Учебно-методические материалы Ч. 1. История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1
Скачать 0.7 Mb.
|
Киевская Русь в 11-12 веках. У Владимира было двенадцать сыновей от нескольких браков. Один из них – Ярослав был в Новгороде. В 1014г. он отказался прислать отцу из Новгорода обычную дань – две тысячи гривен. Владимир собрался в поход на него, умер. Киевский престол занял Святополк. В борьбе за власть он убил Бориса и Глеба. Они как безвинные мученики были причислены к лику святых. Проклиная Святополка Окаянного, церковь пыталась смягчить княжеские распри (есть гипотеза о непричастности Святополка к убийству братьев). В ходе трудной борьбы Ярослав победил Святополка и стал княжить в Киеве. Мстислав правил на левобережье, в Чернигове. Лишь в 1035г., после смерти Мстислава, Ярослав стал «самовластцем» в Русской земле. В 1036г. Ярослав нанес крупное поражение печенегам, после которого они долгое время не нападали на Русь. Но печенегов вскоре сменили новые кочевники – половцы. Периметр границ – 7 тыс.км., население – 4 млн. Ярослав укрепил Киев. Он возвел крепостные стены, расширил город. Построил Золотые ворота с надвратной церковью. Он основал Собор Святой Софии и монастыри возле города. При нем возник Печерский монастырь, где составлялась Начальная русская летопись. Ярослав любил книжную мудрость, собирал книги, наказывал священникам учить людей грамоте. Среди важнейших государственных мероприятий Ярослава следует отметить назначение митрополита без ведома константинопольского патриарха. Им стал автор «Слова о законе и благодати» священник Иларион в 1051 г. Старейший древнерусский свод законов – Русская Правда. Этот документ создавался на протяжении 11-12вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый около 1016г. Во второй половине 11 в. сыновья Ярослава дополнили Русскую Правду новыми законами. До этого был Закон Русский – обычное устное право. В древности кровная месть была действенным регулятором общественного порядка. Кровная вражда могла не стихать многие поколения. Правда Ярослава впервые очертила круг родственников, имевших право мстить. Отныне месть ограничивалась двумя поколениями. В Правде Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Размер виры изменялся в зависимости от того, чью жизнь она защищала. По сути, это было описание иерархической лестницы Руси. Вверху стоят князья и дружина. Состав дружины был полиэтнический, много выходцев из Скандинавии и кочевников. Старейшая дружина – бояре, младшая дружина – детские и отроки. Боярская вотчина возникла позднее, чем княжеский домен. Это случилось лишь во второй половине 11в. Размеры вотчин были невелики. Торговля внутри страны развивалась слабо, на продажу сельскохозяйственные продукты не производились, поэтому княжеским слугам большие вотчины были ни к чему. Бояре и дружинники древней Руси получали основные доходы от сбора дани, кормлений, судебных поборов. Ступенью ниже дружинников стояли купцы, еще ниже – ябедники и мечники, т.е. низшие судебные исполнители, сборщики дани, стражники. Основным населением Киевской Руси были свободные общинники, которых Русская Правда называет «людьми». В боярских и княжеских вотчинах работали зависимые люди. Особенно много внимания Русская Правда уделяет рабам, называя их челядью или холопами. Источники рабства: военнопленные, рождение от рабыни, самопродажа, женитьба на рабе без ряду (договора), служба тиуном или ключником без ряду. Закон запрещал обращение в рабство за долги, хотя в реальной жизни это бывало. Человек, отрабатывающий долг назывался закупом. Он как бы неполный холоп. Главное отличие закупа от холопа заключается в том, что у него было свое хозяйство. Рядовичами называли людей, которые не пошли в холопство и заключивших ряд. Много говориться о смердах. Историки не выяснили, кто это такие. Само слово смерд было бранным, презрительным. Видимо смерды – это полусвободные люди, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Возможно, это были жители недавно покоренных земель. Ярослав Мудрый умер в 1054г. Перед смертью он разделил русскую землю между тремя старшими сыновьями. Изъяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Отныне трое сильнейших князей должны были объединить силы для защиты Руси от кочевников. Трое Ярославичей образовали своего рода триумвират и совместно управляли Русью почти два десятилетия. В середине 11в. в Причерноморье вторглись половецкие орды, вытеснившие печенегов. Ярославичи недооценили мощь нового противника и были разбиты в битве на р. Альте в 1068г. Когда Изъяслав с остатками войска вернулся в Киев, народ собрался на вече и решил продолжать войну. Киевляне потребовали, чтобы князь роздал им оружие и коней. Изъяслав отказался подчиниться постановлению веча. Тогда толпа разграбила княжий двор. Изъяслав был свергнут и бежал в Польшу. Народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава, освобожденного из киевской тюрьмы. Изъяслав вернулся с польской ратью и жестоко расправился с участниками мятежа. В 1073г. Святослав и Всеволод выгнали Изъяслава из Киева. Начались распри (усобицы) внутри княжеского рода, управляющего Русью. В древней Руси не было единой системы престолонаследия. Княжеский стол мог передаваться от старшего брата к младшему или от отца к сыну. Поэтому братья часто воевали между собой, а племянники враждовали с дядьями. В 1097г. по инициативе Владимира Мономаха (внук Ярослава Мудрого) князья собрались на съезд в Любече. Они договорились о прекращении усобиц, поскольку это на руку врагам – кочевникам. Князья провозгласили новый принцип взаимоотношений – каждый держит отчину свою. Союз был заключен на условии неприкосновенности внутренних границ между русскими княжествами. Постановления Любечского съезда узаконили переход к раздробленности Руси. Впрочем, Киев считался главным среди русских городов, и правил там великий князь. Прекратить усобицы не удалось, распри продолжались. Новая система наследования способствовала будущему сплочению отдельных русских земель вокруг новых династий. В 1113г. великим князем в возрасте 60 лет стал Владимир Мономах. Он был прозван Мономахом, потому что был сыном византийской принцессы. Всю жизнь он ратовал за единство Руси и согласие князей, всю жизнь сражался с половцами. Владимир дал народу устав – свод законов, в котором уменьшал поборы с зависимых людей. Мономах был выдающимся писателем. В поучении, оставленном детям, он описывал свои подвиги и ратные руды, заповедовал любить братьев и не обижать обездоленных. Московские князья считали себя наследниками Мономаха. Царский венец назывался шапка Мономаха. В годы его правления (1113-1125) единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал, опираясь на свое военное превосходство. Добившись единства князей, Мономах сумел нанести ряд тяжелых поражений половцам, и заставил их прекратить набеги. В 1125г. после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился его старший сын Мстислав Великий. Русью он правил столь же грозно, сколь и его знаменитый отец. Никто из князей не решался ему противостоять. Годы его правления были последними годами единства Киевской Руси. После его смерти в 1132г. начались княжеские распри, раздробленность Руси стала фактом. Политическая раздробленность на Руси. Причины раздробленности. 1) Княжеские распри. 2) Господство натурального хозяйства. 3) Сохранялись остатки племенной обособленности. 4) Формирование княжеского и боярского землевладения. Дружина «осела» на землю. Доходы от своих вотчин были важнее, чем собираемая дань. Поэтому князья больше думали об усилении своего княжества. 5) Рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель (некоторые историки считают это следствием раздробленности, а не причиной). Сохранялись элементы единства: единый язык, общие законы, установленные Русской Правдой, православная вера, культура, народное осознание единства Руси. К середине 12в. сформировался ряд независимых княжеств. Каждый князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Но власть князя не была абсолютной, ее ограничивало народное собрание – вече. Вече – открытое всенародное собрание свободных людей главного города княжества. Собиралось в экстренных случаях, решения обязательны для всех. Компетенция веча не ограничена, с помощью веча народ выражал свою волю. Князь признавал права веча. С разрешения веча князь мог собрать народное ополчение и назначить его главу – тысяцкого. Доходы князя – дань с населения, штрафы за преступления, торговые пошлины, доходы с имений. Дружинники (700-800 чел.) связаны с князем личным договором. Получали часть дани и землю за службу. Северо-Восточная Русь. Ростово-Суздальская земля была вначале дикой окраиной, отделенной от Приднепровья густыми труднопроходимыми лесами. Это была земля непокорного племени вятичей. На северо-востоке от Москвы, там, где расположены Владимир и Суздаль, леса редели, появлялись широкие открытые пространства, – начинались земли ополья, опушки гигантского леса. Эта территория расположена в нечерноземной зоне. Почвы на северо-востоке сравнительно бедные, но именно в ополье есть мощный чернозем. С 11в. сюда двинулся поток переселенцев. Вначале главный поток переселенцев шел из Новгородской земли (искали плодородные земли). Позднее – из Южной Руси. С юга шли люди, спасаясь от набегов кочевников. Кроме того техника земледелия была примитивной, следовательно, рост населения требовал освоения новых земель. К тому же на юге росли боярские вотчины, владельцы которых облагали крестьян поборами. А на северо-востоке феодальное землевладение появилось лишь во второй половине 12 в. Переселенцы из славянских земель постепенно ассимилировали немногочисленное финское население края. Древнейшие города – Ростов, Ярославль (основан Ярославом Мудрым), позднее – Суздаль и Владимир (основан Владимиром Мономахом). Одним из самых известных князей был Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха). При нем центром княжества стал Суздаль. В 1147г. при нем впервые упоминается Москва. По данным археологии Москва возникла еще в конце 11 века. Само название Москва финского происхождения. По преданию, Москва принадлежала богатому боярину Кучке (отсюда второе название поселения – Кучкино). Князь Юрий отобрал село у боярина и превратил в свою летнюю резиденцию. Юрий Долгорукий всю жизнь боролся за Киевский стол. В 1155г. Юрий овладел Киевом и остался великим князем до своей смерти в 1157г. Правил он Киевом строго, так, что после его смерти киевляне восстали и перебили его людей. После смерти Юрия власть на Северо-Востоке перешла к его сыну Андрею Боголюбскому. Он уже не стремился на юг. Андрей перенес свою столицу во Владимир. Икона Владимирской Божией Матери. Андрея тяготили порядки, сложившиеся в старших городах – Ростове и Суздале. Издавна там существовало вече, с решениями которого приходилось считаться. Владимир своего веча не имел. Поэтому княжеское самовластие не встречало здесь ограничений. В правление Андрея ярко проявились новые тенденции во взаимоотношении князя и дружины. Для князей южной Руси дружинники были соратниками, друзьями, советниками. Князь не предпринимал важных шагов, не посоветовавшись с дружиной. А на Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Андрей даже изгнал дружинников своего отца. Не доверяя старшей дружине, князь все больше опирался на младших дружинников – детских. Эти люди в гораздо большей степени зависели от князя. С конца 12в. их все чаще стали именовать дворянами, т.е. людьми княжеского двора. Они уже былине вассалами князя, а его слугами. Князь был для них господином, хозяином, они – его подданные, а не соратники. Укрепляя свое единовластие, Андрей стремился добиться независимости от Киева. С этой целью он просил константинопольского патриарха учредить во Владимире митрополию. Патриарх отказал. Андрей участвовал в борьбе за южную Русь, но завоевав Киев не поехал туда, отдав младшему брату Глебу. Постепенно Андрей пытался заменить отношения старшинства в княжеском роде политическим подданством младших князей. Самовластие Андрея было невыносимо его подданным. Возник боярский заговор и в 1174г. Андрей был убит. По многим городам северо-востока прокатились восстания и грабежи. Сам по себе заговор свидетельствовал об изменившихся отношениях между князем и дружиной. Вассалы могут изгнать своего сюзерена, а слуги не имеют на это право. Это толкает их на убийство. После убийства Андрея началась междоусобица, шла два года. В итоге победил Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского). Всеволод был такой же властный, но гораздо более расчетливый и осторожный. Он сломил сопротивление старого боярства (местная родоплеменная знать). В период его долгого правления (1176-1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Всеволод первым среди князей северо-востока принял титул великого князя. Он расширил пределы своих владений. Власть его ощущалась и на юге. Киевские князья не рисковали соперничать с ним. Процесс утверждения единовластия на северо-востоке отвечал укладу жизни. Сельское хозяйство было низкоэффективным из-за суровых климатических условий и малоплодородных почв. Крестьяне жили на гране нищеты. Только сильная власть с развитым административно-полицейским аппаратом могла заставить их отдать значительную часть производимого продукта собственникам земли и на нужды государства. К единовластию вели малочисленность населения на большой территории и его пестрый состав. Важную роль в истории Руси играли юго-западные земли: Галицко-Волынское княжество. Благоприятный климат и плодородные черноземные почвы обеспечили этим районам высокий уровень развития сельского хозяйства. Реки связывали эти места с Черным и Балтийским морями. Через Галицию и Волынь пролегали важные сухопутные торговые пути, соединявшие Русь с Венгрией и Польшей. Юго-западные окраины вели широкую торговлю и уверенно богатели. Здесь рано сложилось частное землевладение. Опираясь на обширные вотчины, местное боярство чувствовало себя достаточно сильным для того, чтобы противиться воле князей, и не раз вступало с ними в борьбу, отстаивая свои привилегии. Именно на юго-западе боярство стало мощной самостоятельной силой. Пограничное положение обрекало эти земли на многочисленные вооруженные конфликты с участием соседних государств. Главными городами были Владимир-Волынский и Галич. Галицкая земля достигла расцвета при князе Ярославе Осмомысле (1153-1187). Осмомысл – восьмимысленный, т.е. мудрый. В 1159г. галицкие войска даже овладели Киевом. У Ярослава были серьезные столкновения с боярством. Он хотел передать трон своему побочному сыну Олегу. Бояре стали на сторону законной жены, взяли Ярослава под стражу – он подчинился. После смерти Ярослава началась длительная усобица. На рубеже 12-13вв. князь Роман Мстиславич Волынский объединил воедино Волынское и Галицкое княжества и создал большое и мощное княжество. Роман продолжал политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содействовал развитию городов. После его смерти в 1205г. вновь начались усобицы. Венгрия и Польша использовали усобицы для постоянных вторжений на Русь, для захвата земель. В 1214г. Галицко-Волынское княжество было разделено Польшей и Венгрией. Лишь Владимир-Волынский остался за русскими князьями. Сын Романа Даниил Романович Галицкий после длительной борьбы с боярами сумел вновь объединить под своей властью всю Галицко-Волынскую землю. Даниил был смелым и талантливым полководцем, хорошим государственным деятелем. Но и после его утверждения боярство продолжало борьбу против политики централизации, вступая в сговор с Венгрией и Польшей. Умер в 1264г. Новгородская Русь: особенности развития Новгородская земля. Новгород был единственным из древних городов, избежавших упадка и дробления в 12-12вв. Новгород располагался на берегах р. Волхов, которая разделяла его на две стороны – Торговую (по городскому рынку) и Софийскую (по храму св. Софии). Стороны в свою очередь делились на концы, а концы на улицы. Первоначально было три конца. Население было смешанным, не одни славяне. Город возник иначе, чем другие. Обычно город рос вокруг одного центра, чаще всего – крепости. Новгород же сложился как объединение трех отдельных, разноплеменных поселений. Кремль был построен как межплеменной центр, в котором располагались жречество и общегородские власти. Со временем концов стало пять. Новгороду принадлежали обширные территории до Урала на Востоке и до Белого моря на Севере. Каждый конец владел своей частью этого пространства. Эти владения стали именоваться пятинами. Более отдаленные территории назывались волостями. Южные пятины были заселены славянами. Здесь концентрировалась большая часть населения. В северных пятинах значительную часть населения составляли финские племена. Территория расширялась за счет военно-промышленной колонизации, которая не встречала серьезного сопротивления со стороны местных племен. Осваивали земли дружины «ушкуйников» (ушкуи – лодки). Бояре их снаряжали. Собирали дань мехами. Природные условия были суровы: холодный климат, бедные почвы. Устойчивые урожаи получали лишь в южных частях. Хлеба часто не хватало. Поэтому его ввозили из Ростово-Суздальской земли, что создавало экономическую зависимость Новгорода от Центральной России. Географические условия Новгорода очень благоприятны для торговли. Торговые пути в Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию, на Волгу и в страны Востока, в Византию. Поэтому Новгород рано вырос не как резиденция князей, а как крупный торгово-ремесленный центр. Ремесленники составляли большую часть так называемого «черного» населения города. «Черные люди» – это мелкие городские ремесленники и наемные рабочие. Уже в середине 12в. в городе появился торговый двор, основанный купцами с острова Готланд. Важнейший торговый партнер – Ганзейский союз. Новгородцы охраняли свои интересы. Иностранные купцы могли продавать товар только оптом. Торговать в розницу им запрещалось. Сделки они могли заключать лишь с жителями Новгорода. С Запада в Новгород привозили сукна, вина, поделочный камень (янтарь), цветные и драгоценные металлы. Все это требовалось для ремесленного производства. В новгородской земле в достатке имелись лишь дерево, железо и строительный камень. Поэтому ремесленники вынуждены были работать на привозном сырье. Из новгородской земли везли пушнину, мед, воск, кожи, моржовую кость, смолу, лес. Очевидно, что эти товары принадлежали не ремесленникам. Торговлю с зарубежными странами вело купечество, которое составляло богатую и влиятельную прослойку населения. Купцы составляли свои артели по видам торговли. А купцы получали свои товары из боярских вотчин. Боярство представляло собой узкий замкнутый круг знатных родов. Не будучи новгородским боярином по рождению, стать им было невозможно. Боярство происходило от местной родо-племенной знати и сложилось еще в докняжеский период. В 10-11вв. бояре жили за счет дележа государственных доходов и ростовщичества. Накопленные таким образом средства позволили им с конца 11в. перейти к скупке общинных земель. В 12-13 вв. сформировались громадные боярские вотчины. Именно из вотчин и привозились те продукты, которые купцы затем продавали в Европе. Купцы выступали в качестве торговых агентов бояр. Полученное в результате торговых операций сырье боярин передавал зависимым от него ремесленникам. В основе боярского могущества лежали землевладение и торговля. Наряду с боярами в Новгороде были и землевладельцы помельче – «меньшие» или «житьи» люди. Боярских привилегий у них не было. Высшим органом власти в Новгороде было вече. Оно собиралось на площади около торга. Площадь называлась Ярославовым двором (здесь было подворье Ярослава Мудрого). Рядом с площадью был укреплен специальный вечевой колокол, оповещавший о созыве веча. Долгое время историки считали вече собранием всего взрослого мужского населения. Большинство современных исследователей считают иначе. Раскопки показали, что вечевая площадь невелика, а участники веча не стояли, а сидели на скамьях. При этом поместиться на площади могло 400-500 чел. Немецкие источники говорят, что Новгородом управляли 300 золотых поясов. В самом Новгороде было примерно 400-500 боярских усадеб. А рядовые новгородцы участвовали в вечах концов и улиц. На этих собраниях избирались кончанские и уличанские старосты. Бояре использовали кончанские веча для того, чтобы настраивать жителей своего конца против соперников из других концов. Показательно, что сами участки, на которых собирались кончанские и уличанские веча находились на принадлежащей боярам земле. Городское вече собиралось по мере надобности, принимало законы, решало вопросы войны и мира, приглашало и изгоняло князя, было высшей судебной инстанцией, избирало руководителей новгородского управления – посадника и тысяцкого. Посадник происходил из знатнейших бояр. Тысяцкий был представителем купцов. Занимались тысяцкие сбором налогов. Для уплаты податей все черное население города делилось на 10 сотен во главе с сотским. Над сотскими начальствовал тысяцкий. В 14в. эту должность захватили бояре. Вече имело свою канцелярию – вечевая изба, и печать. Суд распределялся между разными лицами (посадник, тысяцкий, архиепископ, князь). Для пересуда была специальная коллегия из 10 бояр. На вече избирался новгородский архиепископ. До 1156г. его назначал киевский митрополит, но с этого времени он стал лишь утверждать предложенную новгородцами кандидатуру. Архиепископ обладал большой властью. Он считался номинальным главой республики – Господина Великого Новгорода. Владыка хранил государственную казну Новгорода и был владельцем обширных государственных земель. Он председательствовал на совете господ – правительственном органе боярской олигархии. Архиепископ вместе с посадником и тысяцким скреплял своей печатью международные соглашения Новгорода, нередко представлял новгородцев на различных переговорах. Архиепископ даже имел свой особый полк. Архиепископ вел суд по делам веры, семейным и наследственным. Он часто решал внутренние споры, прекращал междоусобицы. В 1136г. новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича за попытку использовать новгородские войска в борьбе с другими князьями. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним ряд. В договоре содержались условия, которые князь обязывался соблюдать. Князь не вмешивался во внутренние дела Новгорода, не мог вести самостоятельную внешнюю политику, не мог сменять посадника и тысяцкого. Ему было запрещено приобретать недвижимость в новгородской земле. Князь с дружиной жил за городской чертой. В случае нарушения ряда вече могло изгнать князя и пригласить другого. Меняя князей, новгородцы не раз серьезно влияли на политическую жизнь всей Руси. Князя был нужен как военачальник. Он символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князь играл роль третейского судьи (посредника) в решениях противоречий внутри Новгорода, хотя и не имел права выносить окончательный приговор без согласия посадника. Князю платили хорошую дань. Поэтому князья стремились княжить в Новгороде. Огромную роль в успешном развитии Новгорода сыграл тот факт, что город не знал серьезной внешней опасности. Он не пострадал во время монгольского нашествия. Новгород был городом высокой культуры быта. Мощен деревянными мостовыми. Власти следили за порядком и чистотой на улицах. Была повсеместная грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты (более 900). Историки нередко называют Новгород русской республикой, но это не совсем верно. Новгород был аристократической республикой, где вся власть была не у народа, а только у бояр. |