Главная страница
Навигация по странице:

  • Человеческая свобода Еще одна важнейшая особенность гуманистической психологии – это ее настойчивое подчеркивание человеческой свободы (human freedom)

  • Самоактуализация Третье основное понятие гуманистической психологии – это понятие самоактуализации (self- actualization)

  • Советы стремящимся к самоактуализации

  • Как применить этот подход к себе

  • Обзор главы Различные подходы к пониманию личности

  • Психодинамический подход

  • Социально-когнитивный подход

  • Интерпретация результатов Ключ к тесту самоактуализации

  • Упражнения 1.

  • Вопросы для самопознания 1.

  • Для углубленного изучения

  • атватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни. Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу


    Скачать 6.69 Mb.
    НазваниеИствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу
    Дата14.05.2023
    Размер6.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаатватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни.pdf
    ТипДокументы
    #1128195
    страница8 из 54
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   54
    Гуманистический подход
    Хотя психодинамический и социально-когнитивный подходы различаются во многих отношениях, но в одном они едины – оба предполагают, что человеческое поведение можно разложить на отдельные составляющие. Если говорить точнее, то оба подхода ищут причинно-следственные взаимосвязи в

    47 человеческом поведении, аналогично естественным наукам. Например, если Кен и Одра не ладили с начальством на работе, и представители психодинамического направления и теории научения свели бы проблему к определенным причинным связям, таким, как сексуальные конфликты дома или опыт научения. В противоположность этому представители гуманистического направления (humanistic
    perspective) в психологии утверждают, что за рамками обоих этих подходов остаются самые важные особенности человеческого поведения, такие, как осмысленность и богатство субъективного опыта, его целостность и способность человека выбирать варианты развития и определять самого себя.
    В 1950-е и 1960-е годы, когда многие были озабочены угрозой, которую технология представляет для человеческих ценностей, гуманистическая психология получила национальное признание как третья
    сила в психологии (third force in psychology), альтернативная детерминистическим подходам психодинамики и бихевиоризма. Гуманистическая психология представляет собой группу взаимосвязанных теорий и терапевтических практик, подчеркивающих ценность человеческой свободы и личности. Мы познакомим читателя с тремя основными понятиями гуманистической психологии: феноменальное Я, человеческая свобода и самоактуализация.
    Феноменальное Я
    Понятие «феномен» (от лат. явление) означает здесь нечто данное нам в наших ощущениях, или воспринимаемую нами реальность. Карл Роджерс (Carl Rogers, 1980), ведущий представитель гуманистической психологии, подчеркивал, что основой нашего поведения является не столько абсолютная (внешняя) реальность, сколько именно эта «воспринимаемая реальность». По сути человеческое поведение – целенаправленная деятельность организма по удовлетворению его потребностей, переживаемых и воспринимаемых через собственный опыт. Иными словами, то, как мы видим и истолковываем события в нашем окружении, определяет то, как мы на все это реагируем.
    Карл Роджерс основатель гуманистической психологии
    Ключевыми понятиями феноменологической теории личности К. Роджерса являются понятия
    тенденции организма к актуализации (organismic actualizing tendency) и феноменального Я
    (phenomenal self), или Я-концепции. Роджерс предположил существование тенденции к актуализации на биологическом уровне – присущей самому организму человека тенденции к саморазвитию и
    самоосуществлению (самоактуализации). В ходе самоактуализации организм вовлекается в процесс оценивания (valuing). Опыт, который воспринимается как усиливающий самореализацию, оценивается позитивно, и организм начинает стремиться к нему. Опыт, воспринимаемый как блокирующий самореализацию (противодействующий ей), оценивается негативно, и организм начинает избегать его.
    Степень доверия человека к процессу оценивания в значительной мере зависит от его представления о собственном Я, особенно от образа Я, основанного на опыте взаимодействия со значимыми другими в детском возрасте. Когда дети начинают осознавать себя, у них автоматически появляется потребность в положительной оценке или принятии их другими. Однако принятие личности ребенка родителями обычно связано с определенными условиями, и ребенок включает эти «условия ценности» (conditions of worth) в представление о собственном Я. Затем внешний процесс оценивания начинает конкурировать с

    48 процессом самооценки. Если условия ценности немногочисленны и разумны, Я ребенка включается в разнообразный опыт и вместе с процессом самооценки может независимо судить, что усиливает его развитие, а что – нет. Однако, если условий ценности много и они строго ограничительные, они перечеркивают значительную часть опыта индивида, из-за чего тот начинает воспринимать себя искаженно.
    Возникающее напряжение между представлением о своем Я и самооценкой – главный источник нарушений приспособления. Основной проблемой является расхождение между тенденцией организма оценивать опыт, исходя из того, что хорошо или желательно для удовлетворения его основных потребностей и тенденций Я оценивать опыт избирательно, вычеркивая то, что не соответствует требованиям, предъявляемым к ребенку (условиям ценности). В действительности исследования показали, что когда существует значительное расхождение между тем, чем мы хотели бы быть, и тем, что мы реально собой представляем, возникает депрессия (Higgins, Bond, Klein & Strauman, 1986).
    Кен, например, вырос в убеждении, что для того, чтобы родители относились к нему хорошо и принимали его, он должен быть успешным. В результате прошло много лет, на протяжении которых он отрицал свой гнев в отношении родителей, а также свою потребность расслабиться и быть самим собой.
    Когда Кен впервые сказал Одре о своем решении оставить юридическую практику и переехать в
    Орегон, она прежде всего попросила его обратиться к психотерапевту. Кен согласился. Когда в ходе лечения он обнаружил свой подавленный гнев, он сказал: «Из меня вышло столько боли и гнева,
    сколько я никогда бы не предполагал. Я продолжал так чувствовать до тех пор, пока однажды ночью не понял, что я должен был уже давно попытаться найти свое реальное Я». Отрицание Кеном своих мыслей и чувств было столь сильным, что его отчуждение от самого себя препятствовало его развитию.
    Интересно, что и после того как Кен закончил курс психотерапии, он не отказался от мысли переехать в
    Орегон и оставить юридическую практику.
    Роджерс (1951) разработал терапию, сосредоточенную на личности и предполагающую достижение более гармоничных отношений между Я и внутренне присущей организму тенденцией к самореализации. Этот подход предполагает что терапевт принимает установку безусловного
    позитивного принятия (unconditional positive regard) по отношению к клиенту. С помощью эмфатического (с подчеркнутым соучастием) слушания терапевт помогает ему обнаружить подлинные мысли, чувства и потребности. В обстановке принятия клиент может ослабить действие своих защитных механизмов и исследовать свои мысли и чувства более свободно, приводя, таким образом, свое самовосприятие в большее соответствие с базисной тенденцией самого организма к самореализации (актуализации). В ходе общения с терапевтом клиенты начинают больше доверять собственному опыту, становятся более независимыми (self-directed) и полноценно функционирующими личностями. В контексте детского развития (Harrington, Block и Block, 1987) обнаружено, что дети, выросшие в поддерживающем окружении, более креативны, склонны к творчеству, возможно потому, что они могут более полноценно функционировать в своем окружении. Представления о поддерживающем окружении и психологическом росте будут более подробно рассмотрены в главах об образе Я (self-concept) и терапии.
    Человеческая свобода
    Еще одна важнейшая особенность гуманистической психологии – это ее настойчивое подчеркивание
    человеческой свободы (human freedom) в противоположность детерминистской точке зрения, преобладающей в большинстве других психологических подходов. Ролло Мэй (Rollo May, 1977) с экзистенциалистской (лат existentia – существование) точки зрения объясняет, что само самосознание делает возможной свободу выбора. Это означает, что благодаря высокому уровню самосознания и способности к символическому мышлению – использованию идей, слов и образов – человек, уже имеет в своем распоряжении способность выходить за пределы слепого послушания импульсам или требованиям среды. Более конкретно человеческая свобода состоит в «способности выдерживать паузу перед лицом различных стимулов и потом всем своим существом утверждать один ответ, а не другой».
    Неспособность принять эту человеческую свободу приводит, с одной стороны, к отрицанию нашего подлинного Я. Человек переживает что-то вроде духовной смерти, когда жизнь становится бессмысленной, и он замыкается на требованиях общественных установлений, на материальном комфорте или технологическом контроле. С другой стороны, когда мы утверждаем нашу человеческую свободу, мы начинаем жить подлинной жизнью, т.е. жить здесь и сейчас, делая основные выборы в

    49 несовершенном мире, принимая собственное Я как процесс становления и не отказываясь от ответственности за собственную жизнь. Мы не можем обвинять в своих проблемах собственное детство, прошлые несчастья или тяжелые обстоятельства.
    Роджерс (1980) добавляет, что свобода, которую мы так высоко ценим, включает некоторое внутреннее качество, существующее внутри нас, независимо от степени тех выраженных вовне выборов, которые мы часто принимаем за свободу. Это внутреннее, субъективное ощущение свободы, благодаря которому каждый из нас понимает: «Я могу жить собственной жизнью, здесь и сейчас, делая собственный выбор». Роджерс пишет: «Мой опыт психотерапевтической практики и работы с группами привел меня к невозможности отрицания реальности и значимости человеческого выбора. Для меня нет никакого сомнения, что человек в определенной степени является архитектором самого себя».
    Самоактуализация
    Третье основное понятие гуманистической психологии – это понятие самоактуализации (self-
    actualization), осуществления врожденного потенциала человека. Прежде чем продолжить чтение, вам может быть интересно оценить собственный уровень личностного роста, выполнив тест самоактуализации (илл. 2.3). Этот тест оценивает такие свойства, как автономия и самопринятие, которые тесно связаны с понятием самоактуалазации.
    Илл. 2.3. Тест самоактуалиции
    Инструкция: укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, поставив соответствующий балл (цифру) на пустое место в начале каждой строки. Затем посмотрите ключ к тесту в конце главы и определите сумму своих баллов и то, что она означает. Значение баллов:
    1 = не согласен
    2 = в какой-то степени не согласен
    3 = в какой-то степени согласен
    4 = согласен
    ________
    1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.
    ________
    2. Я чувствую, что делаю большую часть из того, чего ожидают от меня другие.
    ________
    3. Я считаю, что люди в сущности хорошие и им можно доверять.
    ________
    4. Я чувствую, что имею право сердиться на тех, кого люблю.
    ________
    5. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
    ________
    6. Я не признаю собственные слабости.
    ________
    7. Я не могу любить людей, если я их не одобряю.
    ________
    8. Я опасаюсь неудачи.
    ________
    9. Я избегаю попыток разбирать и упрощать сложные проблемы.
    ________
    10. Важнее быть самим собой, чем быть популярным.
    ________
    11. Я не чувствую никакого особого призвания в жизни.
    ________
    12. Я могу выражать свои чувства, даже если это может привести к нежелательным последствиям.
    ________
    13. Я не чувствую себя обязанным всем помогать.
    ________
    14. Я устаю от постоянного опасения сделать что-то неправильно.
    ________
    15. Меня любят, потому что я люблю.
    И с т о ч н и к : Jones & R. Crandall. Validation of a Short Index of Self-Actualization, Personality and Psychological
    Bulletin, 12 (1986).
    Термин самоактуализация часто связывают с именем Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), который дал его наиболее полное определение. Маслоу, как и Роджерс, допускал существование тенденции самореализации на биологическом уровне. Соответственно каждый человек обладает внутренне присущей ему потребностью к осуществлению своих возможностей. Однако, по Маслоу, личностный рост возможен только при последовательном удовлетворении иерархически организованных потребностей. Потребности более высокого уровня могут возникнуть и стать реальной мотивирующей силой только в случае, если удовлетворяются базисные потребности индивида. Пока потребности индивида в пище, безопасности и человеческих отношениях остаются неудовлетворенными, его существование определяется в значительной мере этим дефицитом. Но как только базовые потребности оказываются относительно удовлетворенными, индивид начинает осознавать потребность в развитии и потребность в автономии и творчестве. Кену, например, нечего было беспокоиться об удовлетворении

    50 потребностей в пище и безопасности. Он также чувствовал себя принадлежащим к определенному обществу и взаимную близость с Одрой. Однако, когда он осознал, что эти потребности удовлетворены, он почувствовал выраженное стремление, лучше узнать самого себя. Это произошло, когда он понял, насколько несчастливым и неудовлетворенным он чувствовал себя в своей профессии. Кену повезло в этом отношении; в других случаях иногда уходит целая жизнь на то, чтобы осознать потребность в раскрытии собственных возможностей, так что самоактуализация является скорее не готовой достижимой целью, а процессом, растягивающимся на целую жизнь.
    Маслоу (1971) утверждал, что некоторые люди достигают более здорового, более хорошего уровня функционирования, чем в среднем. Он назвал их самоактуализированными личностями (self-actualizing
    people) и утверждал, что их изучение может помочь нам понять собственные возможности развития.
    Подобные личности относительно свободны от наиболее часто встречающихся душевных проблем и наиболее полно используют свои силы и таланты. По сравнению со средней личностью самоактуализированные люди имеют некоторые общие особенности, такие, как постоянная свежесть оценки повседневной реальности; большее принятие себя и других; выраженная способность к творчеству, причем не обязательно в искусстве; и высокая сопротивляемость конформности. Если самоактуализация является действительно столь позитивным процессом, мы должны искать собственные способы стать более актуализированными. Вставка 2.3 может подсказать некоторые стратегии для повышения оптимальности своего существования.
    Люди, мало знакомые с понятием самоактуализации по Маслоу, часто понимают его неверно. Так, в одном исследовании студентов спрашивали: «Хотели бы вы самоактуализироваться? Почему?» Три четверти студентов ответили утвердительно. Но пояснения обеих групп (студентов, давших ответы «да» и «нет») показали, что широко распространенное понятие актуализации неверно. В некоторых
    утвердительных ответах говорилось, что актуализация принесет им спокойствие духа, поможет достичь контроля над собственными мыслями и даст им власть. Некоторые из ответивших отрицательно
    написали, что самоактуализированным личностям, достигшим всех своих целей, больше не к чему стремиться. Как написал один студент: «Нет, пока рано, но, скорее, перед тем, как я умру. Мне еще очень много надо сделать в жизни прежде, чем я достигну самоактуализации» (Feist, 1985). Однако
    Маслоу ясно писал, что самоактуализация вовсе не означает совершенства. Самоактуализированные личности продолжают оставаться уязвимыми для жизненных проблем и забот, от которых страдает каждый из нас. Временами такие личности могут быть скучными, надоедливыми или впадать в депрессию. В сущности, самоактуализированные люди очень похожи на всех остальных, разве что они не имеют нераскрытых способностей, что очень характерно для среднего человека.
    Главное возражение в адрес Маслоу обычно формулируется следующим образом: «Если каждый из нас обладает врожденной тенденцией к самоактуализации, то почему так мало актуализированных личностей?» Маслоу (1971) размышлял над этим вопросом и дал несколько возможных объяснений.
    Одна причина, противодействующая развитию, состоит в так называемом комплексе Ионы*, или боязни стать лучше, чем ты есть. Подобно библейскому Ионе, который пытался избежать своей судьбы, каждый из нас боится успеха, отчасти из-за чересчур захватывающего характера этого опыта, отчасти из-за требований, которые это может нести с собой. Кен, например, был уже близок к пику своей карьеры, однако его мучили опасения, что он не сможет достичь того, чего хочет, и он предпочел бросить все и уехать в Орегон.
    * Согласно библейской легенде, Бог велел Ионе идти в город Ниневию, к врагам израильтян, и предупредить их о возможности грозной кары в том случае, если они не покаются. Иона не послушался Бога, сел на корабль, плывущий в другую сторону, попал в морскую бурю, был проглочен китом, провел несколько дней в его чреве и потом все-таки сделал предписанное Богом (Прим. перев.).
    Во-вторых, наш врожденный запас потребностей развития относительно невелик и неразвит, его, может быть, трудно почувствовать и легко подавить в неблагоприятных обстоятельствах. Многим людям так и не удается актуализировать себя из-за отсутствия поддерживающих обстоятельств. Однако множество людей раскрывают свои творческие возможности, несмотря на неудачные обстоятельства.
    Маслоу писал, что это загадка, почему одни и те же влияния раскрывают возможности развития одних людей и задерживают развитие других. В результате он высказал предположение, что само по себе благоприятное окружение недостаточно, чтобы обеспечить развитие. Человек должен иметь сильное желание развиваться, преодолевать апатию и сопротивление развитию.

    51
    Абрахам Маслоу самый горячий пропагандист самоактуализации
    Принимая все это во внимание, Маслоу рассматривал личностный рост как постоянную борьбу между силами, способствующими развитию личности, и задерживающими его, такими, например, как боязнь неизведанного. Он полагал, что наше общество задерживает развитие, делая чрезмерный упор на безопасности. Он считал необходимым, минимизировать притягательность безопасности и максимизировать осознание таких опасностей, как скука и застой. Он также считал необходимым подчеркивать притягательность роста, минимизируя его опасности. Маслоу (1968) много раз подчеркивал, что «рост сам по себе уже несет в себе вознаграждение и радость, преодолевая, таким образом, большую часть нашего сопротивления самоактуализации».
    Вставка 2.3. Советы стремящимся к самоактуализации
    1. Полностью живите сегодняшней жизнью, не предаваясь ни воспоминаниям о прошлом, ни беспокойству о будущем.
    2. Выбирайте ситуации, которые будут способствовать вашему развитию. Разумный риск лучше, чем привязанность к спокойствию и безопасности.
    3. Прислушивайтесь к своим потребностям, реакциям и доверяйте собственному опыту.
    4. Будьте честны сами с собою и с другими людьми.
    5. Старайтесь делать максимум возможного для достижения реальных целей в повседневной жизни.
    6. Будьте настойчивы в выражении своих потребностей, идей и ценностей.
    7. Старайтесь понять и почувствовать вдохновение, связанное с теми наиболее выдающимися моментами вашей жизни, когда вы чувствовали себя наиболее близко подошедшими к осуществлению своих возможностей.
    8. Будьте открыты новому опыту. Старайтесь понять свои защитные механизмы и отбросить их, чтобы пересмотреть свои ожидания, идеи и ценности.
    9. Не оставайтесь равнодушными к заботам и проблемам вокруг себя: самоактуализация является, скорее, побочным продуктом полного развития ваших способностей, нежели результатом эгоцентрического стремления к своему росту.
    10. Помните, что самоактуализация – это долговременный процесс, охватывающий жизнь в целом, полностью достичь ее невозможно.
    И с т о ч н и к : По Maslow A. H. (1971). The Farther Reaches of Human Nature. New York: Viking.
    Критика и оценка
    Чаще всего гуманистический подход обвиняют в ненаучности. Критики утверждают, что большую

    52 часть сведений гуманистические психологи получают из терапевтической практики и исследований, основанных на самоотчетах испытуемых, а это ведет к построениям, не имеющим достаточной научной точности и не дающим исчерпывающего анализа причин поведения. Связанное с этим соображение состоит в том, что феноменологическая точка зрения, подчеркивающая свободу человека, не дает наблюдателю возможность обнаружить причинно-следственную цепочку и провести научный анализ.
    На эти тяжелые обвинения гуманистические психологи отвечают, что если сводить научные методы исключительно к методам, заимствованным из естественных наук, ошибка будет не столько в понимании того, что мы исследуем, сколько в самих неверных способах исследования. Виднейшие представители гуманистического подхода, Маслоу и Роджерс, не раз доказывали, что исследование человека и межличностных отношений требует более глубокого и гибкого подхода к пониманию научного метода. Говоря об этом, Роджерс (1985) упомянул, о некоторых последних открытиях в различных областях науки, связанных с более широким ее пониманием, признающим, что нет
    единственного научного метода, который был бы всегда наилучшим. Это не означает, что надо полностью отбросить линейную, причинно-следственную, бихевиористскую модель. Однако ее необходимо рассматривать как метод, подходящий для исследования одних вопросов, но совершенно непригодный для других. Аналогичным образом феноменологический подход получает все большее признание как прекрасный способ исследования, позволяющий иметь дело с живым, действующим, целостным человеческим существом.
    Гуманистическая психология внесла огромный вклад в психологические исследования и в жизнь общества в целом, занявшись вопросами, насущными для каждого человека, такими, как свобода личности, автономия, любовь, личностный рост и ценности. Она также привлекла наше внимание к конструктивной стороне психологии. Человек теперь рассматривается не только с точки зрения его уязвимости и неприспособленности, но и в свете его возможностей для здорового развития и самореализации.
    Как применить этот подход к себе
    Гуманистическая психология побуждает нас рассматривать себя в терминах наших положительных возможностей, или того, чем мы можем стать. Поэтому она больше занимается нашим личностным ростом, развитием, чем просто выживанием. Проблемы и конфликты не являются ни необходимыми, ни неизбежными. Они возникают из-за ограниченного понимания своего Я, неверного выбора или неподдерживающего характера окружения. Следовательно, мы можем улучшить собственную жизнь, изменив то, как мы воспринимаем самих себя и достигнув большего контроля над собственной жизнью.
    Кроме того, подобные изменения легче происходят, если сама среда способствует развитию, например, когда вы меняете работу или заключаете счастливый брак, а не прибегаете к психотерапии.
    Приспособление редко понимается в терминах изменения себя на основе согласия с требованиями общества из-за высокой ценности, которая придается человеческой личности. В действительности большая часть плохого приспособления возникает из-за того, что человек живет так, словно у него нет внутренних сил для достижения чего-то лучшего. С точки зрения роджеровского понятия феноменального Я, мы рискуем стать плохо приспособленными, когда вместо того, чтобы стремиться к большему самопринятию и самоопределению, принимаем ограниченное, полное психологических защит Я в качестве неизбежного состояния существования. С точки зрения понятия Ролло Мэя (R. May) о человеческой свободе, большинство наших трудностей происходит из-за отказа открыто встретить важные выборы в нашей жизни, вынужденного действования в таких ситуациях. А с точки зрения понятия Маслоу о самоактуализации, значительная часть плохого приспособления возникает из-за того, что мы выбираем общепринятые жизненные условия, основанные на безопасности и скуке, вместо того, чтобы сделать выбор, приносящий новизну и ускоряющий развитие.
    Наилучшее приспособление достигается, когда человек делает выбор, способствующий развитию, и идет на разумный риск, позволяющий раскрыться его внутренним силам и возможностям. Однако необходимо помнить, что самоактуализация – процесс, длящийся всю жизнь и лишь частично осуществляющийся в жизненном опыте конкретного человека. Это не мешает тому, что большинство переживших это состояние считают опыт развития приносящим удовлетворение уже сам по себе, несмотря на его несовершенства. Например, у самого Маслоу было несчастливое детство; его идеи, связанные с самоактуализацией, не были полностью оценены; он страдал от хронической усталости, которую только на склоне лет удалось связать с гипогликемией (пониженным содержанием глюкозы в

    53 крови). Тем не менее в 56-летнем возрасте Маслоу писал: «Если бы кто-то спросил меня «Счастливы ли вы? я бы ответил «Да. Конечно.» ... Повезло ли мне?... Подарок судьбы? Забрался так высоко, как только человек может забраться? Да!» (G. Leonard, 1991, р. 21). А Кен и Одра? Они переехали в Орегон и были очень счастливы, что изменили свою жизнь.
    Обзор главы
    Различные подходы к пониманию личности
    Психологи подходят к рассмотрению личности, ее приспособления и развития с различных точек зрения, каждая из которых предлагает скорее ряд отдельных объяснений, чем полное представление об истине. Поэтому можно получить более целостное и уравновешенное понимание личности и поведения, если познакомимся с идеями всех четырех подходов.
    Биологический подход
    Исследования близнецов и других людей показали, что генетические влияния ответственны примерно за 25–50% личностных различий в общей популяции (множестве обследованных людей).
    Вместе с тем, то, насколько человек развивает свои внутренние силы, возможности, зависит от его взаимодействия со средой. Поэтому можно говорить скорее о природе, раскрывающейся через воспитание, чем о природе в противоположность воспитанию.
    Психодинамический подход
    Психодинамический подход предполагает, что человек неизбежно оказывается в тисках конфликтов между противоборствующими жизненными силами, такими как бессознательные влечения и защитные механизмы Эго, а также напряженных взаимодействий между индивидом и обществом. Эго представляет собой управляющий центр личности, позволяющий человеку разрешать конфликты между
    Ид, Супер-эго и обществом. Поскольку Эго, Ид и Супер-эго чаще всего находятся в состоянии конфликта, человек обычно находится под воздействием тревоги, а также снижающих ее защитных механизмов. Личность развивается, проходя ряд стадий. И то, как ребенок справляется с разворачивающимися на этих стадиях конфликтами, оказывает решающее влияние на особенности его личности во взрослом возрасте. Многие последователи Фрейда стали придавать гораздо меньшее значение половому влечению и бессознательной сфере и большее – управляющим функциям Эго и межличностным отношениям. С точки зрения обсуждаемого подхода наилучшее приспособление достигается благодаря умению справляться с внутренними побуждениями и ориентации на реальность.
    Социально-когнитивный подход
    Теоретики научения стали придавать меньшее значение биологическим основам поведения и, напротив, сосредоточились на том, каким образом поведение усваивается в процессе взаимодействия с окружением. Они утверждают, что бо´льшая часть наших личностных особенностей и поведения приобретается в процессе научения через наблюдение, не обязательно предполагающее непосредственное подкрепление. В дальнейшем обнаружение когнитивных переменных, опосредующих взаимодействие между средой и поведением, заставило предположить, что процесс научения направляется более сложными факторами, чем изолированный стимул, как это предполагали родоначальники бихевиоризма. Бандура назвал взаимодействие между различными составляющими обучения – личностно-когнитивными переменными, средой и поведением – взаимным детерминизмом этих составляющих. С точки зрения этого подхода человек обладает огромными способностями к научению и изменению, особенно если он полностью использует разум и максимизирует свои навыки в работе с окружением. Одним из средств достижения роста и изменения является самоэффективность.
    Гуманистический подход
    Психологи гуманистического направления делают акцент на целостных характеристиках

    54 человеческого существования, таких, как человеческая свобода и самоактуализация. Понятие феноменального Я в теории Роджерса подчеркивает важность воспринимаемой реальности, особенно того, как человек воспринимает и переживает самого себя в своих взаимодействиях с окружением. С точки зрения Мэя, мы начинаем жить по-настоящему лишь в случае, если утверждаем свою подлинную внутреннюю свободу и берем на себя ответственность за собственную жизнь. И Маслоу, и Роджерс утверждали, что все люди обладают внутренней потребностью в осуществлении своих возможностей, но самоактуализация – это, скорее, процесс, длящийся всю жизнь и связанный с приданием ей все большей осмысленности, нежели просто наличие некоторой готовой и достижимой цели.
    Интерпретация результатов
    Ключ к тесту самоактуализации
    Этот тест оценивает четыре стороны самоактуализации: автономность, самопринятие (принятие собственных эмоций), доверие и ответственность в межличностных отношениях.
    Чтобы получить общую оценку, ответы на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 11, 13 и 14 должны быть преобразованы (4=1, 3=2, 2=3, 1=4). Затем нужно прибавить получившееся число к сумме оценок по другим вопросам. Общая сумма может составить от 15 до 60. Обычно ее средняя величина у студентов колледжа составляет 45, 60.
    У женщин оценка, обычно, оказывается немного выше, чем у мужчин. Кроме того, оценка по этому тесту положительно связана с оценками по другим тестам. Высокая оценка по тесту самоактуализации обычно показывает тенденцию жить, скорее настоящим, чем прошлым, испытывая вину или сожаление, или будущим, чрезмерно преувеличивая его цели и опасности. Люди с высокой оценкой также обычно более самостоятельны, экстравертированы и рациональны в своих мыслях и поведении.
    Тест для самопроверки
    1. Какая из перечисленных ниже черт более всего зависит от наследственности? а. интеллект в. импульсивность б. бережливость г. ппроницательность
    2. Часть психики по Фрейду, которая действует, основываясь исключительно на принципе удовольствия: а. Эго в. Супер-эго б. Ид г. Идеальное эго
    3. По Фрейду, эмоциональный сигнал тревоги, предупреждающий Эго об опасности, – это а. тревожность в. Ид б. Супер-эго г. подавление
    4. В отличие от Фрейда Эриксон считал наиболее важным для человека а. детский опыт в. психопатологию б. психосексуальное развитие г. психосоциальное развитие
    5. Процесс приобретения новых навыков поведения без всякого непосредственного подкрепления называется а. самоактуализацией в. условной реакцией б. научением, основанном на наблюдении г. оперантным научением
    6. Какая из нижеследующих категорий включена в список познавательных (когнитивных) переменных Мичела а. Я-концепция в. фантазия б. человеческая свобода г. кодирование
    7. С точки зрения социально-когнитивного подхода, оптимальное приспособление достигается благодаря совершенствованию а. управления внутренними конфликтами в. навыков и умений решения проблем б. стремления к самоактуализации г. самооценки
    8. Карл Роджерс утверждал, что человеческое поведение определяется прежде всего а. воспринимаемой реальностью в. защитными механизмами Эго б. социальным подкреплением г. биологическими влечениями
    9. С точки зрения Маслоу, самоактуализация а. редко происходит раньше достижения в. является процессом, длящимся всю жизнь среднего возраста б. бывает только у половины населения г. легко достижима
    10. Гуманистическая психология рассматривает оптимальное приспособление индивида в связи с процессом

    55 а. социального научения в. контролирования импульсов б. самоактуализации г. преодоления внутренних конфликтов
    Упражнения
    1. На какой стадии развития личности, по Эриксону, вы находитесь? Напишите примерно страницу о том, насколько хорошо вы справляетесь с задачами, соответствующими данной стадии, в соответствии с теорией Эриксона. Насколько важным, по вашему мнению, является ее решение для человека, находящегося на этой жизненной стадии? Если возможно, опишите, как ваше прошлое развитие влияет на ваш опыт на нынешней стации развития.
    2. Значимые люди в вашей жизни. Опишите некоторых, из наиболее важных для вас людей, включая родителей, которые особенно повлияли на ваше прошлое развитие. Какие это люди? Какое влияние они оказали на ваше развитие? В какой степени черты вашей личности являются результатом научения? В какой степени, по-вашему, они определились под влиянием наследственности?
    3. Самоактуализация (самоосуществление). Перечитайте десять советов Маслоу по поводу более полной актуализации личности. Затем попробуйте применить их к собственным сегодняшним особенностям личности и поведения.
    4. Препятствия личностному росту. Каждый из четырех описанных в данной главе подходов предлагает свое понимание препятствий личностному росту. Биологический подход напоминает о важности наследственности, например, врожденного темперамента; психодинамический подход подчеркивает значение бессознательных конфликтов и фиксаций; теория социального обучения подчеркивает значение неправильных образцов, среды и плохо приспособленного поведения; а гуманистический подход выделяет значение ограничений Я-концепции и самоактуализации.
    Напишите примерно по одному абзацу о том, как каждая из этих точек зрения помогает вам понять, какие препятствия мешают вашему личностному развитию.
    5. Человеческая свобода. Выберите конкретную ситуацию, в которой вы ощутили свою человеческую свободу, столкнувшись с ограничивающими обстоятельствами. Затем напишите примерно страницу об этом опыте. В какой степени вы согласны или не согласны со взглядом, выраженным Мэем и
    Роджерсом, а именно, что мы обладаем внутренней свободой выбора, существенно превышающей возможности, доступные нам в нашем внешнем окружении?
    6. Какой из основных подходов в наибольшей степени отражает ваши собственные взгляды?
    Выберите один из четырех подходов, в наибольшей степени совпадающий с вашими собственными представлениями о приспособлении и развитии. Затем объясните примерно на одной странице, почему вы предпочитаете именно данный подход. В какой степени вы готовы принять точку зрения, отличающуюся от вашей собственной? Согласны ли вы с тем, что ни один из подходов не отражает истину в целом?
    Вопросы для самопознания
    1. Можете ли вы обнаружить личностные характеристики, которые передаются у представителей вашего семейного древа?
    2. Согласны ли вы с мыслью Фрейда о том, что личность подобна айсбергу, у которого только надводная часть – нечто, что может быть осознано?
    3. Испытываете ли вы иногда амбивалентные чувства – одновременное стремление к двум противоположным вещам?
    4. Согласны ли вы, что значительную часть непоследовательности в человеческом поведении можно объяснить ситуационными факторами?
    5. Как вы понимаете подход, который психологи называют когнитивным?
    6. Как бы вы могли объяснить различие между теорией социального научения Бандуры и гуманистическим подходом Роджерса?
    7. Согласны ли вы с убежденностью Рождерса в том, что каждый из нас обладает большим потенциалом для самопонимания и развития?
    8. Согласны ли вы с тем, что самоактуализация – это всегда скорее «процесс», чем достигнутое состояние?
    9. Почему, по вашему мнению, людям не удается стать более самоактуализированными?

    56
    10. Согласны ли вы с тем, что ни один из психологических подходов не обладает монополией на истинность?
    Для углубленного изучения
    -
    Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman. Основные идеи и применения теории самоэффективности в изложении ведущего специалиста в данной области.
    -
    Freud, S. (1965). New introductory lectures on psychoanalysis (J. Strachey, Trans. & Ed.). New York: W.
    W. Norton. Ясное изложение основных представлений Фрейда о личности и психотерапии.
    -
    Нагагу, К., & Donahue, E. (1994). Who do you think you are? San Francisco: Harper. Книга, помогающая понять вашу личность и влияющие на нее факторы.
    -
    Hetherington T.F., & Weinberger. J.L. (1994). Сап personality change? Washington, DC: American
    Psychological Association. Научное обсуждение проблемы стабильности личности на протяжении жизни или ее изменения в ходе жизненного опыта.
    -
    Rogers, С. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin. Роджерс описывает собственное личностное развитие и основные идеи, связанные с его центрированным на личности подходом к терапии и жизни.
    Вебсайты и Интернет
    http:www.hgmp.mrc.ac.uk/: Веб-сайт проекты «Геном человека», цель которого – описать все гены человеческих хромосом.
    http://parenttime.com: Совершенно новый сайт для родителей, нуждающихся в консультации специалистов по воспитанию детей. Используются советы доктора Б. Спока.
    http://uww.cs.washington.edu/homes/raj/dream.html: Сайт для тех, кто хочет понять свои сны или почитать о снах других людей.
    http://plaza.interport.net/nypsan/freudairc.html: В этом сайте есть ответы на ваши возможные вопросы.
    http://mnv.2h.com/Tests/personality.phtml: Здесь вы найдете тесты на самопознание, с которыми можно поработать в режиме диалога.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   54


    написать администратору сайта