атватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни. Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу
Скачать 6.69 Mb.
|
ГЛАВА 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Цели обучения Изучив эту главу, вы сможете: 1. Назвать ряд особенностей постиндустриального общества. 2. Объяснить двойственность понимания человеческой свободы Э. Фроммом. 3. Объяснить, что такое ответственность за собственную жизнь. 4. Описать некоторые из изменяющихся ценностей, связанных с понятием «новых правил». 5. Перечислить черты личности, более или менее изменяющиеся в течение взрослого периода жизни. 6. Описать трехфазный цикл изменения личности. 7. Объяснить, что подразумевается под новым пониманием самореализации. Перемены всегда были важной частью американского образа жизни. Чтобы понять значение этих перемен, посмотрим на двух студентов колледжа, Захария и Карен, связанных кровными узами, но разделенных 130 годами жизни. Захарий – первокурсник колледжа 1880 г. Он принадлежит к привилегированному меньшинству, получающему подобное образование, так как его семья достаточно обеспечена, чтобы заплатить за его обучение. Захарий едет в колледж на поезде, оставляя за окном километры сельскохозяйственных земель и лесов. Он поддерживает связь с семьей, отправляя своим близким письма. В школе он читает при свете газовых ламп и пишет учебные работы от руки. Среди его сокурсников почти нет женщин, так как высшее образование считается ненужным для них. Кроме того, Захарий надеется стать врачом, а эта профессия была фактически закрыта для женщин в 1800-е годы. Некоторые женщины все-таки занимаются в этом колледже, но главным образом домашней экономикой, педагогикой и другими более традиционными женскими предметами. Захарий живет в пансионе для студентов. Там он ест, но занимается главным образом в библиотеке. В библиотеке нет ни 12 компьютеров, ни других технических приспособлений типа ксерокса. Чтобы найти нужную книгу, Захарий роется в каталоге из бумажных карточек. Все, что ему нужно, он переписывает или записывает вручную. Карен, потомок Захария в четвертом поколении, поступила в колледж в 1998 г. После развода родителей она жила с матерью и сестрой. Она смогла поступить в колледж главным образом благодаря финансовой помощи. Карен ездит в колледж и обратно несколько раз в год, проезжая мегаполисы, тянущиеся многие сотни километров. Чтобы связаться с семьей, ей достаточно снять телефонную трубку и набрать нужный номер или отправить сообщение по электронной почте. Комнату, в которой работает Карен, освещает электрический свет. Электричество также питает компьютер, на котором она печатает курсовые работы и корреспонденции. Она живет в общежитии вместе с сокурсниками. Для нее совершенно естественно общаться в кампусе (студенческом городке) со студентами различной этнической и расовой принадлежности, причем примерно половину из них составляют женщины. Карен также, как и Захарий, работает в библиотеке, но ей повезло – она может пользоваться электронным каталогом, ксероксом, электронным предметным поиском и имеет доступ к информации в Интернете. Карен, как и Захарий, надеется стать врачом. Однако она хочет специализироваться в гинекологии, о чем Захарий никогда не мечтал. И Захарий, и Карен жили в периоды быстрых и значительных социальных изменений (social change). Во времена Захария Америка переходила от аграрного общества к урбанистическому, многие изобретения сделали транспорт и средства сообщений и связи (коммуникации) более быстрыми и доступными. При его жизни Америка превратилась из провинциальной страны в индустриального гиганта. Карен же принимает технологические изменения как само собой разумеющиеся. Она верит, что прогресс медицины в скором времени найдет средство от многих болезней, угрожающих человеческой жизни, например, от СПИДа. Она также сознает, что нехватка нефти и загрязнение окружающей среды могут изменить тот мир, который знаком нам сегодня. Опыт показал ей, что быстрые социальные изменения естественны и неизбежны, поэтому иногда Карен задумывается над тем, что ждет впереди. Сегодня всем становится ясно, что ускоряющиеся технологические и социальные перемены происходят во всем мире и имеют далеко идущие последствия. Социальные изменения выступают как всепроникающие приметы нашего времени (Christensen & Robinson, 1989). Большинство стран Третьего мира стремятся ускорить свое экономическое развитие. При этом народы всех стран действуют в условиях все возрастающей взаимной зависимости в мире. Революция в средствах массовой коммуникации превратила наш мир в своего рода «глобальную деревню», в которой каждое явление действительности – будь то мысль, действие или институт – рассматривается людьми в свете происходящего с народами в других частях планеты. Постиндустриальное общество Карен известно, что наиболее экономически развитые страны, такие, как США, переживают масштабные социальные изменения во всех областях. Хотя население и признает их необходимость, оно зачастую остается недовольным решениями, принимаемыми руководством страны (Reich, 1995). Есть люди, которые считают, что мир, который мы знаем, будет существовать неограниченно долго, и все изменения вокруг нас не смогут разрушить привычные социальные, экономические и политические структуры, скрепляющие общество. Большая часть населения, однако, постоянно сидящая на диете из плохих новостей о преступлениях, экономических проблемах, мировых кризисах и угрозе ядерной катастрофы, приняла более мрачный взгляд на вещи (Couch, 1996). Ей кажется, что ничто в действительности не находится под контролем и что общество разваливается. Некоторые граждане также опасаются, что сегодняшние решения могут стать завтрашними проблемами (Key & Frank, 1987). В первой из своих трех книг, «Грядущий взрыв» (Future Shock), Алвин Тоффлер* (Alvin Toffler, 1971) писал о дезориентации и стрессе, вызванных слишком большими изменениями, происшедшими в столь короткое время. В следующей книге «Третья волна» (The Third Wave) А. Тоффлер (1980) развил иной, более оптимистичный взгляд на будущее общества. Он считает, что многие из технологических и социальных изменений, пережитых нами в 1980-е и 1990-е годы, не являются ни изолированными, ни случайными. Напротив, они представляют собой часть широкой картины возникающей цивилизации будущего. Рассматривая историю как последовательность волн социальных изменений, Тоффлер видит важную новую волну, накатывающуюся на передовые в экономическом отношении страны. Он считает, что сегодня мы находимся в центре третьей волны социальных перемен, которая радикально изменит 13 привычный образ жизни. Мы переходим к постиндустриальному (postindustrial), или технологическому (technological), обществу с новыми правилами игры практически во всех областях. * Алвин Тоффлер – американский футуролог и психолог (Прим. перев.). Хотя общая картина социальных изменений является достаточно сложной и постоянно изменяется, в целом постиндустриальный период отличается от индустриального прежде всего преобладанием в экономике сектора обслуживания (service industries) в отличие от производственного и сельскохозяйственного секторов в индустриальный период (табл. 1.1). Практически все виды труда изменяются под влиянием автоматизации и компьютеризации. Возрастающая потребность в технических решениях делает первостепенно важным теоретическое и техническое знание. Соответственно большую часть рабочей силы начинают составлять образованные рабочие, принадлежащие к среднему классу. И наконец, правительство и централизованное политическое руководство начинают доминировать в постиндустриальную эру, подобно тому как бизнес доминировал в индустриальную. Таблица 1.1 Изменение структуры занятости на протяжении трех десятилетий (в тысячах) Тип занятости 1970 1980 1994 Производство 20,746 21,942 20,157 Торговля 15,008 20,191 25,699 Финансовый сектор 3,945 5,993 8,141 Сфера услуг 20,385 28,752 42,986 И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of the Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115 th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, p. 416. В последней из книг трилогии «Смена власти» (Power Shift) Тоффлер (1990) высказывает мысль о ключевой связи, существующей между знанием и властью. Он пишет, что «знание является источником высококачественной власти и (что) его важность возрастает с каждой пролетающей долей секунды». Обладающие знанием имеют и будут иметь значительное количество власти, причем власти совершенно иного рода, чем власть, основанная на насилии. Поэтому обучение становится «способом существования», особенно если будущее полно неопределенности или непредсказуемо (Vaill, 1996). Американские школы откликаются на смену приоритетов и потребность в новых технологиях, увеличивая количество компьютеров, предоставляемых в распоряжение учащихся. Быстрый рост компьютерного оснащения американских школ показывает табл. 1.2. Таблица 1.2 Использование компьютеров в учебных целях в начальных и средних школах 1985 1992 Количество компьютеров, используемых для обучения, на тыс. 1,034 3,536 Количество школ, использующих компьютеры, % 86 100 Количество школ, располагающих 15 и более компьютерами, % 24 80 И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115 th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, p. 169. Одна из проблем, связанных с ростом знаний и использованием новых технологий, состоит в том, что выделяются люди, боящиеся сложной техники. Их страхи называются технофобией (technophobia). Так, некоторые опасаются пользоваться компьютером, боясь поломать его, совершить дорогостоящие ошибки, выглядеть глупыми, или боятся, что ситуация выйдет у них из-под контроля (Bloom, 1985). Pilisuk и Acredolo (1988) показали, что, как правило, наиболее высокий уровень технофобии демонстрируют женщины, представители меньшинств и индивиды с наиболее низким образовательным уровнем. Другими словами, группы, обладающие наименьшей властью и имеющие наименьший опыт использования современного оборудования, опасаются их больше всего; хотя, с другой стороны, 14 именно эти индивиды могли бы получить наибольшую пользу от знакомства с новыми технологиями для собственного карьерного роста. Знакомы ли вам какие-либо из признаков постиндустриального общества? Какие из них наиболее явно бросаются в глаза? Как показал Рорепое (1989), теория постиндустриального общества может быть подвергнута критике. Например, политическая атмосфера в США в последнее время заставляет некоторых граждан противиться росту централизации и правительственного контроля (Reich, 1995). Критики также отмечают, что многие черты постиндустриального общества не так уж сильно отличаются от особенностей индустриальных обществ. Проблемы отчуждения, социального и экономического неравенства, расизма и бедности в больших городах продолжают оставаться все такими же насущными. Некоторые авторы считают, что проекция тенденций развития постиндустриального общества в будущее предполагает слишком оптимистический взгляд на него. Высокий уровень бюджетного дефицита, инфляция, безработица и нехватка энергетических носителей говорят о том, что горизонты развития не безграничны, как и перспективы развития стран Третьего мира. В результате этих размышлений в последние десятилетия появился более пессимистический взгляд на будущее передовых обществ, заставляющий задуматься о ценности прогресса и сохранении или изменении нашего образа жизни. Нельзя также не учитывать, что мир в XXI в. будет более населенным, загрязненным, с менее устойчивой экологией и более подверженным угрозе разрушения. Неопределенное, но оптимистическое будущее Восприятие каждым из нас происходящих в современном мире изменений напоминает известную поговорку о том, что одну и ту же бутылку можно воспринимать и как наполовину пустую и как наполовину полную. Пессимисты, скорее, посчитают ее наполовину пустой; оптимисты – наполовину полной. Так же и те, кто пытается предсказать будущее нашего общества в долгосрочной перспективе, соглашаются, что мы живем в неопределенные времена, и все же в целом они оценивают будущее оптимистически. Хотя они и расходятся во мнениях относительно того^что будущее несет нам; как правило, они считают его многообещающим. Наши решения настолько правильны, насколько верна информация, на которой они основаны Социальные пророки типа Алвина Тоффлера видят многие проблемы нашего времени, скорее, как возрастающие трудности успешного роста, чем предвестие гибели. Проблемы перенаселения, экономического неравенства, загрязнения окружающей среды, нехватки природных ресурсов и бедности признаются существующими. Но они рассматриваются как временные или региональные явления, которые общество пытается разрешить, а вовсе не как предзнаменование неизбежной гибели цивилизации. В XVIII–XIX веках Томас Мальтус (Thomas Malthus) первым предсказал ужасающие последствия перенаселения. Он подсчитал, что в то время как население растет в геометрической прогрессии (2, 4, 8, 16 и т. д.), количество продовольствия растет только в арифметической прогрессии (2, 3, 4, 5 и т. д.). Исходя из этого он предположил, что, когда количество населения значительно превысит имеющиеся в его распоряжении запасы продовольствия, начнутся голод, мор и войны, возрастет смертность, которые уменьшат население до уровня, соизмеримого с запасами продовольствия. Чтобы избежать подобных последствий, Мальтус предлагал такие способы, как более поздние браки и воздержание. Однако он не мог предвидеть возникновение новых эффективных методов контроля над рождаемостью или революционных изменений в сельском хозяйстве, позволивших значительно увеличить производство 15 продовольствия (Рореnое, 1989). Хотя рост населения планеты продолжает оставаться проблемой, он несколько стабилизировался в последние годы, в том числе благодаря успешным программам контроля над рождаемостью в развивающихся странах (табл. 1.3). Таблица 1.3 Мир и население США (в тысячах) Географическое расположение 1980 2000 (прогноз) Мир 4,457,463 6,169,794 США 227,726 276,621 И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115 th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, pp. 845, 847. Другие социальные изменения Хотя и Карен и Захарий оба были свидетелями технологических изменений своего времени, изменения, которые пришлись на долю Карен, оказались принципиально иного рода. Изменения во времена Захария затрагивали главным образом сферы производства и сельского хозяйства, а в эпоху Карен они преобразили прежде всего средства коммуникации. Поэтому, несмотря на рост населения, мир кажется Карен меньше, чем он представлялся Захарию. Какие еще изменения мы можем ожидать в глобальной деревне, которую мы знаем как нашу планету? Одно из изменений, связанное с продолжающимся ростом населения, состоит в загрязнении и других проблемах поддержания здоровой окружающей среды. Как пишет Donella Meadows (1991), автор книги «Гражданин мира» (The Global Citizen), 60% населения земли не имеют доступа к свежей питьевой воде. Каждый день исчезают 80 кв. миль тропических лесов. Каждую минуту сжигаются 60 млн баррелей невозобновляемого горючего. Каждый день от 10 до 100 видов жизни начинают угасать из-за разрушения человеком их привычных сфер обитания. Спасти нашу планету могут только серьезные природоохранные мероприятия. Но надо помнить, что проблема загрязнения или сокращения природных запасов в одной стране является проблемой для всех других стран. Благодаря разнообразию своего населения США обладают богатым запасом культурных традиций, языков и обычаев. Умение чувствовать и понимать другие культуры является сегодня совершенно необходимым для успешной жизни. Другие драматические изменения связаны с ростом гетерогенности населения США (неоднородности по признаку происхождения). В страну въезжает все большее количество иммигрантов из различных регионов планеты. Они приносят с собой собственные культурные представления, языки и привычки. Этим людям нелегко приспособиться, особенно учитывая узость мышления некоторых американцев, их незнание или нечувствительность к культурным различиям. Табл. 1.4 показывает, как население США изменилось за два десятилетия. Поскольку культурное разнообразие (cultural diversity) в стране все возрастает, в этой книге мы постараемся рассказать о различных расовых и этнических группах в 16 Америке и о том, каким образом они решают проблемы своей адаптации (приспособления) в американском обществе. Таблица 1.4 Особенности населения США (в процентах) Период Белые американцы Афроамериканцы Латиноамериканцы Другие 1980 85,9 11,8 6,4 2,3 2000 (прогноз) 81,9 12,8 11,3 5,3 И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115 th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, p. 14. Выбор собственного жизненного пути Быстрые социальные изменения и растущее значение информации и технологий усиливают важность самоопределения (self-direction), т.е. реализации потребности в том, чтобы больше узнать о самих себе и мире, построить свою жизнь более эффективно. Например, подобно Карен, молодой женщине, о которой было рассказано в начале главы, некоторые люди считают компьютеры замечательным изобретением и активно ищут способы их применения, стараясь узнать о них как можно больше. Другие рассматривают компьютеры как угрозу, жалуются на необходимость их использования или пассивны в этом отношении (Staufer, 1992). Аналогично мы можем отвечать и на другие происходящие в нашей жизни события: пугаться их или изменяться самим. Это особенно верно в отношении людей в демократических и индивидуалистических обществах (individualistic societies). Индивидуалистическими мы будем называть такие общества, где выгода для индивида ценится больше, чем общая выгода для общества. Индивидуалистические общества могут быть противопоставлены |