философия марксизма
    Вопрос Ответ 4) труд

    • «...Труд создал самого человека. Сначала труда затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг (Маркс К, Энгельс Ф. Т. 20. - С. 486, Вопрос Ответ 2) общественное разделение труда Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых (Маркс К, Энгельс Ф.
    Т. 2 1 . - С. Вопрос Ответ 3) пролетарская партийность

    • «...Материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы. «..."Беспристрастной"
    социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе (Ленин В. И. Т. 1. - СТ- С. Вопрос Ответ 2) объективная реальность, отображаемая сознанием Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Понятие материи. не означает гносе- ологически ничего иного кроме как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (Ленин В. И. Т. 18. - С. 131, Вопрос Ответ 4) дает доказательство или опровержение, но лишь
    относительное
    # Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы тони было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределенен»,
    чтобы не позволять знаниям человека превратиться в абсолют, ив тоже время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма (Ленин В И.
    Т. 18. - С. 145-146).
    Ответы, пояснения и приложения Вопрос Ответ 3) учение о единстве и борьбе противоположностей Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают
    (как становятся тождественными противоположности Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей (Ленин В. И Т 29 - С. 98, Вопрос Ответ 3) непримиримость классовых противоречий
    О Государство есть продукт и проявление непримиримости
    классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут
    быть примирены (Ленин В. И. Т. 33. - С. Вопрос Ответ 2) по месту в системе общественного производства
    ф Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
    Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (Ленин В. И. Т. 39. - С. 15).

    позитивизм
    вопросы
    1. Как называется философское направление, которое не признает метафизического обоснования научных знаний и требует эмпирического обоснования) интеллектуализм) позитивизм
    3)трансцендентализм
    4) фикционализм. Кто основоположник позитивизма) Кант) Коген
    3) Конт
    4) Милль
    3. На что должны опираться знания, которые, сточки зрения О. Конта,
    могли бы оцениваться как истинные) на здравый смысл) на интуицию) на логику) на наблюдения. О. Конт считал, что наука должна изучать явления, не претендуя на познание конечных причини стремиться к замене слова
    «почему» словом...
    1)зачем
    2) как
    3)сколько
    4) что. Какая из перечисленных наук стоит в классификации О. Конта впереди других
    Вопросы 315 1) астрономия) математика
    3)социология
    4) физика. О. Конт утверждал, что он открыл закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. В каком из приведенных ниже пунктов приписана лишняя стадия )метафизическая
    2)научная
    3)теологическая
    4)эзотерическая
    7. Как у О. Конта именуется состояние человеческого разума, являющееся болезненными переходным от религиозного состояния к позитивно-научному?
    1) метафизическое) нигилистическое
    3)скептическое
    4) эмпирическое. Какую из стадий интеллектуального развития О. Конт характеризовал как разрушительную) метафизическую) позитивную) теологическую) фиктивную. Что, сточки зрения О. Конта, является главной целью позитивной науки) накопление и описание фактов) познание априорных законов разума) познание сущности явлений) предвидение явлений на основе познанных законов. Какое мышление, отдавая себе отчет о пределах своих возможностей, претендует, сточки зрения О. Конта, лишь на относительное,
    а не абсолютное знание) абстрактное) метафизическое) научное) теологическое. Какова основная задача философии, сточки зрения О. Конта?
    1) критика теологии и метафизики) познание сущности вещей

    316 Позитивизм) систематизация человеческого существования) эмпирическое познание действительности. Что такое философия, сточки зрения Г. Спенсера?
    1) наука о методах научного познания) наука о мире в целом) объединенное знание) учение о бытии сущего. Каким термином Г. Спенсер называл процесс, характеризуемый интеграцией, дифференциацией и возрастанием порядка) агрегация) самоорганизация) сублимация) эволюция. Что такое материя, по Дж. С. Мнллю?
    1) комплекс ощущений) объективная реальность, данная нам в ощущении) постоянная возможность впечатлений/ощущений
    4) протяженная субстанция. Что собой представляет знание, согласно Дж. С. Миллю?
    1) адекватное отображение действительности в сознании) внутренне непротиворечивая система представлений) дедуктивная система, основанная на очевидностях) представление о последовательности и сосуществовании явлений. Чем, сточки зрения Дж. С. Милля, определяется характер экономической, политической, культурной жизни людей) волей народа) ландшафтом) состоянием интеллектуальной жизни) способом производства. Как по-другому называется махизм) концептуализм) сенсуализм
    3)эмпириокритицизм
    4) эмпириосимволизм ' 18. Что, на взгляд Р. Авенариуса, является задачей философии) обобщение данных наук) очищение опыта от внеопытных компонентов) постижение сущностей
    4) самопознание духа
    Вопросы 317 19. Каким термином Р. Авенариус обозначил невозможность полностью отделить Я от среды) бытие-в-мире
    2) принципиальная координация) тождество мышления и бытия) трансцендентальное единство апперцепции. Что такое мир, по Р. Авенариусу?
    1) воля и представление) все сущее) инобытие идеи) совокупность ощущений. Что такое Я, согласно учению эмпириокритицизма) мыслящая субстанция
    2)свобода
    3) совокупность индивидуального опыта) трансцендентальное единство апперцепции. Какой принцип, согласно учению эмпириокритицизма, обусловливает характер изменений Я) принцип взаимосвязи) принцип наименьшей меры силы) принцип перцепции) принцип развития. Какой из перечисленных принципов предложил Э. Мах) принцип историзма) принцип системности) принцип тождества мышления и бытия) принцип экономии мышления. Кто автор эмпириомонизма, разновидности эмпириокритицизма) Авенариус
    2) Богданов
    3)Мах
    4) Юшкевич
    25. Какой этап развития позитивизма связан преимущественно с проблемами анализа языка) ранний позитивизм) эмпириокритицизм
    3)неопозитивизм
    4) постпозитивизм

    318 Позитивизм. Какой из вариантов названия неопозитивизма был исторически первым) аналитическая философия) логический атомизм) логический позитивизм) логический эмпиризм. Что, сточки зрения Б. Рассела, должно быть фундаментом философии) логика) метафизика) наука) обыденное сознание. Как Б. Рассел называл свою философию) аналитическая философия) логический атомизм
    3)неопозитивизм
    4) реализм. Чго имел ввиду Б. Рассел, называя свою философию логическим атомизмом) ведение логически о анализа до неразложимого предела) все в мире состоит из атомов) логически мыслящее я неделимо, те. атомарно) учение об атомах в сочетании со строгой логикой. Что, сточки зрения Б. Рассела, является важнейшей задачей философии) логический анализ, критика и разъяснение понятий) обобщение научных знаний) разработка методов научного познания) разработка эффективного мировоззрения. Что такое философия, сточки зрения Б. Рассела?
    1) наука о наиболее общих законах сущего) наука о началах всего существующего) размышление о том, чего мы не знаем) систематическое единство знания. Что, согласно Б. Расселу, является главным предметом философской логики) логические формы) методы рассуждения) неопределенности) противоречия
    Вопросы 319 33. Как называется разработанная Б. Расселом теория, с помощью которой устраняются парадоксы в теории множеств) теория графов) теория отражения) теория референции) теория типов. Какая теория Б. Рассела считается его важнейшим вкладом в логику) теория дескрипций
    2) теория исчисления высказываний) теория классов) теория типов. Совокупностью чего является мир, по определению Л. Витгенш- тейна в «Логико-философском трактате) вещей) ощущений) представлений) фактов. Что Л. Витгенштейн имел ввиду под словом смысл, утверждая, что большинство юпросов и предложений философов бессмысленны) изображаемое) логическую связность) полезность) целесообразность. Что такое философия, по Л. Витгенштейну?
    1)критика критики) критика опыта) критика чистого разума) критика языка. К какому результату, по мнению Л. Витгенштейна, должна привести критика языка) вносятся коррективы в естественный язык) остается все как есть) создается искусственный язык) язык вообще лишается доверия. Что, по Л. Витгенштейну, является целью философии) изменение мира) логическое прояснение мыслей) разработка общезначимого мировоззрения) рациональное предвидение

    320 Позитивизм. Кто автор афоризма Границы моего языка означают границы моего мира) Витгенштейн
    2) Гадамер
    3) Рассел
    4) Хайдеггер
    41. Как звучит заключительный афоризм «Логико-философского трактата Л Витгенштейна?
    1) о чем невозможно говорить, о том не следует и молчать) о чем невозможно говорить, о том следует молчать) о чем невозможно молчать, о том не следует и говорить) о чем невозможно молчать, о том следует говорить. Что подразумевается у Л. Витгенштейна подвыражением языковая игра) игра с товами, не имеющая практического значения) искусственная система знаков) словоупотребление, свободное отправил) целое, включающее языки связанные с ним действия. Что, согласно высказываниям Л. Витгенштейна в работе О достоверности, служит наиболее глубокой основой убедительности) авторитетное высказывание) аксиоматическое знание) наглядность) система предложений в ее целостности. К какому философскому направлению относится Венский кружок) неомарксизм
    2) персонализм) позитивизм) феноменология. Кто основатель Венского кружка) Гёдель
    2) Карнап
    3) Нейрат
    4) Шлик
    4 6. Какая задача философской деятельности была выдвинута участниками Венского кружка на передний план) критика и опровержение антисциентизма
    2) прояснение традиционных философских проблем методом логического анализа
    Вопросы 321 3) разработка эмпирической теории познания) создание системы позитивного знания. Что отличает новый эмпиризм, провозглашенный участниками
    «Венского кружка от предшествующего позитивизма) метод логического анализа) принцип экономии мышления) психологическое обоснование логики) трансцендентальное обоснование знания. Какой критерий, по мнению участников Венского кружка, удостоверяет действительность того или иного представления?
    1)данность априори) логическая выводимость из аксиом) наличие в чувственном восприятии) согласованность с общей системой опыта. Каю iM термином в логическом позитивизме обозначается процесс установления истинности утверждений путем их эмпирической проверки) апперцепция) верификация) коннотация) фальсификация. Что, по утверждению участников Венского кружка, должно быть предметом научного описания) процедура научного исследования) совокупность восприятий исследователя) структура объектов) сущность объектов. Что такое познание по определению М. Шлика?
    1) выражение факта) подведение представления под идею) проницание в сущность вещи) согласование понятий с вещами. Что такое наука по определению М. Шлика?
    1) мышление в понятиях) познание сущности вещей) система суждений, выведенных из истинных принципов) система утверждений опыта. Что такое философия сточки зрения М, Шлика?
    П Зак Позитивизм) набор бессмысленных выражений) одна из наук) разновидность идеологии) царица наук. Какой признак, по суждению М. Шлика, отличает подлинную проблему от псевдопроблемы?
    1)актуальность
    2) возможность решения) логическая корректность формулировки) связь с практикой. Какова задача философии по определению М. Шлика?
    1) наделение предложений смыслом) разработка методов научного познания) соотнесение предметов с ценностью) формулирование достоверных предложений 6. Кто называл свою философскую позицию критическим рационализмом) Витгенштейн
    2) Мах) Поппер
    4) Рассел
    57. Какой метод развития знания К. Поппер считал важнейшим) метод восхождения от абстрактного к конкретному) метод индукции) метод логического анализа) метод проб и ошибок. Как у К. Поппера именуется проблема нахождения критерия, по которому можно определить, относится ли некоторое знание к сфере эмпирической науки) проблема верификации) проблема демаркации) проблема дифференциации) проблема экстраполяции. Какой критерий предложил К. Поппер для демаркации науки от метафизики) критерий верифицируемости
    2) критерий непротиворечивости) критерий релевантности) критерий фальсифицируемости
    Вопросы 323 60. Каким термином К. Поппер называет учение о погрешимости»
    знания?
    1)релятивизм
    2)скептицизм
    3) фаллибилизм
    4) фальсификационизм
    61. Какой метод, согласно К. Попперу, обеспечивает научную объективность) верификация) интерсубъективность
    3) логический анализ
    4)самокритика
    62. Что К. Поппер понимал под «историцизмом», критикуя его и противопоставляя ему социальную инженерию) ориентацию науки на исторические факты) ориентацию социальной науки на историческое предсказание) понимание события в его исторической уникальности) рассмотрение действительности в ее развитии 3. Как К. Поппер называл общество, в котором люди критически относятся к табу, принимают личные решения и основывают их на совместном обсуждении и возможностях своего интеллекта) закрытое общество) открытое общество) республика гениев) республика ученых 4. Кто автор книги « Структура научных революций » ?
    1)Кун
    2) Лакатос
    3) Поппер
    4) Фейерабенд
    65. Каким термином Т. Кун называл общепризнанные в течение ка- кого-то времени концепции, которые дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений) канон) норма) парадигма) эталон 6. Как у Т. Куна называется исследовательская деятельность, опирающаяся на образцовые прошлые научные достижения (парадигмы

    324 Позитивизм) аномальная наука) ассимиляция
    3)компиляция
    4) нормальная наука. Каким выражением Т. Кун обозначил группу людей, приверженных одной научной парадигме) когорта) коллегия) научное сообщество
    4)секта
    68. Каким словом Т. Кун называл проблемы, характерные для периодов нормальной науки) апории) головоломки
    3)парадоксы
    4) паралогизмы
    69. Как в концепции Т. Куна называются явления, которые не укладываются в объяснительные возможности парадигмы) аномалии) контрадикции
    3)трансценденталии .
    4) феномены. Что такое научная революция по Т. Куну?
    1) новое решение вечных проблем) открытие подлинной сущности явлений) открытие, ведущее к изменению технологий) смена парадигм, понятийной сетки

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   43


    написать администратору сайта