Значение шахмат. Значение шахмат.. Избранные произведения
Скачать 90.29 Kb.
|
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers Вениамин Франклин (1706-1790) "Избранные произведения" (Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956, 632 с.) Общая редакция и вступительная статья проф. Баскина М.П. Из вступительной статьи М.П.Баскина "Вениамин Франклин" (с.5-50) С.45. Большую роль в истории этических учений сыграла нашумевшая работа Франклина "Нравственность игры в шахматы". В ней Франклин сравнивает шахматную игру с жизнью, где люди также борются с соперниками и противниками и имеют возможность и выиграть и проиграть. В человеческой жизни, рассуждает он далее, есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствия такового. Играя в шахматы, полуиронически замечает американский просветитель, можно научиться многим моральным качествам. В шахматах, как и в жизни, особое значение, по утверждению Франклина, имеет предвидение, т. е. способность заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие. Из этого Франклин делает вывод: всякий человек должен разумно подходить к своим поступкам, взвешивать их последствия и извлекать из каждого шага пользу для себя. Здесь Франклин опять-таки пропагандирует при помощи оригинальной ссылки на шахматную игру принципы разумного эгоизма. Большой интерес представляет мысль Франклина о том, что, играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и упорно продолжать поиски новых возможностей. Таким образом, Франклин мотивирует оптимизм, доказывает, что человек должен никогда не падать духом, а всегда бодро смотреть вперед. Франклин учит, что будущее принадлежит разуму, который в конечном счете одержит победу над предрассудками. Оптимистическая этика Франклина отражает веру молодой тогда буржуазии в свое торжество над феодалами. С.50. Перевод работ Франклина на русский язык осуществлён с четырёхтомного бостонского издания (B.Franklin, The Works, Boston 1840, vv I-IV) А.А.Кисловой, Н.М.Макаровой, Ю.В.Семёновым, А.А.Френкиным и А.Н.Чанышевым… Примечания составлены А.А.Кисловой. Нравственность игры в шахматы (с.569-572) Игра в шахматы — это наиболее древняя и наиболее известная игра среди людей, потому что ее происхождение относится к далеким временам, и в течение бесчисленных веков эта игра была развлечением всех цивилизованных наций Азии: персов, индийцев и китайцев. В Европе она появилась свыше тысячи лет тому назад; испанцы распространили ее по своей части Америки, и недавно она начала появляться в Соединенных Штатах Америки. Сама по себе она настолько захватывает, что не нужно заинтересованности в денежном выигрыше, чтобы играть в нее, поэтому в нее редко играют на деньги. Те, кто имеет время для этого развлечения, не знают другой более невинной игры. Следующий отрывок, написанный с целью исправить (среди немногих молодых друзей) небольшие нарушения в проведении игры, покажет в то же время, что эта игра по своему действию на мозг не только безвредна, но полезна как для побежденного, так и для победителя. Игра в шахматы — не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна по многих случаях жизни. Жизнь — своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, вы можете научиться: I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист: "Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?" II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура, возможность помощи одной фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и нападет на эту или другую фигуру, и какие средства могут быть использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара против него. III. Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например: "Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит"; и поэтому очень хорошо, что эти правила должны выполняться, и игра поэтому становится отражением жизни и особенно войны, в которой, если вы неосторожно поставите себя в плохое или опасное положение, то вы не сможете добиться, чтобы противник дал вам возможность отвести войска в более безопасное место; вы должны нести все последствия вашего опрометчивого поведения. И, наконец, играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом при современном состоянии наших дел, надеяться на благоприятное изменение и упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра так полна событиями, и они так разнообразны, настолько подчинены неожиданным превратностям, что вырабатывают умение находить средства выйти из предполагаемого непреодолимого затруднения, и каждый стремится продолжить игру до самого конца в надежде выиграть благодаря своему умению или по крайней мере добиться пата благодаря небрежности противника. Всякий человек согласится, что в игре в шахматы мы видим пример того, как небольшой успех может породить самонадеянность, а последующее невнимание может повести к потерям; это научит нас не очень унывать при успехе противника и не терять надежды выиграть при каждом отпоре, который можно получить в погоне за удачей. Чтобы мы чаще прибегали к этому полезному развлечению в противовес другим, которые не имеют такого преимущества, нужно учитывать каждое обстоятельство, которое может увеличить удовольствие от игры; любого некрасивого или неуважительного действия или слова, или чего-нибудь, что может быть неприятным, нужно избегать, как противоречащего намерению обоих игроков приятно провести время. Поэтому, во-первых, если решено играть согласно строгим правилам, то тогда обе стороны должны точно выполнять эти правила без того, чтобы одна сторона выполняла, а другая уклонялась от правил, потому что это несправедливо. Во-вторых, если решено играть, не соблюдая строго правила игры, и один из играющих требует снисхождения, то он должен быть готов предоставить то же самое другому игроку. В-третьих, никогда нельзя делать неверных ходов, чтобы выйти из затруднительного положения или чтобы получить преимущество. Нет никакого удовольствия играть с человеком, которого однажды уличили в таком некрасивом поступке. В-четвертых, если ваш противник долго думает, вы не должны торопить его или выражать нетерпение при его промедлении. Вы не должны ни петь, ни свистеть, ни смотреть на часы, не должны брать и читать книгу, постукивать ногами по полу или пальцами но столу или делать что-нибудь, что может отвлекать его внимание. Потому что все эти вещи очень неприятны, и они не обнаруживают вашего искусства в игре, но скорее вашу хитрость и вашу грубость. В-пятых, вы не должны пытаться развлекать или обманывать вашего противника, притворяясь, что вы сделали плохие ходы, и говорить, что вы теперь проиграли, с тем чтобы сделать его уверенным, небрежным и невнимательным к вашей игре; все это мошенничество и обман, а не искусство играть. В-шестых, если вы победили, то не должны употреблять какие бы то ни было торжествующие или обидные выражения или выказывать слишком большое удовольствие; вы должны попытаться утешить своего противника, сделать так, чтобы он не очень расстраивался, вежливо и правдиво убеждая его: "Вы понимаете игру лучше, чем я, но вы несколько невнимательны", или "Вы играете слишком быстро", или "У вас была хорошая игра, но что-то отвлекло ваши мысли, и это повернуло игру в мою пользу". В-седьмых, если вы наблюдаете, как играют другие, сохраняйте полнейшее молчание. Потому что, когда вы даете советы, вы наносите обиду двум сторонам: и тому, против кого вы советуете, так как это может привести к его поражению, и тому, кому вы советуете, так как если совет и хорош и он ему последует, то игрок не получает того удовлетворения, какое бы он имел, если бы сам додумался до этого хода. Даже после одного хода или нескольких ходов вы не должны снова передвигать фигуры и показывать, как можно было бы лучше пойти, потому что это неприятно и может породить споры и сомнения относительно правильного расположения фигур. Всякие разговоры с игроками отвлекают и рассеивают их внимание и поэтому неприятны. Также нельзя делать ни малейших намеков любой стороне посредством каких-либо звуков или движений. Если вы так поступаете, то вы недостойны быть зрителем. Если вы хотите высказать или показать свое суждение, то делайте это, когда играете сами и когда у вас есть возможности критиковать, не вмешиваясь в чужие дела и не подавая советов игрокам. И, наконец, если игра ведется не строго по вышеуказанным правилам, то в таком случае сдерживайте свое желание победить противника и будьте довольны, если сумеете одержать победу над собой. Не хватайтесь сразу за всякое преимущество, возникшее у вас в связи с неумением или невниманием противника, но вежливо заметьте ему: "Таким-то ходом вы ставите или оставляете фигуру в опасности и незащищенной", или "таким-то ходом вы поставите короля в опасное положение" и т. д. При такой щедрой вежливости (настолько противоречащей вышеназванным неблаговидным поступкам) вы, конечно, можете проиграть своему противнику; но вы завоюете то, что гораздо лучше: его почтение, его уважение, его любовь вместе с молчаливым одобрением и доброжелательством беспристрастных зрителей. Примечание (с.623): "Нравственность игры в шахматы" - морально-философская притча. Дата написания не установлена. Здоровая и изуродованная нога (с.596-597) В мире существует две категории людей, из которых одни при одинаковом здоровье, богатстве и других жизненных удобствах становятся счастливыми, а другие — несчастными. Это происходит большей частью из-за различия их представлений о вещах, людях и событиях и воздействия этих различных представлений на их умы. В каком бы положении люди ни находились, они всегда могут найти удобства и неудобства; в какой бы компании ни находились, всегда могут найти людей и беседы более или менее приятные; за каким бы столом они ни сидели, всегда они найдут еду и питье лучшего и худшего качества, блюда, приготовленные лучше или хуже; в каком бы климате они ни жили всегда будет хорошая и плохая погода; при любом правительстве можно найти хорошие и плохие законы, и хорошее и плохое их исполнение; в любой поэме или гениальном произведении можно найти неудачные места и достоинства; и почти в каждом лице и в каждом человеке можно обнаружить хорошие черты и недостатки, хорошие и плохие качества. На этих моментах сосредоточивают свое внимание обе вышеупомянутые категории людей; те, кто склонны быть счастливыми, обращают внимание на удобства вещей, на приятные моменты в беседе, на хорошо приготовленные блюда, на хороший вкус вина, на хорошую погоду и т. д. и от всего этого получают удовольствие. Те, кто несчастливы, думают и говорят наоборот. Следовательно, они постоянно недовольны собой и своими замечаниями раздражают общество, оскорбляютмногих людей и делаются везде нетерпимыми. Если в природе существует такой склад ума, то таких несчастливых людей надо жалеть. Но склонность критиковать и испытывать отвращение, возможно, первоначально появляется как подражание кому-нибудь и неожиданно переходит в привычку, которая, хотя в настоящее время и очень сильна, тем не менее может быть исправлена, если те, кто имеет эту привычку, поймут, что она дурно влияет на их благосостояние; и я надеюсь, что это маленькое замечание послужит им на пользу и заставит их отказаться от этой привычки, которая имеет серьезные последствия в жизни, приносит действительное горе и несчастья. Из-за того, что многие обижены этими людьми, их никто не любит и никто не выказывает им больше, чем простую вежливость и уважение, и только это; поэтому они часто не в духе, и это ведет к спорам и раздорам. Если они задаются целью достигнуть повышения в чинах или улучшения состояния, то никто не желает им успеха, никто не позаботится, не замолвит за них словечко. Если они подвергнутся общественному порицанию или немилости, то никто не будет защищать или извинять их, а многие присоединятся, чтобы усугубить их положение, и сделают их полностью виноватыми. Если эти люди не изменят своей плохой привычки, не снизойдут до того, чтобы быть довольными тем, что приятно, без того, чтобы раздражать себя и других противоречиями, то тогда для других будет лучше избегать с ними знакомства, которое всегда неприятно, а иногда очень неудобно, особенно когда обнаружишь, что ты втянут в их ссору. Один мой старый друг философ убедился на своем опыте и стал очень осторожным в этом деле, и всячески избегал какой бы то ни было близости с этими людьми. Как все другие философы, он имел термометр, чтобы узнавать температуру воздуха, и барометр, который показывал, что хорошо и что плохо; но так как еще не изобретен инструмент, чтобы с первого взгляда определять эту неприятную склонность в человеке, то поэтому для этой цели он пользовался своими ногами, одна из которых была замечательно красивая, а другая из-за какого-то случая была искривлена и изуродована. Если незнакомец при первом разговоре больше обращал внимание на его больную ногу, чем на здоровую, то он сомневался в этом человеке. Если он говорил о больной ноге и не обращал внимания на здоровую, то этого было достаточно для моего философа, чтобы не иметь с этим человеком никакого дальнейшего знакомства. Но не у каждого есть такой инструмент, состоящий из двух ног; но каждый при небольшом внимании может заметить признаки этого придирчивого ворчливого характера и принять то же самое решение: избегать знакомства с теми, кто заражен этим недостатком. И поэтому я советую всем недовольным, жалующимся, ворчливым несчастливым людям, если они хотят, чтобы их все уважали и любили и если они хотят сами быть счастливыми, то они должны перестать обращать внимание на больную ногу. Примечание (с.624): Относится к серии морально-философских притч. Дата написания работы не установлена. Комментарий И.Г.Сухина: Трепетно держать в руках том великого Франклина “Избранные произведения” (М.: ГИПЛ, 1956). На с.569-572 приведена эпохальная статья “Нравственность игры в шахматы”. Вот одна из ключевых цитат: “Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни”. Занятно, что в издании 1956 года Франклин назван не Бенджамином, а Вениамином. Самое поразительное заключается в том, что когда я 19 июля брал труд Франклина в нашей библиотеке Института теории и истории педагогики, то формуляр издания оказался девственно чистым. Парадокс - почти за полвека ни один из учёных не взял раритет в руки! Каюсь, я и сам сделал это слишком поздно, - раньше мне “хватало” извлечений из данной работы, опубликованных в “64 – Шахматном обозрении”, “Шахматах в СССР” и других журналах. О Франклине читайте также статью Ильи Шрабштейна "Шахматы в жизни замечательных людей", где сказано: "Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе “Morals of chess” (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение". Подробнее - http://www.newacropolis.ru/articles/?id=200. Фрагменты работы Франклина приведены также в "Шахматории Семёна Губницкого" http://www.sport.kharkiv.com/sg_chess/g-cp-09r.htm. Губницкий датирует статью “Нравственность игры в шахматы” 1779 годом. В свою очередь сайт RussiansNJ.com (сайтна русском и английском языках для жителей Нью Джерси) указывает иную дату - 1786 год. Цитируем последний источник: "Американцы все больше играют в шахматы. Количество членов Шахматной Федерации США\United States Chess Federation, созданной в 1939 году, за последние пять лет выросло наполовину. Любопытно, что популярность древней игры в США выросла благодаря распространению современных информационных технологий. Предполагается, что популярность шахмат в США повысилась из-за повсеместного распространения Интернета - в результате любители этой игры могут играть не выходя из дома или на работе. На интернет-портале Yahoo! шахматы являются самой популярной игрой (из более 40 имеющихся), и в шахматы постоянно играют от 8 до 12 тыс. пользователей. Кроме того, все более популярны карманные шахматные компьютеры, самые дешевые образцы которых стоят $15-$18 и обучающие компьютерные программы, которые позволяют самостоятельно получить начальную шахматную подготовку. Сегодня в США насчитывается около 90 тыс. шахматистов-разрядников, которые играют в 2.2 тыс. клубов. В рейтингах ФИДЕ\FIDE США занимает место в первой пятёрке по количеству мастеров, гроссмейстеров и т. д., обычно после России и Германии. Например, в первой пятёрке по количеству гроссмейстеров, США занимает третье место (55 человек), после России (140) и Германии (58), опережая Украину (47) и Венгрию (35). Однако, согласно мировому шахматному рейтингу ФИДЕ 2003 года лишь один американский гроссмейстер Джоэль Бенджамн\Joel Benjamin входит в сотню лучших, занимая 98-е место. Усиление шахматной мощи США произошло, во многом, благодаря советской шахматной школе. Многие советские мастера переехали в Соединенные Штаты и ныне защищают цвета США. В 2003 году чемпионом США стал Александр Шабалов, юношеский чемпионат выиграл Варужан Акобян. В крупнейших американских турнирах 2003 года побеждали Сергей Кудрин, Юрий Шульман, Евгений Перельштейн, Юрий Лапшун… В 1733 году, один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин\Benjamin Franklin начал серию игр с другом, который хотел выучить итальянский язык. Проигравший партию должен был выучить несколько страниц англо-итальянского словаря. Франклин потом признался, что из-за того, что оба играли просто ужасно, они смогли вместе научиться говорить по-итальянски. Много лет спустя, в 1786 году, Франклин написал первое американское литературное произведение о шахматах под названием “Мораль Шахмат”, где утверждал, что игра в шахматы развивает мыслительные способности и способствует приобретению хороших привычек. В 1805 году вышла первая американская книга о шахматах. Её автор утверждал, что имеющиеся названия фигур устарели и должны быть приспособлены для игры в условиях демократии. Так, короля следовало называть президентом, ферзя - генералом, пешку - разведчиком и т.д. Американские газеты начали публиковать материалы о шахматах в 1840-е годы. Тогда же появились первые шахматные журналы. Сегодня журнал Chess Life имеет 250 тыс. подписчиков - это один из самых популярных ежемесячных журналов в стране". Подробнее - http://russiansnj.com/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=7079&mode=thread&order=0&thold=0. В статье "В ней можно почерпнуть многие душевные качества" ("64 - Шахматное обозрение", 1981, №8, с. 24-26) историк И.Линдер указывает 1779 год, как дату написания эпохальной работы Франклина, отмечая, что перевод статьи “Нравственность игры в шахматы” в издании 1956 года сделан А.Френкиным. И.Линдер пишет: "Сочинение Франклина, впервые опубликованное в конце 1786 года в журнале "Коламбиен мэгэзин" (Филадельфия)…" Вот и разгадка. В 1779 году статья “Нравственность игры в шахматы” была написана, а в 1786 году впервые опубликована. Поэтому не прав американский источник. Советуем всем интересующимся ознакомиться со статьёй И.Линдера, в которой рассказывается о различных изданиях и переводах шахматной статьи Франклина. |