Учебно-методические материалы Ч. 1. История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1
Скачать 0.7 Mb.
|
Глава 19 «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Все городское население должно было нести тягло на государя. Запрещался переход из одного посада в другой, и даже женитьба на женщине из другого посада. Население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получили право монопольной торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах. Права помещиков были расширены. Они получили право обменивать поместья вне пределов своих уездов. Под видом обмена помещики нередко осуществляли продажу своих имений. Получила развитие традиция наследования поместий. Власти санкционировали обычай, по которому выморочные поместья должны были оставаться в роду умершего человека. Крепостнические законы не сразу привели к желаемым результатам. Крестьяне продолжали уходить на необжитые земли. Дворянское «оскудение» вызывало тревогу властей. Правительство стало посылать для сыска беглых крестьян воинские команды. Этим были возвращены десятки тысяч крепостных. В центре свободное крестьянское землевладение почти целиком исчезло. Черносошные крестьяне сохранились в Поморье и Западной Сибири. Общая численность населения – 9-10 млн. чел., а плотность самая низкая в Европе. Крестьянское хозяйство оставалось в основном натуральным, товарные излишки хлеба были невелики. Урожайность составляла сам три, на юге сам четыре. Рост объема производства достигался за счет вовлечения в оборот новых земель. Обмен между изолированными местными рынками носил сезонный характер и осуществлялся через ярмарки. Самые знаменитые – Макарьевская в окрестностях Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская под Брянском. Казна устанавливала монополию на экспорт товаров (пушнина), пользовавшихся наибольшим спросом за рубежом. Это неизбежно замедляло процесс накопления капитала. Наиболее прибыльным товаром на внутреннем рынке оставались соль, вино, металлические изделия. К 17в. относятся первые попытки освоения природных богатств Урала. Небольшой медеплавильный завод (Ницинский) был основан в 1631г., но просуществовал недолго. Это первая частновладельческая мануфактура. Отсутствие капиталов и местной рабочей силы помешало наладить выплавку уральской меди и железа. Более удачным был опыт создания мануфактур под Москвой с привлечением иностранного капитала и техники. Три завода были основаны в 1636г. голландским купцом Андреем Виниусом в Тульско-Каширском районе. Это центр развития железоделательных промыслов. Армия остро нуждалась в оружии, а потому заводовладельцы получали крупные правительственные субсидии. К мануфактурам приписывали дворцовых крестьян, которые в счет отбывания госповинностей, должны были заготовлять руду и древесный уголь и возить их на заводы. Помимо Тулы центром вновь возникшей металлургической промышленности стал Олонец, где датчанин Бутенант построил несколько предприятий. На заводах применялась современная западноевропейская техника – доменные печи. Мануфактуры работали почти исключительно на казенные заказы. Масштабы мануфактурного производства были незначительны. К концу 17 в. Россия выплавляла десятую часть железа, производимого Швецией. Доходы промышленников были неустойчивыми, и заводы часто меняли своих владельцев. К концу века в России было 30 мануфактур. Кроме металлургических, в России появились крупные полотняные и стекольные предприятия. Они отличались от мануфактур примитивной организацией труда. В мануфактуре был принцип разделения труда. Предприятия не были связаны с рынком, работали на госзаказ. Главную массу промышленной продукции выпускали мелкие ремесленные мастерские. В 17в. единственным морским портом оставался Архангельск. Навигация прекращалась на зимний период. Даже в конце столетия в Архангельск прибывало в летнюю навигацию не более 70 кораблей. Россия ввозила оружие, сукна, вина, стекло, бумагу. Предметы вывоза – пушнина, сало, пенька, кожи, лес. Внешняя торговля находилась в руках иностранных купцов, что вызывало недовольство русского купечества. В 1653г. власти повысили пошлины на иностранные товары. Протекционистская политика получила подтверждение в Новоторговом уставе 1667г. Правительство удвоило пошлины на товары иноземных купцов, проданные ими за пределами Архангельска, и запретило этим купцам розничную торговлю по всей России. Кроме Архангельска важным торговым центром была Астрахань. Здесь были Индийский и Персидский торговые дворы. В 17в. продолжалось перерастание ремесла (производство для конкретного заказчика) в мелкотоварное производство. Этот процесс начался задолго до 17в., но в этом веке принял массовый характер. К концу 17в. в России имелось не менее 300 городов. В Москве до 200 тыс. жителей. Москва имела 120 специализированных торговых рядов. Значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. После смуты возобновилось освоение Сибири. В сибирских военных экспедициях участвовали небольшие военные силы. Обычно отряды насчитывали несколько десятков человек. Торговые люди нередко снаряжали экспедиции за Сибирской пушниной на собственные средства. Русские отряды продвигались по рекам и облагали данью (ясаком) малочисленные местные племена. Дань служила военной добычей, а затем превращалась в постоянный побор в пользу царя. Русские без труда подчинили разрозненные и враждовавшие между собой сибирские племена. Повсюду русские строили небольшие деревянные укрепления – острожки. Василий Поярков в 40-е годы вышел на Амур, а оттуда в Охотское море. Оставил подробное описание этих земель. Служилый казак Семен Дежнев в 1648г. открыл пролив между Азией и Европой (мыс Дежнева). Смелый мореплаватель даже не догадался о своем открытии. Ерофей Хабаров из Сольвычегодска установил русскую власть на Амуре. Был пожалован дворянством. На территории от Урала до Тихого океана к концу столетия находилось 150 тыс. русских переселенцев. А местное население составляло 200-220 тыс. Стали переселяться крестьяне. Сибирь не знала крепостничества. К концу века Сибирь сама снабжала себя хлебом. Присоединение Сибири не было завоеванием в прямом смысле слова. Это было скорее приобретение, важнейшими сторонами которого были сотрудничество, взаимообмен. С середины 16 до конца 17в. Русское государство увеличивалось в год на одну современную Голландию. В Приамурье Россия столкнулась с Китаем. В 1689г. был заключен Нерчинский мирный договор, по которому русские очистили ранее занятые ими земли в верховьях Амура. Этот договор стал важным шагом в установлении дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем. В течение нескольких лет после Смуты Россия воевала с Польшей и Швецией. В 1617г. был заключен Столбовский мир со Швецией. Швеция возвращала Новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. Польский королевич Владислав организовал в 1618гг. поход на Москву. Он дошел до арбатских ворот, но был отбит. В конце 1618г. в селе Деулино было подписано перемирие на 14,5 лет. За Польшей оставались Смоленские и Черниговские земли. Происходил обмен пленными. Владислав не отказался от претензий на русский престол. Конфликт не был улажен. Готовясь к новой войне, русские стали создавать полки «нового строя». Заграницей нанимали иностранных специалистов. Солдат обучали и единообразно вооружали. Стало ясно, что поместная армия отживает. Весной 1632г. умер Сигизмунд. Началось обычное «бескоролевье». Русская армия во главе с М.Шеином осенью 1632г. двинулась под Смоленск. К городу подошли в середине декабря, время было упущено. Тридцатитысячное войско дважды пыталось штурмовать город. Стало ясно, что Швеция не намерена участвовать в войне. В начале 1633г. на престол был избран Владислав. Он с армией двинулся под Смоленск и блокировал русский лагерь. Русские несли потери от голода и болезней. Крымские татары напали на южные уезды. Это вызвало панику среди дворян, началось дезертирство, наемники стали переходить на сторону короля. Шеин пал духом после кончины Филарета в октябре 1633г. В феврале 1634г. Шеин капитулировал. Русская армия отступила от Смоленска, сохранив мушкеты и холодное оружие. Вся артиллерия и лагерное имущество достались полякам. Король хотел развить успех, но поляков остановили под Белой. Начались тяжелые бои, и Владислав решил пойти на мир. В июне 1634г. на реке Поляновке был заключен Поляновский мир. Польша сохраняла за собой смоленские земли, а Владислав признавал права Михаила на престол, и отказался от русского трона. Виновником поражения был признан Шеин, и казнен. Поражение в Смоленской войне обнаружило военную слабость России. После войны развернулась огромная работа по укреплению южных рубежей страны. Правительство восстановило старую засечную черту, затем началось строительство новых – Белгородской и Симбирской. Они протянулись более чем на тысячу верст. Стали строиться новые города. Вначале они имели военное значение, а затем экономическое. За 15 лет было поставлено 45 городов. Границы сползли на 200-300 верст. Отношение правительства к Войску Донскому было неоднозначным. С одной стороны казаки обороняли границы, с другой были слишком своевольны, укрывали беглых. Весной 1637г. донские казаки вместе с запорожцами осадили Азов, который преграждал им выход в море. Через несколько месяцев осады город пал. Турки послали под Азов значительное войско, но казаки устояли. Они обратились к Москве с предложением взять Азов. Этот вопрос обсуждался на Земском соборе 1642г. За сохранение Азова и войну с Турцией высказывались немногие дворяне. Большинство не желало войны. Дьяки подсчитали, что для обороны Азова от турок потребуется более 200 тыс. руб. Не получив помощь из Москвы, казаки сдали Азов туркам. Присоединение Украины к России. По Люблинской унии 1569г., объединившей Польшу и Литву, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Белоруссии и Украины испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине 16 в.(1557). Положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как быдло (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В1596г. в Бресте была заключена уния между православной и католической церквями. Православные обряды сохранялись, но главой церкви становился римский папа. Православные, не принявшие унию, собрали свой собор и стороны прокляли друг друга. Но большинство православной знати признало унию. Король признал унию, издал манифест о соединении церквей, и православие официально перестало существовать. Начались гонения на православных. Но уничтожить православие не удалось. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620г. патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом был Петр Могила (1632-1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине. Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства – просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Киеве и др. городах. В 1632г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701г. – академия) при Киево-Печерской лавре – первое высшее учебное заведение на Украине. Эта коллегия стала идейным центром западнорусского православия. Центром борьбы против поляков стала Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица. Здесь сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевыми и куренными атаманами. Речь Посполитая стремилась использовать казаков. Казак, записанный в реестр, считался на службе у польского короля и получал жалование. Во главе запорожского войска стоял гетман. В 1648г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, сын казацкого старшины. Хмельницкий получил хорошее образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (два года был в плену в Турции). Хмельницкий (1595-1657) рано проявил себя как талантливый руководитель. Он был войсковым писарем – важнейшая должность. Польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Хмельницкого, разграбил дом, засек до смерти десятилетнего сына, увез его жену. В 1647г. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства. Он с самого начала рассчитывал на помощь России, но она была еще слаба. Хмельницкий вступил в союз с Крымским ханом Менгли-Гиреем. Весной 1648г. войско Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве у Желтых Вод его отряды уничтожили авангард польских войск. В генеральном сражении у Корсуня поляки были разбиты. Войско достигло Львова, но вынуждено было из-за недостатка боеприпасов и продовольствия повернуть назад. В декабре 1648г. Хмельницкий торжественно вступил в Киев. Объявив всеобщую мобилизацию шляхты, Польша двинулась на Хмельницкого. Летом 1649г. поляки были разбиты под Зборовым. Польская армия уцелела только благодаря измене Крымского хана. Польша была вынуждена подписать Зборовский мир. По нему Польша признавала Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское и Брацлавское. Там запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Однако польские помещики получили право возвратиться на свои земли. Это было лишь перемирием. В 1650г. военные действия возобновились. Летом 1651г. поляки из-за очередной измены Крымского хана (поляки его подкупили, и он вывел войска из сражения) сумели разбить Хмельницкого под Берестечком. Хмельницкий был вынужден заключить Белоцерковский мир на тяжелых условиях. Под властью Хмельницкого оставалось только одно воеводство – Киевское. Реестр сокращался до 20 тыс. После этого усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. Начались массовые выступления по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батагом. Но для дальнейшей войны требовалась помощь России. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653г. 1 октября 1653г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. В городе Переяславле 8 января 1654г. состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска в 60 тыс. чел. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Произошло ослабление крепостнических отношений. Крепостное право было юридически введено на Украине во второй половине 18в. Война с Польшей началась успешно. Русские войска взяли Смоленск, Минск и Вильнюс. Хмельницкий дошел до Галиции и Волыни. Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция начала против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Шведы заявили претензии на Литву и Белоруссию. Русские заключили перемирие с Польшей, и объявили войну Швеции (1656-58). Русские нанесли шведам ряд поражений. В 1657г. после смерти Хмельницкого гетманом избрали И.Выговского. Он пошел на союз с Польшей против России, объявил о возвращении Украины под власть Польши. В 1658г. было заключено русско-шведское перемирие на три года. В 1659г. Выговский в союзе с Польшей и Крымом разбил русские войска под Конотопом. Население Украины не поддержало изменника. Избрали гетманом Юрия Хмельницкого. В 1660г. русские войска и войска Хмельницкого были разбиты, и Хмельницкий перешел на сторону Польши. В такой ситуации русские заключили в 1561г. Кардисский мир со Швецией на ничейных условиях. В 1662г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. На Украине стало два гетмана – левобережный и правобережный. Там началась междоусобная борьба, вошедшая в историю под названием «руина». Изнурительная русско-польская война завершилась в 1667г. Андрусовским перемирием на 13,5 лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но возвращала Смоленские и Черниговские земли, захваченные в период Смуты. Россия получала Левобережную Украину и Киев. Запорожье переходило под совместный контроль России и Польши. Церковный раскол в середине ХУП века. Смута поколебала авторитет церкви. Духовенство сознавало необходимость реформы церковной жизни. Нужно было укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными народами на Балканах требовало введения одинаковой обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. Раньше церковные книги переписывались от руки. В них вкрались некоторые ошибки и описки. В церковных обрядах были отклонения от греческих обрядов. Приезжавшие на Русь греческие архиереи обращали на это внимание. Еще при Филарете делались попытки исправить богослужебные книги, но безуспешно. Церковная реформа связана с именем патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина, он сделал головокружительную карьеру. Приняв монашеский постриг на Соловецких островах, он вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря близ Каргополя. Никон обладал сильным и страстным характером, и однажды случайно в Москве попал на глаза царю. Его благочестие и праведность произвели сильное впечатление на царя. Царь направил его в Новоспасский монастырь, родовую обитель Романовых. В 1648г. Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652г. патриархом. Царь питал к нему уважение и доверие, дал титул «великого государя». Уезжая на войну с Польшей, царь поручил патриарху все управление государством и попечение над царской семьей. Никон крытым и властным характером возбудил недовольство духовенства и бояр. Они стремились очернить его в глазах царя. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Креститься тремя перстами, а не двумя, повторять возглас Аллилуйя трижды, а не дважды, писать Иисус, а не Исус. Церковный собор 1654г. одобрил предложенные киевлянами и греками исправления. Никон вел дело торопливо и круто. Он требовал немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Печатный двор спешно напечатал исправленные книги. Их рассылали по епархиям, а старые уничтожали. Никон даже велел духовенству сменить традиционное русское облачение на греческое. Старорусские обряды предавались осмеянию. Это естественно вызвало протесты со стороны части бояр и духовенства. Они опасались, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признавать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Собор 1666-67гг. отлучил от церкви всех, кто не принял реформы. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян бежали на Север, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Раскольники подвергались жестоким преследованиям со стороны светских властей. Предводителем старообрядчества стал протопоп Аввакум. Его сослали в Пустозерск, 14 лет он провел в тюрьме, а затем его сожгли. Боярыня Морозова умерла в неволе. Наиболее мощно протест против реформы проявился на Русском Севере. В 1668г. соловецкие монахи отказались признать нововведения и 8 лет воевали с царскими войсками. Сюда стекались все противники реформ. В 1676г. монастырь пал. Судьба самого Никона тоже сложилась трагично. Теократические устремления патриарха стали раздражать царя. Идея главенствующей роли церкви противоречила российским порядкам и византийской традиции, определившей место церкви в обществе. Патриарх не рассчитал своих сил. Он восстановил против себя Боярскую думу и окружение царя. В 1658г. царь через бояр объявил Никону, что лишает его титула «великого государя». В ответ владыка покинул патриарший двор в Кремле и удалился в монастырь. Он заявил, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. Никон выступил с обоснованием идеей превосходства духовной власти над светской. В 1666г. церковный собор с участием восточных патриархов сместил Никона. Его сослали в Ферапонтов монастырь под Вологдой. А церковные реформы Никона были одобрены. |