лекция 1 ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ НАУКИ 1. История и онтология науки
Скачать 2.24 Mb.
|
НЕОПОЗИТИВИЗМВЕНСКИЙ КРУЖОК ДОКТРИНА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ СВЕДЕНЫ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ О ФАКТАХ, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ «РЕДУКЦИОНИЗМ. Предпосылки кризиса НЕОПОЗИТИВИЗМА1. Что такое элементарные предложения? Как устанавливается истинность этих предложений? Каково их отношение к фактам и что такое факты? 2. Как можно получить из элементарных предложений теоретические предложения? 3. Возможно ли полное сведение предложений теории к элементарным предложениям? Попытки ответить на эти вопросы оказались чреваты такими трудностями и противоречиями, которые, в конце концов, привели логический позитивизм к краху. ПОСТПОЗИТИВИЗМСтремление преодолеть: рассмотрение науки как “вещи в себе” , существующей и развивающейся изолированно от остального мира по своим собственным законам; “статичность” создаваемой картины науки, невозможность адекватного отражения генезиса знания, отсутствие анализа закономерностей и динамики развития науки в целом; отрицание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. ПОСТПОЗИТИВИЗМСтремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. ПОСТПОЗИТИВИЗМКритикуются: тезис о существовании свободного от теоретических привнесений языка наблюдения, возможность строгой демаркации науки и философии, стремление навязать познанию идеальные нормы, не являющиеся продуктами реальной научной практики, преувеличение роли формальных структур при исследовании знания и т.п. Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным. Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием. Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в “тело” науки. Динамика научного знания не является строго кумулятивным процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких “ближних” задач: лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др. В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу: историко-научный, методологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др. Логический метод не имеет доминирующего характера. ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер«Логика и рост научного знания». Критика принципа верификации. Ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям, т.е. пользуясь гипотетико-дедуктивным методом. ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.ПопперТеория влияет на чувственный опыт и экспериментальные ситуации: человек видит и понимает мир так, как тот дан ему в его теоретических представлениях. Наблюдение предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу; нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения этой задачи. ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.ПопперПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ ТЕОРИИ НЕ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ОТОБРАННЫХ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ФАКТОВ. Любая развитая теория формулируется не для реальных, а для идеальных объектов. В опыте отсутствуют чувственные аналоги «абсолютно твердого тела» , «идеального газа» . Опыт становится возможным только благодаря теоретическим, сущностным представлениям. |