Главная страница
Навигация по странице:

  • Универсальные человеческие ценности.

  • Направленность этой книги

  • Преемственность и перемены

  • Лонгитюдинальные исследования (longitudinal studies)

  • Как мы переживаем личностный рост

  • 1. Осознание изменений.

  • По ту сторону индивидуализма

  • Обзор главы Социальные изменения

  • Выбор собственного жизненного пути

  • Упражнения 1.

  • Вопросы для самопознания 1.

  • Для углубленного изучения

  • атватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни. Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу


    Скачать 6.69 Mb.
    НазваниеИствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу
    Дата14.05.2023
    Размер6.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаатватер_и_,_даффи_к_психология_для_жизни.pdf
    ТипДокументы
    #1128195
    страница4 из 54
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

    Стандарты и порядок
    1. Я люблю порядок.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    2. Я предъявляю высокие требования к своим успехам на работе и в школе.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    3. Я должен признать, что в сущности я перфекционист.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    4. Мне неприятно, когда меня отвлекают во время работы.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    5. Я считаю, что вещи надо убирать на место.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    6. Меня раздражает, когда дело не доведено до конца.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    7. Я люблю всегда быть организованным и дисциплинированным.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен

    21 8. Я часто думаю, что легче что-то сделать самому, чем поручать сделать это другому.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    9. Я люблю быть очень внимательным и точным, когда я измеряю что-либо.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    10. Все, что я делаю, я стараюсь делать как можно лучше.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    11. Аккуратность очень важна для меня.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    12. Я люблю составлять список дел, которые надо сделать, и потом вычеркивать их по мере выполнения.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    Человеческие отношения
    13. Я хочу иметь более тесные отношения со своими друзьями.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    14. Я ненавижу плакать.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    15. Когда у меня возникают проблемы, я должен постараться решить их самостоятельно.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    16. Найти хорошего советчика трудно.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    17. Другим легче строить человеческие отношения, чем мне.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    18. Когда дело доходит до эмоций, я стремлюсь понять их, чтобы избавиться от них.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    19. Иногда мне кажется, что я заплачу, но я не хочу этого делать.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    20. Показывать сильные чувства не хорошо.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    21. Мне трудно говорить о собственных чувствах.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    22. Я чувствую себя неуютно, если отношения становятся слишком близкими.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    23. Некоторые говорят, что я кажусь слишком холодным и отстраненным.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    24. В мире очень мало людей, с которыми я был бы действительно тесно связан.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    Тревожность
    25. Мне трудно расслабиться.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен

    22 26. Я боюсь совершить ошибку.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    27. Когда я думаю о том, что мне нужно сделать, я чувствую беспокойство
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    28. Я часто беспокоюсь, когда мне нужно сделать какую-либо работу
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    Промедление
    29. Я часто откладываю свои дела, поэтому никогда не могу сделать их вовремя
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    30. Другие кажутся более эффективными, чем я.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    31. Я часто тяну так долго, как только могу.
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    32. У меня такие высокие требования, что часто я затягиваю выполнение работы
    1 2
    3 4
    5 6
    7 совершенно не согласен совершенно согласен
    Обработка данных: подсчитайте общее количество баллов. Чем больше полученная сумма, тем сильнее ваша тенденция к совершенству. Чтобы определить, в какой области вы более склонны к совершенству, подсчитайте количество баллов по каждому разделу (требования и порядок, отношения с другими, тревожность, промедление). Крайняя степень стремления к совершенству предполагает высокий балл во всех четырех областях.
    И с т о ч н и к : Johnson D. P.& Slaney R. В. (1996). Perfectionism: Scale development and a study of perfectionistic clients in counseling. Journal of College Student Development, 37(1), 29–41.
    Решение стать более взрослым или актуализировать собственный потенциал часто принимается несмотря на опасности и, следовательно, требует мужества. Теолог Пауль Тиллих (Paul Tillich) называет это «смелостью быть», т.е. смелостью утверждать собственное «Я» или собственные возможности несмотря на риск, с которым это связано – тема, развитая также в работах таких психологов, как Карл
    Роджерс (Carl Rogers) и Ролло Мэй (Rollo May).
    Однако и в том случае, когда мы избегаем взросления, риск остается, хотя и в менее очевидной форме. Каждый раз, когда мы упускаем возможность развить новые способности или предпочитаем безопасность изменению, мы подвергаем себя риску перестать развиваться, погрузиться в скуку, питательную среду для таких язв современности как наркотики, насилие и безответственный секс. Если мы склонны подавлять или отрицать внутреннее стремление самого человеческого организма к росту и развитию, мы рискуем стать плохо адаптированными иногда в очевидной форме, иногда в более скрытой, иногда сразу же, иногда позднее, в дальнейшей жизни. Это показали многие исследования. К счастью, высшее образование, один из механизмов развития, которым вы стремитесь воспользоваться подобно Захарию и Карен, помогает индивидам самоактуализироваться (Barnes & Srinivas, 1993;
    MacKay & Kuh, 1994). Маслоу (Maslow, 1968) как-то заметил, что большинство из отличительных психологических расстройств нашего времени, таких как «личность с задержкой в развитии»,
    «аморальная личность» или «апатичная личность», связаны с базисной неспособностью расти.
    Новые правила
    К счастью, время, в которое мы живем, создает окружение, более благоприятное, хотя и более рискованное, для актуализации нашей позитивной свободы. Это, в свою очередь, усиливает необходимость самоопределения. Совокупное влияние социальных изменений привело к

    23 формированию новых социальных ценностей и новых правил (new rules) сегодняшней жизни. В целом их новизна заключается в том, что люди меньше озабочены приспособлением к существующему положению вещей и больше – изменением окружения в соответствии с собственными потребностями и целями. Это изменение ценностей не может рассматриваться просто как усиление сосредоточенности на собственном Я или потворство собственному Я – излишества «Я-поколения» – как утверждают его критики. Конечно верно, что многие люди озабочены сегодня только собой. Но возрастание сосредоточенности на собственном Я может также оказаться сиюминутным проявлением переходной фазы от старых правил к синтезу старых и новых.
    Более важной особенностью является изменение базисного договора дал/получил (giving/ getting
    pact) (Yankelovich, 1981), или соглашения между индивидом и его окружением. Этот договор содержит неписаные правила, определяющие то, что мы вкладываем в наши отношения с другими людьми, в работу и сообщество и что мы ожидаем получить взамен. Эти правила редко сформулированы в явном виде. Скорее, мы считаем их настолько само собой разумеющимися, что с трудом осознаем их силу и присутствие только тогда, когда они начинают меняться.
    Прежний договор дал/получил, действовавший на протяжении большей части двадцатого столетия, был больше основан на самоотверженности и лояльности по отношению к обществу, почти как в современных коллективистских обществах. Это чувство можно было бы передать следующим образом:
    «Я буду много работать и выполнять свои обязательства. Я буду подавлять свое недовольство и душить собственные желания. Вместо них я буду делать то, что от меня ожидают. Я буду делать не то, что нужно мне самому, но прежде всего то, что нужно обществу. Я знаю, что я даю много, но то, что я получу взамен, стоит этого – постоянно повышающийся уровень жизни, верную жену и детей, хорошую работу и красивый дом. И последнее по счету, но не по значению, это гордость быть американцем, гражданином самой великой страны на земле». Эта этика составляла значительную часть так называемой американской мечты – возможности подняться наверх за счет напряженного труда и честности или увидеть, как это сделают твои дети; веры в то, что нужно работать, чтобы откладывать заработанное и соответствовать существующим социальным нормам.
    Однако сегодня миллионы американцев относятся с растущей настороженностью ко всем призывам к жертвам ради будущего, которые они не считают больше оправданными. Кажется, что американцы стали более индивидуалистичными и эгоцентричными. Им кажется, что старые правила неоправданно ограничивали свободу индивида в пользу больших институтов, особенно крупного бизнеса и правительства, использовавших свою власть в собственных интересах. Поэтому многие американцы вовлечены в исправление этого перекоса. Они заняты изменением договора дал/получил таким образом, чтобы получать больше за свои усилия. Хотя эти перемены более ярко видны на молодом поколении, выросшем уже при новых правилах, они проникают и в поведение населения в целом, затрагивая людей всех возрастов и социальных слоев.
    Новый договор дал/получил основан на стремлении к личностным достижениям и индивидуальным правам. Большая часть американцев сегодня тем или иным образом вовлечена в поиски
    самоосуществления (self-fulfilment), или самоопределения, в той или иной его форме. На самом деле все более очевидно, что самоопределение является одной из нескольких универсальных человеческих ценностей, которые можно обнаружить во многих культурах (S. Schwartz, 1994). Взаимоотношения многих универсальных человеческих ценностей иллюстрирует схема 1.2. Обратите особое внимание на самоопределение и его взаимосвязь с открытостью к изменениям и к восприятию нового.

    24
    Илл. 1.2. Универсальные человеческие ценности. Теоретическая модель взаимоотношений между мотивирующими ценностями, ценностями высшего порядка и биполярными ценностными измерениями.
    И с т о ч н и к : Schwartz S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (ed.), Advances in Experimental Social
    Psychology, 25, 1–65. Orlando, FL: Academic.
    Люди с нетерпением стремятся достичь собственных целей. Разговоры о необходимости «выполнить свой долг» посредством напряженной работы, чтобы добиться успеха в карьере или счастья в браке, вызывают у них насмешку. Они хотят успеха и счастья уже сейчас. Или, говоря иными словами: «Я хочу всего сейчас». Ориентация прошлых поколений на «будущее», предполагавшая, что дела будут идти все лучше и лучше, оказалась перекрытой ориентацией на «сейчас», жизнью полностью в настоящем, подкрепленной представлениями о неопределенном будущем мира.
    Еще одно большое изменение состоит в возросшей напористости людей, лучше сознающих собственные права, чем свою ответственность перед обществом. В результате многие заняты только преследованием собственных интересов и целей, по мере возможности, не нарушая права других.
    Однако в случае конфликта интересов его участники менее расположены к самоотверженности, чтобы хоть как-то приспособиться друг к другу, как бы придерживаясь нового морального принципа – «У меня есть долг перед самим собой».
    Направленность этой книги
    Каждый из нас сталкивается с проблемой примирения старых и новых правил. Мы должны уважать старые правила честной работы, бережливости и умеренности, чтобы получить образование и стабильный заработок и, следовательно, воспользоваться новыми ценностями, связанными с самореализацией, т.е. с личными удовольствиями и личностным самовыражением. Однако во многих отношениях эти два набора ценностей противоречат друг другу, что делает их трудно примиримыми.
    Эта задача непроста даже для разумных, хорошо образованных и хорошо информированных людей.
    Она еще сложнее и непонятнее для людей менее образованных, часто воспринимающих социальные изменения более драматически и негативно, чем люди с более высоким уровнем образования
    (DeStefano, 1990).
    Люди, ищущие жизненного руководства в популярных книжках, телевизионных шоу, которые больше развлекают, чем учат, и движениях, смешивающих популярную психологию с квазирелигиозными идеями, не всегда поступают правильно. Многие из этих источников чрезмерно упрощают характер личностных и социальных изменений, порождая нереалистические ожидания и, в конечном счете, разочарование.
    В отличие от них данный учебник психологии может дать надежные принципы развития и

    25 поведения. На страницах этой книги мы попытаемся показать, как принципы и открытия современной психологии могут помочь лучше понять самих себя и других и, таким образом, более эффективно сотрудничать со своим окружением и реализовать большую часть своего человеческого потенциала.
    Это вовсе не означает, что личностного роста можно достичь, просто читая учебник. Знакомство с научным знанием не означает, что вы будете использовать его. Например, очевидность того, что курение вредит здоровью и тот факт, что большинству курильщиков известно об этом, не мешает широкому распространению курения в нашем обществе. Современная психология может дать соответствующую информацию о нас самих и о мире, но владение и эффективное использование этого знания зависит от самого читателя. Теперь же мы перейдем к некоторым другим темам, связанным с самоопределением личности.
    Преемственность и перемены
    Ключевой проблемой для психологов и широкой публики является то, в какой степени люди меняются по мере взросления. Может ли действительно измениться наша личность? Или она просто созревает? Поколение назад некоторые психологи и простые смертные считали, что наследственность и раннее воспитание оказывают решающее влияние на развитие личности, и потом, достигая взрослости, мы в принципе остаемся все теми же. Однако новые открытия и социальные перемены в 1960-х и 1970-х годах показали, что люди продолжают развиваться в течение всего взрослого периода жизни. Сегодня большинство экспертов признают, что в развитии существуют и преемственность и изменения, но в разные периоды жизни доминируют различные процессы.
    Роберт МакКрэ (Robert McCrae) и Пол Коста (Paul Costa) (1994) показали устойчивость некоторых личностных особенностей на протяжении жизни. Наиболее высокая степень устойчивости была обнаружена по шкале интроверсии – экстраверсии, отражающей общительность, душевное тепло и способность настаивать на своем. Почти такую же устойчивость показывают черты, связанные с нейротизмом (тревожность, депрессивность и враждебность). Это означает, что люди, экспрессивные и легкие в общении в юности скорее всего останутся такими же и в зрелости, также как и те, кто в юности был зажатым и застенчивым. Лонгитюдинальные исследования (longitudinal studies) показывают некоторое снижение показателей по шкалам тревожности, враждебности и импульсивности на протяжении взрослой жизни. Следовательно, индивиды изменяются по мере взросления и накопления жизненного опыта, но различия между ними и другими людьми остаются в значительной мере все теми же. Например, импульсивная 20-летняя девушка вроде Карен, студентки медицинского колледжа, о которой мы говорили в начале главы, может стать менее импульсивной, когда ей будет 55, но она будет все так же более импульсивной по сравнению с другими женщинами ее возраста. Когда люди становятся старше, устойчивость их личностных черт становится более очевидной. Таким образом, личность меньше изменяется в период от 30 до 40 лет, чем в период от 20 до 30. Одна из причин этого состоит в том, что мы выбираем окружение и выходим замуж или женимся на тех, кто помогает сохранять неизменными черты нашей личности (Caspi & Herbener, 1990).
    Другие исследователи, например Каган (Kagan, 1989), признают важность устойчивости, но подчеркивают изменчивость и новизну, возможные в процессе развития. Они стараются определить, отражает ли неизменность черт личности наследственные задатки и особенности детского воспитания или, наоборот, социальные роли и ожидания, которые люди связывают с этими ролями. Они подчеркивают, что лишь некоторые черты обнаруживают относительную стабильность, чаще всего это особенности социального и эмоционального стиля, такие, как интроверсия – экстраверсия, тревожность и депрессия. В то же время Каган (1989) показал, что люди гораздо легче меняются в других отношениях, например, в степени самоуважения, чувстве личностной зрелости или контроле над своим окружением, а также в своих ценностях. При этом возможности для личностного роста могут быть увеличены, если человек заботится об изменениях – от уменьшения собственного веса до улучшения положения в обществе – и старается сохранять открытость изменениям на протяжении всего взрослого периода жизни.
    В конечном счете борьба между преемственностью и изменениями может быть обнаружена не только в академических спорах, но и в каждом из нас. Насколько мы меняемся, во многом зависит от различных приоритетов (предложений), которые мы связываем со стабильностью или изменениями, т.е. с нашими представлениями о том, какими мы хотим быть и как мы хотим прожить свою жизнь. Люди с традиционными ценностями склонны к высокой устойчивости личностных черт на протяжении жизни,

    26 разве что произойдет нечто, что заставит их измениться. События, способные изменить глубоко укоренившиеся черты, обычно носят драматический характер – это нежеланный развод, смерть ребенка, крах карьеры или, например, когда вас берут заложником во время кризиса. В подобных случаях люди получают мощную мотивацию для глубоких изменений в собственных взглядах и личности. В противоположность этому люди, придающие большее значение личностному росту, могут в значительной степени меняться в течение всей своей жизни, если только они не наталкиваются на препятствие. Так, шахтер, проводящий под землей по 10 часов в день на протяжении 30 лет, может иметь мало возможностей для личностного роста. В целом сегодня мы переживаем период революционных изменений в человеческом развитии, находимся на полпути в переходе от традиционной устойчивости к большим изменениям на протяжении жизни. Успехи медицины, такие, как пластическая хирургия и трансплантация органов, а также методики изменения поведения и помощь, оказываемая тысячами групп различного рода поддержки, являются частью этой тенденции.
    Как мы переживаем личностный рост
    Верить в возможность личностных изменений – лишь часть дела. Необходимо активно стремиться и добиваться личностных изменений, поскольку этот опыт может быть непростым и выбивающим из колеи. Чтобы понять и облегчить личностный рост (personal growth), Сидни Джурард (Sidney Jourard,
    1975) разработал феноменологию роста (phenomenology of growth) или описание того, как мы субъективно переживаем его. Как и всякое развитие, наше внутреннее переживание роста имеет тенденцию быть неровным, с подъемами и плато. В один момент мы хотим испытать что-то новое, в другой – упрочить то, что уже приобрели. Поскольку мы осознаем свой внутренний мир как непрерывный поток мыслей, чувств и переживаний, свой рост легче обнаружить в ретроспективе, чем в момент, когда мы находимся в центре цикла личностных изменений.
    Опыт личностных изменений обычно представляет собой трехфазный цикл. Цикл начинается с (1) осознания каких-либо изменений в нас самих или в нашем окружении, которые вызывают (2) чувство несвязности или неудовлетворенности, оно в свою очередь ведет нас к (3) той или иной перестройке нашего опыта, а именно к принятию новой установки в отношении самих себя или других людей.
    1. Осознание изменений. Рост обычно начинается с осознания изменений. В действительности изменения происходят постоянно, но мы не всегда осознаем их. Постоянное осознание изменений было бы слишком дестабилизирующим. Мы, наоборот, склонны конструировать образы самих себя и мира более стабильными и более подвластными нашей воле, чем они в действительности являются. В результате мы острее осознаем происходящие изменения в один момент, чем в другой. Например, иногда мы приходим к осознанию происходящих изменений внезапно, получая неожиданный комплимент или замечание. Время раздумий и принятия решений также напоминает нам, что грядут перемены, например, когда мы выбираем учебное заведение или специальность. Принятие на себя новой ответственности, такой, как брак, рождение детей, повышение по службе также является важным источником развития. Разочарования и неудачи, такие например, как внезапное увольнение, также заставляют нас осознать перемены. Общий признак всех подобных переживаний – понимание того, что дела обстоят не так, как раньше, или не так, как мы привыкли считать.
    2. Чувство диссонанса или неудовлетворенности. Приведет ли осознание изменений к личностному росту, будет зависеть от нашей реакции на него. Иногда мы реагируем на изменения, пытаясь защититься от них, слабо осознавая свои действительные переживания, подобно человеку, который, когда его не повысили по службе, отрицает неудачу, говоря «На самом деле я совсем не хотел этого».
    Поскольку этот человек отрицает свои чувства, связанные с изменениями, он уменьшает возможности своего роста. Напротив, когда мы чувствуем разочарование, мы можем оказаться гораздо сильнее мотивированными к дальнейшим изменениям. Поэтому циклы развития часто начинаются с разочарований и неудач. Например, мучения, связанные с провалом на экзаменах и поисками выхода из трудной ситуации, могут заставить студента заниматься более внимательно или вообще изменить свои учебные навыки. Конечно, мы может развиваться и в счастливых условиях, когда чувство дискомфорта возникает, скорее, из-за неудовлетворенности потребностей в развитии, чем из-за каких-либо неудач.
    Девушка, вроде Карен, студентка, о которой мы говорили в начале главы, хочет поступить в медицинский институт потому, что чувствует потребность в большем количестве женщин-врачей, а не

    27 потому, что не надеется добиться успехов на юридическом поприще.
    Эта фаза развития неизбежно сопровождается определенной тревожностью и переживанием неудобства (дискомфорта). Когда наша мотивация связана просто с желанием измениться или научиться чему-либо, например, когда мы пытаемся овладеть новым видом спорта, мы может просто желать этого, мало беспокоясь о результатах. Но когда мотивация вырастает из глубокой неудовлетворенности собой, переживания могут быть более острыми. В любом случае старая поговорка
    «Как то, что кажется таким плохим, может быть таким хорошим?» напоминает нам, что эти выбивающие из колеи переживания чаще, хотя и не обязательно, являются необходимой частью на пути к желанной цели.
    3. Перестройка собственного опыта. Говоря обычными словами, эта фаза развития часто выражается в появлении новых идей и вследствие этого в изменении установок, поведения и ценностей. В некоторых случаях, например, когда мы обнаруживаем, что большинство людей испытывают тревогу во время экзаменов, дополнительные знания или инсайт (догадка, озарение) могут повлиять на наше понимание себя или других. Но мы можем осознать и свои, в значительной мере бессознательные процессы, например, понять, что наша хроническая тревожность во время экзаменов скрывает за собой ненужную боязнь критики и провала. Мы можем принять новую установку по отношению к другим, если захотим прислушаться к критике, допустив, что люди, скорее хотят помочь нам, чем сделать нам больно.
    Личностный рост может также принять форму нового самовосприятия, например, большего принятия своего Я и доверия к нему, что может стать следствием достижений, например, успешной защиты диссертации. Главное состоит в том, что каждое внутреннее приспособление к изменившимся условиям или изменение затрагивает весь опыт личности в целом, поэтому рост (развитие) представляет собой его постоянную реорганизацию.
    На этой стадии человеку легче испытывать позитивные, благодарные чувства, чем на предыдущих стадиях. Как сказал однажды философ-экзистенциалист Кьеркегор (Kierkegaard): «Жизнь можно понять только в обратном направлении, но жить ее приходится в прямом». Возможно, вы уже оглядывались назад в неопределенные периоды своей жизни, которые, возможно, способствовали вашему развитию, и говорили себе: «Теперь-то я понимаю, что со мной происходило».
    По ту сторону индивидуализма
    Предполагается, что рост* способствует самопониманию и улучшает наши отношения с другими людьми. Но всегда существует риск, что в результате этого процесса человек окажется полностью поглощен самим собой. Поэтому не удивительно, что понятие самореализации, особенно в его популярных версиях, вызвало и критические замечания. Ведь изменилось даже определение успеха – от самосовершенствования в честном труде и получении отсроченных удовольствий до эгоцентризма с его желанием немедленной награды. Многие признают, что в этой критике есть рациональное зерно.
    * Читатель, по-видимому, уже давно догадался, что принятые авторами выражения «личностный рост», «рост» надо здесь понимать как «развитие личности» (Прим. ред.).
    Однако в книге «Привычки сердца» (Habits of the Heart) (Bellah, Madsen, Sullivan, Swidler and Tipton,
    1985) поднимается еще более базисный вопрос, а именно: неверное представление о резком и радикальном индивидуализме (individualism), неразрывно связанном с самореализацией. Широкие и подробные опросы американцев обнаружили очень мало эгоистических, нарциссических
    (характеризующихся самолюбованием) личностей, принадлежащих к
    «Я-поколению». Но они показали, что язык индивидуализма, основной для американцев язык самопонимания, ограничивает способ мышления людей. Индивидуализм долго был центральной ценностью американской жизни, и самореализация часто понимается как преувеличенное его измерение. В итоге более чем когда-либо прежде, мы настаиваем на том, чтобы «искать собственное подлинное Я, не зависящее от каких-либо культурных или социальных влияний, быть ответственными только перед этим Я и сделать его реализацию настоящим смыслом собственной жизни».

    28
    Наиболее полно мы переживаем удовлетворенность жизнью, общаясь с другими людьми
    В то же самое время люди меньше вовлечены в достижение целей, общих для всего общества, что верно для коллективистских обществ или более раннего периода американской жизни, когда ориентация на собственное Я сдерживалась и контролировалась сильными связями с семьей, церковью и местным сообществом. Сегодня, когда эти связи ослабли, люди смотрят со стороны на общественные заботы, необходимые для выживания свободного, демократического общества.
    Противоречие между одиноким индивидом и необходимым для жизни социальным контекстом постоянно обнаруживается в различных исследованиях, посвященных установкам американцев. Так,
    Джордж Гэллоп (George Gallup, 1991) и его сотрудники спрашивали американцев: «Можно ли сказать, что вы в целом удовлетворены/не удовлетворены тем, как складывается ваша жизнь?» Более трех четвертей опрошенных сказали, что они удовлетворены личной жизнью. Но когда их спросили о ситуации в США, лишь половина ответила то же самое. Также и в другом опросе Гэллопа американцев спрашивали, насколько оптимистично или пессимистично они настроены в отношении своего будущего и будущего, мира. Снова 44% высказались достаточно оптимистично о собственном будущем. И только половина из этого числа были столь же оптимистичны относительно будущего мира (DeStefano, 1990).
    По всей видимости, люди не замечают противоречия в собственных взглядах. Как вы лично можете ожидать блестящего финансового будущего, несмотря на огромный государственный долг, безработицу или бедность? Реалистично ли ожидать счастливой семейной жизни в условиях постоянно увеличивающегося числа разводов и тяжелых времен для работающих родителей?
    Между тем общая переоценка поиска самореализации может привести к более реалистичному взгляду на жизнь и личные достижения. Миллионы американцев обнаруживают, часто на собственном горьком опыте, что озабоченность личными проблемами вовсе не является прямой дорогой к воплощению себя. Но этот жизненный опыт не ведет их назад к подавлению собственного Я, как это было в прошлом; и они не замыкаются на возделывании собственного сада, не обращая внимания на весь оставшийся мир. Наоборот, они активно участвуют в выработке новых правил жизни, предполагающих новое согласование требований Я и общества. В сердцевине нового взгляда на самореализацию находится понимание того, что личность может реализовать себя только в отношениях с другими людьми, а это предполагает создание сети общих, разделяемых всеми смыслов, охватывающей изолированных индивидов. Личностная реализация в самом глубоком смысле слова предполагает вовлеченность, выдерживающую проверку временем. Это может быть вовлеченность во взаимоотношения с любимыми людьми, друзьями, семьей; в занятия карьерой, идеями, верованиями; решение социальных проблем, охрана природы или приключения – все зависит от человека и его ценностей.
    Термин
    «вовлеченность» смешает центр нашего внимания со слишком индивидуалистического представления о Я, предполагающего самопожертвование или самореализацию, к представлению о Я-в-его-связях-с-другими или взаимосвязанности с другими, т.е. представлению, включающему человека в общество. Как отмечают Беллах и др. (Bellah, et al., 1985), необходимо избавиться от языка радикального индивидуализма, заменив его более глубоким представлением об истине. А истина состоит в том, что мы не можем найти самих себя независимо от других людей и институтов, но только их посредством: «Мы открываем, чем мы являемся в действительности, только лицом к лицу и бок о бок с другими» дома, на работе и в более широком сообществе. Практически вся наша деятельность происходит во взаимоотношениях, группах и сообществах, которые структурируются институтами и истолковываются с помощью культурных смыслов. Изолированное незаполненное Я – пустая абстракция. Даже позитивные стороны нашего индивидуализма бессчетным количеством путей связаны с социальным контекстом, поддерживающим нас даже тогда, когда мы

    29 полностью не осознаем этого. Хотя большинство людей, интервьюированных Беллахом, восхваляли автономию и самореализацию, они вовсе не предполагали, что хорошей жизни можно добиться в одиночестве. Наоборот, «те, кого мы интервьюировали, почти все согласны, что связанность с другими на работе, в любви и сообществе является основополагающей для счастья, самоуважения и морального достоинства».
    Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что традиционные правила жизни возлагали неоправданно тяжелый груз на отдельного человека, заставляя подавлять личные желания ради социального приспособления. Исправляя этот перекос, идея самореализации высветила важность индивидуального удовлетворения личностных потребностей, часто доводя дело до радикального индивидуализма.
    Однако, как мы показали, становление человека – более сложный процесс, чем это представляют популярные источники, и требует большего равновесия между требованиями Я и общества. Ганс Селье
    (Hans Selye, 1980), известный исследователь стресса, однажды заметил, что люди, страдающие различными заболеваниями, связанными со стрессом, часто имеют искаженное представление о жизни
    – слишком подчеркивают в ней либо жертвенность, либо любовь к самому себе. Односторонний подход к жизни не приведет к хорошему результату. На протяжении этой книги мы исследуем основные области личности, роста (развития человека) и поведения. Но каждая область жизни требует постоянной борьбы за достижение того баланса самоотдачи и получения между Я и другими, который обеспечит удовлетворенность собственной жизнью.
    Обзор главы
    Социальные изменения
    Мы начади главу с описания того, как стремительные технологические и социальные изменения оказывают далеко идущее влияние по всему миру. В частности, революция в средствах массовой коммуникации привела к новому видению мира: сегодня люди в странах Третьего мира ориентируются на то, что они видят в более экономически развитых странах, а те, в свою очередь, испытывают обратное влияние.
    Экономически развитые нации, такие, как США, входят в постиндустриальную эру, где доминирует сфера услуг и первостепенное значение придается теоретическому и техническому знанию.
    Аналогичным образом вхождение в информационную эру (information age) заставляет нас создавать, перерабатывать или распространять большое количество информации. Предсказатели будущего общества допускают, что мы живем в неопределенные времена, и все же сохраняют оптимистическое видение будущего. Самое важное изменение состоит в подготовке людей к жизни и работе в новом ориентированном на услуги информационном обществе, которое требует умения обращаться с высокими технологиями и более высокого уровня образования. Женщины, представители меньшинств и относительно менее образованные люди могут сегодня опасаться технологии или даже испытывать технофобию.
    Выбор собственного жизненного пути
    Жизнь в быстро изменяющемся обществе приводит к большим изменениям в самоопределении индивидов, чем это было в прошлом. При этом, как показал Фромм, люди более успешны в достижении свободы «от» традиционных авторитетов, чем в использовании свободы «для» осуществления собственного предназначения. Изменения в самоопределении требуют от человека столь многого, что он склонен избегать принятия важных решений, обращаясь к авторитетам или ориентируясь на мнение толпы. Наоборот, нести груз собственной жизни – это значит смело смотреть ей в лицо и принимать важные решения, идти на взвешенный риск ради личностного роста и брать на себя полную ответственность за собственную жизнь.
    «Новые правила» в сегодняшнем индивидуалистическом обществе ясно показывают изменения в самоопределении личности. Люди все больше подвергают сомнению старые правила, подчеркивавшие значение социальной конформности (следования требованиям общества) и самоотверженности. Они, напротив, добиваются соблюдения собственных индивидуальных прав и стремятся к самореализации.
    Наиболее важное изменение состоит в том, что люди хотят и ожидают большего от жизни в обмен на собственные усилия.

    30
    Направленность этой книги
    Поиски самореализации создают трудности как для самого индивида, так и для нации, заставляя искать способы примирения старых и новых ценностей. Люди, обращающиеся к книжкам о самопомощи, зачастую находят слишком упрощенное представление о самореализации, приводящее к нереалистичным ожиданиям, заканчивающимся разочарованием. В отличие от них научная психология дает надежные принципы и проверенное знание, которые могут помочь в реалистическом самоопределении и личностном росте.
    Психология показывает, что преемственность и изменения присутствуют в личности каждого из нас.
    Насколько меняетесь вы или я в значительной степени зависит от предпочтений, связанных для нас со стабильностью или с изменением. В то же время сегодня мы живем в эпоху, когда для личностных изменений предоставляется больше места, чем раньше.
    Субъективный опыт изменений личности состоит из трех этапов: (7) осознания изменений, происходящих внутри нас или в нашем окружении; (2) появлении чувства рассогласования или неудовлетворенности, которое, в свою очередь, приводит к (3) той или иной реорганизации опыта, в частности, к принятию новых установок по отношению к себе или другим.
    Критики утверждают, что движение, проповедующее самореализацию, поощряет людей к чрезмерной сосредоточенности на собственном Я и индивидуализму, мешает их включенности в общество, необходимой в условиях демократии. Однако сегодня происходит общая переоценка этого движения, которая прокладывает путь более реалистическому взгляду на жизнь и личностную реализацию. В сердцевине этого нового взгляда – призыв к уравновешению требований Я и общества в свете того, что личностная реализация может быть достигнута только в отношениях с другими – с помощью общепризнанных смыслов, объединяющих изолированных людей.
    Тест для самопроверки
    1. Для постиндустриального общества характерно преобладание: а. механизмов в. сферы услуг и информации б. безработицы г. голубых воротничков
    2. В США наблюдается тенденция к: а. меньшему соблюдению прав человека в. росту конформности по отношению к авторитетам б. этническому разнообразию г. большему материализму
    3. Большинство работников сферы услуг имеют дело прежде всего с: а. информацией в. механизмами б. поддержанием здоровья г. финансами
    4. Кто чаще всего страдает технофобией? а. менеджеры среднего звена в. дети б. белые воротнички г. представители меньшинств и женщины
    5. Индивидуалистическое общество: а. может быть проиллюстрировано в. может быть проиллюстрировано примером Китая примером США б. считает важной выгоду для общества г. это то же самое, что и коллективистское общество
    6. «Старые правила», руководившие поведением американцев, были основаны на самопожертвовании и: а. лояльности по отношению к требовани- в. личностной самореализации ям общества б. ориентацией на «сейчас» г. индивидуальных правах
    7. Какая из перечисленных ниже особенностей более всего способна измениться во взрослом возрасте? а. общительность в. самоуважение б. тревожность г. нейротизм
    8. По мнению Сидни Джурарда, субъективный опыт роста начинается с: а. чувства рассогласования в. включенности в изменения б. осознания изменений г. реорганизации опыта
    9. Опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев удовлетворены: а. личной жизнью в. своей страной б. национальной политикой г. прогрессом в мире
    10. Пересмотр понятия самореализации предполагает, что самореализация личности возможна только: а. для образованной части населения в. во взаимоотношениях с другими людьми б. в среднем или взрослом возрасте г. у людей, стремящихся к совершенству

    31
    Упражнения
    1. Социальное изменение. Выберите два-три социальных изменения, оказавших наиболее сильное влияние на вашу жизнь, и напишите об их воздействии примерно одну страницу. Например, поразмышляйте о том, как компьютер изменил вашу учебу, работу и личную жизнь.
    2. Изменение как появление нового или как угроза. Выберите какие-то изменения, произошедшие недавно в вашем окружении, например, появление нового преподавателя или увольнение на работе.
    Напишите примерно одну страницу о том, какие чувства вы испытываете по этому поводу, стараясь определить, прежде всего, рассматриваете ли вы их как новую возможность или как угрозу. (Люди, психологически сильно ориентированные на то, чтобы рассматривать изменения как перемены, чувствуют себя личностно вовлеченными в то, что они делают, и их отличает чувство контроля над собственной жизнью.)
    3. Определите особенности вашего личного договора дал/взял. Выберите какую-нибудь сторону своей жизни, например, работу, друзей или брак. Затем напишите в нескольких абзацах, как много вы готовы вложить в эти взаимоотношения и чего вы ожидаете взамен. В какой степени ваш договор
    дал/взял основан на старых или новых правилах самореализации?
    4. Насколько важна для вас самореализация? Подумайте, что из того, что вы делаете, можно отнести к самореализации. Каковы ваши жизненные цели? Ориентированы ли они на вас или на других? Что вы делаете для того, чтобы активно достичь этих целей?
    5. Опыт личностного роста. Примерно на одной странице опишите какой-либо опыт личностного роста в соответствии с тремя фазами цикла личностного роста, выделенными Джурардом: а)
    осознание изменений, б) чувство внутренней неудовлетворенности и в) вытекающая отсюда реорганизация личного опыта.
    6. Самореализация и личностная и социальная вовлеченность. Выберите какие-то события своей жизни, которые принесли вам большое удовлетворение (какое-то ваше достижение, отношения с кем-либо и т.п.), и опишите, в какой мере ваше чувство собственной реализованности было связано с вовлеченностью в отношения с другими людьми.
    Вопросы для самопознания
    1. Видите ли вы собственное будущее более оптимистически, чем будущее общества, в котором вы живете, или мира?
    2. Не мешает ли вам принимать решения ваша чрезмерная озабоченность тем, чтобы оставлять как можно больше возможностей открытыми? Не слишком ли сильно вы стремитесь к совершенству?
    3. Насколько вы чувствуете, что ваша жизнь находится у вас под контролем?
    4. Согласны ли вы с тем, что многие базисные правила жизни в нашем обществе сегодня меняются?
    5. Встречали ли вы людей, которые ведут себя так, словно не существует никаких правил, определяющих нашу жизнь?
    6. Насколько важны ценности самореализации для вас лично?
    7. Ожидаете ли вы от жизни большего, чем ожидали ваши родители?
    8. В какой степени вам лично удалось примирить старые и новые правила жизни, описанные в этой книге?
    9. Можете ли вы припомнить какой-либо тяжелый период своей жизни и, оглядываясь назад, определить было ли это временем вашего личностного роста?
    10. Согласны ли вы с тем, что личностная реализация достигается главным образом в ходе ваших взаимоотношений с другими людьми?
    Для углубленного изучения
    -
    Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M, Swidler A & Tipton S.M. (1985). Habits of the heart. Berkeley:
    University of California Press. Глубокое и интересное исследование индивидуализма и включенности в американской жизни.
    -
    Frey S. (1994). Psychotrends: What kind of people are we becoming? New York: Simon & Schuster. Один из конкретных взглядов на изменения, происходящие в американской жизни.
    -
    Lauer R.H. & LauerJ.C. (1988). Watersheds. Boston: Little, Brown. Рассматриваются различные

    32 жизненные кризисы как потенциальные возможности для личностного роста.
    -
    Stock G. (1985). The book of questions. New York: Workman Publishing. Наводящие на размышление вопросы, стимулирующие самопознание и личностный рост.
    -
    Zey M. (1994). Seizing the future: How the coming revolution in science, technology, and industry will
    expand the frontiers of human potential and reshape the planet. New York: Simon & Schuster. Книга, рисующая будущее мира, в случае продолжения технологической и информационной революций.
    Веб-сайты и Интернет
    http://www.launchsite.come/freedom.htm: Обобщающий ресурс, содержащий ссылки на сайты, посвященные свободе слова, гражданским правам, социальной активности и т.д.
    http://www.mcs.net/

    zupko/popculture.htm: Сайт, посвященный изменениям в американской культуре.
    http://www.cpsr.org/dox/: Сайт специалистов в области компьютерных технологий, озабоченных своей ответственностью перед обществом.
    http://futurec.xtc.net/: Интересуетесь перспективами глобализации общества? Этот сайт для вас.
    http://www.safari.net/pam/netanon/: Хотя кое-кто боится новых технологий, многие люди крайне ими увлечены (особенно тем, что касается Интернета). Если вы относитесь ко второй категории, этот сайт для вас.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54


    написать администратору сайта