Главная страница

лекция 1 ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ НАУКИ 1. История и онтология науки


Скачать 2.24 Mb.
НазваниеИстория и онтология науки
Дата26.01.2023
Размер2.24 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлалекция 1 ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ НАУКИ 1.ppt
ТипДокументы
#907228
страница12 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

НАУЧНЫЙ ФАКТ


,


Чувственные
впечатления


Какие чувственные впечатления получит ученый в той или иной ситуации, какие "факты" он установит определяется его воспитанием, образованием, той парадигмой, в рамках которой он работает.


Внешние "стимулы",

Тренировка студента на образцах и примерах важна именно потому, что в этом процессе будущий ученый учится формировать определенные данные в ответ на воздействующие стимулы, выделять факты из потока явлений.

ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ


Научное сообщество — это группа людей, принадлежащих определенной эпохе.
Люди объединены ВЕРОЙ в одну парадигму.
Современные экстрасенсы, астрологи, уфологи не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.

ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»


Наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы – «нормальная наука».
В реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности основных положений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке.


Некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению: например, предсказания теории постоянно расходятся с экспериментальными данными.
Сначала на это не обращают внимания, ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено и головоломка решена.


Происходит осознание, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть решена.
Такая проблема Куном называется АНОМАЛИЕЙ.
Разработка парадигмы приводит к росту числа аномалий.


Расхождения между предсказаниями парадигмы и фактами, которые ранее не могли быть замечены и осознаны, теперь фиксируются и осознаются как проблемы.
Введение в парадигму новых теоретических предположений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее расплывчатой.


По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает.
Наступает состояние, которое Кун именует кризисом.
Ученые оказываются перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Начинается поиск новых теоретических средств, которые, возможно, окажутся более успешными .


НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО РАСПАДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП, ОДНИ ИЗ КОТОРЫХ ПРОДОЛЖАЮТ ВЕРИТЬ В ПАРАДИГМУ,
ДРУГИЕ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗУ, ПРЕТЕНДУЮЩУЮ НА РОЛЬ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.


Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых.
ОНА ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС НОВОЙ ПАРАДИГМЫ.
Научное сообщество восстанавливает свое единство.


М. Полани: «Личностное знание»
Человеку свойственно не абстрактное проникновение в суть вещей самих по себе, но соотнесение реальности с человеческим миром.
Любая попытка устранить человеческую перспективу из картины мира ведет не к объективности, а к абсурду.
Основу научного прогресса составляет личностное проникновение ученого в суть исследовательской задачи.


Смысл научного исследования– проникновение в объективную рациональность и внутреннюю структуру реальности.
Научные гипотезы не могут быть выведены непосредственно из наблюдения, а научные понятия – из экспериментов.
Невозможно построить логику научного открытия как формальную систему.
Отказ и от чисто эмпирического, и от формально-логицистского подходов.
Основа – исследование неявного знания.


Тезис о существовании двух типов знания: центрального (явного) и периферического (скрытого, неявного) .
При этом последнее рассматривается не просто как неформализируемый избыток информации, а как необходимое основание логических форм знания.
Любой термин нагружен неявным знанием, и адекватное понимание его смысла возможно лишь в теоретическом контексте употребления.


Приоритет - в изучении роли таких форм передачи знания, где логико-вербальные формы играют вспомогательную роль.
Предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т.е. выразить в языке.
Именно знания такого типа являются неявными.


Процесс познания - постоянное расширение рамок неявного знания с параллельным включением его компонентов в центральное знание.
Любые определения отодвигают, но не устраняют область неявного.
Получаемая через органы чувств информация значительно богаче той, которая проходит через сознание, человек знает больше, чем может выразить.
Такие неосознанные ощущения и образуют эмпирический базис неявного знания.


Два типа неявного знания и неявных традиций.
Первые связаны с воспроизведением непосредственных образцов деятельности, они невозможны без личных контактов;
вторые предполагают текст в качестве посредника.


ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ.
Знания получаются конкретными личностями, процесс познания неформализуем, качество знаний зависит от оригинальности конкретного ученого.


Главным моментом, определяющим принятие ученым той или иной научной теории, является не степень ее критического обоснования, а исключительно степень личностного “вживания” в эту теорию, доверия к ней.
САМО ПРИОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К НАУКЕ - АКТ НЕКОЕГО ЛИЧНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ПО АНАЛОГИИ С ОБРАЩЕНИЕМ В РЕЛИГИОЗНУЮ ВЕРУ.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ


ИТОГ: впервые сформулировал ряд стержневых идей :
несоизмеримость различных концептуальных систем,
изменчивость норм научной рациональности,
представления об аномалиях научного развития и т.п.


КРИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ.
Радикальное крыло в постпозитивистской философии.
Критика позитивистских идей:
тезиса о дедуцируемости и совместимости теорий;
принципа инвариантности значений терминов, входящих в разные теории.


КРИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ.
В силу автономности теорий для каждой из них желателен собственный язык наблюдений.
Некритическое заимствование “чужих” терминологии и языка может повредить деятельности ученого.


Выступает как антикумулятивист и сторонник тезиса о несоизмеримости теорий.
Принципы полиферации – размножения – научных теорий и контриндукции

Пол Фейерабенд (1924-1994)


Принцип полиферации – размножения – научных теорий и контриндукции :
при столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще теория, причем любая вводимая таким образом идея будет правомерна.
Наука предстает как процесс размножения теорий и допускает сосуществование множества равноправных типов знания.
Наличие универсального метода познания Фейерабендом отрицается.
Критерии рациональности не абсолютны, они относительны, и нет таких, которые были бы приемлемы везде и всегда.

Пол Фейерабенд (1924-1994)


Принцип контриндукции:
требовании вводить и разрабатывать гипотезы, которые несовместимы с широко признанными теориями или широко обоснованными фактами.
Методологическая максима, породившая так называемую теорию “эпистемологического анархизма” .

Пол Фейерабенд (1924-1994)


Впервые в современной философии науки уделяет значительное внимание взаимодействию научного познания и вненаучных факторов, причем последние обладают самостоятельной ценностью.
Он подчеркивает, что основания науки лежат не только в сфере самого знания, но и в культуре вообще.
Научное познание происходит в широком контексте культурных, идеологических, политических традиций.

Пол Фейерабенд (1924-1994)


Характер выдвигаемых теорий определяется не только эмпирическим базисом, но также целым рядом субъективных факторов: традициями того общества, в котором родился и вырос ученый, его вкусами, эстетическими взглядами, мнением его коллег и т.д.

Пол Фейерабенд (1924-1994)


Видимый успех теории, считает он, никоим образом нельзя рассматривать как признак истинности и соответствия с природой.
Успех может быть обусловлен превращением теории в ходе своей эволюции в жесткую идеологию, успешную не в силу согласия с фактами – но потому, что факты были подобраны так, чтобы их было невозможно было проверить, а некоторые – вообще устранены.

АРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ


Цель науки — решение проблем.
В книге «Научный прогресс» (1977) Лаудан определил науку как «тип деятельности, направленной на решение проблем».

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ


1). Эмпирически или концептуально решенная проблема составляет единое основание научного прогресса.
2). Цель науки — сделать максимально значимыми эмпирически решенные проблемы и снизить значение аномальных эмпирических и концептуальных проблем, пока не решенных.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ


«Когда мы заменяем одну теорию на другую, эту новацию только тогда можно считать прогрессом, когда новая теория лучше старой преуспевает в решении проблем».

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ


1. Ценность теории относительна, так как говорить об абсолютных мерках применительно к эмпирическим и концептуальным выводам не имеет никакого смысла.
2.Теории не живут обособленно, поэтому следует учитывать спектр проблем. Например,атомистическая теория отсылает к группе представлений с общей посылкой о дискретности материи.

ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА


Лаудан соединяет парадигмы Куна с идеей программ научного исследования Лакатоса.
Понимание и оценку научного прогресса может дать только более общая теория.

ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА


Критика Куна: есть теории,которые не отбрасываются в результате смены парадигм, а эволюционируют.
Критика Лакатоса: неверно, что последствия накопления аномалий прямо не отражаются на оценке исследовательской программы.

Каковы исследовательские традиции?


Примерами традиций Лаудан считает дарвинизм, квантовую теорию, электромагнитную теорию света.
«Любая интеллектуальная дисциплина (научная и ненаучная) имеет богатую историю традиций: эмпиризм и номинализм в философии, волюнтаризм и детерминизм в теологии, бихевиоризм и фрейдизм в психологии, утилитаризм и интуиционизм в этике, марксизм и либерализм в экономике, механицизм и витализм в физиологии».

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИЙ


1). Каждая традиция исследования имеет определенное число специфических теорий, составляющих и объясняющих ее суть.
2). Каждая традиция характеризуется некоторыми метафизическими и методологическими особенностями, их совокупность сообщает традиции индивидуальные черты, отличающие ее от других.
3). Каждая традиция исследования (в отличие от отдельных теорий) проходит через чреду разнообразных детализирующих (нередко взаимопротиворечащих) формулировок, созревающих на протяжении внушительного промежутка времени (в отличие от теорий, часто сменяющих друг друга).

Примеры:


Ньютонианская традиция неизбежным образом — индуктивистская, ибо принимает только те теории, которые выведены индуктивным путем.
Психолог-бихевиорист принимает лишь операционистские методы.

Определение исследовательской традиции:


«набор общих положений, относящихся к существу процессов, представленных в данной области изучения, а также методы, рекомендуемые к использованию для исследования проблем и создания теорий».
ОБРАТИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО МЕТАФИЗИКОЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗНАЧИТ ОКАЗАТЬСЯ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

Пример


Если ученый, называющий себя марксистом говорит об идеях, далеких от экономических структур, то ученый оказывается вне игры:нарушитель границ традиции становится чужаком.

ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ


Какая теория предпочтительнее:
рационален выбор в пользу теории, которая в данный момент решает большее число проблем, для данной эпохи наиболее важных.
«Разве не рационально поведение медика, выбирающего среди сомнительных терапевтических средств то, на счету которого больше спасенных жизней?

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта