Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности.

  • 1. Антропологическое направление.

  • 2. Биологическое и биосоциальное направление.

  • 3. Социологическое направление.

  • Криминолония. История криминологии. Современные криминологические теории Введение


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеИстория криминологии. Современные криминологические теории Введение
    АнкорКриминолония
    Дата13.02.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKurs_lektsy_po_kriminologii.doc
    ТипДокументы
    #933933
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Тема: «История криминологии. Современные криминологические теории»
    Введение.

    1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности.

    2. Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий.

    3. Развитие криминологии в России.

    4. Современное состояние криминологии.

    Заключение.
    Введение

    Прежде чем приступить к рассматриваемым вопросам об истории криминологической науки, необходимо остановится на том немаловажном факте, что, начиная с глубокой древности, проблемы преступности, ее причин и условий, эффективности защиты от правонарушений привлекали внимание философов, юристов, политиков и просто граждан определенного государства.

    Как самостоятельная наука, криминология сложилась отно­сительно недавно — во второй половине XIX века. Однако многие выдающиеся мыслители прошлого, анализируя различные сто­роны социальной жизни общества, часто обращались к проблемам пре­ступности, ее детерминации, личности преступников, эф­фективности защиты от преступности, высказывая порой глубокие суждения о ее сущности, происхождении, путях преодоления.

    Первоначально, соответствующие идеи излагались в контексте более общих су­ждений о норме, патологии в поведении, о личности и ее формировании, о способах регулирования жизнедеятельности людей. Вместе с тем, в процессе развития науки преступность все заметнее выделялась в трудах мыслителей прошлого в качестве предмета анализа. Ведущая роль концепции социальной обусловленности преступности и ее причин предполагает рассмотрение и лич­ностного подхода, связанного с так называемыми внутренними причинами пре­ступлений (мотивация деяний, механизм влияния на них особенностей лично­сти приобретенных и врожденных и т. д.). Но этот аспект характеристики преступности неразрывно связан с социальной детерминацией.

    Постепенно в процессе развития науки преступность стала выделяться в качестве предмета для особого анализа и изучения.

    Несмотря на многочисленны идеологические табу прошлых лет, на сегодняшний день удалось многое сделать для познания всех элементов предмета криминологии и разработать целостную концепцию, систему мер предупреждения преступности в рамках не только одной страны, но и мирового сообщества в целом.

    Современная российская и зарубежная криминология развивается не на пустом месте, она немало заимствует из прошлого, пересматривается, трактуется по новому с учетом реалий настоящего и будущего времени. Так например, среди специалистов различных областей знаний до сих пор ведутся споры по основным теориям возникновения причин преступности, а именно человек становится преступником в процессе жизнедеятельности в обществе, или родился уже преступником, т.е. с некой врожденной отягчающей наследственностью или с предрасположенностью к совершению различных правонарушений.

    Таким образом, знание основных вопросов данной темы поможет будущим юристам, сотрудникам правоохранительных органов сформировать свою собственную точку зрения на такое сложное явление как преступность, ее детерминанты и личность преступника.

    Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности.

    Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества, мы находим в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) выводит причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указы­вает на роль воспитания для предупреждения их возникновения, так как непра­вильное поведение результат незнания более правильного. Угроза же наказа­ния хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства чело­веческой природы, но играет лишь вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне.

    Антисфен, Диоген и другие представители философской школы (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями: алчностью, развратом, эгоистическим честолю­бием, овладевающими человеком в силу пороков воспитания.

    Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм, обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.), видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что поро­ждает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости».

    Уже в работах древних философов Платона и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), можно обнаружить наброски, контуры идей предупреж­дения преступлений. Древние философы отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, т.к. они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости.

    Эпоха Возрождения и последующий пе­риод знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальви­на, Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении.

    Представления о преступности и ее детерминантах всегда основывались главным образом на общих философских и поли­тических идеях своего времени. Очевидно и влияние «социаль­ного заказа» на решение проблем, стоявших перед государством, обществом.

    В эпоху господства теологического мировоззрения, господства церкви в средние века, преступ­ления рассматривались как проявления «злого духа» козни «нечистой силы», вселившегося в человека.

    Следующий этап, характеризовался тем, что идущая к власти буржуазия противопоставила теологическому мировоззрению рационально-гуманистическую концепцию общества и человека.

    Философы-просветители 18-го века Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Беккариа (1738-1794 гг.), рассматривали человека как разумное свободное от каких-либо «таинственных сил существо» и объясняли преступление внутренними качествами индивида, его «злой волей», страстями и пороками, толкающими его на совершение преступления.

    Особого внимания заслуживает Чезаре Беккария (1738-1794 гг.) Провозгласив, что преступник такой же человек, как и не преступник, Ч. Беккария потребовал во имя равенства всех перед законом и судом, равенства наказания. Во имя гуманности отменить смертную казнь и смягчить все наказания. Осуществить
    эти меры необходимо во имя справедливости суда гласного и независи­мого.

    Ч. Беккариа указывал на экономический строй общества, уста­релые механизмы государственности как на основные причины преступности. Он требовал от правительства прежде всего рас­пространения образования, развития благосостояния населения. Интересно, что известный Наказ Екатерины Второй от 1762 г., данный комиссии для сочинения проекта нового Уло­жения, содержит многочисленные выдержки из книги Ч. Бекка­риа. Ему принадлежит идея предупреждения преступлений: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать за него».

    Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление. Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования.

    Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле, выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в свет научный труд «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изу­чаться точными методами математической статистики. Впечат­ляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регу­лярным статистическим исследованиям преступности.

    В связи с вышеизложенным, далее мы можем кратко охарактеризовать, давно сложившиеся, самые известные криминологические теории возникновения причин преступности.

    1. Антропологическое направление.

    Как известно, эволюционная теория видов Ч. Дарвина оказала огромное влияние на науку того времени основные положения его теории, особенно учение о естественном отборе, были применены для изучения развития общества. Перенесение эволюционной теории на область исследования преступности было произведено Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). В своей работе «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876 г.) он истолковал преступление и личность преступника в категории биологии и антропологии. На основе многочисленных наблюдений он объявил среди ученого мира, что преступность опреде­ляется биологическими свойствами преступника.

    Преступниками не становятся, а рождаются – вот главный вывод вышеуказанной теории. Причинами преступного поведения являются врожденные индивидуальные качества. По мнению Ч. Ломброзо, прирожденного преступника легко отличить по внешнему виду: у него сплющенный нос, низкий лоб, высокие скулы, огромные челюсти, выдающиеся вперед надбровные дуги, приросшие мочки ушей и т.д. Говоря языком современной биологии, Ч. Ломброзо считал, что существует специфический преступный генотип, который выражается во вполне определенном фенотипе. Он разработал таблицы признаков (стигм) прирожденного преступника, многие из которых можно выявить путем непосредственного изменения тела человека. Ч. Ломброзо, придерживаясь теории факторов и признавая наряд с «прирожденными» преступниками существование «случайных» преступников, описал также 16 факторов различного рода, влияющих на преступность.

    Следует отметить, что ни одно из направлений в криминологии (включая радикально-антропологическую теорию) не отрицало полностью социальных факторов, детерминантов и преступности. Сам Ч. Ломброзо уже в первом издании «Преступного человека» не обошел вниманием эти факторы.

    Его друг и последователь Э. Ферри в работе «Уголовная социология» (1881 г.) систематизировал эти факторы и дал определение, которое стало классическим: «Считая, что все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, я различал три категории факторов преступности: антропологические или индивидуальные, физические и социальные».

    Антропологические факторы Э. Ферри делил на три подкласса. Первый – органическое строение преступника (аномалии черепа и мозга, татуировки и т.д.) ; второй – психическое строение (умственные и психические аномалии, жаргон); третий – личные признаки (возраст, пол, род занятий, образование). К физическим факторам он относил климат, метеоусловия, времена года. К социальным -плотность населения, состояние промышленности, законодательство, экономический и политический строй, общественные нравы и религию. Э. Ферри, исходя из детерминированности поведения человека биологическими факторами, отверг центральный постулат классической школы существовавшей в те времена уголовного права – принцип свободы воли, как основание уголовной ответственности. Он сформулировал понятие «опасного состояния личности», т.е. возможности лица совершить преступление. Общество, по его теории не должно наказывать преступников, а принимать к нему так называемые меры социальной защиты – лечение, изоляция, уничтожение преступников.

    2. Биологическое и биосоциальное направление.

    Идеи Ч. Ломброзо о примате биологических факторов в ряду причин преступного поведения находят развитие в трудах его соотечественников Р. Гарофало и Э. Ферри. Кстати, Р. Гарофало наука криминология и обязана своим названием: в 1885 г. вышла в свет его книга, которая так и называлась «Крими­нология». Э. Ферри вместе с австрийским юристом Ф. Листом (1851—1919 гг.) считаются основоположниками биосоциологической школы. Э.Ферри сформулировал понятие «опасного состояния», а Франц фон Лист (кстати, он один из основателей Международного союза криминалистов) использовал в своей теории понятие «индивидуальная склонность», вкладывая в его содержание биологические особенности личности человека. Развивающаяся уголовно-антропологическая (впоследствии преобразованная в биосоциальную) школа была прямым про­тивопоставлением классической - преступление интересовало ее не как нарушение юридической нормы, а как проявление осо­бого состояния преступника, а наказание как одно из средств беспрестанной и бесконечной борьбы, в которой слабый должен уступить место сильному. Учение старой, еще со времен святого Августина (354—430 гг. н.э.) школы о «свободной воле» было заменено доктриной жесткого детерминизма - место учения о виновности заняло учение об «опасном состоянии» преступника и его способности приспосабливаться к социальной среде. «Преступная личность» была ядром проблемы, на которой со­средоточилось все внимание исследователей этого направления.

    Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и подобно Ч. Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения.

    Сторонники биосоциального направления преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихоло­гической) наукой.

    Впоследствии, данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теорией. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «хх», у мужчин – «ху». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «хуу» - 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней хромосомы «у» определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.)

    Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада кримино­лога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследова­ниях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней «у» хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрес­сивными наклонностями. Материал заинтересовал криминоло­гов, и во многих странах стали проводиться срав­нительные исследования.

    Еще одна теория, получившая развитие в мире - эндокринная теория преступности, связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека.

    Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.

    3. Социологическое направление.

    Преступниками не рождаются – а становятся. В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем.

    К ее предшест­венникам криминологическая литература относит Т. Мора Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч, Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. При этом если примерно до вто­рой половины 19-го века вопросами исследования преступности и
    ее причин занимались в основном социологи, философы, теоло­ги, то в конце 1970-х годов 20-го века в научный спор активно включились юристы.

    В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает».

    А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник – есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. А. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обуславливают другие.

    Преодолеть механизм воззрений А. Кетле пытался французский психолог и криминолог. Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия крими­нологии» французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда (1843—1904). Он считал основными социальными про­цессами в общественных отношениях конфликты, приспособле­ния и подражание. В отличие от приверженцев теории Ч. Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Г. Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность» 1886 г.), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.

    Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество - особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства.

    Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э. Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения с другой стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность.

    Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления, нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.

    Антропологическое и социологическое направление сложилось в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта