Главная страница
Навигация по странице:

  • (история России с древнейших времен до конца ХIХ века) Восточные славяне в древности.

  • Образование древнерусского государства.

  • Принятие христианства на Руси.

  • Учебно-методические материалы Ч. 1. История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеИстория Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1
    Дата18.05.2023
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебно-методические материалы Ч. 1.doc
    ТипДокументы
    #1141183
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



    История


    Материалы для студентов

    заочной формы обучения

    по подготовке к экзамену

    по истории

    Часть 1

    (история России с древнейших времен до конца ХIХ века)


    1. Восточные славяне в древности.



    Славяне – самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность – почти 300 млн. чел. Со времен Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах – от Балканского п-ва до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана. Первоначально славяне говорили на одном языке – праславянском, понятном для всех древних славян. Недаром они называли себя «словене»: владеющие словом, понятной речью. Древнее название славян сохранилось в именах славянских народов, живущих на Дунае, - словаков и словенцев. По мере расселения славяне все больше отдалялись друг от друга. Возникли три ветви славян.

    Славяне не имели своей письменности до 1Х в. Первые известия о славянах принадлежат иноземным авторам У1 века – византийскому историку Прокопию Кесарийскому, писавшему по-гречески, и готскому историку Иордану, писавшему по-латыни. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в пределах Готской державы в Северном Причерноморье, о походах славян, их быте и обычаях, отношениях с соседями. Первые славянские историки составляли свои истории уже во времена христианских государств в Х1-ХП вв.: начало славянской истории было известно им лишь по преданиям. Большое значение имеет археология. Археологический памятник состоит из культурного слоя – остатков деятельности тех людей, которые жили здесь в древности. Памятники, близкие по форме вещей и погребальному обряду, объединяют в археологическую культуру. Эта культура говорит о жизни племени или целого народа.

    Славяне входят в огромную семью индоевропейских народов. Эта семья была названа так потому, что говорившие на индоевропейских языках народы расселились от Европы до Индии (индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, германцы). Прародину славян ищут к северу от Дуная, между Вислой и Днепром. Первоначально славяне входили в единую балто-славянскую общность, а потом выделились из нее.

    Большая часть народов современной Европы сформировалась в эпоху Великого переселения народов (1У-УП вв.). В первой половине первого тысячелетия н.э. варварские племена, обитавшие на огромных пространствах от границ Рима до Центральной Азии пришли в движение и обрушились на Рим. Это движение затронуло и Восточную и Северную Европу. Готы – одно из восточногерманских племен, обитавших в первые два века н.э. на южном берегу Балтийского моря. Теснимые праславянами, готы двинулись по Висле к Дунаю и в Северное Причерноморье. В 3-4 веках готы прошли через территорию балтов и славян и основали Готскую державу в Северном Причерноморье. Славяне многое заимствовали у воинственных германцев. Готский историк Иордан называл славян венедами и писал, что готы их подчинили. От венедов (венетов) произошли анты и склавины (славяне). Но готы недолго господствовали в Восточной Европе. В конце 4 в. на них обрушились гунны – кочевые племена, пришедшие из Центральной Азии. Гунны возникли на севере от Китая еще до н.э. (хунну). Гунны создали свою державу, которая была сложным конгломератом народов, в котором пришлые гунны составляли меньшинство. Римлянам удалось разбить гуннов и остановить их. Основная часть гуннов ушла на восток в причерноморские степи.

    После распада гуннской державы появился простор для расселения славян. С 6 в. славяне в союзе с кочевыми племенами болгар, авар – или самостоятельно переходят Дунай и заселяют Балканы. Как всякое завоевание, переселение славян сопровождалось разрушением городов, истреблением и обращением в рабство местных жителей. За Дунаем была Византийская цивилизация. Славяне вступили в контакт с ней сначала как варвары-разрушители, потом как ученики и продолжатели византийской культурной традиции. Поэтому и история славян в ПВЛ начинается с Дуная. Выйдя на Дунай славяне отделились от балто-славянской общности. Столкнувшись с Византией славяне обрели самосознание как самостоятельный народ. Поэтому Дунай стал главной рекой в народной культуре славян.

    Византийские писатели считают, что существовал Антский союз в 6 – начале 7 вв. Конкретных сведений об антах немного. Анты обитали от низовьев Дуная до Днепра или Дона. В этом политическом объединении доминировали славяне, но в состав его входило и иранское население, постепенно сливавшееся со славянами. Антский союз был сокрушен аварами, натравленными Византией. Этническая принадлежность авар неясна (угорская орда кочевников). Авары (обры) установили свою власть над некоторыми славянскими племенами. Аварский каганат был уничтожен в конце 8 в. Карлом Великим.

    Киевский летописец записал предание о том, что славяне пришли в Поднепровье с Дуная. Речь шла о славянских племенах, участвовавших во вторжении на Балканы, а затем отброшенных на Восток. Некоторые славянские племена пришли на Днепр из бассейна Вислы с территории будущей Польши. На севере мощный поток славянской колонизации устремился с территории прибалтийских славян в район озера Ильмень и реки Волхов. На востоке славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге славянские племена встретились с балтами и финно-угорским населением. Плотность населения была ничтожна, свободной земли было много. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно смешивались с ними.

    Государство, именуемое Волжская Булгария, возникло в 9 в. и первоначально представляло союз нескольких племен региона, возглавляемых сильнейшим – булгарским. Центром стал небольшой городок-пристань на Волге – Булгар. Сюда приезжали арабские, хазарские, древнерусские и варяжские торговцы. Здесь они обменивались товарами и Булгар уже в 10 в. вырос в довольно значительный город. Политически Волжская Булгария первоначально зависела от хазар. Занималось население земледелием, охотой, промыслами. Принятие ислам приобщило булгар к мусульманской культуре, там стал использоваться арабский язык.

    Большая часть территории славян – леса, реки, болота. Почва на севере не плодородна, а климат суров. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10-15 лет земля истощалась. Жители переходили на новый участок. В южной лесостепной полосе выжигали травяной покров. На юге выращивали пшеницу и просо, на севере – рожь. Хлеб был главной пищей, зерно называли «житом» от слова жить. Разводили домашний скот, занимались охотой. Рыболовство и бортничество занимали важное место. На продажу шли пушнина и мед. Шкуры куниц служили эквивалентом обмена. Поэтому кунами стали называть серебряные деньги. Жилища были в виде полуземлянок с кровлей. Печь топилась по-черному. Славянская община называлась мир или вервь. Характерной чертой славян византийцы считали любовь к свободе.

    Славяне воевали с окрестными племенами. Военная добыча обогащала старейшин племени. Однако в 8-9 вв. имущественное неравенство у славян было почти незначительным. Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, Сварог был богом огня, Стрибог был богом ветра и бури. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди «капищ». Умилостивить идолов можно было жертвами. Каждый род чтил Щура, мистического предка – основателя рода (отсюда пращур).

    Хазары были ближайшими соседями полян. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. Хазары осели в Поволжье. Они создали яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов от Китая до Византии. На территории хазарии возникли богатые торговые города Итиль, Саркел и др. Они стали важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля расширила общение с азиатским миром. Хазары вели длительную войну с Арабским халифатом, были разгромлены и были вынуждены принять ислам. Общение с Византией привело к распространению христианства. Большую роль в истории Хазарии играли евреи, выходцы из владений Арабского халифата и Византийской империи. Благодаря еврейскому купечеству Хазария значительно расширила свое участие в международной торговле. Переход власти в руки еврейской элиты привел к тому, что иудаизм стал одной из ведущих религий на территории каганата. В 9 в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Племена, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии, стали платить им дань.


    1. Образование древнерусского государства.



    В Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам (викинги, варяги, русы). Относительное перенаселение было одной из причин многочисленных морских экспедиций скандинавов. Финны называли норманнов «роутси», отсюда «росы» или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять их соседи славяне. В Восточной Европе русов еще называли варягами. Славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. Но, освоив реки Восточно-Европейской равнины, варяги-русы проложили себе дорогу в пределы Хазарии и Византии. Русы торговали мехами, медом и другими товарами, которые они получали как дань в землях финнов и славян. Кроме того, норманны промышляли работорговлей. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных, и продавали в рабство. Их отношение к религии определялось их образом жизни. Некоторые меняли веру дважды и трижды.

    Главным занятием викингов была война. Сохранились сведения о походе русов на Византию в 860г. Они совершали набеги и на южное побережье Каспийского моря. На захваченных славянских землях норманны-руссы заводили торговые места – «вики». Позднее возникли их княжества. Первые попытки основать княжества относятся к 9 в. Раннее норманнское княжество в Восточной Европе получило название каганата по той причине, что образовалось на периферии Хазарского каганата. Археологи характеризуют вики как открытые торгово-ремесленные поселения. Их населяли представители разных племен и народностей.

    Самый древний из русских городов Ладога возник на Севере, на сравнительно недалеком расстоянии от Скандинавии. Первые норманнские колонии появились здесь уже в 8 в. С древних времен первостепенное значение имел путь из Ладоги на Волгу. По нему в Скандинавию поступало серебро из стран арабского Востока. Самым крупным виком на этом пути было городище Тимерево близ будущего Ярославля на Волге. Другой путь – из варяг в греки, пролегал в южном направлении. Главными стоянками русов здесь стали Рюриково городище на Волхове под Новгородом и Гнездово на Днепре под Смоленском. Ранний этап восточноевропейской торговли следует рассматривать как норманнско-арабский. Русы привлекали славян к войнам с Византией и Хазарией. Славяне строили суда для викингов, снабжали их припасами. Славянские поселения становились своего рода спутниками виков. Такие поселения росли быстрее самих виков. Поэтому рядом возникали славянские города.

    Во второй половине 9 в – начале 10 в. на Восточно-европейской равнине утвердились десятки конунгов. Русские летописцы считали, что это одна династия. Рюрик – полулегендарная личность. В 882г. Олег убил Аскольда и Дира и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем. Олег был героем киевских былин. Он двинулся на Византию в 907г. Поставил 2000 ладей на колеса и двинулся к городу со стороны суши. Повесил свой щит на врата Царьграда. В византийских хрониках это не отразилось. В 911г. Олег заключил выгодный мир. Византийцы откупились от варваров. Хазария стремилась избежать столкновений с норманнами и пропускала их флотилии через свои владения, когда это отвечало целям каганата. Русы грабили хазарских данников, чтобы обеспечить себя продовольствием. Недолговечные норманнские каганаты были непрочными. Предводители норманнов чаще всего, получив богатую добычу, уходили к себе на родину. Например, неизвестно где умер Олег.

    Первым из конунгов, окончательно обосновавшихся в Киеве и положивших начало местному норманнскому владетельному роду, был Игорь Старый. Достоверные сведения о его правлении можно найти в сочинениях императора Константина Багрянородного и еврейско-хазарской переписке середины Х века.

    Византия хотела изгнать хазар из Крыма с помощью норманнов. Император послал большие дары Олегу, который внезапным ударом захватил хазарскую крепость Таматарху и Керчь. Это были крупные и богатые города, Олег сделал Таматарху своей резиденцией. Хазары заключили мир с Олегом и предложили войну с Византией. Возник союз конунгов, который двинулся на Византию. Поход русов отличался большой жестокостью. В июне 941г. в морском сражении под Константинополем норманнские суда были сожжены греческим огнем (горючая смесь из селитры и смолы). Русы отступили в Таматарху. Олег ушел на Каспий и там погиб. В 944г. киевский князь Игорь предпринял второй поход на Константинополь. Он заключил союз с печенежской ордой. Печенеги стали ведущей силой в Причерноморье. Этот союз вызывал опасения у Византии. Поэтому византийцы решили заключить мир, пойдя на уступки. Игорь принял дань и пошел на мир.

    Под управлением Игоря находилась земля полян. Игорь имел ставку в Киеве, а сына держал в Новгороде. Это не означает, что Новгород был еще одной столицей. Ни Киев, ни Новгород не были столицами, поскольку древнерусское государство находилось еще в процессе становления. Рядом были древляне. Богатую древлянскую дань собирал конунг Свенельд. Игорь, завидуя Свенельду, по настоянию своей дружины двинулся на древлян и собрал с них вторую дань. Явное беззаконие норманнов возмутило старейшин славян. Игорь был казнен. Свенельд отомстил за него, перебив 5 тыс. древлян. Легенда о княгине Ольге.

    Мирные договоры с греками создали благоприятные условия для развития торговых и дипломатических отношений между Киевской Русью и Византией. Русь получала право вести торговлю на рынках Константинополя. Князь Игорь обязался посылать воинов в Византию по первому требованию императора. Соглашения создали условия для проникновения на Русь христианских идей. Но надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось делом длительным и трудным. По ПВЛ в 955г. Ольга посетила Константинополь и приняла христианство. Причем крестил ее император Константин Багрянородный. С именем Ольги связывают важные реформы. Главное – организация сбора дани: установление оброков и полюдье. Полюдье было простейшей формой освоения русами славянских земель. Существовал и повоз.

    Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против хазар. Взял Саркел на Дону. Это не привело к крушению Хазарии, но его поход показал военную слабость хазар. Это подтолкнуло викингов к походу на хазар. В 968г. на хазар обрушились норманны с Волги, и вышли на Каспий. Нашествие привело к смене правящей элиты. К власти пришли сторонники ислама. Начался быстрый закат Хазарии. Разгром каганата изменил всю расстановку сил. Хазария сдерживала натиск кочевых орд из Азии и сковывала силы норманнов. Святослав вступил в тяжелую борьбу с Византией за Болгарию. В итоге Святослав погиб.

    У Святослава было трое сыновей от разных жен. Старший – Ярополк сидел в Киеве, Олег – в Деревской земле. Ярополк начал войну с братом, завершившуюся гибелью Олега. В Новгороде был малолетний княжич Владимир. Мать Малуша была ключницей у княгини Ольги. Потому Владимира называли сыном рабыни. Опасаясь за жизнь малолетнего Владимира, его дядя увез его в Скандинавию, а когда он вырос, то вернулся с варяжскими отрядами. Ярополк сдался брату и был им убит. Постепенно Владимир подчинил большинство славянских племен. Русы использовали силы покоренных племен для новых завоевательных походов. Славянские старейшины – князья – сохраняли власть в пределах племенных владений, что облегчало норманнам сбор ополчений. Происходило слияние местной знати с варягами. Владимир стал создавать укрепленные городки для борьбы с кочевниками.

    Как возникло название Русь. В 11-12 вв. жители разных городов, отправляясь в Киев, говорили: поиду на Русь. Название Русь получила та местность в Нижнем Поднепровье, которую норманны – русы освоили уже в первой половине 10в. К началу 11 в. норманны исчезли, – ассимилировались местным славянским населением (четыре-пять поколений). Но земля стала называться Русь. Главное содержание деятельности первых киевских князей (объединение земель, приобретение рынков для внешней торговли и охрана торговых путей, защита границ от нападений кочевников). Норманнская теория – 18 век. Государственность создавалась мирным призванием, значит нет основы для конфликтов.


    1. Принятие христианства на Руси.


    Свое княжение в Киеве Владимир начала с устройства языческого капища подле своего двора. Владимир установил в капище всех основных идолов. Но было ясно, что язычество не соответствует новым условиям развития. Причины принятия христианства. В 987г. в войсках императора Василия П вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Василий П отправил в Киев послов с просьбой о помощи. Владимир согласился, но пожелал взять в жены сестру императора царевну Анну. Условием брака было крещение князя и его народа. Русское войско было послано в Византию и помогло подавить мятеж, а Владимир крестился в том же году в Киеве. В 988г. Владимир выступил с войском к днепровским порогам встречать невесту. Анна не явилась. Увидев себя обманутым Владимир в 989 г. взял Корсунь, после чего заявил, что нападет на Константинополь, если не будет выполнен договор.

    Василий П нарушил договор не по злой воле. У князя Владимира было много языческих жен и 10 сыновей от них, которые вместе с отцом управляли Русью, и были его прямыми наследниками. Царевна Анна могла стать христианской женой князя лишь после расторжения всех его языческих браков и закрепления прав на трон за сыновьями от греческой царицы. С точки зрения церкви, сыновья, рожденные вне христианского брака были незаконорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема. Старшие сыновья были опорой его власти. Крещение Руси отвечало высшим интересам Византии, но политические цели пришли в столкновение с династическими. Византия не могла допустить того, чтобы русы закрепились в Корсуни, и Василию П пришлось отпустить Анну. Владимир вернул Корсунь как выкуп за невесту.

    Значение принятия христианства. Культура, грамотность, ремесло, церковное строительство, смягчение нравов (запрещены человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства, осуждено рабство), изменился пищевой рацион (овощи), укрепление княжеской власти, международное положение. Вера способствовала объединению Руси и чувству национального единства. Викинги не могли дать славянам готовой государственности. У них господствовал родоплеменной строй, как и у восточных славян. Решающее влияние на эволюцию русского общества оказал синтез военной организации норманнов, общественных институтов славян и византийского права, ставшего известным на Руси благодаря принятию христианства.

    После крещения Владимир пожаловал киевской метрополии десятую часть всех княжеских доходов. Царица Анна выписала знающих архитекторов и мастеров из Константинополя, и они построили первое в русской истории каменное здание – Собор Пресвятой Богородицы. В народе его стали называть Десятинной церковью. Греческие миссионеры проповедовали в этнически неоднородной, многоязычной стране. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и сего народа, и вели проповедь на славянском языке. Русская письменность и книжность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта