атватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни. Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу
Скачать 6.69 Mb.
|
коллективистским обществам (collectivist societies), где коллективная или социальная выгода ценится выше, нежели индивидуальные успехи. Многие восточные и азиатские культуры представляют собой коллективистские общества. В американской культуре мы пользуемся большей личностной свободой и возможностями самоопределения и больше гордимся личностными достижениями, чем люди в восточных обществах, которые лучше знают, что от них ожидается и каково их положение в обществе. Но в силу тех же самых особенностей мы, американцы, чувствуем себя в меньшей безопасности, чаще ошибаемся в жизни и более одиноки. Неоднозначность личностной свободы Никто не писал так красноречиво о двойственности человеческой свободы, как Эрих Фромм (Erich Fromm, 1963), один из наиболее известных психоаналитиков. Юношеский период его жизни пришелся на годы нацистского режима в Германии, затем он переехал в США, и этот личностный опыт дал ему глубокое понимание проблем тоталитаризма и человеческой свободы. Основополагающая идея Фромма состоит в том, что человеческая свобода имеет двойственное значение для людей в современном мире: (1) свобода «от» власти традиционных авторитетов, например, таких как государство и (2) свобода «для» актуализации собственной индивидуальной судьбы. Фромм утверждал, что хотя люди в передовых развитых обществах оказались свободны от пут прединдивидуалистических обществ, дававших своим гражданам одновременно ограничения и безопасность, они не приобрели свободы в позитивном смысле реализации собственного «Я», т.е. наилучшего выражения своих умственных, эмоциональных и общественных возможностей (потенциала). Скорее всего тенденция к большему соблюдению прав человека и большей личностной свободе будет только усиливаться, в то время как традиционные источники безопасности, такие как тесные семейные связи и авторитарные церковь и школа сами будут претерпевать изменения. В результате мы имеем больше свободы для самоопределения – от деталей повседневного существования до более важных решений, как например, выбор карьеры. Но возможность самоопределения заставляет людей одновременно чувствовать себя более тревожными, небезопасными и одинокими. Фромм считал, что подобная изоляция переживается многими так тяжело, что люди склонны бежать от свободы, принимая новые виды зависимости, например, обращаясь за помощью к экспертам или правительству или уподобляясь в своем поведении толпе. 17 Вставка 1.1. Мир на двух страницах Каждый день на нашей планете 35 тыс. человек умирают от голода, 26 тыс. из них – дети. Это равносильно похоронному звону по 100 полностью загруженным реактивным самолетам Боинг-747, разбивающимся ежедневно. Каждые три дня умирает такое же количество людей, как во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме. И каждый день из-за роста населения Земли рождаются 220 тыс. ртов, нуждающихся в пропитании. Между тем уже сейчас каждый год производится достаточно продуктов, чтобы прокормить не только сегодняшнее население в 5,2 млрд человек, но и 6,1 млрд населения, которые ожидаются к 2000 г. Каждый день 57 млн тонн пахотного слоя почвы пропадают из-за эрозии. Этого было бы достаточно, чтобы покрыть всю площадь моего родного города Плэнфилда в штате Нью Гемпшир слоем толщиной примерно 20 см. Каждый день площадь пустыни расширяется на 70 кв. миль, что каждые четыре года составляет площадь, превышающую площадь Западной Германии. Тем не менее количество продовольствия, производимого на планете, удвоилось за последние 35 лет. Сотни тысяч фермеров знают и применяют сельскохозяйственные технологии, которые позволяют сохранить почвенный слой, свести к минимуму использование вредных химических веществ и получать большие урожаи. Если эти технологии получат широкое распространение, производство продовольствия в мире может снова удвоиться. В странах Третьего мира 60 % населения не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, что вызывает ежегодно множество заболеваний, инфекций и смертей, которых можно было бы избежать. Четверть мировых запасов свежей дождевой воды становится сегодня непригодной к употреблению из-за загрязнения. При этом количество денег, которое необходимо, чтобы чистая вода стала сегодня доступной для всех, составляет лишь треть от суммы, которая тратится во всем мире на курение. Среднегодового количества чистой дождевой воды на планете достаточно, чтобы дважды перекрыть сегодняшние потребности человечества – и даже больше, если вода будет лучше сохраняться или будет прекращено ее ненужное загрязнение. Каждый день площадь тропических лесов сокращается на 80 кв. миль. Годовое сокращение лесов соответствует площади, превышающей площадь таких штатов, как Мэн или Индиана. Сокращение площади лесов приводит к эрозии почвы, наводнениям и засухам, заиливанию водоемов, исчезновению видов животных и растений и усилению парникового эффекта на Земле. Между тем затраты на поддержание лесов большей частью экономически нерентабельны и поддерживаются только субсидиями правительств, которые не понимают их непосредственной экономической ценности. Сохранение лесов могло бы сегодня принести деньги некоторым беднейшим нациям планеты. Каждую минуту сжигаются 60 млн баррелей нефти, запасы которой невозобновимы. Мы расплачиваемся за это нефтяными пятнами, токсическими выхлопами, зарубежным долгом, загрязнением воздуха в городах, кислотными дождями и выбросами углекислого газа в атмосферу в таких количествах, которые угрожают привести к глобальному изменению климата. Между тем мир в состоянии производить все создаваемые сегодня товары и услуги, используя лишь четверть той энергии, которая затрачивается на это, лишь благодаря ее более эффективному использованию. Энергия, в две тысячи раз превышающая общее потребление энергии на планете, каждый день поступает от Солнца; она бесконечно возобновляема и не создает загрязнения. Каждый день на нашей планете 2 млрд долларов затрачиваются на вооружения. Каждый день от 10 до 100 видов животных и растений угасают из-за разрушения среды их обитания деятельностью человека. И с т о ч н и к : Meadows D. H. (1991). The Global Citizen. Washington, DC: Island Press. Эрих Фромм 18 Двойственность человеческой свободы особенно очевидна, когда надо сделать какой-то важный жизненный выбор, например, выбрать, кем мы хотим стать и как мы хотим прожить свою жизнь. Мы можем почувствовать свою тревогу, «застыть» перед лицом важных решений. Для обозначения страха перед принятием важных жизненных решений можно использовать термин десидофобия – боязнь решений (decidophobia), предложенный Уолтером Кауфманом (Walter Kaufmann, 1973). Он считает, что большинство людей в тот или иной момент жизни использовали различные стратегии, помогающие избежать необходимости принятия важных, судьбоносных решений, т.е. осуществить свою положительную свободу. Наиболее распространена стратегия, состоящая в том, чтобы плыть по течению. Вместо того, чтобы выбирать как жить, люди просто следуют за течением жизни, либо принимая статус-кво (существующее положение вещей), либо, наоборот, выпадая из него, подобно тем, чья жизнь вообще лишается каких-либо связей, обозначений, традиций или общей цели. Другая стратегия основана на совместном принятии решений, как например, в различных комитетах, браке, семейной жизни, отношениях между друзьями. Вместо того, чтобы принимать решение, люди просто разговаривают, дожидаясь пока нечто не произойдет само собой. Они предполагают согласие, часто даже не обсуждая его. Но если обстоятельства складываются неудачно, никто не чувствует себя ответственным: каждый просто продолжает жить дальше. Третья часто встречающаяся стратегия основана на обращении к тому или иному авторитету – эксперту, движению, религии или общественному установлению. Хотя люди могут испытывать напряженность между лояльностью (удерживанием себя в границах заданных правил) по отношению к этим авторитетам, с одной стороны, и собственной совестью, – с другой, они находят бесконечное количество способов оправдать любой из альтернативных выборов. Действительно, автономные (самостоятельные) личности не прибегают ни к одной из вышеперечисленных стратегий. Некоторые психологи называют этих подлинно независимых, оптимальных существ самоактуализированными (self-actualized) индивидами. (О самоактуализации будет более подробно рассказано в следующей главе). Автономные, или актуализированные, люди принимают ответственность за собственную жизнь и внимательно изучают доступные им возможности. Они также умеют смотреть в глаза действительности, мужественно признать свои ошибки и изменяться. Многие русские писатели, жившие в советские времена, такие, как, например, Александр Солженицын, являются примерами подлинно автономных индивидов, принимавших одно судьбоносное решение за другим, чтобы сохранить личную честность зачастую вопреки несметному количеству трудностей в репрессивном обществе того времени. Вставка 1.2 рассказывает историю другого советского писателя Иосифа Бродского, получившего позднее Нобелевскую премию по литературе и пережившего жесточайшие преследования из-за одного своего желания стать писателем. Для большинства русских, живущих в сегодняшнем более демократическом обществе, самоактуализация также возможна. Однако то, насколько русский народ сможет своевременно и активно ответить на демократические изменения и защитить свой новый образ жизни зависит от понимания того, что его судьба находится не в руках правительства, а в его собственных руках (Balakrishnan, 1993). Брать на себя ответственность за собственную жизнь Сегодня люди во всем мире все так же находятся в поисках свободы. Драматическим примером является смелые попытка Горбачева и Ельцина ввести капитализм и демократию в недавно сформированном Содружестве Независимых Государств*. Значительная часть неудовлетворенности, которую испытывают народы в других странах, отражает их желание иметь больше свободы и экономических возможностей, которые они видят в более экономически развитых обществах. Многие из тех, кто иммигрирует в США, ищут подлинной свободы, которая для нас, граждан этой страны, является само собой разумеющейся. * В современной России существуют и другие оценки деятельности поименованных лиц (Прим. ред.) Опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев считают, что пользуются большей свободой и в большей мере контролируют свою жизнь, чем их родители. Что касается двух студентов, описанных в начале главы, то Карен, по-видимому, чувствует себя более свободной и большей хозяйкой своей судьбы, чем Захарий. Большинство людей сегодня считают, что их родители были скованы самыми разными социальными, образовательными и экономическими ограничениями, от 19 которых они избавлены. Например, Thomas (1986) обнаружил, что три четверти опрошенных и 81% группы 18–29 летних совершенно уверены, что в большей мере распоряжаются своей жизнью, чем их родители. Причем это вовсе не означает, что они чувствуют себя более финансово обеспеченными, чем родители. Но они верят, что имеют больше выбора в таких важных областях жизни как образование, работа, секс, брак, семья, дружеские связи, путешествия, приобретения, где жить и как жить. Согласны ли вы с этим? Вставка 1.2. Иосиф Бродский 18 февраля 1964 г. в Ленинграде в Дзержинском районном суде – грязной комнате с заплеванным полом – началось слушание дела Иосифа Бродского, который уже был хорошо известен в городе. Двадцатитрехлетний Бродский обвинялся в «злоумышленном тунеядстве», т.е. в том, что не работал, а это являлось нарушением советских законов. Высокий и худой, с рыжими волосами и горящими щеками, Бродский (рядом с которым стоял милиционер) говорил спокойно, стараясь объяснить невежественной и враждебно настроенной судье, что его работа состоит в том, чтобы писать стихи. Между ней и Бродским произошел следующий разговор, тайно записанный журналисткой Фридой Вигдоровой, сочувствовавшей Бродскому. Судья: А кто признает вас поэтом? Кто считает вас таковым? Бродский: Никто. (Бесстрастно.) А кто считает меня принадлежащим к человеческой расе? Судья: Вы учились этому? Бродский: Чему? Судья: Быть поэтом. Вы пытались поступить в учебное заведение, где бы готовили... где бы учили... Бродский: Я не думаю, что этому можно научить. Судья: А как же тогда это приобретается? Бродский: Я думаю, что это... (запинаясь)... от Бога. Это было похоже на Кафку или какую-то пьесу из театра абсурда. Судья отправила Бродского в сопровождении милиционеров в психиатрическую лечебницу, чтобы определить его вменяемость. Там ему пришлось тяжело: ему насильно делали уколы, из-за чего малейшее движение причиняло непереносимую боль. Любимым развлечением санитаров было заворачивать Бродского в простыню, окунать в ледяную ванну, а потом бросать все также завернутого в простыню на кровать к радиатору отопления. Они называли это «холодно- влажный конверт». Высыхая, простыня стягивала Бродскому кожу. Сосед Бродского по палате покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе ночью вены, и Бродский также боялся, что уже не выйдет из лечебницы живым. Его страдания в этот тяжелый период описаны в большой философской поэме под названием «Горбунов и Горчаков». Судебные психиатры сочли Бродского вменяемым, и он вернулся в суд. Тот же самый судья, которая отправила его в лечебницу, спросила «Что хорошего вы сделали для своей родной страны?». Бродский ответил со спокойной настойчивостью «Я сочиняю стихи. Это моя работа. Я убежден... Я верю, что то, что я пишу, послужит народу и не только сейчас, но и будущим поколениям». Все попытки Бродского объясниться наталкивались на глухоту. Заранее известное решение суда гласило: «Бродский систематически уклонялся от выполнения долга советского человека по производству материальных ценностей... Он писал и декламировал свои декадентские стихи. Из доклада Комиссии по работе с молодыми писателями ясно, что Бродский не является поэтом... Бродский направляется в места отдаленного поселения на пять лет на принудительные работы». И с т о ч н и к : Печатается с разрешения Free Press, a Division of Simon & Schuster, from St. Petersburg: A Cultural History by Solomon Volkov. ©1995 by Solomon Volkov. Переживание позитивной свободы означает, что человек готов сам принимать решения в своей жизни, в том числе важные жизненные решения, определяющие его судьбу. Однако боязнь принять решение, которое показалось бы другим неверным, столь велика, что многие молодые люди говорят о том, чтобы «сохранять все возможности открытыми», жить в «широком и богатом возможностями мире» и «избегать ангажированности (зависимости)». Учитывая неопределенность нашего времени, многие из этих реакций понятны. Тем не менее исследования показали, что люди, внутренне ориентированные на финансовый успех, привлекательную внешность или социальное признание, обладают пониженной жизнеспособностью (vitality), более низким потенциалом самореализации и чаще указывают на наличие физических симптомов (ухудшенного здоровья), чем люди, ориентированные, скорее, вовнутрь, на себя. Внутренне мотивированные автономные индивиды оказываются более здоровыми, принимающими себя и коллективистски мыслящими (community minded) (Kasser & Ryan, 1996). 20 Принятие ответственности за собственную жизнь означает, что мы можем и должны сами делать свой выбор. Отказ от принятия решения фактически является решением. Конечно, приходится принимать решения, основываясь на собственном ограниченном опыте, поэтому наши выборы могут оказаться далекими от идеала. Но хорошо уже то, что ни одно решение не выбито на камне. Мы можем и часто меняем решения по мере того, как растем и взрослеем. Со временем мы обнаруживаем, что наши решения хороши настолько, насколько хороша информация, на которой они были основаны, и это снова обращает наше внимание на ценность образования и развития критического мышления. Поведение, основанное на позитивной свободе, означает также принятие ответственности за собственный выбор, когда человек не ругает других или судьбу, за то, что с ним происходит. Характерно, что самоактуализированные или внутренне мотивированные люди переживают меньше межличностного стресса (interpersonal distress) и больше межличностной близости (interpersonal closeness) (Sheffield, Carey, Patenaude & Lambert, 1995), возможно, именно благодаря тому, что они меньше расположены обвинять в чем-то других. Интересно также, что самоактулизация коррелирует (статически связана) с альтруизмом (altruism), или желанием помогать другим за собственный счет (Sharma & Rosha, 1992). Мы не выбираем, быть ли нам брошенными в мир, но мы можем выбирать многое из того, что определяет, как мы живем. Мы часто слышим, как люди говорят «Не могу ничего изменить, потому что так сложилась моя жизнь» или «Я так живу просто потому, что меня так воспитали». Эти люди не понимают, что свободный выбор и ответственность идут рука об руку. Для того чтобы постоянно напоминать об этом факте, Виктор Франкл (Victor Frank, 1978) предложил дополнить статую Свободы на Восточном побережье США статуей Ответственности на Западном. Самореализация также подразумевает разумно рассчитанный риск и взятие на себя обязательств несмотря на отсутствие полной уверенности в результатах. Взросление предполагает, что человек выходит в незнакомые и потенциально опасные ситуации, и, следовательно, оказывается более уязвимым для боли и разочарования. Индивиды, слишком сильно стремящиеся к совершенству, особенно склонны избегать риска и демонстрируют низкий уровень самоактуализации. Самоактуализированные люди более терпимы к неудачам (Rett, Hewitt, Blankstein & Mosher, 1991). Насколько вы стремитесь к совершенству? В иллюстрации 1.1 дана «Шкала полного совершенства», с помощью которой вы можете больше узнать о себе и о собственной склонности к совершенству. Илл. 1.1. Шкала полного совершенства И н с т р у к ц и я : Если вы совершенно не согласны с предложенным утверждением обведите цифру 1; если вы полностью согласны с предложенным утверждением, обведите 7. В остальных случаях отмечайте цифры от 2 до 6 в зависимости от степени вашего согласия. |