атватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни. Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу
Скачать 6.69 Mb.
|
ГЛАВА 6. Я-КОНЦЕПЦИЯ 127 Цели обучения Изучив эту главу, вы сможете: 1. Различать образ себя и идеальное Я. 2. Узнать, что такое «стремление к внутренней согласованности». 3. Познакомиться с некоторыми личностными особенностями, связанными с высокой и низкой самооценкой. 4. Изложить теории самоодобрения и самопроверки, касающиеся обратной связи, получаемой человеком от окружающих. 5. Узнать о зависимости наших представлений о себе от социальных и культурных влияний. 6. Рассказать об использовании критики для личностного роста (три варианта). 7. Понять, насколько самостоятельность и самопринятие важны для личностного роста. Шандра отправилась с подругой по магазинам. Она остановилась перед витриной, чтобы полюбоваться одеждой. «Давай зайдем», – предложила подруга. Девушки вошли и несколько минут оглядывались по сторонам. Затем Шандра выбрала джинсы, переоделась, посмотрела на себя в зеркало и заметила, что ее волосы в беспорядке. Она непроизвольно поправила их, чтобы прическа выглядела, по ее мнению, наилучшим образом. Потом она обнаружила, что прибавила 10–15 фунтов*, и джинсы прежнего размера ей маловаты. Шандра понимала, что в одно мгновение так много лишних фунтов не исчезнут; поэтому она попробовала разные способы примирить отражение в зеркале с представлением о себе. Сначала Шандра спросила подругу, как, по ее мнению, она выглядит в этих джинсах, и та ей ответила: «Неплохо, но слишком обтягивают сзади». Затем Шандра взялась за джинсы большего размера. Однако сама подобная идея была ей неприятна. В конце концов, Шандра вообще передумала покупать новую одежду, чтобы только не смотреть на себя в зеркало еще раз. Она также решила снова начать худеть. * Примерно 5–7 кг. (Прим. перев.). Из рассказа о походе Шандры за покупками становится ясно, что несоответствие между представлением о себе и отражением в зеркале оказывает заметное влияние на наше поведение. Что такое Я-концепция? Я-концепция (self-concept) – это целостный образ того, как человек осознает себя. В него входят все наши представления о том, что такое «Я» (self) и «мое» (mе)*, а также связанные с этим чувства, убеждения и ценности. Поэтому фактически Я-концепция – это совокупность многих «Я», хотя обычно мы воспринимаем их в единстве. Исходя из своей Я-концепции мы работаем или отдыхаем. В тех случаях, когда нужно принять важное решение или взять на себя ответственность, мы переживаем свое Я более непосредственно. Когда мы ощущаем несоответствие между тем, как мы сами себя воспринимаем и как нас воспринимают другие, наше «переживание себя» может обостряться. Во всех случаях Я-концепция оказывает существенное влияние на наши восприятия, суждения и поведение. 128 * При переводе этих понятий, не имеющих точных эквивалентов в русском языке, были использованы представления о личности известного американского психолога У. Джемса: «... в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства» (Джемс У. Психология. – М., 1991. – С.83). (Прим. перев.). Я-концепция обеспечивает нам личную самагожцественность, или переживание того, что мы собой представляем. Ситуации, в которых мы оказываемся, и окружающие нас люди могут меняться; однако Я-концегщия позволяет нам чувствовать себя, в целом, теми же самыми, какими мы были вчера. Наши представления о себе реальнее нашего тела; само свое тело мы воспринимаем через образ себя. Чувство самотождественности настолько для нас важно, что мы сопротивляемся всему, что ему угрожает. Даже смерть нас пугает не столько страданием или неизвестностью, сколько утратой «Я». Это для человека непостижимо. Исследования включения новых сведений в Я-концепцию, показывают, что человек работает над ней постоянно, стремясь поддержать положительный образ себя. Обычно нам хочется узнавать о себе что- то приятное. Так, Шандра ожидала, что подруга подтвердит, что джинсы сидят хорошо. Сталкиваясь с неоднозначной информацией, мы обычно стараемся истолковать ее наиболее выгодным для нас образом (Sedikides, 1993). Другими словами, психологи утверждают, что люди исходят из своекорыстной атрибутивной установки. Атрибуция (attribution) есть процесс приписывания некоторому событию определенной причины. Мы можем осуществлять внутренние атрибуции по отношению к своему «Я» или внешние – по отношению к окружению. Если речь идет о нас самих, мы обычно выбираем пристрастные, личностно-окрашенные, как бы защищающие нас атрибуции (self-serving attributions). Они позволяют характеризовать наиболее выгодным образом нас самих и все, что мы делаем. Так, мы часто объясняем успехи своими достоинствами, а неудачи – неблагоприятными обстоятельствами. Образ себя – это то, как мы себя видим. Он может как соответствовать, так и противоречить нашему идеальному «Я», т.е. желаемому образу себя В Я-концепции различных людей может быть включено неодинаковое количество отдельных Я. Обычно принято выделять образ тела (body image) – то, как мы его осознаем; образ себя (self-image); идеальное «Я» (ideal self) – какими бы нам хотелось быть, и социальные «Я» (social selves), т.е. представления человека о том, как его, по его мнению, воспринимают другие. Поскольку проблема образа тела была рассмотрена в предыдущей главе, сейчас мы обратимся к вопросу об образе себя и идеальном Я. Тема социальных Я будет рассмотрена в следующем разделе настоящей главы. Образ себя Образ себя (self-image) – это то, как я себя представляю, как думаю о себе. Образ себя у каждого очень своеобразен; поэтому только сам человек может определить, насколько его самовосприятие соответствует или противоречит действительности. 129 Образ себя составляют множество самовосприятий, складывающихся в ходе жизни, особенно в годы взросления. Наибольшее влияние на его формирование оказывает то, как нас воспринимают и как к нам относятся «значимые другие», особенно родители. Когда мы молоды и впечатлительны, мы склонны усваивать то, что думают о нас родители, их мнения и ожидания, и воспринимать себя с их точки зрения. Исследователи Ohannessian, McCauley, Lerner, Lerner and von Eye (1994) обнаружили, что младшие подростки с положительным самовосприятием лучше переносили стресс, пользовались поддержкой друзей и были довольны своими семьями. Напротив, подростки, критически воспринимаемые семьей, в большей степени были склонны к депрессии и тревожности. Представим себе мать, тяготящуюся своим ребенком и постоянно кричащую: «Не делай этого, идиот!», «Ну, что опять случилось?» или «Ты вгонишь меня в гроб!» Представьте себе, что должны чувствовать ее дети, годами слыша о себе такое. Удивитесь ли вы, узнав, что дома и в школе их воспринимают как нарушителей спокойствия? С другой стороны, хотя Шандра – молодая негритянка, она воспитывалась в дружной семье, и у нее было сформировано уважительное отношение к ее афроамерикан-скому происхождению. Родители также научили Шандру верить, что хорошо будет жить только тот, кто стремится учиться и получать хорошие отметки. Наш образ себя может меняться при общении с друзьями, учителями и супругами. Одна из подруг Шандры очень страдала из-за низкого мнения о себе, сформировавшегося, частично, под влиянием чрезмерно критичных родителей. Однако со временем она стала воспринимать себя по-другому. Действуя самостоятельно и общаясь с друзьями, она оценила свои хорошие черты и стала лучше к себе относиться. К большому удивлению родителей, она даже смогла игнорировать их саркастические замечания. Идеальное Я Идеальное Я (ideal self) – это наши представления о том, какими бы нам хотелось быть, наши стремления, моральные идеалы и ценности. Согласно психоаналитической точке зрения, человек не осознает свое идеальное Я полностью, поскольку оно во многом формируется в детстве под влиянием родительских требований и запретов. Соответственно многие «надо» и «нельзя», о которых говорит нам совесть, являются следствием неосознанных и нереалистичных требований, мешающих нашему росту. Одного из знакомых Шандры по колледжу можно назвать взыскательным человеком, перфекционистом, поскольку он всегда чувствовал, что должен поступать только так, как нравится его родителям. Обычно, когда человек взрослеет, бывает полезно пересмотреть все «надо» и «ты должен», которые были усвоены от родителей и близких в детские годы. Почему? Да потому что, если наше идеальное Я будет сильно отличаться от того, как нас воспринимают другие, это приведет к тревожности в общении и отрицательным переживаниям (Sanchez-Bernardos & Sanz, 1992). Становясь старше и приобретая жизненный опыт, в своих надеждах человек все больше воплощает свои собственные цели и ценности, отражающие здоровый, «взрослый» способ существования. Идеальное Я помогает стремиться к тому, что человеку действительно необходимо. Одна из подруг Шандры, вопреки мнению родителей, приложила максимум усилий, чтобы поступить в медицинскую школу. Если же человек не может воплотить свое идеальное Я в жизни, что случается довольно часто, полезнее пересмотреть свои планы и сделать их более плодотворными и соответствующими действительности. Однако мы в большей степени склонны изменить представления о себе и свое поведение, чем отказаться от идеала. И действительно, идеальное Я оказывается более устойчивым и не меняется со временем так, как образ себя. И все же в тех случаях, когда наши надежды чрезмерны или нереалистичны, чтобы не мешать собственному развитию и не менять самооценку, разумнее изменить идеальное Я. Как вы можете охарактеризовать свое идеальное Я? Может быть вы идеалист, и вините в неудаче себя, а не свои цели? Или вы практичны, твердо стоите на земле, и при разочаровании только пожмете плечами и сделаете еще одну попытку? Попробуйте изучить свои представления о себе. Для этого выполните упражнение, позволяющее охарактеризовать ваши образ себя и идеальное Я (илл. 6.1). Множественные Я Мы уже говорили, что Я-концепция представляет собой совокупность Я; поэтому правильнее говорить о множественных Я (multiple selves). Если так, Я-концепция – это сотни, возможно, тысячи 130 самовосприятий разной степени ясности и интенсивности, приобретаемых нами в процессе роста. В психологии известно, что одни люди имеют более сложные и дифференцированные Я, чем другие (Linville, 1985). Я-концепция Шандры включает ее половую роль, расовую принадлежность, представление о себе как о студентке, установки и ценности, отношение к ним окружающих и многое другое. Как мы увидим далее большинство Я отражает наши социальные роли; поэтому даже нормальный, счастливый человек имеет много «масок». В то же самое время существует множество других самовосприятий, связь которых с социальными ролями менее очевидна. Они отражают наши потребности, интересы, черты, навыки – все то, что дает нам опыт. Подобные Я могут быть включены в целостную Я-концепцию в различной степени. Наша Шандра – обычно легкий, открытый человек. Однажды ей показалось, что ее приятель понимает ее неправильно. Она рассердилась и не стала этого от него скрывать. Через несколько часов, когда друг извинился, Шандра снова стала спокойной. Приятель подумал: «Как она изменилась!». Однако если задуматься, это не Шандра изменилась. Просто в разных ситуациях проявились различные стороны ее Я. Илл. 6.1. Образ себя и идеальное Я Упражнение позволит выявить степень согласованности вашего представления о себе и идеальном Я. Перерисуйте левую табличку, содержащую пункты от А до Р. Затем разрежьте ее на маленькие карточки. Сначала постройте профиль образа себя (как вы можете охарактеризовать себя в настоящий момент). Для этого разложите карточки по порядку: слева направо или сверху вниз. Начните с утверждения, которое, как вам кажется, характеризует вас наиболее точно. Следом за ним положите то, которое вы можете применить к себе с меньшей степенью уверенности. Крайней окажется карточка с утверждением, которое вы, описывая себя, использовали бы в последнюю очередь. В правой таблице, в колонке, озаглавленной Я, укажите порядковые номера карточек в профиле. Например, если утверждение А вы поставили на 8-е место, в столбце Я в строке А поставьте цифру 8. После этого повторите те же самые действия с карточками, но применительно к вашему идеальному Я. Пусть начальные позиции опять займут карточки, утверждения которых в отношении ваших пожеланий к себе наиболее важны. Результат второго ранжирования карточек занесите в столбец, озаглавленный «Идеал». Закончив работу, посмотрите ключ к тесту, приведенный в конце главы. Мы редко задумываемся о множественности своих Я. Даже если этот научный факт нам известен, на практике мы склонны о нем забывать. Признавая множественность нашего Я и Я других людей, проще объяснить непоследовательность человеческого поведения. Это знание также поможет избежать бесконечных обвинений и переживаний вины, подрывающих хорошие отношения. Поскольку наши Я обнаруживают определенную согласованность и представляют собой организованную структуру, мы рассматриваем их в совокупности, как Я-концепцию. Однако нельзя забывать, что Я-концепция – это только гипотеза или теория, объясняющая проявление всех этих Я в опыте индивида. Люди с отрывочным, несогласованным, взглядом на себя (как это бывает у лиц, страдающих тяжелыми эмоциональными расстройствами) часто не знают, кто они, и демонстрируют крайне непоследовательное поведение, В острых случаях, когда имеет место патология, называемая 131 множественной личностью, больной может выступать с позиции различных людей, каждый из которых имеет свои имя, привычки, воспоминания и манеру поведения. Наоборот, люди, достигшие желанного объединения своих различных Я, способны переживать чувство самотождественности и вести себя более последовательно. Мы говорим о «более» последовательном поведении, поскольку, как уже ранее было отмечено, даже у самого здорового человека психическая организация предполагает некоторую степень несогласованности. Основные свойства Я-концепции Критики понятия Я-концепции говорят, что традиционная психология рассматривает его как смирительную рубашку, надев которую в ранние годы, человек лишается возможности последующих изменений. По их мнению, Я-концепцию следует сравнивать с удобным облачением, форма которого меняется в соответствии с опытом индивида. На самом деле, справедливы обе точки зрения. Здесь мы рассмотрим основное свойство Я-концепции – способность к самоподдержанию и сохранению, а далее – основные возможности, в соответствии с которыми Я-концепция должна изменяться и действительно меняется. Установившись однажды, ядро (core) Я-концепции проявляется с высокой степенью постоянства. Мы не склонны замечать в себе существенных изменений (В. W. Roberts & Donahue, 1994). Наоборот, поверхностные стороны Я могут меняться и меняются довольно быстро. Например, Шандра никогда не считала себя грациозной. В колледже она занялась балетом, ей нравилось танцевать, и она видела, что это у нее получается лучше всех в классе. В результате она стала считать себя грациозной. Ядро Я, содержащее наиболее значимые для нас составляющие, более устойчиво. Шандра очень ценит свое афроамериканское происхождение, и мало что может поколебать ее гордость, связанную с расовой принадлежностью. В сущности, Я-концепция работает как фильтр, который пропускает через себя все, что мы видим и слышим. И, если воздействие на наш опыт избирательно, мы склонны воспринимать, судить и действовать в соответствии с представлением о себе. Внутренняя согласованность Что представляет собой стремление к внутренней согласованности (self-consistensy), удобнее всего объяснить, используя представления Карла Роджерса (Carl Rogers, 1980) о феноменальном Я (phenomenal self) (см. илл. 6.2). Пусть круг, расположенный справа, – это целостный опыт всего организма, в том числе сенсорный (связанный с работой органов чувств, познанием) и телесный. Тогда круг слева – это Я-концепция, приобретаемая через взаимодействие в детстве и юности со «значимыми другими», главным образом, с родителями. Я-концепция полностью доступна осознанию. Эти два круга, символически представляющие типичного и «нормального» человека, совпадают не полностью в силу того, что К. Роджерс назвал «условиями ценности» (conditions of worth). Вот как он объясняет это понятие. Взросление в атмосфере безусловного принятия нас другими – это, как правило, исключение. Большинство людей знают, что их будут принимать и любить только в том случае, когда они оправдывают надежды и их поступки одобряются. То, что одобряется родителями и другими значимыми для нас людьми, включается в Я-концепцию. В свою очередь, Я-концепция начинает работать как фильтр, просеивающий все то, что мы видим и слышим. 132 Илл. 6.2. Взаимодействие Я-концепции с внешней средой И с т о ч н и к : Carl R. Rogers. Client-Centered Therapy (Boston: Houghton Mifflin, p. 526. Опыт, соответствующий как сенсорным реакциям (круг Б), так и Я-концепции (круг А), воспринимается (или истолковывается) точно; он полностью осознан. Впечатления подобного рода образуют ядро Я-концепции. На илл. 6.2 они представлены заштрихованной областью перекрытия обоих кругов. Впечатления, противоречащие сенсорному опыту и Я-концепции, воспринимаются более избирательно. Они могут искажаться или вообще не допускаться в сознание. Когда наш опыт соответствует Я-концепции, но не подтверждается органами чувств, мы воспринимаем и осмысливаем его искаженно. На схеме это область в круге А, расположенная слева от заштрихованной зоны. Это часть усвоенной Я-концепции. Знакомая нам Шандра, находясь под влиянием привычных, принятых в ее среде представлений о женских ролях, считала себя неспособной к математике. Работая с числами, она всегда думала, что это у нее получается плохо. Она с легкостью усвоила отношение к своим действиям как к неудачным, поскольку это соответствовало ее Я- концепции. В данном случае Я-концепция исказила реальный опыт, и Шандра действительно верила, что она – плохой математик, хотя подобное восприятие себя было необоснованным. Впечатления, противоречащие Я-концепции, воспринимаются как угрожающие и даже не переживаются как личный опыт. Соответственно они не воспринимаются и не истолковываются, а просто не допускаются в сознание ни полностью, ни частично. В данном случае отрицание можно сравнить с представлениями о вытеснении в психоанализе, о неосознаваемом исключении опыта, связанного с переживанием угрозы. На илл. 6.2 подобные впечатления могут быть отнесены к незаштрихованной области в круге Б. Допустим, что Шандра, считающая себя неспособной к математике, должна была по роду своего основного образования заниматься ею в течение двух семестров. Она приступает к занятиям с желанием работать хорошо, однако чувствуя смутный страх неудачи. Шандра усердно трудится и даже, к своему удивлению, обнаруживает, что ей нравится точность математического мышления. Затем она получает свою первую (и очень высокую) отметку. «Я успешна в математике!», – удивляется она. – «Как такое могло случиться? Может быть, преподаватель перепугал работы? Может быть, я ему нравлюсь или он жалеет меня? Наверное, это случайность, и подобное больше не повторится». Как и большинство людей, Шандра просто использует различные способы самооправдания, приводя новый опыт в соответствие с существующей Я-концепцией. Поступая таким образом, она отрицает реальный успех и лишает себя возможности раскрыть собственные математические способности. Однако предположим, что Шандра успешно закончила оба семестра и в дальнейшем получила работу, связанную с компьютерами. В этом случае она, возможно, постепенно пересмотрит ту часть своей Я-концепции, которая связана с математическими способностями, и включит в нее сведения, которые раньше ею отвергались. |